Герман Дойвеерд
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Герман Дойвеерд | |
---|---|
![]() Дуйевеерд, гр. 1930 год | |
Рожденный | |
Умер | 12 февраля 1977 г. | (82 года)
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа | Реформационная философия , Континентальная философия , Неокальвинизм |
Известные идеи | Религиозный основной мотив |
Часть серии о |
Христианская демократия |
---|
![]() |
![]() |
Герман Дойевеерд , также известный как Герман Дойевеерд (7 октября 1894, Амстердам — 12 февраля 1977, Амстердам), был профессором права и юриспруденции в Vrije Universiteit, Амстердам с 1926 по 1965 год. Он также был философом и главным основателем реформационной философии. [3] с Дирком Волленховеном , [4] значительное развитие неокальвинистской ( или кайперианской) школы мысли. Дойеверд внес ряд вкладов в философию и другие академические дисциплины, касающиеся природы разнообразия и согласованности в повседневном опыте, трансцендентных условий для теоретического мышления, отношений между религией, философией и научной теорией, а также понимания смысла, бытия, времени и себя. .
Дойвеерд наиболее известен своим набором из пятнадцати аспектов (или «модальностей», «модальных аспектов» или «модальных закон-сфер»), которые представляют собой различные способы, которыми реальность существует, имеет значение, переживается и происходит. Этот набор аспектов находит применение в практическом анализе, исследованиях и преподавании в таких различных областях, как искусственная среда, устойчивое развитие, сельское хозяйство, бизнес, информационные системы и развитие. Дэни Штраусс, редактор «Собрания сочинений Дойверда», представила здесь систематический взгляд на философию Дойвеерда .
философии Дуйевеердом Критика
Дойевеерд подверг как имманентную, так и трансцендентальную критику западной философии, следуя традициям континентальной философии .
В своей имманентной критике он стремился понять работу каждого философского мыслителя или каждую традицию изнутри и раскрыть, в ее собственных терминах, ее основные предпосылки, чтобы выявить глубокие проблемы. Посредством такой имманентной критики мыслителей-философов, начиная с греков-досократиков и вплоть до середины двадцатого века (включая период Средневековья и вплоть до современных периодов), Дойевеерд утверждал, что продемонстрировал, что теоретическое мышление всегда основывалось на предпосылках религиозного мышления. природы, которую он назвал основными мотивами . Основной мотив — это духовная движущая сила, побуждающая каждого мыслителя интерпретировать реальность под ее влиянием. [5] Дойеверд выделил четыре основных основных мотива западной мысли, три из которых дуалистичны по своей природе: [6]
- разделение формы и материи в греческой мысли
- мотив «Сотворение-Падение-Искупление» библейской (иврит, семитской) мысли
- разделение Природы и Благодати в средневековой схоластической мысли
- Разделение природы и свободы в гуманистической мысли Просвещения
Это означает, что теоретическая мысль никогда не была нейтральной или автономной по отношению к мыслителю.
Однако Дойевеерд остался неудовлетворен «аргументом, который показывает, что на самом деле философия всегда находилась под влиянием религиозных убеждений». Скорее, он «хочет показать, что иначе и быть не может, потому что это часть природы философии или теоретической мысли». [7]
Это побудило Дойевеерда предпринять трансцендентальную критику теоретической мысли, подобную той, которую впервые предложил Иммануил Кант . [8] Хотя Кант и Гуссерль искали условия, которые делают возможным теоретическое мышление , они все же предполагали, что теоретическая установка возможна. Дойеверд стремился понять условия, которые делают возможной теоретическую установку , и утверждал, что все теоретическое мышление происходит со ссылкой на «Происхождение значения», которое является основным мотивом, которого мы придерживаемся экстрарационально. Это значит, что теоретическая мысль никогда не может быть нейтральной или автономной по отношению к мыслителю.
Исходя из этого, Дойвеерд утверждал, что вся «хорошая» философия обращается к идее тремя фундаментальными частями:
- мир
- последовательность рациональностей
- происхождение значения
Это, как он предположил, может позволить разрозненным теоретическим и философским подходам вступить в дискурс друг с другом, пока каждый мыслитель открыто признает свой собственный основной мотив. Дойеверд, соответственно, очень ясно изложил свою собственную точку зрения на Сотворение-Падение-Искупление, с неокальвинистским оттенком и в долгу перед Авраамом Кайпером .
Космомомическая Дойевеерда философия
Космомоническая философия Дойвеерда отличается от большинства существующих философий по крайней мере тремя способами, которые переплетаются между собой:
Во-первых, он серьезно относится к дотеоретической позиции мышления как к отправной точке, с которой можно начать понимать, что делает возможным теоретическое мышление. Большинство других философских размышлений начинается с предположения теоретической установки и либо игнорирует повседневный опыт, либо пытается объяснить его теоретически, в любом случае предполагая возможность теоретического мышления как пути к познанию. Сделав возможность теоретического мышления философской проблемой, Дойевеерд пошел глубже и дальше, чем Кант , Гуссерль , Хайдеггер и другие. (слишком риторическое заявление)
Во-вторых, оно коренится в различных предпосылках (« основных мотивах ») о природе реальности, которые носят религиозный характер. В то время как греческая философия коренится в разделении Форма/Материя, схоластическое мышление средневекового христианства – в разделении Природа/Благодать, а гуманистическая философия – в разделении Природа/Свобода, Дойвеерд начал с библейской идеи Падения и Искупления Творения. Можно сказать, что он исследовал философские (а не теологические) последствия этой идеи. Он назвал свою философию « христианской философией », хотя то, что обычно называют этим ярлыком, имеет схоластическую природу и совсем другое.
В-третьих, он утверждает, что смысл более фундаментален, чем бытие или процесс. Дуйеверд выразил это так:
Смысл – это бытие всего, что было создано, и природа даже нашей самости. Оно имеет религиозный корень и божественное происхождение. [9]
Значимость исходит от Творца (Бога), а не от суверенного человеческого приписывания. Все вещи, а не только те, что связаны с человечеством, имеют значение. Строго говоря, говорит Дойеверд, вещи скорее имеют смысл, чем имеют его . Таким образом, смысл подобен океану, в котором мы плаваем, он является основой всего нашего существования и функционирования, а не свойством, которое мы приписываем вещам или словам.
науки Разнообразие
Это имеет значение для науки. Наука – будь то математические, естественные, гуманитарные или социальные науки – рассматривается как абстрагирование определенных аспектов для изучения. Например, хотя юрист и биолог могут изучать одни и те же вещи (например, отпечатки пальцев), их интересуют разные аспекты. Они смотрят на значение вещи с разным фокусом, хотя в равной степени озабочены тем, что реально. Восприятие реальности посредством такого рода научного подхода, выбирающего для изучения один аспект, отличный от других, обязательно будет определяться фундаментальными предположениями о том, как эти различные виды значений связаны друг с другом в единое целое, входящее в общий диапазон все переживания. [10]
Точно так же и в повседневной жизни мы можем осознавать отдельные аспекты, хотя большую часть времени действуем в них молчаливо.
Аспекты [ править ]
Полагание смысла как фундаментального и приоритет, отдаваемый нашему дотеоретическому опыту разнообразного значения, побуждают мыслителя задаться вопросом: какие существуют способы быть осмысленными, которые не могут быть сведены друг к другу? Какие аспекты существуют в вещах? Он выделил пятнадцать, которые являются не просто категориями, а модальностями (способами существования, функционирования и т. д.): [11]
- Количественный аспект: сумма
- Пространственный аспект: непрерывное расширение
- Кинематический аспект: плавное движение.
- Физический аспект: энергия, материя.
- Биотический/Органический аспект: жизненные функции, самоподдержание.
- Чувствительный/психический аспект: чувство и реакция.
- Аналитический аспект: различение, концептуализация
- Формирующий аспект: формирующая сила, достижение, технология, техника.
- Лингвальный аспект: символическое общение
- Социальный аспект: социальное взаимодействие
- Экономический аспект: экономное использование ресурсов.
- Эстетический аспект: гармония, удивление, веселье.
- Юридический аспект: обязанность (права, ответственность)
- Этический аспект: самоотверженная любовь
- Пистический аспект: вера, видение, приверженность, убеждение.
Дойевеерд утверждал, что, поскольку их открытие связано с нашим теоретическим функционированием, которое ошибочно, ни один набор аспектов, включая его собственный, не может «претендовать на материальное завершение». [12]
Последствия аспектов [ править ]
Короче говоря, аспекты — это способы обретения смысла и «законная сторона» созданной реальности. Все, что происходит, происходит «отвечая» законам каждого аспекта (т.е. подчиняясь их законам). например, физические волны или частицы возникают по законам физического аспекта, поэзия возникает по законам эстетического аспекта. Таким образом, каждый аспект или «сферу права» можно рассматривать как определяющий отдельный вид возможности.
Более ранние аспекты являются определяющими; более поздние являются нормативными. Люди действуют как субъекты во всех аспектах, животные — как субъекты чувствительного аспекта, растения — как биотические, а неживые существа — как физические. Читая это, вы действуете языково, понимая это, аналитически, концептуализируя, чувственно, видя или слушая и т. д. Фактически, все наше функционирование многоаспектно, хотя некоторые аспекты могут быть скрытыми. [13]
Вещи существуют благодаря отношению к каждому аспекту. Например, физически автомобиль существует как груз стали, пластика и т. д., кинематически — как вид транспорта, в социальном — как символ статуса, экономически — как вмятина в наших финансах, эстетически — как предмет красоты, биотически — как загрязнитель окружающей среды. , писательски как кумир и так далее. Бытие вещей принципиально многоаспектно. [14]
Знание можно рассматривать как многоаспектное знание. Например, аналитическое знание дает категории и теории, формирующее знание дает навыки, языковое знание дает «корпус знаний», который можно найти в библиотеках, и так далее. [15]
Каждый аспект определяет свою рациональность. В этом смысле Дойвеерд повторяет Винча и Хабермаса, хотя и с большей точностью. [16]
и Работы наследие
Дойеверд попытался создать философию, которая учитывала бы различия не только в нечеловеческой реальности, но и между одним мыслителем и другим. Вслед за Авраамом Кайпером и другими ранними неокальвинистами Дойеверд попытался описать реальность как творение Бога, значение которого исходит от Бога. Это данное Богом значение проявляется во всех аспектах временной реальности, что имеет значение для науки.
Например, хотя юрист и биолог могут изучать одни и те же вещи – скажем, отпечатки пальцев – их интересуют разные аспекты. Они смотрят на значение вещи с разным фокусом, хотя в равной степени озабочены тем, что реально. Восприятие реальности посредством такого рода научного подхода, выбирающего для изучения один аспект, отличный от других, обязательно будет определяться фундаментальными предположениями о том, как эти различные виды значений связаны друг с другом в единое целое, входящее в общий диапазон все переживания. Дуйеверд утверждал, что это свидетельствует о необходимости последовательной и радикально христианской философии , которую он стремился предложить. Более того, он пытался показать, что даже воображение людей является частью той же самой сотворенной реальности, и даже если они заблуждаются, они не могут избежать подчинения правлению Бога, раскрытому христианским откровением.
Дойевеерд сознательно позволил своей христианской перспективе направлять свое понимание, но придерживался философского, а не богословского образа мышления. Он считал, что это позволило философу понять принцип, благодаря которому многообразие значений удерживается в единстве, когда он направляет свою мысль к началу вещей, которым является Бог, и к Божьей цели создания вещей, которая находится в во Христе. Эта основная религиозная ориентация должна влиять на то, как христианин понимает вещи. В отличие от дуалистического типа религиозного основного мотива , Дойеверд предположил, что основная ориентация христианина на мир должна быть выведена не из человеческих размышлений, а из открытых целей Бога: творения, грехопадения и искупления во Христе. Этот христианский религиозный основной мотив представляет собой фундаментально иную позицию по отношению к вещам по сравнению, скажем, со схемой «Форма/Материя» греков, синтезом «Природа/Благодать» средневекового христианства или «Природа/Свобода» Подход Просвещения , каждый из которых представляет собой ориентацию, разделенную между собой из-за опоры на два противоречивых принципа. Хотя христианский религиозный взгляд на вещи как Сотворенные, Падшие и Искупленные часто смешивался со спекулятивными и дуалистическими схемами, он никогда по-настоящему не отождествлялся с ними полностью, так что в христианской мысли существует историческая преемственность, несмотря на тот факт, что она претерпела некоторые изменения. По мнению Дойевеерда, произошли многочисленные существенные сдвиги. Но тот факт, что их можно убедительно смешивать, убедительно обнажает трансцендентальные правила, которым подчиняются как ложные, так и истинные теории.
Религиозный мотив — это духовная движущая сила, побуждающая каждого мыслителя интерпретировать реальность под ее влиянием. Дойвеерд писал, что в случае с мыслителями, которые предполагают, что человеческое мышление автономно, и которые руководствуются утверждением, что не имеет значения, существует Бог или нет, основная приверженность такого мыслителя автономному мышлению заставляет его выделить какой-то аспект творение как источник всякого смысла. По мнению Дойевеерда, при этом предположительно автономный мыслитель становится пленником своего рода идола, созданного им самим, который подчиняет его понимание своим диктатам.
Хотя Дойевеерд сознательно раскрывает религиозную природу своей философии, он предполагает, что на самом деле всякая мысль неизбежно носит религиозный характер. Этот религиозный штамп замаскирован, когда предполагаемый источник смысла, к которому направляют свои мысли различные мыслители, не называется Богом, а скорее считается неким аспектом творения. Это, по его мнению, объясняет, почему гуманистическая наука порождает крайне противоречивые идеологии. Это помогает обнаружить «антитезу», источник непреодолимых различий между различными точками зрения. По мнению Дойевеерда, «антитезис» должен рассматриваться как основополагающий вопрос любой целостной философии, и этот антитезис носит религиозный характер.
Заимствование языка и концепций из самых разных философских школ , особенно Эдмунда Гуссерля , марбургской школы неокантианства Эрнста , Кассирера . «Философии символических форм» [17] — и, как утверждают некоторые, Франц Ксавер фон Баадер , [а] Дойеверд опирается на этот фундамент предполагаемого «антитезиса», чтобы проводить различия между одним типом мышления и другим, теоретизируя, что различные виды мышления раскрывают различные виды значений и что это значение каким-то образом соответствует реальному положению дел .
Дойевеерд разработал антиредукционистскую онтологию «модальных аспектов», касающуюся различных видов значений, которые раскрываются при анализе каждой существующей вещи. Он считал такие модусы несводимыми друг к другу и в то же время неразрывно связанными. Дойевеерд сначала предположил, что существует 14 мод, но позже постулировал, что их 15. [20] Неразрывная связь этих модальных аспектов проявляется в их аналогичных отношениях друг с другом и, наконец, в их концентрации в центральной религиозной самости, которая имеет прямое отношение к ее происхождению: Богу.
Большинство опубликованных статей и многотомных работ Дойвеерда первоначально появилось только на голландском языке. При его жизни уже предпринимались попытки сделать его работы доступными для англоговорящих людей. Перевод произведений Дуйвеерда продолжается с 1994 года под надзором Центра Дуйвеерда (см. ссылку ниже). На сегодняшний день на английском языке опубликовано тринадцать книг, в том числе его выдающийся опус ( De Wijsbegeerte der Wetsidee 1935–1936), который был переработан и расширен на английском языке под названием «Новая критика теоретической мысли» (1953–1958).
Влияние Дойвеерда продолжилось через Ассоциацию реформационной философии и ее журнал Philosophia Reformata , который он и Волленховен основали в 1932 году. Название журнала представляет собой что-то вроде загадочной философской шутки, которая перезаписывает и меняет смысл названия из книги 1622 года. Автор: Иоганн Даниэль Милиус, Philosophia Reformata , сборник алхимии, которую некоторые тогда считали наукой. По всему миру также существует ряд учреждений, которые черпают вдохновение из философии Дойевеерда. (типа? - назовите хоть какой)
Дойевеерд стал членом Королевской Нидерландской академии искусств и наук в 1948 году. [21]
В поминальной редакционной статье, появившейся в газете Trouw 6 октября 1964 года по случаю 70-летия Дойевеерда, Г. Е. Лангемейер, председатель Королевской голландской академии наук , профессор Лейденского университета и генеральный прокурор апелляционной инстанции, похвалил Дойевеерда как «. ...самый оригинальный философ, когда-либо созданный Голландией, не исключая даже Спинозу ».
Библиография [ править ]
Многотомные издания [ править ]
- Дойевеерд, Герман (1997) [1955], Новая критика теоретической мысли , том. I: Необходимые предпосылки философии, Льюистон, Нью-Йорк : Edwin Mellen Press .
- Том II: Общая теория модальных сфер
- Том III: Структура индивидуальности временной реальности
- Том IV: Указатель тем и авторов (составлен Х. де Йонгсте)
- Реформация и схоластика в философии
- Том I: Греческая прелюдия
- Энциклопедия юридической науки
- Том 1: Введение
Сборники эссе, критических статей и компиляций [ править ]
- Христианская философия и смысл истории
- Очерки юридической, социальной и политической философии
- Корни западной культуры
- В сумерках западной мысли
- Политическая философия
- Контуры христианской философии; Введение в мысль Германа Дойевеерда
Примечания [ править ]
- ^ Это противоречивое утверждение исследователя Баадера и Дойвеерда Дж. Гленна Фризена о том, что кальвинистская философия Дойвеерда тесно связана с мистической католической философией фон Баадера и развилась из нее. [18] Принятие этой предпосылки привело бы к иной интерпретации мысли Дойевеерда, чем преобладавшая до сих пор. [19]
См. также [ править ]
Постгуманизм # Философский постгуманизм
Ссылки [ править ]
- ^ Ван Раак, Рональд. «Прощание с философом Балкененде» . парламент.com . Проверено 15 июля 2023 г.
- ^ Де Йонг, Пит Х. «Дойевеердианцы доминируют в кабинете министров» . Нидерландский Дагблад . Проверено 15 июля 2023 г.
- ↑ За последние несколько десятилетий появилось несколько названий системы Дойеверда. Его оригинальный De Wijsbegeerte der Wetsidee (3 тома, Амстердам: HJ Paris, 1935–1936) переводится как «Философия идеи права». Однако Дойвеерд писал в своей более поздней « Новой критике теоретической мысли» , что «лучшим английским термином, соответствующим этому понятию, кажется, является «космомическая идея», поскольку слово «закон», использованное без дальнейших уточнений, могло бы вызвать особый юридический смысл, который, конечно, здесь нельзя понимать» (NC I, 93). Хотя эта фраза была популярна среди ученых-дуйвеердов, некоторые также использовали фразу «философия правовой базы», например, Рой Клоузер (см. Клоузер 2005, 2010) и Адольфо Гарсия де ла Сьенра Гуахардо (см. Гарсия де ла Сьенра 2010). .
- ↑ Хотя многие ученые Дойвеерда считают, что мысль Дойвеерда совместима с мыслью Волленховена, другие поставили под сомнение такую точку зрения. О первой точке зрения см. Wolters (1985). О последнем см. Friesen (2005).
- ^ Наземные мотивы , Информация о Dooy
- ^ Чой, Бумага , Dooy информация
- ^ Герцема, Х.Г. (2000), «Трансцендентальная критика Дуйевеерда: ее герменевтическое преобразование», в Штраусе, DGM; Боттинг, М. (ред.), Современные размышления о философии Германа Дойвеерда , Льюистон, Нью-Йорк : Edwin Mellen Press , стр. 99
- ^ Трансцендентальная критика , Информация о Dooy
- ^ Дойевеерд, Х. (1955), Новая критика теоретической мысли , том. я, с. 4
- ^ Наука , информация о Dooy для различных видов науки с точки зрения Dooyeweerdian.
- ^ Аспекты , информация о Dooy
- ^ Dooyeweerd 1997 , с. II.554.
- ^ Понятие функционирования Дуйвеерда , Информация о Дуе
- ^ Сущности , информация Dooy о том, как вещи «существуют» по отношению к аспектам.
- ^ Зная , Dooy информация
- ^ Рациональность , Дой информация о аспектных типах рациональности.
- ^ Дойвеерд, «Предисловие», De Wijsbegeerte der Wetsidee ,
Сначала я находился под сильным влиянием неокантианской философии, а затем феноменологии Гуссерля
. - ^ Фризен, Дж. Гленн (2003). «Мистический Dooyeweerd: отношение его мысли к Францу фон Баадеру» . Ars Disputandi . 3 : 16–61. дои : 10.1080/15665399.2003.10819763 .
- ^ Штраус, Даниэль FM (2004). «Интеллектуальное влияние на реформаторскую философию Дойевеерда» (PDF) . Философия реформата . 69 (2): 151–81. дои : 10.1163/22116117-90000323 . Проверено 9 июня 2008 г.
- ^ Dooyeweerd 1997 , с. 2,98.
- ^ «Х. Дойевеерд (1894 – 1977)» . Королевская Нидерландская академия искусств и наук . Проверено 17 июля 2015 г.
Исследования [ править ]
- Чаплин, Джонатан (2011), Герман Дойеверд: христианский философ государства и гражданского общества , Нотр-Дам .
- Отто, Пол (2005), «В сумерках Корпуса Дойвеерда: История публикации книги В сумерках западной мысли и будущее исследований Дойвеерда» , Philosophia Reformata , 70 (1): 23–40, doi : 10.1163/22116117 -90000340 .
Специальный выпуск журнала Axiomathes был посвящен теме «Философия и наука в мысли Германа Дойевеерда».
- Клоузер, Рой (2010). «Краткий очерк философии Германа Дойевеерда». Аксиоматика . 20 (1): 3–17. дои : 10.1007/s10516-009-9075-2 . S2CID 55421582 .
- Штраус, DFM (2010). «Значение нередукционистской онтологии для математической дисциплины: исторический и систематический анализ». Аксиоматика . 20 (1): 19–52. дои : 10.1007/s10516-009-9080-5 . S2CID 122405137 .
- Штраус, DFM (2010). «Значение нередукционистской онтологии для физической дисциплины: исторический и систематический анализ». Аксиоматика . 20 (1): 53–80. дои : 10.1007/s10516-009-9081-4 . S2CID 195233860 .
- Гарсиа де ла Сьенра, Адольфо (2010). «Экономическая сфера». Аксиоматика . 20 (1): 81–94. дои : 10.1007/s10516-009-9077-0 . S2CID 195233965 .
- Скиллен, Джеймс В. (2010). «Необходимость нередукционистской политической науки». Аксиоматика . 20 (1): 95–106. дои : 10.1007/s10516-009-9076-1 . S2CID 154309247 .
- Шурман, Эгберт (2010). «Ответственная этика для глобальных технологий» . Аксиоматика . 20 (1): 107–127. дои : 10.1007/s10516-009-9079-y .
- Васта, Сальваторе (2010). «Новое «существенное напряжение» для рациональности и культуры. Что произойдет, если политика снова попытается столкнуться с наукой». Аксиоматика . 20 (1): 129–143. дои : 10.1007/s10516-009-9082-3 . S2CID 153773880 .
в Дойевеерда мысль Введение
- Клоузер, Рой А. (2005). Миф о религиозном нейтралитете: очерк скрытой роли религиозных убеждений в теориях (2-е изд.). Издательство Университета Нотр-Дам. ISBN 978-0-268-00775-1 .
- Хоммес, Хендрик Ян ван Эйкема (1982). Введение в философию Германа Дойвеерда . Гаага: Мартинус Нийхофф.
- Калсбек, Л. (1976). Контуры христианской философии: введение в мысль Германа Дойевеерда , пер. Бернар Зильстра и Жозина Зильстра. Торонто: Издательский фонд Wedge.
- Первоначально опубликовано на голландском языке как Калсбек, Л. (1970). Философия идеи права: образец христианской философии (PDF) . Амстердам: Бийтен и Шипперхейн.
- Марсель, Пьер-Шарль (2013). Трансцендентальная критика теоретической мысли , пер. Колин Райт. Том 1 « Христианской философии Германа Дойевеерда» . Алтен, Нидерланды: Издательство Wordbridge.
- Марсель, Пьер-Шарль (2013). Общая теория сфер права , пер. Колин Райт. Том 2 «Христианской философии Германа Дойевеерда» . Алтен, Нидерланды: Издательство Wordbridge.
- Спир, Дж. М. (1954). Введение в христианскую философию , пер. Дэвид Х. Фриман. Филадельфия: Пресвитерианская и реформатская издательская компания.
- Первоначально опубликовано на голландском языке как Спир, Дж. М. (1950). Введение в философию правовой идеи (4-е изд.). Кук: Кампен.
- Штраус, DFM (2015) Философия Германа Дойевеерда
- Обеспечивает более обширную систематическую ориентацию философии Дойевеерда.
- Трост, Андре (2012). Что такое Реформационная философия? Введение в космомическую философию Германа Дойевеерда . Иорданская станция: Paideia Press. ISBN 978-0-88815-205-3 .
- Вулф, Сэмюэл Т. (1978). Ключ от Дойвеерда . Филадельфия: Пресвитерианская и реформатская издательская компания.
и Влияния развитие
- Хендерсон, Роджер (1994). Просветляющий закон: построение философии Германа Дойевеерда, 1918–1928 гг . Амстердам: Бийтен и Шипперхейн.
- Фризен, Дж. Гленн (2003). «Мистический Dooyeweerd: отношение его мысли к Францу фон Баадеру» . Ars Disputandi . 3 (1): 16–61. дои : 10.1080/15665399.2003.10819763 .
- В одной из самых противоречивых статей об интеллектуальном развитии Дойвеерда в литературе Фризен утверждает, что двадцать пять ключевых идей в трудах Дойвеерда «уже можно найти у немецкого философа девятнадцатого века Франца фон Баадера».
- Фризен, Дж. Гленн (2005). «Дойевеерд против Волленховена: религиозная диалектика в рамках реформационной философии » Реформатская философия 70 (2): 102–132. дои : 10.1163/22116117-90000355 .
- Краай, Джон (1979). «Последовательные концепции развития христианской философии Германа Дойевеерда (I)» (PDF) . Философия реформата . 44 (2): 137–149. дои : 10.1163/22116117-90001335 .
- Крей, Джон (1980). «Последовательные концепции развития христианской философии Германа Дойевеерда (II)» (PDF ) Реформатская философия 45 (1): 1–46. дои : 10.1163/22116117-90001342 .
- Штраус, Даниэль FM (2004). «Интеллектуальное влияние на реформаторскую философию Дойевеерда» (PDF) . Философия реформата . 69 (2): 151–81. дои : 10.1163/22116117-90000323 . Проверено 9 июня 2008 г. .
- В одном из первых ответов на Фризена (2003) Штраус утверждает, что идея «о существовании какого-либо прямого влияния на его мысль [Дойевеерда] со стороны Фон Баадера не может быть подтверждена на основе доступных источников, хотя вполне вероятно, что он мог знать о существовании фон Баадера».
- Вербург, Марсель (1989). Герман Дойвеерд: жизнь и творчество голландского христианского философа . Баарн: Десять Хав. , переведенный Гербертом Дональдом Мортоном и Гарри Ван Дайком как Герман Дойвеерд: Жизнь и творчество христианского философа , Jordan Station: Paideia Press, 2015 .
- Уолтерс, Альберт, «Интеллектуальная среда Германа Дойевеерда», в Макинтайр, Коннектикут (1985), Наследие Германа Дойвеерда: размышления о критической философии в христианской традиции , University Press of America .
Внешние ссылки [ править ]

- Собрание сочинений Германа Дойеверда онлайн
- Басден, Эндрю (редактор), Страницы Дойвеерда , Солфордский университет .
- Басден, Эндрю (01 декабря 2002 г.), «Критическая теория Германа Дойвеерда?», Journal of Information Technology , 17 (4): 257–69, doi : 10.1080/0268396022000017770 , S2CID 2561771 .
- Баус, Грегори, Суверенитет социальной сферы Дойевеерда .
- Фризен, доктор Дж. Гленн (1935–36), De Wijsbegeerte der Wetsidee [ Философия идеи права ] (PDF) (онлайн-изд.), Амстердам: HJ Paris .
- Койзис, Дэвид Т., Краткое содержание , заархивировано из оригинала 8 января 2015 г. Переработка Койзисом модальной шкалы Дойевеерда и испанский перевод его «Вводного эссе в политическую философию» (публикация Собрания сочинений Германа Дойвеерда в 2004 году ).
- Скиллен, Джеймс В. (март 1979 г.), Вклад Германа Дойвеерда в философию социальных наук , том. 31, JASA , стр. 20–24 .
- 1894 рождения
- 1977 смертей
- Голландские философы ХХ века
- Голландские писатели XX века
- Кальвинистские и реформатские философы
- Континентальные философы
- Критики атеизма
- Голландские христианские писатели
- Члены Королевской Нидерландской академии искусств и наук
- Христиане реформатских церквей из Нидерландов
- Выпускники Vrije Universiteit Amsterdam
- Академический состав Vrije Universiteit Amsterdam
- Писатели из Амстердама