Хосе Мария Арисмендиарриета
Хосе Мария Арисмендиарриета | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 22 апреля 1915 г. Маркина-Хемейн , Бискайя , Испания |
Умер | 29 ноября 1976 г. Мондрагон , Гипускоа , Испания | (61 год)
Часть серии о |
Христианская демократия |
---|
![]() |
![]() |
Хосе Мария Арисмендиарриета Мадариага ( Маркина-Хемейн , Бискайя , Испания, 22 апреля 1915 — Мондрагон , Гипускоа , Испания, 29 ноября 1976) — баскский католический священник и промоутер кооперативных компаний корпорации «Мондрагон» , первоначально располагавшейся на территории Басков. Страна и в настоящее время распространена по всему миру. [ 1 ] По состоянию на 2021 год это вторая по величине бизнес-группа социальной экономики в Испании, объединяющая девяносто восемь кооперативов, восемь фондов , один взаимный , десять организаций по страхованию и семь международных делегаций, распределенных по четырем направлениям: финансы, промышленность, распространение и знания . [ 2 ]
Арисмендиарриета был семинаристом в Витории , когда в 1936 году началась гражданская война в Испании , и поэтому он был мобилизован правительством Басков. Благодаря знанию баскского языка он был назначен редактором новой газеты «Эгуна», где оставался до тех пор, пока Франсиско Франко войска не вошли в Бильбао . Он был ими арестован и снова мобилизован в военное правительство Бургоса до конца войны. После окончания учебы и священнического рукоположения в 1941 году он был назначен викарием прихода в промышленный город Мондрагон, расположенный в долине Гипускоан Деба, где и оставался до своей смерти. [ 3 ] Прагматичный и трудолюбивый священник, с большим чувством социальной справедливости и человеческого достоинства , он продвигал многочисленные организации и компании на благо рабочих и общества в рамках того, что он назвал «опытом сотрудничества Мондрагона». [ 4 ] Тысячи людей ежегодно посещают Мондрагон, чтобы проанализировать самоуправляемую кооперативную модель Арисмендиарриеты по созданию и поддержанию рабочих мест. [ 5 ] Он считается почтенным в католической церкви. [ 6 ]
Биография
[ редактировать ]Ранние годы: 1915–1931 гг.
[ редактировать ]
Хосе Мария Арисмендиарриета, чье имя часто сокращают до «Арисменди», родился 22 апреля 1915 года в скромном фермерском доме под названием Итурбе, расположенном на крыльце Баринага, в муниципалитете Маркина-Хемейн , Бискайя . Его родителями были Хосе Луис и Томаса. Его отец имел среди соседей репутацию миролюбивого человека. Добродушный, веселый и решительный, он вел светскую жизнь под крылом ярмарок и братств. [ 7 ] Его мать была домохозяйкой в духе библейской женщины : умной, аккуратной, трудолюбивой и самоотверженной. Она заботилась об образовании детей и управлении фермерским домом . [ 8 ]
Хосе Мария был старшим из четырех братьев, тремя другими были Мария, Франциско и Хесус. Когда ему было три года, он упал перед фермерским домом, вызвав тяжелую травму головы, и его отвезли к врачу в Маркине. Физическое повреждение его зрения было непоправимым: он потерял левый глаз, который заменили искусственным. В четыре года он начал ходить в приходскую сельскую школу, финансируемую фермерскими домами и жителями окрестностей. Последствия аварии повлияли на будущий темперамент Хосе Марии , а также на чрезмерную защиту, которую с тех пор ему оказывала мать. [ 7 ]
Учитывая его инвалидность по зрению и семейное воспитание, вместо того, чтобы играть и плохо себя вести, как другие дети, его характер был не очень экспансивным: застенчивый, тихий и наблюдательный. Хосе Мария был умным ребенком с небольшой физической силой. В результате мальчик стал приобретать суровый, скромный и практичный характер, близкий своей прагматичной матери, которая, несмотря на неграмотность , ценила его склонность к чтению и литературе и поощряла его, когда ему исполнилось двенадцать лет, поступить в Малую духовную семинарию. Кастильо Элехабетия. Там он начал носить очки , скрывающие его недостаток, и его священническое призвание укрепилось. В семинарии он открыл для себя новый мир, но остался верен своим корням, крестьянской земле , в которой он вырос и где он научился от своей матери ценности практического труда для существования в скромном крестьянском доме. Он происходил из одноязычной среды, основанной на использовании баскского языка во всех социальных сферах, но в семинарии он изучал прежде всего общую культуру на двух разрешенных языках: испанском и Латынь . Четыре года спустя он поступил в недавно открывшуюся епархиальную семинарию Витории. [ 7 ]
Семинария Витории: 1931–1936 гг.
[ редактировать ]Арисмендиарриета учился в семинарии во времена Второй Испанской республики , как раз тогда, когда социальные проблемы вновь возникли . Семинаристы, помимо изучения философии и теологии, изучали социальную энциклику «Quadragessimo Anno» Пия XI . Следовательно, он углубился в духовность Священнического движения Витории, имея Хоакина Гойкоэчеандию и Хуана Таламаса в качестве специальных наставников. И он взял на себя девиз первого: «Будь священником, всегда и во всем священником». Большое значение придавалось таким ценностям, как телесная аскеза , пунктуальность , молчание , трудолюбие , гигиена и презентабельность . [ 9 ]
В семинарии было две группы: самая молодая и самая невнимательная, игравшая в футбол и баскскую пелоту , и зрелая, серьезная и ответственная группа, которая думала о мировых проблемах, о мире и войне или социальных проблемах , таких как голод и миссии . Арисмендиарриета принадлежала к последним. Одним из самых влиятельных священников был Мануэль Лекуона, профессор языков и искусства. Он отстаивал точку зрения, согласно которой работа по развитию баскского языка была неотложной обязанностью епархиальных священников, а именно преподавать катехизацию на народном языке . Фактически, в 1933 году несколько студентов 2-го курса философии решили основать «Третий уровень Кардаберазского общества» ( Kardaberaz Bazkunaren hirugarren maila ), и наделили его девизом «Всегда вперед» ( Aurrera beti ). Все они согласились, что лучшим человеком, составившим устав компании, был Арисмендиарриета, который также составил свой учредительный манифест, в котором связал работу компании с идеологией Возрождения . Кроме того, он был назначен заместителем директора Общества, то есть фактическим руководителем, поскольку директор, известный как Лекуона, просто руководил. Они проводили в среднем три заседания в месяц, к которым добавлялись очередные и внеочередные заседания. [ 10 ]
И Лекуона, и Хосе Мигель Барандиаран донесли до семинаристов ценность критического наблюдения , не желая способствовать простому обучению. Таким образом они противостояли монашескому романтизму семинарии, которая имела тенденцию ограничивать священническое призвание, так что, по словам Арисмендиарриеты, «из-за стольких разговоров об искушениях мира они отсутствовали и не осознавали истинных искушений: власти и комфорт». [ 7 ]
Гражданская война и священническое рукоположение: 1936–1941 гг.
[ редактировать ]В начале гражданской войны в июле 1936 года Арисмендиарриета находился в семейном фермерском доме Баринаги, наслаждаясь ежегодным отпуском в семинарии, и оставался там до тех пор, пока не был мобилизован новым баскским правительством Хосе Антонио Агирре . Но военно-медицинский суд признал его недееспособным к действительной военной службе и определил во вспомогательный корпус, а именно в редакцию газеты « Эгуна» («День»), где он как солдат получал ежемесячное жалованье. Газета на баскском языке была создана новым правительством в январе 1937 года для общения с баскскоязычным населением, особенно с солдатами на фронте. Он был членом Ассоциации прессы Бильбао, а в мае и июне также писал статьи в двуязычной газете «Гудари» («Солдат»), нацеленной непосредственно на баскской милиции батальоны . В его статьях антифашистская , националистическая и христианско-демократическая идеология Эгуны поддерживалась . С Арисмендиарриетой работали несколько товарищей из группы» Всегда вперед » семинарии Витории, таких как Эусебио Эркиага и Алехандро Мендисабаль. Обработка информации направлена на защиту баскской родины и ее важнейших компонентов, языка и религии. Все это исходит из христианско-демократической политической ориентации, с настойчивыми ссылками на социальная справедливость . [ 7 ]
В июне 1937 года повстанческие войска вторглись в Бильбао , и Арисмендиарриета попыталась бежать во Францию. Но, опасаясь репрессий против его семьи, он вернулся в Баринагу и позже был арестован по жалобе. Он провел месяц в тюрьме по обвинению в написании статей на Эгуне и Гудари , а после суммарного военного трибунала против 17 задержанных только четверо были спасены от расстрела, в том числе Арисмендиарриета, заявивший, что он солдат, а не журналист. В конце концов он был освобожден без предъявления обвинений и мобилизован франкистской армией и направлен в артиллерийский полк Бургоса . Он получил разрешение продолжить изучение богословия в семинарии этого города, сдав и перейдя на новый курс. В конце года была открыта семинария Бергара , и Арисмендиарриета переехал туда, чтобы продолжить свое священническое образование. [ 11 ]

В сентябре 1939 года он снова вернулся в семинарию Витории под руководством профессора Руфино Альдабальде, который создал несколько рабочих групп, в которых, по его мнению, после начала гражданской войны социальный вопрос стал актуальной задачей для нового поколения. священников. Стадии « Кардабераза » и работа в «Эгуне » были закончены, и в декабре Арисмендиарриета был назначен Альдабальде директором листа группы, который назывался «Пакс» . В марте 1940 года лист изменил свое название на «Восстание» , и было создано Священническое движение Витории, где социальное апостольство , особенно молодежи и рабочих, было двумя областями работы, в которых Арисмендиарриета участвовала за несколько месяцев до его рукоположение . [ 10 ]
1 января 1941 года он отслужил свою первую мессу в церкви Сан-Педро-де-Баринага в присутствии родителей и родственников. , На церемонии мессу Перози а также Nun duzu amandrea («Где у тебя твоя бабушка») спела уважаемый президент Euskaltzaindia (Королевской академии баскского языка) Воскрессион Мария де Азкуэ . После этого, хотя он намеревался поступить в Левенский университет в Бельгии, чтобы изучать социологию, он был назначен помощником викария в приход Мондрагон, в 30 милях от его родного города, который страдал от необычного уровня безработицы и социальной напряженности. в результате гражданской войны. [ 7 ]
Назначен в Мондрагон: 1941–1954 гг.
[ редактировать ]Он прибыл в Аррасате (по-испански Мондрагон ) в феврале 1941 года как 26-летний новорукоположенный священник. Там со средних веков обрабатывали железо в своих кузницах и ремесленных мастерских . А в начале 20-го века здесь велась эффективная производственная деятельность : предприятия занимались производством ламината , профилей и листового металла , шурупов , слесарных изделий , скобяных изделий, металлической мебели , ковкого чугуна , бытовой техники , аксессуаров для железных труб и офисная мебель . По его прибытии в этих компаниях работало 1500 рабочих при населении в 8800 жителей. [ 7 ]
Самой важной компанией был Союз слесарей со штатом 800 человек. Он был зарегистрирован на фондовой бирже и имел магазин для своих сотрудников и собственную Школу учеников , где Арисмендиарриета начал проводить занятия по социальной подготовке в течение одного часа в неделю в качестве капеллана прихода Сан-Хуан-Баутиста. [ 12 ] Эти отношения с молодыми учениками побудили его возродить «Католическую акцию» как центр социального, культурного и религиозного досуга. Кроме того, он создал в 1942 году новые секции, такие как «Спортивная молодежь», «Академия социологии» и журнал «Аллилуйя» , предназначенные для новобранцев. В своем стремлении к благосостоянию общества он начал сосредотачивать свои усилия на профессиональном обучении, например, в школе, организованной Союзом слесарей, ведущей фабрикой Мондрагона. Однако его попытки улучшить и расширить школу не были одобрены руководством. А Арисмендиарриета хотела обобщить знания и предоставить возможность обучения детям всех рабочих города. Он посетил Профессиональную школу, открытую в Витории Педро Анитуа, и решил сделать то же самое, создав в 1943 году Профессиональную школу в нестабильных условиях во имя Католического действия, для чего он полагался на пожертвования и народную подписку. [ 3 ] [ 13 ] Это была частная некооперативная школа, первоначально управляемая Попечительским советом . В течение одиннадцати месяцев курса студенты имели оплачиваемую работу по четыре часа утром в местной компании, а во второй половине дня они ходили на занятия на шесть часов. [ 7 ]

В 1945 году по инициативе Арисмендиарриеты и через спортивную молодежь был построен стадион Итуррипе, финансируемый за счет взносов предприятий и местного сообщества посредством бассейнов, розыгрышей, пропусков на представления и т. д. И продолжая свою процедуру институционализации социальных проектов , он сам разработал его устав , превратив его в муниципальное спортивное общество с делегированным советом, в который входили основные государственные, церковные и экономические власти Мондрагона. [ 14 ]
В 1946 году Арисмендиарриета совершила важный качественный скачок в обучении, отобрав одиннадцать лучших молодых людей, завершивших цикл профессионального обучения высокого уровня, для получения высшего образования в области промышленного машиностроения , но поступивших в Университет Сарагосы , расположенный в 200 км. прочь. Днем они работали по 55 часов в неделю в Союзе слесарей, а ночью учились под руководством преподавателей Профессионального училища. В июле их осмотрели лично, и все прошли пять курсов. Среди них были пять предпринимателей первого кооператива ULGOR, созданного в 1956 году. Кроме того, в том же году, следуя своей мысли о «теологии реальности», ему удалось создать противотуберкулезный диспансер в небольшом общественном медицинском центре Мондрагона . [ 14 ]
1947 год и последующие годы были социально конвульсивными: рабочие нескольких компаний требовали заработной платы , при поддержке и участии Арисмендиарриеты в подготовке сочинений как произведений социального апостольства . При этом он сохранял хорошие отношения с бизнесменами, которые поддержали его в создании фонда «Лига образования и культуры» для содействия общему благу . Но со временем возникли столкновения между патерналистским руководством Союза слесарей и студентами-инженерами. [ 7 ]
В 1952 году была открыта новая профессиональная школа Залдиспе, созданная Арисмендиарриетой. Он смиренно ограничился публикой, в то время как министр просвещения , гражданский губернатор, епископ, председатель провинциального совета на трибуне находились и другие представители власти. В том же акте первый класс промышленных инженеров получил свои звания от министра Хоакина Руиса Хименеса. [ 3 ] В рамках его социальных проектов в августе 1953 года был заложен первый камень нового жилого комплекса для рабочих в районе Макацена после создания благотворительной строительной организации «Домашняя ассоциация Мондрагона». Арисмендиарриета реализовал свою идеологию рабочего класса на практике, ведя аскетическую жизнь: не получая зарплаты, путешествуя на поезде по билету третьего класса или в машинах друзей и передвигаясь по Мондрагону на своем скромном велосипеде, как это делал рабочий класс. [ 7 ]
Болезнь и смерть: 1963–1976 гг.
[ редактировать ]В 1963 году у него начались проблемы со здоровьем, что, несомненно, является результатом его интенсивной деятельности в предыдущие годы: священнической жизни, занятий, бесед, конференций, собраний, посещения рабочих мест, внимания к людям в его кабинете в Школе, поездок в министерства и официальные учреждения, поездки за границу и его неустанная преданность обучению посредством всестороннего обучения. Он не полностью выздоровел, а в феврале 1967 года у него случилась сердечная эмболия искусственный протез . , из-за которой он перенес операцию в Мадриде, где ему в сердце установили [ 7 ]
После нескольких лет нормальной жизни в январе 1973 года он был госпитализирован с проблемами сердца в Бильбао, где был наложен строгий режим восстановления, после чего вернулся в Мондрагон в состоянии некоторой слабости. Однако его состояние было необратимым, и в феврале 1974 года ему пришлось вернуться в больницу для еще одной операции, поскольку ранее установленный искусственный клапан со временем денатурировал и его необходимо было заменить. Сложная операция прошла хорошо, однако в последующие дни Арисмендиарриета страдала, так как раны инфицировались и не заживали: это была так называемая «болезнь операционной». В апреле его выписали и он вернулся в Мондрагон, где ему ежедневно обрабатывали раны. Только его священнический аскетизм объясняет то молчание, с которым он переживал физические страдания, сопровождавшие его после этой последней операции. Лекарства и лекарства, особенно антибиотики, представляли собой мучительное мученичество , которое он перенес смиренно, хотя, все еще слабый, пытался вести нормальную жизнь. После нескольких дальнейших госпитализаций и выписок в начале ноября 1976 года он был помещен в медицинский центр Мондрагона, где врачи решили не продолжать лечение его ран, чтобы избавить его от дальнейших страданий. Его смерть наступила 29 ноября. [ 7 ] [ 15 ]
Его тело можно было рассматривать в течение двух дней, и тысячи людей поклонялись ему. 1 декабря состоялись похороны под председательством министра труда и возглавили 60 священников. [ 7 ]
Кооперативные предприятия: 1955–1976 гг.
[ редактировать ]До 1955 года Арисмендиарриета развивал свою работу в четырех различных областях, и во всех случаях с учетом критериев межклассового сотрудничества:
– Приходская церковь , в состав которой входили Католический центр действий и Центр духовных упражнений,
– Социальная , с социальной медико-санитарной помощью через противотуберкулезные и детские поликлиники или жилищное строительство через Ассоциацию домов Мондрагона,
– Формирующий , представленный Профессиональной школой, и
– Оздоровительный , ориентированный на спорт и кино со спортивной молодежью. [ 7 ]
Бизнес-направление было на стадии рассмотрения, с участием работников капитала и управления компаниями. После тринадцати лет творческой работы в секторах помощи и обучения, основанной больше на действиях, чем на размышлениях, и питаемой социальной доктриной церкви, Арисмендиарриета сосредоточил свое внимание на создании социальных предприятий , которые он назвал «опытом сотрудничества». . [ 16 ]
Организационная модель
[ редактировать ]
Арисмендиарриета продвигала открытую организационную модель без различия расы , убеждений , социального класса или пола , которая была одновременно коллективной и взаимозависимой . И в нем были как общие элементы, так и другие, специфичные для каждого сектора деятельности. [ 8 ]
Среди общих элементов было общее собрание партнеров, где преобладала демократия «один человек/один голос», без оценки старшинства или капитала, принадлежащего партнеру. Ассамблея избрала членов Управляющего совета, эквивалентного Административному совету, где любой член мог выдвинуть свою кандидатуру. Совет управляющих избрал управляющего директора , который, в свою очередь, избрал свою собственную управленческую команду. С другой стороны, рабочие избирали членов Социального совета, эквивалентного рабочим союзам , в пропорции один представитель на каждые двадцать членов. И Совет управляющих, и Социальный совет внутренне избрали своего президента. [ 8 ]
В зависимости от отрасли состав партнеров менялся. Таким образом, в промышленных кооперативах членами являлись только их работники. В кредитно-научных кооперативах партнерами являлись рабочие и предприятия. В потребительских кооперативах рабочие и предприятия были партнерами, а клиенты — партнерами-пользователями. А в учебных кооперативах партнерами были рабочие, компании и студенты. Все кооперативы были частными , самоуправляемыми и предлагали свои услуги всему публичному рынку . С другой стороны, как научно-исследовательские, так и учебные кооперативы были некоммерческими. [ 17 ]
Потребительские кооперативы
[ редактировать ]В июле 1955 года дома «Домашней ассоциации Мондрагона» уже были завершены, и Арисмендиарриета способствовал созданию потребительского кооператива Сан-Хосе среди своих соседей на собрании партнеров. Речь шла о создании общественной альтернативы эксклюзивным фирменным магазинам, например, магазина Locksmith Union. Он все организовал лично: участвовал в составлении списка учредителей, собирал необходимую документацию для оформления устава , искал теоретические справки о кооперативизме для ознакомления членов с этой бизнес-моделью , заботился о приобретении помещений в городе, которые служил магазином и разработал устав компании. Они включили его в состав Совета управляющих , и для финансирования его покупки Арисмендиарриета договорился о беспроцентных кредитах с несколькими компаниями в обмен на то, что они воспользуются преимуществами кооператива в качестве своего собственного магазина. [ 7 ]

Потребительский кооператив Сан-Хосе также служил балансом рабочей силы, нанимая в основном женщин, поскольку Арисмендиарриета уделяла особое внимание продвижению женщин. Для этого он расширил преподавательскую секцию в Профессиональной школе, сосредоточив внимание на 400 одиноких работницах, существовавших в Мондрагоне. С годами было создано больше потребительских кооперативов, а в сентябре 1969 года в результате слияния кооператива Сан-Хосе с несколькими кооперативами, базирующимися в городах Аречавалета, Аморебьета, Маркина, Герника, Эйбар, Эрмуа, Матиена и Рекальдеберри. (Бильбо) была создана новая компания Eroski Group. [ 8 ]
Промышленные кооперативы
[ редактировать ]В начале 1955 года Арисмендиарриета воздержалась от дальнейших попыток содействовать участию рабочих в капитале и управлении Союзом слесарей. Он призвал пятерых своих ближайших сотрудников создать новую компанию ULGOR (название происходит от инициалов пяти основателей: Луиса Усаторре, Хесуса Ларраньяги, Альфонсо Горроногойтиа, Хосе Марии Ормаэчеа и Хавьера Ортубая). [ 18 ] Разрешение на его создание должно было быть дано правительством Мадрида , и когда в нем было отказано , в октябре они решили купить испытывающую трудности компанию в Витории с ее промышленной лицензией на производство « техники бытовой », в основном растительного масла. печи . [ 19 ]
В апреле 1956 года Арисмендиарриета освятила павильон, где располагалась новая компания Talleres ULGOR в Мондрагоне, где помимо продолжения производства прежних печей, они выпустили новый продукт: масляную плиту, до миллиметра скопированную с неизвестной в Испании английской модели. Также летом получили лицензию на производство селеновых пластин по патенту немецкой компании. [ 20 ]
Арисмендиарриета полагался на талантливых молодых людей, которых он знал по Школе, исходя из того, что «чтобы создавать кооперативы, необходимо обучать их членов». С другой стороны, новые предприятия продвигались по двойной логике: они ранее не существовали в долине Альто-Деба, чтобы избежать конкуренции с ними, и что они были связаны с их профессиональными знаниями, полученными в Союзе слесарей и Профессиональная школа. Таким образом, Усаторре и Ларраньяга взяли на себя ответственность за электроприборы , Ормаэчеа — за литейное производство , а Горроньогоитиа — за электронику . В августе воспользовались летними каникулами, чтобы перевезти оборудование и штампы с завода в Витории в Мондрагон, а в ноябре мастерская была официально открыта. [ 19 ]

В 1957 году, после хорошего старта, представленного ULGOR, Арисмендиарриета с участием бывших студентов Профессиональной школы способствовала созданию в Мондрагоне промышленного кооператива Talleres Arrasate, чтобы возродить компанию Aranzabal Workshop, которая находилась в банкротстве. Устав был составлен им самим в сотрудничестве с двумя юристами из Мадрида, один из которых отвечал за Национальный союз промышленных кооперативов. Целью новой кооперативной компании было «производство и продажа машин, инструментов, штамповки и оснастки». [ 1 ]
Кредитные союзы
[ редактировать ]В августе 1958 года Арисмендиарриета отправился на экскурсию студентов и профессоров Политехнической школы на Всемирную выставку в Брюсселе и воспользовался своей первой заграничной поездкой, чтобы посетить различные автомобильные , бытовые и станкостроительные компании во Франции, Голландии , Бельгии и Франции. Германия. [ 3 ] После поездки он решил реализовать назревавшую в последние годы идею создания кооперативных кредитных организаций. В начале 1959 года он разработал два предварительных проекта, которые воплотились в создание финансовой организации и еще одной организации по оказанию помощи. [ 21 ]
Финансовая организация
[ редактировать ]Целью «Трудового банка» (Laboral Kutxa , финансовой организации кредитных кооперативов) было обеспечение промышленных и сервисных кооперативов их инвестициями и ростом и, в свою очередь, направление их прибыли и сбережений их членов. Первый офис был открыт в октябре 1959 года и помимо своих финансовых функций он активировал службу социального обеспечения , охватывающую 314 членов ULGOR и другого промышленного кооператива «Talleres Arrasate». [ 1 ]
В уставе, который он представил на утверждение Банка труда, он усилил взаимное сотрудничество, предложив, чтобы существующие кооперативы были членами кредитного кооператива, а новые кооперативы были включены в качестве членов. Таким образом они взаимно укрепили свою платежеспособность . Характерной чертой Лейбористского банка с самого начала и до создания в 1991 году Mondragon Corporation было существование двух подразделений: финансового отдела и бизнес-подразделения. В то время как первый выполнял обычные функции сберегательной кассы , функции Бизнес-отдела были автономными. С одной стороны, он поддерживал существующие кооперативы в вопросах интернационализации, управления и юридических консультаций, а с другой, способствовал созданию новых кооперативов, как в секторах, где они уже существовали, так и в новых, таких как исследования, первичный сектор. , и образовательный. [ 1 ]

Помимо объединения сотрудников и промышленных кооперативов в качестве партнеров, Арисмендиарриета хотел, чтобы к участию присоединилась и остальная часть населения, и для этого он использовал простые и популярные сообщения. Так, на открытии в 1960 году нового офиса Банка труда его девизом было «О блокнот , о чемодан », то есть копи, чтобы инвестировать и создавать рабочие места, или эмигрируй. [ 4 ]
Взаимопомощь
[ редактировать ]Как и финансовая организация, в июне 1959 года была создана EPSV (Добровольная организация социального обеспечения), известная как «Лагун Аро», чтобы удовлетворить потребности членов кооператива в социальной защите. Причина этого заключалась в том, что, будучи самозанятыми работниками, а не наемными работниками, они были исключены из Общей государственной системы социального обеспечения. [ 22 ] Его функция заключалась, с одной стороны, в обеспечении смешанной системы страхования, включающей в себя льготы из государственной системы социального обеспечения через режим самозанятых, к которому принадлежали члены кооператива, а с другой стороны, в обеспечении доступа к собственным средствам Lagun Aro. льготы, такие как страхование по болезни, безработица в случае, если кооператив оказался в затруднительном положении, выход на пенсию, вдовство и дополнительное медицинское обслуживание. Как и в Лаборал Кутча, кооперативы были членами Лагун Аро. [ 23 ]
Сельскохозяйственный кооператив
[ редактировать ]Арисмендиарриета происходил из семьи крестьян из Баринаги и не понимал социального развития без первичного сектора . После создания первого промышленного кооператива он продвигал кооператив LANA, объединяющий животноводческий, сельскохозяйственный и лесной секторы долины Альто-Деба. Это будет смешанный кооператив с двумя типами партнеров: сельскими производителями и работниками преобразующего кооператива. После нескольких лет динамичного роста произошла специализация, в результате которой были созданы три подразделения: молочное, животноводческое и лесное. С годами первые два были интегрированы в агропродовольственную группу «Эркоп», а лесное хозяйство — в строительное подразделение. [ 23 ]
Кооперативный университет
[ редактировать ]
В начале 1961 года Арисмендиарриета начала структурировать идею новой профессиональной школы с более высоким академическим уровнем в долине Альто-Деба с открытием центров в трех главных городах: Мондрагоне, Бергаре и Оньяти, население которых в совокупности составляло 50 000 человек. жители. В качестве непременного условия развития промышленных кооперативов он хотел, чтобы студенты хорошо обучались у лучших преподавателей в мастерских и лабораториях, приближенных к уровню исследований и разработок ведущих европейских стран. И это облегчило бы взаимодействие с компаниями. [ 3 ] В 1963 году началась работа над новой профессиональной школой в Итуррипе, рассчитанной на 1500 студентов, которые постепенно дойдут до степени официального, профессионального обучения высокого уровня и технической инженерии, официально открытой в 1967 году. Важная особенность заключалась в том, что школа партнерами принадлежали кооперативные и некооперативные компании долины, преподаватели, а также студенты, имеющие представительство в Ассамблее и Управляющем совете. [ 3 ]
В то время он разработал университетский проект MEDUO с участием Школьной ассоциации Университета Оньяти , обнародованный в 1965 году и взяв в качестве исторического вдохновения старый университет Санкти-Спиритус, созданный в 1545 году и действовавший до 1902 года. Его децентрализирующий подход занимался поиском инженеров, связанных с механикой , электроникой и станками, в Мондрагоне, степеней в области торговли и делового администрирования в Оньяти , а также химикатов, связанных с текстильной промышленностью , в Бергаре . Кроме того, он предложил создать «народный и социальный» университет, который должен обратить внимание на практическое применение принципа равных образовательных возможностей, чтобы он стал движущей силой развития посредством институционализации обучения на протяжении всей жизни . Проект оказался слишком амбициозным для того времени, и только в 1997 году был основан нынешний Университет Мондрагона . [ 24 ]
Кооперативная группа округа
[ редактировать ]Laboral Kutxa В годовом отчете за 1961 год Арисмендиарриета изложил свои идеи о внутри- и межкооперативном сотрудничестве как элементе солидарности для достижения личного и коллективного прогресса. Он предложил адекватный процесс капитализации косвенными средствами и в то же время необходимую формулу развития через промышленную концентрацию. [ 25 ]
Директора ULGOR возглавили и развили эту идею, в результате чего была создана группа совместного бренда под названием Ularco, в которую вошли промышленные кооперативы долины Альто-Деба. Первоначально в его состав должны были входить промышленные компании ULGOR, Arrasate, Copreci и Ederlan, составляющие федеральный союз кооперативов, с аналогичной ориентацией на группы капиталистических компаний, с той разницей, что в них власть была вертикальной и формировалась арифметическое большинство капитала, тогда как в группе Уларко власть коренилась в пакте об уступке суверенитета . [ 26 ] Одним из величайших достижений коллективной солидарности Арисмендиарриеты с созданием Группы в 1964 году было осуществление «обратного преобразования результатов» между всеми партнерами различных кооперативных компаний, когда ULGOR достигла 30% прибыли от продаж, а в Эдерлане это произошло. составлял всего 3%. Новая бизнес-группа заявила во второй статье своего устава, что ее корпоративная цель состоит в том, чтобы гарантировать «бюджеты современной компании при соответствующем техническом, финансовом и коммерческом использовании». [ 27 ]
Студенческий производственный кооператив
[ редактировать ]Арисмендиарриета разработала проект создания производственного кооператива для студентов Профессиональной школы с двойной целью. С одной стороны, это предоставит студентам с ограниченными экономическими ресурсами возможность оплатить обучение в рамках профессионального цикла высокого уровня. А с другой, это будет способствовать дуальному обучению через теоретические и практические занятия в Школе, а также опыт работы в реальной компании. [ 28 ]
В ноябре 1965 года он начал процедуры административного признания компании Alecoop (Кооперативная школьная трудовая деятельность), которая стала официальной в апреле 1966 года. Промышленной целью компании было производство и продажа вспомогательных инструментов для механических мастерских и электромонтажных работ. для промышленных сборок, по заказам или собственным проектам. Студенты работали в кооперативном режиме полдня, что должно было соответствовать школьным требованиям партнеров. [ 21 ]
Женский промышленный кооператив
[ редактировать ]Во всех кооперативах участие женщин имело равные с мужчинами права. Но в середине 1960-х годов забота Арисмендиарриеты о трудовой эмансипации женщин стала более очевидной, поскольку пределом участия женщин в работе был брак. В кооперативах институциональной ассоциативной связью был «партнерский договор», а не обычный трудовой договор, поэтому для одиноких членов он прекращался после вступления в брак. Для Арисмендиарриеты брак был почти приговором к изгнанию для женщин, который отделял их от общественной жизни и часто приводил к увеличению «проблем в паре». [ 1 ]
Чтобы улучшить ситуацию, Арисмендиарриета способствовала строительству женского павильона для учебных аудиторий и лабораторий в Школе, который позволил бы молодым студенткам изучать химию и электронику , и, параллельно с этим, созданию женского производственного кооператива, основавшего Компания Аузо Лагун основана в ноябре 1967 года. Ее деятельностью является непосредственное оказание услуг общественного питания, при котором блюда готовятся на месте для школ, компаний, жилых домов и больниц. [ 22 ]
Кооперативный исследовательский центр
[ редактировать ]
Арисмендиарриета осознавал технологическую зависимость, подразумеваемую приобретением патентов за рубежом, в частности, на электронные полупроводники в Германии и на электроприборы в Италии. По этой причине во время своих поездок за границу он анализировал сети сотрудничества между компаниями, университетами и исследовательскими центрами как основу экономического и социального развития. В 1965 году он начал излагать свои идеи о важности исследований и технологических разработок в еженедельных беседах в Профессиональной школе. Он считал, что конкуренция между странами ведется между компаниями, которые сотрудничают с лабораториями , поэтому необходимо инвестировать в человеческий капитал и технологии. Со свойственным ему прагматизмом он убедил нескольких профессоров Школы посвятить часть своего времени прикладным технологическим исследованиям, и после нескольких лет испытаний в 1968 году была создана команда с частичной автономией от Школы и со своими собственными проектами. [ 3 ]
Впоследствии он призвал кооперативы долины Альто-Деба заключить контракты на проекты с исследовательской группой, а Laboral Kutxa - финансово возглавить строительство отдельного здания от Профессиональной школы. Двойная цель заключалась в том, чтобы предоставить ему собственный исследовательский потенциал в среднесрочной и долгосрочной перспективе в стиле немецких Фраунгоферов под юридической опекой Профессиональной школы и, в конечном итоге, создать первую кооперативную компанию по прикладным исследованиям . В 1973 году Лабораль Кутча утвердила проект, а в октябре 1974 года начались работы над новым зданием. Опека учебного центра продолжалась до 1982 года, когда «Икерлан» приобрел собственную правосубъектность как кооператив, партнерами которого стали компании Долины и сами исследователи. [ 20 ] Арисмендиарриета также привлекала государственную администрацию к финансированию общих проектов, являясь источником вдохновения для государственно-частного сотрудничества в области исследований в Стране Басков . [ 29 ]
Кооперативная корпорация
[ редактировать ]В феврале 1966 года Арисмендиарриета провел неделю во Франции, посещая лаборатории и фабрики в Париже, Дижоне и Гренобле . А в сентябре он совершил еще одну поездку по Германии, посетив различные торговые, кредитные, потребительские и промышленные кооперативы в Бонне , Франкфурте, Штутгарте , Мюнхене, Гамбурге и Берлине . В обоих случаях он вернулся с мыслью, что Мондрагон может также достичь той степени гармоничного развития, которую он видел, для чего необходимо стать конкурентоспособным во все более крупных областях. Все это способствовало укреплению его постоянного диалога о сотрудничестве. [ 22 ] [ 30 ]

Кооперативы были интегрированы в региональные группы, такие как Ularco, на основании их географической близости, и только в декабре 1984 года предварительный конгресс по реорганизации был проведен с большим упором на бизнес, а не на социологию , в результате чего была создана Кооперативная группа Мондрагона. Кульминацией процесса стали первые два Конгресса в 1987 и 1989 годах, утвердившие основные принципы того, что в настоящее время является корпорацией Мондрагон . [ 31 ] [ 32 ]
Мысль и практические принципы
[ редактировать ]Прецеденты
[ редактировать ]Арисмендиарриета в своем стремлении к социальной справедливости и человеческому достоинству не был провидцем, создававшим бизнес-модели интуитивно. Он обладал обширными историческими, деловыми и идеологическими знаниями , основанными на многолетних наблюдениях и чтении. Его уникальность заключалась в том, что он, обладая большим прагматизмом, умел помочь реализовать свои теоретические идеи в конкретных творениях. [ 33 ]
Исторический
[ редактировать ]Арисмендиарриета хорошо знал прецеденты сотрудничества в Стране Басков . Фактически, дух сотрудничества уже давно глубоко укоренился среди фермеров, широко известный как « Аузолан » ( Общественная работа ). [ 34 ] Выполнение бесплатной работы соседями приносит пользу всем; посредством районного собрания определяются место, метод и люди (по одному члену от каждой фермы), которые будут осуществлять это, главным образом, открытие и/или содержание общественных дорог, церквей, скитов или общественных зданий, или как и когда это нужно соседу. [ 35 ]
С другой стороны, в 20 веке первый потребительский кооператив, поддерживаемый националистическим союзом ELA/STV, был создан в Бильбао в 1919 году, а затем и в Бискайе. Эти кооперативы были также открыты для лиц, не являющихся членами. И действовали они согласно кооперативным принципам Рочдейлского общества равноправных пионеров , основанного в 1844 году в Англии и в настоящее время поддерживаемого ICA — Международным кооперативным альянсом . [ 36 ] На Конгрессе в Витории в 1933 году профсоюз согласился усилить кооперативное движение, были также созданы первые производственно-кредитные кооперативы. [ 37 ]
Кроме того, в 1920 году социалистический союз UGT помог нескольким филиалам, работникам компаний, находящихся в кризисе, добиться самозанятости , создав кооператив ALFA в Эйбаре . [ 38 ] Начало производство оружия , а с 1925 и швейных машин . Это был крупнейший промышленный кооператив того времени, и его управляющий директор Торибио Эчеваррия восхищался и любил Арисмендиарриета за его профессионализм и честность . [ 39 ]
Бизнес
[ редактировать ]
С тринадцатого века долина Деба и ее семь городов были связаны с кузницами и металлургией . Так, в XV веке значительная часть из 1900 жителей Мондрагона посвятила себя добыче стальных заготовок , которые, с одной стороны, продавали и вывозили для изготовления оружия, а с другой, вручную превращали в гвозди. и железо . Кузницы представляли собой сложные установки, которые позволяли энергии воды активировать оборудование, необходимое для производства железа и стали, до промышленной революции 19 века, когда доменные печи . были введены [ 40 ] [ 41 ]
Когда Арисмендиарриета прибыла в депрессивный послевоенный Мондрагон в 1941 году, крупнейшей компанией была «Слесарная компания SA», созданная в 1906 году в результате слияния компаний «Вергарахареги, Ресуста и Сиа» с 1869 года и «Слесарь Гипускоан». с 1901 года. На литейных и обрабатывающих заводах в Мондрагоне и Бергаре работало 850 человек, значилась в списке Фондовая биржа Мадрида и была движущей силой нескольких небольших слесарных компаний. В середине 1948 года на нем работало 2000 человек. Второй по значимости компанией в Мондрагоне была компания «Современный слесарь ELMA» со штатом более 300 сотрудников. [ 42 ]
Во всех городах долины Деба действовало множество мелких промышленных предприятий, среди которых выделялись два средних. В Бергаре существовала компания La Algodonera San Antonio, SA, созданная в 1846 году, в которой работало 500 человек и которая занималась крупномасштабным производством текстиля. В Оньяти существовало предприятие Hijos de Juan de Garay, SA, созданное в 1864 году и занимающееся производством сварных стальных труб , на котором работало 400 сотрудников. [ 43 ]
Идеологический
[ редактировать ]У Арисмендиарриеты всегда был небольшой и строгий кабинет в Профессиональной школе, и он был заядлым читателем необычных тем для скромного священника, таких как книги Лейбористской партии или «красных епископов», таких как Антонио Пилдейн и Висенте Энрике-и-Таранкон. или новые католические интеллектуалы экклесии, такие как Конференция испанских епископов , Ирибаррен и Родригес де Ирре, или Коммунистический манифест Маркса и Энгельса .
В поисках религиозного решения социальных вопросов он начал разрабатывать свои собственные мысли, которые представляли собой соединение классических и социально-католических источников семинарии и новых социалистических и персоналистических теорий. Он покупал книги мыслителей, обладающих талантом, необходимым для оказания влияния на реальный мир, таких как активный католический священник Ганс Кюнг или Жак Маритен , Эммануэль Мунье , Ортега-и-Гассет , Жак Леклер и лидеры Лейбористской партии, и раздавал копии своим ученикам. [ 9 ]
Для него чтение было важным источником вдохновения, и он подчеркивал идеи, которые, по его мнению, были наиболее интересными, в сотнях книг в его личной библиотеке. » он подробно изложил Свои размышления о «пешеходном гуманизме в 10 495 папках и сочинениях. После заключения во время гражданской войны он писал только на испанском языке, но в августе 1968 года снова начал использовать баскский язык в журнале TU Lankide, в общей сложности до 57 статей, последние три - в 1976 году. [ 44 ]
Пример жесткой экономии
[ редактировать ]
Всю свою жизнь Арисмендиарриета прожил в аскезе, будучи молодым человеком по семейной необходимости, а после появления кооперативов - по личным убеждениям. Он жил на ограниченную зарплату священника приходского . Он никогда ничего не получал от кооперативов или организаций, которые он продвигал, и работал в небольшом офисе Профессиональной школы. Он не пил и ел очень мало. В Мондрагоне он путешествовал на велосипеде, как рабочие, пока несколько руководителей кооператива не «украли» его, заменив позже велосолексом ( велосипедом с небольшим мотором). А для поездок на улицу он просил друзей об одолжении или брал самые дешевые билеты. [ 45 ]
Несмотря на то, что он был покровителем многочисленных кооперативов и часто разработчиком проектов и уставов, которые он лично защищал перед различными администрациями, он отказался занимать какую-либо должность. В те немногие индивидуальные награды , которые он принял, он включил в них тех, кто помог ему достичь его целей, так же, как он это делал при открытии новых павильонов и компаний. [ 1 ]
Он никогда не действовал в личных интересах, и несмотря на то, что некоторые классово ориентированные бизнесмены из Мондрагона были недоброжелателями популярного «священника» и с подозрением относились к участию рабочих в капитале и управлении новой бизнес-моделью, Арисмендиарриета сохранял свою позицию. идеология социальной справедливости. В 1956 году гражданский губернатор пригрозил ему переводом, и он ответил, что подчинится решению своего настоятеля епархии , но сговорчивым священником не станет. [ 9 ]
Личная близость
[ редактировать ]Арисмендиарриета воплотил свои идеи в конкретные достижения, в которых участвовало множество людей: политики, бизнесмены, учителя, молодежь и т. д. И он делал это с сочувствием и уважением ко всем. Его повседневная работа была основана на отречении, почтении, подчинении, почтении, благодарности и спокойной ауре власти. В молодости он передвигался по городу на велосипеде из-за близости с рабочими. Он ел умеренно, и когда в Мондрагон приезжал отряд из Мадрида на какое-то мероприятие, Арисмендиарриета уведомляла монахинь колледжа, чтобы те встречали посетителей горячим бульоном . [ 3 ]
В 1958 году Мондрагон посетил директор профессионального образования Мадрида Гильермо Рейна. Его удивило небрежное отношение студентов к Арисмендиарриете, и он написал ему: «У меня сложилось плохое впечатление, что студенты не вставали, не приветствовали и не выказывали ни малейшего знака почтения по отношению к вам, их директору, когда мы прошли через комнату, где несколько человек сидели, а другие переобувались». Арисмендиарриета, извинившись, ответила: «Я не позволяю им обращаться со мной как с директором, потому что я всего лишь один из остальных в Школе. До сих пор эта процедура приносила мне хорошие результаты». Фактически, Арисмендиарриета никогда не числилась директором. [ 46 ]
В 1965 году министр труда прибыл, чтобы наградить его золотой медалью «За заслуги в труде», и в своих речах президент Мондрагонской образовательной лиги подчеркивал желание викария отделить свою работу от каких-либо личных интересов» . беден, как и тогда, когда он приехал 25 лет назад, и, как и тогда, его мать продолжает присылать ему фасоль и картофель из фермерского дома ». В заключение он сказал: « Он создал менталитет, способ ведения дел. Люди обращались к нему за всем, и у него всегда есть свободная минутка, слово поддержки, идея для решения проблемы » . ответ никого не удивил. Никаких заслуг у него не было, он всегда говорил во множественном числе, теряя свою индивидуальность в анонимном труде сотен людей, работавших с ним в той деятельности, за которую он был награжден: « Я говорю без скромности, что эти заслуги, приписываемые мне в служебных целях причитаются всем и каждому из тех, кто работал в течение этих прошедших лет ». [ 9 ]
Посевные годы
[ редактировать ]С момента прибытия Арисмендиарриеты в Мондрагон в 1941 году со своим деревянным чемоданом и до начала работы первого промышленного кооператива УЛГОР прошло 15 лет подготовки. Цикл начался с создания в 1943 году ненадежной Профессиональной школы, где могли учиться дети всех рабочих, в отличие от Школы учеников Союза слесарей. У Арисмендиарриеты еще не было определенной кооперативной модели, но у него была ясная идея: рабочий может освободиться только через образование и собственный труд. Поэтому он поощрял дух ответственности и сотрудничества. [ 47 ]
Другими действиями Арисмендиарриеты были организация библиотеки для молодежи, организация учебных кружков для пожилых людей и основание в июне 1943 года под его руководством Социальной или Социологической академии, вдохновленной Католическим действием. Целью его кружков и собраний было «обучить будущих рабочих лидеров». Помимо преподавания в Профессиональной школе, Арисмендиарриета преподавал более чем в двух тысячах учебных кружков, некоторые из которых были посвящены религиозному и человеческому образованию; другие для общественного формирования . [ 48 ] Это равносильно тому, что он проводил как минимум одну конференцию каждые 2,7 дня в течение пятнадцати лет подряд, не считая праздников и отпусков. [ 49 ]
В любом случае, Профессиональная школа была его любимым местом католического и социального апостольства . Каждый день в два часа дня он выступал в аудитории со своим 20-минутным докладом перед профессорами и студентами 2-го курса магистратуры и инженерно-технического факультета. Темы были разнообразными и неизвестными аудитории, например, российские колхозные крестьянские кооперативы, югославское самоуправление или немецкое совместное управление. Помимо содержания, его выступления были трудны для понимания из-за монотонного тона и сложного языка. Понимая это, он использовал короткие цитаты, которые было легко запомнить, например: « Знание – сила », « знание должно быть социализировано, чтобы демократизировать власть », « легче дать образование молодому человеку, чем исправить мужчину » или « дать рыбу человеку, и он будет сыт в тот день; научи его ловить рыбу, и он будет сыт до конца своей жизни ». [ 50 ]
В проповедях на своей ежедневной приходской мессе он также использовал короткие цитаты, чтобы компенсировать свое трудное ораторское искусство. Однажды прихожане попросили архиерейство заменить его, так как не понимали его, но архиерей не согласился на это, больше ценя свою общественную деятельность. А в июле 1967 года, когда он был приглашен в Мадрид в качестве докладчика на дебатах о будущем статусе испанского кооперативизма под председательством генерального директора по социальному развитию, присутствующие слушали его молча, потому что его ораторское искусство было для них трудным. Чтобы облегчить ситуацию, директор сказал им: «Имейте в виду, что отец Арисмендиарриета думает на баскском языке и переводит его на испанский». [ 9 ]
Обучение и работа
[ редактировать ]
Арисмендиарриета подавал пример своим сотрудникам. Его биографические данные , написанные им самим, показывают его преданность учебе: «Философия и теология» в семинарии Витории, «Этико-социальная» в Университете Комильяс , он поступил на специальные интенсивные курсы. И «Экономика» на интенсивных курсах Социальной школы Витории с 1948 по 1952 год. [ 9 ]
Он поддерживал тесные контакты с семинарией Витории, где год за годом посещал курсы, организованные в Социальной школе. Его интересы варьировались от экономики и социологии до философии и педагогики. Свою роль капеллана «Католического действия» он понимал как человека, который побуждает других делать добро, и, прежде всего, как педагога. Он приложил усилия, чтобы убедить других, особенно молодых людей, в важности обучения и часто повторял такие цитаты, как « Обучение и образование — это первые требования общества, если вы не хотите, чтобы все виды компаний находились в застое или наполовину развиты », « Человек создается тренировками », « Лучше зажечь спичку, чем проклинать тьму », или « Вовремя посеять – это профессионально подготовить нашу молодежь. Это затраты, которые превращаются в семя, дающее урожай. стократно ». [ 9 ] [ 51 ]
Аргумент рентабельности инвестиций в образование много раз появляется в трудах Арисмендиарриеты. И его настойчивое требование ответственности общества за образование имеет два корня. Один из них — это его личный опыт недостаточности государства, а другой — его общая идея о том, что общество должно стремиться к самоуправлению во всех его формах, решая свои проблемы самостоятельно. Но он выступал за дуальное обучение, чтобы не перекладывать все бремя расходов на обучение на общество, а скорее, студент сам должен был взять на себя часть. Кроме того, Арисмендиарриета был против разделения жизни на два периода: один период учебы (за счет тех, кто работает), а другой периода работы. Он считал, что учеба и работа, а не последовательные этапы, должны представлять собой совместную деятельность, которая будет длиться долго. Молодой человек должен совмещать учебу и работу, а зрелый человек должен иметь право и обязанность совмещать работу и учебу. [ 52 ]
Работа и союз
[ редактировать ]
В сентябре 1960 года Арисмендиарриета создал кооперативный журнал «TU-Work and Union», который он всегда редактировал, первоначально называвшийся «Сотрудничество». Он сказал, что «Работа — это прочная основа для развития и продвижения, Союз — это рычаг, который умножает силы всех, а Сотрудничество — это для нас система солидарности, позволяющая сделать работу подходящим инструментом для продвижения, личного и коллективного». Поэтому он настоял на сборе этих понятий в уставах кооперативов. [ 45 ]
Он задумал журнал как «постоянное приглашение к диалогу, взаимоотношениям и сотрудничеству для практического применения постулатов социальной справедливости в деловой среде в атмосфере свободы и любви, незаменимых в трудовом сообществе». Он считал труд средством личной самореализации и солидарности, индивидуального и коллективного совершенствования, основой более несомненного гуманистического и социального сознания. [ 53 ]
Он неоднократно объяснял, что работа достойна человека и что от работы зависят разные уровни развития регионов и стран. Он отметил, что исследование экспертов показало, что в США вклад природы, земли, лесов, рек, морей и шахт в уровень развития оценивается в одну восьмую, а трудовой фактор - в семь восьмых. . [ 54 ] Сама долина Деба, где расположен Мондрагон, не отличается природными богатствами, но ее развитие обусловлено и создано трудом ее жителей. [ 55 ]
Что касается союза, то он рассматривался как знак солидарности в условиях демократии, поэтому кооперативы должны быть демократическими, и каждый член должен иметь только один голос. В то же время единство требовало ответственности всех, ведь единство – сила слабых, а солидарность – мощный рычаг, умножающий силу. [ 56 ]
Реформа компании
[ редактировать ]Арисмендиарриета добивался уважения достоинства рабочих посредством реформы компании, вдохновленной постулатами христианской социальной доктрины. Еще в 1933 году программа баскского профсоюза ELA/STV установила, что права рабочего не ограничиваются справедливой заработной платой, поэтому он потребовал от него участия в компании, заставив его участвовать в прибыли путем выпуска акций капитала, а также признание его соуправляющим компании. [ 57 ] После Гражданской войны 1936 г. профсоюзы были запрещены, но христианско-социальная доктрина присутствовала в католических рабочих организациях, получив дальнейшее развитие в 1960-е гг. [ 58 ] Фактически, именно католические рабочие движения в Германии и Бельгии , воспользовавшись ситуацией послевоенного восстановления, более энергично требовали доступа рабочих к управлению, прибылям и пакетам акций компании , резко критикуя преобладание капитала. над человеком. [ 59 ]
В 1956 году, после пятнадцати лет безуспешных попыток внести изменения в руководство Союза слесарей, Арисмендиарриета принял важное решение — побудить группу профессионально хорошо подготовленных молодых людей оставить свою устоявшуюся работу в Союзе слесарей и создать кооператив. Он намеревался реализовать свои идеи о примате труда над капиталом, о самоуправлении и демократии. Конечно, отношения Арисмендиарриеты с некоторыми работодателями заметно ухудшились, и трудности возникли даже в отношении Профессиональной школы, где до этого сотрудничество было оптимальным и щедрым. После первоначального успеха кооперативов в последующие годы он писал, что одной из самых благородных и духовных задач, которые можно было решить, было пробудить в людях сознание своего собственного потенциала. [ 60 ] Необходимо было, чтобы рабочие смогли оживиться надеждой на истинное освобождение собственное посредством труда и христианского мира. Впредь он перестал явно намекать на реформу компании. [ 61 ]
Лидерство и господство
[ редактировать ]
Метод работы Арисмендиарриеты был основан на сотрудничестве с молодыми людьми, которым он доверял. [ 62 ] Преподавательская работа, которую он проводил в первой профессиональной школе Залдиспе, и создание организации «Спортивная молодежь», а также его участие в «Католическом действии» позволили ему познакомиться со многими преданными своему делу молодыми людьми. [ 63 ] Таким образом, в 1946 году он отобрал одиннадцать молодых людей, которые продолжили обучение в области промышленного машиностроения самостоятельно, но поступили в Университет Сарагосы , расположенный примерно в 200 км. далеко, и в 1955 году пятерым из них, которые уже были выдающимися профессионалами в Союзе слесарей, было предложено создать первый промышленный кооператив, названный УЛГОР. Его успех в создании новых организаций с 1941 по 1955 год сделал молодых людей более безопасными, выплачивая ипотеку за дома молодоженов , чтобы они оставили надежную работу в лучшей компании Мондрагона и отправились в приключение с неопределенное будущее, но уверенный в своем наставнике . [ 64 ]
В 1959 году компания ULGOR успешно развивалась и зарекомендовала себя на рынке. С самого начала партнеры избрали инженера-электронщика Альфонсо Горроньогойтиа президентом Управляющего совета, а Совет, в свою очередь, назначил инженера-химика Хосе Марию Ормаэчеа управляющим директором. Но Арисмендиарриета имел в виду идею создания кооперативного кредитного учреждения, и после самостоятельной разработки проекта и устава Трудового банка ему удалось добиться одобрения министерствами его создания. [ 65 ] Чтобы справиться с этим, он превыше всего стремился к честности и предложил Ормаэчеа стать его директором, пройдя путь от управляющего директора крупной компании до скромного офиса на улице Феррериас, где он начал работать с другим сотрудником. Ормаэчеа отметил, что « я согласился, несмотря на то, что совершенно не разбирался в банковском бизнесе и едва знал, как интерпретировать балансовый отчет ». Точно так же Арисмендиарриета убедил Горроногоитию объединить два поста президентов, учитывая его высокое положение в Управляющем и Социальном советах ULGOR. [ 17 ]
В 1965 году Арисмендиарриета лично продвигал студенческий промышленный кооператив Алекоп. Для финансирования своих установок он запросил субсидии у государственных органов и кредит у Банка труда, который запросил поручителей . Арисмендиарриета обратилась с этой целью к нескольким профессорам Профессиональной школы, одним из них был будущий основатель и директор Исследовательского центра Икерлана Маноло Кеведо», — я ответил, что подпишу, но после получения одобрения жены, потому что мы уже имел трех маленьких дочерей, индоссировать компанию, в которой партнерами и менеджерами должны были быть студенты, а поручители не имели бы никакого отношения, было, конечно, необычно ». [ 17 ]
Споры
[ редактировать ]Арисмендиарриета разработал свою концепцию человеческого предпринимательства посредством действий и практики, что вызвало противоречия , которые можно сгруппировать в пять областей: [ 9 ]
– В 1941 году Арисмендиарриета прибыл в Мондрагон со своей идеологией социальной доктрины церкви, где работник находит удовлетворение в своей работе как умный и ответственный человек. Союза слесарей Свою карьеру он начал в Школе учеников и в «Католическом действии» , и в то время он писал, что рабочие видели церковь на службе государства: «Армия, духовенство и Фаланга (фашистская партия главы правительства, диктатор Франко) — три когтя капиталиста». Точно так же они видели церковь на стороне победителей гражданской войны. По этой причине он установил каталог трех добродетелей для священника, желающего действовать в рабочей среде: свобода, аскеза и трудолюбие . [ 9 ]
– В 1956 году его собирался депортировать гражданский губернатор Гипускоа , так как он считался главным лицом, ответственным за забастовки рабочих того года. Также в 1965 и 1969 годах, когда студенты Профессиональной школы участвовали в «Дне баскской родины » ( Aberri Eguna ), губернатор обвинил Школу в том, что она является центром политизации и подрывной деятельности . А также в 1969 году губернатор намеревался «оказать давление на высокомерных кооперативистов Мондрагона и заставить их сдаться у его ног, занятых невыразимыми и опасными стремлениями к эмансипации, чье мятежный подход может заразить остальную часть Страны Басков». ." [ 9 ]
– В 1960 году началась первая критика со стороны местных и региональных капиталистических бизнесменов, как напрямую, так и через Официальную промышленную палату Гипускоа, которая с подозрением относилась к росту кооперативов. У Арисмендиарриеты были прекрасные отношения со многими бизнесменами, которых он поощрял стать членами Профессиональной школы, такими как Хуан Селая из компании Cegasa в Оньяти и Хосе Мария Алтуна из компании JMA в Мондрагоне. Но критики утверждали, с одной стороны, что произошел перевод рабочих из их компаний в новые кооперативы, а с другой, что финансовые выгоды от них были основной причиной их роста. (Вычет в размере 10% корпоративного налога был направлен в Фонд поощрения и занятости населения.) Этот второй аргумент повторялся на протяжении многих лет. [ 9 ]
– В кооперативах не было рабочих союзов , их функции взял на себя Социальный совет, а в 1966 году началась первая критика со стороны левого и профсоюзного секторов, утверждавших, что кооперативизм является недостаточным решением для общества, будучи социализмом «изнутри». . Эти критики приняли как положительные некоторые аспекты кооперативизма, такие как демократическое управление компанией по принципу «один партнер / один голос», а не контроль со стороны капитала, вменение прибавочной стоимости труда сообществу и солидарность через ограниченный диапазон заработной платы. это препятствовало образованию привилегированных классов. Но их главное возражение заключалось в том, что кооперативизм казался формой подчинения принципам свободного рынка . [ 66 ]
- В 1970 году другая критика возникла со стороны новых баскских левых , связанных с различными группами ЭТА и их последовательными расколами. Они считали, что в кооперативах возник ведущий технократический класс, в который входил и Арисмендиарриета, называвший себя кооперативистом, но препятствовавший освобождению баскского рабочего класса. И это, по сути, было одной из причин, по которой Министерство труда Мадрида вручило членам кооперативов медали «За трудовые заслуги». В 1972 году споры такого рода возникли в Алекопе и в «Баскской школе» ( Икастола ) Мондрагона. А в июне 1974 года на заводах ULGOR и Fagor Electronic впервые произошла совместная забастовка в результате введения новых правил оценки должностей. После неприятных инцидентов забастовка завершилась изгнанием 24 партнеров, одобренным Генеральной Ассамблеей. Несколько лет спустя им была предоставлена возможность реадмиссии, и некоторые из них согласились.
- Кооперативизм также подвергался критике за отсутствие внимания к баскскому вопросу. [ 9 ]

Влияние и наследие
[ редактировать ]– В 1952 году, после открытия новой профессиональной школы, он получил Благодарность Гражданского ордена Альфонсо X эль Сабио от министра образования г-на Руиса Хименеса. [ 7 ]
– В апреле 1966 года Мондрагон отдал дань уважения трем фигурам, назвав их приемными сыновьями города: врачом доном Мариано Брионесом, приходским священником доном Хосе Луисом Иньяррой и доном Хосе Марией Арисмендиарриета. Трое лауреатов отмечали 25-летие работы в Мондрагоне. [ 7 ]
– В августе 1966 года, после открытия студенческого промышленного кооператива Алекоп, министр труда Ромеро Горриа лично вручил ему Золотую медаль за труд. [ 9 ]
– Дорога Оландиксо Хиллсайд, открытая в 1972 году, где расположены Лагун Аро, Икерлан и Лабораль Кутча, называется Пасео Хосе Мария Арисмендиарриета. [ 67 ]
был открыт памятник – В 1992 году в его честь в родном районе Баринаги в Маркина-Хемейне . [ 68 ]
– В 1997 году в Сан-Франциско, Калифорния, открылась пекарня Arizmendi , названная в честь Арисмендиарриеты. [ 69 ]
– 6 мая 2009 года завершился епархиальный этап процесса его канонизации . [ 70 ]
провозгласил Арисмендиарриету героической добродетелью – 14 декабря 2015 года Папа Франциск и удостоил ее почтенного звания в католической церкви. [ 6 ]
– В апреле 2016 года площадь Лаубиде в Мондрагоне была переименована в площадь Хосе Марии Арисмендиарриеты с мемориальной доской на баскском и испанском языках с надписью «Хосе Мария Арисмендиарриета (1915–1976). Основатель кооперативизма Аррасате-Мондрагона. Его модель работы распространилась по всему миру. К 100-летию со дня его рождения». [ 71 ]
См. также
[ редактировать ]- 127 фотографий Арисмендиарриеты
- Корпорация Мондрагон
- Рочдейлское общество справедливых пионеров
- МКА-Международный кооперативный альянс
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Ормаэчеа, Хосе Мария (1991). Совместный опыт Мондрагона (на испанском языке). Испания: Азаза. п. 389. ИСБН 978-84-604-0011-0 .
- ^ Kontrast.at (8 марта 2020 г.). «Мондрагон: одна из крупнейших корпораций Испании принадлежит ее работникам» . scoop.me . Проверено 29 ноября 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Лейбар, Хуан, Аскарате, Хоксеми (1993). История политехнической школы Хосе М. Арисмендиарриета (на испанском языке). Испания: Лейбористская коробка. п. 361. ИСБН 84-606-1940-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Маклауд, Грег (1998). От Мондрагона до Америки: эксперименты по экономическому развитию сообщества . Канада: Университет Кейп-Бретона. п. 171. ИСБН 978-0920336533 .
- ^ Синде, Хуан Мануэль (2021). Ключи к успеху Mondragón Experience (I) (на испанском языке). Испания: Новости из Гипускоа. Доностия.
- ^ Jump up to: а б «17 святость, беатификация способствует продвижению» . CatholicCulture.org . Католическая культура . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Молина, Фердинанд (2005). Хосе Мария Арисмендиаррета (на испанском языке). Испания: сокращение рабочей силы. п. 571. ИСБН 84-920246-2-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Ларраньяга, Хесус (1998). Кооперативизм Мондрагона. Интерьеры утопии (на испанском языке). Испания: Азаца. п. 230. ИСБН 84-88125-12-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Азурменди, Жоксе (1991). Кооперативный человек Pensamiento de Arizmendiarrieta (на испанском языке). Испания: Азаза. п. 655. ИСБН 84-88125-01-1 .
- ^ Jump up to: а б Теллечеа, Хосе Игнасио (2005). Другой Дн. Хосе Мария (на испанском языке). Испания: Трудовая жизнь. п. 98.
- ^ Ларраньяга, Хесус (1998). Кооперативизм Мондрагона. Интерьеры утопии (на испанском языке). Испания: Азаца. п. 189. ИСБН 84-88125-12-7 .
- ^ Союз Серрахера (на испанском языке). Испания: Больса де Мадрид. 1997 год
- ^ Хосе Мª Арисмендиарриета. Архивировано 8 декабря 2009 года в Wayback Machine Mondragon Corporation .
- ^ Jump up to: а б Велес Де Мендисабаль, Баррутиабенгоа, Гараи, Хосемари, Хосе Анхель, Хуан Рамон (2007). «Ама» Серрахера (на испанском языке). Испания: СОЮЗ СЕРРАХЕРА АРРАСАТЕ. п. 241. ИСБН 978-79-611-8407-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Ромео, Ник (2022). «Как Мондрагон стал крупнейшим в мире кооперативом» . Житель Нью-Йорка . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ Эррера, Дэвид (2004). «Мондрагон: коммерческая организация, воплощающая католическую социальную мысль». . США: Entrepreneur Media, Inc. Университет Св. Иоанна, Колледж делового администрирования. стр. 11, 12.
- ^ Jump up to: а б с Иризар, Маклауд, Иньяцио, Грег (2010). 32 бизнес-ключа Мондрагона (на испанском языке). Испания: Garaia PT с. 177.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Лейбар, Ормаэчеа, Хуан, Хосе Мария (1993). Дн. Хосе Мария Арисмендиарриета и его сотрудники (на испанском языке). Испания: Оталора. п. 64
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Молина, Фернандо (2006). Fagor Appliances (1956–2006). История сотрудничества (на испанском языке). Испания: Лабораль Кутча. п. 129. ИСБН 84-689-7392-0 .
- ^ Jump up to: а б Фернандес, Хосе Рамон (2001). 1956–2000. Опыт сотрудничества Мондрагона (на испанском языке). Испания: Кооперативная корпорация Мондрагона. п. 64.
- ^ Jump up to: а б Фернандес, Хосе Рамон (2001). 1956–2000. Опыт сотрудничества в Мондрагоне (на испанском языке). Испания: Корпорация Мондрагон. п. 44.
- ^ Jump up to: а б с Алтуна, Ларрайц (2008). Опыт сотрудничества в Монсе (на баскском языке). Испания: Ланки, Университет Мондрагона. п. 129. ИСБН 978-84-608-0965-4 .
- ^ Jump up to: а б Алтуна, Ларрайц (2008). Опыт сотрудничества в Монсе (на баскском языке). Испания: Ланки, Университет Мондрагона. п. 128. ИСБН 978-84-608-0965-4 .
- ^ «Закон 4/1997 от 30 мая о признании Университета Мондрагон Унибертситатеа » . Официальный государственный вестник Государственного агентства : 1526–1529. 1997.
- ^ Ормаэчеа, Хосе Мария (1993). Арисмендиарриета и кооперативная компания (на испанском языке). Фонд Человечества стр. 117–122.
- ^ Гринвуд, Гонсалес, Дэвиддд; Хосе Луис (1990). Культуры Фагора. Антропологическое исследование кооперативов Мондрагона (на испанском языке). Испания: Тсертоа. п. 166. ИСБН 978-8471482488 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Иризар, Иньяцио (2003). Уникальные предприниматели. Четыре свидетельства, опыт сотрудничества (на испанском языке). Испания: Мондрагон Унибертситатеа. п. 49. ИСБН 84-608-0271-Х .
- ^ Фернандес, Хосе Рамон (2001). 1956–2000. Опыт сотрудничества в Мондрагоне (на испанском языке). Испания: Кооперативная корпорация Мондрагона. п. 30.
- ^ Синде, Хуан Мануэль (2019). «Ормаэчеа, исключительный предприниматель» . Фонд Арисмендиарриета .
- ^ Чавес, Рафаэль (1999). Бизнес-группы социальной экономики. Анализ испанского опыта (на испанском языке). Испания: CIRIEC-Испания, Университет Валенсии. стр. 67–98. ISBN 84-95003-08-2 .
- ^ Кансело Алонсо, Антонио (1999). « Кооперативная корпорация Мондрагона. История опыта" ". Международный журнал баскских исследований .
- ^ Чавес, Рафаэль (1999). Бизнес-группы социальной экономики: анализ испанского опыта (на испанском языке). Саин: CIRIEC-Испания, Университет Валенсии. стр. 112–115. ISBN 84-95003-08-2 .
- ^ Бретча, Альберт (2021). «Истоки кооперативизма в Эускади и Наварроа, история успеха» . Новости из Гипускоа. Бильбо .
- ^ Понс, Марк (2021). «Почему Страна Басков является страной кооперативов?» . ElNacional.cat. Барселона . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Кристобаль, Рафаэль (2014). Субъект и сообщество Понятие, лежащее в основе кооперативной парадигмы (на испанском языке). Испания: Ланки, Мондрагон Унибертситатеа. п. 27. ISBN 978-84-616-9011-4 .
- ^ Гомес, Лаура (1998). Международный кооперативный альянс: его развитие как организации и преобразующего общества (на баскском языке). Испания: Высший совет баскских кооперативов. п. 212. ИСБН 978-84-921277-5-7 .
- ^ Эсторнес Субисаррета, Идоя (2016). Когда Маркс посетил Лойолу: ELA-STV, баскский союз в период Франко (на испанском языке). Испания: Эрейн Аргиталетчеа. п. 167. ИСБН 978-8491091509 .
- ^ «АЛЬФА, рабочий кооператив. От производства оружия до швейных машин». История рабочего движения . 2015.
- ^ Берриохоа Аскарате, Педро (2020). Un eibarres extraordinario - Торибио Эчеваррия (1887–1968) (на испанском языке). Испания: Коробка. стр. 35– ISBN 978-84-7173-604-8 .
- ^ Аспиасу, Хосе Антонио (2001). Экономика, общество и культура Аррасате во времена Эстебана де Гарибая (на испанском языке). Испания. стр. 47–74. ISBN 84-8419-926-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Диес де Салазар, Луис Мигель (1997). Гипускоанский металлургический завод. Социально-экономические, трудовые и финансовые аспекты (14-16 вв.) (на испанском языке). Испания: Социальный фонд Кутча. Доностия-Сан-Себастьян. стр. 79, 112. ISBN 84-7173-307-2 .
- ^ Гонсалес Гарсия, Хосе Мария (2007). «Унион Серрахера» . Аунаменди Изучение баскского языка : 79–82.
- ^ Аспиасу, Хосе Антонио (2017). Гарай. Индустриальная сага в Оньяти за 150 лет (на испанском языке). Испания: Фонд Арансабаля. п. 68. ИСБН 978-84-09-01938-0 .
- ^ «Фичас де Арисмендиарриета» . Обучение баскскому языку – Фонд документов – Фонды документов . 2017 год
- ^ Jump up to: а б Молина, Фернандо (2011). Арисмендиарриета 1915–1976. Апостол сотрудничества (на испанском языке). Испания: Ассоциация друзей Арисмендиарриеты. п. 93. ИСБН 978-84-6154-947-4 .
- ^ Лейбар, Ормаэчеа, Хуан, Хосе Мария (1993). Дн. Хосе Мария Арисмендиарриета и его сотрудники (на испанском языке). Испания: Оталора. п. 81
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Галлетебейтия, Ибан (2012). «Если будет сев в пустыне, Дж. М. Арисмендиарриета» (на испанском языке). Испания: путеводитель по мышлению Страны Басков, Бильбао, ОАЭ. п. 44. ИСБН 978-84-8438-435-9 .
- ^ Бид, Бид, Клайв, Кара (2002). Последствия недавней папской социальной мысли для владения трудом (на испанском языке). Испания: Обзор социальной экономики, изд. Тейлор и Фрэнсис, Ltd., стр. 47–69.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Алтуна, Ларрайц (2008). Опыт сотрудничества в Монсе (на баскском языке) (изд. Испании). Ланки, Университет Мондрагона. п. 142. ИСБН 978-84-608-0965-4 .
- ^ Молина, Фердинанд (2005). Хосе Мария Арисмендиаррета (на испанском языке). Испания: сокращение рабочей силы. п. 488. ИСБН 84-920246-2-3 .
- ^ Ларраньяга, Хосе Мария (2001). Кооперативное общество (на испанском языке). Испания: Оталора. п. 26
- ^ Ванек, Ярослав (2007). Заметка о будущем и динамике экономической демократии. Достижения в экономическом анализе фирм с участием и трудовым управлением (на испанском языке). Испания: Корнельский университет. Кооперативные фирмы на мировых рынках. стр. 297–304. ISBN 978-0-7623-1389-1 .
- ^ Азурменди, Жоксе (1999). Мысли Хосе Марии Арисмендиарриеты (на баскском языке). Испания: Оталора, Азаца. п. 89
- ^ Фут Уайт, Кинг Уайт, Уильям, Кэтлин (1991). Изготовление Мондрагона . Испания: ILR Press, Корнельский университет, США. стр. 117, 118. ISBN. 978-0875461373 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Сид, Микель (2005). «Заставить социальную экономику работать в глобальной экономике: эмпирическое исследование рабочих кооперативов в Квебеке, Эмилии-Романье и Мондрагоне». . Испания: Докторская степень, с европейским цитированием, неопубликовано, Mondragon Unibertsitatea. стр. 175–176.
- ^ Мэлоун, Том (2004). Будущее работы: как новый порядок ведения бизнеса повлияет на вашу организацию, ваш стиль управления и вашу жизнь . США: Издательство Гарвардской школы бизнеса. п. 125. ИСБН 978-1591391258 .
- ^ Элорза, Антонио (1993). Ideologias Del Nacionalismo Vasco (полковник «Euskal historia; 1) (на испанском языке). Испания: R&b Ediciones, SL, стр. 171. ISBN 978-8474070507 .
- ^ Ролантс, Бруно (2019). Кооперативы и мир труда . Рутледж, МКА – Международный кооперативный альянс. стр. 66–. ISBN 978-0367250850 .
- ^ Филд, Адриан (1997). Кооперативы в Стране Басков. Баскский летний университет (на баскском языке). Баскский летний университет. стр. 38– ISBN 84-86967-88-0 .
- ^ Де Геус, Арье (1997). Живая компания. Привычки выживания в турбулентной деловой среде . США: Издательство Гарвардской школы бизнеса. п. 188. ИСБН 978-0875847825 .
- ^ Аранзади, Дионисио (1976). Промышленный кооперативизм как система, компания и опыт (на испанском языке). Испания: Университет Деусто. п. 377. ИСБН 978-8460005506 .
- ^ Ларраньяга, Хесус (1986). «Профиль лидера» . Технический университет Ланкашира : 19.
- ^ Ларраньяга, Хесус (1981). Ищу способ. Дон Хосе Мария Арисмендиарриета и опыт сотрудничества Мондрагона (на испанском языке). Лабораторная Кутча. п. 148.
- ^ Азурменди, Жоксе (2016). О кооперативном человеке. О кооперативном человечестве (на баскском языке). Испания: Доностия: Узнайте. ISBN 978-84-95234-96-4 .
- ^ Гармендия, Гонсалес, Фермин, Маноло (2015). Хосе Мария Арисмендиарриета. Один человек, один народ, один опыт (на испанском языке). Испания: редакция ESIC. п. 167. ИСБН 9788416462506 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Касмир, Шаррин (1999). Миф о Мондрагоне: кооперативы, политика и рабочий класс в городе Страны Басков (на испанском языке). Испания: Чалапарта. стр. 105–. ISBN 9788481361537 .
- ^ Пасео Хосе Мария Арисмендиарриета (на испанском языке). Испания: Кальехеро. 2019 год
- ^ Гараменд, Гайска (2007). «Айтарен Оменальдия» работает в городе Маркина-Хемейн (Бискайя). 3 цифровых (на испанском языке). Испания: Фонд Эускомендия.
- ^ «Высококлассные, но доступные пекарни из Сан-Франциско вынуждены поднять цены на фоне инфляции» . Стандарт Сан-Франциско . 19 октября 2022 г. Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ Папа Франциско называет Арисмендиарриету «Почтенной» (на испанском языке). Испания: Коллега по ТУ. Оталора, Азаца. 2016 год
- ^ У Арисмендиарриеты есть собственная площадь в Аррасате (на испанском языке). Испания: ТУ-Ланкиде. в Оталу коготь 2016 год
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Друзья Ассоциации Арисмендиарриета (на баскском языке)
- Христианский фонд Арисмендиарриета (на баскском языке)
- Христианский фонд Арисмендиарриета (на испанском языке)
- Канонизация Арисмендиарриеты
- Видео: Хосе Мария Ормаэчеа об Арисмендиарриете (на испанском языке)
- Видео: Жоксе Азурменди об Арисмендиарриете (на баскском языке)
- Хосе Мария Арисмендиарриета: Архив, сочинения, фотографии (Euskomedia) (на испанском языке)