Jump to content

Artel

Артель ) была одним из ( русский : арте́ль нескольких типов кооперативных объединений и (позже) корпоративных предприятий в Российском царстве, Российской империи и Советском Союзе . Они начались много веков назад, но особенно распространены были со времени освобождения русских крепостных (1861 г.) до 1950-х годов. В более поздний советский период (1960–1980-е годы) этот термин в основном был отменен с полной монополизацией советской экономики государством.

Артели представляли собой полуформальные объединения ремесленных , ремесленных и лёгких промышленных предприятий. Часто члены артели работали вдали от дома и жили коммуной . Оплата за выполненную работу распределялась по устным договоренностям, нередко в равных долях. [1] Часто артели были для сезонной промышленности ; рыбная ловля , охота , сбор урожая, лесозаготовка и сбор дикорастущих растений, ягод и грибов были яркими примерами деятельности, которая во многих случаях была сезонной (хотя и не всегда).

В статье 1918 года о российском образовании и социальных структурах (на поздний период Российской империи, незадолго до формирования Советского Союза) Маня Гордон описала артель следующим образом: [1]

Артель (объединение) — еще один термин, обозначающий коллективную собственность и управление промышленностью. Это одно из старейших и наиболее распространенных учреждений в России. Самая древняя из них — рыболовецкая артель казаков уральских знаменитая . В это объединение входило от 15 000 до 20 000 человек, работа которых велась в условиях абсолютного равенства. Рыболовные воды, а также необходимое оборудование находились в общей собственности. Доходы были разделены поровну между участниками, независимо от особых навыков или каких-либо других соображений. Ассоциация в целом была разделена на группы или мелкие артели, состоявшие примерно из двадцати рабочих. В каждой группе был свой «Старейшина», который руководил работой и следил за счетами. Различные отрасли имели полную свободу действий, хотя и делили расходы и прибыли.

Организация артели была гораздо проще, чем у Мира . Никаких письменных соглашений не было. Прогулы карались выговором , а в хронических случаях — изгнанием из артели. Никаких вступительных взносов не требовалось. Требовалось только умение и желание работать. Можно сказать, довольно разрозненная организация. Напротив, оно было почти милитаристским в беспрекословном послушании старцу, избираемому ежегодно. Помимо обязанностей, которые он имел перед Артелью, каждый ее член был свободным агентом.

Я описал самую могущественную из артелей. Но эта схема объединения ни в коем случае не ограничивалась рыбной промышленностью. Как правило, небольшие группы мужчин, занятых активным трудом, объединяются в артели. Хотя различные артели предпочитают общинный образ жизни, их общие характеристики различаются. Некоторые ассоциации, в отличие от описанной мной, не владеют своим оборудованием. В этом случае по общему согласию более состоятельные члены артели, поставляющие необходимый инвентарь, получают дополнительное вознаграждение за свое имущество. Опять же, есть артель, которую нанимает работодатель или лицо, доставляющее капитал . Члены артели делятся заработком совместно.

В более поздний период артельной эпохи возникли некоторые формализованные типы артелей с внутренней иерархией и юридическими соглашениями. К 1960-м годам советская реальность по большей части убила первоначальный дух артельного института, так что в мемуарах Юрия Кроткова 1967 года термин «артель» определяется для англоязычных читателей в сноске как «небольшая мастерская, якобы кооперативная». , но фактически под контролем правительства». [2]

В современной России не существует законодательно определенного предпринимательского термина «артель» как вида объединения; однако некоторые компании используют в своем названии слово «артель», особенно в областях, традиционно которыми занимались артели.

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Гордон, Маня (1918). «Образование и самоуправление в России» . Ежемесячный журнал Харпера . Том. 138. С. 270–279.
  • Кротков, Юрий (1967). Я из Москвы: взгляд на русское чудо . Э.П. Даттон. OCLC   855279920 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e476f676be46d8db9915be75fcca322d__1669518180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/2d/e476f676be46d8db9915be75fcca322d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Artel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)