Artel
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2022 г. ) |
Артель ) была одним из ( русский : арте́ль нескольких типов кооперативных объединений и (позже) корпоративных предприятий в Российском царстве, Российской империи и Советском Союзе . Они начались много веков назад, но особенно распространены были со времени освобождения русских крепостных (1861 г.) до 1950-х годов. В более поздний советский период (1960–1980-е годы) этот термин в основном был отменен с полной монополизацией советской экономики государством.
Артели представляли собой полуформальные объединения ремесленных , ремесленных и лёгких промышленных предприятий. Часто члены артели работали вдали от дома и жили коммуной . Оплата за выполненную работу распределялась по устным договоренностям, нередко в равных долях. [1] Часто артели были для сезонной промышленности ; рыбная ловля , охота , сбор урожая, лесозаготовка и сбор дикорастущих растений, ягод и грибов были яркими примерами деятельности, которая во многих случаях была сезонной (хотя и не всегда).
В статье 1918 года о российском образовании и социальных структурах (на поздний период Российской империи, незадолго до формирования Советского Союза) Маня Гордон описала артель следующим образом: [1]
Артель (объединение) — еще один термин, обозначающий коллективную собственность и управление промышленностью. Это одно из старейших и наиболее распространенных учреждений в России. Самая древняя из них — рыболовецкая артель казаков уральских знаменитая . В это объединение входило от 15 000 до 20 000 человек, работа которых велась в условиях абсолютного равенства. Рыболовные воды, а также необходимое оборудование находились в общей собственности. Доходы были разделены поровну между участниками, независимо от особых навыков или каких-либо других соображений. Ассоциация в целом была разделена на группы или мелкие артели, состоявшие примерно из двадцати рабочих. В каждой группе был свой «Старейшина», который руководил работой и следил за счетами. Различные отрасли имели полную свободу действий, хотя и делили расходы и прибыли.
Организация артели была гораздо проще, чем у Мира . Никаких письменных соглашений не было. Прогулы карались выговором , а в хронических случаях — изгнанием из артели. Никаких вступительных взносов не требовалось. Требовалось только умение и желание работать. Можно сказать, довольно разрозненная организация. Напротив, оно было почти милитаристским в беспрекословном послушании старцу, избираемому ежегодно. Помимо обязанностей, которые он имел перед Артелью, каждый ее член был свободным агентом.
Я описал самую могущественную из артелей. Но эта схема объединения ни в коем случае не ограничивалась рыбной промышленностью. Как правило, небольшие группы мужчин, занятых активным трудом, объединяются в артели. Хотя различные артели предпочитают общинный образ жизни, их общие характеристики различаются. Некоторые ассоциации, в отличие от описанной мной, не владеют своим оборудованием. В этом случае по общему согласию более состоятельные члены артели, поставляющие необходимый инвентарь, получают дополнительное вознаграждение за свое имущество. Опять же, есть артель, которую нанимает работодатель или лицо, доставляющее капитал . Члены артели делятся заработком совместно.
В более поздний период артельной эпохи возникли некоторые формализованные типы артелей с внутренней иерархией и юридическими соглашениями. К 1960-м годам советская реальность по большей части убила первоначальный дух артельного института, так что в мемуарах Юрия Кроткова 1967 года термин «артель» определяется для англоязычных читателей в сноске как «небольшая мастерская, якобы кооперативная». , но фактически под контролем правительства». [2]
В современной России не существует законодательно определенного предпринимательского термина «артель» как вида объединения; однако некоторые компании используют в своем названии слово «артель», особенно в областях, традиционно которыми занимались артели.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гордон 1918 год .
- ^ Krotkov 1967 , p. 81.
Библиография
[ редактировать ]- Гордон, Маня (1918). «Образование и самоуправление в России» . Ежемесячный журнал Харпера . Том. 138. С. 270–279.
- Кротков, Юрий (1967). Я из Москвы: взгляд на русское чудо . Э.П. Даттон. OCLC 855279920 .