Артель Художников
Санкт-Петербургская артель художников | |
Санкт-Петербургская артель художников | |
![]() Групповое фото, 1863 год. | |
Формирование | 1863 год |
---|---|
Основатель | Иван Крамской |
Растворенный | 1871 год |
Тип | Artel |
Расположение | |
Членство | Bogdan Wenig , Firs Zhuravlev , Alexander Morozov , Kirill Lemokh , Ivan Kramskoi , Alexander Litovchenko , Konstantin Makovsky , Nikolai Dmitriev , Nikolai Petrov , Vasily Kreitan , Mikhail Peskov , Nikolay Shustov , Alexei Korzukhin , Alexander Grigoriev |
Лидер | Иван Крамской |
Казначей | Алексей Корзухин |
Петербургская артель художников — кооперативное объединение ( артель ), возглавляемое русскими художниками в 1863–1871 годах. Основан в Петербурге по инициативе Ивана Крамского после восстания четырнадцати студентов Петербургской Академии художеств ( «Восстание четырнадцати »).
История
[ редактировать ]Формирование и расцвет
[ редактировать ]9 ноября 1863 года четырнадцать лучших студентов Императорской Академии художеств провели акцию протеста против решения Академии допускать к участию в конкурсе на Большую золотую медаль Академии по случаю 100-летия Академии произведения искусства только произведения скандинавской мифологии. искусств. Последующий выход художников из Академии, вошедший в историю как «Восстание четырнадцати», поставил ее участников в тяжелое материальное положение. [ 1 ]

Покинув Академию художеств, художники освободили свои мастерские в Академии, которые использовались не только для работы, но и для проживания. [ 2 ] В результате участники «бунта» объединились в трудовую коммуну. [ 3 ] [ 4 ]
Идея артели принадлежит Ивану Крамскому. Таким образом, после ее создания он стал бригадиром артели и оставался ее руководителем до ее распада. [ 2 ]
Работники артели снимали квартиру на Васильевском острове , где были не только комнаты для проживания, но и три большие художественные мастерские, в каждой из которых одновременно могли работать несколько человек. Вместе с Крамскими в общей квартире поселились пять художников: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Фирс Журавлёв , Алексей Корзухин и Николай Шустов . Остальные члены артели жили на частных квартирах. [ 3 ]
9 июня 1865 г. был утвержден официальный устав Артели, согласно которому члены Артели должны были платить 10% за каждую самостоятельно проданную работу и 25% за совместно выполненную работу. [ 3 ]
Первым из артели ушел Александр Литовченко , отказавшийся тратить деньги на размещение рекламы в газете «Санкт-Петербургские Ведомости» . Вторым художником, покинувшим артель, стал Константин Маковский , арендовавший собственную мастерскую на Дворцовой площади, так как уже зарабатывал большие деньги на своих картинах. Часть артельщиков, оставшихся в артели, часто уклонялась от внесения в общий фонд денег от произведений, проданных самостоятельно. Это возмутило Крамского, который согласился на предложение Алексея Тарасовича Маркова расписать главный купол храма Христа Спасителя за 10 000 рублей. Богдан Вениг и Николай Кошелев . Помощниками Крамского стали [ 2 ]
На полученные за картину деньги Крамской перенес артель в более престижный район города. В 1866 году он снял квартиру на Адмиралтейской площади. Постепенно доходы артели росли. [ 3 ] Возросшие доходы позволили Крамскому уехать за границу за свой счет. [ 2 ] К 1868 году общий капитал Артели достиг 10 000 рублей. [ 3 ]
Растворение
[ редактировать ]
Осенью 1870 года один из членов Артели, Николай Дмитриев , тайно подал в Императорскую Академию художеств прошение о трехлетней заграничной отставке, которое было одобрено Советом Академии. [ 3 ] Возмущенный тем, что участник «Восстания четырнадцати» вел переговоры с Академией за спиной работников артели, Крамской 19 октября 1870 года подал в артель заявление с требованием публично осудить поведение Дмитриева. [ 2 ]
7 ноября 1870 г. состоялось собрание членов артели, на котором работники артели отказались удовлетворить заявление Крамского, сославшись на то, что Дмитриев формально не нарушил никаких положений устава. Недовольный решением собрания, Крамской подал повторное заявление, настаивая на исключении Дмитриева из Артели. Депутаты вновь отказались осуждать Дмитриева. Возмущенный бессовестностью членов артели, Крамской 24 ноября 1870 года подал заявление о выходе из артели. [ 3 ] [ 4 ]
Лишившись своего основателя и бессменного руководителя, артель постепенно пришла в упадок. Формально она была упразднена в 1871 году. Часть членов Артели присоединилась к вновь созданному Товариществу передвижных художественных выставок , сыгравшему впоследствии ключевую роль в развитии русского изобразительного искусства XIX века. [ 2 ] [ 4 ]
В Артели начались какие-то недоразумения. Сначала это были семейные разногласия между женами работников артели, закончившиеся выходом двух членов. Один из членов Артели попал под особое покровительство Академии и в дальнейшем совершил поездку за границу за казенный счет. Крамской счел этот поступок товарища нарушением их главного принципа: не пользоваться благами Академии в одиночку, поскольку было решено при выходе из Академии держаться товарищества и не идти на академические наживки в розницу. Он подал товарищам письменное заявление и потребовал от них высказать свое мнение о том, как они относятся к такому поступку. Товарищи ответили уклончиво, молчанием. В результате Крамской покинул Артель художников. После этого артель потеряла свое значение и незаметно растаяла.
— Ilya Repin , Distant Close (1937) [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Особенности реализма в России" . philol.msu.ru (in Russian). Faculty of Philology, Moscow State University . Archived from the original on 11 August 2020.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Tsomakion, Anna Ivanovna (1891). Иван Крамской. Его жизнь и художественная деятельность (in Russian). Florenty Pavlenkov . p. 104.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ekshtut, Semyon Arkadyevich (2008). Шайка передвижников. История одного творческого союза (in Russian). Дрофа. p. 320. ISBN 978-5-358-01904-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Petrushevsky, Fyodor Fomich (1890–1907). " Товарищество передвижных выставок ". Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary : In 86 Volumes (82 Volumes and 4 Additional Volumes) . St. Petersburg.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Repin, Ilya (1937). Далёкое близкое. Воспоминания (in Russian). Moscow: Захаров. p. 182. ISBN 5-8159-0204-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Artel of Artists . Историко-культурный интернет-портал «Энциклопедия Санкт-Петербурга» (Historical and cultural Internet portal "Encyclopedia of St. Petersburg")
- Артель художников . Русская история в зеркале изобразительного искусства.