Сотый год
Сотый год Латинское слово «сотый год». Энциклика Папы II Иоанна Павла | |
---|---|
![]() | |
Дата подписания | 1 мая 1991 г. |
Предмет | 100-летие энциклики Rerum novarum |
Число | 9 из 14 понтификата |
Текст | |
Часть серии о |
Католическое социальное учение |
---|
![]() |
Обзор |
![]() |
Centesimus annus (лат. «сотый год») — это энциклика , написанная Папой Иоанном Павлом II в 1991 году к столетнему юбилею Rerum novarum , энциклики, выпущенной Папой Львом XIII в 1891 году. сочинения, известные как католическое социальное учение , берущие свое начало от Rerum novarum и стремящиеся связать учение Иисуса с индустриальной эпохой .
Это была одна из четырнадцати энциклик, изданных Иоанном Павлом II. Богослов кардинал Жорж Коттье [1] [2] оказал влияние на составление энциклики. [3]
Обзор
[ редактировать ]Написанный в 1991 году, в последние дни Холодной войны , «Centesimus annus» специально исследует современные политические и экономические проблемы. Энциклика частично является опровержением марксистской / коммунистической идеологии и осуждением практиковавших ее диктаторских режимов, осуждая ужасы коммунистических режимов во всем мире в недавнем прошлом.
В энциклике излагаются вопросы социальной и экономической справедливости, включая защиту прав частной собственности и права создавать частные ассоциации, включая профсоюзы. Он сравнивает социализм с потребительством, называя атеизм источником общего отрицания достоинства человеческой личности.
Повторяющиеся темы социальной и экономической справедливости в Centesimus annus отражают основополагающие убеждения социального учения католической церкви. На протяжении всего времени Папа призывает государство обеспечить справедливость для бедных и защитить права человека всех своих граждан. Это повторяет тему из «Rerum novarum» Папы Льва XIII : [4]
Когда возникает вопрос о защите прав личности, беззащитные и бедные имеют право на особое внимание. Более богатый класс имеет множество способов защитить себя и меньше нуждается в помощи государства; тогда как масса бедняков не имеет собственных ресурсов, на которые можно было бы опереться, и должна зависеть главным образом от помощи государства. Именно по этой причине наемные работники, поскольку они в основном принадлежат к последнему классу, должны находиться под особой заботой и защитой со стороны правительства. [5]
Но Папа Иоанн Павел II также защищает частную собственность, рынки и благородный бизнес как необходимые элементы системы политической экономии, которая уважает достоинство личности и позволяет ей полностью выражать свою человечность.
Человек реализует себя, используя свой разум и свободу. При этом он использует вещи этого мира как предметы и инструменты и делает их своими. В этой деятельности заложены основы права частной инициативы и собственности. Посредством своей работы человек берет на себя обязательства не только ради себя, но также ради других и вместе с другими. Каждый человек участвует в работе других и ради их блага. Человек работает, чтобы обеспечить потребности своей семьи, своего сообщества, своего народа и, в конечном счете, всего человечества.
Принципы
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]- Достоинство и права работника (№3).
- Право создавать профессиональные объединения работодателей и работников (№3).
- Право на частную собственность (№6).
- Право на справедливую заработную плату (№8).
- Право свободно исполнять свои религиозные обязанности/свобода религии (№9).
- Царство Божие нельзя путать ни с каким временным царством (№25).
- Защищать и продвигать достоинство и права человека независимо от личных убеждений (№22).
Солидарность
[ редактировать ]- Сочувствовать окружающим, чтобы сделать их благо своим благом, что ведет к общему стремлению к общему благу (№10).
- Человека нельзя понять только на основе экономики или определить с помощью классовой принадлежности, но в рамках культуры (№ 24).
- Полное признание должно быть дано правам человеческой совести (№29).
- Закон суверенен, а не произвол отдельных лиц (№ 44).
Субсидиарность
[ редактировать ]- Сообщество более высокого порядка не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь сообщества более низкого порядка, лишая последнего его функций, за исключением случаев, когда это необходимо для координации его деятельности с остальной частью общества, всегда в целях общего блага ( № 48).
Краткое содержание
[ редактировать ]Введение
[ редактировать ]- Rerum novarum имеет «большое значение» для Церкви; «жизненная энергия», которую он высвободил, продолжает увеличиваться (№1).
- Rerum novarum можно использовать, чтобы помочь оглянуться назад на фундаментальные принципы, «оглянуться» на новые события и заглянуть в будущее (№3).
- Анализ истории и текущих событий имеет важное значение для миссии евангелизации Церкви (№3).
Характеристики новых вещей
[ редактировать ]- Rerum novarum попыталась отреагировать на конфликт между капиталом и трудом (№5).
- Лев XIII дал Церкви парадигму и корпус для анализа, суждения и указания направлений социальных реалий (№5).
- Преподавание и распространение ее социального учения является важной частью евангелизационной миссии Церкви (№5).
- Не может быть подлинного решения «социального вопроса» без Евангелия (№5).
- Rerum novarum решительно подтверждает достоинство труда и права на частную собственность, частные ассоциации, справедливую заработную плату и свободное выполнение религиозных обязанностей (№ 6-9).
- Критика социализма и либерализма со стороны Rerum novarum актуальна и сегодня (№10).
- Акцент Rerum novarum на правах бедных и беззащитных свидетельствует о продолжении выбора для бедных (#11).
- Путеводным светом Rerum novarum является взгляд на человеческое достоинство (№11).
К «новым вещам» сегодняшнего дня
[ редактировать ]- Фундаментальная ошибка социализма заключается в непонимании человеческой личности как просто элемента (№13).
- Эта ошибка проистекает из атеизма и приводит к искажению закона и свободы человека (№13).
- Атеизм и презрение к человеческой личности вызывают классовую борьбу и милитаризм (№14).
- Государство, соблюдая принцип субсидиарности, играет положительную роль в определении юридических рамок экономических дел (№ 15).
- Роль рабочего движения в экономической реформе была важной (№ 16).
- Rerum novarum выступил против идеологий ненависти и показал, как насилие можно преодолеть с помощью справедливости (№ 17).
- С 1945 года в Европе сложилась ситуация не войны, но и не подлинного мира: многие люди потеряли способность распоряжаться своей судьбой; «безумная» гонка вооружений поглотила жизненно важные ресурсы; группы воинствующих экстремистов нашли готовую поддержку; атомная угроза угнетала мир (№18).
- После Второй мировой войны произошла деколонизация. Подлинной независимости развивающихся стран препятствует внешнеэкономический и политический контроль, а также отсутствие компетентного профессионального класса (#20).
- С 1945 года осведомленность о правах человека (при центре внимания Организации Объединенных Наций) выросла (№ 21).
- ООН еще не удалось создать постоянно благоприятную политику помощи развитию или эффективную систему разрешения конфликтов в качестве альтернативы войне (№ 21).
Конец холодной войны
[ редактировать ]- В 1989 году: в Восточной Европе пали репрессивные режимы; некоторые страны третьего мира начали переход к более справедливым структурам участия (№ 22).
- Обязательство Церкви защищать и продвигать права человека стало важным вкладом в события 1989 года (№ 22).
- Факторы, способствовавшие падению репрессивных режимов: нарушение прав трудящихся (№23); неэффективность экономической системы (№24); духовная пустота, вызванная атеизмом (#24).
- Ненасильственный, мирный протест осуществил почти все изменения в Восточной Европе (№ 23).
- События 1989 года были бы немыслимы без молитвы и упования на Бога (№25).
- События 1989 года иллюстрируют возможности человеческой свободы сотрудничать с планом Бога, действующего в истории (#26).
- В некоторых странах события 1989 года стали результатом столкновения Церкви и рабочего движения (№26).
- События 1989 года продемонстрировали, что социальная доктрина Церкви (а также конкретная приверженность) целостному освобождению человека не требует «невозможного» компромисса между христианством и марксизмом (№ 26).
- Необходимы международные структуры, которые могут помочь восстановить, экономически и морально, страны, отказавшиеся от коммунизма (№27).
- Падение марксизма подчеркнуло взаимозависимость людей (№27).
- Мир и процветание – это блага, принадлежащие всему человечеству (№27).
- Необходима помощь Восточной Европе, без сокращения помощи Третьему миру (№28).
- Необходимо изменить приоритеты и ценности, на основании которых делается экономический и политический выбор (№28).
- Улучшение положения бедных – это возможность для морального, культурного и экономического роста всего человечества (№ 28).
- Развитие необходимо рассматривать с полностью человеческой, а не только экономической точки зрения (№ 29).
Частная собственность и всеобщее назначение материальных благ
[ редактировать ]- Католическое социальное учение утверждает право на частную собственность, ограниченную общим назначением товаров (№30).
- Работа, которая в наши дни представляет собой работу с другими и для других, является человеческим ответом на Божьи дары (№31).
- Обладание ноу-хау, технологиями и навыками превосходит землю как решающий фактор производства (№ 32).
- Большинство людей сегодня не имеют средств или возможности приобрести базовые знания, чтобы войти в мир технологий и коммуникаций. Таким образом, их эксплуатируют или маргинализируют (#33).
- Человеческие недостатки капитализма далеки от исчезновения (№33).
- Многие человеческие потребности не удовлетворяются в условиях свободной рыночной экономики (№34).
- Помогать нуждающимся людям приобретать опыт и развивать навыки, необходимые для входа в современную экономику, – это «строгий долг справедливости и правды» и требование достоинства (#34).
- Свободный рынок является наиболее эффективным инструментом использования ресурсов и эффективного реагирования на платежеспособные и рыночные ресурсы (№ 34).
- Есть человеческие потребности, которым «нет места на рынке»; справедливость требует, чтобы эти фундаментальные потребности не «остались неудовлетворенными» (№34).
- Государству необходимо контролировать рынок, чтобы гарантировать удовлетворение основных потребностей общества, но Церковь «признает законную роль прибыли » (#35).
- Коммерческая фирма – это сообщество людей, стремящихся удовлетворить свои основные потребности и образующих группу на службе общества (№ 35).
- Человеческие и моральные факторы так же важны для жизни бизнеса, как и прибыль (№ 35).
- Поражение «реального социализма» не оставляет капитализм единственной моделью экономической организации (№ 35).
- Более сильные страны должны предоставить более слабым странам возможность занять свое место в международном порядке (№35).
- С внешним долгом более бедных стран необходимо обращаться таким образом, чтобы уважать права народов на существование и прогресс (№35).
- Потребительство создало отношения и образ жизни, которые наносят ущерб физическому и духовному здоровью людей (№36).
- Необходимо создать образ жизни, в котором поиск истины, красоты, добра и общего блага определяет выбор (№ 36).
- Средства массовой информации призваны сыграть особую роль в воспитании чувства общей ответственности (№36).
- Экологический вопрос подчеркивает ответственность человека перед будущими поколениями (№37).
- Социальные структуры могут создавать среду, способствующую греху, которая препятствует полной человеческой реализации (№38).
- Семья, основанная на браке между мужчиной и женщиной, является святилищем жизни (№39).
- Настоящее человеческое отчуждение происходит, когда человек отказывается превзойти себя и жить самоотверженной жизнью в подлинном человеческом сообществе, ориентированном на Бога (№ 41).
- После краха коммунизма целью развивающихся стран должен стать капитализм с бизнесом, рынками, частной собственностью и свободным человеческим творчеством в экономическом секторе. Марксистское решение потерпело неудачу, но маргинализация, эксплуатация и отчуждение все еще существуют в странах третьего мира (№ 42).
- Социальное учение Церкви должно служить ориентиром, а не моделью решения проблем (№ 43).
- Основная задача государства — гарантировать безопасность свободы личности и частной собственности, а также предотвращать монополии (№ 48).
- Мы должны верить в человеческий потенциал бедных и в их способность улучшить свои условия посредством труда и экономического процветания (№52).
Государство и культура
[ редактировать ]- Корни современного тоталитаризма находятся в отрицании трансцендентного достоинства человеческой личности. (#44)
- Защищая свою свободу, Церковь защищает достоинство человеческой личности (№45).
- Церковь ценит любую демократическую систему, которая обеспечивает возможность ее граждан участвовать в ней (#46).
- Демократическим системам необходимо укрепить свои основы, открыто признавая определенные права, особенно права на жизнь , труд и создание семьи (№ 47).
- Некоторые демократии утратили способность принимать решения ради общего блага (№ 48).
- Государства, уважая субсидиарность, должны гарантировать свободу, безопасность и права человека (№48).
- Государство «Социальная помощь» приводит к потере человеческих сил; чрезмерное увеличение числа бюрократических государственных учреждений – не лучший способ решения этих проблем (#48).
- Церковь – посредством благотворительности, солидарности и волонтерской деятельности – всегда была среди нуждающихся (№49).
- Культура обретает свой характер через поиск истины (#50).
- Вклад Церкви в культуру заключается в формировании человеческих сердец к миру и справедливости (№51).
- Культура мира должна способствовать развитию и предоставлять бедным реалистические возможности (№52).
- Эта задача может потребовать изменений в образе жизни, которые уменьшат растрату ресурсов (#52).
Человек как путь Церкви
[ редактировать ]- Цель Церкви – забота и ответственность не только о человечестве, но и о каждом человеке (№53).
- Социальное учение Церкви является инструментом евангелизации ради спасения (№54).
- «Смысл человечества» Церковь получает из Божественного Откровения (№55).
- Западные страны рискуют увидеть крах «реального социализма» как победу своих собственных систем и могут не внести необходимые изменения в эти системы (#56).
- Социальная основа Евангелия должна служить основой и мотивацией к действию, поскольку свидетельство о справедливости и мире более достоверно, чем логические аргументы (№57).
- Выбор для бедных не ограничивается материальной бедностью, но включает также культурную и духовную бедность (#57).
- Любовь конкретизируется в поощрении справедливости, что требует изменений в образе жизни, моделях производства и потребления, а также структурах власти (№58).
- Благодать необходима для удовлетворения требований справедливости (№59).
- Социальное учение Церкви вступает в диалог с другими дисциплинами, занимающимися человечеством (№59).
- Люди, не исповедующие никаких религиозных убеждений, могут внести свой вклад в обеспечение этической основы социального вопроса (№60).
- Церковь чувствует себя обязанной осудить бедность и несправедливость, хотя ее призыв не найдет всеобщей поддержки (№61). [6]
Влияние
[ редактировать ]В отличие от Папы Льва XIII, который адресовал свою энциклику епископам Католической и Православной Церквей, Папа Иоанн Павел II адресует свою энциклику как епископам Католической и Православной Церквей, так и всем членам Церкви.
Документ начинается с указания на различные события, произошедшие в 1989 году, но, что более важно, на то, как он охватывал более длительный период 1800-х годов с диктаторскими и репрессивными режимами. В этой главе подчеркивается важность использования морали, миролюбия и наглядности истины для уменьшения диктатуры или чего-то еще, что могло быть негативным для общества в целом. Этот подход был противоположным тому, которому, по мнению марксистов, следовало следовать. Марксисты считали, что такие вопросы можно решить только посредством социального конфликта. Неэффективность экономической системы в различных измерениях также рассматривалась с пренебрежением. Было ясно, что «ни одно политическое общество никогда не следует путать с Царством Божьим», поскольку многие фирмы из-за промышленного развития чувствовали, что могут получить «Царство» благодаря богатству и финансовому уровню, на котором они были размещены. они чувствуют себя на определенной стадии совершенства. В целом эта глава представляет собой обзор того, как события 1989 года имели всемирное значение из-за негативных и позитивных последствий, которые они принесли всему человеческому обществу.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Консистория от 21 октября 2003 г., Управление литургических торжеств, по состоянию на 17 февраля 2013 г.
- ^ «Коттье, Кард. Джордж Мари Мартен ОП», Пресс-служба Святого Престола, по состоянию на 17 февраля 2013 г.
- ^ Валенте, Джанни. В интервью журналу «30 дней» в 3–2004 г. Коттье заметил: «В ранние годы первым «большим» текстом, над которым я работал, была социальная энциклика Centesimus annus . А затем Ut unum sint об экуменизме, моральная энциклика Veritatis splendor и Fides et Ratio … а также Катехизис Католической Церкви». По состоянию на 17 февраля 2013 г.
- ^ 37. См. Энциклика Rerum novarum : loc. соч., 101 сл.; 104 ф.; 130 ф.; 136.
- ^ 33. См. Энциклика Rerum novarum : loc. соч., 125
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 31 марта 2012 г. Проверено 10 ноября 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Ссылка на текст Centesimus Annus
- Эйвери Даллес: «Centesimus Annus и обновление культуры»
- Институт Актона: «Празднование 15-летия Центезима Аннуса»
- 100-летие Папского фонда
- 100-летие Папского фонда (филиал в США)
- Экспозиция / управляемое чтение проекта Centesimus Annus VPlater, Университет Ньюмана, Великобритания (онлайн-модули по католическому социальному обучению), Модуль A, Раздел 8, сек. 2