Отношения Папы Иоанна Павла II с Восточной Православной Церковью
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2021 г. ) |
Отношения Папы Иоанна Павла II с Восточной Православной Церковью ознаменовались значительным улучшением отношений между католицизмом и Восточным Православием .

Румыния
[ редактировать ]В мае 1999 года Папа Иоанн Павел II посетил Румынию по приглашению Патриарха Феоктиста Румынской Православной Церкви . Это был первый раз, когда Папа посетил преимущественно восточно-православную страну после раскола между Востоком и Западом в 1054 году, события, разделившего восточное православие и западный католицизм . Патриарх и президент Румынии Эмиль Константинеску По прибытии Папу приветствовал . Патриарх заявил: «Второе тысячелетие христианской истории началось с болезненного ранения единства Церкви; конец этого тысячелетия стал свидетелем реального стремления к восстановлению христианского единства».
9 мая Папа и Патриарх присутствовали на богослужении, которое проводил другой (православная литургия и католическая месса соответственно). На богослужения, проходившие под открытым небом, пришла толпа из сотен тысяч человек. Папа сказал собравшимся: «Меня здесь среди вас движет только желание подлинного единства. Еще недавно было немыслимо, чтобы епископ Рима мог посетить своих братьев и сестер по вере, живущих в Румынии. Сегодня, после долгой зимы страданий и гонений, мы наконец сможем обменяться поцелуем мира и вместе прославить Господа». Большая часть православного населения Румынии тепло отнеслась к идее христианского воссоединения.
Греция
[ редактировать ]Во время своего путешествия в 2001 году Иоанн Павел II стал первым Папой, посетившим Грецию за 1291 год. [ 1 ] [ 2 ]
В Афинах Папа встретился с архиепископом Христодулом , главой Греческой Церкви . [ 1 ] После частной 30-минутной встречи они выступили публично. Христодулос зачитал список «13 преступлений» Римско-католической церкви против Восточной Православной Церкви со времени Великого раскола . [ 1 ] включая разграбление Константинополя крестоносцами : в 1204 году, и выразил сожаление по поводу отсутствия каких-либо извинений со стороны Римско-католической церкви, заявив «До сих пор не было услышано ни одной просьбы о помиловании» « маниакальных крестоносцев 13-го века». [ 1 ]
В ответ Папа сказал : «Да дарует нам Господь прощение за те случаи в прошлом и настоящем, когда сыновья и дочери Католической Церкви действием или бездействием согрешили против своих православных братьев и сестер», чему Христодулос немедленно аплодировал. Иоанн Павел II также заявил, что разграбление Константинополя стало источником «глубокого сожаления» для католиков. [ 1 ] Позже Иоанн Павел и Христодул встретились на месте , где святой Павел когда-то проповедовал афинским христианам. Они опубликовали «совместную декларацию», в которой говорилось : «Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы христианские корни Европы и ее христианская душа могли быть сохранены. … Мы осуждаем любое обращение к насилию, прозелитизму и фанатизму во имя религии» [ 1 ] Затем два лидера вместе произнесли молитву «Отче наш» , нарушив православное табу на молитву с католиками. [ 1 ]
Болгария
[ редактировать ]Во время путешествия с 23 по 26 мая 2002 года Папа Иоанн Павел II посетил Болгарию и встретился с Болгарским Патриархом Максимом . Он посетил Софию, Пловдив и Рильский монастырь и сказал президенту Болгарии Георгию Пырванову , что никогда не верил, что страна участвовала в организации покушения 1981 года.
Украина
[ редактировать ]Иоанн Павел II посетил еще одну преимущественно православную территорию, Украину , 23–27 июня 2001 г. по приглашению Президента Украины и епископов Украинской Греко-Католической Церкви и Римско-Католической Церкви в Украине. [ 3 ] Этот визит оказал большое влияние на общество Украины . Папа поговорил с лидерами Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций, призвав к «открытому, толерантному и честному диалогу». [ 3 ]
На литургии, которые совершил Папа Римский в Киеве , пришло около 200 тысяч человек , а литургия во Львове собрала почти полтора миллиона верующих. [ 3 ] Иоанн Павел II заявил, что прекращение Великого раскола было одним из его самых заветных желаний. [ 3 ] Устранение разногласий между католической и восточно-православной церквями в отношении латинских и византийских традиций явно представляло большой личный интерес. В течение ряда лет Иоанн Павел II активно стремился способствовать диалогу и единству, заявив еще в 1988 году в «Euntes in mundum» , что «у Европы два легких, и она никогда не сможет дышать свободно, пока не воспользуется ими обоими» .
Сербия
[ редактировать ]Что касается отношений с Сербской Православной Церковью , Папа Иоанн Павел II не смог избежать разногласий по поводу причастности хорватского католического духовенства к режиму усташей во Второй мировой войне . В 1998 году он беатифицировал Алоизиуса Степинаца , хорватского военного времени архиепископа Загреба , и этот шаг был воспринят негативно теми, кто считает, что он активно сотрудничал с фашистским режимом усташей , который совершил геноцид как против сербов, так и против евреев. 22 июня 2003 года он посетил Баня-Луку в Боснии и Герцеговине , город, населенный многими католиками до войны 1992-1995 годов, но с тех пор преимущественно православный. Он провел мессу в монастыре Петричевац , месте, вызывавшем серьезные споры и бедствия, как во время Второй мировой войны , так и во время югославских войн . [1]
Беларусь
[ редактировать ]Католики в Беларуси (по крайней мере 10-15% населения) надеялись, что Папа посетит их страну, поездку, которую он сам хотел совершить. Однако сопротивление со стороны Русской православной церкви и президента Беларуси Александра Лукашенко привело к тому, что визит так и не состоялся.
Польша
[ редактировать ]Отношения Папы с Польской автокефальной православной церковью ознаменовались серией военных действий. Папа поддерживал «Солидарность» и католический вариант, в то время как Польская объединенная рабочая партия придерживалась российской модели , в которой Православная церковь была маргинализирована, но была единственной официальной государственной религией. [ нужна ссылка ] В официальных партийных документах четко говорилось, что католицизм следует принять, расширить и уничтожить в пользу Православной Церкви. [ нужна ссылка ]
Россия
[ редактировать ]Папа также на протяжении всего своего понтификата говорил, что одной из его самых больших мечтаний было посетить Россию , но этого так и не произошло. Он предпринял несколько попыток решить проблемы, возникавшие на протяжении столетий между Римско-католической и Русской православной церквями, например, возврат Казанской иконы Божией Матери в августе 2004 года. Однако православная сторона не проявила энтузиазма, предложив высказывания типа: «Вопрос о визите Папы в Россию журналисты связывают не с проблемами между Церквами, которые сейчас нереально решить, а с возвратом одной из многих святынь, незаконно украденных из России». ." ( Всеволод Чаплин ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Македонское агентство печати: Новости на английском языке, 4b мая 2001 г.» . © 2001- 2009 Македонское агентство печати (Hellenic Resources Network). 4 мая 2001 года . Проверено 9 февраля 2009 г.
{{cite news}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|publisher=
- ^ Стефанопулос, Никки (28 января 2008 г.). «Архиепископ Афинский Христодул» . © 2008,2009 Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 23 июля 2008 года . Проверено 9 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Визит Папы Иоанна Павла II в Украину» . © 2003-2009 Институт религии и общества, ул. Свенцицкого, 17, Львов . Проверено 9 февраля 2009 г.