Фома Апостол
Апостол Фома ( греческий : Θωμᾶς , латинизированный: Thōmâs ; арамейский ������������, латинизированный: Tʾōmā , что означает «близнец»), [а] также известный как Дидим (греч. Δίδυμος, латинизированный: , что означает «близнец»), был одним из Двенадцати Апостолов Иисуса Didymos согласно Новому Завету . Фома широко известен как « Сомневающийся Фома », потому что первоначально он сомневался в воскресении Иисуса Христа, когда ему об этом сказали (как рассказывается в Евангелии от Иоанна ); Позже он исповедал свою веру («Господин мой и Бог мой»), увидев места заживления ран на святом теле Иисуса после Распятия Иисуса . Хотя часто предполагается, что он прикасался к ранам в искусстве и поэзии, в Священных Писаниях не говорится, что он прикасался к ранам, а просто что Иисус пригласил его сделать это, причем неясно, действительно ли он их чувствовал.
Согласно традиционным рассказам христиан Святого Фомы из современных штатов Тамил Наду и Керала в Индии , Святой Фома путешествовал за пределы Римской империи , чтобы проповедовать Евангелие, путешествуя до Майлапура в Южной Индии (современный Тамил Наду). [1] [4] [5] [6] и достиг Музириса (современные Северный Паравур и Кодунгаллор в штате Керала) в 52 году нашей эры. [7] [8] [1] В 1258 году некоторые мощи были перевезены в Ортону в Абруццо , Италия, где они хранились в церкви Святого Апостола Фомы. [9] Он считается покровителем Индии среди ее христианских приверженцев. [10] [11] а праздник Святого Фомы 3 июля отмечается как День индийских христиан. [12] [13] Имя Томас остается довольно популярным среди христиан Святого Фомы на Индийском субконтиненте .
Многие церкви на Ближнем Востоке и в Южной Азии, помимо Индии, также упоминают апостола Фому в своих исторических традициях как первого евангелиста, основавшего эти церкви, Ассирийскую Церковь Востока . [14] Ранняя церковь Шри-Ланки. [15]
Часть серии о |
Христианство в Индии |
---|
Евангелие от Иоанна
[ редактировать ]Фома впервые говорит в Евангелии от Иоанна . В Иоанна 11:16: [16] когда недавно умер Лазарь , а апостолы не желают возвращаться в Иудею , Фома говорит: «Пойдем и мы, чтобы умереть с ним». [б]
Фома снова говорит в Иоанна 14:5. Там Иисус только что объяснил, что уходит приготовить небесный дом для своих последователей и что однажды они присоединятся к нему там. Фома отреагировал словами: «Господь, мы не знаем, куда Ты идешь, и как мы можем знать путь?» [17]
Иоанна 20:24–29 [18] рассказывает, как сомневающийся Фома поначалу был настроен скептически, когда услышал, что Иисус воскрес из мертвых и явился другим апостолам, говоря: «Если бы я не увидел на руках Его отпечаток гвоздей и не приложил бы палец Мой к отпечатку гвоздей». гвозди и суну ему руку в бок, не поверю». [19] Но когда позже появился Иисус и предложил Фоме прикоснуться к его ранам и взглянуть на него, Фома показал свою веру, сказав: «Господин мой и Бог мой». [20] Затем Иисус сказал: «Фома, ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». [21]
Имена и этимологии
[ редактировать ]Имя Фома ( греч . Θωμᾶς), данное апостолу в Новом Завете, происходит от арамейского תְּאוֹמָא Tʾōmā. [22] ( сирийский ������������������/ сирийском ���������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������� на языке ), что означает «близнец» и родственно еврейскому תְּאוֹם tʾóm . Эквивалентным термином для обозначения близнеца на греческом языке, который также используется в Новом Завете, является Δίδυμος Didymos .
Другие имена
[ редактировать ]в Наг -Хаммади Копия Евангелия от Фомы начинается словами: «Это тайные слова, которые говорил живой Иисус и которые записал Дидим, Иуда Фома». Ранние сирийские традиции также связывают полное имя апостола как Иуда Фома. [с] Некоторые видели в Деяниях Фомы (написанных в восточной Сирии в начале III века или, возможно, уже в первой половине II века) отождествление Фомы с апостолом Иудой, сыном Иакова . Однако первое предложение Деяний следует за Евангелиями и Деяниями Апостолов в различении апостола Фомы и апостола Иуды, сына Иакова. Другие, такие как Джеймс Фавор , идентифицируют его как Иуду, брата Иисуса, упомянутого Марком. В « Книге Фомы Претендента» , хранящейся в библиотеке Наг-Хаммади , он утверждается как близнец Иисуса: «Теперь, поскольку было сказано, что ты мой близнец и верный товарищ, проверь себя…» [23]
« Сомневающийся Фома » — это скептик, который отказывается верить без прямого личного опыта — отсылка к изображению в Евангелии от Иоанна апостола Фомы, который, по словам Иоанна, отказался поверить, что воскресший Иисус явился десяти другим Иисуса апостолов, пока не смог увидеть и почувствовать раны от распятия .
Праздничные дни
[ редактировать ]Когда в 9 веке праздник Святого Фомы был включен в римский календарь, он был назначен на 21 декабря. В Мартирологе святого Иеронима апостол упоминается 3 июля, дате, на которую в 1969 году было перенесено римское празднование, чтобы оно больше не мешало главным торжественным дням Адвента . [24] Римские католики-традиционалисты (которые следуют Общему римскому календарю 1960 года или ранее), Лютеранская церковь и многие англиканцы (включая членов Епископальной церкви , а также членов англиканской церкви , которые поклоняются в соответствии с изданием 1662 года Книги Общая молитва ), [25] до сих пор празднует свой праздник 21 декабря. Однако большинство современных литургических календарей (включая календарь общего богослужения англиканской церкви) предпочитают 3 июля. Томаса поминают В англиканской церкви с праздником . [26]
Православные почитают Фому в следующие дни:
- 20 июня – День памяти перенесения мощей апостолов Андрея, Фомы и Луки; пророк Елисей; и мученик Лазарь. [27] [28]
- 30 июня – Двенадцать Апостолов. [29]
- 6 октября – Первый праздник. [30]
- Первое воскресенье после Пасхи - воскресенье Фомы, которое отмечает, когда сомнения Фомы относительно воскресшего Христа были устранены Христом, показав раны на его руках и боках. [31]
Фома также связана с «Арабской» (или «Арапетской») ( Богородицы иконой Богородицы ), память которой празднуется 6 сентября. [32]
Православная церковь Маланкары празднует его праздник три дня: 3 июля (в память о переводе реликвии в Эдессу , современная Шанлыурфа ), 18 декабря (день, когда его пронзили копьем) и 21 декабря (когда он умер). [33]
Более поздняя история и традиции
[ редактировать ]Смерть Марии еретической , признанная папой Геласием I в 494 году, была приписана Иосифу Аримафейскому . [34] [35] В документе говорится, что Фома был единственным свидетелем Вознесения Марии на небо. Остальные апостолы чудесным образом были перенесены в Иерусалим и стали свидетелями ее смерти. Фому оставили в Индии, но после ее первого погребения он был перенесен к ее гробнице, где стал свидетелем ее телесного вознесения на небо, с которого она уронила свой пояс . В инверсии истории сомнений Фомы другие апостолы скептически относятся к истории Фомы, пока не увидят пустую гробницу и пояс. [36] Получение пояса Томасом обычно изображается в средневековом искусстве эпохи Возрождения и до Тридентского Собора . [37] [38]
Миссия в Индии
[ редактировать ]Согласно традиционным рассказам индийских христиан святого Фомы , апостол Фома высадился в Музирисе ( Кранганоре ) на побережье Кералы в 52 году нашей эры и принял мученическую смерть в Милапоре , недалеко от Мадраса , штат Тамил Наду , в 72 году нашей эры. [7] [8] [1] [4] Порт был разрушен в 1341 году сильным наводнением , которое изменило береговую линию. Согласно христианской традиции Святого Фомы , он основал семь церквей (сообществ) в Керале. Эти церкви находятся в Кодунгаллуре, Палайуре , Коттаккаву (Паравуре), Коккамангаламе , Ниранаме , Нилакале (Чаяле) , Колламе и Тирувитамкоде . [39] Томас крестил несколько семей. [40] Многие семьи заявляют, что возникли почти так же давно, как и эти, и историк религии Роберт Эрик Фрикенберг отмечает: «Какой бы сомнительной историчность ни была связана с такими местными традициями, не может быть никаких сомнений в их великой древности или в их великой привлекательности. в народном воображении». [41]
Именно в страну темных людей он был послан, чтобы облечь их при Крещении в белые одежды. Его благодарный рассвет рассеял мучительную тьму Индии. Его миссией было обручить Индию Единородному. Купец счастлив, что у него такое великое сокровище. Таким образом, Эдесса стала благословенным городом, обладавшим величайшей жемчужиной, которую только могла добыть Индия. Фома творит чудеса в Индии, а в Эдессе Фоме суждено крестить народы развращенные и погрязшие во тьме, и то в земле Индии.
— Гимны святителя Ефрема под редакцией Лами (Ефр. Гимны и проповеди, IV).
... В какую землю мне полететь от праведных?
Я вызвал Смерть, чтобы она убила Апостолов, чтобы их смертью я мог избежать их ударов.
Но теперь я поражен еще сильнее: апостол, которого я убил в Индии, настиг меня в Эдессе; здесь и там он весь сам.
Вот пошел я, и вот он: то тут, то там, к своему горю, я нахожу его.- цитируется в Medlycott 1905 , Ch II.
Ефрем Сирин , доктор сирийского христианства , пишет в сорок второй своей «Кармины Нисибины», что Апостол был казнен в Индии, а останки его впоследствии были погребены в Эдессе , привезенные туда безымянным купцом. [42]
Согласно записям Евсевия, Фома и Варфоломей были отправлены в Парфию и на северо-запад Индии. [43] [44] [45] [46] В «Дидаскалии» (конце III века) говорится: «Индия и все прилегающие к ней страны, вплоть до самых дальних морей… получили апостольские постановления от Иуды Фомы, который был руководителем и правителем в церкви, которую он построил. ."
Согласно традиционным источникам, Томас, как полагают, покинул северо-запад Индии, когда угрожало нападение, и отправился на корабле к Малабарскому побережью , возможно, посетив по пути юго-восточную Аравию и Сокотру, и высадившись в бывшем процветающем порту Музирис (современный Северный Паравур). и Кодунгаллур ) (ок. 50 г. н. э.) в компании еврейского торговца Аббанеса/Хаббана (Schonfield, 1984, 125). [39] [ нужен лучший источник ] Говорят, что оттуда он проповедовал Евангелие по всему Малабарскому побережью. Различные основанные им церкви располагались главным образом на реке Перияр и ее притоках, а также вдоль побережья, где находились еврейские колонии. В соответствии с апостольским обычаем Фома рукоположил учителей и руководителей или старейшин, которые, как сообщается, были первыми служителями Маланкарской церкви. [ нужна ссылка ]
Смерть
[ редактировать ]Согласно сирийской христианской традиции, Томас был убит копьем на горе Святого Фомы в Ченнаи 3 июля 72 года нашей эры, а его тело было похоронено в Майлапуре. По традиции Латинской церкви датой его смерти считается 21 декабря. [47] Ефрем Сирин сообщает, что апостол был убит в Индии, а мощи его были перенесены затем в Эдессу. Это самая ранняя известная запись о его смерти. [48]
В записях Барбозы начала XVI века записано, что гробницу тогда поддерживали и там горела лампа. [49] , Базилика собора Святого Фомы, Ченнаи Тамил Наду , Индия, в настоящее время расположенная у гробницы, была впервые построена в 16 веке португальцами и перестроена в 19 веке британцами. [50] Гора Святого Фомы была местом, почитаемым христианами, по крайней мере, с 16 века. [51]
Возможный визит в Китай.
[ редактировать ]Предполагаемый визит Фомы в Китай упоминается в книгах и церковных преданиях христиан Святого Фомы в Индии. [52] которые, частично, заявляют о своем происхождении от первых христиан, которых проповедовал апостол Фома в 52 году нашей эры. Например, это можно найти в малаяламской балладе Тома Рамбан Патту («Песнь о Господе Фоме»), самая ранняя рукопись относится к 17 веку. век. [53] Источники ясно сообщают, что Томас приехал в Индию, затем в Китай и вернулся в Индию, где он умер. [52]
В других засвидетельствованных источниках традиция делать Фому апостолом Китая встречается в «Законе христианства» (Фикх ан-нашранийя), [54] сборник юридической литературы Ибн аль-Тайиба ( несторианского богослова и врача, умершего в 1043 году в Багдаде ). Позднее в Номоканоне Абдишо бар Берика (митрополит Нисибисский и Армянский, умер в 1318 г.) и требнике Халдейской Церкви [55] написано:
1. Благодаря святому Фоме заблуждение идолопоклонства исчезло из Индии.
2. Через Св. Фому китайцы и эфиопы обратились к истине.
3. Через святителя Фому они приняли таинство крещения и усыновления сыновей.
4. Через святого Фому они уверовали и исповедовали Отца, Сына и Святого Духа.
5. Через св. Фому они сохранили принятую веру в единого Бога.
6. Благодаря святому Фоме животворящее великолепие поднялось по всей Индии.
7. Через святого Фому Царство Небесное вознеслось и достигло Китая .
- Перевод Афанасия Кирхера в China Illustrata (1667), Канцелярия Св. Фомы для второй ночи , Газа церкви Св. Фомы Малабарского, Халдейский Бревиарий
В своей зарождающейся форме эта традиция встречается самое раннее всего в Хрониках Зукнина (775 г. н.э.) и, возможно, зародилась в позднесасанидский период . [56] [57] Возможно, он возник как псевдоэпиграф III века, где Фома должен был обратить волхвов (в Евангелии от Матфея ) в христианство, когда они жили в земле Шир (земля Серес , Таримская впадина , недалеко от того, что для многих было самым восточным морем в мире). люди в древности). [58] Кроме того, свидетельства Арнобия Сиккского , действовавшего вскоре после 300 г. н. э., утверждают, что христианское послание достигло Индии и среди персов, мидян и парфян (вместе с серами ). [59]
Возможна поездка в Индонезию.
[ редактировать ]По словам Курта Э. Коха , Апостол Фома, возможно, отправился в Индонезию через Индию с индийскими торговцами. [60]
Парагвайская легенда
[ редактировать ]Древняя устная традиция, сохранившаяся у гуарани племен в Парагвае, утверждает, что апостол Фома был в Парагвае и проповедовал им под именем Паи Суме или Аваре Суме (в то время как в Перу он был известен как Туме). [61]
в поместье нашего колледжа, называемом Парагвай, в двадцати лигах от Асумсьона. С одной стороны это место простирается до красивой равнины, дающей пастбища огромному количеству скота; с другой стороны, где он смотрит на юг, он окружен холмами и скалами; в одном из них посещается крест, сложенный из трех больших камней, который местные жители очень почитают во имя святого Фомы; ибо они верят и твердо утверждают, что Апостол, сидя на этих камнях, как на стуле, прежде проповедовал собравшимся индейцам.
- Добрижоффер 1822 , с. 385
Почти за 150 лет до прибытия Добрижоффера в Парагвай другой иезуитский миссионер, Ф. Дж. Антонио Руис де Монтойя, вспоминал те же устные традиции парагвайских племен. Он написал:
...У парагвайских племен существует эта очень любопытная традиция. Они утверждают, что среди них жил очень святой человек (сам апостол Фома), которого они называют «Паи Томе», и проповедовал им Святую Истину, странствуя и неся на спине деревянный крест.
—Руис де Монтойя 1639 г.
Единственное зарегистрированное исследование по этому вопросу было проведено во время Хосе Гаспара Родригеса де Франсиа правления после обретения Парагваем независимости . Об этом упоминает Франц Виснер фон Моргенштерн, австро-венгерский инженер, служивший в парагвайской армии до и во время Парагвайской войны . По словам фон Моргенштерна, несколько парагвайских шахтеров, работая неподалеку от холмов в департаменте Каагуасу, нашли камни с вырезанными на них древними буквами. Диктатор Франсия послал своих лучших экспертов осмотреть эти камни, и они пришли к выводу, что буквы, высеченные на этих камнях, были символами, похожими на еврейские , но они не могли ни перевести их, ни определить точную дату, когда эти буквы были высечены. [62] Никаких дальнейших зарегистрированных расследований не существует, и, по словам Виснера, люди считали, что письма были написаны апостолом Фомой, следуя традиции.
Реликвии
[ редактировать ]Милапор
[ редактировать ]Традиционные источники говорят, что апостол Фома проповедовал не только в Керале, но и в других частях Южной Индии, а несколько реликвий до сих пор хранятся в базилике Сан-Томе в районе Майлапор в центральной части города Ченнаи в Индии. [63] Считается, что Марко Поло , венецианский путешественник и автор «Описания мира», широко известный как «Милионе», посетил Южную Индию в 1288 и 1292 годах. Первая дата отвергается, поскольку он в то время находился в Китае, но вторая дата общепринята. [63]
Эдесса
[ редактировать ]Согласно традиции, в 232 году нашей эры большая часть мощей апостола Фомы была отправлена индийским королем и привезена из Милапура в город Эдесса в Месопотамии , по этому поводу были написаны его сирийские Деяния .
Индийский царь назван «Маздай» в сирийских источниках, «Мисдеос» и «Мисдеус» в греческих и латинских источниках соответственно, что связано с «Баздео» на кушанских монетах Васудевы I , переходом между буквой «М» а буква «B» используется в классических источниках для индийских имен. [64] Мартиролог Раббан Слиба посвятил особый день как индийскому королю, его семье, так и Святому Фоме:
Коронация апостола Фомы и царя Индии Мисдея, Йоханнеса eus filius huisque mater Tertia (Коронация апостола Фомы и короля Индии Мисдея вместе с его сыном Иоганном (считается латинизацией Визана ) и его матерью Тертией)
- Буссагли 1965 , с. 255
В IV веке Мартирий, воздвигнутый над его захоронением, привлекал паломников в Эдессу. В 380-х годах Эгерия описала свой визит в письме, которое она отправила своей домашней общине монахинь ( Itineraria Egeriae ): [65]
Прибыли мы в Эдессу во Имя Христа Бога нашего и по приезде тотчас направились в церковь и памятник святому Фоме. Там по обычаю совершались молитвы и совершались другие дела, какие были обычны в святых местах; мы читаем также кое-что о самом святом Фоме. Церковь там очень большая, очень красивая и новая, вполне достойная быть домом Божьим, и так как мне хотелось многое увидеть, мне пришлось задержаться там на три дня.
По словам Феодорита Киррского , кости святого Фомы были перенесены Киром I , епископом Эдесским, из мартирия за пределами Эдессы в церковь в юго-западном углу города 22 августа 394 года. [66]
В 441 году Magister militum per Orientem Анатолий подарил серебряный гроб для хранения реликвий. [67]
В 522 году нашей эры Косма Индикоплевст (называемый Александрийцем) посетил Малабарское побережье. Он первый путешественник, который упоминает сирийских христиан в Малабаре в своей книге «Христианская топография». Он упоминает, что в городе Каллиана (Квилон или Коллам) жил епископ, рукоположенный в Персии. [68]
В 1144 году город был завоеван Зенгидами , а святыня разрушена. [67]
Хиос и Ортона
[ редактировать ]Известные мощи святого Фомы оставались в Эдессе до тех пор, пока в 1258 году их не перевезли на Хиос . [69] Некоторая часть мощей позже была вновь перенесена и сейчас покоится в соборе святого апостола Фомы в Ортоне , Италия. Однако череп Фомы, как говорят, находится в монастыре Святого Иоанна Богослова на греческом острове Патмос . [70]
Три галеры Ортоны достигли острова Хиос в 1258 году под командованием генерала Леоне Ачиайуоли. Хиос считался островом, на котором был похоронен Фома после его смерти в Индии. Часть сражалась вокруг Пелопоннеса и островов Эгейского моря, другая — в море, омывающем тогдашнее сирийское побережье. Три галеры Ортоны двинулись на второй фронт войны и достигли острова Хиос.
Рассказ предоставлен Джамбаттистой Де Лектисом, врачом и писателем Ортоны 16 века. После грабежа наварка Ортона Леоне пошла помолиться в главную церковь острова Хиос и была привлечена к часовне, украшенной и сияющей огнями. Пожилой священник через переводчика сообщил ему, что в этой часовне почиталось тело святого апостола Фомы. Леоне, наполненный необычной сладостью, собрался в глубокой молитве. В этот момент легкая рука дважды пригласила его подойти поближе. Наварка Леоне протянул руку и вынул кость из самого большого отверстия надгробия, на котором были высечены греческие буквы и нимб, изображавший епископа по пояс. Он был подтверждением того, что сказал старый священник и что вы действительно находитесь в присутствии тела Апостола. Он вернулся на камбуз и вместе с товарищем Руджеро Грогно спланировал кражу на следующую ночь. Они подняли тяжелый надгробный камень и осмотрели лежащие под ним реликвии. Завернутые в белоснежные ткани их положили в деревянный ящик (хранившийся в Ортоне до разграбления 1566 года) и перенесли на борт галеры. Затем Леоне вместе с другими товарищами снова вернулся в церковь, взял надгробие и увез ее. Только что адмирал Чинардо узнал о том, что драгоценный груз перевез всех моряков-мусульман на другие корабли, и приказал ему следовать по маршруту к Ортоне.
Он приземлился в порту Ортона 6 сентября 1258 года. Согласно рассказу Де Лектиса, ему сообщили, что аббат Якопо отвечает за церковь Ортоны, что предрасполагает к полному обеспечению гостеприимства, которое ощущают и разделяют все люди. С тех пор тело апостола и надгробие сохраняются в крипте базилики. В 1259 году в Ортоне в епархиальной библиотеке сохранился пергамент, написанный в Бари судом по контрактам Джона Пикока, присутствия пяти свидетелей, подтверждающий правдивость этого события, о котором сообщил, как уже упоминалось, Джамбаттиста Де Лектис, врач и писатель Ортоны. 16 века.
Реликвии выдержали как сарацинское разграбление 1566 года, так и уничтожение нацистов в битве при Ортоне в конце декабря 1943 года. Базилика была взорвана, потому что союзники считали колокольню смотровой площадкой, прибывшей по морю из Сан-Вито. Кьетино. Мощи вместе с сокровищами святого Фомы немцы намеревались продать, но монахи погребли их внутри колокольни, единственной уцелевшей части полуразрушенной церкви.
Надгробие Фомы, привезенное в Ортону с Хиоса вместе с мощами апостола, хранится в склепе базилики святого Фомы, за алтарем. Урну с костями ставят под алтарь. Это крышка фальшивого гроба, довольно распространенная погребальная форма в раннехристианском мире, а также верх гробницы из менее дорогого материала. На мемориальной доске есть надпись и барельеф, которые во многом относятся к сирийско-месопотамскому периоду. На надгробии Апостола Фомы при включении можно прочитать греческими буквами унциал выражение «osios thomas, святой Фома». С палеографической и лексической точки зрения его можно датировать III–V веками, временем, когда термин osios еще используется как синоним aghios в том смысле, что свят тот, кто в благодати Божией и вставлен в церковь: оба словаря, следовательно, указывают на христиан. В конкретном случае мемориальной доски Святого Фомы слово osios может быть переводом сирийского слова mar (Господь), приписываемого в древнем мире, но также и в наши дни, это святой, который должен быть епископом.
Ирак
[ редактировать ]Кости пальцев Святого Фомы были обнаружены во время реставрационных работ в церкви Святого Фомы в Мосуле , Ирак , в 1964 году. [71] и находились там до падения Мосула мощи были перенесены в монастырь Святого Матфея . , после чего 17 июня 2014 года [72] [73]
Преемственность
[ редактировать ]Согласно традиции христиан святого Фомы , апостол Фома утвердил свой трон в Индии и рукоположил Мар Кеппу , принца Чера, своим преемником. [74]
См. апостола Фомы
[ редактировать ]Согласно традиции христиан святого Фомы , апостол Фома утвердил свой трон в Индии, а Индия была его кафедрой (Колла Хендо), поэтому кафедрой митрополита христиан святого Фомы была Индия , и он использовал титул митрополита и Ворот всей Индии. . [75] В сирийской рукописи Ватиканского сирийского кодекса 22 титул митрополита христиан Святого Фомы был «суперинтендант и правитель Святого Престола Святого Апостола Фомы».
Исторические справки
[ редактировать ]Миссия Фомы упоминается в ряде ранних христианских сочинений, написанных в течение столетий сразу после первого Вселенского собора 325 года.
Transitus Mariae описывает каждого из апостолов, предположительно временно перенесенного на небеса во время Успения Марии .
Деяния Фомы
[ редактировать ]Основной источник — апокрифические «Деяния Фомы» , иногда называемые по полному названию «Деяния Иуды Фомы» , написанные около 180–230 годов нашей эры. [76] [77] В различных христианских религиях они обычно рассматриваются как апокрифические или даже еретические. Два столетия, прошедшие между жизнью апостола и записью этого произведения, ставят под сомнение их подлинность.
Царь Мисдей (или Миздеос) пришел в ярость, когда Фома обратил в веру царицу Терцию, царского сына Юзана, невестку принцессу Мигдонию и ее подругу Маркию. Мисдеус вывел Томаса за пределы города и приказал четырем солдатам отвести его на ближайший холм, где солдаты пронзили Томаса копьем, убив его. избрали Сифора первым пресвитером После смерти Фомы выжившие новообращенные Маздая, а Юзанес стал первым диаконом . (Имена Мисдеус, Терция, Юзанес, Сифор, Маркия и Мигдония (ср. Мигдония , провинция Месопотамии ) могут указывать на греческое происхождение или культурное влияние. [77] Греческие торговцы издавна посещали Музирис. Греческие королевства на севере Индии и в Бактрии, основанные Александром Македонским , были вассалами [ сомнительно – обсудить ] индопарфян. [78]
Учение апостолов
[ редактировать ]«Учение апостолов», отраженное в Cureton 1864 , стр. 32–34, свидетельствует, что Фома написал христианское учение из Индии.
Индия и все ее страны, а также те, которые граничат с ней, даже до дальнего моря, получили руку Апостола Священства от Иуды Фомы, который был Руководителем и Правителем в Церкви, которую он построил и служил там». Говорят , что вся Персия ассирийская и мидийская, и страны вокруг Вавилона… даже до пределов Индийских и даже до страны Гога и Магога «получила руку апостольского священства от Аггея, ученика Аддея».
- Кюртон 1864 , с. 33
Источник
[ редактировать ]Христианский философ Ориген с большим успехом преподавал в Александрии, а затем в Кесарии. [79] Если не считать Деяний Апостолов 1:23–26 , Ориген является самым ранним известным писателем, описавшим жеребьевку апостолов . Оригинальный труд Оригена утерян, но его высказывание о захвате Парфии Фомой сохранилось у Евсевия . «Ориген в третьей главе своего «Комментария к Бытию» говорит, что, согласно традиции, полем труда Фомы была Парфия». [80] [81] [82]
Евсевий
[ редактировать ]Цитируя Оригена , Евсевий Кесарийский говорит: «Когда святые Апостолы и ученики Спасителя нашего были рассеяны по всему миру, Фома, как гласит предание, получил в удел Парфию…» [83] играет роль в легенде о царе (Урфе) Авгаре Эдесском «Иуда, которого также называют Фомой» , послал Фаддея проповедовать в Эдессу. , который после Вознесения [84] [85] Эту легенду рассказывает и Ефрем Сирин . [86]
Ефрем Сирин
[ редактировать ]Многие религиозные гимны, сочиненные Ефремом Сирином, свидетельствуют о твердой убежденности Эдессанской церкви в отношении индийского апостольства Фомы. Там дьявол говорит о Фоме как об «Апостоле, которого я убил в Индии». Также «Купец кости привез» в Эдессу. [87]
Другой гимн, восхваляющий святого Фому, гласит: «Кости, которые принес купец». «Во время нескольких своих путешествий в Индию / И оттуда по возвращении / Все богатства, / которые он там нашел / Грязь в его глазах, он прославился, когда сравнил его с твоими священными костями». Еще в одном гимне Ефрем говорит о миссии Фомы: «Земля, потемневшая от дыма жертвоприношений, чтобы осветить», «земля людей темных выпала на долю твою», «запятнанная земля, которую Фома очистил»; «Темная ночь Индии» была «залита светом» Томасом.
Григорий Назианзин
[ редактировать ]Григорий Назианзин родился в 330 году нашей эры, был рукоположен в епископы своим другом Василием Кесарийским ; в 372 году его отец, епископ Назианзина, убедил его разделить свои обязанности. В 379 году жители Константинополя призвали его стать своим епископом. В Восточной Православной Церкви его решительно называют «Богословом». [88] «Что? Разве апостолы не были чужестранцами среди многих народов и стран, по которым они рассеялись?… Петр действительно мог принадлежать Иудее, но что общего было у Павла с язычниками, Луки с Ахаией, Андрея с Эпиром, Иоанна с Ефесом? , Томас с Индией, Марк с Италией?» [89] [ нужен лучший источник ]
Амвросий Миланский
[ редактировать ]Амвросий Миланский был хорошо знаком с греческой и латинской классикой и имел много информации об Индии и индейцах. Он неоднократно говорит о гимнософистах Индии, Индийского океана, реки Ганг и т. д. [90] «Это допускало, что апостолы были посланы без промедления, по слову Господа нашего Иисуса… Даже те царства, которые были закрыты скалистыми горами, стали доступны им, как Индия Фоме, Персия Матфею…» [91] [ нужен лучший источник ]
Григорий Турский
[ редактировать ]Свидетельство Григория Турского (умер в 594 г.): «Апостол Фома, по повествованию о его мученической кончине, утверждается, пострадал в Индии. Его святые останки (corpus) после длительного промежутка времени были перенесены в город в Эдессе в Сирии и там похоронены. В той части Индии, где они впервые покоились, стоят монастырь и церковь поразительных размеров, искусно украшенная и спроектированная. Об этом нам рассказал Феодор, побывавший там». [92]
Сочинения
[ редактировать ]Пусть никто не читает Евангелие от Фомы, ибо это дело не одного из двенадцати апостолов, а одного из трех нечестивых учеников Мани .
- Кирилл Иерусалимский , Катехизация V (4 век)
В первые два столетия христианской эры было распространено множество сочинений. Сейчас неясно, почему Фома считался авторитетом в доктрине, хотя это убеждение задокументировано в гностических группах еще в « Пистис София» . В этом гностическом труде Мария Магдалина (одна из учениц) говорит:
Ныне, Господь мой, услышь, чтобы я говорил открыто, ибо Ты сказал нам: «Кто имеет уши слышать, да слышит». О слове, которое Ты сказал Филиппу: «Ты и Фома и Матфей — это трое, которым дано… написать всякое слово Царства Света и свидетельствовать о них»; послушайте теперь, что я даю истолкование этих слов. Именно об этом однажды пророчествовала твоя Сила Света через Моисея: «Через двух и трех свидетелей все будет установлено. Три свидетеля — это Филипп, Фома и Матфей».
- Пистис София 1:43
За этим утверждением может лежать ранняя, негностическая традиция, которая также подчеркивает главенство Евангелия от Матфея в его арамейской форме над остальными каноническими тремя.
Помимо « Деяний Фомы», было широко распространено «Евангелие от Фомы», написанное, вероятно, в конце II века и, вероятно, также в Сирии , в котором рассказывается о чудесных событиях и чудесах детства Иисуса. В этом документе впервые рассказывается известная легенда о двенадцати воробьях, которых Иисус в пятилетнем возрасте вылепил из глины в субботу, которые взлетели и улетели. Самая ранняя рукопись этой работы датируется VI веком на сирийском языке . Об этом Евангелии впервые упомянул Ириней ; Рон Кэмерон отмечает: «В своей цитате Ириней сначала цитирует неканоническую историю, ходившую о детстве Иисуса, а затем переходит непосредственно к цитированию отрывка из повествования о детстве из Евангелия от Луки . [93] Поскольку в «Евангелии детства от Фомы» обе эти истории записаны относительно близко друг к другу, вполне возможно, что апокрифическое сочинение, цитируемое Иринеем, на самом деле является тем, что сейчас известно как «Евангелие детства Фомы». Однако из-за сложности рукописной традиции нет уверенности в том, когда начали записывать истории Евангелия детства Фомы».
Самым известным в наше время из этих документов является документ «изречения», называемый Евангелием от Фомы , неканонический труд, дата которого оспаривается. В первой строке утверждается, что это работа «Дидима Иуды Фомы», личность которого неизвестна. Эта работа была обнаружена в коптском переводе в 1945 году в египетской деревне Наг-Хаммади , недалеко от монастыря Ченобоскион. Как только коптский текст был опубликован, ученые признали, что более ранний греческий перевод был опубликован на основе фрагментов папируса, найденного в Оксиринхе в 1890-х годах.
Сент-Томас Кросс
[ редактировать ]В работе XVI века «Хорнада» Антонио Гувеа пишет о богато украшенных крестах, известных как кресты Святого Фомы . Она также известна как Менора Насрани. [94] Персидский крест, или Мар Тома Слеева. [95] Согласно традиции, эти кресты датируются VI веком и находятся во многих церквях Кералы, Майлапура и Гоа. Хорнада — старейший известный письменный документ, в котором этот тип креста называется Крестом Святого Фомы. Гувеа также пишет о почитании Креста в Кранганоре, называя крест «Христианским крестом».
Существует несколько интерпретаций символа Насрани. Интерпретация, основанная на христианско-еврейской традиции, предполагает, что его дизайн был основан на еврейской меноре , древнем еврейском символе, который состоит из семиветвевого светильника (канделябра). [94] Интерпретация, основанная на местной культуре, гласит, что Крест без фигуры Иисуса и с цветущими руками, символизирующими «радость», указывает на теологию воскресения апостола Павла ; Святой Дух наверху символизирует роль Святого Духа в воскресении Иисуса Христа. Лотос, символизирующий буддизм, и крест над ним показывают, что христианство утвердилось на земле Будды. Три ступени обозначают Голгофу и ручьи, каналы Благодати, текущие с Креста. [96]
В исламе
[ редактировать ]Коранический учениках рассказ об Иисуса не . включает их имена, номера или какие-либо подробные описания их жизни Мусульманская экзегеза , однако, более или менее согласуется со списком Нового Завета и говорит, что среди учеников были Петр , Филипп , Фома, Варфоломей , Матфей , Андрей , Иаков , Иуда , Иоанн , Иаков, сын Алфея , и Симон Зилот . [97]
Главный храм
[ редактировать ]Церковь Сантоме
[ редактировать ]Церковь Сантоме считается могилой Святого Фомы в Ченнаи , Индия. [98] Он был построен в 1523 году португальскими миссионерами. Это национальная святыня , базилика и собор . Это важное место для христиан и главная святыня Святого Фомы.
См. также
[ редактировать ]- Книга Фомы Претендента
- Католическая церковь Сиро Малабар
- Сиро-Маланкарская католическая церковь
- Сирийская Православная Церковь
- Якобитская Сирийская Христианская Церковь
- Маланкарская Православная Сирийская Церковь
- Список патриархов Церкви Востока
- Сирийская церковь Мар Тома
- Кетцалькоатль , ацтекский бог, которого некоторые католические миссионеры считали отражением Фомы.
- Святой Фома из Милапура
- Сан-Томе
- Церковь Св. Фомы (значения) - за список церквей и часовен, названных в его честь.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Иврит : תֹּאמָא שליח ; Коптский : ⲑⲱⲙⲁⲥ ; Малаялам : Тома Слиха
- ↑ Все три случая подробно обсуждаются доктором Мэтью Валланикалом, «Вера и характер апостола Фомы» в Христианской энциклопедии Святого Фомы в Индии , Vol. II, Тричур, 1973, с. 2
- ^ «... Иуда Фома, как его называют [в Acta Thomae ] и в других местах сирийской традиции...». Терстон 1913 г.
Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Фальбуш и др. 2008 , с. 285.
- ^ «Литургический календарь: декабрь » . Latin-mass-society.org . Архивировано из оригинала 5 февраля 2012 года . Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ «Мученичество апостола Фомы в день Синхара, 26-го числа Башны, месяца Башны, коптского месяца» . st-takla.org (на арабском языке). Архивировано из оригинала 9 августа 2020 года . Проверено 24 февраля 2020 г. .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слапак 1995 , с. 27.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Медликотт 1905 г.
- ^ Путиакуннел 1973 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джонсон и Захария 2016 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Об апостоле Фоме» . Архивировано из оригинала 8 февраля 2011 года . Проверено 2 декабря 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Сокафедральная базилика апостола Фомы» . GCatholic.org . Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 11 января 2015 г.
- ^ «Святые покровители стран» . Архивировано из оригинала 1 марта 2014 года . Проверено 10 мая 2015 г.
- ^ Медликотт 1905 , Гл. IV.
- ^ Карвалью, Нирмала (29 июня 2021 г.). «Первый индийский христианский день 3 июля» . АзияНьюс . Архивировано из оригинала 4 июля 2021 года . Проверено 4 июля 2021 г.
- ^ Кумар, Анугра (4 июля 2021 г.). «Индия: Христиане празднуют первый индийский христианский день, праздник Святого Фомы» . Христианская почта . Архивировано из оригинала 4 июля 2021 года . Проверено 4 июля 2021 г.
- ^ «Сокотра: Таинственный остров Ассирийской церкви Востока» . Журнал «Церковь Бет-Кохе» . 11 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 4 августа 2021 г. . Проверено 4 октября 2022 г.
- ^ «Шри-Ланка: краткая история христианства» . Новости Совка . 23 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 4 октября 2022 г. . Проверено 4 октября 2022 г.
- ^ Иоанна 11:16
- ^ Иоанна 14:5
- ^ Иоанна 20: 24–29.
- ^ Иоанна 20:25
- ^ Иоанна 20:28
- ^ Иоанна 20:29
- ^ Буксторф, Иоганн (1622). Халдейский и сирийский лексикон: в котором есть все слова, как примитивные, так и производные, столько же, сколько и в священном Вет. Завещания книг Таргума или халдейских парафразов, Онкели в Мосене, Ионафана в Пророках и других авторов в житиях: также в Иерусалимском Таргуме, втором Ионафане в законе и втором Таргуме в книге Есфири: наконец, в сирийском переводе Нового Завета они встречаются, точно и методично расставленные, и верно объясненные, обильно описанные абсолютно q́[ue] (на латыни). Из мастерской Людовика Короля.
- ^ Апостол Фома nd .
- ^ Католическая церковь 1969 , с. 96.
- ^ «Принадлежности апостолу Фоме» . Commonprayer.org. Архивировано из оригинала 28 февраля 2006 года . Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Архивировано из оригинала 9 марта 2021 года . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ «20 июня 2017. + Православный календарь» . ортохристиан.com . Архивировано из оригинала 17 марта 2018 года . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ «Апостольское служение Элладской Церкви» . apostoliki-diakonia.gr . Архивировано из оригинала 17 марта 2018 года . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ «Собор святых, славных и всевальных Двенадцати Апостолов» . www.oca.org . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 года . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ «Святой, славный апостол Фома» . www.oca.org . Архивировано из оригинала 9 марта 2021 года . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ «Антипасха: Фоминое воскресенье» . www.oca.org . Архивировано из оригинала 29 апреля 2023 года . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ Икона Божией Матери Арапет (арабская). Архивировано 1 января 2008 г. в Wayback Machine. Православная икона и синаксарий от 6 сентября.
- ^ «Маланкарская Православная Сирийская Церковь» . Архивировано из оригинала 30 июня 2016 года . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Льюис 1927 .
- ^ Робинсон 1926 , с. 33.
- ^ «Уход Марии» . Ccel.org . 1 июня 2005 г. Архивировано из оригинала 17 мая 2008 г. Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ «Выпуск 17 | Видимус» . Проверено 18 июля 2023 г.
- ^ Норман 1993 , стр. 1–42.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б История. Архивировано 4 июля 2015 года в Wayback Machine , семья Пайяппилли Палаккапилли Насрани.
- ^ Мани 2016 , с. 14.
- ^ Фрикенберг 2008 , стр. 101–102.
- ^ Медликотт 1905 , с. 157.
- ^ Медликотт 1905 , стр. 1–17, 213–297.
- ^ Фаркуар 1926 , с. 30.
- ^ Смит 1914 , с. 235.
- ^ Браун 1956 , стр. 49–59.
- ^ Фермер 2011 , с. 418.
- ^ Марко Поло 1920 , с. 117.
- ^ Хантер 1886 , с. 237.
- ^ Нил 2004 , с. 29.
- ^ Хантер 1886 , с. 31.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бэйс 2011 , Гл. 1.
- ^ Кертин, ДП; Нат, Нитул. (май 2017 г.). Рамбан Патту . Издательство Далкассян. ISBN 9781087913766 .
- ^ Хонербах и шпионы 1956 .
- ^ Гилман и Климкейт 2016 .
- ^ Тубах 1995 , стр. 397–430.
- ^ Такахаси 2011 .
- ^ Андраде 2018 , стр. 58–59.
- ^ Арнобиус Сиккский 1949 , с. 125
- ^ Кох 1972 .
- ^ «Портал Гуарани - ФОЛЬКЛОР, ТРАДИЦИИ, МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ПАРАГВАЯ - СБОРНИК И РЕКОМЕНДУЕМАЯ БИБЛИОГРАФИЯ - Сборник мифов и легенд Парагвая - Рекомендуемая библиография» . www.portalguarani.com . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ фон Моргенштерн 1998 , с. 198.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мутья 2014 .
- ^ Буссагли 1965 , с. 255.
- ^ «Паломничество св. Сильвии Аквитанской по святым местам» . Архивировано из оригинала 15 января 2015 года . Проверено 10 мая 2015 г.
- ^ Харви 2005 , с. 124.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сигал 2005 , стр. 174–176, 250.
- ^ Садасиван 2000 , с. 410.
- ^ Терстон 1913 .
- ^ Санидопулос 2010 .
- ^ Из архива: Обнаружение мощи апостола Фомы в руках епископа Мосула Мара Северуса Закка Иваса . Сирийский православный патриархат (на арабском языке). Архивировано из оригинала 23 июня 2017 года . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ Арраф 2018 .
- ^ «Святые мощи святителя Фомы перенесены в монастырь святого Матфея в Ниневии» . ОКП . 9 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 9 августа 2020 года . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ Строки Рамбана Патту: 17–24.
- ^ Брок, Себастьян П; Кокли, Джеймс Ф. «Церковь Востока» . Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия . Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ Райт 1871 ; Преподобный Пол Беджан, Acta Martyrum et Sanctorum, Vol. III, Лейпциг-Париж, 1892. Medlycott 1905 , стр. 221–225, Приложение. Также в «Назраниях» под ред. Г. Менахери, Оллур, 1998 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Совершение апостола Фомы» . Архивировано из оригинала 21 мая 2015 года . Проверено 10 мая 2015 г.
- ^ Мукерс 1966 , с. 28.
- ^ Евсевий (1885 г.). Wikisource . . . §2 – через
- ^ Перумалил 1971 , стр. 50–51.
- ^ Дискуссии 20-го века: Хамби, 1952 ; Приходит, С.Дж., «Действительно ли Святой Фома приехал в Индию?», в Menachery (Ed.) STCEI, II.
- ^ Фаркуар 1926 , стр. 30–31.
- ^ Панджикаран 1926 , с. 99 особ. для ссылки на визит Пантена в Индию. Воспроизведено в ICHC I «Назрани», под редакцией Джорджа Менахери, 1998 г., стр. 277 и далее.
- ^ Евсевий (1885 г.). Wikisource . . . §4 – через
- ^ Евсевий (1885 г.). Wikisource . . . §1 – через
- ^ Patrologia Graeca (Migne), 19–24., 20.215.
- ^ Бикелл, С. Эфраеми Сири, Карамина Нисибена, Lipsiae, 1866; Монсеньор Лами, С. Эфраэми Сири, Гимни и проповеди (четвертый том, 4 тома); Бревиарий в соотв. к Уставу Антиохийской Церкви Сирийской, Мосул, 1886–1896 гг. Medlycott 1905 , стр. 21–32. Псевдоним Менахери (ред.) STCEI, II, стр. 18 и далее.
- ^ Хомил. 32, 11, Против ариан и о себе. Минь , PG 36-228.
- ^ Дискуссии 20-го века: Medlycott 1905 , стр. 42–43; Перумалил 1971 , стр. 43, 44.
- ^ Migne, PL 140 1143. (Информацию о его знаниях Индии см. также в 17. 1131, 17.1133.)
- ^ Дискуссии 20-го века: Medlycott 1905 , стр. 43–44; Перумалил 1971 , стр. 44–45, Перумалил и Менахерия (STCEI I, II), Migne Edns.; Вм. Юргенс А. Вера ранних отцов: и др. «История христианских исходных материалов» М.К. Джорджа, CLS, Мадрас, 1982 г., и «Справочник исходных материалов» У.М. Г. Янг. Ферроли, 1939 , стр. 71-; Хант 1920 , стр. 27, 33, 46–50; Г.Т. Маккензи, ics, «История христианства в Траванкоре», в «Руководстве штата Траванкор», том II, под редакцией Нагама Айи, Тривандрам, 1906 г., стр. 135–233; Менахерия, STCEI, I, II.
- ^ Медликотт 1905 , с. 71.
- ^ Луки 2:49
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Коллинз 2007 , с. 119.
- ^ Причины 2019 .
- ^ Тадикатт 2004 , с. 114.
- ^ Ноэгель и Уилер 2002 , стр. 86.
- ^ Ниша, Джо (3 августа 2011 г.). «Базилика Сантоме в Ченнаи – историческое паломничество» . Индийский исследовательский канал . Проверено 18 июля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Андраде, Натанаэль Дж. (2018). Путешествие христианства в Индию в поздней античности: сети и движение культуры . Кембридж: Университетское издательство. ISBN 978-1-108-41912-3 .
- Энтони, М. Томас (17 февраля 2019 г.). «Крест Святого Фомы - религиозный культурный логотип христиан Святого Фомы» . Насрани.нет . Архивировано из оригинала 24 марта 2020 года . Проверено 16 июня 2012 г.
- Арнобиус Сиккский (1949). Дело против язычников . Том. 1. Перевод Джорджа Э. Маккракена. Паулист Пресс. ISBN 978-0-8091-0248-8 .
- Арраф, Джейн (31 марта 2018 г.). «Иракские христиане остаются перемещенными на эту Пасху» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 9 сентября 2021 года . Проверено 18 мая 2018 г.
- Бэйс, Дэниел Х. (2011). Новая история христианства в Китае . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4051-5954-8 .
- Браун, Лесли В. (1956). Индийские христиане Святого Фомы, отчет о древней сирийской церкви Малабара . Кембридж: Университетское издательство.
- Буссагли, Марио (1965). Искусство Грандхары . Садеа/ Сансони .
- Католическая церковь (1969). Римский календарь [ Римский календарь ] (на латыни) Рим: Библиотека Эдитрис Ватикана.
- Коллинз, Пол М. (2007). Христианская инкультурация в Индии . Эшгейт. ISBN 978-0-7546-6076-7 .
- Трус, Гарольд Г. (1993). Индо-христианский диалог: перспективы и встречи . Дели: Издательство Motilal Banarsidass. ISBN 81-208-1158-5 . OCLC 34230629 .
- Кюртон, В. (1864). Древние сирийские документы, относящиеся к самому раннему утверждению христианства в Эдессе и соседних странах, от года после Вознесения Господа до начала четвертого века . Лондон: Уильямс и Норгейт.
- Добрижоффер, Мартин (1822). Рассказ об абипонах, всадническом народе Парагвая . Лондон: Джон Мюррей.
- Фальбуш, Эрвин ; Бромили, Джеффри Уильям; Лохман, Ян Милич; Мбити, Джон; Пеликан, Ярослав (2008). Энциклопедия христианства Том. 5. Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2417-2 .
- Фермер, Дэвид Хью (2011). Оксфордский словарь святых, пятое исправленное издание (5-е изд.). Оксфорд: Университетское издательство. ISBN 978-0-19-959660-7 .
- Ферроли, Доменико (1939). Иезуиты в Малабаре . Том. 1. Напечатано в Bangalore Press.
- Фаркуар, Джон Никол (1926). «Гл. 4». Апостол Фома в Северной Индии . Манчестер: Университетское издательство.
- Фрикенберг, Роберт Эрик (2008). Христианство в Индии: от истоков до наших дней . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-826377-7 .
- Гилман, Ян; Климкейт, Ханс-Иоахим (2016). Христиане в Азии до 1500 года . Рутледж. ISBN 978-1138970663 .
- Хамби, ER (1952). «Святой Фома и Индия». Ежемесячник духовенства (16).
- Грисволд, HD (1930). «Антропология сирийских христиан» . Американский антрополог . 32 (2): 318–319. дои : 10.1525/aa.1930.32.2.02a00170 . ISSN 0002-7294 . S2CID 4148774 .
- Харви, Сьюзен Эшбрук (2005). « «Благовония на нашей земле»: Юлиан Саба и раннее христианство». Дикая местность: Очерки в честь Фрэнсис Янг . Т&Т Кларк. стр. 120–134.
- Хенербах, В; Шпионы, О (1956). Ибн ат-Тайиб. Фикх Ан-Насрания Закон христианства . Левен: Питерс. ISBN 978-9042901964 .
- Хант, Уильям Сондерс (1920). Англиканская церковь в Траванкоре и Кочине, 1816-1916 гг . Церковное миссионерское общество.
- Хантер, Уильям Уилсон (1886). Индийская империя: ее народы, история и продукция . Моррисон и Гибб.
- Джеймс, Монтегю Роудс (1924). «Деяния Фомы» . Апокрифический Новый Завет: апокрифические Евангелия, Деяния, Послания и Апокалипсисы с другими повествованиями и фрагментами . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Джонсон, Линн; Захария, Пол (19 февраля 2016 г.). «Удивительно ранняя история христианства в Индии» . Смитсоновский журнал . Проверено 24 февраля 2020 г. .
- Кох, Курт Э. (1972). Возрождение в Индонезии . Издательство евангелизации.
- Льюис, Лайонел Смитетт (1927). Святой Иосиф Аримафейский в Гластонбери: Или Апостольская церковь Британии . Завет.
- Мани, Таттункал Захария (2016). ThomaaSleehaayude Керала КристхаваСабха Оннаам Нооттаандил . ТЗ Мани.
- Марко Поло (1920). Анри Кордье (ред.). Сир Марко Поло: Примечания и дополнения к изданию сэра Генри Юла, содержащему результаты недавних исследований и открытий . Перевод сэра Генри Юла. Джон Мюррей.
- Медликотт, Адольф Э. (1905). Индия и апостол Фома: исследование с критическим анализом Acta Thomae . Лондон: Дэвид Натт.
- Мукерджи, Радхакумуд (1966). Чандрагупта Маурья и его времена . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0405-0 .
- Мутия, С. (2014). Мадрас вновь открыт . Восток-Запад Пресс. ISBN 978-93-85724-77-0 .
- Нил, Стивен (2004). История христианства в Индии: от начала до 1707 года нашей эры . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-54885-4 .
- Ногель, Скотт Б.; Уилер, Брэннон М. (2002). Исторический словарь пророков в исламе и иудаизме . Пугало. ISBN 978-0-8108-4305-9 .
- Норман, Диана (1993). «Подражание святому Фоме Аквинскому: искусство, покровительство и литургия в часовне эпохи Возрождения». Исследования эпохи Возрождения . 7 : 1–42. дои : 10.1111/j.1477-4658.1993.tb00266.x .
- Панджикаран, Джозеф К. (1926). Христианство в Малабаре с особым акцентом на христианах св. Фомы сиро-малабарского обряда . Рим: Понт. Институт восточной студиирум.
- Перумалил, AC (1971). Апостолы в Индии . Патна: Педагогический институт Ксавьера.
- Путиаканнел, Томас (1973). «Еврейские колонии Индии проложили путь для Святого Фомы». В Менахерии, Джордж (ред.). Христианская энциклопедия Святого Фомы Индии . Том. 2. Тричур. OCLC 1237836 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Робинсон, Джозеф Армитидж (1926). Две легенды Гластонбери: король Артур и святой Иосиф Аримафейский . Кембридж: Университетское издательство.
- Руис де Монтойя, Антонио (1639). Духовные завоевания, осуществленные религиозными деятелями Общества Иисуса в провинциях Парагвай, Парана, Уругвай и Тапе . Мадрид .
- Садасиван, С.Н. (2000). Социальная история Индии . АПХ. ISBN 978-81-7648-170-0 .
- Санидопулос, Джон (6 октября 2010 г.). «Череп святого апостола Фомы на Патмосе» . Мистагогия . Проверено 10 мая 2015 г.
- Сигал, Дж. Б. (2005). Эдесса Благословенный город . Горгий. ISBN 1-59333-059-6 .
- Слапак, Орпа, изд. (1995). Евреи Индии: история трех общин . Музей Израиля. ISBN 978-965-278-179-6 – через Университетское издательство Новой Англии.
- Смит, Винсент А. (1914). Ранняя история Индии . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Такахаси, Хидеми (2011), «Китай, сирийское христианство в» , в Броке, Себастьян П.; Баттс, Аарон М.; Кираз, Джордж А.; ван Ромпей, Лукас (ред.), Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия (электронное издание), Gorgias Press
- Тадикатт, Гео. (2004). Литургическая идентичность церкви Мар Тома Насрани . Коттаям.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Апостол Фома (н. д.). Книга Фомы . НХК II,7 138,7–138,12. Перевод Джона Д. Тернера. Архивировано из оригинала 30 января 2016 года.
- Терстон, Герберт (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Тубах, Юрген (1995). «Апостол Фома в Китае. Зарождение традиции» [Апостол Фома в Китае. Зарождение традиции. В Сэмюэле, ВК; Паникер, Гиваргезе; Текепарампил, преподобный Иаков (ред.). Арфа (на немецком языке). Том 8–9. Горгий. стр. 397–430.
- Вадаккекара, Бенедикт (2007). Происхождение христианства в Индии: историографическая критика . Дели: Медиа-хаус. ISBN 978-81-7495-258-5 . OCLC 166255572 .
- фон Моргенштерн, Франц Виснер (1998). Диктатор Парагвая: Хосе Гаспар де Франсия (на испанском языке). Асунсьон, Парагвай: Немецко-парагвайский институт.
- Райт, Уильям, изд. (1871). Апокрифические деяния апостолов: сирийские тексты . Уильямс и Норгейт.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эльфрик Эйншамский (1881 г.). . Жития святых Эльфрика . Лондон, паб. для Общества ранних английских текстов Н. Трюбнера и компании.
- Джордж Менахери, редактор, «Назрани» , «Классика истории индийской церкви», том 1, 1998 г., особенно книги, полностью воспроизведенные в нем Маккензи, Медликоттом, Фаркуаром и многими другими.
- Мост, Гленн В. (2005). Сомневающийся Томас . Кембридж, Массачусетс, Лондон: Издательство Гарвардского университета. (исследование рецепции рассказа Фомы в литературе и искусстве).
- Николл, Чарльз (8 ноября 2012 г.). «Другой Томас» . Лондонское обозрение книг . 34 (21): 39–43. Архивировано из оригинала 10 ноября 2012 года . Проверено 16 декабря 2012 г.
- Перье, Пьер; Ксавье, Уолтер (2008), Thomas Fonde L'église En Chine (65–68 Ap J.-C.) [ Томас, основатель церкви в Китае (65–68 гг. Н.э.) ] (на французском языке), Париж: Jubilee, ISBN 9782866794828
- Ричардс, Уильям Джозеф (1908). Индийские христиане Святого Фомы: иначе называемые сирийскими христианами . Лондон: Бемроуз.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Апостол в Индии, Могила Апостола
- Якобитская Сирийская Христианская Церковь
- Индийская православная церковь Св. Фомы - Большой Вашингтон
- А. Е. Медликотт, Индия и апостол Фома , Лондон, 1905 г. (электронный текст)
- Ниранам Валияпалли и Сент-Томас
- Сеть христианских сирийских христиан
- Переходы в Индию
- Апостол Индии в Wayback Machine (архивировано 20 июля 2011 г.)
- Маленькое Евангелие от Святого Фомы (шри-ланкийский фильм-драматизация)
- Рождения в I веке
- Епископы I века
- Христианские мученики I века
- Евреи I века
- 72 смерти
- Англиканские святые
- Библейские близнецы
- Епископы Эдессы
- Похороны в Индии
- Христианские миссионеры в Индии
- Христианские святые из Нового Завета
- Иуда, брат Иисуса
- Святые со Святой Земли
- Сирийское христианство
- Фома Апостол
- Двенадцать апостолов