История христианства в Мизораме
История христианства в Мизораме охватывает зарождение и развитие всех форм христианства в Мизораме со времен британской оккупации в конце 19 века. Христианство появилось в результате межплеменных войн, набегов на британские плантации и последовавшей за этим карательной британской военной экспедиции под названием « Экспедиция Лушай» 1871 года. Последующее присоединение бывших холмов Лушай к Британской империи открыло ворота для британских христианских миссий по евангелизации христианства. Люди Мизо . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
К 1890-м годам Британская империя оккупировала все холмы Лушай. Это все еще была хаотичная администрация, поскольку туземцы все еще находились под влиянием нескольких племенных вождеств , практиковали анимистические ритуалы и были совершенно неграмотны . Их ритуалы и племенной образ жизни были серьезным препятствием для закона и порядка. Возникла острая необходимость введения формального образования . Решение пришло в лице христианских миссионеров. Первопроходцами были Джеймс Герберт Лоррен (ему было дано имя Мизо как Пу Буанга) и Ф. В. Сэвидж (ему дали имя Сап Упа), посланные Артингтонской миссией аборигенов в Лондоне, которые вошли в Лушай-Хиллз в 1894 году, в год, почитаемый в Мизораме. как «пришествие Евангелия » . [ 4 ] Миссия Артингтона имела баптистское толкование, а первые два миссионера принадлежали к баптистской церкви . Первая церковь в Мизораме была баптистской церковью . Он был основан в Сетлуне, Лунглей, который до сих пор является почитаемым заведением среди населения Мизо. Даже зарегистрировано первое обращение в христианство вождя Дуртланга Айзаула по имени М.Суака. Вскоре прибыли и другие конфессии, в том числе католическая , Армия спасения , Объединенная пятидесятническая церковь , адвентисты седьмого дня и другие. Полвека спустя мизо в целом были обращены в другую веру. Также возникли различные конфессии коренных народов. Новая религия оказалась чрезвычайно эффективной в ниспровержении традиционной культуры . Христианство превратилось в новую культуру и этническое самосознание . [ 5 ] [ 6 ] К концу 20-го века Мизорам стал самым населенным христианами штатом (и третьим по уровню грамотности по данным переписи 2011 года) в Индии, а коренное население почти полностью состоит из христиан. [ 7 ] [ 8 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Инцидент в Александрапуре и британские военные экспедиции
[ редактировать ]До середины 19 века мизо были практически неизвестны. Британская империя, оккупировавшая весь окружающий Читтагонг и Бирму , практически не интересовалась племенами и их холмистой землей. В то время мизо жили небольшими и изолированными группами племенных вождеств, часто развязывая войны друг против друга. В их религиозных воззрениях доминировало язычество , и они придерживались анимистического мировоззрения с уникальной концепцией загробной жизни под названием Пиалрал . Они практиковали сложные ритуалы, включая жертвоприношения животных , и поклонялись или боялись почти всех мыслимых неодушевленных предметов, болезней и необычных природных явлений. [ 5 ] Британские офицеры называли их «неизлечимыми дикарями». [ 9 ]
Около 1850 года мизо начали вторгаться на британские плантации в соседнем Кашаре . Рейд был наиболее жестоким в 1871 году, когда в результате серии нападений несколько человек погибли с обеих сторон, а плантациям был нанесен серьезный ущерб. В плен попало несколько рабочих и солдат, и среди них шестилетняя Мэри Винчестер . Мэри Винчестер была взята в заложники воинами Бенгхуайя, а другие пленники были казнены по дороге. В ответ британские военные организовали карательную экспедицию под названием «Лушайская экспедиция» в 1871–1872 годах в северном регионе . Деревни Мизо были сокрушены одна за другой, а Мэри Винчестер была спасена. Вожди мизо заключили перемирие, чтобы не совершать дальнейших посягательств. Но перемирие вскоре было нарушено. В 1889 году британские военные были вынуждены подчинить себе все основные вождества на всей территории Мизорама (тогда называвшегося холмами Лушай ) и получили постоянные укрепления в крупных деревнях, таких как Айджал (ныне Айзол ) и Лунгле (ныне Лунглей ). Земля оказалась под военной оккупацией и подверглась Британское правление . [ 3 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Миссионерская разведка
[ редактировать ]Британская администрация Мизоса представляла собой беспокойную проблему. Совершенно неграмотные люди все еще практиковали свои племенные обычаи, которые часто мешали закону и порядку. Очевидным вариантом для правительства было введение образования, а простым решением было создание христианских миссий. Молодой валлийский пресвитерианский миссионер преподобный Уильям Уильямс, работавший в Хаси-Хиллз , случайно встретил заключенных Мизо в тюрьме Силхет в феврале 1891 года. Узнав их истории, он приобрел сильное желание работать в Лушай-Хиллз. В марте 1891 года с тремя друзьями он совершил исследовательскую поездку в Айзол. Через четыре недели он вернулся в Хаси-Хиллз с решимостью начать миссию. Хотя Уэльская миссия одобрила продление миссии в Лушай-Хиллз в 1892 году, он, к сожалению, умер от тифа 21 апреля 1892 года. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] При более внимательном рассмотрении деятельности Уильямса во время его визита дата его прибытия, 15 марта, была объявлена настоящим «миссионерским днем» пресвитерианской церковью Мизорам на ее 89-й Генеральной ассамблее в 2012 году. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Артингтон и его миссия
[ редактировать ]Британский филантроп и суровый последователь Христа, движимый страстью к миссионерской деятельности среди язычников, начал из собственного кармана, без помощи церкви, миссию с помощью BMS или Баптистского миссионерского общества. С этим энтузиазмом в 1889 году он основал так называемую Артингтонскую миссию аборигенов для евангелизации племен на северо-востоке Индии . В качестве Мизоса он выбрал Дж. Х. Лоррена и Ф. В. Сэвиджа из в Лондоне на Саутгейт-роуд баптистской церкви . [ 20 ] [ 21 ]
Миссия аборигенов Артингтона
[ редактировать ]Приход христианства и формального образования в Мизораме произошел благодаря Роберту Артингтону. Лоррен прибыл в Индию 1 января 1890 года. Но, не зная дальнейших шагов, он оставался в Читтагонге (ныне в Бангладеш ) почти два года. Затем Сэвидж прибыл в Калькутту в ноябре 1891 года. Они встретились во время евангелической кампании в Брахманбарии (ныне в Бангладеш), организованной новозеландскими баптистами. Они планировали разбить лагерь в Трипуре , но правитель Махараджа категорически возразил . Удрученные, они отправились на север, в более глубокий Читтагонг. После долгого ожидания разрешения правительства на вход в холмы Лушай им разрешили остаться только в деревне Касалонг, ближайшем возможном месте. Это произошло из-за постоянного мятежа со стороны племен мизо. После нескольких месяцев голода и дизентерии они переехали в Дарджилинг и, наконец, в Силчар . В 1893 году они ждали нового разрешения целый год. К счастью, в Силчаре они часто встречали путешественников-мизо, у которых начали изучать свой язык. Наконец разрешение было выдано, и они немедленно отправились в путь. Река Тлаунг на каноэ в День подарков 1893 года. Они прибыли в Эйзол 11 января 1894 года. Сейчас этот день в штате отмечается как государственный праздник как «День миссионера». [ 4 ] [ 22 ] [ 23 ] Они разбили лагерь в Тингпуи Хуан Тланг («Чайный сад»), холме Макдональд, Заркауте. Они сразу же приступили к созданию алфавитов мизо на основе латиницы . Всего через два с половиной месяца Сэвидж открыл первую школу 1 апреля 1894 года. Их первыми и единственными учениками были Суака и Тангпхунга. [ 24 ] Они перевели и опубликовали Евангелия от Луки и Иоанна и Деяния апостолов . Они также подготовили «Грамматику и словарь языка лушай (диалект дулиен), которые опубликовали в 1898 году и стали основой языка мизо. [ 25 ] Миссия Артингтона обязала миссионеров переехать на новые поля через два-три года и не собиралась основывать церкви. Миссия в Эйзоле была отменена и в 1897 году передана Уэльской кальвинистской методистской миссии. Лоррен и Сэвидж отправились из Эйзола в Англию 31 декабря 1897 года. [ 1 ] [ 26 ]
Первая церковь
[ редактировать ]Кальвинистская методистская церковь (ныне пресвитерианская церковь Уэльса ) взяла на себя холмы Лушай в качестве своего миссионерского поля и послала первого миссионера преп. Д. Э. Джонс , прибывший в Айзол 31 августа 1897 года. Это ознаменовало основание пресвитерианской церкви в Мизораме. Лоррен и Сэвидж, первые баптистские миссионеры, предложили ему гостеприимство в Тингпуи Хуан и предоставили ему необходимую подготовку к его работе, поскольку, по их мнению, это был обильный урожай, но при слишком малом количестве работников, с радостью приняли руку помощи как жест добра. веры, и поэтому вскоре перенесли свой лагерь в Миссию Венг, в южную часть Айзаула, и вскоре после этого отправились на более созревшее поле, вместо того, чтобы сидеть неподвижно на уже убранном поле. школу В свой день рождения, 15 февраля 1898 года, Джонс открыл в своем бунгало , которая вскоре стала использоваться в качестве места собраний, таких как богослужения и воскресные школы . [ 27 ] Это организованное собрание в 1898 году считается началом церкви в Мизораме и основанием миссии Венг Кохран. Совершенно отдельное церковное здание было построено только в 1913 году на месте под названием Хриангмуал Баулхмун (нынешнее местонахождение церкви Миссия Венг), которое было древним алтарем языческого поклонения. [ 28 ] В августе 1897 года Уэльская миссия организовала хаси- христианина Раи Бахадура и его семью из Хаси-Хиллз , чтобы помочь Джонсу, поэтому первая зачисленная община состояла из шести хаси, помимо Джонса и его жены. [ 29 ]
Первое крещение
[ редактировать ]Двое молодых людей по имени Хума и Хара стали первыми полностью обращенными христианами среди мизо. Хума обучался у Лоррена и Сэвиджа, но поначалу не проявлял явного интереса к религии. Но в 1898 году он становился все более и более впечатленным, и 25 июля 1899 года они вместе со своим другом Харой были крещены Джонсом. Однако первыми людьми, крестившимися в Лушай-Хиллз, были двое хаси, которые приняли крещение в начале середины июля. Однако Хара не был полностью предан своему делу и вскоре после поступления на государственную службу вернулся к старой вере. [ 30 ] [ 29 ] [ 31 ]
Первое церковное здание
[ редактировать ]Хотя первое коллективное богослужение началось в Айзоле, на севере Мизорама, первое независимое церковное здание было построено на юге Мизорама, в маленькой деревне под названием Сетлун, недалеко от Лунглея. Он был построен в 1902 году. [ 32 ]
Баптистская церковь
[ редактировать ]Первой появившейся деноминацией была баптистская церковь, которую пропагандировал и основал дуэт миссионеров Артингтона. Однако с приходом пресвитерианских миссионеров и их последующим размещением на убранных полях баптистского миссионерского дуэта; Приложив усилия и искренность, валлийская миссия в 1901 году согласилась разделить холмы Лушай на два отдельных поля и передать южную часть Баптистскому миссионерскому обществу (BMS) Лондона. BMS получила наследство по завещанию Роберта Артингтона, и благодаря этому они могли управлять миссионерским полем на юге Лушай-Хиллз. Их миссионеры Лоррен и Сэвидж, из тех же работников Артингтонской миссии, прибыли в Лунглей в марте 1903 года. Их приветствовали около 125 христиан-мизо из Сетлуна. Они поселились в Серкауне , и эта деревня, аннексированная Лунглеем, в конечном итоге стала штаб-квартирой баптистской церкви в Мизораме. [ 33 ]
Лахерская пионерская миссия
[ редактировать ]BMS все еще не могла прикрыть крайний южный угол холмов Лушай. Поэтому Лоррен призвал своего младшего брата Реджинальда начать миссионерскую работу среди народа мара («Лахер» для иностранцев). Реджинальд Артур Лоррен и его жена Мод основали пионерскую миссию Лакхер в Лондоне в 1905 году. Они вошли в Мараленд (ныне включает южную оконечность Мизорама и прилегающий штат Чин в Бирме ) и поселились в деревне Серкаур (Сайкао) 26 сентября 1907 года. [ 34 ] Миссионерские общества в Англии отказали Лорренам в финансовой поддержке, и они были полностью профинансированы группой по сбору средств, базирующейся в домашней церкви Лоррена в Пендже . В 1930-х годах дополнительное финансирование поступило от семьи Брюса Лоррена-Фоксолла и церкви в Бриджнорте, Шропшир . Благодаря дополнительному фонду к миссии присоединились несколько помощников миссионеров. К 1950 году все Марас обратились в христианство. [ 35 ] Как независимая и самостоятельная миссия, церковь не имела официального названия до 1960 года, когда Альберт Брюс Лоррейн Фоксолл, зять Р. А. Лоррена, на конференции 26 марта дал название «Независимая евангелическая церковь Лахера». «Лакхер» был заменен на «Мара» на Генеральной Ассамблее в 1967 году. После административного разделения Индии и Бирмы в 1947–1948 годах Мараланд был разделен, и церковь Мара соответственно разделилась. Индийским аналогом стала Евангелическая церковь Мараланда . [ 36 ] Затем в 1970 году Независимая евангелическая церковь Мара столкнулась с административным распадом, который примирился только в 1987 году. Объединенная церковь стала евангелической церковью Мара . [ 37 ] [ 38 ]
Влияние возрождения Хаси
[ редактировать ]В 1903 году церковная статистика показала, что в церкви насчитывалось 46 членов, из которых 11 были хаси. В январе 1904 года среди хаси в Хаси-Хиллз произошел всплеск христианского возрождения. Шесть делегатов мизо из Лушай-Хиллз присутствовали на Ассамблее в Майранге в 1906 году. Они приняли дух возрождения, и когда они вернулись в Айзол, они распространили дух возрождения среди мизо. В то время евангелизация шла беспрецедентными темпами по всему Лушай-Хиллз, с массовыми обращениями почти во всех деревнях. [ 29 ] [ 31 ] К 1912 году число крещеных мизо взлетело до 3999 человек. Через год их число увеличилось почти вдвое (7 423). После возрождения 1930-х годов вся община Мизо считалась христианизированной, за исключением лишь нескольких отдельных инакомыслящих. [ 5 ]
Другие номиналы
[ редактировать ]- Армия Спасения была официально создана 26 апреля 1917 года Каулом Хумой. Хума был молодым христианским проповедником. Его вдохновила военная система организации. его познакомили с офицером Армии Спасения Бутом-Такером Когда в Шимле , он вскоре обратился. Он отправился на формальное обучение в Бомбей . В 1917 году он стал первым офицером в Индии и начал свою миссию в Айзауле, назвав ее Чхандама Сипай . Восточная Индия стала отдельным командованием 1 июня 1991 года и стала территорией в 1993 году. [ 39 ]
- Католицизм пришел в 1925 году. Во время краткого визита из Читтагонга о. Буле, CSC, крестил двух младенцев 6 декабря 1925 года, что положило начало католицизму. Однако на раннем этапе возникла оппозиция со стороны протестантов, и в результате первая католическая церковь возникла только в 1947 году. С разрешения губернатора Ассама два канадских отца Святого Креста о. Джордж Брин, CSC и Bro. Гилберт, CSC, прибыл в Мизорам 15 апреля 1947 года. Они разместили свою штаб-квартиру в Куликауне. [ 40 ]
- Объединенная пятидесятническая церковь (UPC) возникла как ответвление великого духовного возрождения 1930-х годов, в результате которого многие высокодуховные мизо стали искать более гибкую церковь, особенно неудовлетворенные системой, находящейся под строгим валлийским влиянием. В Айзауле была организована отдельная община под руководством Закамловой, но ей не хватило какой-либо конфессиональной поддержки. После нескольких попыток связаться с международными миссиями в 1948 году они основали «Апостольскую церковь» при моральной поддержке Апостольской церкви Пятидесятницы в Соединенных Штатах. Первая церковь была открыта в деревне Лунгленг Вокзаун в октябре. Однако Закамлова знал о необходимости получить полное членство, поэтому он связался с сотрудницей Всемирной пятидесятнической ассамблеи Рокси А.Р. Тели Довер, которая находилась в Бхагалпуре . По приглашению Довер посетил Эйзол 16 января 1949 года. Узнав об их энтузиазме и доктринальной склонности, Довер предложил им присоединиться к СКП. После получения разрешения правительства преподобный Э.Л. Скисма 19 февраля 1950 года открыл СКП. [ 41 ] [ 42 ]
- Адвентисты седьмого дня прибыли в 1946 году. Инициатором этого мероприятия была Лаллиансуала Сайло, который впервые вступил в контакт с Церковью адвентистов седьмого дня в Шиллонге в Мегхалае в ноябре 1946 года. О. У. Ланге был первым адвентистским миссионером в Мизораме. [ 43 ]
Коренные церкви
[ редактировать ]Массовое обращение в течение полувека и частые всплески возрождения среди мизо привели к рождению в Мизораме многочисленных местных христианских конфессий, которых больше нигде нет. По всему Мизораму насчитывается более трех десятков независимых церквей, сохранившихся и существующих типов. [ 44 ] Причина во многом заключалась во взаимном возрождении культурных ценностей, против которых решительно выступали миссии-основатели. Вот некоторые примечательные с точки зрения крепости и популярности:
- Новая Церковь Господа , более известная как Хана Пол или Зиона Пол , была основана в 1942 году братом Ханы Хуангтуахой. [ 45 ] [ 46 ] Чрезвычайной практикой является многоженство главы церкви. У Ханы было 30 жен. Его старший сын и преемник (после его смерти в 1997 году) Зиона имеет 39 жен и более 90 детей. Церковь представляет собой своего рода форму отца семейства , поскольку глава почитается как верховный лидер. Сама церковь является обладателем мирового рекорда Академии мировых рекордов как «самая большая семья в мире» в 2011 году. Они сосредоточены в деревне Бактаунг. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]
- Церковь Иисуса Христа Святых последних дней была основана 23 мая 1970 года в деревне Буалпуи НГ. [ 50 ] [ 51 ] Сестра-соперница Исуа Криста Кохран Мизорам отделилась 6 апреля 1977 года. Церковь распространена по всему Мизораму, а также в некоторых частях Трипуры, Бангладеш и Бирмы. [ 52 ]
- Кохран Тианглим Святая церковь) расположена в Чавхмуне, Айзоле, Мизораме ( . [ 50 ] [ 51 ]
- Нунна Лалчхунгкуа была основана 27 сентября. [ 51 ] [ 53 ]
См. также
[ редактировать ]- История Мизорама
- Баптистская церковь Мизорама
- Пресвитерианская церковь Мизорам
- Мизо-конференция адвентистов седьмого дня
- Римско-католическая епархия Эйзола
- Евангелическая церковь Мараланда
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хлуна, СП (2003). Хмар Биал История миссионерской деятельности Мизорам Айзол, Индия: Литературно-издательский совет Синода.
- ^ Дж. Мейрион Ллойд (1991). История церкви в Мизораме: Жатва на холмах . Синодальная издательская коллегия. стр. 17–23.
- ^ Jump up to: а б «Глава 1. Ужасающие соплеменники холмов Мизо» . www.mizostory.org . История Мизо. Архивировано из оригинала 13 октября 2016 года . Проверено 18 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Press Trust of India (11 января 2013 г.). «Мизорам отмечает День миссионера» . in.com Индия. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 20 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Лалсангкима Пачуау (2006). «Мизо «Религия» в переходный период» Миссиология 34 (1): 41–57. дои : 10.1177/009182960603400105 . S2CID 133021703 .
- ^ Фархадиан, Чарльз Э., изд. (2012). Знакомство с мировым христианством . Чичестер, Западный Суссекс: Уайли-Блэквелл. п. 104. ИСБН 9781405182485 .
- ^ «Население по религии в Мизораме (перепись 2001 г.)» . Национальный центр информатики, Государственный центр Мизорам . Проверено 18 января 2014 г.
- ^ «Демографический профиль» . Миссия Мизорам Сарва Шикша Абхиян. Архивировано из оригинала 22 ноября 2018 года . Проверено 18 января 2014 г.
- ^ Стром, Донна (1 июля 1980 г.). «Изменение христианства и культуры среди мизорамов». Миссиология . 8 (3): 307–317. дои : 10.1177/009182968000800304 . S2CID 145307476 .
- ^ А. Тханглура (1988). Михранг и Сахранг Айзол, Индия: Селф. стр. 100-1 81–85, 93–96.
- ^ Чамфай (25 сентября 2009 г.). «Автобиография Мэри Винчестер» [Автобиография МЭРИ ВИНЧЕСТЕР] (на английском языке). Кан Лунгхам Чампхай Получено 20 января.
- ^ Левин Т.Х. Полковник (2007) [1912]. Муха на колесе: или как я помогал управлять Индией . Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 2656–290.
- ^ Дж. Мейрион Ллойд (1991). История церкви в Мизораме: Жатва на холмах . Синодальная издательская коллегия. стр. 17–23.
- ^ «Страница 2: Уильям Уильямс посещает холмы Мизо» . История Мизо . Проверено 20 января 2014 г.
- ^ ПимПом (13 февраля 2012 г.). «Преподобный Уильям Уильямс и ранняя история Мизорама» [Преп. Уильям Уильямс и его ранние работы] (на английском языке). mi(sin).com . Получено 20 сентября.
- ^ ЗКС (6 июня 2013 г.). «Мизорамское христианство » Зо Ворота. Архивировано из оригинала 18 февраля . Получено 20 января.
- ^ Химия (11 декабря 2012 г.). «Первый миссионер здесь..!!!» [Теперь у нас есть новый первый миссионер!] (на английском языке). misual.com . Получено 8 февраля.
- ^ «День миссионера» (в Мизо). Баптистская церковь Мизорама. 10 января 2013 года . Проверено 8 февраля 2014 г.
- ^ «Отделение Синода отклонено, 15 марта 1891 г. объявлено Днем миссионерства» [Отделение Синода отклонено, Днем миссионера объявлено 15 марта] Ванглаини (на английском языке). Получить местные новости. 9 декабря 2012 года . Получено 8 февраля.
- ^ Андерсон, Джеральд Х. (1999). Биографический словарь христианских миссий . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 30. ISBN 9780802846808 .
- ^ Томас Рэй. «Роберт Артингтон: эксцентричный баптистский миллионер» . Баптистская библейская трибуна . Проверено 20 января 2014 г.
- ^ ПТИ (11 января 2014 г.). «День миссионера отмечается в Мизораме» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 15 января 2014 года . Проверено 14 января 2014 г.
- ^ «ХОРОШИЕ НОВОСТИ – пресвитерианской церкви Мизорама Синод Получено 14 января.
- ^ Суреш К. Шарма (2006). Документы по Северо-Восточной Индии: Мизорам . Публикации Миттала. стр. 63–64. ISBN 9788183240864 .
- ^ Лоррен и Сэвидж 1898 г. Мировой атлас языковых структур в Интернете. 1898 год . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ Рис, Д. Бен, изд. (2002). Средства благодати и надежды: валлийские миссионеры в Индии 1800-1970 гг . Библиотека Уильяма Кэри. стр. 122–124. ISBN 9780878085057 .
- ^ «Страница 4: Дэвид Эван Джонс « » Зосафлуйя Мизо История Получено 21 января.
- ^ «Миссия Венг Биак в Тар-Хонне (обновлено)» [Открытие новой церкви Миссии Венг] (в Мизо). Синод пресвитерианской церкви Мизорам . Проверено 21 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Г. Р. Маубли. «МИССИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЛЕХА» . Синод пресвитерианской церкви Мизорам . Проверено 21 января 2014 г.
- ^ ЗКС (6 июня 2013 г.). «Мизорамское христианство » Зо Ворота. Архивировано из оригинала 18 февраля . Получено 20 января.
- ^ Jump up to: а б «Страница 5: Хума, первый крестившийся мизо» . История Мизо . Проверено 21 января 2014 г.
- ^ ralte_vahai. «Первая церковь Мизорама??» [Первое церковное здание в Мизораме?] (на английском языке). mi(sin).com . Получено 21 января.
- ^ БМС. «Мизорам» . Всемирная миссия BMS. Архивировано из оригинала 15 января 2014 года . Проверено 22 января 2014 г.
- ^ К. Робин (2008). «Лакеры в Мизораме». В Джагадиш К. Патнаик (ред.). Мирзорам, Измерения и перспективы: общество, экономика и политика . Нью-Дели: Концептуальный паб. Ко, стр. 325–327. ISBN 9788180695148 .
- ^ «Лахерская пионерская миссия» . Мундус . Проверено 22 января 2014 г.
- ^ «ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ МАРА» . Евангелическая церковь Мара . Проверено 22 января 2014 г.
- ^ «Мара Евангелическая церковь» . Всемирный совет церквей . Проверено 22 января 2014 г.
- ^ «Краткая история евангелической церкви Мараланда» . Евангелическая церковь Мараланда. Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Проверено 22 января 2014 г.
- ^ «Поиск города» . Армия Спасения Индии . Проверено 22 января 2014 г.
- ^ А. Джеясилан. «ХРАСТА ЦАРЯ КАФЕДРАЛЬНЫЙ ПРИХОД – КРАТКАЯ ИСТОРИЯ» . Айзавльская епархия . Проверено 22 января 2014 г.
- ^ «MIZORAMA UPC A LO PIAN DAN» [Как возник UPC в Мизораме] (в Мизо). Объединенная пятидесятническая церковь Мизорама. Архивировано из оригинала 17 февраля 2015 года . Проверено 22 января 2014 г.
- ^ «Чанчин района Северный Мизорам» [История района Северный Мизорам] (в Мизо). UPC Северо-Восточная Индия Район Северный Мизорам. Архивировано из оригинала 3 февраля 2014 года . Проверено 22 января 2014 г.
- ^ Миссия в Мизораме (PDF) . стр. 16–26 . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ Ответ (17 марта 2011 г.). «Церкви Мизорамы » mi(sin).com . Получено 22 января.
- ^ «У мужчины 39 жен, почти 100 детей» . Рейтер. 22 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ «У мужчины Мизо 39 жен, 94 ребенка, 33 внука» . Перспективы . 20 февраля 2011 года . Проверено 17 июня 2021 г.
- ^ Ян Орд (5 июля 2011 г.). «Зиона Хана возглавляет самую большую семью в мире» . Странная культура . Проверено 22 января 2014 г.
- ^ Дэвид М. Танглиана (24 ноября 2006 г.). "Культ культуры: мужчина с 50 женами - Самая большая совместная семья на земле процветает за счет самодостаточной экономики" . Телеграф . Архивировано из оригинала 19 июня 2012 года . Проверено 22 января 2014 г.
- ^ «Самая большая семья: у Зионы Ханы 39 жен и 94 ребенка: мировой рекорд (Видео)» . Академия мировых рекордов . Проверено 3 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Церковь Зорам Туальто и ее фундамент » 23 августа 2010 года . Получено 22 января.
- ^ Jump up to: а б с Дженни. «Церковь Зорам Туальто и ее фундамент » Лоркхоум Получено 22 января.
- ^ «ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА » Церковь Иисуса Христа Святых последних дней Получено 22 января.
- ^ Дональд (24 июля 2012 г.). «Объяснение этнической религии » mi(sin).com . Получено 22 января.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джеймс Дохума (1975). церкви Зорам История Д. Буанга, 122 страницы.
- Чхангте Лал Хминга (1987). Жизнь и свидетельство церквей Мизорама . Литературный комитет Баптистской церкви Мизорама, стр. 365.
- Мангхосат Кипген (1997). Христианство и культура Мизо: встреча христианства и культуры Дзо в Мизораме . Мизо Теол. Конференция, стр. 359.
- Лянхайя. различных церквей История Публикации LTL, 122 страницы.
- Лянхайя (1976). Мизо История Английская академия литературы, стр. 1
- Лалсангкима Пачуау (2002). Этническая идентичность и христианство: социально-историческое и миссиологическое исследование христианства в Северо-Восточной Индии с особым упором на Мизорам . Peter Lang Pub Incorporated, стр. 205. ISBN 9783631394717
- Реджинальд Артур Лоррен (1920). Замечательная история Лакхерской пионерской миссии: основанной на молитве, основанной на вере, 11 февраля 1905 года, евангелической и межконфессиональной . Лахерская пионерская миссия, стр. 27 (БиблиоБазар, издание 2010 г.). ISBN 9781177284585 )
- Реджинальд Артур Лоррен (1912). Пять лет в неведомых джунглях . Лахерская пионерская миссия, 274 страницы
- Саиайтханга (1969). История церкви Мизо Областной комитет богословской литературы, 168 страниц.
- СП Хлуна (1985). Церковные и политические потрясения в Мизораме: исследование влияния христианства на политическое развитие в Мизораме . Ассоциация истории Мизо, 196 страниц
- В.Л. Заикима (2011). Новая церковь Господа: хуангтуаха павл-чана павл Ленгчхон Пресс, 136 страниц
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Население девяти крупнейших церквей Мизорама
- Первое церковное здание, реконструированное в Сетлуне.
- Пресвитерианская церковь Индии, Генеральная Ассамблея
- Евангелическая церковь верующих в Библию (BBEC)
- Синод пресвитерианской церкви Мизорама
- Баптистская церковь Мизорама
- Католическая директория Мизорама
- Католическая епархия Айзола
- Церковь Мизорам
- Евангелическая церковь Мара
- Евангелическая церковь Мараланда
- Армия Спасения. Архивировано 17 ноября 2006 г. в Wayback Machine.
- Мизо-адвентисты