Jump to content

История Мизорама

Мизорам был частью штата Ассам в 1950-х годах.

История Мизорама включает в себя историю Мизорама , который расположен в самой южной части северо-восточной Индии . Это конгломератная история нескольких этнических групп народа чин, мигрировавших из штата Чин в Бирме . Но информация об их моделях миграции на запад основана на устной истории и археологических выводах, поэтому ничего определенного сказать нельзя. Записанная история началась относительно недавно, примерно в середине 19 века, когда прилегающие регионы были оккупированы британской монархией . После религиозных, политических и культурных революций в середине 20-го века большинство людей объединилось в суперплемя Мизо . Таким образом, официально признанным поселением мизо стал Мизорам.

Самые ранние задокументированные упоминания о Мизораме были сделаны британскими военными в 1850-х годах, когда они столкнулись с серией набегов в пределах своей официальной юрисдикции в горном районе Читтагонг со стороны соседних туземцев. К тому времени они называли эту землю холмами Лушай. В результате неослабевающего племенного вторжения, часто приводившего к человеческой смертности, британские правители были вынуждены подчинить себе племенные вождества . Карательные британские военные экспедиции в 1871 и 1889 годах привели к аннексии всех холмов Лушай. После обретения Индией независимости от Британской империи в 1947 году эта земля стала районом Лушай-Хиллз под управлением правительства Ассама . В 1972 году район был объявлен союзной территорией и получил более инклюзивное в культурном отношении название Мизорам. В конечном итоге в 1986 году Мизорам стал полноценным федеральным штатом Индии.

Происхождение жителей

[ редактировать ]

у предков мизо не было никакой письменности . До появления британцев Они были антропологически идентифицированы как представители тибето-бирманской этнической группы . был Чхинлунг или Синлунг Народные предания в один голос утверждают, что у колыбели мизо . Устная история предоставила противоположные сведения о происхождении.

  1. Одна популярная легенда гласит, что Мизо вышли из-под большой скалы, известной как Чхинлунг (буквально «каменный покров»). [ 1 ]
  2. Другая версия гласит, что под Чхинлунгом имеется в виду китайский город Синлунг или Чинлингсанг, расположенный недалеко от китайско-бирманской границы. По словам г-на К.С. Латуретта, [ 2 ] В 210 г. до н.э. в Китае произошли политические потрясения, когда династическое правление было отменено и вся империя была подчинена одной административной системе. Мизо покинули Китай в рамках одной из этих волн миграции . Однако это чистая спекуляция. [ 3 ] [ самостоятельный источник ]
  3. Согласно истории Зо Вумсона , самым ранним предком мизо был Тлапа, старший сын Нгаихте, чьим сыном был Ламлир, а внуком - Сейпуи/Лусей.
  4. Другая история, представленная такими историками, как Лиангхайя, Хрангиаува и Лал Чунгнунга, заключается в том, что в Тибете родились три брата по имени Мизоа, Мируа и Маруа. Ведя кочевой образ жизни, они преимущественно селились в Чинцзуа (Чэнь-Юань) в Китае . Потомки Мизоа мигрировали в Сакаи в Бирме. Со временем у них появился великий вождь по имени Чхинглунга, и его вождество стало известно как Чхинлунг. [ 4 ]

Предполагается, что примерно в V веке они поселились в государстве Шан, преодолев сопротивление коренного населения. Они процветали в штате Шан около 300 лет, прежде чем переселились в долину Кабау примерно в 8 веке. [ 5 ] Именно в долине Кабау Мизос оказал культурное влияние на местных бирманцев. Вполне возможно, что мизо переняли технику земледелия у бирманцев в Кабау, поскольку многие из их сельскохозяйственных орудий носили приставку «каул» — имя, данное мизо бирманцам. [ 6 ]

Кхампат (ныне в Мьянме ), как известно, был следующим поселением Мизо. Говорят, что перед тем, как покинуть Кхампат, они посадили баньян в знак того, что город был построен ими. [ 7 ] В начале 14 века они двинулись на запад, к индо-бирманской границе. Они строили деревни и называли их именами своих кланов, такими как Сэйпуи , Сайхмун и Бочунг . Холмы и труднопроходимая местность Чин-Хиллз привели к разделению на несколько деревень и возникновению этнической диаспоры. [ 8 ]

Лушай Хиллз

[ редактировать ]

Первые люди мизо, поселившиеся в нынешнем Мизораме, были известны как кукис , вторую группу иммигрантов мизо называли новыми кукис. Лушаи были последними из племен мизо, мигрировавшими на холмы Лушай . К тому времени, когда они пересекли реку Тиау, граничащую с Мьянмой , потомки Захмуаки, ставшие известными как правящий клан Сайло, доказали свою храбрость как способные и напористые вожди. Совершенствулась и традиционная система сельского управления. В качестве главы деревни вождь или лал выделял земли для обработки, разрешал все споры в деревнях, кормил бедных и заботился о них, а также предлагал убежище всем, кто искал убежища. История Мизо XVIII и XIX веков отмечена множеством случаев племенных набегов и карательных экспедиций. [ 9 ]

Британское правление

[ редактировать ]

Первые встречи

[ редактировать ]

К середине XIX века Британская империя оккупировала , весь окружающий Читтагонг и Бирму но практически не интересовалась племенами или их холмистой землей. Их лишь вскользь упомянули как «неизлечимых дикарей». [ 10 ] Племена тогда жили небольшими и изолированными группами вождеств , иногда поднимая войну друг против друга. В их религиозной жизни доминировало язычество , и они придерживались анимистического мировоззрения с уникальной концепцией загробной жизни, называемой Пиалрал . Они практиковали сложные ритуалы, включая жертвоприношения животных , и поклонялись или боялись почти всех мыслимых неодушевленных предметов, болезней и необычных природных явлений. [ 11 ] Первый рейд Лушай (британское неправильное название Лусэй), зафиксированный в Ассаме, управляемом британцами, произошел в 1826 году. С этого года и до 1850 года местные офицеры не могли сдерживать яростные атаки горцев на юге. Рейды и бесчинства происходили ежегодно, и однажды магистрат Силхета сообщил о серии массовых убийств, совершенных «Куки» на территории, которая предположительно была британской, в результате которой было убито 150 человек. [ 12 ] Рейд был наиболее жестоким в 1871 году, когда в результате серии нападений несколько человек погибли с обеих сторон, а плантациям был нанесен серьезный ущерб. Несколько рабочих и солдат были взяты в плен, и среди них шестилетняя Мэри Винчестер . Мэри Винчестер была взята в заложники воинами Бенгхуайя, а другие пленники были казнены по дороге. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]

Британские военные экспедиции

[ редактировать ]

В ответ британские военные организовали в 1871–1872 годах карательную экспедицию Лушай . Кампания состояла из двух колонн: правая продвигалась из Читтагонга, а левая — из Качара. Генерал Браунлоу, CB, командовал первым, а капитан Т. Х. Левин, суперинтендант горного района Читтагонг, был гражданским офицером. Колонну Качара возглавлял генерал Буршье, CB, а г-н Эдгар, заместитель комиссара Качара, занимал должность гражданского офицера. Кроме того, отряд манипури в сопровождении полковника Джеймса Наттолла, политического агента Манипура, провел демонстрацию через южную границу, чтобы сотрудничать с частью экспедиции генерала Буршье. Экспедиция стартовала 15 декабря 1871 года. Деревни Мизо были сокрушены одна за другой, а Мэри Винчестер была спасена. Вожди мизо заключили перемирие, чтобы не совершать дальнейших атак. Пограничные заставы были построены для защиты границы, а базары были открыты, чтобы побудить лушайцев торговать. Спустя десятилетие перемирие было нарушено, и снова вспыхнули периодические набеги. В 1889 году британские военные организовали еще одну карательную экспедицию под кодовым названием «Экспедиция 1889 года». Им командовал полковник ФВК Тригир. Из своего лагеря в Чаунгте они выдвинулись 19 декабря 1888 года. Они легко проникли в южные деревни, не встречая большого сопротивления. Они укрепились в Лунглее и подготовили места и дороги для следующей экспедиции. Завершив свою миссию, они вернулись в апреле 1889 года. Затем сразу же последовала крупная кампания под названием «Экспедиция Чин-Лушай 1889-90». Снова разделенная на две колонны: колонной Читтагонга командовал полковник Трегир, а колонной Качара - У. В. Дейли. К концу 1889 года колонна Читтагонг оккупировала большую часть южного региона, включая Чин-Хиллз. Колонна Качара разбила лагерь в Айджале (ныне Айзавл) 30 января 1890 года. Они подчинили себе все основные вождества, захватили вождей и навсегда укрепились в Айзале и Лунглей, как административные центры. [ 12 ] [ 15 ] [ 17 ] [ 18 ]

Лушай Хиллз

[ редактировать ]

Холмы Лушай были официально объявлены частью Британской Индии указом в 1895 году. Северные и южные холмы были объединены в район Холмов Лушай в 1898 году со штаб-квартирой в Айзоле. Процесс консолидации британской администрации на территории Ассама, где доминируют племена, начался в 1919 году, когда Лушай-Хиллз, наряду с некоторыми другими горными районами, был объявлен «отсталым районом» в соответствии с Законом о правительстве Индии 1919 года . Племенные районы Ассама, включая Лушай-Хиллз, были объявлены «исключенной территорией» в 1935 году. Именно во время британского режима политическое пробуждение среди мизо в Лушай-Хиллз начало формировать первую политическую партию, Союз простых людей Мизо, который был сформирован 9 Апрель 1946 года. Позднее партия была переименована в Союз Мизо . По мере приближения дня независимости Учредительное собрание Индии создало консультативный комитет для решения вопросов, касающихся меньшинств и членов племени. Подкомитет под председательством Гопинатха Бордолоя. был создан для консультирования Учредительного собрания по делам племен на Северо-Востоке. Союз Мизо представил резолюцию этого подкомитета с требованием включения всех населенных мизо территорий, прилегающих к холмам Лушай. Однако новая партия под названием Объединенная организация свободы мизо (UMFO) выступила с требованием, чтобы Лушай Хиллз присоединился к Бирме после обретения независимости . [ 19 ]

Христианство и образование

[ редактировать ]

Предки Мизо не имели письменности и в религиозном плане поклонялись природе и почитали природные явления. Первым миссионером, приехавшим в Лушай-Хиллз, был преподобный Уильям Уильямс , валлийский миссионер, который в то время работал в Хаси-Хиллз (ныне Мегхалая ). Однако он приехал только с следственным визитом на неделю в марте 1891 года. [ 20 ] [ 21 ] 11 января 1894 года Ф. В. Сэвидж и Дж. Х. Лоррен по заказу Артингтонской миссии аборигенов прибыли в Эйзол. Это ознаменовало зарождение формального образования и христианства в Мизораме. Они разбили лагерь в Тингпуи Хуан Тланг, Чандмари («Чайный Граден»), позже названном Холмом Макдональда, Заркаут. Они сразу же приступили к созданию алфавитов мизо на основе латиницы . Всего через два с половиной месяца Сэвидж открыл первую школу 1 апреля 1894 года. Их первыми и единственными учениками были Суака и Тангпхунга. [ 22 ] Они перевели и опубликовали Евангелия от Луки и Иоанна и Деяния апостолов . Они также подготовили «Грамматику и словарь языка лушай (диалект дулиен), которые опубликовали в 1898 году и стали основой языка мизо. [ 23 ] В 1903 году Лондонское баптистское миссионерское общество (BMS) основало баптистскую церковь, отправив Лоррена и Сэвиджа в Серкаун , недалеко от Лунглея. Оттуда они расширили церковь, образование и здравоохранение. [ 24 ] Преподобный Реджинальд Артур Лоррен, младший брат преподобного Дж. Х. Лоррена и основатель Евангелической церкви Маралэнда, был первым миссионером-первопроходцем среди народа мара на южной окраине холмов Лушай. Он вошел в Мараланд (ныне включает южную оконечность Мизорама и прилегающий к нему штат Чин в Бирме ) и поселился в деревне Серкаур (Сайкао) 26 сентября 1907 года. Лоррен создал алфавиты, подготовил Библию и учебники в Маре. [ 25 ] Благодаря его миссии задача евангелизации и просвещения масс народа Мизо была завершена. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]

Совет автономного округа

[ редактировать ]

По предложению подкомитета Бордолоя определенная степень автономии была принята правительством и закреплена в Шести приложениях Конституции Индии. Совет автономного округа Лушай -Хиллз возник в 1952 году, после чего формирование этих органов привело к отмене вождей в обществе Мизо. Однако автономия лишь частично отвечала чаяниям мизо. Представители окружного совета и Союза мизо , где доминируют мизо, обратились в Комиссию по реорганизации штатов (SRC) в 1954 году с просьбой объединить районы Трипуры и Манипура с их окружным советом в Ассаме. Вожди племен на северо-востоке были крайне недовольны рекомендациями SRC. Они встретились в Айзауле в 1955 году, сформировали новую политическую партию, Союз племен Восточной Индии (EITU), и выдвинули требование создания отдельного штата, включающего все горные районы Ассама. Союз Мизо раскололся, и отколовшаяся фракция присоединилась к EITU. К этому времени UMFO также присоединился к EITU, и тогда понимание проблем холмов министерством Чулиха и требование EITU о создании отдельного штата холмов были отложены. [ 29 ]

Маутамский голод

[ редактировать ]

В 1959 году Мизо-Хиллз был опустошен великим голодом, известным в истории Мизо как « Голод Маутама ». [ 30 ] Причиной голода было цветение бамбука , что привело к резкому увеличению популяции крыс. Это привело к массовому уничтожению продовольственных запасов и посевов. Несколько человек умерло от голода. Ранее, в 1955 году, было создано Культурное общество Мизо, Пу Лалденга секретарем которого стал . В марте 1960 года название Культурного общества Мизо было изменено на «Фронт Маутам» для борьбы с голодом. В сентябре 1960 года Общество приняло название Национальный фронт голода Мизо (MNFF). MNFF приобрел значительную популярность, поскольку большое количество молодежи Мизо помогало доставлять рис и другие товары первой необходимости во внутренние деревни. [ 31 ]

Повстанческое движение

[ редактировать ]

После восстановления после катастрофы 22 октября 1961 года Национальный фронт голода Мизо был преобразован в новую политическую организацию, Национальный фронт Мизо (МФН). Указанной целью была суверенная независимость Большого Мизорама. Он прибег к вооруженному восстанию, подняв восстание против правительства 28 февраля 1966 года, напав на правительственные объекты в Айзауле, Лунглее, Чонгте , Чхимлуанге и других местах. В Эйзоле 5 и 6 марта 1966 года правительство Индии бомбило город Эйзол истребителями Туфани и Хантер Джет. [ 32 ] это был первый раз, когда Индия использовала свои военно-воздушные силы для подавления любого рода движений среди своих граждан. [ 33 ] «На следующий день произошла более мощная бомбардировка, продолжавшаяся несколько часов, в результате которой большинство домов в районах Даурпуи и Чхингавенг превратились в пепел», - вспоминает 62-летний Ротангпуйа в Айзоле. [ 34 ] Национальный фронт Мизо был объявлен вне закона в 1967 году, и требования государственности возросли. Делегация районного совета Мизо встретилась с премьер-министром Индирой Ганди в мае 1971 года и потребовала полноценной государственности для Мизорама. Индийское правительство предложило превратить холмы Мизо в Союзную территорию (ЮТ) в июле 1971 года. 21 января 1972 года было сделано официальное заявление ЮТ под названием Мизорам. Мизораму было выделено два места в парламенте : по одному в Лок Сабхе и Раджья Сабхе . [ 35 ]

Рождение государства Мизорам

[ редактировать ]

Избрание Раджива Ганди на пост премьер-министра Индии в 1984 году ознаменовало начало новой эры в индийской политике . Лалденга встретился с премьер-министром 15 февраля 1985 года. Условия переговоров были согласованы между двумя сторонами. мирное соглашение (официальный документ под названием « урегулировании правительством Союза было подписано соглашение, 1986 г., Меморандум об Мизорамское Мизорамское Таким образом, 30 июня 1986 года между Национальным фронтом Мизо и »). правительства и Лалхама, главный секретарь Мизорама. [ 36 ] Государственность была предварительным условием соглашения, благодаря которому Мизорам стал федеральным штатом Индии 20 февраля 1987 года. [ 37 ] [ 38 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Зама, Маргарет. «Мизо Фольклор » .indianfolklore.org . Получено 17 августа.
  2. ^ Джоши, Харговинд (2005). История Мизорама, прошлое и настоящее . Публикации Миттала. ISBN  9788170999973 . Проверено 17 августа 2012 г.
  3. ^ Вумсон (1987). История Зо (PDF ) Айзол, Индия: Вумсон Получено 17 августа.
  4. ^ Нажмите «Загрузить», чтобы сохранить Awmtea Leo Khiangte mp3 youtube com. «Нация Мизо » mi(sin).com . Получено 23 января.
  5. ^ Бхатт, Южная Каролина; Бхаргава, Гопал К., ред. (2005). Мизорам . Земля и население индийских штатов и союзных территорий. Дели: Публикации Калпаза. стр. 13–35. ISBN  9788178353562 .
  6. ^ Лиан Х. Сакхонг (2003). В поисках чинской идентичности: исследование религии, политики и этнической принадлежности . Национальный институт азиатских исследований. ISBN  9780700717644 .
  7. ^ К. Нунтара (1996). Мизорам: Общество и политика . Издательская компания Инд.
  8. ^ Чатерджи, Сухас (1995). Вожди Мизо и вождество . Публикации доктора медицинских наук. ISBN  9788185880723 .
  9. ^ Т. Ротанг (2006). История, религия и культура Северо-Восточной Индии Иша Книги. ISBN  978-81-8205-178-2 .
  10. ^ Стром, Донна (1 июля 1980 г.). «Изменение христианства и культуры среди мизорамов». Миссиология: международный обзор . 8 (3): 307–317. дои : 10.1177/009182968000800304 . S2CID   145307476 .
  11. ^ Лалсангкима Пачуау (2006). «Мизо «Религия» в переходный период» Миссиология 34 (1): 41–57. дои : 10.1177/009182960603400105 . S2CID   133021703 .
  12. ^ Jump up to: а б Бертрам Саусмарес Кэри; Генри Ньюман Так (1896). Чин-Хиллз: история нашего народа . Суперинтендант правительственной типографии, Бирма.
  13. ^ Хлуна, СП (2003). Хмар Биал История миссионерской деятельности Мизорам Айзол, Индия: Литературно-издательский совет Синода.
  14. ^ Дж. Мейрион Ллойд (1991). История церкви в Мизораме: Жатва на холмах . Синодальная издательская коллегия.
  15. ^ Jump up to: а б «Глава 1. Ужасающие соплеменники холмов Мизо» . www.mizostory.org . История Мизо. Архивировано из оригинала 13 октября 2016 года . Проверено 18 января 2014 г.
  16. ^ Чамфай (25 сентября 2009 г.). «БИОГРАФИЯ МЭРИ ВИНЧЕСТЕР – Не пишите» [БИОГРАФИЯ МЭРИ ВИНЧЕСТЕР – Ее автобиография] (на английском языке). Кан Лунгхам Чампхай Получено 20 января.
  17. ^ А. Тханглура (1988). Михранг и Сахранг Айзол, Индия: Селф. стр. 100-1 стр. 81–85, 93–96.
  18. ^ Левин Т.Х. Полковник (2007) [1912]. Муха на колесе: или как я помогал управлять Индией . Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 2656–290.
  19. ^ Чатерджи, Сухас (1985). Мизорам под властью Великобритании . Публикация Миттала. п. 225.
  20. ^ «Страница 2: Уильям Уильямс посещает холмы Мизо» . История Мизо . Проверено 20 января 2014 г.
  21. ^ ПимПом (13 февраля 2012 г.). «Преподобный Уильям Уильямс и ранняя история Мизорама» [Преп. Уильям Уильямс и его ранние работы] (на английском языке). mi(sin).com . Получено 20 сентября.
  22. ^ Суреш К. Шарма (2006). Документы по Северо-Восточной Индии: Мизорам . Публикации Миттала. стр. 63–64. ISBN  9788183240864 .
  23. ^ Лоррен и Сэвидж 1898 г. Мировой атлас языковых структур в Интернете. 1898 год . Проверено 13 января 2014 г.
  24. ^ БМС. «Мизорам» . Всемирная миссия BMS. Архивировано из оригинала 15 января 2014 года . Проверено 22 января 2014 г.
  25. ^ К. Робин (2008). «Лакеры в Мизораме» . В Джагадиш К. Патнаик (ред.). Мирзорам, Измерения и перспективы: общество, экономика и политика . Нью-Дели: Концептуальный паб. Ко, стр. 325–327. ISBN  9788180695148 .
  26. ^ «ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ МАРА» . Евангелическая церковь Мара . Проверено 22 января 2014 г.
  27. ^ «Мара Евангелическая церковь» . Всемирный совет церквей. Январь 2001 года . Проверено 22 января 2014 г.
  28. ^ «КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВАНГЕЛИЧСКОЙ ЦЕРКВИ МАРАЛАНД» . Евангелическая церковь Мараланда. Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Проверено 22 января 2014 г.
  29. ^ Дж. Зорема (2007). Косвенное правление в Мизораме 1890-1954 гг . Публикации Митты.
  30. ^ «Маутам, цветы голода» . Индийский экспресс . Проверено 17 августа 2012 г.
  31. ^ Джагдиш, Патнаик (2008). Мизорам, Измерения и перспективы: общество, экономика и политика . Концептуальное издательство. ISBN  9788180695148 .
  32. ^ Санджив Миглани (19 апреля 2010 г.). «Бомбардировка собственного народа: использование авиации в Южной Азии» . Рейтер . Архивировано из оригинала 22 апреля 2010 года . Проверено 14 октября 2010 г.
  33. ^ Лалчунгнунга (1994). Политика Мизорама в области регионализма и национальной интеграции . Издательство «Релианс».
  34. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 17 августа 2012 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  35. ^ Баруа, Санджиб (2007). Прочное расстройство: понимание политики Северо-Восточной Индии . Издательство Оксфордского университета.
  36. ^ Чатерджи, Сухас. Создание Мизорама: Роль Лалденги, Том 2 . Публикация МД.
  37. ^ Нунтара, К. (1996). Мизорам: общество и государство (1-е изд.). Нью-Дели: Indus Publ. Ко, стр. 290–293. ISBN  978-81-7387-059-0 .
  38. ^ Чаттерджи, Сухас (1994). Создание Мизорама: роль Лалденги (изд. Двухтомников). Нью-Дели: Публикации MD. стр. 320–324. ISBN  978-81-85880-38-9 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b510c0f51662a2d9f592ad8ec985ac20__1713637500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b5/20/b510c0f51662a2d9f592ad8ec985ac20.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Mizoram - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)