История Мизорама

История Мизорама включает в себя историю Мизорама , который расположен в самой южной части северо-восточной Индии . Это конгломератная история нескольких этнических групп народа чин, мигрировавших из штата Чин в Бирме . Но информация об их моделях миграции на запад основана на устной истории и археологических выводах, поэтому ничего определенного сказать нельзя. Записанная история началась относительно недавно, примерно в середине 19 века, когда прилегающие регионы были оккупированы британской монархией . После религиозных, политических и культурных революций в середине 20-го века большинство людей объединилось в суперплемя Мизо . Таким образом, официально признанным поселением мизо стал Мизорам.
Самые ранние задокументированные упоминания о Мизораме были сделаны британскими военными в 1850-х годах, когда они столкнулись с серией набегов в пределах своей официальной юрисдикции в горном районе Читтагонг со стороны соседних туземцев. К тому времени они называли эту землю холмами Лушай. В результате неослабевающего племенного вторжения, часто приводившего к человеческой смертности, британские правители были вынуждены подчинить себе племенные вождества . Карательные британские военные экспедиции в 1871 и 1889 годах привели к аннексии всех холмов Лушай. После обретения Индией независимости от Британской империи в 1947 году эта земля стала районом Лушай-Хиллз под управлением правительства Ассама . В 1972 году район был объявлен союзной территорией и получил более инклюзивное в культурном отношении название Мизорам. В конечном итоге в 1986 году Мизорам стал полноценным федеральным штатом Индии.
Происхождение жителей
[ редактировать ]у предков мизо не было никакой письменности . До появления британцев Они были антропологически идентифицированы как представители тибето-бирманской этнической группы . был Чхинлунг или Синлунг Народные предания в один голос утверждают, что у колыбели мизо . Устная история предоставила противоположные сведения о происхождении.
- Одна популярная легенда гласит, что Мизо вышли из-под большой скалы, известной как Чхинлунг (буквально «каменный покров»). [ 1 ]
- Другая версия гласит, что под Чхинлунгом имеется в виду китайский город Синлунг или Чинлингсанг, расположенный недалеко от китайско-бирманской границы. По словам г-на К.С. Латуретта, [ 2 ] В 210 г. до н.э. в Китае произошли политические потрясения, когда династическое правление было отменено и вся империя была подчинена одной административной системе. Мизо покинули Китай в рамках одной из этих волн миграции . Однако это чистая спекуляция. [ 3 ] [ самостоятельный источник ]
- Согласно истории Зо Вумсона , самым ранним предком мизо был Тлапа, старший сын Нгаихте, чьим сыном был Ламлир, а внуком - Сейпуи/Лусей.
- Другая история, представленная такими историками, как Лиангхайя, Хрангиаува и Лал Чунгнунга, заключается в том, что в Тибете родились три брата по имени Мизоа, Мируа и Маруа. Ведя кочевой образ жизни, они преимущественно селились в Чинцзуа (Чэнь-Юань) в Китае . Потомки Мизоа мигрировали в Сакаи в Бирме. Со временем у них появился великий вождь по имени Чхинглунга, и его вождество стало известно как Чхинлунг. [ 4 ]
Предполагается, что примерно в V веке они поселились в государстве Шан, преодолев сопротивление коренного населения. Они процветали в штате Шан около 300 лет, прежде чем переселились в долину Кабау примерно в 8 веке. [ 5 ] Именно в долине Кабау Мизос оказал культурное влияние на местных бирманцев. Вполне возможно, что мизо переняли технику земледелия у бирманцев в Кабау, поскольку многие из их сельскохозяйственных орудий носили приставку «каул» — имя, данное мизо бирманцам. [ 6 ]
Кхампат (ныне в Мьянме ), как известно, был следующим поселением Мизо. Говорят, что перед тем, как покинуть Кхампат, они посадили баньян в знак того, что город был построен ими. [ 7 ] В начале 14 века они двинулись на запад, к индо-бирманской границе. Они строили деревни и называли их именами своих кланов, такими как Сэйпуи , Сайхмун и Бочунг . Холмы и труднопроходимая местность Чин-Хиллз привели к разделению на несколько деревень и возникновению этнической диаспоры. [ 8 ]
Лушай Хиллз
[ редактировать ]Первые люди мизо, поселившиеся в нынешнем Мизораме, были известны как кукис , вторую группу иммигрантов мизо называли новыми кукис. Лушаи были последними из племен мизо, мигрировавшими на холмы Лушай . К тому времени, когда они пересекли реку Тиау, граничащую с Мьянмой , потомки Захмуаки, ставшие известными как правящий клан Сайло, доказали свою храбрость как способные и напористые вожди. Совершенствулась и традиционная система сельского управления. В качестве главы деревни вождь или лал выделял земли для обработки, разрешал все споры в деревнях, кормил бедных и заботился о них, а также предлагал убежище всем, кто искал убежища. История Мизо XVIII и XIX веков отмечена множеством случаев племенных набегов и карательных экспедиций. [ 9 ]
Британское правление
[ редактировать ]Первые встречи
[ редактировать ]К середине XIX века Британская империя оккупировала , весь окружающий Читтагонг и Бирму но практически не интересовалась племенами или их холмистой землей. Их лишь вскользь упомянули как «неизлечимых дикарей». [ 10 ] Племена тогда жили небольшими и изолированными группами вождеств , иногда поднимая войну друг против друга. В их религиозной жизни доминировало язычество , и они придерживались анимистического мировоззрения с уникальной концепцией загробной жизни, называемой Пиалрал . Они практиковали сложные ритуалы, включая жертвоприношения животных , и поклонялись или боялись почти всех мыслимых неодушевленных предметов, болезней и необычных природных явлений. [ 11 ] Первый рейд Лушай (британское неправильное название Лусэй), зафиксированный в Ассаме, управляемом британцами, произошел в 1826 году. С этого года и до 1850 года местные офицеры не могли сдерживать яростные атаки горцев на юге. Рейды и бесчинства происходили ежегодно, и однажды магистрат Силхета сообщил о серии массовых убийств, совершенных «Куки» на территории, которая предположительно была британской, в результате которой было убито 150 человек. [ 12 ] Рейд был наиболее жестоким в 1871 году, когда в результате серии нападений несколько человек погибли с обеих сторон, а плантациям был нанесен серьезный ущерб. Несколько рабочих и солдат были взяты в плен, и среди них шестилетняя Мэри Винчестер . Мэри Винчестер была взята в заложники воинами Бенгхуайя, а другие пленники были казнены по дороге. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Британские военные экспедиции
[ редактировать ]В ответ британские военные организовали в 1871–1872 годах карательную экспедицию Лушай . Кампания состояла из двух колонн: правая продвигалась из Читтагонга, а левая — из Качара. Генерал Браунлоу, CB, командовал первым, а капитан Т. Х. Левин, суперинтендант горного района Читтагонг, был гражданским офицером. Колонну Качара возглавлял генерал Буршье, CB, а г-н Эдгар, заместитель комиссара Качара, занимал должность гражданского офицера. Кроме того, отряд манипури в сопровождении полковника Джеймса Наттолла, политического агента Манипура, провел демонстрацию через южную границу, чтобы сотрудничать с частью экспедиции генерала Буршье. Экспедиция стартовала 15 декабря 1871 года. Деревни Мизо были сокрушены одна за другой, а Мэри Винчестер была спасена. Вожди мизо заключили перемирие, чтобы не совершать дальнейших атак. Пограничные заставы были построены для защиты границы, а базары были открыты, чтобы побудить лушайцев торговать. Спустя десятилетие перемирие было нарушено, и снова вспыхнули периодические набеги. В 1889 году британские военные организовали еще одну карательную экспедицию под кодовым названием «Экспедиция 1889 года». Им командовал полковник ФВК Тригир. Из своего лагеря в Чаунгте они выдвинулись 19 декабря 1888 года. Они легко проникли в южные деревни, не встречая большого сопротивления. Они укрепились в Лунглее и подготовили места и дороги для следующей экспедиции. Завершив свою миссию, они вернулись в апреле 1889 года. Затем сразу же последовала крупная кампания под названием «Экспедиция Чин-Лушай 1889-90». Снова разделенная на две колонны: колонной Читтагонга командовал полковник Трегир, а колонной Качара - У. В. Дейли. К концу 1889 года колонна Читтагонг оккупировала большую часть южного региона, включая Чин-Хиллз. Колонна Качара разбила лагерь в Айджале (ныне Айзавл) 30 января 1890 года. Они подчинили себе все основные вождества, захватили вождей и навсегда укрепились в Айзале и Лунглей, как административные центры. [ 12 ] [ 15 ] [ 17 ] [ 18 ]
Лушай Хиллз
[ редактировать ]Холмы Лушай были официально объявлены частью Британской Индии указом в 1895 году. Северные и южные холмы были объединены в район Холмов Лушай в 1898 году со штаб-квартирой в Айзоле. Процесс консолидации британской администрации на территории Ассама, где доминируют племена, начался в 1919 году, когда Лушай-Хиллз, наряду с некоторыми другими горными районами, был объявлен «отсталым районом» в соответствии с Законом о правительстве Индии 1919 года . Племенные районы Ассама, включая Лушай-Хиллз, были объявлены «исключенной территорией» в 1935 году. Именно во время британского режима политическое пробуждение среди мизо в Лушай-Хиллз начало формировать первую политическую партию, Союз простых людей Мизо, который был сформирован 9 Апрель 1946 года. Позднее партия была переименована в Союз Мизо . По мере приближения дня независимости Учредительное собрание Индии создало консультативный комитет для решения вопросов, касающихся меньшинств и членов племени. Подкомитет под председательством Гопинатха Бордолоя. был создан для консультирования Учредительного собрания по делам племен на Северо-Востоке. Союз Мизо представил резолюцию этого подкомитета с требованием включения всех населенных мизо территорий, прилегающих к холмам Лушай. Однако новая партия под названием Объединенная организация свободы мизо (UMFO) выступила с требованием, чтобы Лушай Хиллз присоединился к Бирме после обретения независимости . [ 19 ]
Христианство и образование
[ редактировать ]Предки Мизо не имели письменности и в религиозном плане поклонялись природе и почитали природные явления. Первым миссионером, приехавшим в Лушай-Хиллз, был преподобный Уильям Уильямс , валлийский миссионер, который в то время работал в Хаси-Хиллз (ныне Мегхалая ). Однако он приехал только с следственным визитом на неделю в марте 1891 года. [ 20 ] [ 21 ] 11 января 1894 года Ф. В. Сэвидж и Дж. Х. Лоррен по заказу Артингтонской миссии аборигенов прибыли в Эйзол. Это ознаменовало зарождение формального образования и христианства в Мизораме. Они разбили лагерь в Тингпуи Хуан Тланг, Чандмари («Чайный Граден»), позже названном Холмом Макдональда, Заркаут. Они сразу же приступили к созданию алфавитов мизо на основе латиницы . Всего через два с половиной месяца Сэвидж открыл первую школу 1 апреля 1894 года. Их первыми и единственными учениками были Суака и Тангпхунга. [ 22 ] Они перевели и опубликовали Евангелия от Луки и Иоанна и Деяния апостолов . Они также подготовили «Грамматику и словарь языка лушай (диалект дулиен), которые опубликовали в 1898 году и стали основой языка мизо. [ 23 ] В 1903 году Лондонское баптистское миссионерское общество (BMS) основало баптистскую церковь, отправив Лоррена и Сэвиджа в Серкаун , недалеко от Лунглея. Оттуда они расширили церковь, образование и здравоохранение. [ 24 ] Преподобный Реджинальд Артур Лоррен, младший брат преподобного Дж. Х. Лоррена и основатель Евангелической церкви Маралэнда, был первым миссионером-первопроходцем среди народа мара на южной окраине холмов Лушай. Он вошел в Мараланд (ныне включает южную оконечность Мизорама и прилегающий к нему штат Чин в Бирме ) и поселился в деревне Серкаур (Сайкао) 26 сентября 1907 года. Лоррен создал алфавиты, подготовил Библию и учебники в Маре. [ 25 ] Благодаря его миссии задача евангелизации и просвещения масс народа Мизо была завершена. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
Совет автономного округа
[ редактировать ]По предложению подкомитета Бордолоя определенная степень автономии была принята правительством и закреплена в Шести приложениях Конституции Индии. Совет автономного округа Лушай -Хиллз возник в 1952 году, после чего формирование этих органов привело к отмене вождей в обществе Мизо. Однако автономия лишь частично отвечала чаяниям мизо. Представители окружного совета и Союза мизо , где доминируют мизо, обратились в Комиссию по реорганизации штатов (SRC) в 1954 году с просьбой объединить районы Трипуры и Манипура с их окружным советом в Ассаме. Вожди племен на северо-востоке были крайне недовольны рекомендациями SRC. Они встретились в Айзауле в 1955 году, сформировали новую политическую партию, Союз племен Восточной Индии (EITU), и выдвинули требование создания отдельного штата, включающего все горные районы Ассама. Союз Мизо раскололся, и отколовшаяся фракция присоединилась к EITU. К этому времени UMFO также присоединился к EITU, и тогда понимание проблем холмов министерством Чулиха и требование EITU о создании отдельного штата холмов были отложены. [ 29 ]
Маутамский голод
[ редактировать ]В 1959 году Мизо-Хиллз был опустошен великим голодом, известным в истории Мизо как « Голод Маутама ». [ 30 ] Причиной голода было цветение бамбука , что привело к резкому увеличению популяции крыс. Это привело к массовому уничтожению продовольственных запасов и посевов. Несколько человек умерло от голода. Ранее, в 1955 году, было создано Культурное общество Мизо, Пу Лалденга секретарем которого стал . В марте 1960 года название Культурного общества Мизо было изменено на «Фронт Маутам» для борьбы с голодом. В сентябре 1960 года Общество приняло название Национальный фронт голода Мизо (MNFF). MNFF приобрел значительную популярность, поскольку большое количество молодежи Мизо помогало доставлять рис и другие товары первой необходимости во внутренние деревни. [ 31 ]
Повстанческое движение
[ редактировать ]После восстановления после катастрофы 22 октября 1961 года Национальный фронт голода Мизо был преобразован в новую политическую организацию, Национальный фронт Мизо (МФН). Указанной целью была суверенная независимость Большого Мизорама. Он прибег к вооруженному восстанию, подняв восстание против правительства 28 февраля 1966 года, напав на правительственные объекты в Айзауле, Лунглее, Чонгте , Чхимлуанге и других местах. В Эйзоле 5 и 6 марта 1966 года правительство Индии бомбило город Эйзол истребителями Туфани и Хантер Джет. [ 32 ] это был первый раз, когда Индия использовала свои военно-воздушные силы для подавления любого рода движений среди своих граждан. [ 33 ] «На следующий день произошла более мощная бомбардировка, продолжавшаяся несколько часов, в результате которой большинство домов в районах Даурпуи и Чхингавенг превратились в пепел», - вспоминает 62-летний Ротангпуйа в Айзоле. [ 34 ] Национальный фронт Мизо был объявлен вне закона в 1967 году, и требования государственности возросли. Делегация районного совета Мизо встретилась с премьер-министром Индирой Ганди в мае 1971 года и потребовала полноценной государственности для Мизорама. Индийское правительство предложило превратить холмы Мизо в Союзную территорию (ЮТ) в июле 1971 года. 21 января 1972 года было сделано официальное заявление ЮТ под названием Мизорам. Мизораму было выделено два места в парламенте : по одному в Лок Сабхе и Раджья Сабхе . [ 35 ]
Рождение государства Мизорам
[ редактировать ]Избрание Раджива Ганди на пост премьер-министра Индии в 1984 году ознаменовало начало новой эры в индийской политике . Лалденга встретился с премьер-министром 15 февраля 1985 года. Условия переговоров были согласованы между двумя сторонами. мирное соглашение (официальный документ под названием « урегулировании правительством Союза было подписано соглашение, 1986 г., Меморандум об Мизорамское Мизорамское Таким образом, 30 июня 1986 года между Национальным фронтом Мизо и »). правительства и Лалхама, главный секретарь Мизорама. [ 36 ] Государственность была предварительным условием соглашения, благодаря которому Мизорам стал федеральным штатом Индии 20 февраля 1987 года. [ 37 ] [ 38 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Зама, Маргарет. «Мизо Фольклор » .indianfolklore.org . Получено 17 августа.
- ^ Джоши, Харговинд (2005). История Мизорама, прошлое и настоящее . Публикации Миттала. ISBN 9788170999973 . Проверено 17 августа 2012 г.
- ^ Вумсон (1987). История Зо (PDF ) Айзол, Индия: Вумсон Получено 17 августа.
- ^ Нажмите «Загрузить», чтобы сохранить Awmtea Leo Khiangte mp3 youtube com. «Нация Мизо » mi(sin).com . Получено 23 января.
- ^ Бхатт, Южная Каролина; Бхаргава, Гопал К., ред. (2005). Мизорам . Земля и население индийских штатов и союзных территорий. Дели: Публикации Калпаза. стр. 13–35. ISBN 9788178353562 .
- ^ Лиан Х. Сакхонг (2003). В поисках чинской идентичности: исследование религии, политики и этнической принадлежности . Национальный институт азиатских исследований. ISBN 9780700717644 .
- ^ К. Нунтара (1996). Мизорам: Общество и политика . Издательская компания Инд.
- ^ Чатерджи, Сухас (1995). Вожди Мизо и вождество . Публикации доктора медицинских наук. ISBN 9788185880723 .
- ^ Т. Ротанг (2006). История, религия и культура Северо-Восточной Индии Иша Книги. ISBN 978-81-8205-178-2 .
- ^ Стром, Донна (1 июля 1980 г.). «Изменение христианства и культуры среди мизорамов». Миссиология: международный обзор . 8 (3): 307–317. дои : 10.1177/009182968000800304 . S2CID 145307476 .
- ^ Лалсангкима Пачуау (2006). «Мизо «Религия» в переходный период» Миссиология 34 (1): 41–57. дои : 10.1177/009182960603400105 . S2CID 133021703 .
- ^ Jump up to: а б Бертрам Саусмарес Кэри; Генри Ньюман Так (1896). Чин-Хиллз: история нашего народа . Суперинтендант правительственной типографии, Бирма.
- ^ Хлуна, СП (2003). Хмар Биал История миссионерской деятельности Мизорам Айзол, Индия: Литературно-издательский совет Синода.
- ^ Дж. Мейрион Ллойд (1991). История церкви в Мизораме: Жатва на холмах . Синодальная издательская коллегия.
- ^ Jump up to: а б «Глава 1. Ужасающие соплеменники холмов Мизо» . www.mizostory.org . История Мизо. Архивировано из оригинала 13 октября 2016 года . Проверено 18 января 2014 г.
- ^ Чамфай (25 сентября 2009 г.). «БИОГРАФИЯ МЭРИ ВИНЧЕСТЕР – Не пишите» [БИОГРАФИЯ МЭРИ ВИНЧЕСТЕР – Ее автобиография] (на английском языке). Кан Лунгхам Чампхай Получено 20 января.
- ^ А. Тханглура (1988). Михранг и Сахранг Айзол, Индия: Селф. стр. 100-1 стр. 81–85, 93–96.
- ^ Левин Т.Х. Полковник (2007) [1912]. Муха на колесе: или как я помогал управлять Индией . Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 2656–290.
- ^ Чатерджи, Сухас (1985). Мизорам под властью Великобритании . Публикация Миттала. п. 225.
- ^ «Страница 2: Уильям Уильямс посещает холмы Мизо» . История Мизо . Проверено 20 января 2014 г.
- ^ ПимПом (13 февраля 2012 г.). «Преподобный Уильям Уильямс и ранняя история Мизорама» [Преп. Уильям Уильямс и его ранние работы] (на английском языке). mi(sin).com . Получено 20 сентября.
- ^ Суреш К. Шарма (2006). Документы по Северо-Восточной Индии: Мизорам . Публикации Миттала. стр. 63–64. ISBN 9788183240864 .
- ^ Лоррен и Сэвидж 1898 г. Мировой атлас языковых структур в Интернете. 1898 год . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ БМС. «Мизорам» . Всемирная миссия BMS. Архивировано из оригинала 15 января 2014 года . Проверено 22 января 2014 г.
- ^ К. Робин (2008). «Лакеры в Мизораме» . В Джагадиш К. Патнаик (ред.). Мирзорам, Измерения и перспективы: общество, экономика и политика . Нью-Дели: Концептуальный паб. Ко, стр. 325–327. ISBN 9788180695148 .
- ^ «ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ МАРА» . Евангелическая церковь Мара . Проверено 22 января 2014 г.
- ^ «Мара Евангелическая церковь» . Всемирный совет церквей. Январь 2001 года . Проверено 22 января 2014 г.
- ^ «КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВАНГЕЛИЧСКОЙ ЦЕРКВИ МАРАЛАНД» . Евангелическая церковь Мараланда. Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Проверено 22 января 2014 г.
- ^ Дж. Зорема (2007). Косвенное правление в Мизораме 1890-1954 гг . Публикации Митты.
- ^ «Маутам, цветы голода» . Индийский экспресс . Проверено 17 августа 2012 г.
- ^ Джагдиш, Патнаик (2008). Мизорам, Измерения и перспективы: общество, экономика и политика . Концептуальное издательство. ISBN 9788180695148 .
- ^ Санджив Миглани (19 апреля 2010 г.). «Бомбардировка собственного народа: использование авиации в Южной Азии» . Рейтер . Архивировано из оригинала 22 апреля 2010 года . Проверено 14 октября 2010 г.
- ^ Лалчунгнунга (1994). Политика Мизорама в области регионализма и национальной интеграции . Издательство «Релианс».
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 17 августа 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Баруа, Санджиб (2007). Прочное расстройство: понимание политики Северо-Восточной Индии . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Чатерджи, Сухас. Создание Мизорама: Роль Лалденги, Том 2 . Публикация МД.
- ^ Нунтара, К. (1996). Мизорам: общество и государство (1-е изд.). Нью-Дели: Indus Publ. Ко, стр. 290–293. ISBN 978-81-7387-059-0 .
- ^ Чаттерджи, Сухас (1994). Создание Мизорама: роль Лалденги (изд. Двухтомников). Нью-Дели: Публикации MD. стр. 320–324. ISBN 978-81-85880-38-9 .