Jump to content

Куки люди

Статья с расширенной защитой

Куки люди
Женщина Куки
Регионы со значительной численностью населения
 Индия Не указано
 Мьянма Не указано
 Бангладеш Не указано
Языки
Куки-чинские языки
Религия
Преимущественно христианство ( баптистское ); исторически анимизм со значительными меньшинствами после анимизма , иудаизма ( Бней Менаше ) и ислама. [1]
Родственные этнические группы
Чины   · Халамы   · Мизос   · Зомис   · Другие ( Карбис , Наги , Мейтеи , Качины )
Приблизительная площадь территории, традиционно заселенной народом куки.

Народ Куки — этническая группа, проживающая в северо-восточных индийских штатах Манипур , Нагаленд , Ассам , Мегхалая , Трипура и Мизорам . [2] а также соседние страны Бангладеш и Мьянма . [3] Куки образуют одну из крупнейших общин горных племен в этом регионе. На северо-востоке Индии они присутствуют во всех штатах, кроме Аруначал-Прадеша . [4] [5] Народ чин в Мьянме и народ мизо в Мизораме — родственные племена куки. В совокупности их называют людьми Зо .

Около пятидесяти племен народа куки в Индии признаны зарегистрированными племенами Индии. [6] на основе диалекта, на котором говорит эта конкретная община куки, а также региона их происхождения.

Имя

Термин «Куки» является экзонимом : он использовался бенгальцами для обозначения племен, населяющих Паткай-Аракан Йомас , восточное продолжение Гималаев, пролегающее с севера на юг между Индией и Мьянмой. [7] Этот термин встречается в хрониках Трипура времен правления Дханья Маникьи ( годы правления 1490–1515 ) и довольно регулярно после него. [8] Тибетский буддийский писатель Таранатха (1575–1634) написал описание страны Куки ( Ко-ки ), включив в нее почти всю северо-восточную Индию. [9] Этот термин также встречается в традиционных гимнах Мэйтей , где царь Куки восхваляется вместе с королем Мэйтей. [10]

Этот термин вошел в употребление британцев в 1777 году, когда вождь Читтагонга обратился к британскому генерал-губернатору Уоррену Гастингсу за помощью в борьбе с набегами куки с холмов. [11] [12]

называли « чинами » (в оригинальном бирманском написании они писались «хьянги»). Эту же группу племен бирманцы [13] [14] Британцы также использовали термин «лушай» для обозначения племен, населяющих регион холмов Лушай к югу и юго-западу от Манипура (современный Мизорам , а также штат Чин ).

Со временем британцы стали отличать племена, ныне называемые «кукис», от оставшихся «лушайцев». В отчете разведывательного управления за 1907 год среди кукисов были перечислены племена Ральте , Пайте , Таду , Лахер , Хмар и Пои . В нем говорилось, что каждое из этих племен имело свой язык, и эти языки были непонятны «лушайцам». [15]

Манипури использовали термин « Хонгджай ». [а] для обозначения племен к югу и юго-западу от долины Импхал , [16] использование засвидетельствовано с 1508 года. [17] Судя по всему, это был географический термин. [б] Племена «старых куки» в Манипуре назывались по индивидуальным именам, которые также имели частично географическое происхождение.

Некоторые племена куки и чин отвергают оба этих термина как имеющие колониальное происхождение и используют самоназвание « Дзо », которое является общим термином, имеющим варианты в большинстве диалектов куки-чин. слово « Зоми » (что означает «люди Зо»). Также используется [19] [20]

В 2023 году среди племен Куки Манипура, похоже, сложился консенсус относительно использования составного термина Куки-Зо для обозначения себя. [21] [22]

История

Ранняя история

Этнолог К. А. Сопитт утверждал, что племена куки, должно быть, поселились в регионе к западу от реки Иравади еще до XI века, основываясь на том факте, что у них не было следов буддизма, который к тому времени уже был распространен в Бирме. [23] [24] Он сгруппировал племена Куки в два широких класса: Хрангхол вместе с соплеменником Биатэ в одном классе и Чангсан вместе с соплеменником Тадо в другом классе. Каждый из них группировался с несколькими подтрибами. [25] Сопитт предположил, что к 16 веку хрангхолы и биате населяли регион холмов Лушай (в настоящее время разделенный между Мизорамом и штатом Чин ). Он считал, что они были вытеснены Чангсаном, который двинулся с востока вместе с Тадо, вынудив их перебраться на холмы Северный Качар , Манипур и Трипуру . Кроме того, считалось, что объединение Чангсан-Тадоу, в свою очередь, было вытеснено новыми племенами в 19 веке, а затем следовало по тем же маршрутам, что и более ранние племена. Первые две группы британские администраторы называли « Старые Кукис» и «Новые Кукис» , что не получило одобрения Сопитта. [26] Современные ученые также не одобряют терминологию «старых кукисов» и «новых кукисов», но оказывается, что эти две группы следовали разными путями миграции и, таким образом, развили значительные культурные различия. [27]

Согласно переписи 1881 года, куки насчитывали 20 000 на холмах Северный Качар (современный район Дима Хасао ), 15 000 на холмах Нага (современный Нагаленд ), 30 000–40 000 в Манипуре и 6 000 в Типпере ( Трипура). ). Кроме того, на равнинах Качара проживало 6000 человек. [28] В «Справочнике Манипура» (1886 г.), основанном на той же переписи, отмечено, что куки Манипура состоят примерно из 8 000 «старых куки» и 17 000 «новых куки». [29] После этой даты границы Манипура были расширены, включив в них населенные куки южные части нынешних районов Чурачандпур и Чандел , что привело к добавлению новых популяций куки к штату Манипур. [с] Во время восстания Куки 1917–1919 годов численность куки в Манипуре оценивалась в 40 000 человек. [31]

Манипур

Чейтарол Кумбаба , придворная хроника царей Манипура, упоминает различные племена и кланы Куки, начиная с 1404 года. [17] Самое крупное из племен куки, Тадоус , жило на южных холмах современного Манипура, который большую часть исторического периода был неуправляемой территорией. [32] Манипури называли их «хонгджайцами». [д] [33] [34] Название, по-видимому, было основано на деревне под названием «Хонгчай» в долине реки Туйпуй. [и] с окружающими холмами, также называемыми холмами Кхонгджай. Правитель Манипура Чинг-Танг Хомба (также известный как Бхагьячандра и Джай Сингх) объявил войну этому региону в 1786 году и подчинил вождя Куки в центральной деревне. [18] [35] Другие регионы южных холмов оставались относительно нетронутыми до 1894 года, когда британцы определили границу штата Манипур, включив в нее южные холмы. [36]

Термин «куки» для обозначения этих племен был введен британцами в 1820-х годах. К 1850-м годам они импортировали терминологию «Новые Куки» для племен Хонджай и «Старые Куки» для других племен Куки, таких как Ком и Аймол . [18] Ученые Kuki Research Forum считают эту терминологию вводящей в заблуждение, поскольку исторические данные не оправдывают такого прогресса во времени. [17]

Показания британцев относительно Кукиса в Манипуре были неоднозначными. Британский комиссар Пембертон писал в 1835 году, что Хонгджайцы простираются вдоль холмов от юга долины Манипура до гор Аракан . [37] Британские жители Уильям Маккалок (1844–1863) и полковник Джонстон (1877–1886) писали, что Хонгджайс долгое время были подданными Манипура, но «новые иммигранты» из них прибыли между 1830 и 1840 годами. Они «хлынули в горные массивы». «В массовом порядке, по словам жителей, отгоняют пожилых жителей. Жители считали, что эти хонгджайцы были изгнаны на север более сильными племенами с юга и, следовательно, расселились по всей долине Импхал. [38] [39]

Ученый Пум Хан Пау отмечает, что примерно в 1830 году, когда британцы основали политическое агентство в Манипуре, территория к югу от современного Манипура ( поселки Тонзанг и Тедим современного штата Чин ) стала свидетелем прихода к власти могущественного Сукте вождя . под названием Хан Туам. Вместе со своим сыном Кам Хау он приступил к территориальной экспансии, оттесняя менее могущественные племена к границе Манипура. Но многие соплеменники также подчинялись суктам, платили дань и участвовали в процессе расширения. В этот период произошло множество набегов с юга на границу Манипура, которая примерно соответствовала южной границе долины Манипура. [40] Популярная народная песня резюмировала позицию Хана Туама: [41]

То, чем я управляю, простирается до Манипура на севере и заканчивается в Фаламе на юге;
Манипур на севере и Фалам на юге, я — тигр посередине.

После смерти Хана Туама его владения были разделены между его старшим сыном Кам Хау, базирующимся в Муальпи , и младшим сыном За Пау, базирующимся в Тедиме . Объединенное племя получило название «Камхау-Сукте» и стало «одной из самых грозных сил в Манипуре, холмах Лушай и долине Кале-Кабав». [42]

Владения племен Камхау-Сукте простирались до юга долины Манипура, охватывая большую часть современных районов Чурачандпур и Чандел , оттесняя племена в этих районах дальше на север. Их движение угрожало племенам нагов на севере, в частности кабуи к западу от долины Манипура. Маккалок организовал линию поселений Куки к югу от их территории в качестве буфера и вооружил поселенцев. Эти деревни стали известны как «деревни сипаев». [43] [44] По словам Маккаллоха, деревни сипаев также были созданы вдоль южной границы долины Манипура. [45]

По мнению современных ученых, британские администраторы придавали слишком большое значение «миграции куки с юга», поскольку у них не было достаточных знаний о куки, уже присутствовавших на холмах Манипура. [46] Кроме того, некоторые из более крупных племен, таких как Тадус , как говорят, были коренными жителями южных холмов (районы Чурачандпур и Чандел), которые позже были добавлены к территории Манипура в 1890-х годах. [32]

Важной вехой в истории народа куки стал приход миссионеров и распространение среди них христианства. Миссионерская деятельность имела значительные социальные, культурные и политические последствия, а принятие христианства ознаменовало отход от традиционной религии народов куки, а также от их исконных обычаев и традиций. Распространение английского образования познакомило народ Куки с «современной эпохой». Уильям Петтигрю , первый иностранный миссионер, приехал в Манипур 6 февраля 1894 года и был спонсирован Союзом американских баптистских миссий . Он вместе с доктором Крозье работал на севере и северо-востоке Манипура. На юге Уоткинс Роберт из Уэльской пресвитерской миссии организовал в 1913 году Индо-Бирманскую пионерскую миссию Таду-Куки. Чтобы иметь более широкий охват, в 1924 году название миссии было изменено на Генеральную миссию Северо-Восточной Индии (NEIGM). [47]

Первым сопротивлением британской гегемонии со стороны народа куки было восстание куки 1917–1919 годов , также известное как англо-кукиская война, после которого их территория была порабощена британцами. [48] До своего поражения в 1919 году куки были независимым народом, управляемым своими вождями. Добаши, Ленгжан Куки, был признан ответственным за предотвращение присоединения куки с холмов Нага к восстанию куки в Манипуре. [49]

Во время Второй мировой войны, видя возможность восстановить независимость, куки сражались на стороне Императорской японской армии и Индийской национальной армии под предводительством Субхаса Чандры Боса, но успех союзных войск над группой Оси разбил их надежды. [50]

Трипура

31 января 1860 года Куки Рианг возглавил кукис Хилла Типпера в набеге на равнины Чхагалнайя (тогда находившиеся под управлением королевства Твипра ), населенные этническими бенгальцами и британскими офицерами. [51] Куки разграбили территорию Бахшганджа и убили Камала Поддара из Басантпура. Затем они продолжили приставать к женщинам Поддара, пока Гуна Гази и Джакимал не начали против них войну в деревне Кулапара. Пока куки похитили 700 женщин, Мунши Абдул Али сообщил британским властям о зверствах. 185 британцев были убиты, 100 из них похищены, а куки оставались на равнинах один или два дня. В конце концов британские войска и полицейские были отправлены из Ноахали , Типперы (Комиллы) и Читтагонга, чтобы подавить их, но куки уже бежали в джунгли княжеского государства и больше никогда не возвращались в Чхагалнайю. [52]

Постколониальная история

Приказ о Конституции (зарегистрированные племена) (Часть C штатов) 1951 года включал «любое племя куки», «любое племя лушай» и «любое племя наг» (как общие термины).среди зарегистрированных племен в Ассаме, Манипуре и Трипуре. В классификации «любых куки» числилось 39 подплемён/кланов. [53] [54] [55] По переписи 1951 года численность населения куки в Манипуре составила 69 855 человек, в Ассаме - 18 200 человек. [ф] и это в Трипуре - 3428 человек. [31]

21 племя Куки Манипура (согласно номенклатуре, использовавшейся во времена британской колонии) собрались вместе в 1948 году, чтобы сформировать организацию под названием Компания Куки . Они также внесли свой вклад в строительство гостиницы «Куки Инн» в Импхале, которая будет служить офисом организации. Вскоре после этого возникли разногласия по поводу использования языка Таду в деятельности организации. [г] В результате почти все племена, кроме Тадо, покинули Компанию Куки и сформировали отдельный Союз Кхулов . [56] В 1950-х годах десять племен Старых Куки изменили свою принадлежность на «Нага», по инициативе Тангхулов . [час] Семь племен Нью-Куки в конечном итоге приняли идентичность Зоми в 1990-х годах. [58]

В 1950-х годах, когда Комиссия Кака Калелкара посетила Манипур, племена Куки и Нага предприняли согласованную попытку выделить каждое племя отдельно в список Ордена племен Списка. Следовательно, в 1956 году такие общие термины, как «любые куки» и «любые наги», были удалены, и 29 племен Манипура были перечислены индивидуально. Эта редакция полностью исключила другие племена, не внесенные в список, из списка зарегистрированных племен. В 2003 году в список был вновь добавлен термин «любые племена куки». [53] [54] [55]

Культуры и традиции

Земля кукисов имеет ряд обычаев и традиций .

Приглашать

Саум, общественный центр для мальчиков, был центром обучения, в котором Саум-упа (старейшина) вел обучение, а Саум-ну занимался домашними делами, такими как расчесывание волос мальчика, стирка одежды и пошив одежды. кровати. Лучших студентов рекомендовали на службу королю или вождю, и в конечном итоге они получали должности Семанга и Пачонга (министров) при дворе или галламкая (вождей, воинов) в армии. [59]

Естественно

Лоум (традиционный тип молодежного клуба) представлял собой учреждение, в котором мальчики и девочки занимались общественной деятельностью на благо человека и общества. Это было еще одно учебное заведение. В каждом Лоуме есть Лаум-упа (старший член), Толлай-пао (надзиратель или суперинтендант) и Лаум-тангво (помощник суперинтенданта). Помимо того, что институт Закона был источником традиционного обучения, он также способствовал передаче как технических, так и практических знаний своим членам, особенно в отношении конкретных методов ведения сельского хозяйства , охоты , рыбалки и спортивных мероприятий, таких как Кунг-Кал ( прыжки в высоту, особенно через выбранный митхун ), Канг Кап , Канчхой Кап (лучшая игра), Сухтумхау (метание копья с использованием тяжелого деревянного орудия для растирания шелухи) и Со'нгсе (толкание ядра). [59]

Лаум также был центром, где молодые люди Куки учились дисциплине и социальному этикету. После сезона сбора урожая встреча Лаума отмечается Лаум -селом , и в ознаменование воздвигается колонна. Мероприятие сопровождается танцами и распитием рисового пива, которое иногда продолжается днями и ночами. [ нужна ссылка ]

Законы и правительство

Управление

Что касается управления, Семанг (кабинет) - это ежегодное собрание деревенской общины Куки, проводимое в резиденции вождя, представляет Инпи (Собрание). На таком собрании вождь, его семанг и пачонг (члены кабинета и помощники Инпи), а также все главы семей деревни собираются для обсуждения и решения вопросов, касающихся деревни и общины. [60]

Религии

До обращения в христианство в начале 20 века валлийскими баптистскими миссионерами народы чин, куки и мизо были анимистами ; среди их практик была ритуальная охота за головами . [61] Христианские миссионеры прибыли в Манипур в конце 19 века, но еще не вторглись в племенные районы. Победа британцев в англо-кукиской войне 1917–1919 годов открыла сознание куки христианскому Богу британцев, которого считали победителем. Это привело их к быстрому обращению в христианство. Обращение в христианство изменило их идеи, менталитет и социальную практику за счет их традиций и обычаев. [62] Большинство куки сейчас являются христианами , причем большинство из них принадлежат к протестантским конфессиям, особенно баптистам . [63] [ нужен лучший источник ]

С конца 20-го века некоторые из этих народов начали следовать мессианскому иудаизму . Бней Менаше ( ивр . בני מנשה , «Сыновья Менаше небольшая группа в северо-восточных пограничных штатах Индии Манипур ») — и Мизорам ; с конца 20 века они заявляют о своем происхождении от одного из потерянных колен Израиля и приняли практику иудаизма. [64] Бней-Менаше состоят из народов мизо , куки и чин , которые все говорят на тибето-бирманских языках и чьи предки мигрировали в северо-восточную Индию из Бирмы в основном в 17 и 18 веках. [65] их называют Чин В Бирме . В конце 20-го века израильский раввин, расследующий их заявления, назвал их Бней Менаше, основываясь на их рассказе о происхождении от Менассии . Из 3,7 миллионов человек, проживающих в этих двух северо-восточных штатах, только около 9 тысяч принадлежат к Бней-Менаше, несколько тысяч эмигрировали в Израиль. Некоторые поддержали другие движения за отделение от Индии. [ нужна ссылка ]

Из-за непосредственной близости к Бенгалии с мусульманским большинством также возникла мусульманская община куки. Говорят, что они являются потомками мужчин куки, которые женились на бенгальских мусульманках , причем для этого отношения требуется, чтобы муж был мусульманином. В основном они сосредоточены вокруг деревни Северный Чандрапур в городе Удайпур в Трипури . Среди известных мусульман Куки - Хирод Али Сардар из Чандрапура и Али Миа из Сонамуры . [66] Сообщество подвергалось презрению со стороны других куки. [67]

См. также

Примечания

  1. ^ Альтернативные варианты написания: Хонгчай и Хонгсай .
  2. Другие куки упоминались в Манипурских хрониках как «Тахены» (Трипури), «Техао» (ассамцы) и «Сайтоны» (населяющие холмы Сайтона). [18]
  3. ^ Южная часть районов Чурачандпур и Чандел была присоединена к Манипуру в 1894 году во время пограничного поселения Манипур-Чин-Хиллз. [30]
  4. ^ «Хонджай» — британское написание имени. Манипури писали его как «Хонгчай», а куки — как «Хонгсай». [18]
  5. Судя по описанию, деревня, скорее всего, находилась в окрестностях современного Лэйянпхая, на Национальном шоссе 2 .
  6. В состав штата Ассам 1951 года входили современные штаты Мегхалая , Мизорам и Нагаленд .
  7. ^ Тадоус составляют самое большое племя куки в Манипуре, составляющее 7,6% населения в 2011 году. Все остальные племена новых куки вместе составляют 8,1%, а племена старых куки составляют 3,6%.
  8. ^ Десять племен: Анал, Чоте, Койрао, Ламканг, Маринг, Мойон, Монсанг, Пурум и Тарао. [57]

Ссылки

  1. Сайед Аян Моджиб, Кто такие куки и митеи, враждующие племена в Манипуре , The Statesman (Калькутта), 2 июня 2023 г.
  2. ^ «Мизо | люди» . Британская энциклопедия . Проверено 21 апреля 2021 г.
  3. ^ «Взгляд на коренные племена Мьянмы и потерянное колено Израиля (Часть 1)» .
  4. ^ Пау, Индо-Бирманская граница (2019) , стр. 14.
  5. ^ Т. Хаокип, «Племена куки Мегхалаи: исследование их социально-политических проблем», в SR Padhi (ред.). Текущая ситуация в племенах: стратегии планирования, благосостояния и устойчивого развития . Дели: Публикации Мангалама, 2013, стр. 85.
  6. ^ «Алфавитный список зарегистрированных племен Индии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 апреля 2012 года.
  7. ^ Отделение разведки, Пограничные и заморские экспедиции , Том. 4 (1907) , с. 235: «Начиная с периода, о котором нам известно, холмы Лушай были заселены племенами, известными бенгальцам как куки».
  8. ^ Лунминтанг, Переосмысление политической истории Северо-Восточной Индии (2016) , стр. 72–73.
  9. ^ Лунминтанг, Переосмысление политической истории Северо-Восточной Индии (2016) , стр. 77–78.
  10. ^ Лунминтанг, Переосмысление политической истории Северо-Восточной Индии (2016) , с. 74.
  11. ^ Отделение разведки, Пограничные и заморские экспедиции , Том. 4 (1907) , с. 235.
  12. ^ С.Р. Торинг (2010). Насилие и идентичность в Северо-Восточной Индии: конфликт Нага-Куки . Публикации Миттала. стр. 8–9. ISBN  978-81-8324-344-5 .
  13. ^ Хаокип, Конфликт куки-байтов (2007) , стр. 187 .
  14. ^ Go, Zo Chronicles (2008) , с. 182: [Цитируя Г. А. Грирсона] «Чин — бирманское слово, обозначающее различные горные племена, живущие в стране между Бирмой и провинциями Ассам и Бенгалия. [Оно] пишется и диалектически [произносится] Кхьянг .».
  15. ^ Отделение разведки, Пограничные и заморские экспедиции , Том. 4 (1907) , стр. 232–233.
  16. ^ Пау, Индо-Бирманская граница (2019) , стр. 53: «Родственные племена, занимавшие обширные участки земли к югу от долины Манипура, колониальные правители широко называли куки, а Мэйтей - «хонгджай».
  17. ^ Перейти обратно: а б с Исследовательский форум Куки об объективном историческом положении куки в Манипуре , 25 мая 2022 г. «Сравнение первого появления названий разных племен в Чейтароле самоочевидно. Например, термин Маринг впервые появился в 1302 году, Танкуны (Тангхулы) в 1404 г., Койренги в 1404 г., Кьянги (Чины) в 1467 г., Хонгджай в 1508 г., Сайрем в 1523 г., Тахен (Трипура) в 1533 г., Теххао (Ассам) в 1536 г., Анан/Нампху в 1559 г., Саканг в 1562 г., Ламканг в 1570 г., Капуи (Кабуи) в 1573 г., Майон (Муйон) в 1580 г., Марам в 1583 г., Монсанг в 1595 г., Чоте в 1597 г., Ланглонг (Ранглонг) в 1603 г., Пурум в 1608 г., Черой в 1641 г., Харам в 1672 г., Ааймон ( упоминание о «Хонджае» в 1503 году » . Аймол) в 1678 году и так далее. Особо следует отметить
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Исследовательский форум куки, посвященный объективному историческому положению куки в Манипуре , 25 мая 2022 г.
  19. ^ Пау, Индо-бирманская граница (2019) , стр. 14–15: «Лингвистически все эти скопления племен принадлежат к группе куки-чин тибето-бирманской семьи (Грирсон 1904: 1), а этнологически они принадлежат к та же этническая группа, называемая Зо, общий термин и единственный всеобъемлющий термин для так называемых народов Чин, Куки и Лушай... Сегодня многие из этих племен обитают в Манипуре и на холмах Лушай (Мизорам) в качестве своих поселения были разграничены колониальными и постколониальными границами. Они обычно идентифицируют себя как Зоми, что означает народ Зо.».
  20. ^ Go, Zo Chronicles (2008) , стр.184: «Например. на основании своих выводов Г.А. Грирсон заключает так: «Имя (Чин) не используется самими племенами, которые используют такие титулы, как Зо или Йо и Шо»... Теперь мы обнаруживаем, что слово, похожее на Зо или Йо в его различных формах, обычно используется содержится в названиях почти почти всех племенных или языковых групп Цинь.
  21. Люди Куки-Дзо проводят митинг за отдельную администрацию в Чурачандпуре , The Hindu, 21 июля 2023 г.
  22. ^ 3 Мейтейса, 1 Куки-Дзо убиты; 3 церкви и 29 домов в деревне Куки-Зо сожжены в результате нового конфликта в Манипуре , Ухрул Таймс, 2 июля 2023 г.
  23. ^ Синха, СП (2007). Упущенные возможности: 50 лет повстанческого движения на северо-востоке и ответ Индии . Издательство Лансер. стр. 120–. ISBN  978-81-7062-162-1 .
  24. ^ Сопитт, Краткий отчет о племенах Куки-Лушай (1887) , стр. viii-ix.
  25. ^ Сопитт, Краткий отчет о племенах Куки-Лушай (1887) , стр. 3.
  26. ^ Сопитт, Краткий отчет о племенах Куки-Лушай (1887) , стр. 7–8.
  27. ^ Кипген, Негинпао (октябрь – декабрь 2011 г.), «Этнический конфликт в Индии: пример куки и нагов в Манипуре», Индийский журнал политической науки , 72 (4): 1048, JSTOR   41856539
  28. ^ Сопитт, Краткий отчет о племенах Куки-Лушай (1887) , стр. 1.
  29. ^ Дун, Справочник Манипура (1886) , стр. 32–33.
  30. ^ Пау, Индо-Бирманская граница (2019) , стр. 163–164.
  31. ^ Перейти обратно: а б Хаокип, Голод свирепее пушек (2021) , с. 99.
  32. ^ Перейти обратно: а б Кэри и Так, Чин-Хиллз (1896) , с. 135: «Горцы [Таду], известные как куки или кхонгджайцы, живут большей частью к северу от границы с холмами Чин и на холмистой территории, принадлежащей Манипуру...»
  33. ^ Пау, Индо-Бирманская граница (2019) , стр. 53: «Родственные племена, занимавшие обширные участки земли к югу от долины Манипура, колониальные правители широко называли куки, а мейтей [манипури» называли «хонгджай», термин, который только позже был признан для обозначения нескольких групп или кланов. .».
  34. ^ Дун, Справочник Манипура (1886) , стр. 49: «Еще 32 года назад племенами на юге, контактировавшими с манипури, были хонгджай и ком куки».
  35. ^ Парратт, Судебная хроника, Том. 2 (2009) , стр. 25–26.
  36. ^ Пау, Индо-Бирманская граница (2019) , стр. 161–164.
  37. ^ Пембертон, Отчет о восточной границе (1835 г.) , стр. 15–16: «Из этих [горных племен] главными являются мурамы [марамы], которые занимают территорию между Ассамом и Мунипуром [Манипуром]; Купуи [Кабуи], известные в Бенгалии под именем Наги, которые проживают на нескольких горных хребтах между последней страной и Качаром, и Кхонгджуи [Кхонгджайс], которые под более широко известными именами Кукис [Кукис], Кучунгг, и Кучи простираются от южных границ долины Мунипур до северной границы провинции Арракан [Аракан];...».
  38. ^ Маккалок, Отчет о долине Маннипор (1859) , стр. 55: «Хонгджайцы или Куки [Куки] до недавнего времени занимали холмы к югу от Купуи [Кабуи]. Пока они находились в этом положении, о них было мало или вообще ничего не известно, но они вызывали страх своей численностью и кровавыми нападениями, которые они совершали. иногда к югу от них находились пои, сооте [сукте], таутэ, лоосей [лушаи] и другие племена, лучше вооруженные, чем они, и принадлежащие к тому же роду, что и они сами, но враждовавшие с ними. , они были изгнаны со своих родных холмов, задача которых была облегчена внутренней враждой самих хонгджайцев, и теперь они рассеяны по долине Муннипор, а оттуда через холмы в Северный и Южный Качар».
  39. ^ Джонстон, Мой опыт в Манипуре и холмах Нага (1896) , стр. 25–26: «Куки - это странствующая раса, состоящая из нескольких племен, которые уже давно пришли с юга. Впервые о них услышали как о куки, в Манипуре, между 1830 и 1840 годами, хотя племена одной расы уже давно подчинялись радже Манипура. Новые иммигранты начали вызывать беспокойство примерно в 1845 году и вскоре хлынули в горные районы Манипура в таких количествах, как прогнать многих пожилых жителей... Видя, что куки были изгнаны на север родственными, но более могущественными племенами, и что их первой целью было обеспечить землю для обработки, когда они прибыли, Мак-Каллох поселился, разделив их; им высаживаются в разных местах в зависимости от их численности и там, где их присутствие было бы полезно на открытых границах».
  40. ^ Пау, Индо-Бирманская граница (2019) , стр. 56–57.
  41. ^ Пау, Индо-Бирманская граница (2019) , стр. 57.
  42. ^ Пау, Индо-Бирманская граница (2019) , стр. 58.
  43. ^ Пау, Индо-Бирманская граница (2019) , стр. 59: «Дорога Силхет-Манипур, которая тогда строилась, проходила через территорию Кабуи Нага. Содержание этой дороги во многом зависело от Кабуи, которые чувствовали постоянную угрозу со стороны движения куки на север... Решение Маккалока состояло в том, чтобы посадить линию колоний Куки в качестве буфера для деревень Кабуи».
  44. ^ Дорога Качар-Бишнупур , OpenStreetMap, получено 5 ноября 2023 г. (Эта дорога была частью тогдашней дороги Силхет-Манипур, которая была стратегической для британцев и необходима для переброски войск к границе с Бирмой).
  45. ^ Маккензи, Отношения с горными племенами (1884) , с. 157.
  46. ^ Чонглой, Переосмысление вождя куки (2018) , стр. 488–489: «[Существуют] утверждения колониальных писателей о том, что о куки «впервые услышали в 1830-х и 1840-х годах» (Джонстон, 1896) и как о «мигрантах с юга». (Шекспир, 1912) и заселились в Манипуре, чтобы служить буферной зоной против враждебных племен британских подданных (MacCulloch, 1980). малоизвестные до конца XIX века. О Чахсадах, давным-давно поселившихся в приграничном с Бирмой регионе (Мьянме), стало известно лишь в 1870-х годах (Mackenzie, 2014).».
  47. ^ Хаокип, Тонгхолал (июль – декабрь 2012 г.). «Движения объединения церквей Куки» . Журнал исследований Северо-Восточной Индии . 2 (1): 35.
  48. ^ Гите, Джангкхоманг (23 февраля 2019 г.). «Колониальное насилие и его «маленькие войны»: борьба с «партизанами» Куки во время Великой войны в Северо-Восточной Индии, 1917–1919» . Маленькие войны и восстания . 30 (2): 447–478. дои : 10.1080/09592318.2018.1546369 . ISSN   0959-2318 . S2CID   189972384 .
  49. ^ «Превосходный добаши» . Почта Нагаленда . 17 января 2019 г.
  50. ^ Гите, Джангкхоманг (2010). «Представление местного участия в INA – японской кампании Imphal: случай куки в Манипуре, 1943–45». Индийский исторический обзор . 37 (2): 291–309. дои : 10.1177/037698361003700206 . S2CID   145397505 .
  51. ^ Вебстер, Джон Эдвард (1911). «История» . Справочники округов Восточной Бенгалии и Ассама . Том. 4. Ноахали. Аллахабад : Пионер Пресс. п. 30.
  52. ^ Абдул Карим, Мунши ; Шариф, Ахмед (1960). Хуссейн, Сайед Саджад (ред.). Описательный каталог бенгальских рукописей . Дакка : Азиатское общество Пакистана . п. 74.
  53. ^ Перейти обратно: а б Суан, Переосмысление «племенной» идентичности (2011) , с. 163.
  54. ^ Перейти обратно: а б Силен Хаокип, Какая цена, Двадцать лет мира (2012) , стр. 90.
  55. ^ Перейти обратно: а б Кипген, Этнический конфликт в Индии (2011) , с. 1048.
  56. ^ Хаокип, Конфликт куки-байтов (2007) , стр. 189–190.
  57. ^ Ком, Ч. Сехолал (июнь 2015 г.). «Этнонационализм: конкурирующие микронационалистические инакомыслия в Манипуре». Социальные изменения . 45 (2): 289–307. дои : 10.1177/0049085715574192 . ISSN   0049-0857 . S2CID   147919896 .
  58. ^ Хаокип, Конфликт куки-байтов (2007) , стр. 190.
  59. ^ Перейти обратно: а б Паохохао Хаокп, «Восстановление традиционных ценностей куки с особым упором на лом и сом», в Т. Хаокип (ред.). Куки Северо-Восточной Индии: политика и культура . Нью-Дели: Буквелл, 2013, глава 11.
  60. ^ Т. Лунким, «Традиционная система управления Куки», в Т. Хаокип (ред.). Куки Северо-Восточной Индии: политика и культура . Нью-Дели: Буквелл, 2013, Глава 1.
  61. ^ Ходсон, ТК (1909). «Охота за головами среди горных племен Ассама» . Фольклор . 20 (2): 132–143. дои : 10.1080/0015587X.1909.9719869 . JSTOR   1254109 .
  62. ^ Кипген, Сейкхохао; Хаокип, Тонгхолал (2018). «Держать их под контролем: влияние англо-кукиской войны». В Джангкхоманг Гите (ред.). Англо-кукиская война, 1917–1919: пограничное восстание против империализма во время Первой мировой войны . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-0-429-77494-2 .
  63. ^ "Подбородок" .
  64. ^ Вейль, Шалва. «Двойное обращение среди «детей Менассии»» в книге Георга Пфеффера и Дипака К. Бехеры (редакторы) «Исследования племен современного общества» , Нью-Дели: Концепция, стр. 84–102. 1996 Вейль, Шалва. «Потерянные израильтяне из Северо-Восточной Индии: ретрадиционализация и обращение среди шинлунгов из индо-бирманского приграничья», Антрополог, 2004 . 6 (3): 219–233.
  65. ^ Коммалури, Виджаянанд; Субраманиан, Р; Сагар К., Ананд (7 июля 2005 г.). «Проблемы морфологического анализа языков Северо-Восточной Индии» . Язык в Индии . Проверено 4 марта 2007 г.
  66. ^ Чакраборти, Анджали (2006). «Мусульмане Трипуры: Профиль». Мусульманские женщины в Трипуре: аспекты их статуса, роли, проблемы и перспективы . Институциональный репозиторий НБА (Диссертация). Университет Северной Бенгалии .
  67. ^ Датта, Британская Колумбия (1972). Тридцать лет штата Трипура: подробности Удайпура [ Тридцать лет штата Трипура: подробности Удайпура ] (на бенгали). Правительство Трипуры .

Библиография

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 41f1a75d10212cd575e67df4a903b3ed__1721542740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/41/ed/41f1a75d10212cd575e67df4a903b3ed.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kuki people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)