Куки люди
![]() Женщина Куки | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
![]() | Не указано |
![]() | Не указано |
![]() | Не указано |
Языки | |
Куки-чинские языки | |
Религия | |
Преимущественно христианство ( баптистское ); исторически анимизм со значительными меньшинствами после анимизма , иудаизма ( Бней Менаше ) и ислама. [1] | |
Родственные этнические группы | |
Чины · Халамы · Мизос · Зомис · Другие ( Карбис , Наги , Мейтеи , Качины ) |

Народ Куки — этническая группа, проживающая в северо-восточных индийских штатах Манипур , Нагаленд , Ассам , Мегхалая , Трипура и Мизорам . [2] а также соседние страны Бангладеш и Мьянма . [3] Куки образуют одну из крупнейших общин горных племен в этом регионе. На северо-востоке Индии они присутствуют во всех штатах, кроме Аруначал-Прадеша . [4] [5] Народ чин в Мьянме и народ мизо в Мизораме — родственные племена куки. В совокупности их называют людьми Зо .
Около пятидесяти племен народа куки в Индии признаны зарегистрированными племенами Индии. [6] на основе диалекта, на котором говорит эта конкретная община куки, а также региона их происхождения.
Имя
Термин «Куки» является экзонимом : он использовался бенгальцами для обозначения племен, населяющих Паткай-Аракан Йомас , восточное продолжение Гималаев, пролегающее с севера на юг между Индией и Мьянмой. [7] Этот термин встречается в хрониках Трипура времен правления Дханья Маникьи ( годы правления 1490–1515 ) и довольно регулярно после него. [8] Тибетский буддийский писатель Таранатха (1575–1634) написал описание страны Куки ( Ко-ки ), включив в нее почти всю северо-восточную Индию. [9] Этот термин также встречается в традиционных гимнах Мэйтей , где царь Куки восхваляется вместе с королем Мэйтей. [10]
Этот термин вошел в употребление британцев в 1777 году, когда вождь Читтагонга обратился к британскому генерал-губернатору Уоррену Гастингсу за помощью в борьбе с набегами куки с холмов. [11] [12]
называли « чинами » (в оригинальном бирманском написании они писались «хьянги»). Эту же группу племен бирманцы [13] [14] Британцы также использовали термин «лушай» для обозначения племен, населяющих регион холмов Лушай к югу и юго-западу от Манипура (современный Мизорам , а также штат Чин ).
Со временем британцы стали отличать племена, ныне называемые «кукис», от оставшихся «лушайцев». В отчете разведывательного управления за 1907 год среди кукисов были перечислены племена Ральте , Пайте , Таду , Лахер , Хмар и Пои . В нем говорилось, что каждое из этих племен имело свой язык, и эти языки были непонятны «лушайцам». [15]
Манипури использовали термин « Хонгджай ». [а] для обозначения племен к югу и юго-западу от долины Импхал , [16] использование засвидетельствовано с 1508 года. [17] Судя по всему, это был географический термин. [б] Племена «старых куки» в Манипуре назывались по индивидуальным именам, которые также имели частично географическое происхождение.
Некоторые племена куки и чин отвергают оба этих термина как имеющие колониальное происхождение и используют самоназвание « Дзо », которое является общим термином, имеющим варианты в большинстве диалектов куки-чин. слово « Зоми » (что означает «люди Зо»). Также используется [19] [20]
В 2023 году среди племен Куки Манипура, похоже, сложился консенсус относительно использования составного термина Куки-Зо для обозначения себя. [21] [22]
История
Ранняя история
Этнолог К. А. Сопитт утверждал, что племена куки, должно быть, поселились в регионе к западу от реки Иравади еще до XI века, основываясь на том факте, что у них не было следов буддизма, который к тому времени уже был распространен в Бирме. [23] [24] Он сгруппировал племена Куки в два широких класса: Хрангхол вместе с соплеменником Биатэ в одном классе и Чангсан вместе с соплеменником Тадо в другом классе. Каждый из них группировался с несколькими подтрибами. [25] Сопитт предположил, что к 16 веку хрангхолы и биате населяли регион холмов Лушай (в настоящее время разделенный между Мизорамом и штатом Чин ). Он считал, что они были вытеснены Чангсаном, который двинулся с востока вместе с Тадо, вынудив их перебраться на холмы Северный Качар , Манипур и Трипуру . Кроме того, считалось, что объединение Чангсан-Тадоу, в свою очередь, было вытеснено новыми племенами в 19 веке, а затем следовало по тем же маршрутам, что и более ранние племена. Первые две группы британские администраторы называли « Старые Кукис» и «Новые Кукис» , что не получило одобрения Сопитта. [26] Современные ученые также не одобряют терминологию «старых кукисов» и «новых кукисов», но оказывается, что эти две группы следовали разными путями миграции и, таким образом, развили значительные культурные различия. [27]
Согласно переписи 1881 года, куки насчитывали 20 000 на холмах Северный Качар (современный район Дима Хасао ), 15 000 на холмах Нага (современный Нагаленд ), 30 000–40 000 в Манипуре и 6 000 в Типпере ( Трипура). ). Кроме того, на равнинах Качара проживало 6000 человек. [28] В «Справочнике Манипура» (1886 г.), основанном на той же переписи, отмечено, что куки Манипура состоят примерно из 8 000 «старых куки» и 17 000 «новых куки». [29] После этой даты границы Манипура были расширены, включив в них населенные куки южные части нынешних районов Чурачандпур и Чандел , что привело к добавлению новых популяций куки к штату Манипур. [с] Во время восстания Куки 1917–1919 годов численность куки в Манипуре оценивалась в 40 000 человек. [31]
Манипур
Чейтарол Кумбаба , придворная хроника царей Манипура, упоминает различные племена и кланы Куки, начиная с 1404 года. [17] Самое крупное из племен куки, Тадоус , жило на южных холмах современного Манипура, который большую часть исторического периода был неуправляемой территорией. [32] Манипури называли их «хонгджайцами». [д] [33] [34] Название, по-видимому, было основано на деревне под названием «Хонгчай» в долине реки Туйпуй. [и] с окружающими холмами, также называемыми холмами Кхонгджай. Правитель Манипура Чинг-Танг Хомба (также известный как Бхагьячандра и Джай Сингх) объявил войну этому региону в 1786 году и подчинил вождя Куки в центральной деревне. [18] [35] Другие регионы южных холмов оставались относительно нетронутыми до 1894 года, когда британцы определили границу штата Манипур, включив в нее южные холмы. [36]
Термин «куки» для обозначения этих племен был введен британцами в 1820-х годах. К 1850-м годам они импортировали терминологию «Новые Куки» для племен Хонджай и «Старые Куки» для других племен Куки, таких как Ком и Аймол . [18] Ученые Kuki Research Forum считают эту терминологию вводящей в заблуждение, поскольку исторические данные не оправдывают такого прогресса во времени. [17]
Показания британцев относительно Кукиса в Манипуре были неоднозначными. Британский комиссар Пембертон писал в 1835 году, что Хонгджайцы простираются вдоль холмов от юга долины Манипура до гор Аракан . [37] Британские жители Уильям Маккалок (1844–1863) и полковник Джонстон (1877–1886) писали, что Хонгджайс долгое время были подданными Манипура, но «новые иммигранты» из них прибыли между 1830 и 1840 годами. Они «хлынули в горные массивы». «В массовом порядке, по словам жителей, отгоняют пожилых жителей. Жители считали, что эти хонгджайцы были изгнаны на север более сильными племенами с юга и, следовательно, расселились по всей долине Импхал. [38] [39]
Ученый Пум Хан Пау отмечает, что примерно в 1830 году, когда британцы основали политическое агентство в Манипуре, территория к югу от современного Манипура ( поселки Тонзанг и Тедим современного штата Чин ) стала свидетелем прихода к власти могущественного Сукте вождя . под названием Хан Туам. Вместе со своим сыном Кам Хау он приступил к территориальной экспансии, оттесняя менее могущественные племена к границе Манипура. Но многие соплеменники также подчинялись суктам, платили дань и участвовали в процессе расширения. В этот период произошло множество набегов с юга на границу Манипура, которая примерно соответствовала южной границе долины Манипура. [40] Популярная народная песня резюмировала позицию Хана Туама: [41]
То, чем я управляю, простирается до Манипура на севере и заканчивается в Фаламе на юге;
Манипур на севере и Фалам на юге, я — тигр посередине.
После смерти Хана Туама его владения были разделены между его старшим сыном Кам Хау, базирующимся в Муальпи , и младшим сыном За Пау, базирующимся в Тедиме . Объединенное племя получило название «Камхау-Сукте» и стало «одной из самых грозных сил в Манипуре, холмах Лушай и долине Кале-Кабав». [42]
Владения племен Камхау-Сукте простирались до юга долины Манипура, охватывая большую часть современных районов Чурачандпур и Чандел , оттесняя племена в этих районах дальше на север. Их движение угрожало племенам нагов на севере, в частности кабуи к западу от долины Манипура. Маккалок организовал линию поселений Куки к югу от их территории в качестве буфера и вооружил поселенцев. Эти деревни стали известны как «деревни сипаев». [43] [44] По словам Маккаллоха, деревни сипаев также были созданы вдоль южной границы долины Манипура. [45]
По мнению современных ученых, британские администраторы придавали слишком большое значение «миграции куки с юга», поскольку у них не было достаточных знаний о куки, уже присутствовавших на холмах Манипура. [46] Кроме того, некоторые из более крупных племен, таких как Тадус , как говорят, были коренными жителями южных холмов (районы Чурачандпур и Чандел), которые позже были добавлены к территории Манипура в 1890-х годах. [32]
Важной вехой в истории народа куки стал приход миссионеров и распространение среди них христианства. Миссионерская деятельность имела значительные социальные, культурные и политические последствия, а принятие христианства ознаменовало отход от традиционной религии народов куки, а также от их исконных обычаев и традиций. Распространение английского образования познакомило народ Куки с «современной эпохой». Уильям Петтигрю , первый иностранный миссионер, приехал в Манипур 6 февраля 1894 года и был спонсирован Союзом американских баптистских миссий . Он вместе с доктором Крозье работал на севере и северо-востоке Манипура. На юге Уоткинс Роберт из Уэльской пресвитерской миссии организовал в 1913 году Индо-Бирманскую пионерскую миссию Таду-Куки. Чтобы иметь более широкий охват, в 1924 году название миссии было изменено на Генеральную миссию Северо-Восточной Индии (NEIGM). [47]
Первым сопротивлением британской гегемонии со стороны народа куки было восстание куки 1917–1919 годов , также известное как англо-кукиская война, после которого их территория была порабощена британцами. [48] До своего поражения в 1919 году куки были независимым народом, управляемым своими вождями. Добаши, Ленгжан Куки, был признан ответственным за предотвращение присоединения куки с холмов Нага к восстанию куки в Манипуре. [49]
Во время Второй мировой войны, видя возможность восстановить независимость, куки сражались на стороне Императорской японской армии и Индийской национальной армии под предводительством Субхаса Чандры Боса, но успех союзных войск над группой Оси разбил их надежды. [50]
Трипура
31 января 1860 года Куки Рианг возглавил кукис Хилла Типпера в набеге на равнины Чхагалнайя (тогда находившиеся под управлением королевства Твипра ), населенные этническими бенгальцами и британскими офицерами. [51] Куки разграбили территорию Бахшганджа и убили Камала Поддара из Басантпура. Затем они продолжили приставать к женщинам Поддара, пока Гуна Гази и Джакимал не начали против них войну в деревне Кулапара. Пока куки похитили 700 женщин, Мунши Абдул Али сообщил британским властям о зверствах. 185 британцев были убиты, 100 из них похищены, а куки оставались на равнинах один или два дня. В конце концов британские войска и полицейские были отправлены из Ноахали , Типперы (Комиллы) и Читтагонга, чтобы подавить их, но куки уже бежали в джунгли княжеского государства и больше никогда не возвращались в Чхагалнайю. [52]
Постколониальная история
Приказ о Конституции (зарегистрированные племена) (Часть C штатов) 1951 года включал «любое племя куки», «любое племя лушай» и «любое племя наг» (как общие термины).среди зарегистрированных племен в Ассаме, Манипуре и Трипуре. В классификации «любых куки» числилось 39 подплемён/кланов. [53] [54] [55] По переписи 1951 года численность населения куки в Манипуре составила 69 855 человек, в Ассаме - 18 200 человек. [ф] и это в Трипуре - 3428 человек. [31]
21 племя Куки Манипура (согласно номенклатуре, использовавшейся во времена британской колонии) собрались вместе в 1948 году, чтобы сформировать организацию под названием Компания Куки . Они также внесли свой вклад в строительство гостиницы «Куки Инн» в Импхале, которая будет служить офисом организации. Вскоре после этого возникли разногласия по поводу использования языка Таду в деятельности организации. [г] В результате почти все племена, кроме Тадо, покинули Компанию Куки и сформировали отдельный Союз Кхулов . [56] В 1950-х годах десять племен Старых Куки изменили свою принадлежность на «Нага», по инициативе Тангхулов . [час] Семь племен Нью-Куки в конечном итоге приняли идентичность Зоми в 1990-х годах. [58]
В 1950-х годах, когда Комиссия Кака Калелкара посетила Манипур, племена Куки и Нага предприняли согласованную попытку выделить каждое племя отдельно в список Ордена племен Списка. Следовательно, в 1956 году такие общие термины, как «любые куки» и «любые наги», были удалены, и 29 племен Манипура были перечислены индивидуально. Эта редакция полностью исключила другие племена, не внесенные в список, из списка зарегистрированных племен. В 2003 году в список был вновь добавлен термин «любые племена куки». [53] [54] [55]
Культуры и традиции
Земля кукисов имеет ряд обычаев и традиций .
Приглашать
Саум, общественный центр для мальчиков, был центром обучения, в котором Саум-упа (старейшина) вел обучение, а Саум-ну занимался домашними делами, такими как расчесывание волос мальчика, стирка одежды и пошив одежды. кровати. Лучших студентов рекомендовали на службу королю или вождю, и в конечном итоге они получали должности Семанга и Пачонга (министров) при дворе или галламкая (вождей, воинов) в армии. [59]
Естественно
Лоум (традиционный тип молодежного клуба) представлял собой учреждение, в котором мальчики и девочки занимались общественной деятельностью на благо человека и общества. Это было еще одно учебное заведение. В каждом Лоуме есть Лаум-упа (старший член), Толлай-пао (надзиратель или суперинтендант) и Лаум-тангво (помощник суперинтенданта). Помимо того, что институт Закона был источником традиционного обучения, он также способствовал передаче как технических, так и практических знаний своим членам, особенно в отношении конкретных методов ведения сельского хозяйства , охоты , рыбалки и спортивных мероприятий, таких как Кунг-Кал ( прыжки в высоту, особенно через выбранный митхун ), Канг Кап , Канчхой Кап (лучшая игра), Сухтумхау (метание копья с использованием тяжелого деревянного орудия для растирания шелухи) и Со'нгсе (толкание ядра). [59]
Лаум также был центром, где молодые люди Куки учились дисциплине и социальному этикету. После сезона сбора урожая встреча Лаума отмечается Лаум -селом , и в ознаменование воздвигается колонна. Мероприятие сопровождается танцами и распитием рисового пива, которое иногда продолжается днями и ночами. [ нужна ссылка ]
Законы и правительство
Управление
Что касается управления, Семанг (кабинет) - это ежегодное собрание деревенской общины Куки, проводимое в резиденции вождя, представляет Инпи (Собрание). На таком собрании вождь, его семанг и пачонг (члены кабинета и помощники Инпи), а также все главы семей деревни собираются для обсуждения и решения вопросов, касающихся деревни и общины. [60]
Религии
До обращения в христианство в начале 20 века валлийскими баптистскими миссионерами народы чин, куки и мизо были анимистами ; среди их практик была ритуальная охота за головами . [61] Христианские миссионеры прибыли в Манипур в конце 19 века, но еще не вторглись в племенные районы. Победа британцев в англо-кукиской войне 1917–1919 годов открыла сознание куки христианскому Богу британцев, которого считали победителем. Это привело их к быстрому обращению в христианство. Обращение в христианство изменило их идеи, менталитет и социальную практику за счет их традиций и обычаев. [62] Большинство куки сейчас являются христианами , причем большинство из них принадлежат к протестантским конфессиям, особенно баптистам . [63] [ нужен лучший источник ]
С конца 20-го века некоторые из этих народов начали следовать мессианскому иудаизму . Бней Менаше ( ивр . בני מנשה , «Сыновья Менаше небольшая группа в северо-восточных пограничных штатах Индии Манипур ») — и Мизорам ; с конца 20 века они заявляют о своем происхождении от одного из потерянных колен Израиля и приняли практику иудаизма. [64] Бней-Менаше состоят из народов мизо , куки и чин , которые все говорят на тибето-бирманских языках и чьи предки мигрировали в северо-восточную Индию из Бирмы в основном в 17 и 18 веках. [65] их называют Чин В Бирме . В конце 20-го века израильский раввин, расследующий их заявления, назвал их Бней Менаше, основываясь на их рассказе о происхождении от Менассии . Из 3,7 миллионов человек, проживающих в этих двух северо-восточных штатах, только около 9 тысяч принадлежат к Бней-Менаше, несколько тысяч эмигрировали в Израиль. Некоторые поддержали другие движения за отделение от Индии. [ нужна ссылка ]
Из-за непосредственной близости к Бенгалии с мусульманским большинством также возникла мусульманская община куки. Говорят, что они являются потомками мужчин куки, которые женились на бенгальских мусульманках , причем для этого отношения требуется, чтобы муж был мусульманином. В основном они сосредоточены вокруг деревни Северный Чандрапур в городе Удайпур в Трипури . Среди известных мусульман Куки - Хирод Али Сардар из Чандрапура и Али Миа из Сонамуры . [66] Сообщество подвергалось презрению со стороны других куки. [67]
См. также
- Zale'n-gam
- Этнические столкновения Куки и Пайте 1997–1998 гг.
- Этническое столкновение куки и тамилов 1992 г.
Примечания
- ^ Альтернативные варианты написания: Хонгчай и Хонгсай .
- ↑ Другие куки упоминались в Манипурских хрониках как «Тахены» (Трипури), «Техао» (ассамцы) и «Сайтоны» (населяющие холмы Сайтона). [18]
- ^ Южная часть районов Чурачандпур и Чандел была присоединена к Манипуру в 1894 году во время пограничного поселения Манипур-Чин-Хиллз. [30]
- ^ «Хонджай» — британское написание имени. Манипури писали его как «Хонгчай», а куки — как «Хонгсай». [18]
- ↑ Судя по описанию, деревня, скорее всего, находилась в окрестностях современного Лэйянпхая, на Национальном шоссе 2 .
- ↑ В состав штата Ассам 1951 года входили современные штаты Мегхалая , Мизорам и Нагаленд .
- ^ Тадоус составляют самое большое племя куки в Манипуре, составляющее 7,6% населения в 2011 году. Все остальные племена новых куки вместе составляют 8,1%, а племена старых куки составляют 3,6%.
- ^ Десять племен: Анал, Чоте, Койрао, Ламканг, Маринг, Мойон, Монсанг, Пурум и Тарао. [57]
Ссылки
- ↑ Сайед Аян Моджиб, Кто такие куки и митеи, враждующие племена в Манипуре , The Statesman (Калькутта), 2 июня 2023 г.
- ^ «Мизо | люди» . Британская энциклопедия . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ «Взгляд на коренные племена Мьянмы и потерянное колено Израиля (Часть 1)» .
- ^ Пау, Индо-Бирманская граница (2019) , стр. 14.
- ^ Т. Хаокип, «Племена куки Мегхалаи: исследование их социально-политических проблем», в SR Padhi (ред.). Текущая ситуация в племенах: стратегии планирования, благосостояния и устойчивого развития . Дели: Публикации Мангалама, 2013, стр. 85.
- ^ «Алфавитный список зарегистрированных племен Индии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 апреля 2012 года.
- ^ Отделение разведки, Пограничные и заморские экспедиции , Том. 4 (1907) , с. 235: «Начиная с периода, о котором нам известно, холмы Лушай были заселены племенами, известными бенгальцам как куки».
- ^ Лунминтанг, Переосмысление политической истории Северо-Восточной Индии (2016) , стр. 72–73.
- ^ Лунминтанг, Переосмысление политической истории Северо-Восточной Индии (2016) , стр. 77–78.
- ^ Лунминтанг, Переосмысление политической истории Северо-Восточной Индии (2016) , с. 74.
- ^ Отделение разведки, Пограничные и заморские экспедиции , Том. 4 (1907) , с. 235.
- ^ С.Р. Торинг (2010). Насилие и идентичность в Северо-Восточной Индии: конфликт Нага-Куки . Публикации Миттала. стр. 8–9. ISBN 978-81-8324-344-5 .
- ^ Хаокип, Конфликт куки-байтов (2007) , стр. 187 .
- ^ Go, Zo Chronicles (2008) , с. 182: [Цитируя Г. А. Грирсона] «Чин — бирманское слово, обозначающее различные горные племена, живущие в стране между Бирмой и провинциями Ассам и Бенгалия. [Оно] пишется и диалектически [произносится] Кхьянг .».
- ^ Отделение разведки, Пограничные и заморские экспедиции , Том. 4 (1907) , стр. 232–233.
- ^ Пау, Индо-Бирманская граница (2019) , стр. 53: «Родственные племена, занимавшие обширные участки земли к югу от долины Манипура, колониальные правители широко называли куки, а Мэйтей - «хонгджай».
- ^ Перейти обратно: а б с Исследовательский форум Куки об объективном историческом положении куки в Манипуре , 25 мая 2022 г. «Сравнение первого появления названий разных племен в Чейтароле самоочевидно. Например, термин Маринг впервые появился в 1302 году, Танкуны (Тангхулы) в 1404 г., Койренги в 1404 г., Кьянги (Чины) в 1467 г., Хонгджай в 1508 г., Сайрем в 1523 г., Тахен (Трипура) в 1533 г., Теххао (Ассам) в 1536 г., Анан/Нампху в 1559 г., Саканг в 1562 г., Ламканг в 1570 г., Капуи (Кабуи) в 1573 г., Майон (Муйон) в 1580 г., Марам в 1583 г., Монсанг в 1595 г., Чоте в 1597 г., Ланглонг (Ранглонг) в 1603 г., Пурум в 1608 г., Черой в 1641 г., Харам в 1672 г., Ааймон ( упоминание о «Хонджае» в 1503 году » . Аймол) в 1678 году и так далее. Особо следует отметить
- ^ Перейти обратно: а б с д Исследовательский форум куки, посвященный объективному историческому положению куки в Манипуре , 25 мая 2022 г.
- ^ Пау, Индо-бирманская граница (2019) , стр. 14–15: «Лингвистически все эти скопления племен принадлежат к группе куки-чин тибето-бирманской семьи (Грирсон 1904: 1), а этнологически они принадлежат к та же этническая группа, называемая Зо, общий термин и единственный всеобъемлющий термин для так называемых народов Чин, Куки и Лушай... Сегодня многие из этих племен обитают в Манипуре и на холмах Лушай (Мизорам) в качестве своих поселения были разграничены колониальными и постколониальными границами. Они обычно идентифицируют себя как Зоми, что означает народ Зо.».
- ^ Go, Zo Chronicles (2008) , стр.184: «Например. на основании своих выводов Г.А. Грирсон заключает так: «Имя (Чин) не используется самими племенами, которые используют такие титулы, как Зо или Йо и Шо»... Теперь мы обнаруживаем, что слово, похожее на Зо или Йо в его различных формах, обычно используется содержится в названиях почти почти всех племенных или языковых групп Цинь.
- ↑ Люди Куки-Дзо проводят митинг за отдельную администрацию в Чурачандпуре , The Hindu, 21 июля 2023 г.
- ^ 3 Мейтейса, 1 Куки-Дзо убиты; 3 церкви и 29 домов в деревне Куки-Зо сожжены в результате нового конфликта в Манипуре , Ухрул Таймс, 2 июля 2023 г.
- ^ Синха, СП (2007). Упущенные возможности: 50 лет повстанческого движения на северо-востоке и ответ Индии . Издательство Лансер. стр. 120–. ISBN 978-81-7062-162-1 .
- ^ Сопитт, Краткий отчет о племенах Куки-Лушай (1887) , стр. viii-ix.
- ^ Сопитт, Краткий отчет о племенах Куки-Лушай (1887) , стр. 3.
- ^ Сопитт, Краткий отчет о племенах Куки-Лушай (1887) , стр. 7–8.
- ^ Кипген, Негинпао (октябрь – декабрь 2011 г.), «Этнический конфликт в Индии: пример куки и нагов в Манипуре», Индийский журнал политической науки , 72 (4): 1048, JSTOR 41856539
- ^ Сопитт, Краткий отчет о племенах Куки-Лушай (1887) , стр. 1.
- ^ Дун, Справочник Манипура (1886) , стр. 32–33.
- ^ Пау, Индо-Бирманская граница (2019) , стр. 163–164.
- ^ Перейти обратно: а б Хаокип, Голод свирепее пушек (2021) , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б Кэри и Так, Чин-Хиллз (1896) , с. 135: «Горцы [Таду], известные как куки или кхонгджайцы, живут большей частью к северу от границы с холмами Чин и на холмистой территории, принадлежащей Манипуру...»
- ^ Пау, Индо-Бирманская граница (2019) , стр. 53: «Родственные племена, занимавшие обширные участки земли к югу от долины Манипура, колониальные правители широко называли куки, а мейтей [манипури» называли «хонгджай», термин, который только позже был признан для обозначения нескольких групп или кланов. .».
- ^ Дун, Справочник Манипура (1886) , стр. 49: «Еще 32 года назад племенами на юге, контактировавшими с манипури, были хонгджай и ком куки».
- ^ Парратт, Судебная хроника, Том. 2 (2009) , стр. 25–26.
- ^ Пау, Индо-Бирманская граница (2019) , стр. 161–164.
- ^ Пембертон, Отчет о восточной границе (1835 г.) , стр. 15–16: «Из этих [горных племен] главными являются мурамы [марамы], которые занимают территорию между Ассамом и Мунипуром [Манипуром]; Купуи [Кабуи], известные в Бенгалии под именем Наги, которые проживают на нескольких горных хребтах между последней страной и Качаром, и Кхонгджуи [Кхонгджайс], которые под более широко известными именами Кукис [Кукис], Кучунгг, и Кучи простираются от южных границ долины Мунипур до северной границы провинции Арракан [Аракан];...».
- ^ Маккалок, Отчет о долине Маннипор (1859) , стр. 55: «Хонгджайцы или Куки [Куки] до недавнего времени занимали холмы к югу от Купуи [Кабуи]. Пока они находились в этом положении, о них было мало или вообще ничего не известно, но они вызывали страх своей численностью и кровавыми нападениями, которые они совершали. иногда к югу от них находились пои, сооте [сукте], таутэ, лоосей [лушаи] и другие племена, лучше вооруженные, чем они, и принадлежащие к тому же роду, что и они сами, но враждовавшие с ними. , они были изгнаны со своих родных холмов, задача которых была облегчена внутренней враждой самих хонгджайцев, и теперь они рассеяны по долине Муннипор, а оттуда через холмы в Северный и Южный Качар».
- ^ Джонстон, Мой опыт в Манипуре и холмах Нага (1896) , стр. 25–26: «Куки - это странствующая раса, состоящая из нескольких племен, которые уже давно пришли с юга. Впервые о них услышали как о куки, в Манипуре, между 1830 и 1840 годами, хотя племена одной расы уже давно подчинялись радже Манипура. Новые иммигранты начали вызывать беспокойство примерно в 1845 году и вскоре хлынули в горные районы Манипура в таких количествах, как прогнать многих пожилых жителей... Видя, что куки были изгнаны на север родственными, но более могущественными племенами, и что их первой целью было обеспечить землю для обработки, когда они прибыли, Мак-Каллох поселился, разделив их; им высаживаются в разных местах в зависимости от их численности и там, где их присутствие было бы полезно на открытых границах».
- ^ Пау, Индо-Бирманская граница (2019) , стр. 56–57.
- ^ Пау, Индо-Бирманская граница (2019) , стр. 57.
- ^ Пау, Индо-Бирманская граница (2019) , стр. 58.
- ^ Пау, Индо-Бирманская граница (2019) , стр. 59: «Дорога Силхет-Манипур, которая тогда строилась, проходила через территорию Кабуи Нага. Содержание этой дороги во многом зависело от Кабуи, которые чувствовали постоянную угрозу со стороны движения куки на север... Решение Маккалока состояло в том, чтобы посадить линию колоний Куки в качестве буфера для деревень Кабуи».
- ^ Дорога Качар-Бишнупур , OpenStreetMap, получено 5 ноября 2023 г. (Эта дорога была частью тогдашней дороги Силхет-Манипур, которая была стратегической для британцев и необходима для переброски войск к границе с Бирмой).
- ^ Маккензи, Отношения с горными племенами (1884) , с. 157.
- ^ Чонглой, Переосмысление вождя куки (2018) , стр. 488–489: «[Существуют] утверждения колониальных писателей о том, что о куки «впервые услышали в 1830-х и 1840-х годах» (Джонстон, 1896) и как о «мигрантах с юга». (Шекспир, 1912) и заселились в Манипуре, чтобы служить буферной зоной против враждебных племен британских подданных (MacCulloch, 1980). малоизвестные до конца XIX века. О Чахсадах, давным-давно поселившихся в приграничном с Бирмой регионе (Мьянме), стало известно лишь в 1870-х годах (Mackenzie, 2014).».
- ^ Хаокип, Тонгхолал (июль – декабрь 2012 г.). «Движения объединения церквей Куки» . Журнал исследований Северо-Восточной Индии . 2 (1): 35.
- ^ Гите, Джангкхоманг (23 февраля 2019 г.). «Колониальное насилие и его «маленькие войны»: борьба с «партизанами» Куки во время Великой войны в Северо-Восточной Индии, 1917–1919» . Маленькие войны и восстания . 30 (2): 447–478. дои : 10.1080/09592318.2018.1546369 . ISSN 0959-2318 . S2CID 189972384 .
- ^ «Превосходный добаши» . Почта Нагаленда . 17 января 2019 г.
- ^ Гите, Джангкхоманг (2010). «Представление местного участия в INA – японской кампании Imphal: случай куки в Манипуре, 1943–45». Индийский исторический обзор . 37 (2): 291–309. дои : 10.1177/037698361003700206 . S2CID 145397505 .
- ^ Вебстер, Джон Эдвард (1911). «История» . Справочники округов Восточной Бенгалии и Ассама . Том. 4. Ноахали. Аллахабад : Пионер Пресс. п. 30.
- ^ Абдул Карим, Мунши ; Шариф, Ахмед (1960). Хуссейн, Сайед Саджад (ред.). Описательный каталог бенгальских рукописей . Дакка : Азиатское общество Пакистана . п. 74.
- ^ Перейти обратно: а б Суан, Переосмысление «племенной» идентичности (2011) , с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б Силен Хаокип, Какая цена, Двадцать лет мира (2012) , стр. 90.
- ^ Перейти обратно: а б Кипген, Этнический конфликт в Индии (2011) , с. 1048.
- ^ Хаокип, Конфликт куки-байтов (2007) , стр. 189–190.
- ^ Ком, Ч. Сехолал (июнь 2015 г.). «Этнонационализм: конкурирующие микронационалистические инакомыслия в Манипуре». Социальные изменения . 45 (2): 289–307. дои : 10.1177/0049085715574192 . ISSN 0049-0857 . S2CID 147919896 .
- ^ Хаокип, Конфликт куки-байтов (2007) , стр. 190.
- ^ Перейти обратно: а б Паохохао Хаокп, «Восстановление традиционных ценностей куки с особым упором на лом и сом», в Т. Хаокип (ред.). Куки Северо-Восточной Индии: политика и культура . Нью-Дели: Буквелл, 2013, глава 11.
- ^ Т. Лунким, «Традиционная система управления Куки», в Т. Хаокип (ред.). Куки Северо-Восточной Индии: политика и культура . Нью-Дели: Буквелл, 2013, Глава 1.
- ^ Ходсон, ТК (1909). «Охота за головами среди горных племен Ассама» . Фольклор . 20 (2): 132–143. дои : 10.1080/0015587X.1909.9719869 . JSTOR 1254109 .
- ^ Кипген, Сейкхохао; Хаокип, Тонгхолал (2018). «Держать их под контролем: влияние англо-кукиской войны». В Джангкхоманг Гите (ред.). Англо-кукиская война, 1917–1919: пограничное восстание против империализма во время Первой мировой войны . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-429-77494-2 .
- ^ "Подбородок" .
- ^ Вейль, Шалва. «Двойное обращение среди «детей Менассии»» в книге Георга Пфеффера и Дипака К. Бехеры (редакторы) «Исследования племен современного общества» , Нью-Дели: Концепция, стр. 84–102. 1996 Вейль, Шалва. «Потерянные израильтяне из Северо-Восточной Индии: ретрадиционализация и обращение среди шинлунгов из индо-бирманского приграничья», Антрополог, 2004 . 6 (3): 219–233.
- ^ Коммалури, Виджаянанд; Субраманиан, Р; Сагар К., Ананд (7 июля 2005 г.). «Проблемы морфологического анализа языков Северо-Восточной Индии» . Язык в Индии . Проверено 4 марта 2007 г.
- ^ Чакраборти, Анджали (2006). «Мусульмане Трипуры: Профиль». Мусульманские женщины в Трипуре: аспекты их статуса, роли, проблемы и перспективы . Институциональный репозиторий НБА (Диссертация). Университет Северной Бенгалии .
- ^ Датта, Британская Колумбия (1972). Тридцать лет штата Трипура: подробности Удайпура [ Тридцать лет штата Трипура: подробности Удайпура ] (на бенгали). Правительство Трипуры .
Библиография
- Пограничные и заморские экспедиции из Индии, Том. 4: Северные и северо-восточные пограничные племена , разведывательное управление, штаб армии, Индия, 1907 год – через archive.org
- Браун, Р. (1874 г.), Статистический отчет о родном штате Манипур и горной территории, находящейся под его властью , Калькутта: Управление суперинтенданта государственной печати.
- Кэри, Бертрам С.; Так, HN (1896), Чин-Хиллз, Том I , правительственная типография, Бирма
- Чонглой, Х. (2018), «Переосмысление вождя куки в Северо-Восточной Индии в контексте колониальной историографии» , Перспективы теории СМИ. Media Watch , 9 (3): 437–446, doi : 10.15655/mw_2018_v9i3_49494 , S2CID 199515134
- Дун, EW (1992) [1886], Справочник Манипура , Публикации Манаса - через archive.org
- Го, Хуп За (2008), Зо Хроники: Документальное исследование истории и культуры племени Куки-Чин-Лушай , Mittal Publications, ISBN 9788183242103
- Джонстон, сэр Джеймс (1896), Мой опыт в Манипуре и холмах Нага , Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон и компания - через archive.org
- Хаокип, Дунгул Летходжам (2021), « Голод более жесток, чем пушки»: логистика англо-кукиской войны» , в Нгамджахао Кипген; Дунгуль Летходжам Хаокип (ред.), Против Империи: политика, экономика и культура во время англо-кукиской войны, 1917–1919 , Routledge, стр. 93–117, ISBN 978-1-003-00065-5
- Хаокип, Ребекка К. (2007). «Конфликт Куки-Пайте в районе Чурачандпур в Манипуре». В Лазаре Джеясилане (ред.). Картирование конфликтов и мирные процессы в Северо-Восточной Индии (PDF) . Северо-восточный центр социальных исследований. стр. 185–207.
- Хаокип, Силен (2012), «Какая цена, двадцать лет мира в Мизораме (1986–2006): перспектива куки», в Тонгкхолал Хаокип (редактор), Куки Северо-Восточной Индии: политика и культура , Bookwell, стр. 89–, ISBN 9789380574448
- Кипген, Негинпао (октябрь – декабрь 2011 г.), «Этнический конфликт в Индии: пример куки и нагов в Манипуре», Индийский журнал политической науки , 72 (4): 1043–1060, JSTOR 41856539
- Лунминтанг, Майкл (2016), «Переосмысление политической истории Северо-Восточной Индии: исторический обзор страны Куки», Indian Historical Review , 43 (1): 63–82, doi : 10.1177/0376983616628385
- Маккензи, Александр (1884 г.), История отношений правительства с горными племенами северо-восточной границы Бенгалии , Калькутта: Пресса Министерства внутренних дел - через archive.org
- Маккалок, В. (1859). Отчет о долине Муннипор и горных племенах . Выдержки из отчетов правительства Индии (Министерство иностранных дел). Калькутта: Бенгальская типография. OCLC 249105916 – через archive.org.
- Сопитт, Калифорния (1887 г.), Краткий отчет о племенах Куки-Лушай , Шиллонг: Пресса Секретариата Ассама - через archive.org
- Парратт, Сародж Налини Арамбам (2009). Чейтарон Кумпапа, том Придворные хроники королей Манипура : Foundation Books / Издательство Кембриджского университета, Индия. ISBN 978-81-7596-854-7 .
- Пау, Пум Хан (2019). Индо-бирманская граница и создание Чин-Хиллз: империя и сопротивление . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781000507454 .
- Пембертон, капитан Р. Буало (1835 г.), Отчет о восточной границе Британской Индии , Калькутта: Правительство Индии - через archive.org
- Шекспир, Дж. (1912), Кланы Лушей Куки , Лондон: Макмиллан и компания - через archive.org
- Суан, Х. Кхам Хан (2011), «Переосмысление «племенной» идентичности: политика признания среди Зо на северо-востоке Индии», Вклад в индийскую социологию , 45 (2): 157–187, doi : 10.1177/006996671104500201 , S2CID 220855274
- Торинг, С.Р. (2010), Насилие и идентичность в Северо-Восточной Индии: конфликт Нага-Куки , Mittal Publications, ISBN 9788183243445
- Вайпхэй, Ляньбой (2015). «Христианские миссионеры и колониализм на холмах Манипура» . В Арамбаме Нони; Кангуджам Санатомба (ред.). Колониализм и сопротивление: общество и государство в Манипуре . Рутледж. стр. 183–. дои : 10.4324/9781315638317 . ISBN 978-1-317-27066-9 .
Внешние ссылки

- Куки люди
- Этнические группы в Бангладеш
- Этнические группы в Манипуре
- Этнические группы в Трипуре
- Этнические группы в Мьянме
- Этнические группы в Северо-Восточной Индии
- Этнические группы в Южной Азии
- Охота за головами
- Зарегистрированные племена Ассама
- Зарегистрированные племена Мегхалаи
- Зарегистрированные племена Мизорама
- Зарегистрированные племена Нагаленда
- Племена Ассама
- Племена Индии