Зоми люди
Зоми — это коллективная идентичность, принятая некоторыми людьми, говорящими на языке куки-чин, в Индии и Мьянме. Этот термин означает « люди Зо ». Группы, принимающие идентичность Зоми, отвергают традиционные ярлыки « Куки » и « Чин », популяризированные во времена британского владычества , как колониальные навязывания. Несмотря на то, что «зоми» изначально было придумано как всеобъемлющая идентичность людей, говорящих на языке куки-чин, на практике оно вызвало разногласия: значительное количество групп продолжало использовать традиционные ярлыки «куки» и «чин». "и только некоторые группы принимают идентичность Зоми. Группы, охваченные идентичностью, со временем менялись. Сложные имена, такие как «Куки-Дзо» и «Зоми Чин», иногда используются, чтобы скрыть разделения.
Этимология
[ редактировать ]Термин «Зоми» сочетает в себе наследственное имя «Зо» с «ми», что означает людей на зопау, их разговорном языке. [ нужна ссылка ]
Исторически термин Цзо или Джо был задокументирован в различных контекстах, например, Фань Чуо из династии Тан и отцом Сангермо в 1783 году. [ нужна ссылка ] Британская колониальная администрация усложнила их идентичность, используя различные имена, такие как Куки, Лушай и Чин - термины, первоначально использовавшиеся неплеменными равнинными народами Бирмы, Бангладеш и Индии для обозначения «диких горных племен» на неуправляемых территориях. Общий термин « Куки-Чин-Мизо » часто используется для обозначения различных этнических групп, населяющих холмы Чин и прилегающие регионы. [ 1 ] [ нужна проверка ]
Эволюция идентичности
[ редактировать ]Идентичность Зо для людей, говорящих на языке куки-чин, распространилась по Северо-Восточной Индии в Мьянме, и штату Чин и начала формироваться вскоре после Второй мировой войны. В 1946 году жители тогдашнего района Лушай-Хиллз в Индии (современный Мизорам ) сплотились вокруг идентичности «Мизо» («Люди Зо»). [ 2 ] В 1953 году баптистские ассоциации Тедим , Фалам и Хакха в Мьянме в штате Чин приняли Зоми («народ Зо») в качестве своего «национального» названия (включающего в себя различные племенные идентичности). [ 3 ] В индийском штате Манипур Т. Гуген сформировал «Объединенную организацию зоми» в 1961 году и «Национальный конгресс зоми» в 1972 году. [ 4 ] Последний шаг в этих националистических движениях зоми был сделан в апреле 1993 года, когда Мьянмы была сформирована Организация воссоединения зоми в Фапиане в штате Качин (ZRO) под руководством Тедима Чинса и Пайтеса . Его заявленная цель заключалась в объединении всех людей куки-дзо, разделенных национальными границами (Индия, Мьянма и Бангладеш), под единой идентичностью «зоми». [ 5 ]
Имея эти предки, семь племен Куки-Дзо из округа Чурачандпур в Манипуре, которые ранее отказывались принять идентичность Куки , согласились перейти под знамена Организации воссоединения Зоми в 1995 году. Семью племенами были ком , Дзо , Вайпхей , Гангте , Симте , Сукте ( Тедим Чинс ) и Пайте , причем пайтес возглавляют сбор. [ 6 ] [ 7 ] Говорят, что день его образования ежегодно отмечается 20 февраля как Зоми Нам Ни . [ 6 ] [ а ] К 1997 году организация также сформировала подпольное военное крыло под названием «Революционная армия Зоми» (ZRA), якобы для защиты находящихся под ее эгидой племен от соперничающих племен, в основном Таду Кукис . [ 6 ] [ 10 ]
серьезные столкновения Куки-Пайте , в результате которых погибло 350 человек и было перемещено 13 000 человек. В 1997–1998 годах в районе Чурачандпур в Манипуре произошли [ 11 ] [ 12 ] По окончании конфликта племена Ком и Гангте покинули группу Зоми, оставив в коллекции лишь пять племен. [ 13 ]
Диаспора
[ редактировать ]По состоянию на 2018 год [update]Зоми — вторая по величине этническая группа в бирманской диаспоре в США. [ 14 ] От 7000 до 9000 зоми живут в Талсе, штат Оклахома называют « городом зоми ». , который среди бирманской диаспоры [ 15 ] Концентрация зоми в Талсе связана с тем, что зоми представляют собой преимущественно христианскую этническую группу и подвергались преследованиям в Мьянме при военной диктатуре. [ 16 ] Переселение беженцев Зоми в Талсу частично было инициировано доктором Чин До Кхамом, который переехал в Талсу в 1970-х годах, чтобы учиться в Университете Орала Робертса , христианском учебном заведении на юге Талсы. [ 17 ]
Популярная культура
[ редактировать ]Первым фильмом на языке зоми, получившим полнометражный театральный дебют, стал двуязычный англо-зоми фильм 2021 года, написанный и снятый бирманским беженцем Тханг Мунгом, под названием « Шип в центре сердца» . Премьера фильма впервые состоялась в Мичигане, куда Мунг, будучи подростком, был переселен службами беженцев США. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Зоми Нам Ни переводится как «Национальный день Зоми». Его празднование началось в городе Чурачандпур примерно в 1994–1995 годах. [ 8 ] Однако в штате Чин уже отмечался день, когда 20 февраля 1948 года Чин перешел на демократическую систему управления, отказавшись от традиционных вождей. Это событие, начавшееся как «Национальный день Чин», в 1950 году, как сообщается, было переименовано в «Национальный день Зоми». [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Суантак, Вумсон (1 января 1986 г.). История Зо: Со введением в культуру, экономику, религию Зо и их статус этнического меньшинства в Индии, Бирме и Бангладеш . Вумсон. п. 1-7.
- ^ Суан, Переосмысление «племенной» идентичности (2011) , с. 176.
- ^ Go, Zo Chronicles (2008) , стр. 185–187.
- ^ Цзоу, Историческое исследование борьбы «Дзо» (2010) , стр. 61.
- ^ Суан, Переосмысление «племенной» идентичности (2011) , с. 180.
- ^ Перейти обратно: а б с Хаокип, Конфликт Куки-Пайте (2007) , с. 191.
- ^ Суан, Переосмысление «племенной» идентичности (2011) , стр. 180–181.
- ^ Цзоу, Возникающие микронациональные сообщества (2012) , стр. 322.
- ↑ Национальный день Зоми: 20 февраля , Zogam.com, получено 6 мая 2024 г.
- ^ Раммохан, План действий по борьбе с повстанцами в Манипуре (2002) .
- ^ Чоудхури, Сангамитра (2016), Женщины и конфликты в Индии , Routledge, стр. 38–39, ISBN 9781317553625
- ^ Роджер, Элисон Дж; Майк Тул; Бэби Лалнунтлуанги; В. Муана; Питер Дойчманн (2002). «Лечение и контроль туберкулеза на основе DOTS во время гражданского конфликта и эпидемии ВИЧ, округ Чурачандпур, Индия». Бюллетень Всемирной организации здравоохранения . 80 (6).
- ^ Хаокип, Конфликт Куки-Пайте (2007) , стр. 205.
- ^ Мунг, Дэниел (2018). Земля обетованная: диаспора Зоми в Талсе (Диссертация).
- ^ Кришна, Прия (27 июня 2022 г.). «В Талсе в центре внимания бирманские кулинарные традиции» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 2 января 2024 г.
- ^ «Зоми США: Как город в Оклахоме стал домом для этнической группы из Юго-Восточной Азии» . Новости Эн-Би-Си . 6 декабря 2016 года . Проверено 2 января 2024 г.
- ^ Писатель, Всемирный штаб ТИМ СТЭНЛИ (16 октября 2013 г.). «Бывший профессор ОРУ, уроженец Мьянмы Чин До Кхам умер в возрасте 54 лет» . Мир Талсы . Проверено 2 января 2024 г.
- ^ Шилдс, Лорен (30 августа 2021 г.). « «Шип в центре сердца» станет первым спектаклем театра Grand Ledge Sun после COVID» . Новости Фокс 47. Архивировано из оригинала 30 августа 2021 года . Проверено 1 сентября 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Го, Хуп За (2008), Зо Хроники: Документальное исследование истории и культуры племени Куки-Чин-Лушай , Mittal Publications, ISBN 9788183242103
- Хаокип, Ребекка К. (2007). «Конфликт Куки-Паите в районе Чурачандпур в Манипуре». В Лазаре Джеясилане (ред.). Картирование конфликтов и мирные процессы в Северо-Восточной Индии (PDF) . Северо-восточный центр социальных исследований. стр. 185–207.
- Хаокип, Т. С. Летхосей (2018), Этническая принадлежность и повстанческое движение в Мьянме/Бирме: сравнительное исследование повстанческих движений Куки-Чин и Карен , Educreation Publishing
- Раммохан, EN (апрель – июнь 2002 г.), «План действий по борьбе с повстанцами в Манипуре» , Журнал Объединенного института служб Индии , CXXXII.
- Суан, Х. Кхам Хан (2011), «Переосмысление «племенной» идентичности: политика признания среди Зо на северо-востоке Индии», Вклад в индийскую социологию , 45 (2): 157–187, doi : 10.1177/006996671104500201
- Цзоу, Дэвид Вумлаллиан (3–9 апреля 2010 г.), «Историческое исследование борьбы «Зо», Economic and Political Weekly , 45 (14): 56–63, JSTOR 25664306
- Цзоу, С. Тхангбой (2012), «Новые микронациональные сообщества: логика вооруженной борьбы Куки-Чин в Манипуре», Стратегический анализ , 36 (2): 315–327, doi : 10.1080/09700161.2012.646509
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джордж, Сэм (15 января 2019 г.). Христианство диаспоры: глобальное рассеяние и сбор христиан Южной Азии . Крепость Пресс. п. 173. ИСБН 978-1-5064-4706-3 .