Jump to content

Пайте люди

Страница полузащищена

Пайте
Общая численность населения
в. 80 000+ [1] [2]
Регионы со значительной численностью населения
Манипур , штат Чин , Ассам , Мизорам
Языки
Пайтский язык
Религия
христианство
Родственные этнические группы

Народ Пайте [а] этническая группа на северо-востоке Индии , проживающая в основном в Манипуре и Мизораме . Пайты признаны зарегистрированным племенем в этих двух штатах. [7] Они часть народа Куки-Дзо , [8] но предпочитаю использовать личность Зоми . [9] [10] [11] « Гите » — крупный род паите. [8]

Идентификация

По словам антрополога Х. Камхентанга, термин «Паите» первоначально использовался только в районах Лушай (современный Мизорам и, возможно, район Чурачандпур в Манипуре). В районе Чинских холмов , по его словам, они были известны как Тедим Чины , и в их состав входили Камхау-Суктес . [5] [12] По мнению ученого Н.К. Даса, народ симте, указанный в Справочнике Манипура, — это то же самое, что и пайтес. [13] «Этнолог» утверждает, что диалекты паите , симте и тедим зоми практически идентичны. [14] Однако правительство Индии признает пайтесов и симтов отдельными племенами в списке зарегистрированных племен . [15] По данным переписи населения Индии 2001 года, пайтес насчитывало 64 100 человек, а симтес - 10 225 человек (по использованию языка). [2]

В британских колониальных записях пайтесы часто идентифицировались по клановому названию Гуите (старое написание: «Нвите»), которое было вождями народа пайте. Кэри и Так утверждают, что гуиты изначально селились вокруг Тедима, но мигрировали на север, к южной границе Манипура и северо-восточному углу Мизорама. Причиной, очевидно, было нападение суктийского вождя Хана Туама («Кантума», отца Кам Хау). Некоторые из гуитов подчинились Хану Туаму и в конечном итоге были поглощены Сукте, в то время как другие мигрировали на север, чтобы поселиться в современном городке Тонзанг и прилегающих частях округов Чурачандпур и Чандел , которые в то время не были частью королевства Манипур. . [16]

Манипур

По состоянию на 2018 год в Манипуре численность пайтесов составляет около 55 000 человек, что составляет 1,94 процента населения штата. [1] Они сконцентрированы в районе Чурачандпур и доминируют в городе Чурачандпур (местное название Ламка). Язык пайте считается лингва-франка города. [3] Считается, что пайты стали последними переселенцами в Манипур из Чин-Хиллз , причем некоторые утверждают, что они переехали после Второй мировой войны. [17]

В районе Чурачандпура у Пайтесов есть местные организации, такие как Совет племени Паите, Ассоциация молодых пайте, Литературное общество Пайте и Сиамсинпавлпи (SSPP, организация по благосостоянию студентов). В основном они исповедуют христианскую веру, причем большинство из них принадлежат к церкви Евангелическо-баптистской конвенции . [7]

Пайтес входил в состав Национального собрания Куки (КНА), образованного в 1946 году. [18] но вскоре внутриплеменное соперничество взяло верх, и большинство племен покинули КНА, чтобы сформировать конкурирующий Национальный союз Хулми (также называемый «Союз Хул»). [19] [20] [21] [б] Существенным моментом напряженности было опасение, что Таду Кукис , которые гораздо более многочисленны, чем другие племена Манипура, будут доминировать в КНА. [19] Национальный союз Хулми участвовал в выборах в законодательное собрание в 1948 году и получил семь мест. Он участвовал в формировании правительства, которое, однако, продлилось недолго из-за слияния Манипура с Индийским союзом . [22]

«Кхулми» должно было стать альтернативной идентичностью, способной конкурировать с идентичностью Куки, но правительство Индии признало идентичность Куки, включив «Любое племя Куки» в список зарегистрированных племен в 1951 году. [22] Впоследствии многие племена Старых Куки в Союзе Кхулов перешли к идентичности Нагов, и семь более крупных племен во главе с Пайтесом остались в одиночестве. [23] В 1995 году эти семь племен выбрали идентичность Зоми и сформировали Организацию воссоединения Зоми (ZRO) по просьбе пайтов. [24]

В 1997–1998 годах произошло этническое столкновение между племенами пайтес и куки, говорящими на языке таду , в районе Чурачандпур, в результате которого 352 человека погибли и тысячи были вынуждены покинуть свои дома, но в конце концов было достигнуто мирное соглашение. По этому случаю было сформировано подпольное боевое крыло ЗРО, получившее название «Армия воссоединения Зоми» или «Армия революции Зоми» (ЗРА). [25] [26] [с] По словам эксперта по безопасности Э.Н. Раммохана, пайты не были хорошо вооружены и в ходе столкновений потерпели поражение. ЗРА бежала через границу в Мьянму, где заключила союз с группировкой боевиков Нага NSCN-IM . [26]

Пайтес также доминирует в подпольной группе «Единый народный фронт» (UPF). [11]

Мизорам

По состоянию на 2011 год в Мизораме численность пайтов составляла около 23 000 человек. [1] Они проживают в более чем 20 деревнях, расположенных в 4 округах, а именно: Саитуал , Чамфай , Айзавл и Хаузавл . [27]

Пайтам, живущим в регионе «Сиалкал Тангдунг», предоставляется специальная администрация для помощи в развитии и подъеме местных территорий, называемая Советом развития Сиалкальского хребта (SRDC). Мимбунг , Тейкханг , Хиангмун , Кавлбем , Селам и Вайкхавтанг . В него входят деревни [ нужна ссылка ]

SRDC был впервые создан правительством Мизорама в феврале 2012 года как Совет по развитию Сиалкал-Тлангдунга. В 2013 году он был преобразован в Совет. [28]

См. также

Примечания

  1. ^ Альтернативные варианты написания: Пайтей , [3] Пате , [4] Пайхте . [5] Старые варианты написания: «Пытай». [6]
  2. ^ «Хулми» означало людей пещерного происхождения, имея в виду первоначальный миф, разделяемый всеми племенами Куки-Чин.
  3. существует еще одна организация под названием «Революционная армия Зоми» В штате Чин в Мьянме , созданная Тедимом Чином .

Дальнейшее чтение

  • Камкхентанг, Х (1989). Народные песни Пайте . Дирекция по разработке. племен и отсталых классов, Манлпур.

Ссылки

  1. ^ Jump up to: а б с «Религиозные данные переписи 2011 года: XXXI Мизорам, Манипур и Нагаленд» . Центр политических исследований. 18 октября 2016 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Перепись Индии — Языковые инструменты» . Перепись Индии. Архивировано из оригинала 3 июля 2014 года.
  3. ^ Jump up to: а б Гите и Вуальзонг, Племя Пайтей из Чурачандпура (2018) , стр. 334.
  4. ^ Этнолог, 15-е издание (2005) , с. 358.
  5. ^ Jump up to: а б Камкхентанг, Пайте (1988) , стр. 7–8.
  6. ^ Браун, Р. (1874 г.), Статистический отчет о родном штате Манипур и горной территории, находящейся под его властью , Калькутта: Управление суперинтенданта государственной печати, стр. 56
  7. ^ Jump up to: а б Гите и Вуалзонг, Племя Пайтей из Чурачандпура (2018) , стр. 334–335.
  8. ^ Jump up to: а б Цзоу, Патриоты и утилитаристы в англо-кукиской войне (2021) , стр. 159–160: «... на фоне треугольного соревнования между тремя диалектными группами - Цзоу (во главе с вождями Манлуна), Пайте (во главе с вожди куки) и таду (во главе с вождями хаокипами) в колониальных записях все три группы были известны как «новые куки» из-за их языкового и культурного сходства».
  9. ^ Чоудхури, Сангамитра (2016), Женщины и конфликты в Индии , Routledge, стр. 38–39, ISBN  9781317553625 Местный Пайтей предпочитал, чтобы его называли «Зоми», тогда как местный Тадус предпочитал, чтобы его называли «Кукис».
  10. ^ Хаокип, Конфликт Куки-Пайте (2007) , стр. 191: «В 1995 году по инициативе Пайте название «Семи племен» в районе Чурачандпур было изменено на «Организация воссоединения Зоми (ZRO)».
  11. ^ Jump up to: а б Сангита Баруа Пишароти, «Страхи по поводу земли», «Костер тревог Манипура, подпитывающий идентичность» , The Wire, 9 сентября 2016 г.
  12. ^ «Бывшие жители Пайте Венга рассказывают о своей «Хрустальной ночи» » . Таймс оф Индия . 25 июля 2023 г. Проверено 11 марта 2024 г.
  13. ^ Дас, Политика «принадлежности» среди народа зоми-чин-куки (2021) , стр. 225–226.
  14. ^ Этнолог, 15-е издание , SIL International, 2005 г., статья «Zome» (стр. 467) - через archive.org
  15. ^ Кипген, Негинпао (октябрь – декабрь 2011 г.), «Этнический конфликт в Индии: пример куки и нагов в Манипуре», Индийский журнал политической науки , 72 (4): 1048, JSTOR   41856539
  16. ^ Кэри и Так, Чин-Хиллз (1896) , стр. 140–141.
  17. ^ Хаокип, Конфликт куки-байтов (2007) , стр. 188 .
  18. ^ Хаокип, Генезис движения за автономию Куки (2012) , стр. 53–54.
  19. ^ Jump up to: а б Кипген, Этнический конфликт в Индии (2011) , с. 1049.
  20. ^ Ранджит Сингх и Томас, Этнические движения небольших племен Манипура (2001) , стр. 10–11.
  21. ^ Лал Дена, Лал Робул Пудайте, Колониальный раскол в Манипуре: прослеживая путь государства между 1835 и 1947 годами , Outlook, 4 сентября 2023 г.
  22. ^ Jump up to: а б В. Набакумар, Этнические отношения различных общин в Манипуре, блог Kukiforum, 27 августа 2007 г.
  23. ^ Хаокип, Конфликт куки-байтов (2007) , стр. 190.
  24. ^ Хаокип, Конфликт куки-байтов (2007) , стр. 191 .
  25. ^ Чоудхури, Сангамитра (2016), Женщины и конфликты в Индии , Routledge, стр. 38–39, ISBN  9781317553625
  26. ^ Jump up to: а б Раммохан, EN (апрель – июнь 2002 г.), «План действий по борьбе с повстанцами в Манипуре» , Журнал Объединенного института служб Индии , CXXXII.
  27. ^ «Приложение A-11: Планируемая численность племени по району (Приложение)» . censusindia.gov.in .
  28. ^ «Краткая история Совета по развитию Сиалкальского хребта» . gad.mizoram.gov.in . Проверено 4 ноября 2023 г.
Источники
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2496ef0a159edc304ddebf223528f49e__1721923980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/9e/2496ef0a159edc304ddebf223528f49e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Paite people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)