Пайте люди
Общая численность населения | |
---|---|
в. 80 000+ [1] [2] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Манипур , штат Чин , Ассам , Мизорам | |
Языки | |
Пайтский язык | |
Религия | |
христианство | |
Родственные этнические группы | |
Народ Пайте [а] — этническая группа на северо-востоке Индии , проживающая в основном в Манипуре и Мизораме . Пайты признаны зарегистрированным племенем в этих двух штатах. [7] Они часть народа Куки-Дзо , [8] но предпочитаю использовать личность Зоми . [9] [10] [11] « Гите » — крупный род паите. [8]
Идентификация
По словам антрополога Х. Камхентанга, термин «Паите» первоначально использовался только в районах Лушай (современный Мизорам и, возможно, район Чурачандпур в Манипуре). В районе Чинских холмов , по его словам, они были известны как Тедим Чины , и в их состав входили Камхау-Суктес . [5] [12] По мнению ученого Н.К. Даса, народ симте, указанный в Справочнике Манипура, — это то же самое, что и пайтес. [13] «Этнолог» утверждает, что диалекты паите , симте и тедим зоми практически идентичны. [14] Однако правительство Индии признает пайтесов и симтов отдельными племенами в списке зарегистрированных племен . [15] По данным переписи населения Индии 2001 года, пайтес насчитывало 64 100 человек, а симтес - 10 225 человек (по использованию языка). [2]
В британских колониальных записях пайтесы часто идентифицировались по клановому названию Гуите (старое написание: «Нвите»), которое было вождями народа пайте. Кэри и Так утверждают, что гуиты изначально селились вокруг Тедима, но мигрировали на север, к южной границе Манипура и северо-восточному углу Мизорама. Причиной, очевидно, было нападение суктийского вождя Хана Туама («Кантума», отца Кам Хау). Некоторые из гуитов подчинились Хану Туаму и в конечном итоге были поглощены Сукте, в то время как другие мигрировали на север, чтобы поселиться в современном городке Тонзанг и прилегающих частях округов Чурачандпур и Чандел , которые в то время не были частью королевства Манипур. . [16]
Манипур
По состоянию на 2018 год в Манипуре численность пайтесов составляет около 55 000 человек, что составляет 1,94 процента населения штата. [1] Они сконцентрированы в районе Чурачандпур и доминируют в городе Чурачандпур (местное название Ламка). Язык пайте считается лингва-франка города. [3] Считается, что пайты стали последними переселенцами в Манипур из Чин-Хиллз , причем некоторые утверждают, что они переехали после Второй мировой войны. [17]
В районе Чурачандпура у Пайтесов есть местные организации, такие как Совет племени Паите, Ассоциация молодых пайте, Литературное общество Пайте и Сиамсинпавлпи (SSPP, организация по благосостоянию студентов). В основном они исповедуют христианскую веру, причем большинство из них принадлежат к церкви Евангелическо-баптистской конвенции . [7]
Пайтес входил в состав Национального собрания Куки (КНА), образованного в 1946 году. [18] но вскоре внутриплеменное соперничество взяло верх, и большинство племен покинули КНА, чтобы сформировать конкурирующий Национальный союз Хулми (также называемый «Союз Хул»). [19] [20] [21] [б] Существенным моментом напряженности было опасение, что Таду Кукис , которые гораздо более многочисленны, чем другие племена Манипура, будут доминировать в КНА. [19] Национальный союз Хулми участвовал в выборах в законодательное собрание в 1948 году и получил семь мест. Он участвовал в формировании правительства, которое, однако, продлилось недолго из-за слияния Манипура с Индийским союзом . [22]
«Кхулми» должно было стать альтернативной идентичностью, способной конкурировать с идентичностью Куки, но правительство Индии признало идентичность Куки, включив «Любое племя Куки» в список зарегистрированных племен в 1951 году. [22] Впоследствии многие племена Старых Куки в Союзе Кхулов перешли к идентичности Нагов, и семь более крупных племен во главе с Пайтесом остались в одиночестве. [23] В 1995 году эти семь племен выбрали идентичность Зоми и сформировали Организацию воссоединения Зоми (ZRO) по просьбе пайтов. [24]
В 1997–1998 годах произошло этническое столкновение между племенами пайтес и куки, говорящими на языке таду , в районе Чурачандпур, в результате которого 352 человека погибли и тысячи были вынуждены покинуть свои дома, но в конце концов было достигнуто мирное соглашение. По этому случаю было сформировано подпольное боевое крыло ЗРО, получившее название «Армия воссоединения Зоми» или «Армия революции Зоми» (ЗРА). [25] [26] [с] По словам эксперта по безопасности Э.Н. Раммохана, пайты не были хорошо вооружены и в ходе столкновений потерпели поражение. ЗРА бежала через границу в Мьянму, где заключила союз с группировкой боевиков Нага NSCN-IM . [26]
Пайтес также доминирует в подпольной группе «Единый народный фронт» (UPF). [11]
Мизорам
По состоянию на 2011 год в Мизораме численность пайтов составляла около 23 000 человек. [1] Они проживают в более чем 20 деревнях, расположенных в 4 округах, а именно: Саитуал , Чамфай , Айзавл и Хаузавл . [27]
Пайтам, живущим в регионе «Сиалкал Тангдунг», предоставляется специальная администрация для помощи в развитии и подъеме местных территорий, называемая Советом развития Сиалкальского хребта (SRDC). Мимбунг , Тейкханг , Хиангмун , Кавлбем , Селам и Вайкхавтанг . В него входят деревни [ нужна ссылка ]
SRDC был впервые создан правительством Мизорама в феврале 2012 года как Совет по развитию Сиалкал-Тлангдунга. В 2013 году он был преобразован в Совет. [28]
См. также
Примечания
- ^ Альтернативные варианты написания: Пайтей , [3] Пате , [4] Пайхте . [5] Старые варианты написания: «Пытай». [6]
- ^ «Хулми» означало людей пещерного происхождения, имея в виду первоначальный миф, разделяемый всеми племенами Куки-Чин.
- ↑ существует еще одна организация под названием «Революционная армия Зоми» В штате Чин в Мьянме , созданная Тедимом Чином .
Дальнейшее чтение
- Камкхентанг, Х (1989). Народные песни Пайте . Дирекция по разработке. племен и отсталых классов, Манлпур.
Ссылки
- ^ Jump up to: а б с «Религиозные данные переписи 2011 года: XXXI Мизорам, Манипур и Нагаленд» . Центр политических исследований. 18 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Перепись Индии — Языковые инструменты» . Перепись Индии. Архивировано из оригинала 3 июля 2014 года.
- ^ Jump up to: а б Гите и Вуальзонг, Племя Пайтей из Чурачандпура (2018) , стр. 334.
- ^ Этнолог, 15-е издание (2005) , с. 358.
- ^ Jump up to: а б Камкхентанг, Пайте (1988) , стр. 7–8.
- ^ Браун, Р. (1874 г.), Статистический отчет о родном штате Манипур и горной территории, находящейся под его властью , Калькутта: Управление суперинтенданта государственной печати, стр. 56
- ^ Jump up to: а б Гите и Вуалзонг, Племя Пайтей из Чурачандпура (2018) , стр. 334–335.
- ^ Jump up to: а б Цзоу, Патриоты и утилитаристы в англо-кукиской войне (2021) , стр. 159–160: «... на фоне треугольного соревнования между тремя диалектными группами - Цзоу (во главе с вождями Манлуна), Пайте (во главе с вожди куки) и таду (во главе с вождями хаокипами) в колониальных записях все три группы были известны как «новые куки» из-за их языкового и культурного сходства».
- ^ Чоудхури, Сангамитра (2016), Женщины и конфликты в Индии , Routledge, стр. 38–39, ISBN 9781317553625 Местный
Пайтей предпочитал, чтобы его называли «Зоми», тогда как местный Тадус предпочитал, чтобы его называли «Кукис».
- ^ Хаокип, Конфликт Куки-Пайте (2007) , стр. 191: «В 1995 году по инициативе Пайте название «Семи племен» в районе Чурачандпур было изменено на «Организация воссоединения Зоми (ZRO)».
- ^ Jump up to: а б Сангита Баруа Пишароти, «Страхи по поводу земли», «Костер тревог Манипура, подпитывающий идентичность» , The Wire, 9 сентября 2016 г.
- ^ «Бывшие жители Пайте Венга рассказывают о своей «Хрустальной ночи» » . Таймс оф Индия . 25 июля 2023 г. Проверено 11 марта 2024 г.
- ^ Дас, Политика «принадлежности» среди народа зоми-чин-куки (2021) , стр. 225–226.
- ^ Этнолог, 15-е издание , SIL International, 2005 г., статья «Zome» (стр. 467) - через archive.org
- ^ Кипген, Негинпао (октябрь – декабрь 2011 г.), «Этнический конфликт в Индии: пример куки и нагов в Манипуре», Индийский журнал политической науки , 72 (4): 1048, JSTOR 41856539
- ^ Кэри и Так, Чин-Хиллз (1896) , стр. 140–141.
- ^ Хаокип, Конфликт куки-байтов (2007) , стр. 188 .
- ^ Хаокип, Генезис движения за автономию Куки (2012) , стр. 53–54.
- ^ Jump up to: а б Кипген, Этнический конфликт в Индии (2011) , с. 1049.
- ^ Ранджит Сингх и Томас, Этнические движения небольших племен Манипура (2001) , стр. 10–11.
- ^ Лал Дена, Лал Робул Пудайте, Колониальный раскол в Манипуре: прослеживая путь государства между 1835 и 1947 годами , Outlook, 4 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б В. Набакумар, Этнические отношения различных общин в Манипуре, блог Kukiforum, 27 августа 2007 г.
- ^ Хаокип, Конфликт куки-байтов (2007) , стр. 190.
- ^ Хаокип, Конфликт куки-байтов (2007) , стр. 191 .
- ^ Чоудхури, Сангамитра (2016), Женщины и конфликты в Индии , Routledge, стр. 38–39, ISBN 9781317553625
- ^ Jump up to: а б Раммохан, EN (апрель – июнь 2002 г.), «План действий по борьбе с повстанцами в Манипуре» , Журнал Объединенного института служб Индии , CXXXII.
- ^ «Приложение A-11: Планируемая численность племени по району (Приложение)» . censusindia.gov.in .
- ^ «Краткая история Совета по развитию Сиалкальского хребта» . gad.mizoram.gov.in . Проверено 4 ноября 2023 г.
- Источники
- Этнолог, 15-е издание , SIL International, 2005 г. - через archive.org
- Кэри, Бертрам С.; Так, HN (1896), Чин-Хиллз, Том I , правительственная печать, Бирма - через archive.org
- Дас, Северная Каролина (2021 г.), «Коренное население, культурная память и гибридная идентичность: политика «принадлежности» среди народов зоми-чин-куки на границе Индии и Мьянмы» , в книге А.К. Гири (ред.), « Перекрестные корни и маршруты» , Спрингер, стр. 217–242, номер документа : 10.1007/978-981-15-7118-3_13.
- Гите, М. Пауминсан; Вуальзонг, Лангтианмунг (2018), «Повышение устойчивости сообщества и роль племени Пайтей из Чурачандпура в Манипуре» , в книге Амиты Сингх; Милап Пуния; Ниведита П. Харан; Тиям Бхарат Сингх (ред.), Развитие и управление стихийными бедствиями: исследование северо-восточных штатов Индии , Springer, стр. 331–348, ISBN 9789811084850
- Хаокип, Ребекка К. (2007). «Конфликт Куки-Пайте в районе Чурачандпур в Манипуре». В Лазаре Джеясилане (ред.). Картирование конфликтов и мирные процессы в Северо-Восточной Индии (PDF) . Северо-восточный центр социальных исследований. стр. 185–207.
- Хаокип, Сейхогин (2012), «Генезис движения за автономию Куки в Северо-Восточной Индии», в Тонгкхолал Хаокип (редактор), Куки Северо-Восточной Индии: политика и культура , Bookwell, стр. 53–, ISBN 9789380574448
- Камкхентанг, Х. (1988), Пайте, трансграничное племя Индии и Бирмы , Mittal Publications, ISBN 9788170990703
- Кипген, Негинпао (октябрь – декабрь 2011 г.), «Этнический конфликт в Индии: пример куки и нагов в Манипуре», Индийский журнал политической науки , 72 (4): 1043–1060, JSTOR 41856539
- Ранджит Сингх, РК; Томас, К. Джошуа (2001), «Этнические движения небольших племен Манипура», в книге К. Джошуа Томаса; Рамамурти Гопалакришнан; Р.К. Ранджит Сингх (ред.), Ограничения в развитии Манипура , Публикации Регентства / Альтернативы политики для Северо-Востока и осведомленность о ликвидации конфликтов, ISBN 9788187498308
- Шекспир, Дж. (1912), Кланы Лушей Куки , Лондон: Макмиллан и компания - через archive.org
- Цзоу, Дэвид Вумлаллиан (2019), «Патриоты и утилитаристы в англо-кукиской войне» , в Jangkhomang Guite; Тонгкхолал Хаокип (ред.), Англо-куки война, 1917–1919: пограничное восстание против империализма во время Первой мировой войны , Routledge, стр. 168–197, ISBN 978-1-138-50704-3