Лису люди
ꓡꓲ-ꓢꓴ Ли Су 傈僳 | |
---|---|
![]() ![]() ![]() ![]() | |
Общая численность населения | |
1 200 000 (оценка) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() ![]() ![]() | |
Языки | |
Слушай , Липо , Хромой , Нау ; Юго-западный мандаринский (китайский), бирманский , тайский | |
Религия | |
Христианство , анимизм и буддизм | |
Родственные этнические группы | |
|
Лису люди | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
китайский | Лису | ||
| |||
бирманское имя | |||
бирманский | Лису люди | ||
Тайское имя | |||
тайский | Ли Су |
Народ лису ( лису : ꓡꓲ‐ꓢꓴ ꓫꓵꓽ ; бирманский : កាងងាន្រ , [lìsʰù] ; китайский : 傈僳 族 ; пиньинь : Lìsùzú ; тайский : ក្រ ) — тибето-бирманская этническая группа , населяющая горные районы Мьянмы Бирмы). ( юго-запад Китай , Таиланд и индийский штат Аруначал-Прадеш .
Около 730 000 лису живут в префектурах Лицзян , Баошань , Нуцзян , Декэн и Дэхун в провинциях Юньнань и Сычуань , Китай. Лису составляют одну из 56 этнических групп, официально признанных Китаем. В Мьянме лису признаны одной из 135 этнических групп, численность населения которых оценивается в 600 000 человек. Лису живут на севере страны; Штат Качин ( Путао , Мьичина , Данай , Вайнмау , Бхамо ), штат Шан ( Момейк , Намхсан , Лашио , Хопанг и Коканг ) и южный штат Шан ( Намсанг , Лойлем , Монгтон ), а также округ Сагайн ( Катха и Кхамти ), Мандалай Дивизия ( Могок и Пьин Оо Лвин ). Примерно 55 000 человек проживают в Таиланде , где они являются одним из шести основных горных племен . В основном они населяют отдаленные горные районы. [2]
Племя Лису состоит из более чем 58 различных кланов. Каждый семейный клан имеет свое имя или фамилию. Самыми крупными семейными кланами, хорошо известными среди племенных кланов, являются Лаэмае-пха, Бья-пха, Торн-пха, Нгва-Пха (Нгваза), Нау-пха, Сеу-пха, Хау-пха. Большинство фамилий произошли от их собственной деятельности охотников в первобытные времена. Однако позже они приняли многие китайские фамилии. Их культура имеет общие черты с культурой народа И или Нуосу (Лоло).
История
[ редактировать ]
История Лису передается из поколения в поколение в виде песен. Сегодня эти песни настолько длинные, что на их пение может уйти целая ночь. [3]
Происхождение
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2017 г. ) |
Считается, что лису возникли в восточном Тибете еще до того, как нынешние тибетцы прибыли на плато. Исследования, проведенные учеными Лису, показывают, что они переехали на северо-запад Юньнани . Они населяли регион через Баошань и равнину Тэнчун на протяжении тысячелетий. Лису, Йи , Лаху и Акха — тибетско-бирманские языки, отдаленно связанные с бирманским и тибетским языками. [4] [5] [6] [7] После китайской династии Мин , около 1140–1644 гг. н. э., восточные и южные языки и культура лису находились под сильным влиянием ханьской культуры. [8] [9] Деревня тайпин в Иньцзяне , Юньнань, Китай, была впервые основана народом Лу Ши Лису около 1000 лет назад. [ нужна ссылка ] В середине 18 века народы лису в Иньцзяне начали переселяться в Момейк , Бирма, население южного лису переселилось в Могок и южный штат Шан, а затем, в конце 19 века, переселилось в северный Таиланд. [9] [10] [11] [12] Лису — одно из трёх племен Лоло, потомков Йи. И (или нуосу) по-прежнему гораздо ближе к языкам лису и мьянманскому. Мьят Вай То отмечает, что, как говорится, «истоки Великой реки, Лису берут свое начало», где Лису жила в «Моу-Ку-Де»; их называли «Лису» только в 400–200 гг. до н.э. [13] [ нужен лучший источник ]

Подарок
[ редактировать ]С 2010-х годов многие лису конфликтовали с качинами из-за обвинений в том, что КИА насильственно призывала их на военную службу и убивала мирных жителей. [14] [15] Во время гражданской войны в Мьянме Партия национального развития Лису сформировала ополчения, поддерживающие Татмадау, для борьбы с КИА и СПО . В эти «народные ополчения» призывались как молодежь, так и пожилые люди. У Шве Мин руководил этими формированиями до своей смерти 7 марта 2024 года. [16] [17] [18]
Читать в Индии
[ редактировать ]Людей лису в Индии называют Йобин . Во всех правительственных отчетах Лису — это Йобин, и эти слова иногда используются как синонимы. Ин Лису — одно из меньшинств штата Аруначал-Прадеш индийского . Они живут в основном в Виджойнагар круге в Гандиграме (или Шиди в Лису), который является самой большой деревней. Лису также встречаются в городе Мяо и Инджан деревне района Харсанг Серкл Чангланг . Лису традиционно жили в провинции Юньнань на юго-западе Китая, а также в штатах Шан и Качин на северо-востоке Мьянмы. В Индии проживает около 5000 человек лису.
Правительственное открытие Лису
[ редактировать ]Первоначально индо-бирманская граница была проведена на основе исследований, проведенных в рамках Топографической службы Британской Индии еще в 1912 году, по самому высокому хребту Хкакабо Рази (высота 5881 м (19 295 футов); самая высокая точка в Мьянме). на стыке с китайской границей на севере, до холмов Читтагонг в Бангладеш, согласно «сочетанию хребтов, водоразделов и самых высоких гребней». [19] Позже, во время Второй мировой войны, в дневнике ВКЛ Миллара вспоминается побег группы из 150 европейских, индийских и качинских официальных лиц и гражданских лиц, спасавшихся от наступления японцев в мае 1942 года. Они отправились из Путао (Качин) в Маргариту (Ассам) через Перевал Чаукан и следовал по долине реки Ноа-Дихинг. Миллар записывает, что на протяжении ста миль от перевала Чаукан «не было никаких следов человека» ни лису, ни какого-либо другого племени. [20] Пограничные переговоры с Китаем, которые привели к китайско-индийской войне 1962 года , и вторжение китайских войск в индийский штат Аруначал-Прадеш побудили правительство Индии обеспечить безопасность своих международных границ в северо-восточном регионе , определенных в соответствии с Топографическими данными. Обзор Британской Индии. Стрелковые полки Ассама, взявшие под свой контроль приграничную территорию, наняли рабочих из различных племен, в том числе лисусов, для строительства взлетно-посадочной полосы в Виджойнагаре. В 1969–70 годах здесь расселили 200 семей. [21] В 2010 году численность населения оценивалась в 5500 человек, включая Горхали Джавана (бывших пенсионеров из винтовок Ассама и Лисуса / Йобина). [ нужна ссылка ]
Прибытие по Ледо Роуд.
[ редактировать ]Некоторые группы лису прибыли в Индию по Ледо-роуд . Некоторые из них работали угольщиками под руководством британцев (один сертификат, который первоначально принадлежал некоему Афу Лису, представляет собой сертификат британского шахтера 1918 года, хранящийся у Лису). На сертификате стоит отметка тогдашнего губернатора, управлявшего регионом из Лакхимпура, Ассам (участок дороги Ледо между Ледо и Шингбвиянгом был открыт только в 1943 году). Большинство лису, живших в Ассаме, вернулись в Мьянму. Тем не менее, некоторые из них все еще встречаются в районе Харангху в Ассаме, округ Харсанг в Аруначал-Прадеше. Хотя большинство из них потеряли свой родной язык, некоторые сохранили язык и культуру почти нетронутыми. [22] [23]
Политические и социальные вопросы
[ редактировать ]В начале 1980-х годов народ лису, проживающий в Индии, не имел индийского гражданства, поскольку считался беженцами из Мьянмы. В 1994 году им было предоставлено индийское гражданство, но не статус зарегистрированного племени. В настоящее время это является предметом претензии к правительству.
За исключением прибытия парка джипов в конце 1970-х годов, в этом районе уже 4 десятилетия нет дорог и транспортных средств. Район изолирован, поэтому некоторые называют людей «узниками географии». [24]
Фактически, Намдафа первоначально был объявлен заповедником дикой природы в 1972 году, а затем национальным парком в 1983 году. Власти провели демаркацию южной границы возле деревни Гандиграм. С тех пор лисусы, поселившиеся в Национальном парке, считаются «посягателями» согласно Закону об охране дикой природы 1972 года. [25] В период с 1976 по 1981 год Департамент общественных работ проложил 157-километровую (98 миль) дорогу между Мяо и Виджойнагаром (дорога MV) по левому берегу реки Ноа-Дихинг через национальный парк Намдафа , но ее оказалось трудно обслуживать из-за сильные дожди и частые оползни. Также считалось, что дорога еще больше облегчит браконьерство на диких животных и посягательство на земли национального парка. О реконструкции дороги МВ было объявлено в 2010 и 2013 годах. [26]
Культура
[ редактировать ]Деревни Лису обычно строятся рядом с водой, чтобы обеспечить легкий доступ для мытья и питья. [8] Их дома обычно строятся на земле, имеют земляные полы и бамбуковые стены, хотя все большее число более богатых лису теперь строят дома из дерева или даже бетона. [3]
Основой существования лису были рисовые поля, горный рис, фрукты и овощи. Однако они обычно жили в экологически нестабильных регионах, где нелегко поддерживать существование. Они также сталкивались с постоянными потрясениями, вызванными как физическими, так и социальными катастрофами (землетрясения и оползни, войны и правительства). Поэтому их выживание обычно зависело от торговли. Это включало работу носильщиками и охранниками караванов. С появлением опийного мака в качестве товарной культуры в начале 19 века многие группы населения Лису смогли достичь экономической стабильности. Это продолжалось более 100 лет, но производство опиума практически исчезло в Таиланде и Китае из-за запрета производства. Очень немногие лису когда-либо употребляли опиум или его более распространенный производный героин , за исключением медицинских целей, которые использовали пожилые люди для облегчения боли при артрите . [27]
Лису практиковали подсечно - огневое земледелие. В условиях низкой плотности населения, когда земля может находиться под паром в течение многих лет, вспашка является экологически устойчивой формой садоводства . Несмотря на десятилетия заселения горными племенами, такими как лису, в северном Таиланде доля нетронутых лесов была выше, чем в любой другой части Таиланда. Тем не менее, благодаря строительству дорог государством и лесозаготовкам (частично законным, но в основном незаконным) тайскими компаниями, [28] [29] Огораживание земель в национальных парках и приток иммигрантов из низин, заболоченные поля нельзя возделывать, нельзя повторно зарастать, а в результате оползня образуются большие участки обезлесенных склонов гор. В этих условиях Лису и другие жители Свидденса были вынуждены обратиться к новым методам ведения сельского хозяйства, чтобы выжить. [30]
Традиционный костюм тайского лису, показанный здесь, сильно отличается от основного традиционного костюма лису, который широко используется в автономной префектуре Нуцзян Лису, Юньнани, Китай и Путао, Данае, Мьичине, Северной Мьянме. [3]
Религия
[ редактировать ]христианство
[ редактировать ]Начиная с начала 20-го века, многие люди лису в Индии и Бирме обратились в христианство . Такие миссионеры, как Джеймс О. Фрейзер , Аллин Кук и Изобель Кун и ее муж Джон из Китайской внутренней миссии (ныне OMF International ), активно сотрудничали с Лису из Юньнани. [31] Среди миссионеров Джеймс Аутрам Фрейзер (1880–1938) был первым миссионером, достигшим народа лису в Китае. Другим миссионером, проповедовавшим народ лису в Мьянме, был Тара Со Ба Тау (1889–1968). Джеймс Фрейзер и Со Ба Тоу вместе создали алфавит лису в 1914 году. [32] Было много других миссионеров, которые принесли христианство народу лису. Дэвид Фиш говорит: «Было более сотни миссионеров, которые посвятили свою жизнь распространению Евангелия среди народа лису. Они принадлежали к разным деноминациям и миссиям: Внутренняя миссия Китая, Ученики Христа (Церковь Христа), Ассамблея Божия, пятидесятники. Церкви и так далее. Люди Лису приняли этих миссионеров и их учение Евангелия, поэтому они быстро обратились в христианство и стали последователями Христа. [33]
Первыми миссионерами в Китае и Мьянме были Рассел Морс и его жена Гертруда Эрма Хоу, которая стала Гертрудой Морс после замужества с Расселом Морсом. Миссионеры христианских церквей или Церкви Христа в Мьянме были семьями Морса. [34] В их миссионерском отчете отмечается, что семья Морс начала свою миссию в Китае в 1926 году, но из-за политических волнений они отправились в Бирму и начали преподавать среди племени лису в 1930 году. [35]
Обращение народа лису в христианство произошло относительно быстро. Многие Лису и Раванг обратились в христианство из анимизма. Перед Второй мировой войной племена лису, жившие в провинции Юньнань, Китай, и долине реки Ах-Джар, Мьянма, евангелизировали миссионеры из тибетской миссии Лисуленд и церквей Христа Лисуленда. Многие лису затем обратились в христианство. [36] [ нужен лучший источник ]
Миссионеры продвигали образование, сельское хозяйство и здравоохранение. Миссионеры создали письменность лису и новые возможности. Дэвид Фиш сообщает, что «Дж. Рассел Морс привез много видов фруктов, таких как Вашингтон, апельсин, рубин, королевский апельсин и грейпфрут. Выращивание фруктов распространилось из Путао в другие части Мьянмы и стало важным национальным достоянием. Он также обучал люди научились столярному делу и строительству зданий, а народ Лису также научился у них стратегии основания церквей». [37]
Миссионеры изучали культуру лису, чтобы быстро распространять христианство. Они использовали различные методы, в том числе преподавали гимны , посылали лекарства и врачей, помогали нуждающимся и предоставляли средства местным миссионерам и евангелистам. Они также помогли в развитии сельского хозяйства Лису.
Бюро по делам религии китайского правительства предложило считать христианство официальной религией лису. [38]
По состоянию на 2008 год [update]В провинции Юньнань проживало более 700 000 христиан лису и 450 000 в Мьянме (Бирма). Только лису в Таиланде остались неизменными под христианским влиянием. [39] [40]
Анимизм/шаманизм/поклонение предкам
[ редактировать ]До того, как народ лису познакомился с христианством, они были анимистами. Арчибальд Роуз указывает, что религия Лисусов представляет собой простую форму анимизма или поклонения натам, принося жертвы духам гор. [41] Наиболее важные ритуалы совершаются шаманами . Главный фестиваль Лису соответствует китайскому Новому году и отмечается музыкой, застольями и напитками, а также свадьбами; В это время люди носят большое количество серебряных украшений и надевают свою лучшую одежду, чтобы продемонстрировать свои успехи в предыдущем сельскохозяйственном году. есть священная роща В каждой традиционной деревне на вершине деревни , где духу неба или, в Китае, духу старого дедушки, умилостивляют подношениями ; предков . каждого дома есть алтарь В задней части [42] [43] [44]
Язык
[ редактировать ]С лингвистической точки зрения лису принадлежит к языку И или ветви Нуосу китайско-тибетской семьи. [45]
Используются два скрипта. Департамент по делам меньшинств Китая издает литературу на обоих языках. Самым старым и наиболее широко используемым из них является алфавит Фрейзера, разработанный примерно в 1920 году Джеймсом О. Фрейзером и этническим каренским евангелистом Ба Тоу. Второй сценарий был разработан правительством Китая и основан на системе пиньинь .
Сценарий Фрейзера для языка лису использовался для подготовки первых опубликованных работ на языке лису, которые представляли собой катехизис , части Священных Писаний и полный Новый Завет в 1936 году. В 1992 году китайское правительство официально признало алфавит Фрейзера официальным письмом Лису. Язык лису. [46]
Лишь небольшая часть лису умеет читать или писать, при этом большинство учатся читать и писать на своем местном языке (китайском, тайском, бирманском) посредством начального образования. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Китайские этнические группы» . China-information.com . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ Эрнст, Габриэль (21 октября 2019 г.). « Мы стараемся не быть тайцами»: повседневное сопротивление этнических меньшинств» . Новая Мандала . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Удивительные люди – документальные истории и места» . Удивительные люди.com . Архивировано из оригинала 5 августа 2018 года . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ Большой 1996 г.
- ^ Большой 2001 г.
- ^ Брэдли 1997
- ^ Матисофф 1986
- ^ Jump up to: а б Десен 1972 г.
- ^ Jump up to: а б Хэнкс и Хэнкс, 2001 г.
- ^ Джордж 1915 г.
- ^ Энрикес 1921
- ^ Скотт и Хардиман 1900–1901
- ^ Мэт Товей, Жизненные традиции народа лису (Справочник народа лисуского храма, 2008); Письмо 5.
- ^ «Кровь заговорила»: смерть Лису вызвала волнения в Качине . Эмили Фишбейн. 11 июля 2019 г. Frontier Myanmar. Архивировано 9 марта 2024 г. в Wayback Machine.
- ^ Тысячи убийств в знак протеста против этнических лису, совершенные Армией независимости Качина Мьянмы . 22 мая 2017 г. Чжо Мё Мин. Радио Свободная Азия . Архивировано 16 сентября 2023 года в Wayback Machine.
- ^ Сопротивление Качина атаковало аванпосты союзников хунты Мьянмы . 4 августа 2022 года . Иравади . Архивировано 28 ноября 2023 года в Wayback Machine.
- ^ Этнические лица лису в штате Качин завербованы в качестве новых членов ополчения . Бирма Ньюс Интернэшнл . 8 ноября 2023 г. Архивировано 8 марта 2024 г. в Wayback Machine.
- ↑ Лидер ополчения Лису, союзника хунты, убит в бою с силами Качина . Мьянма сейчас . 8 марта 2024 г. Архивировано 8 марта 2024 г. в Wayback Machine.
- ^ Файл: Британско-Индийская империя, Имперский географический справочник Индии, 1909 год.jpg
- ^ Тайсон Джеффри (17 августа 2018 г.). «Забытый рубеж (1945)» . Архив.орг . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ «Губернатор Аруначал-Прадеша :: Губернатор посещает отдаленный Виджойнагар» . Arunachalgovernor.gov.in . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ «Профиль района Чангланг» . Архивировано из оригинала 12 мая 2008 года . Проверено 7 июня 2008 г.
- ^ Джон Маккой, Тимоти Лайт (1986). Вклад в китайско-тибетские исследования . БРИЛЛ. стр. 915–6. ISBN 90-04-07850-9 .
- ^ «Узники географии» . Frontline.in . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ «АКТ О ЗАЩИТЕ ДИКОЙ ПРИРОДЫ 1972 г. (№ 53 от 1972 г.)» (PDF) . Nbaindia.org . 9 сентября 1972 года . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ «Заложен фундамент дороги Мяо-Виджайнагар» . Таймс оф Индия . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ Дюрренбергер 1976
- ^ Фокс 2000
- ^ Фокс и др. 1995 год
- ^ Маккаскилл и Кемпе, 1997 г.
- ^ «Сеть правительства провинции Юньнань Китая» . Eng.yn.gov.cn. Проверено 15 февраля 2008 г.
- ^ История Церкви Христа в Мьянме , (75 Jubilee Press, 2008), 11.
- ^ Дэвид Фиш, Лис и Церковь Христа в Мьянме (магистр исследовательской работы, Восточный библейский институт, Хмауби, Янгон, 2005), 11.
- ^ Доктор Джошуа Леме, История церкви в Янгоне, 2012, стр. 4.
- ^ Юджин Морс, Исход в скрытую долину (Огайо: William Collins World Press, 1974), 6e.
- ^ Колеблющаяся группа, Отчет комиссии по расследованию приграничной зоны Мьянмы представлен правительству Союза Мьянмы. Штат Качин - округ Путао-Хилл (1999–1956 гг.) 70 букв.
- ^ Фиш, Дэвид 23.
- ^ Ковелл, Ральф (весна 2008 г.). «Каждому племени». Христианская история и биография (98): 27–28.
- ^ «Лису Китая» . ОМФ Интернешнл . Архивировано из оригинала 20 марта 2008 года . Проверено 20 февраля 2008 г.
- ^ OMF International (2007), с. 1-2
- ^ Арчибальд Роуз и Дж. Гоггин Браун, Лису (Явьин), Племена бирманско-китайской границы в мемуарах Азиатского общества Бенгалии (Нет места: The Baptists Mission Press, 1910), 265.
- ^ Дюрренбергер 1989
- ^ Брэдли (1999), с. 89
- ^ Кляйн-Хутизинг 1990
- ^ Брэдли 2008 г.
- ^ «Омниглотские системы письма и языки мира» . Алфавит Фрейзера . Проверено 20 февраля 2008 г.
Источники
[ редактировать ]- Брэдли, Дэвид (ноябрь 1999 г.). Разговорник горных племен . Одинокая планета. ISBN 0-86442-635-6 .
- Брэдли, Дэвид (2008). Словарь Южного Лису . СТЕДТ. ISBN 978-0-944613-43-6 .
- Брэдли, Дэвид, 1997. «Что они ели? Зерновые культуры бурмских групп», Mon – Khmer Studies 27: 161–170.
- Дессэн, Ален Ю., 1972. Экономическая организация лису тайского нагорья, доктор философии. диссертация по антропологии, Гавайский университет.
- Дюрренбергер, Э. Пол, 1989. «Религия Лису», Периодические статьи публикаций Юго-Восточной Азии № 13 , ДеКалб: Университет Северного Иллинойса.
- Дюрренбергер, Э. Пол, 1976. «Экономика деревни Лису», Американский этнолог 32: 633–644.
- Энрикес, майор КМ, 1921. «Лису», Журнал Исследовательского общества Бирмы 11 (Часть 2), стр. 70–74.
- Форбс, Эндрю, и Хенли, Дэвид, «Народы холмов Чиангмая» в: Древний Чиангмай, том 3. Чиангмай, Cognoscenti Books, 2012. ASIN: B006IN1RNW
- Фокс, Джефферсон М., 2000. «Как обвинение фермеров в вырубке и сжигании приводит к вырубке лесов на материковой части Юго-Восточной Азии», Asia Pacific Issues № 47.
- Фокс, Краммель, Ярнасарн, Экасингх и Поджер, 1995. «Землепользование и динамика ландшафта в северном Таиланде: оценка изменений в трех горных водоразделах», Ambio 24 (6): 328–334.
- Джордж, ECS, 1915. «Район Рубиновых шахт», бирманский географический справочник , Рангун, офис суперинтенданта государственной типографии, Бирма.
- Грос, Стефан, 1996. «Земли границ, земли колонизации: очерк о китайско-тибетских рынках Юньнани посредством создания Тибетской миссии», Peninsula 33(2): 147–211.
- Грос, Стефан, 2001. «Ритуалы и политика: миссионерские встречи в местной культуре на северо-западе Юньнани», «Наследие и социальная память», панельная дискуссия Ассоциации азиатских исследований, 22–25 марта 2001 г.
- Хэнкс, Джейн Р. и Люсьен М. Хэнкс, 2001. Племена северной границы Таиланда , Йельские монографии по юго-восточным исследованиям , том 51, Нью-Хейвен.
- Хутисинг, Отоме Кляйн, 1990. Возникающее сексуальное неравенство среди лису Северного Таиланда: ослабление репутации слонов и собак , Э. Дж. Брилл, Нью-Йорк и Лейден.
- Маккаскилл, Дон и Кен Кампе, 1997. Развитие или одомашнивание? Коренные народы Юго-Восточной Азии . Чиангмай: Книги шелкопряда.
- Скотт, Джеймс Джордж и Дж. П. Хардиман, 1900–1901 гг. Справочник Верхней Бирмы и штатов Шан, части 1 и 2 , перепечатано AMS Press (Нью-Йорк).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Племена северной границы Таиланда , Монографии Йельского университета по юго-восточным исследованиям, Том 51, Нью-Хейвен, Хэнкс, Джейн Р. и Люсьен М. Хэнкс, 2001.
- Возникающее сексуальное неравенство среди лису Северного Таиланда: ослабление репутации слонов и собак , Хутисинг, Отоме Кляйн, Э.Дж. Брилл, 1990 г.
- Экономика деревни Лису , Э. Пол Дюрренбергер, американский этнолог 32: 633–644, 1976.
- Лису Религия, Э. Пол Дюрренбергер, Публикации Юго-Восточной Азии Университета Северного Иллинойса № 12, 1989.
- За хребтами: Фрейзер из Лисуленда на юго-западе Китая, автор: миссис Ховард Тейлор ( Мэри Джеральдин Гиннесс )
- Горный дождь, Эйлин Фрейзер Кроссман
- Мемуары Джо Фрейзера миссис Джо Фрейзер
- Джеймс Фрейзер и король Лису автора Филлис Томпсон
- Молитва веры Джеймса О. Фрейзера и Мэри Элеоноры Олбатт
- На арене , Кун, Изобель OMF Books (1995)
- Камни огня , Кун, Книги Изобель Шоу (июнь 1994 г.)
- Восхождение к племенам: новаторство в Северном Таиланде , Кун, Изобель OMF Books (2000)
- Драгоценные вещи устойчивых холмов , Кун, Изобель, книги OMF (1977)
- Люди второй мили , Кун, Книги Изобель Шоу (декабрь 1999 г.)
- Гнезда над бездной , Кун, Изобель Муди Пресс (1964)
- Собаки могут лаять, но караван идет , Морс, Gertrume College Press, (1998)
- Трансформации социальной структуры лису в условиях контроля над опиумом и сохранения водоразделов в северном Таиланде , Гиллогли, Кэтлин А. Кандидатская диссертация, антропология, Мичиганский университет. 2006.
- Рыба-четверка и Новый Завет Лису , Лейла Р. Кук (Внутренняя миссия Китая, 1948)
- Дорогая вторая из Лису-ленда , Лейла Р. Кук (Внутренняя миссия Китая, 1933)
- Справочник по языку лису , Джеймс О. Фрейзер (1922)
- Политические системы Хайлендской Бирмы: исследование социальной структуры Качина , Э. Р. Лич (Лондонская школа экономики и политических наук, 1954).
- Народы Золотого Треугольника , Пол Льюис и Элейн Льюис (Темза и Гудзон, 1984)
- Дж. О. Фрейзер и рост церкви среди лису Юго-Западного Китая , Уолтер Лесли МакКоннелл (диссертация MCS, Риджент-колледж, 1987)
Внешние ссылки
[ редактировать ]