Jump to content

Лису люди

Гладкий
ꓡꓲ-ꓢꓴ Ли Су 傈僳

Общая численность населения
1 200 000 (оценка)
Регионы со значительной численностью населения
 Китай ( Юньнань , Сычуань ), [1]
 Мьянма
 Таиланд
 Индия ( Аруначал-Прадеш )
Языки
Слушай , Липо , Хромой , Нау ; Юго-западный мандаринский (китайский), бирманский , тайский
Религия
Христианство , анимизм и буддизм
Родственные этнические группы
Лису люди
Китайское имя
китайский Лису
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinLìsùzú
бирманское имя
бирманский Лису люди
Тайское имя
тайский Ли Су

Народ лису ( лису : ꓡꓲ‐ꓢꓴ ꓫꓵꓽ ; бирманский : កាងងាន្រ , [lìsʰù] ; китайский : 傈僳 ; пиньинь : Lìsùzú ; тайский : ក្រ ) — тибето-бирманская этническая группа , населяющая горные районы Мьянмы Бирмы). ( юго-запад Китай , Таиланд и индийский штат Аруначал-Прадеш .

Около 730 000 лису живут в префектурах Лицзян , Баошань , Нуцзян , Декэн и Дэхун в провинциях Юньнань и Сычуань , Китай. Лису составляют одну из 56 этнических групп, официально признанных Китаем. В Мьянме лису признаны одной из 135 этнических групп, численность населения которых оценивается в 600 000 человек. Лису живут на севере страны; Штат Качин ( Путао , Мьичина , Данай , Вайнмау , Бхамо ), штат Шан ( Момейк , Намхсан , Лашио , Хопанг и Коканг ) и южный штат Шан ( Намсанг , Лойлем , Монгтон ), а также округ Сагайн ( Катха и Кхамти ), Мандалай Дивизия ( Могок и Пьин Оо Лвин ). Примерно 55 000 человек проживают в Таиланде , где они являются одним из шести основных горных племен . В основном они населяют отдаленные горные районы. [2]

Племя Лису состоит из более чем 58 различных кланов. Каждый семейный клан имеет свое имя или фамилию. Самыми крупными семейными кланами, хорошо известными среди племенных кланов, являются Лаэмае-пха, Бья-пха, Торн-пха, Нгва-Пха (Нгваза), Нау-пха, Сеу-пха, Хау-пха. Большинство фамилий произошли от их собственной деятельности охотников в первобытные времена. Однако позже они приняли многие китайские фамилии. Их культура имеет общие черты с культурой народа И или Нуосу (Лоло).

Бирманское изображение народа лису в начале 1900-х годов.

История Лису передается из поколения в поколение в виде песен. Сегодня эти песни настолько длинные, что на их пение может уйти целая ночь. [3]

Происхождение

[ редактировать ]

Считается, что лису возникли в восточном Тибете еще до того, как нынешние тибетцы прибыли на плато. Исследования, проведенные учеными Лису, показывают, что они переехали на северо-запад Юньнани . Они населяли регион через Баошань и равнину Тэнчун на протяжении тысячелетий. Лису, Йи , Лаху и Акха — тибетско-бирманские языки, отдаленно связанные с бирманским и тибетским языками. [4] [5] [6] [7] После китайской династии Мин , около 1140–1644 гг. н. э., восточные и южные языки и культура лису находились под сильным влиянием ханьской культуры. [8] [9] Деревня тайпин в Иньцзяне , Юньнань, Китай, была впервые основана народом Лу Ши Лису около 1000 лет назад. [ нужна ссылка ] В середине 18 века народы лису в Иньцзяне начали переселяться в Момейк , Бирма, население южного лису переселилось в Могок и южный штат Шан, а затем, в конце 19 века, переселилось в северный Таиланд. [9] [10] [11] [12] Лису — одно из трёх племен Лоло, потомков Йи. И (или нуосу) по-прежнему гораздо ближе к языкам лису и мьянманскому. Мьят Вай То отмечает, что, как говорится, «истоки Великой реки, Лису берут свое начало», где Лису жила в «Моу-Ку-Де»; их называли «Лису» только в 400–200 гг. до н.э. [13] [ нужен лучший источник ]

Женщина лису на рынке в Сисенге , штат Южный Шан.

С 2010-х годов многие лису конфликтовали с качинами из-за обвинений в том, что КИА насильственно призывала их на военную службу и убивала мирных жителей. [14] [15] Во время гражданской войны в Мьянме Партия национального развития Лису сформировала ополчения, поддерживающие Татмадау, для борьбы с КИА и СПО . В эти «народные ополчения» призывались как молодежь, так и пожилые люди. У Шве Мин руководил этими формированиями до своей смерти 7 марта 2024 года. [16] [17] [18]

Читать в Индии

[ редактировать ]

Людей лису в Индии называют Йобин . Во всех правительственных отчетах Лису — это Йобин, и эти слова иногда используются как синонимы. Ин Лису — одно из меньшинств штата Аруначал-Прадеш индийского . Они живут в основном в Виджойнагар круге в Гандиграме (или Шиди в Лису), который является самой большой деревней. Лису также встречаются в городе Мяо и Инджан деревне района Харсанг Серкл Чангланг . Лису традиционно жили в провинции Юньнань на юго-западе Китая, а также в штатах Шан и Качин на северо-востоке Мьянмы. В Индии проживает около 5000 человек лису.

Правительственное открытие Лису

[ редактировать ]

Первоначально индо-бирманская граница была проведена на основе исследований, проведенных в рамках Топографической службы Британской Индии еще в 1912 году, по самому высокому хребту Хкакабо Рази (высота 5881 м (19 295 футов); самая высокая точка в Мьянме). на стыке с китайской границей на севере, до холмов Читтагонг в Бангладеш, согласно «сочетанию хребтов, водоразделов и самых высоких гребней». [19] Позже, во время Второй мировой войны, в дневнике ВКЛ Миллара вспоминается побег группы из 150 европейских, индийских и качинских официальных лиц и гражданских лиц, спасавшихся от наступления японцев в мае 1942 года. Они отправились из Путао (Качин) в Маргариту (Ассам) через Перевал Чаукан и следовал по долине реки Ноа-Дихинг. Миллар записывает, что на протяжении ста миль от перевала Чаукан «не было никаких следов человека» ни лису, ни какого-либо другого племени. [20] Пограничные переговоры с Китаем, которые привели к китайско-индийской войне 1962 года , и вторжение китайских войск в индийский штат Аруначал-Прадеш побудили правительство Индии обеспечить безопасность своих международных границ в северо-восточном регионе , определенных в соответствии с Топографическими данными. Обзор Британской Индии. Стрелковые полки Ассама, взявшие под свой контроль приграничную территорию, наняли рабочих из различных племен, в том числе лисусов, для строительства взлетно-посадочной полосы в Виджойнагаре. В 1969–70 годах здесь расселили 200 семей. [21] В 2010 году численность населения оценивалась в 5500 человек, включая Горхали Джавана (бывших пенсионеров из винтовок Ассама и Лисуса / Йобина). [ нужна ссылка ]

Прибытие по Ледо Роуд.

[ редактировать ]

Некоторые группы лису прибыли в Индию по Ледо-роуд . Некоторые из них работали угольщиками под руководством британцев (один сертификат, который первоначально принадлежал некоему Афу Лису, представляет собой сертификат британского шахтера 1918 года, хранящийся у Лису). На сертификате стоит отметка тогдашнего губернатора, управлявшего регионом из Лакхимпура, Ассам (участок дороги Ледо между Ледо и Шингбвиянгом был открыт только в 1943 году). Большинство лису, живших в Ассаме, вернулись в Мьянму. Тем не менее, некоторые из них все еще встречаются в районе Харангху в Ассаме, округ Харсанг в Аруначал-Прадеше. Хотя большинство из них потеряли свой родной язык, некоторые сохранили язык и культуру почти нетронутыми. [22] [23]

Политические и социальные вопросы

[ редактировать ]

В начале 1980-х годов народ лису, проживающий в Индии, не имел индийского гражданства, поскольку считался беженцами из Мьянмы. В 1994 году им было предоставлено индийское гражданство, но не статус зарегистрированного племени. В настоящее время это является предметом претензии к правительству.

За исключением прибытия парка джипов в конце 1970-х годов, в этом районе уже 4 десятилетия нет дорог и транспортных средств. Район изолирован, поэтому некоторые называют людей «узниками географии». [24]

Фактически, Намдафа первоначально был объявлен заповедником дикой природы в 1972 году, а затем национальным парком в 1983 году. Власти провели демаркацию южной границы возле деревни Гандиграм. С тех пор лисусы, поселившиеся в Национальном парке, считаются «посягателями» согласно Закону об охране дикой природы 1972 года. [25] В период с 1976 по 1981 год Департамент общественных работ проложил 157-километровую (98 миль) дорогу между Мяо и Виджойнагаром (дорога MV) по левому берегу реки Ноа-Дихинг через национальный парк Намдафа , но ее оказалось трудно обслуживать из-за сильные дожди и частые оползни. Также считалось, что дорога еще больше облегчит браконьерство на диких животных и посягательство на земли национального парка. О реконструкции дороги МВ было объявлено в 2010 и 2013 годах. [26]

Культура

[ редактировать ]

Деревни Лису обычно строятся рядом с водой, чтобы обеспечить легкий доступ для мытья и питья. [8] Их дома обычно строятся на земле, имеют земляные полы и бамбуковые стены, хотя все большее число более богатых лису теперь строят дома из дерева или даже бетона. [3]

Основой существования лису были рисовые поля, горный рис, фрукты и овощи. Однако они обычно жили в экологически нестабильных регионах, где нелегко поддерживать существование. Они также сталкивались с постоянными потрясениями, вызванными как физическими, так и социальными катастрофами (землетрясения и оползни, войны и правительства). Поэтому их выживание обычно зависело от торговли. Это включало работу носильщиками и охранниками караванов. С появлением опийного мака в качестве товарной культуры в начале 19 века многие группы населения Лису смогли достичь экономической стабильности. Это продолжалось более 100 лет, но производство опиума практически исчезло в Таиланде и Китае из-за запрета производства. Очень немногие лису когда-либо употребляли опиум или его более распространенный производный героин , за исключением медицинских целей, которые использовали пожилые люди для облегчения боли при артрите . [27]

Лису практиковали подсечно - огневое земледелие. В условиях низкой плотности населения, когда земля может находиться под паром в течение многих лет, вспашка является экологически устойчивой формой садоводства . Несмотря на десятилетия заселения горными племенами, такими как лису, в северном Таиланде доля нетронутых лесов была выше, чем в любой другой части Таиланда. Тем не менее, благодаря строительству дорог государством и лесозаготовкам (частично законным, но в основном незаконным) тайскими компаниями, [28] [29] Огораживание земель в национальных парках и приток иммигрантов из низин, заболоченные поля нельзя возделывать, нельзя повторно зарастать, а в результате оползня образуются большие участки обезлесенных склонов гор. В этих условиях Лису и другие жители Свидденса были вынуждены обратиться к новым методам ведения сельского хозяйства, чтобы выжить. [30]

Традиционный костюм тайского лису, показанный здесь, сильно отличается от основного традиционного костюма лису, который широко используется в автономной префектуре Нуцзян Лису, Юньнани, Китай и Путао, Данае, Мьичине, Северной Мьянме. [3]

христианство

[ редактировать ]

Начиная с начала 20-го века, многие люди лису в Индии и Бирме обратились в христианство . Такие миссионеры, как Джеймс О. Фрейзер , Аллин Кук и Изобель Кун и ее муж Джон из Китайской внутренней миссии (ныне OMF International ), активно сотрудничали с Лису из Юньнани. [31] Среди миссионеров Джеймс Аутрам Фрейзер (1880–1938) был первым миссионером, достигшим народа лису в Китае. Другим миссионером, проповедовавшим народ лису в Мьянме, был Тара Со Ба Тау (1889–1968). Джеймс Фрейзер и Со Ба Тоу вместе создали алфавит лису в 1914 году. [32] Было много других миссионеров, которые принесли христианство народу лису. Дэвид Фиш говорит: «Было более сотни миссионеров, которые посвятили свою жизнь распространению Евангелия среди народа лису. Они принадлежали к разным деноминациям и миссиям: Внутренняя миссия Китая, Ученики Христа (Церковь Христа), Ассамблея Божия, пятидесятники. Церкви и так далее. Люди Лису приняли этих миссионеров и их учение Евангелия, поэтому они быстро обратились в христианство и стали последователями Христа. [33]

Первыми миссионерами в Китае и Мьянме были Рассел Морс и его жена Гертруда Эрма Хоу, которая стала Гертрудой Морс после замужества с Расселом Морсом. Миссионеры христианских церквей или Церкви Христа в Мьянме были семьями Морса. [34] В их миссионерском отчете отмечается, что семья Морс начала свою миссию в Китае в 1926 году, но из-за политических волнений они отправились в Бирму и начали преподавать среди племени лису в 1930 году. [35]

Обращение народа лису в христианство произошло относительно быстро. Многие Лису и Раванг обратились в христианство из анимизма. Перед Второй мировой войной племена лису, жившие в провинции Юньнань, Китай, и долине реки Ах-Джар, Мьянма, евангелизировали миссионеры из тибетской миссии Лисуленд и церквей Христа Лисуленда. Многие лису затем обратились в христианство. [36] [ нужен лучший источник ]

Миссионеры продвигали образование, сельское хозяйство и здравоохранение. Миссионеры создали письменность лису и новые возможности. Дэвид Фиш сообщает, что «Дж. Рассел Морс привез много видов фруктов, таких как Вашингтон, апельсин, рубин, королевский апельсин и грейпфрут. Выращивание фруктов распространилось из Путао в другие части Мьянмы и стало важным национальным достоянием. Он также обучал люди научились столярному делу и строительству зданий, а народ Лису также научился у них стратегии основания церквей». [37]

Миссионеры изучали культуру лису, чтобы быстро распространять христианство. Они использовали различные методы, в том числе преподавали гимны , посылали лекарства и врачей, помогали нуждающимся и предоставляли средства местным миссионерам и евангелистам. Они также помогли в развитии сельского хозяйства Лису.

Бюро по делам религии китайского правительства предложило считать христианство официальной религией лису. [38]

По состоянию на 2008 год В провинции Юньнань проживало более 700 000 христиан лису и 450 000 в Мьянме (Бирма). Только лису в Таиланде остались неизменными под христианским влиянием. [39] [40]

Анимизм/шаманизм/поклонение предкам

[ редактировать ]

До того, как народ лису познакомился с христианством, они были анимистами. Арчибальд Роуз указывает, что религия Лисусов представляет собой простую форму анимизма или поклонения натам, принося жертвы духам гор. [41] Наиболее важные ритуалы совершаются шаманами . Главный фестиваль Лису соответствует китайскому Новому году и отмечается музыкой, застольями и напитками, а также свадьбами; В это время люди носят большое количество серебряных украшений и надевают свою лучшую одежду, чтобы продемонстрировать свои успехи в предыдущем сельскохозяйственном году. есть священная роща В каждой традиционной деревне на вершине деревни , где духу неба или, в Китае, духу старого дедушки, умилостивляют подношениями ; предков . каждого дома есть алтарь В задней части [42] [43] [44]

С лингвистической точки зрения лису принадлежит к языку И или ветви Нуосу китайско-тибетской семьи. [45]

Используются два скрипта. Департамент по делам меньшинств Китая издает литературу на обоих языках. Самым старым и наиболее широко используемым из них является алфавит Фрейзера, разработанный примерно в 1920 году Джеймсом О. Фрейзером и этническим каренским евангелистом Ба Тоу. Второй сценарий был разработан правительством Китая и основан на системе пиньинь .

Сценарий Фрейзера для языка лису использовался для подготовки первых опубликованных работ на языке лису, которые представляли собой катехизис , части Священных Писаний и полный Новый Завет в 1936 году. В 1992 году китайское правительство официально признало алфавит Фрейзера официальным письмом Лису. Язык лису. [46]

Лишь небольшая часть лису умеет читать или писать, при этом большинство учатся читать и писать на своем местном языке (китайском, тайском, бирманском) посредством начального образования. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Китайские этнические группы» . China-information.com . Проверено 17 августа 2018 г.
  2. ^ Эрнст, Габриэль (21 октября 2019 г.). « Мы стараемся не быть тайцами»: повседневное сопротивление этнических меньшинств» . Новая Мандала . Проверено 20 апреля 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б с «Удивительные люди – документальные истории и места» . Удивительные люди.com . Архивировано из оригинала 5 августа 2018 года . Проверено 17 августа 2018 г.
  4. ^ Большой 1996 г.
  5. ^ Большой 2001 г.
  6. ^ Брэдли 1997
  7. ^ Матисофф 1986
  8. ^ Jump up to: а б Десен 1972 г.
  9. ^ Jump up to: а б Хэнкс и Хэнкс, 2001 г.
  10. ^ Джордж 1915 г.
  11. ^ Энрикес 1921
  12. ^ Скотт и Хардиман 1900–1901
  13. ^ Мэт Товей, Жизненные традиции народа лису (Справочник народа лисуского храма, 2008); Письмо 5.
  14. ^ «Кровь заговорила»: смерть Лису вызвала волнения в Качине . Эмили Фишбейн. 11 июля 2019 г. Frontier Myanmar. Архивировано 9 марта 2024 г. в Wayback Machine.
  15. ^ Тысячи убийств в знак протеста против этнических лису, совершенные Армией независимости Качина Мьянмы . 22 мая 2017 г. Чжо Мё Мин. Радио Свободная Азия . Архивировано 16 сентября 2023 года в Wayback Machine.
  16. ^ Сопротивление Качина атаковало аванпосты союзников хунты Мьянмы . 4 августа 2022 года . Иравади . Архивировано 28 ноября 2023 года в Wayback Machine.
  17. ^ Этнические лица лису в штате Качин завербованы в качестве новых членов ополчения . Бирма Ньюс Интернэшнл . 8 ноября 2023 г. Архивировано 8 марта 2024 г. в Wayback Machine.
  18. Лидер ополчения Лису, союзника хунты, убит в бою с силами Качина . Мьянма сейчас . 8 марта 2024 г. Архивировано 8 марта 2024 г. в Wayback Machine.
  19. ^ Файл: Британско-Индийская империя, Имперский географический справочник Индии, 1909 год.jpg
  20. ^ Тайсон Джеффри (17 августа 2018 г.). «Забытый рубеж (1945)» . Архив.орг . Проверено 17 августа 2018 г.
  21. ^ «Губернатор Аруначал-Прадеша :: Губернатор посещает отдаленный Виджойнагар» . Arunachalgovernor.gov.in . Проверено 17 августа 2018 г.
  22. ^ «Профиль района Чангланг» . Архивировано из оригинала 12 мая 2008 года . Проверено 7 июня 2008 г.
  23. ^ Джон Маккой, Тимоти Лайт (1986). Вклад в китайско-тибетские исследования . БРИЛЛ. стр. 915–6. ISBN  90-04-07850-9 .
  24. ^ «Узники географии» . Frontline.in . Проверено 17 августа 2018 г.
  25. ^ «АКТ О ЗАЩИТЕ ДИКОЙ ПРИРОДЫ 1972 г. (№ 53 от 1972 г.)» (PDF) . Nbaindia.org . 9 сентября 1972 года . Проверено 17 августа 2018 г.
  26. ^ «Заложен фундамент дороги Мяо-Виджайнагар» . Таймс оф Индия . Проверено 17 августа 2018 г.
  27. ^ Дюрренбергер 1976
  28. ^ Фокс 2000
  29. ^ Фокс и др. 1995 год
  30. ^ Маккаскилл и Кемпе, 1997 г.
  31. ^ «Сеть правительства провинции Юньнань Китая» . Eng.yn.gov.cn. ​Проверено 15 февраля 2008 г.
  32. ^ История Церкви Христа в Мьянме , (75 Jubilee Press, 2008), 11.
  33. ^ Дэвид Фиш, Лис и Церковь Христа в Мьянме (магистр исследовательской работы, Восточный библейский институт, Хмауби, Янгон, 2005), 11.
  34. ^ Доктор Джошуа Леме, История церкви в Янгоне, 2012, стр. 4.
  35. ^ Юджин Морс, Исход в скрытую долину (Огайо: William Collins World Press, 1974), 6e.
  36. ^ Колеблющаяся группа, Отчет комиссии по расследованию приграничной зоны Мьянмы представлен правительству Союза Мьянмы. Штат Качин - округ Путао-Хилл (1999–1956 гг.) 70 букв.
  37. ^ Фиш, Дэвид 23.
  38. ^ Ковелл, Ральф (весна 2008 г.). «Каждому племени». Христианская история и биография (98): 27–28.
  39. ^ «Лису Китая» . ОМФ Интернешнл . Архивировано из оригинала 20 марта 2008 года . Проверено 20 февраля 2008 г.
  40. ^ OMF International (2007), с. 1-2
  41. ^ Арчибальд Роуз и Дж. Гоггин Браун, Лису (Явьин), Племена бирманско-китайской границы в мемуарах Азиатского общества Бенгалии (Нет места: The Baptists Mission Press, 1910), 265.
  42. ^ Дюрренбергер 1989
  43. ^ Брэдли (1999), с. 89
  44. ^ Кляйн-Хутизинг 1990
  45. ^ Брэдли 2008 г.
  46. ^ «Омниглотские системы письма и языки мира» . Алфавит Фрейзера . Проверено 20 февраля 2008 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Брэдли, Дэвид (ноябрь 1999 г.). Разговорник горных племен . Одинокая планета. ISBN  0-86442-635-6 .
  • Брэдли, Дэвид (2008). Словарь Южного Лису . СТЕДТ. ISBN  978-0-944613-43-6 .
  • Брэдли, Дэвид, 1997. «Что они ели? Зерновые культуры бурмских групп», Mon – Khmer Studies 27: 161–170.
  • Дессэн, Ален Ю., 1972. Экономическая организация лису тайского нагорья, доктор философии. диссертация по антропологии, Гавайский университет.
  • Дюрренбергер, Э. Пол, 1989. «Религия Лису», Периодические статьи публикаций Юго-Восточной Азии № 13 , ДеКалб: Университет Северного Иллинойса.
  • Дюрренбергер, Э. Пол, 1976. «Экономика деревни Лису», Американский этнолог 32: 633–644.
  • Энрикес, майор КМ, 1921. «Лису», Журнал Исследовательского общества Бирмы 11 (Часть 2), стр. 70–74.
  • Форбс, Эндрю, и Хенли, Дэвид, «Народы холмов Чиангмая» в: Древний Чиангмай, том 3. Чиангмай, Cognoscenti Books, 2012. ASIN: B006IN1RNW
  • Фокс, Джефферсон М., 2000. «Как обвинение фермеров в вырубке и сжигании приводит к вырубке лесов на материковой части Юго-Восточной Азии», Asia Pacific Issues № 47.
  • Фокс, Краммель, Ярнасарн, Экасингх и Поджер, 1995. «Землепользование и динамика ландшафта в северном Таиланде: оценка изменений в трех горных водоразделах», Ambio 24 (6): 328–334.
  • Джордж, ECS, 1915. «Район Рубиновых шахт», бирманский географический справочник , Рангун, офис суперинтенданта государственной типографии, Бирма.
  • Грос, Стефан, 1996. «Земли границ, земли колонизации: очерк о китайско-тибетских рынках Юньнани посредством создания Тибетской миссии», Peninsula 33(2): 147–211.
  • Грос, Стефан, 2001. «Ритуалы и политика: миссионерские встречи в местной культуре на северо-западе Юньнани», «Наследие и социальная память», панельная дискуссия Ассоциации азиатских исследований, 22–25 марта 2001 г.
  • Хэнкс, Джейн Р. и Люсьен М. Хэнкс, 2001. Племена северной границы Таиланда , Йельские монографии по юго-восточным исследованиям , том 51, Нью-Хейвен.
  • Хутисинг, Отоме Кляйн, 1990. Возникающее сексуальное неравенство среди лису Северного Таиланда: ослабление репутации слонов и собак , Э. Дж. Брилл, Нью-Йорк и Лейден.
  • Маккаскилл, Дон и Кен Кампе, 1997. Развитие или одомашнивание? Коренные народы Юго-Восточной Азии . Чиангмай: Книги шелкопряда.
  • Скотт, Джеймс Джордж и Дж. П. Хардиман, 1900–1901 гг. Справочник Верхней Бирмы и штатов Шан, части 1 и 2 , перепечатано AMS Press (Нью-Йорк).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Племена северной границы Таиланда , Монографии Йельского университета по юго-восточным исследованиям, Том 51, Нью-Хейвен, Хэнкс, Джейн Р. и Люсьен М. Хэнкс, 2001.
  • Возникающее сексуальное неравенство среди лису Северного Таиланда: ослабление репутации слонов и собак , Хутисинг, Отоме Кляйн, Э.Дж. Брилл, 1990 г.
  • Экономика деревни Лису , Э. Пол Дюрренбергер, американский этнолог 32: 633–644, 1976.
  • Лису Религия, Э. Пол Дюрренбергер, Публикации Юго-Восточной Азии Университета Северного Иллинойса № 12, 1989.
  • За хребтами: Фрейзер из Лисуленда на юго-западе Китая, автор: миссис Ховард Тейлор ( Мэри Джеральдин Гиннесс )
  • Горный дождь, Эйлин Фрейзер Кроссман
  • Мемуары Джо Фрейзера миссис Джо Фрейзер
  • Джеймс Фрейзер и король Лису автора Филлис Томпсон
  • Молитва веры Джеймса О. Фрейзера и Мэри Элеоноры Олбатт
  • На арене , Кун, Изобель OMF Books (1995)
  • Камни огня , Кун, Книги Изобель Шоу (июнь 1994 г.)
  • Восхождение к племенам: новаторство в Северном Таиланде , Кун, Изобель OMF Books (2000)
  • Драгоценные вещи устойчивых холмов , Кун, Изобель, книги OMF (1977)
  • Люди второй мили , Кун, Книги Изобель Шоу (декабрь 1999 г.)
  • Гнезда над бездной , Кун, Изобель Муди Пресс (1964)
  • Собаки могут лаять, но караван идет , Морс, Gertrume College Press, (1998)
  • Трансформации социальной структуры лису в условиях контроля над опиумом и сохранения водоразделов в северном Таиланде , Гиллогли, Кэтлин А. Кандидатская диссертация, антропология, Мичиганский университет. 2006.
  • Рыба-четверка и Новый Завет Лису , Лейла Р. Кук (Внутренняя миссия Китая, 1948)
  • Дорогая вторая из Лису-ленда , Лейла Р. Кук (Внутренняя миссия Китая, 1933)
  • Справочник по языку лису , Джеймс О. Фрейзер (1922)
  • Политические системы Хайлендской Бирмы: исследование социальной структуры Качина , Э. Р. Лич (Лондонская школа экономики и политических наук, 1954).
  • Народы Золотого Треугольника , Пол Льюис и Элейн Льюис (Темза и Гудзон, 1984)
  • Дж. О. Фрейзер и рост церкви среди лису Юго-Западного Китая , Уолтер Лесли МакКоннелл (диссертация MCS, Риджент-колледж, 1987)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ac99c43fe048050a6a2240a010a1afbc__1714911960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/bc/ac99c43fe048050a6a2240a010a1afbc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lisu people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)