Jump to content

Чанг Нага

Чанг Нага
Регионы со значительной численностью населения
Район Туэнсанг , Нагаленд, Индия 64226 (2011)
Языки
Чангский язык
Религия
Христианство (99,45%),
Анимист (0,37%) [1]
Родственные этнические группы
Другие наги

Чанги , нагов этническая группа населяющая северо-восточный индийский Нагаленд . штат Они также были известны как Мазунг в Британской Индии. Другие этнические группы нагов знают Чангов под разными именами, включая Чанхай ( Кхиамниунган ), Чангру ( Йимкхунг ), Дуэнчин (Верхний Коньяк ), Мачунгр ( Ао ), Мочуми ( Суми ) и Моджунг (Коньяк). [2]

Источник

[ редактировать ]

Согласно устной традиции, чанги вышли из места под названием Чхансанмонгко, а затем поселились в Чангсане. [3] Говорят, что слово Чанг произошло от слова чогну ( баньяновое дерево), в честь мифического баньянового дерева, которое росло в ныне заброшенном Чангсане.

Другая теория гласит, что чанги мигрировали в современный Нагаленд с востока и поэтому называют себя чангами («восточными» на местном диалекте). [4]

Некоторые чанги также называют Аос своими предками. [5] Фольклор Чанг похож на фольклор Ао.

Демография

[ редактировать ]

Традиционная территория Чангов находится в центральном районе Туэнсанг . Их основной деревней была Мозунгджами/Хаку в Туэнсанге, откуда они распространились на другие деревни. [2]

По данным 2011 года, их население составляло 64226 человек. [6] [7]

Общество

[ редактировать ]

Подразделения

[ редактировать ]

Гамлет Барех (2010) перечисляет четыре основных экзогамных клана Чанг ( пханг ), каждый из которых выполняет традиционную религиозную функцию. [4]

Согласно мифологии Чжан, их предки жили с дикими животными, некоторые из которых приняли статус родовых духов. Клан Онг считает тигра родовым духом, а остальные считают духами диких кошек и птиц (ворон и орлов). [8]

Враджа Бихари Кумара (2005) перечисляет пять кланов Чанг: Чонгпо, Унг, Ломоу, Каншоу и Кудамджи. Чонгпо делится на кланы Шанди, Хангван, Хагиюн, Унгпонг и Маава. [9]

Исторически кланы были привязаны к непересекающимся территориям внутри деревни ( хел ) и жили в гармонии. Традиционные чан- хели были хорошо защищены и укреплены. [9]

Администрация

[ редактировать ]

Чанг, как и некоторые другие этнические группы нагов, практиковали охоту за головами в добританскую эпоху . Человеку, у которого было максимальное количество добытых голов, была назначена должность лакбоу (вождя), который разрешал деревенские споры. Он имел право поддерживать в своем доме особые декоративные знаки и носить специальную парадную одежду во время фестивалей. [4]

После отмены охоты за головами деревенские споры разрешались советом неофициально избранных деревенских лидеров. Такие советы также выбирали поля для выращивания джума и определяли даты фестиваля.

Чанги построили в центре деревни платформу под названием «Мулланг Шон», которая будет служить общественным судом. На этой платформе обсуждались такие вопросы, как сельское управление, земледелие, фестивали, браки и границы земель. [3]

Позже правительство штата Нагаленд учредило во всех деревнях советы по развитию деревень. Совет развития деревни состоит из 5-6 членов, включая одну женщину. Он реализует схемы развития села. Уставный сельсовет состоит из 6-7 взрослых мужчин из разных кланов или территорий ( хелс ). Этот совет поддерживает мир и порядок в деревне, разрешает гражданские споры в соответствии с традиционными законами, организует арест преступников и обеспечивает соблюдение постановлений правительства. Районный совет более высокого уровня состоит из членов, избираемых сельскими советами. Районный совет разрешает межсельские споры и реализует программы социального обеспечения. [4]

Официальные переводчики ( добхаши ) набираются в важных деревнях заместителем комиссара района. Эти добхаши помогают урегулировать дела по этнической принадлежности и установить размеры штрафов по некоторым делам. Традиционные деревенские судьи ( ёкубу ) также помогают разрешать земельные споры. [4]

По состоянию на 2001 год около 99,5% чанов были христианами . [4] Однако изначально чанги были анимистами . Они верили в преемственность между людьми, природой и сверхъестественными силами. Они не поклоняются никаким семейным, клановым или деревенским божествам. Но они верят в нескольких духов природы (воды, неба, джунглей и т. д.). Самым важным духом является Сампуле Мукхао (или Шамбули Мухга ), дух рисового поля. [4] Традиционно во время фестивалей Онбоу (деревенский священник из клана Онг) совершал крупные жертвоприношения.

Обращение Чанга в христианство началось в 1936 году, а в 1940 году была образована Баптистская ассоциация Чанг Нага.

С. Анунгла стала первой женщиной-пастором, работающей полный рабочий день, которая возглавила баптистскую церковь Чанг в 2011 году. [10]

Культура

[ редактировать ]

Чанги говорят на языке Чанг , который принадлежит тибето-бирманской семье. Нагамский язык используется для общения с посторонними. Образованные чанги также говорят на английском и хинди. [4]

После прихода христианства некоторые чанги переняли современную одежду. Традиционное платье Чанг представляет собой характерную одежду, напоминающую шаль , и украшенный головной убор. Полковник Вед Пракаш упоминает, что шали Чанга «превосходят все шали нагов по красоте и привлекательным узорам». Дизайн шали различен для разных возрастных групп и кланов. Мохней , шаль, украшенная орнаментом каури , мог носить только человек, собравший более 6 голов. [2]

Традиционная кухня Чанг невегетарианская и включает в себя разнообразные виды мяса и рыбы. Рис является основным продуктом питания населения. Молоко, фрукты и овощи не были основной частью традиционных пищевых привычек Чанг, но получили широкое распространение в наше время. Рисовое пиво раньше имело большое социальное и ритуальное значение, но от него практически отказались после обращения Чангов в христианство. [4]

Традиционные игры с лучшим вращением и производительностью с конгки

[ редактировать ]

На фестивале Накнюлем пожилые мужчины вырезают «ян» (верх) и делают конгки («еврейский острый»). Молодые мальчики соревнуются в волчке и награждаются пшенными лепешками и другими деликатесами. Считается, что боги спускаются на землю каждую ночь во время фестивалей и собирают ян и ви (семена сапонарии), поэтому каждое из них ставят у входа в каждый дом. В эти дни женщины также играют на конгки запоминающиеся народные мелодии . [11]

Традиционные инструменты включают ксилофон, различные барабаны (сделанные из шкур животных), бамбуковые трубы и бамбуковые флейты . [2] были заменены гитарой . Традиционные инструменты у современных чангов [4]

Социальные практики

[ редактировать ]

Традиционное общество Чанг является патрилинейным, и мужчины наследуют землю и властные позиции. В обществе Чанг преобладают нуклеарные семьи. Брак называется чумканбу , и повторные браки разрешены.

Фестивали

[ редактировать ]

Будучи христианами, современные чанги празднуют Рождество с размахом. У них шесть традиционных фестивалей:

Фестиваль Время Под контролем клана Описание
Накню Лем (или Накнюлум) июль – август Унг Даты фестиваля фиксируются на 2 дня вперед. Накню Лем — это шестидневный фестиваль, во время которого почитают умерших и умиротворяют бога/духа неба. В этот период браки запрещены. Ночью зажигают домашние костры. [2]
Po-anglum or Poang Lem декабрь Хаонганг Даты фестиваля фиксируются на 6 дней вперед.
Джейню Лем Хаонганг Даты фестиваля фиксируются на 6 дней вперед.
Муонг Лем Унг Даты фестиваля фиксируются на 6 дней вперед.
Монью Лем Унг Даты фестиваля фиксируются на 6 дней вперед.
Кунданг Лем (или Кунданглум) апрель/июль Хаонганг Даты фестиваля фиксируются на 5 дней вперед. Кунданг Лем — пятидневный фестиваль. Первые три дня посвящены сбору строительного материала для полевых хижин на возделываемой территории Джум. Материал тестируется на четвертый день, а хижины собираются коллективно на пятый день. Праздник заканчивается застольем. [3]

Накнюлум

[ редактировать ]

Накнюлюм — главный традиционный праздник Чангов. Согласно мифологии Чанга, древним людям приходилось оставаться в своих домах в течение шести дней из-за сильной темноты. Накнюлюм проводится в честь празднования света на седьмой день. [3]

В первый день забивают домашних животных, убирают деревни, дрова запасают и воду.

На второй день ( Юджем , день темной луны) племена обмениваются подарками и продуктами питания, занимаются спортом. Женщины играют на музыкальном инструменте конгхин . Дорожки и дома украшены листьями, а куст Нгунам, перед домом высажен чтобы отогнать злых духов. На закате семена, называемые Вуи лонг, закапывают в рисовую шелуху и сжигают вокруг дома. Хорошим предзнаменованием считаются отлетающие от дома осколки взрывающихся семян. Если осколки отлетели обратно в сторону дома – это плохая примета. Люди не выходят из домов на закате, так как считается, что дух Шамбули Мухга посещает деревню и причиняет вред всем, кто находится за пределами дома.

На третий день убирают село и подъездные дороги. Позже чистятся дорожки, ведущие к полям и соседним деревням.

Экономика

[ редактировать ]

Сельское хозяйство является традиционным занятием этнического народа Чанг, и выращивание джума практикуется . Рис, просо, слезы Иова , бобовые и овощи являются основными сельскохозяйственными культурами. [2] Торговля и бизнес практиковались в основном как вспомогательные занятия.

Чанги вели бартерную торговлю с другими этническими группами ( Йимхьюнг , Хиамниунган , Ао и Коньяк ), обменивая шали и другую одежду на необходимые им вещи. Также развиваются такие ремесла, как резьба по дереву, прядение, ткачество, гончарное дело и плетение корзин.

  1. ^ Таблица ST-14, Перепись населения Индии 2001 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Вед Пракаш (2007). Энциклопедия Северо-Восточной Индии Том № 5 . Атлантика. стр. 2127–2129. ISBN  978-81-269-0707-6 .
  3. ^ Jump up to: а б с д «Фестивали племени Чанг» . Правительство Нагаленда. Архивировано из оригинала 19 июня 2009 года . Проверено 25 октября 2011 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гамлет Барех, изд. (2001). Энциклопедия Северо-Восточной Индии: Нагаленд (Том 6) . Миттал. стр. 188–201. ISBN  978-81-7099-787-0 .
  5. ^ Саджал Наг (2002). Оспаривание маргинальности: этническая принадлежность, восстание и субнационализм в Северо-Восточной Индии . Технический. п. 350. ИСБН  978-81-7304-427-4 .
  6. ^ «16 основных племен Нагаленда» . Архивировано из оригинала 5 апреля 2019 года . Проверено 8 апреля 2019 г.
  7. ^ Статистический профиль зарегистрированных племен в Индии, Министерство по делам племен ( https://tribal.nic.in/ST/StatisticalProfileofSTs2013.pdf )
  8. ^ Нава Кишор Дас (2010). Наги - Введение . Антропологическое исследование Индии.
  9. ^ Jump up to: а б Враджа Бихари Кумара (2005). Личность Дракона . Концепция. стр. 40, 101. ISBN  978-81-8069-192-8 .
  10. ^ «Первая женщина-пастор церкви Чанг» . Морунг Экспресс. 28 февраля 2011 года . Проверено 7 июня 2020 г.
  11. ^ Директор правительства искусства и культуры Нагаленда (2016 г.). Сборник различных форм искусства нагов . РС. Печать ЦТС. п. 11.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a2231c0b08ae4a6dade6fa83e1a3a7a4__1690107660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/a4/a2231c0b08ae4a6dade6fa83e1a3a7a4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chang Naga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)