Чанг Нага
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Район Туэнсанг , Нагаленд, Индия | 64226 (2011) |
Языки | |
Чангский язык | |
Религия | |
Христианство (99,45%), Анимист (0,37%) [1] | |
Родственные этнические группы | |
Другие наги |
Чанги , — нагов этническая группа населяющая северо-восточный индийский Нагаленд . штат Они также были известны как Мазунг в Британской Индии. Другие этнические группы нагов знают Чангов под разными именами, включая Чанхай ( Кхиамниунган ), Чангру ( Йимкхунг ), Дуэнчин (Верхний Коньяк ), Мачунгр ( Ао ), Мочуми ( Суми ) и Моджунг (Коньяк). [2]
Источник
[ редактировать ]Согласно устной традиции, чанги вышли из места под названием Чхансанмонгко, а затем поселились в Чангсане. [3] Говорят, что слово Чанг произошло от слова чогну ( баньяновое дерево), в честь мифического баньянового дерева, которое росло в ныне заброшенном Чангсане.
Другая теория гласит, что чанги мигрировали в современный Нагаленд с востока и поэтому называют себя чангами («восточными» на местном диалекте). [4]
Некоторые чанги также называют Аос своими предками. [5] Фольклор Чанг похож на фольклор Ао.
Демография
[ редактировать ]Традиционная территория Чангов находится в центральном районе Туэнсанг . Их основной деревней была Мозунгджами/Хаку в Туэнсанге, откуда они распространились на другие деревни. [2]
По данным 2011 года, их население составляло 64226 человек. [6] [7]
Общество
[ редактировать ]Подразделения
[ редактировать ]Гамлет Барех (2010) перечисляет четыре основных экзогамных клана Чанг ( пханг ), каждый из которых выполняет традиционную религиозную функцию. [4]
Согласно мифологии Чжан, их предки жили с дикими животными, некоторые из которых приняли статус родовых духов. Клан Онг считает тигра родовым духом, а остальные считают духами диких кошек и птиц (ворон и орлов). [8]
Враджа Бихари Кумара (2005) перечисляет пять кланов Чанг: Чонгпо, Унг, Ломоу, Каншоу и Кудамджи. Чонгпо делится на кланы Шанди, Хангван, Хагиюн, Унгпонг и Маава. [9]
Исторически кланы были привязаны к непересекающимся территориям внутри деревни ( хел ) и жили в гармонии. Традиционные чан- хели были хорошо защищены и укреплены. [9]
Администрация
[ редактировать ]Чанг, как и некоторые другие этнические группы нагов, практиковали охоту за головами в добританскую эпоху . Человеку, у которого было максимальное количество добытых голов, была назначена должность лакбоу (вождя), который разрешал деревенские споры. Он имел право поддерживать в своем доме особые декоративные знаки и носить специальную парадную одежду во время фестивалей. [4]
После отмены охоты за головами деревенские споры разрешались советом неофициально избранных деревенских лидеров. Такие советы также выбирали поля для выращивания джума и определяли даты фестиваля.
Чанги построили в центре деревни платформу под названием «Мулланг Шон», которая будет служить общественным судом. На этой платформе обсуждались такие вопросы, как сельское управление, земледелие, фестивали, браки и границы земель. [3]
Позже правительство штата Нагаленд учредило во всех деревнях советы по развитию деревень. Совет развития деревни состоит из 5-6 членов, включая одну женщину. Он реализует схемы развития села. Уставный сельсовет состоит из 6-7 взрослых мужчин из разных кланов или территорий ( хелс ). Этот совет поддерживает мир и порядок в деревне, разрешает гражданские споры в соответствии с традиционными законами, организует арест преступников и обеспечивает соблюдение постановлений правительства. Районный совет более высокого уровня состоит из членов, избираемых сельскими советами. Районный совет разрешает межсельские споры и реализует программы социального обеспечения. [4]
Официальные переводчики ( добхаши ) набираются в важных деревнях заместителем комиссара района. Эти добхаши помогают урегулировать дела по этнической принадлежности и установить размеры штрафов по некоторым делам. Традиционные деревенские судьи ( ёкубу ) также помогают разрешать земельные споры. [4]
Религия
[ редактировать ]По состоянию на 2001 год [update]около 99,5% чанов были христианами . [4] Однако изначально чанги были анимистами . Они верили в преемственность между людьми, природой и сверхъестественными силами. Они не поклоняются никаким семейным, клановым или деревенским божествам. Но они верят в нескольких духов природы (воды, неба, джунглей и т. д.). Самым важным духом является Сампуле Мукхао (или Шамбули Мухга ), дух рисового поля. [4] Традиционно во время фестивалей Онбоу (деревенский священник из клана Онг) совершал крупные жертвоприношения.
Обращение Чанга в христианство началось в 1936 году, а в 1940 году была образована Баптистская ассоциация Чанг Нага.
С. Анунгла стала первой женщиной-пастором, работающей полный рабочий день, которая возглавила баптистскую церковь Чанг в 2011 году. [10]
Культура
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Чанги говорят на языке Чанг , который принадлежит тибето-бирманской семье. Нагамский язык используется для общения с посторонними. Образованные чанги также говорят на английском и хинди. [4]
Одежда
[ редактировать ]После прихода христианства некоторые чанги переняли современную одежду. Традиционное платье Чанг представляет собой характерную одежду, напоминающую шаль , и украшенный головной убор. Полковник Вед Пракаш упоминает, что шали Чанга «превосходят все шали нагов по красоте и привлекательным узорам». Дизайн шали различен для разных возрастных групп и кланов. Мохней , шаль, украшенная орнаментом каури , мог носить только человек, собравший более 6 голов. [2]
Кухня
[ редактировать ]Традиционная кухня Чанг невегетарианская и включает в себя разнообразные виды мяса и рыбы. Рис является основным продуктом питания населения. Молоко, фрукты и овощи не были основной частью традиционных пищевых привычек Чанг, но получили широкое распространение в наше время. Рисовое пиво раньше имело большое социальное и ритуальное значение, но от него практически отказались после обращения Чангов в христианство. [4]
Традиционные игры с лучшим вращением и производительностью с конгки
[ редактировать ]На фестивале Накнюлем пожилые мужчины вырезают «ян» (верх) и делают конгки («еврейский острый»). Молодые мальчики соревнуются в волчке и награждаются пшенными лепешками и другими деликатесами. Считается, что боги спускаются на землю каждую ночь во время фестивалей и собирают ян и ви (семена сапонарии), поэтому каждое из них ставят у входа в каждый дом. В эти дни женщины также играют на конгки запоминающиеся народные мелодии . [11]
Музыка
[ редактировать ]Традиционные инструменты включают ксилофон, различные барабаны (сделанные из шкур животных), бамбуковые трубы и бамбуковые флейты . [2] были заменены гитарой . Традиционные инструменты у современных чангов [4]
Социальные практики
[ редактировать ]Традиционное общество Чанг является патрилинейным, и мужчины наследуют землю и властные позиции. В обществе Чанг преобладают нуклеарные семьи. Брак называется чумканбу , и повторные браки разрешены.
Фестивали
[ редактировать ]Будучи христианами, современные чанги празднуют Рождество с размахом. У них шесть традиционных фестивалей:
Фестиваль | Время | Под контролем клана | Описание |
---|---|---|---|
Накню Лем (или Накнюлум) | июль – август | Унг | Даты фестиваля фиксируются на 2 дня вперед. Накню Лем — это шестидневный фестиваль, во время которого почитают умерших и умиротворяют бога/духа неба. В этот период браки запрещены. Ночью зажигают домашние костры. [2] |
Po-anglum or Poang Lem | декабрь | Хаонганг | Даты фестиваля фиксируются на 6 дней вперед. |
Джейню Лем | Хаонганг | Даты фестиваля фиксируются на 6 дней вперед. | |
Муонг Лем | Унг | Даты фестиваля фиксируются на 6 дней вперед. | |
Монью Лем | Унг | Даты фестиваля фиксируются на 6 дней вперед. | |
Кунданг Лем (или Кунданглум) | апрель/июль | Хаонганг | Даты фестиваля фиксируются на 5 дней вперед. Кунданг Лем — пятидневный фестиваль. Первые три дня посвящены сбору строительного материала для полевых хижин на возделываемой территории Джум. Материал тестируется на четвертый день, а хижины собираются коллективно на пятый день. Праздник заканчивается застольем. [3] |
Накнюлум
[ редактировать ]Накнюлюм — главный традиционный праздник Чангов. Согласно мифологии Чанга, древним людям приходилось оставаться в своих домах в течение шести дней из-за сильной темноты. Накнюлюм проводится в честь празднования света на седьмой день. [3]
В первый день забивают домашних животных, убирают деревни, дрова запасают и воду.
На второй день ( Юджем , день темной луны) племена обмениваются подарками и продуктами питания, занимаются спортом. Женщины играют на музыкальном инструменте конгхин . Дорожки и дома украшены листьями, а куст Нгунам, перед домом высажен чтобы отогнать злых духов. На закате семена, называемые Вуи лонг, закапывают в рисовую шелуху и сжигают вокруг дома. Хорошим предзнаменованием считаются отлетающие от дома осколки взрывающихся семян. Если осколки отлетели обратно в сторону дома – это плохая примета. Люди не выходят из домов на закате, так как считается, что дух Шамбули Мухга посещает деревню и причиняет вред всем, кто находится за пределами дома.
На третий день убирают село и подъездные дороги. Позже чистятся дорожки, ведущие к полям и соседним деревням.
Экономика
[ редактировать ]Сельское хозяйство является традиционным занятием этнического народа Чанг, и выращивание джума практикуется . Рис, просо, слезы Иова , бобовые и овощи являются основными сельскохозяйственными культурами. [2] Торговля и бизнес практиковались в основном как вспомогательные занятия.
Чанги вели бартерную торговлю с другими этническими группами ( Йимхьюнг , Хиамниунган , Ао и Коньяк ), обменивая шали и другую одежду на необходимые им вещи. Также развиваются такие ремесла, как резьба по дереву, прядение, ткачество, гончарное дело и плетение корзин.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Таблица ST-14, Перепись населения Индии 2001 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вед Пракаш (2007). Энциклопедия Северо-Восточной Индии Том № 5 . Атлантика. стр. 2127–2129. ISBN 978-81-269-0707-6 .
- ^ Jump up to: а б с д «Фестивали племени Чанг» . Правительство Нагаленда. Архивировано из оригинала 19 июня 2009 года . Проверено 25 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гамлет Барех, изд. (2001). Энциклопедия Северо-Восточной Индии: Нагаленд (Том 6) . Миттал. стр. 188–201. ISBN 978-81-7099-787-0 .
- ^ Саджал Наг (2002). Оспаривание маргинальности: этническая принадлежность, восстание и субнационализм в Северо-Восточной Индии . Технический. п. 350. ИСБН 978-81-7304-427-4 .
- ^ «16 основных племен Нагаленда» . Архивировано из оригинала 5 апреля 2019 года . Проверено 8 апреля 2019 г.
- ^ Статистический профиль зарегистрированных племен в Индии, Министерство по делам племен ( https://tribal.nic.in/ST/StatisticalProfileofSTs2013.pdf )
- ^ Нава Кишор Дас (2010). Наги - Введение . Антропологическое исследование Индии.
- ^ Jump up to: а б Враджа Бихари Кумара (2005). Личность Дракона . Концепция. стр. 40, 101. ISBN 978-81-8069-192-8 .
- ^ «Первая женщина-пастор церкви Чанг» . Морунг Экспресс. 28 февраля 2011 года . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ Директор правительства искусства и культуры Нагаленда (2016 г.). Сборник различных форм искусства нагов . РС. Печать ЦТС. п. 11.