Народ Мао (Индия)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2023 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
97,195 [1] (2011) | |
Языки | |
Это Нага [2] ( Л1 ) | |
Религия | |
Христианство , Анимизм | |
Родственные этнические группы | |
Наги народы |
Народ Мао — тибето-бирманская крупная этническая группа, составляющая нагов, населяющая северную часть Манипура и некоторые части Нагаленда на северо-востоке Индии .
Язык
[ редактировать ]Джордж ван Дрим отнес язык Мао к числу языков ангами-почури , классифицируемых как самостоятельная ветвь тибето -бирманских языков. [3] Хотя в большинстве других источников классификация различается, она считается [ кем? ] как один из языков, образующих род Нага тибето -бирманского подсемейства сино-тибетской семьи. [4] Он демонстрирует множество различий в тональности, написании и произношении среди деревень Мао, что указывает на отсутствие взаимодействия в прошлом. Многие физические и метафизические объекты в разных деревнях называются по-разному. Степень разнообразия значительно расширяется с соседними диалектными группами, такими как пумаи и ангами , хотя мао могут полностью общаться со многими деревнями группы пумаи и в определенной степени в группе ангами .
В популярном фольклоре Мао есть история, переданная через старинную народную песню, в которой говорится, что каждому из трех братьев, произошедших от первого человека, их отец дал язык и сценарий, напечатанный на трех разных материалах. Старшему сыну дали рукопись, прокрученную на коре, среднему - на ножнах из бамбуковой стебли, а младшему - на шкуре. Будучи самым младшим из братьев, праотец нагов не понимал значения наличия письменности и небрежно спрятал свиток возле своей кровати. Со временем свиток был утерян, а наги потеряли важный инструмент в развитии знаний. Поскольку сценарий прокручивался на шкуре, предполагалось, что свиток расгрызли мыши. Позже возникло подозрение, что два старших брата могли сговориться с целью лишить своего брата сценария, поскольку более поздние взаимоотношения между братьями показали нежелание двух старших братьев и сестер принять своего младшего брата как равного.
Подобные истории разделяют многие несвязанные между собой этнические группы, такие как хаси , куки и некоторые народы нага . Очень убедительная гипотеза состоит в том, что «эти истории представляют собой племенную память о времени, когда они были связаны с письменной цивилизацией, возможно, в Юго-Восточной Азии или Китае , до их миграции в Индию . Будучи периферийными по отношению к этой цивилизации, они не смогли сохранить ее грамотность». навыки, как только началась их миграция». [5]
Мао в традиции нагов
[ редактировать ]Деревня Мао Махел занимает центральное место в традиции нагов в связи с верой в то, что наги в какой-то момент поселились здесь, а затем рассеялись по своим нынешним местам обитания, но не раньше, чем были установлены памятники, которые будут означать их общение и клятву. воссоединиться в будущем. В селе Махель и его окрестностях имеется несколько исторических, а также мифологических памятников и реликвий, представляющих интерес для этнографов, историков и культурных антропологов.
Значение верований и мифологий, связанных с ним, заключается в том, что они помогают нам понять и собрать воедино их прошлое, которое в противном случае окутано неясными и несвязанными между собой историями и легендами. Многие ученые и писатели пытались собрать воедино фольклор народа наг, чтобы построить понятную карту миграции в места их нынешней среды обитания. Большинство из этих отчетов различаются в деталях, а также в своих выводах. Однако единственное, что получило широкое признание и распространение, — это мнение, что они пришли в свою нынешнюю среду обитания в результате волн миграции, две основные волны которых достаточно подробно описаны.
Более многочисленная группа этих двух волн миграции указывает на маоистскую деревню Махель ( Махрай Рабу на языке Мао), а также на Хежакеному , деревню Чахесанг, в 7-8 км к северу от Махеля . В эту группу входят Мао, Пумаи , Марам , Тангал , Ангами , Чакхесанг , Ренгма , Лота , Сема и народ Зелиангронг . Веру в происхождение Махеля разделяют и некоторые другие группы. В то время как некоторые из этнических групп, расположенных дальше от Махеля, имеют нечеткие сведения об этом конкретном месте, мао, пумаи , марамы , ангамисы , чахесангцы и зелиангронги ясно указывают на Махель как на свое место происхождения, что означает, что они должным образом поняты. когда-то жили на этом месте и перебрались оттуда в места своего нынешнего проживания. Группы, которые заявляют о своем происхождении из Махеля, все вместе называются Теньими . Однако некоторые другие этнические группы стали разделять легенды о Махеле , которые изначально не фигурировали в группе Теньими .
Хотя предки этой этнической группы в какой-то момент прибыли и жили в Махеле и прилегающих районах, рост населения, должно быть, заставил их вырваться наружу в поисках нового жилья. Согласно популярному фольклору, перед отъездом они сошлись у подножия дикой груши, которая, как полагают, является священной грушей, стоящей в Шаджубе, примерно в километре от Махеля , и заключили договор, что однажды соберутся вместе.
Этнические группы, ушедшие на север, такие как ангамисы , чахесанги , ренгмасы , лоты и семасы, упоминают Хежакеному также как место, где они когда-то жили. Остальные группы, такие как Мао Нага, Пумаи , Марамы , Тангалы и Зелиангронги , которые двигались на запад, восток и юг, не имеют знаний или упоминаний об этом месте в своем фольклоре. Вполне вероятно, что северный этнос, рассеявшись из Махеля , выбрал путь Хежакенома и проживал там какое-то время.
О второй крупной волне миграции можно судить по фольклору, рассказанному народом Аос , некоторыми коньяками и частью народа Чанг . Ао в своем фольклоре повествуют, как они появились из камней, называемых Лунгтерок означает шесть камней (что на языке Ао ) в Чонглиимти , который находится на территории нынешнего Сангтама . Все вместе называемые кланом Чонглиимти , они широко распространены в различных районах северной части страны нагов.
Считается, что эти волны миграции являются завершением длительной миграции гораздо более крупной группы, которая началась с места слияния Монголии и Китая и распространилась по Юго-Восточной Азии , Тибету и северо-восточной части Южной Азии . доисторические времена. [6]
Фольклор и традиции
[ редактировать ]Деревня Махель и ее окрестности в самом сердце страны Мао представляют собой радость для этнографов и открытое приглашение для археологов также из-за различных присутствующих здесь артефактов и бесконечных историй и легенд, связанных с ними.
В фольклоре Мао есть легенда, повествующая о первой женщине по имени Дзиилимосииро (Дзиилимосия для некоторых других, в зависимости от диалекта), от которой произошло все человечество. Однажды, когда она спала под баньяновым деревом, ее окутал столб облаков, и она зачала. Она родила Охе (Тигра), Ора (Бога) и Омэя (Человека) в таком порядке: Оке был старшим, а Омэй — младшим. Жизнь продолжалась и прошло много лет. В старости мать ослабела и заболела. Каждый из ее сыновей по очереди оставался дома и заботился о ней, в то время как двое других уходили заниматься повседневными делами в лес, собирая еду. История гласит, что в тот день, когда Оке остался дома с матерью, он приставал к ней, указывая на все части ее тела, говоря, что после ее смерти оно съест такую-то часть. В другие дни, когда Ора приходил ухаживать за ней, ее болезнь ухудшалась. [7]
Когда настала очередь Омэя заботиться о ней, мать обрадовалась, потому что он хорошо о ней позаботился. Мать боялась того дня, когда Оке и Ора придут ее кормить. Когда ее состояние ухудшалось, Омэй подумал про себя, что ему следует сделать что-нибудь, чтобы позволить ей мирно умереть в тот день, когда он будет с ней. Итак, он собрал немного перца чили, который рос в дикой природе, и сварил из него суп, думая, что он медленно убьет ее. После супа матери стало лучше, и она попросила еще. Прошло время, и, к сожалению, старая мать умерла в тот день, когда Омей был с ней. Омэй похоронил ее под семейным очагом, как велела ему сделать перед ее смертью мать, и положил камни очага на место, чтобы все выглядело так, как будто ничего не произошло. Он также копал в разных местах, чтобы повсюду была видна свежая земля. Когда Охэ вернулся домой и заметил, что матери нет, он спросил о Омея ней . Омей рассказал ему правду о смерти их матери, но не раскрыл, где он ее похоронил. Охе обшарил и перекопал все места, чтобы найти тело матери, но не смог его найти. Он пропустил место у очага, так как ему не пришло в голову, что ее можно похоронить под очагом. Отсюда и возникла традиция, согласно которой семья может хоронить своих умерших под своим очагом, хотя эта практика не является распространенной.
Со временем между тремя братьями возник конфликт интересов. Оке всегда искал возможности навредить младшему брату с намерением приготовить ему еду. Омэй , опасаясь намерений брата, создал спальное место высоко на крыше, вне досягаемости Охе . Однажды, когда Омэй спал, Оке вошел в дом и увидел отражение своего брата в длинном трубчатом барабане с водой внизу. Подумав, что это была возможность, он нырнул и обнаружил, что там полно воды. Всплеск разбудил Омэя , и после этого он начал думать, как избавиться от грозного брата. Казалось бы, со всей невинностью он спросил Охе , чего она боится больше всего. Оке ответил, что ничто не может его напугать, кроме раскатов грома. Поняв сигнал, Омэй взял тыкву, выдолбил ее и положил в высохшую скорлупу несколько камешков. Он привязал его к талии Охе , пока тот спал. Затем он взял свой рожок, сделанный из длинного стебля трубчатого растения под названием «махи», и резко протрубил в него. Охе Уши . Услышав громкий сигнал горна, Оке вскочил на ноги и убежал. Когда галька при каждом прыжке издавала звук в раковине тыквы, Оке бежал и бежал, пока не оказался глубоко в темных джунглях на западных холмах ( Эвел ). Тем временем Орах решил отправиться на юг ( Кашилей ), где грело солнце, в низменную долину. Таким образом, трое братьев пошли каждый своей дорогой.
По другой версии говорится, что конфликт о том, кто унаследует родину (называемую «пупом» земли, что означает «золотую середину»), решался посредством состязания — гонки — по указанию матери. Для этого она установила в качестве мишени три каменных монолита, по одному для каждого из них, и решила, что тот, кто первым доберется до него или прикоснется к нему, станет наследником Родины. В первом поединке Охе обогнал двоих других и первым достиг цели. Однако их мать возражала против этого и обвинила Оке в более раннем и, следовательно, ложном начале, поскольку она хотела, чтобы ее любимый и младший сын Омэй унаследовал родину. Затем она поручила Омэю создать лук и рассказать, как ему следует достичь цели с помощью стрелы. В состязании Омэй с помощью своего лука достиг цели стрелой и таким образом заявил о своем праве наследника родины, на что мать согласилась.
Вариант второй версии гласит, что состязание произошло после смерти матери. Целью был пучок листьев, скрученный на ветке, которая называлась продзии на языке Мао . Орах , будучи добрым существом, был более сострадателен к младшему брату Омею , которому пришлось столкнуться с издевательствами со стороны Охе , свирепого брата, поскольку он не мог сравниться с последним по физической силе. Таким образом, в отличие от версии, в которой мать инструктировала младшего сына использовать стрелу, именно второй брат Орах поручил своему младшему брату Омею использовать стрелу, чтобы поразить цель. Омэй сделал, как ему было сказано, и заявил о своем праве на хартленд или родину. Три менгира в Чажилофи (недалеко от села Махель), олицетворяющие Тигра, Духа и Человека, были воздвигнуты в память о трех братьях, которые когда-то жили вместе. [8]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ «ПЕРЕПИСЬ ИНДИИ» . МХА ГОИ.
- ^ «WALS Online — Язык нагов (Мао)» .
- ^ ван Дрим, Джордж (2001), Языки Гималаев: Этнолингвистический справочник Большого Гималайского региона (Брилл).
- ^ См . http://wals.info/languoid/lect/wals_code_nma ; также https://www.wolframalpha.com/input/?i=naga+mao
- ^ См. Даунс, Фредерик С. (1983), Христианство в Северо-Восточной Индии: исторические перспективы (Нью-Дели, ISPCK), примечание 187.
- ^ Более подробные отчеты см. Алемчиба, М. (1970), Краткий исторический отчет о Нагаленде (Кохима: Институт культуры Нага); также Вашум, Р. (2005), Право нагов на самоопределение (Нью-Дели: Mittal Publications)
- ↑ Кстати, термин Мао, обозначающий лихорадку, — Орах маки, что означает «в стиснутых зубах Бога».
- ^ Нели, Дайли (2011), «Махрай Хри (Раса Махел)» в праздновании 50-летия: Мао Нагас в Дели (1961-2011) - памятный сувенир-отчет (Нью-Дели: Ассоциация благосостояния Мао, Дели)