Кхамьянг люди
Эту статью , возможно, придется переписать, Википедии чтобы она соответствовала стандартам качества . ( сентябрь 2019 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 7000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Ассам , Аруначал-Прадеш | |
Языки | |
Кхамьянг , Ассамский | |
Религия | |
Тхеравада Буддизм | |
Родственные этнические группы | |
Кхамьянг люди | |
---|---|
Тайское имя | |
тайский | Тай Кхам Ян |
Кхамьянги тай ( -хамьянги или шьямы ) — подгруппа тайских народов Юго -Восточной Азии . [1] Численно они представляют собой небольшую группу коренного населения, проживающую в районах Тинсукиа , Джорхат, Сивасагар и Голагхат штата Ассам , а также в прилегающих частях Аруначал-Прадеша . Их население насчитывает около 7000 человек, из которых лишь незначительное меньшинство говорит на родном языке Тай Кхамьянг, тогда как подавляющее большинство говорит на ассамском языке . Кхамьянги являются последователями буддизма Тхеравады и тесно связаны с Кхамти . Они поддерживают хорошие отношения с другими тай-буддистскими племенами Ассама .
Они управляли независимым княжеством в Мунгконге до конца XVIII века. Многие Кхамьянги исторически использовали в качестве фамилии «Шьям», родственное слову « Сиам » , старому слову, обозначающему Таиланд. Современная тенденция в основном касается их фамилий: Таомунг, Чоулу, Чоулик, Тунгхан, Вайлонг, Пангёк, Чоусон и Чоухай.
Распределение
[ редактировать ]Кхамьянги, как отдельное племя, проживают в Балиджаан Шьям Гаон, На Шьям Гаон и Бетбари Шьям Гаон (Бетони) возле Титабора в районе Джорхат , Дисангпани, Чалапатер Шьям Гаон и Рахан Шьям Гаон возле Сапехати в округе Сивасагар , Паваймукх возле Кхамьянга Гаона. Маргарита в районе Тинсукиа и Раджмаи Шьям Гаон возле Сарупатара и Раджапухури Шьям Гаон в районе Голагхат .
Люди Тай Кхамьянг также встречаются в некоторых деревнях округов Намсай и Лохит штата Аруначал -Прадеш .
Этимология
[ редактировать ]«Кхамьян» само по себе является тайским словом, этимологически происходящим от «кхам» (золото) и «ян» или «джанг» (иметь) и означающим «люди, имеющие золото».
Язык
[ редактировать ]Язык Кхамьянг, наряду со своими близкими родственниками Кхамти , Тай Факе , Турунг , Тай Айтон и Шан , относится к северо-западной подгруппе юго-западных тайских языков языковой семьи Тай-Кадай . На языке хамьянг, по оценкам, говорят 15 человек, в основном пожилые люди, оставшиеся на северо-востоке Индии в 8 деревнях. [2] Большинство говорит на ассамском языке, хотя многие термины Кхамьянг (Тай) все еще сохраняются в их словарном запасе. В Аруначал-Прадеше также мало жителей Тай Кхамьянга, говорящих на языке Тай Кхамти.
Предпринимаются различные усилия по эффективному возрождению языка тай-хамьянг путем проведения семинаров, издания сувениров, составления учебников и т. д. [2]
История
[ редактировать ]Тай-хамьянги принадлежат к территории под названием «Кхамджанг», которая находится в штате Качин в Мьянме. Эта небольшая группа людей Тай-Кхамьянг мигрировала из « династии Монг Мао Лунг» (AD-764-AD-1252) в современную китайскую провинцию Юнань и поселилась возле реки Копдуп в Верхней Мьянме . Говорят, что географически регионы Верхней Мьянмы полны ресурсов. Через этот регион протекает река Копдуб, в которой много золота в виде песка. Тай-хамянги долгое время проживали в этой местности, лежащей на реке Копдуб. Поэтому буквально они были известны под именем «Кхамьянг» (Кхам – золото и Ян – иметь) или «люди, имеющие золото».
Согласно хроникам Ахома, принц Сукхафа и его последователи подверглись нападению нагов в Кхамджанге на пути через Паткай. После перехода через Паткай хамьянги были изгнаны и нашли убежище в Ассаме под притеснениями Сиуханфы. Это раннее поселение в районе Норас, которое впоследствии стало известно под этим названием.
Тай Кхамьянги в Паткае разделились на две группы, а именно: Маан Нам или Пани Нора (Нижняя Земля Нора) и Маан Лой или Дум Нора (Верхняя Земля Нора). Это поселение расположено недалеко от великого озера «Озеро невозврата» (Нонг Кхео Лок Ян). В середине восемнадцатого века из-за критики вокруг присутствия в озере пары кобр и проблем, с которыми столкнулись качинцы, тай-хамьянги переправились через холм Паткай и поселились в плодородной долине Аруначал-Прадеша. Говорят, что они построили пагоду, которая до сих пор стоит возле озера, откуда нет возврата. В более поздний период они сохранили хорошие отношения с Тай-Хамти и основали деревни в районе Тенгапани. Во время правления царя Ахома Гауринатха Сингхи они иммигранты в район Джорхат в Ассаме.Что касается их более ранней миграции в Ассам, можно отметить, что некоторые норы сопровождали Сваргадео Сукхафу, а позже их отдельные личности были объединены с именем Кхамьянг. История свидетельствует о том, что в 1524 году Сваргадео Чукунгмонг женился на дочери Нора Раджи, и Нора Раджа в равной степени был удостоен чести девицы Кхамьянга. Вполне вероятно, что некоторые Норы могли сопровождать принцессу в 1576 году. Сваргадео Чухамфа также женился на одной принцессе Нора. Принцессу сопровождали норский князь, священник и 1000 норцев.
Культура
[ редактировать ]Фестивали и события
[ редактировать ]- Пои-Сангкен (Фестиваль воды) обычно отмечался с 14 по 16 апреля во всех буддийских монастырях в местах, населенных общиной Тай Кхамьянг, а также другими общинами. Пои или фестиваль — весенний фестиваль тай-буддистов всего мира. Это слово происходит от палийского/санскритского слова Сангкранти , и этот фестиваль отмечается тайцами (тайцами) Таиланда и Мьянмы одновременно, следуя одному и тому же тайскому буддийскому календарю. Фестиваль Пои Санкен начинается в день праздника и продолжается три дня. Во время фестиваля статуи Будды орошаются чистой и ароматной водой. Однако в заключительный день церемонии люди начинают обливать друг друга водой и грязью. Народы Тай верят, что обливание друг друга водой смоет вражду и грех общества.
- Май-Ко-Сум-Пхай — еще один важный праздник, который отмечает община Тай Кхамьянг в Ассаме. Он отмечается в день полнолуния ассамского месяца Маг (Маги Пурнима). Этот праздник отмечается сжиганием дров и значением которого является непостоянство ( Анитья-Духа-Анатма ). Во время фестиваля люди Тай Кхамьянг готовят традиционную еду и предлагают ее друг другу.
- Будда Пурнима ( Пои Пути Кхам ) отмечается в день дурной луны ассамского месяца Байсакх. Значение этого дня связано с тремя великими событиями: рождением, смертью и достижением просветления Будды.
- Барша Баш ( Нау ваа саам люен / сатанг ) / Муссонный пост начинается с полнолуния «Ахара» до дурной луны «Ахина». Во время фестиваля буддийские монахи (Бханте) и последователи Восьми заповедей посещают монастырь (Кьонг) для молитвы и постятся в течение трех месяцев. День начала Барша Баша называется Сатанг Кхау Ва, а день окончания — Сатанг Аква.
- Есть и другие фестивали, такие как Пои Патеса (Калпатару), Пои Лу Фра , Пои Канта Сангха , Пои Лу Кёнг и Пои Катин Сивара и т. д.
Галерея
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Соновал, Рипунджой; Баруа, Индира (1 апреля 2011 г.). «Этномедицинские практики тай-хамьянгов Ассама, Индия» . Исследования по этномедицине . 5 (1): 41–50. дои : 10.1080/09735070.2011.11886390 . ISSN 0973-5070 . S2CID 80422538 .
- ^ Перейти обратно: а б Справочник Routledge по возрождению языка . Линн Хинтон, Лина Марьятта Хасс, Джеральд Рош (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. 2018. С. 438–439. ISBN 978-1-317-20085-7 . OCLC 1028799741 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )