Дай люди
![]() | Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема заключается в следующем: некитайское использование должно быть перенесено на народы Тай и. ( февраль 2017 г. ) |
![]() Фотография 1962 года: девушка Дай, ткущая шелк, в префектуре Дэхун, Юньнань. | |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 8 миллионов | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 6,345,236 |
![]() | 1,818,350 |
![]() | 1,159,000 [ 1 ] |
![]() | 126,250 |
![]() | 145,236 |
Языки | |
Тай Лю , Тай Нуэа , Тай Дам , китайский , вьетнамский , лаосский , тайский | |
Религия | |
Буддизм Тхеравады и народная религия Дай [ 2 ] | |
Родственные этнические группы | |
Шанцы , тайцы , лаосцы |
Народ Дай ( бирманский : ရှမ်းလူမျိုး; Лю : ᨴᩱ/ᨴᩱ᩠ᨿ лаосский : ໄຕ ; тайский : ไท ; Шан : တႆး [ , tai˥˩, ] Тай Нуэа : ᥖᥭᥰ Тай [тай˥] ; китайский : 傣傣族 ; ; ; Dώizú ) — несколько тайскоязычных этнических групп, проживающих в Сишуанбаньна-Дайском автономном округе и Дэхонг-Дайском и Цзинпоском автономном округе китайской провинции Юньнань . Народ дай образует одну из 56 этнических групп, официально признанных Китайской Народной Республикой. В более широком смысле, этот термин может применяться к группам в Лаосе , Вьетнаме , Таиланде и Мьянме, когда Дай используется для обозначения конкретно Тай Яй , Лю , китайского Шаня , Тай Дама , Тай Кхао или даже Тай в целом. Другие названия смотрите в таблице ниже.
Неоднозначность имени
[ редактировать ]![]() | Этот раздел может сбивать с толку или быть неясным для читателей . В частности, первый абзац. ( Ноябрь 2023 г. ) |
Народ дай тесно связан с шанами , лаосцами и тайцами , которые составляют большинство в Лаосе и Таиланде и значительное меньшинство в Мьянме . Первоначально тай , или дай, жили тесно вместе в современной провинции Юньнань, пока политический хаос и войны на севере в конце династий Тан и Сун и различные кочевые народы не побудили некоторых переселиться дальше на юг, в современный Лаос, а затем в Таиланд. Как и в случае со многими другими официально признанными этническими группами в Китае (см. Гаошань и Яо ), термин Дай , по крайней мере, в китайском использовании, является общим термином и, как таковой, не имеет эквивалента в языках Тай , где есть только более общие термины для «Тай». народы в целом» (например, Тай Лю: tai˥˩ . Этот термин относится ко всем народам дай, не включая чжуана) и «народу тай в Китае» (например, тайский: ชาวไทในจีน ), оба из которых включают Чжуан , например, чего нет в китайском и более конкретных терминах, как показано в таблице ниже. Поэтому [ сомнительно – обсудить ] Слово Дай , как и вышеупомянутое Яо , представляет собой культурную концепцию ханьского Китая, которая теперь принята в других языках, таких как английский , французский и немецкий (см. соответствующие Википедии). Однако в тайском языке, как и в английском, термин Тай Лю может означать Дай, несмотря на то, что он относится к другим группам, как показано в таблице ниже. Это потому, что две основные группы на самом деле носят одно и то же название, означающее «Северный Тай» ( люэ и нюа — родственные слова).
Хотя они официально признаны китайским государством как единый народ, эти тайцы образуют несколько отдельных культурных и языковых групп. Двумя основными языками Дай являются Дай Лю (Сибсонбанна Дай) и Дай Нюа (Дайхонг Дай); два других письменных языка, используемых Дай, - это Тай Понг и Тай Дам . Все они относятся к тайским языкам , группе родственных языков, в которую входят тайский, лаосский и чжуанский языки и которые входят в языковую семью тай-кадай . На различных языках языковой семьи тай-кадай говорят от Ассама в Индии до Хайнаня и Гуйчжоу в Китае. Люди дай следуют своей традиционной религии, а также буддизму Тхеравады и поддерживают обычаи и фестивали (такие как Сонгкран ), как и другие тайскоязычные народы и, в более широком смысле, в отношении некоторых культурных аспектов, с несвязанными доминирующими этническими группами Мьянмы . Камбоджа и Шри-Ланка . Они входят в число немногих коренных народов Китая, которые номинально исповедуют буддийскую школу Тхеравады. Термин Тай в Китае также иногда используется, чтобы показать, что большинство людей, относящихся к национальности «Дай», в основном говорят на тайских языках (т.е. языках Юго-Западного Тай). Некоторые используют термин Дайзурян относится конкретно к китаизированному народу тай, живущему в Юньнани. Этот термин произошел от китайского термина 傣族人; пиньинь: Dώizúrén , что на языке Шан переводится как တႆးၸူး taj4 tsuu4, что означает «Тай, которые находятся в ассоциации/объединились».
Это подгруппы
[ редактировать ]китайский | Пиньинь | Тай Лу | Тай Нуа | тайский | Общепринятый | Район(ы) |
---|---|---|---|---|---|---|
Дай Лай (Сишуанбаньна Дайский автономный округ) |
Ежедневно (Сишуангбонна Дуи) |
tai˥˩ lɯː˩ | Тай Лю | Тай Люй (Тай Читай, Читай) | Сипсонгпанна Тайский автономный округ , Лаос , Таиланд , Бирма , Вьетнам | |
Дай На (Дэхонг Дай) |
Дуина (Дехонг Дуи) |
tai˥˩ nəː˥ | этот le6 |
Тай Нуэа, Тай Тай Хонг, Тай Яй | Тай Нюа (Северный Тай, Верхний Тай, Китайский Шан, Тай Яй) | интерпретация бирманская , |
Дай Дан | Сегодня | tai˥˩ dam˥ | Дамба Тай, Лаосун, Плотина Тай Сонг | Тай Дам (Блэк Тай, Тай Лам, Дамба Лао Сонг*, Тай Муан, Тай Тан, Блэк До, Цзиньпин Дай, Тай Дэн, Тай До, Тай Нуар, Тай Дэн) | Цзиньпин ( 金平 ), Лаос , Таиланд | |
Дайбанг | Дуйбенг | tai˥˩pɔːŋ˥ | Тай Бэенг, Тай Мао, Тай Яй | Тай Понг | Жуйли , Генгма , Линцанг вдоль Меконга | |
Дай Дуань | Дуидуан | tai˥˩doːn˥ | Белый Тай | Белый Тай, Тай Дон (Тай Као, Тай Као, Тай Дон, Дай Као, Белый Дай, Красный Тай, Тай Блан, Тай Кав, Тай Лай, Тай Транг) | Цзиньпин ( 金平 ) | |
Дайя | Дойи | tai˥˩jaː˧˥ | Тай развод | Тай Я (Тай Кунг, Кунг, Я) | Синьпин 新平 , Юаньцзян | |
Дай друзья | Вот и все | tai˥˩jiu˩ | Тайю | Тай Йо | Юаньян ( 元阳 ), вдоль Красной реки | |
* букв. «Лао [носил] чёрные брюки» |
Языки
[ редактировать ]Народы, классифицированные как дай в Китае, говорят на следующих языках Юго-Западного Тай .
- Язык Тайлюй ( 壂仂语 ; Дуиле Ю )
- Язык Тай Нуа ( язык Дехонг Дай ; Дехонг Дуийу ; язык Шан )
- Тай (傣哪语 / 傣担语 Дам Dǎinǎ Yǔ / Dǎidān YǔЯзык
- Язык Тай Я ( 壣雅语 ; Dώiyώ Yϔ ) или Тай Хунцзин ( 红金壣语 ; Hóngjīndǎi Yǔ )
Юньнань (1998:150) [ 3 ] перечисляет 4 основных разновидности тайского языка.
- Язык тайлюй ( 傣泐方言 ): 400 000 человек говорят в Сипсонгпанна , округе Мэнлянь , округе Цзингу , округе Цзянчэн и т. д.
- Язык Тай Нюа : и т. д 400 000 человек говорят в Дэхонге , Гэнме , Шуанцзяне , Тэнчуне , Баошане , Лунлине , Чаннине , Цангюане , Ланьцане , Чжэнькане , Цзиндуне .
- Тай Руй ( диалект Дай Дуань ): 40 000 говорящих в округах Цзиньпин, Магуань, Малипо и т. д.
- Тяньсинь ( диалект天心 ): 20 000 говорящих в округах Удин, Луцюань, Юнжэнь, Даяо и т. д. Репрезентативный диалект : Тяньсинь ( 天心 ), округ Удин
История
[ редактировать ]Ранний период
[ редактировать ]В 109 г. до н. э. династия Хань основала префектуру Ичжоу на юго-западе И (современные части Юньнани, Сычуани и Гуйчжоу). В двенадцатом веке Дай (в тот период называвшийся Дай-Лю или Тай-Лю) основал Королевство Золотой зал Цзинхун в Сипсонг-Панна (современный Сишуанбаньна). Цзинхун был столицей этого королевства. Население королевства составляло более миллиона человек и, согласно местным записям, признавало китайцев своим сувереном. Король обладал политической и экономической властью и контролировал большую часть земли и местной водной системы. [ 4 ]
Период Юань и Мин
[ редактировать ]Во времена династии Юань Дай перешел в подчинение Юньнани (который недавно был завоеван монголами). Потомственные лидеры назначались властями среди меньшинств региона. Эта система продолжалась и при династии Мин , и феодальные системы в этот период позволяли поместным лордам устанавливать политическую власть вместе с собственной армией, тюрьмами и судами. Однако некоторые общины дай имели свои собственные аспекты классовой, политической структуры и землевладения, которые значительно отличались от других групп. Также во времена династии Мин восемь дай туси (вождей) контролировали регион, каждый из которых имел свою экономическую и политическую власть. [ 4 ] Хотя буддизм присутствует в Юньнани, по крайней мере, с седьмого века, даи обратились в буддизм Тхеравады в пятнадцатом и шестнадцатом веках. [ 5 ] [ 6 ]
Цин и современный Китай
[ редактировать ]Династия Цин сохранила системы Юань и Мин в неизменном виде, но с некоторыми отличиями. Цин имел больше экономической власти в регионе и регулярно отправлял в этот район чиновников для прямого надзора и контроля. Эта устоявшаяся система была полностью заменена китайским правительством только в 1953 году. 1953 год также ознаменовал конец древней правящей семьи, существовавшей со времен Королевства Цзинхун. Последний король, Чао Хмоам Гам Ле (Дао Шисюнь по-китайски), затем стал заместителем главы префектуры Сишуанбаньна. [ 4 ]
Исход
[ редактировать ]Первоначальные территории Тай Люэ включали оба берега реки Меконг в Сипсонгпанне . Согласно Тай Люэ, на восточном берегу было пять городов-государств и шесть на западе, которые вместе с Цзинхуном сформировали двенадцать дивизий рисовых полей, причем все двенадцать имели еще 32 небольшие провинции. Это были:
На западном берегу — Рунг, Ха, Сае, Лу, Онг, Луанг, Хун, Фан, Чианг Чонг, Хай, Чианг Ло и Манг; На восточном берегу — Ла, Банг, Хинг, Панг, Ла, Ван, Фонг, Юань, Банг и Чианг Тонг (современный Луанг Прабанг ). (Эти имена транскрибируются в соответствии с их тайским произношением, а не с их произношением Тай Лю (Дай). Если транскрибировать в соответствии с их произношением Тай Лю, они будут следующими: Хунг, Ха, Сае, Лу, Онг, Лонг, Хун, Пан, Ченг. Чонг, Хай, Ченг Ло, Манг, Ла, Банг, Хинг, Панг, Ла, Ван, Понг, Ён, Банг и Ченг Тонг)
Некоторые части этих тай лю либо добровольно переселились, либо были насильно изгнаны из этих городов-государств около одной-двухсот лет назад, прибыв в страны современной Бирмы , Лаоса и Таиланда .
Кухня
[ редактировать ]Основной пищей народа дай является рис. Люди дай в районе Дэхун в основном едят японский рис.
Бамбуковый рис — известная закуска народа Дай. Его готовят, помещая клейкий рис в ароматную бамбуковую трубку, замачивая его в воде на 15 минут и запекая на огне. [ нужна ссылка ] Пурпурный рис с ананасом также является известным блюдом Дай.
Сырые, свежие, кислые и пряные – вот характеристики кухни Дай. Люди дай верят, что употребление кислой пищи может сделать их глаза яркими, улучшить пищеварение, а также помочь облегчить жар. Сладкое способно снять усталость. Острый может повысить аппетит. Кислота считается самым вкусным вкусом в кухне Дай, а все блюда и закуски в основном кислые, например, кислые побеги бамбука, кислая свинина. [ нужна ссылка ]
Или читайте в Таиланде
[ редактировать ]
В Таиланде Тай Люэ встречаются во многих провинциях верхних регионов Северного Таиланда ; эти провинции:
- Чианграй : районы Мае Сай , Чианг Хонг и Чианг Саен (часть бежала в Чианг Рунг в начале Аютско - бирманской войны )
- Чиангмай : Самоенг и Дой Сакет. районы
- Нан : районы Тха Ванг Пха , Пуа , Чианг Кланг и Тхунг Чанг (наибольшее число, бежавшие из регионов Сайябури и Сипсонгпанна)
- и ) Районы Чианг Муан Чианг Кхам (много
- Лампанг : Муанг Лампанг и Мае Тха. районы
- Лампхун : Муанг Лампхун и Бан Тхи. районы
Фестиваль
[ редактировать ]Праздники народа дай в основном связаны с религиозной деятельностью. Основные фестивали включают фестиваль закрытия дверей, фестиваль открытия дверей и фестиваль брызг воды.
Закрытие фестиваля зафиксировано 15 сентября по календарю Дай (середина июля по григорианскому календарю). Праздник открытия дверей, время которого зафиксировано в календаре Дай 15 декабря (середина октября по григорианскому календарю). Во время двух фестивалей в один и тот же день все люди пойдут в буддийский храм для проведения ритуальных мероприятий. Люди будут предлагать Будде еду, цветы и монеты. Три месяца между праздником закрытия дверей и праздником открытия — это время «закрытия» в году, самое религиозное время в году.
Фестиваль брызг воды — традиционный праздник народа дай, означающий Новый июньский год. Время — конец июня или начало июля по календарю Дай (середина апреля по григорианскому календарю). Он проводится примерно через 10 дней после фестиваля Цинмин и символизирует «самый красивый день». Праздник обычно длится три дня. Ранним утром во время фестиваля жители деревни Дай пошли в буддийский храм, чтобы очистить фигуру Будды. После церемонии в буддийском храме юноши и девушки поливают друг друга водой. Затем группы людей маршировали вокруг, окропляя пешеходов в знак благословения. Они представляют собой благословения.
Культура
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]Даи – преимущественно буддисты Тхеравады . Буддизм Дай также терпел многие добуддийские анимистические верования и практики. Даи были анимистами до того, как буддизм стал популярным, и их вера в природных духов сохраняется. [ 5 ] До недавнего времени в каждой деревне Дай был по крайней мере один буддийский храм , тогда как в более крупных деревнях было от двух до пяти храмов. Многие из их буддийских храмов были разрушены во время Культурной революции . [ 5 ] Родители обычно отправляли своих сыновей (от 7 до 18 лет) в буддийские монастыри, чтобы они стали послушниками и получили монашеское образование. Мальчики остаются в монастырях на три и более лет, обучаясь письму, чтению и практике веры. После этого большинство мальчиков и молодых людей возвращались в светское общество, а некоторые из них оставались в монастырях, чтобы стать полностью рукоположенными монахами . Эта система образования привела к высокому уровню грамотности и знанию письма Дай среди мужчин Дай, который сегодня превышает 80 процентов. [ 4 ]
Небольшое меньшинство дай исповедует ислам . Эти конкретные Даи часто называют « Парши Дай» или « Дай Хуэй» . Хуэйские (китайские мусульманские) купцы из Дали и других частей Юньнани поселились в Сишуанбаньне в начале девятнадцатого века. Эти поселенцы ассимилировались и вступили в брак с местными жителями, что в конечном итоге привело к созданию уникальной дайской и китайско-исламской культуры. Нынешние парши Даи имеют материальную культуру, идентичную их буддийским коллегам. Они говорят на одном языке, носят похожую одежду, имеют схожие обычаи, ритуалы и диету. [ 7 ]
Литература и наука
[ редактировать ]Даи исторически имели богатый набор астрономических и литературных произведений. У дай есть собственный календарь, который начинается с 638 года, и имеется множество астрономических книг по расчету солнечных и лунных затмений (большинство из которых написано письмом дай). Исторические документы, легенды, рассказы, стихи, басни и детские рассказы также многочисленны. [ 4 ]
Жилье
[ редактировать ]Традиционные деревни Дай в основном расположены на бамбуковых равнинах возле рек и ручьев. Дома дай обычно строятся на сваях, а некоторые имеют квадратную форму. Некоторые дома двухэтажные: верхний этаж служит жилым помещением, а нижний — складом. Нижний этаж иногда может быть без стен. [ 4 ]
Экономика
[ редактировать ]В результате проживания в субтропическом регионе многие даи живут за счет выращивания риса , кофе , каучука , чая , сахара и многих видов фруктов . У Дай также есть высокоразвитая ремесленная промышленность, которая включает ткачество , маслобойку, виноделие и обработку бамбука . С 1980-х годов туризм стал источником дохода для дай в Сишуанбаньна благодаря строительству аэропортов в Цзинхонге и Мангши. Рост инфраструктуры и уровня жизни в регионе привел к тому, что даи ассимилировались в основную китайскую экономику лучше, чем другие меньшинства. [ 4 ]
Брак и женские роли
[ редактировать ]Исторически браки заключались в основном между представителями одного социального или экономического класса, а среди вождей была распространена полигамия. Общество дай традиционно было патриархальным, женщины имели низкий статус и не могли наследовать собственность. Девочки (от 7 до 8 лет) отвечали за уход за детьми младшего возраста и домашние обязанности. Когда они стали старше, в их обязанности входила работа на рисовых полях по удалению сорняков, уборке урожая, посадке растений и т. д. Сегодня женщины и молодежь дай имеют больше свобод, чем в прошлом, и некоторые женщины (имеющие доступ к образованию) начали профессиональную карьеру, например, преподаванием или медсестрой. [ 4 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Контейнеры Дай (серебро). Металлообработка в Провинциальном музее Юньнани .
-
Буддийский текст Дай. Рукописи/системы письма в Музее национальностей Юньнани
-
Трубки из тыквы Дай, также известные как хулуси , в Музее национальностей Юньнани.
-
Бамбуковый дом Дай . Инструменты и посуда в Музее национальностей Юньнани, Куньмин, Юньнань, Китай.
-
Дай совокупляющиеся фигурки. Народное искусство в Музее национальностей Юньнани
-
Буддийский стример Дай. Народное искусство в Музее национальностей Юньнани
-
Маска Дай. Экспонат в провинциальном музее Юньнани.
-
Деревянная статуя Тайского Будды Лю внутри Ват Нонг Буа , район Тха Ванг Пха , Таиланд
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Этнические группы» . China.org.cn. Архивировано из оригинала 24 июля 2008 г. Проверено 17 октября 2008 г.
- ^ Хаймэй Шен. Общество риска, трудности народной религии и опыт современности: духи-хранители в этническом обществе Манди Дайлюэ в Сишуанбаньне. Архивировано 6 ноября 2020 г. в Wayback Machine . Китай: Международный журнал, Том. 11, № 2
- ^ Комиссия по справочнику Юньнани , изд. Хроники провинции Юньнань, том 59, Хроника языков и символов меньшинств. [ Справочник провинции Юньнань, том 59: Справочник по орфографии языков меньшинств ]. Куньмин: Yunnan People's Press.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 361, 362. ISBN. 1-57958-468-3 .
- ^ Jump up to: а б с Хейс, Джеффри (июль 2015 г.). «Дай Религия и фестивали» . факты и подробности . Проверено 16 ноября 2019 г.
- ^ Кантвелл, Кэти (2010). Буддизм: основы . Нью-Йорк: Рутледж . стр. 148 . ISBN 978-0-415-40880-6 .
Среди народа меньшинства дай Сишуанбаньна... Тхеравада была основана в пятнадцатом веке.
- ^ Ма, Чуанг (2016). «Изменения в кругу смешанных браков паши дай (мусульмане в обществе дай): пример из деревни Хуэй в Маньлуане». Ин Ронг, Гуй (ред.). Мусульмане Хуэй в Китае . Левен: Издательство Левенского университета. стр. 87–95. ISBN 978-94-6270-066-6 .
Цитируемые работы
- Чжу, Лянвэнь (1992). Дай: или Тай, их архитектура и обычаи в Южном Китае . Бангкок , Таиланд, и Куньмин , Юньнань, Китай: DD Books и The Science and Technology Press of Yunnan.
- Les Dai de Chine: Zhongguo de Dai zu (на французском языке) , Жан А. Берли , 136 страниц, Париж, Франция, опубликовано в 1990 году.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии, связанные с буддизмом Дай Тхеравады
- Сайт, содержащий информацию о некоторых находящихся под угрозой исчезновения письменностях Тай.
- Тропический ботанический сад Сишуанбаньна
