Jump to content

Дай люди

Дай люди
Люди дай в Китае
Фотография 1962 года: девушка Дай, ткущая шелк, в префектуре Дэхун, Юньнань.
Общая численность населения
в. 8 миллионов
Регионы со значительной численностью населения
 Мьянма 6,345,236
 Вьетнам 1,818,350
Китай 1,159,000 [ 1 ]
 Лаос 126,250
 Таиланд 145,236
Языки
Тай Лю , Тай Нуэа , Тай Дам , китайский , вьетнамский , лаосский , тайский
Религия
Буддизм Тхеравады и народная религия Дай [ 2 ]
Родственные этнические группы
Шанцы , тайцы , лаосцы

Народ Дай ( бирманский : ရှမ်းလူမျိုး; Лю : ᨴᩱ/ᨴᩱ᩠ᨿ лаосский : ໄຕ ; тайский : ไท ; Шан : တႆး [ , tai˥˩, ] Тай Нуэа : ᥖᥭᥰ Тай [тай˥] ; китайский : 傣族 ; ; ; Dώizú ) — несколько тайскоязычных этнических групп, проживающих в Сишуанбаньна-Дайском автономном округе и Дэхонг-Дайском и Цзинпоском автономном округе китайской провинции Юньнань . Народ дай образует одну из 56 этнических групп, официально признанных Китайской Народной Республикой. В более широком смысле, этот термин может применяться к группам в Лаосе , Вьетнаме , Таиланде и Мьянме, когда Дай используется для обозначения конкретно Тай Яй , Лю , китайского Шаня , Тай Дама , Тай Кхао или даже Тай в целом. Другие названия смотрите в таблице ниже.

Неоднозначность имени

[ редактировать ]

Народ дай тесно связан с шанами , лаосцами и тайцами , которые составляют большинство в Лаосе и Таиланде и значительное меньшинство в Мьянме . Первоначально тай , или дай, жили тесно вместе в современной провинции Юньнань, пока политический хаос и войны на севере в конце династий Тан и Сун и различные кочевые народы не побудили некоторых переселиться дальше на юг, в современный Лаос, а затем в Таиланд. Как и в случае со многими другими официально признанными этническими группами в Китае (см. Гаошань и Яо ), термин Дай , по крайней мере, в китайском использовании, является общим термином и, как таковой, не имеет эквивалента в языках Тай , где есть только более общие термины для «Тай». народы в целом» (например, Тай Лю: tai˥˩ . Этот термин относится ко всем народам дай, не включая чжуана) и «народу тай в Китае» (например, тайский: ชาวไทในจีน ), оба из которых включают Чжуан , например, чего нет в китайском и более конкретных терминах, как показано в таблице ниже. Поэтому [ сомнительно обсудить ] Слово Дай , как и вышеупомянутое Яо , представляет собой культурную концепцию ханьского Китая, которая теперь принята в других языках, таких как английский , французский и немецкий (см. соответствующие Википедии). Однако в тайском языке, как и в английском, термин Тай Лю может означать Дай, несмотря на то, что он относится к другим группам, как показано в таблице ниже. Это потому, что две основные группы на самом деле носят одно и то же название, означающее «Северный Тай» ( люэ и нюа — родственные слова).

Хотя они официально признаны китайским государством как единый народ, эти тайцы образуют несколько отдельных культурных и языковых групп. Двумя основными языками Дай являются Дай Лю (Сибсонбанна Дай) и Дай Нюа (Дайхонг Дай); два других письменных языка, используемых Дай, - это Тай Понг и Тай Дам . Все они относятся к тайским языкам , группе родственных языков, в которую входят тайский, лаосский и чжуанский языки и которые входят в языковую семью тай-кадай . На различных языках языковой семьи тай-кадай говорят от Ассама в Индии до Хайнаня и Гуйчжоу в Китае. Люди дай следуют своей традиционной религии, а также буддизму Тхеравады и поддерживают обычаи и фестивали (такие как Сонгкран ), как и другие тайскоязычные народы и, в более широком смысле, в отношении некоторых культурных аспектов, с несвязанными доминирующими этническими группами Мьянмы . Камбоджа и Шри-Ланка . Они входят в число немногих коренных народов Китая, которые номинально исповедуют буддийскую школу Тхеравады. Термин Тай в Китае также иногда используется, чтобы показать, что большинство людей, относящихся к национальности «Дай», в основном говорят на тайских языках (т.е. языках Юго-Западного Тай). Некоторые используют термин Дайзурян относится конкретно к китаизированному народу тай, живущему в Юньнани. Этот термин произошел от китайского термина 傣族人; пиньинь: Dώizúrén , что на языке Шан переводится как တႆးၸူး taj4 tsuu4, что означает «Тай, которые находятся в ассоциации/объединились».

Это подгруппы

[ редактировать ]
китайский Пиньинь Тай Лу Тай Нуа тайский Общепринятый Район(ы)
Дай Лай
(Сишуанбаньна Дайский автономный округ)
Ежедневно
(Сишуангбонна Дуи)
tai˥˩ lɯː˩ Тай Лю Тай Люй (Тай Читай, Читай) Сипсонгпанна Тайский автономный округ , Лаос , Таиланд , Бирма , Вьетнам
Дай На
(Дэхонг Дай)
Дуина
(Дехонг Дуи)
tai˥˩ nəː˥ этот
le6
Тай Нуэа, Тай Тай Хонг, Тай Яй Тай Нюа (Северный Тай, Верхний Тай, Китайский Шан, Тай Яй) интерпретация бирманская ,

Таиланд

Дай Дан Сегодня tai˥˩ dam˥ Дамба Тай, Лаосун, Плотина Тай Сонг Тай Дам (Блэк Тай, Тай Лам, Дамба Лао Сонг*, Тай Муан, Тай Тан, Блэк До, Цзиньпин Дай, Тай Дэн, Тай До, Тай Нуар, Тай Дэн) Цзиньпин ( 金平 ), Лаос , Таиланд
Дайбанг Дуйбенг tai˥˩pɔːŋ˥ Тай Бэенг, Тай Мао, Тай Яй Тай Понг Жуйли , Генгма , Линцанг
вдоль Меконга
Дай Дуань Дуидуан tai˥˩doːn˥ Белый Тай Белый Тай, Тай Дон (Тай Као, Тай Као, Тай Дон, Дай Као, Белый Дай, Красный Тай, Тай Блан, Тай Кав, Тай Лай, Тай Транг) Цзиньпин ( 金平 )
Дайя Дойи tai˥˩jaː˧˥ Тай развод Тай Я (Тай Кунг, Кунг, Я) Синьпин 新平 , Юаньцзян
Дай друзья Вот и все tai˥˩jiu˩ Тайю Тай Йо Юаньян ( 元阳 ),
вдоль Красной реки
* букв. «Лао [носил] чёрные брюки»

Народы, классифицированные как дай в Китае, говорят на следующих языках Юго-Западного Тай .

Юньнань (1998:150) [ 3 ] перечисляет 4 основных разновидности тайского языка.

Ранний период

[ редактировать ]

В 109 г. до н. э. династия Хань основала префектуру Ичжоу на юго-западе И (современные части Юньнани, Сычуани и Гуйчжоу). В двенадцатом веке Дай (в тот период называвшийся Дай-Лю или Тай-Лю) основал Королевство Золотой зал Цзинхун в Сипсонг-Панна (современный Сишуанбаньна). Цзинхун был столицей этого королевства. Население королевства составляло более миллиона человек и, согласно местным записям, признавало китайцев своим сувереном. Король обладал политической и экономической властью и контролировал большую часть земли и местной водной системы. [ 4 ]

Период Юань и Мин

[ редактировать ]

Во времена династии Юань Дай перешел в подчинение Юньнани (который недавно был завоеван монголами). Потомственные лидеры назначались властями среди меньшинств региона. Эта система продолжалась и при династии Мин , и феодальные системы в этот период позволяли поместным лордам устанавливать политическую власть вместе с собственной армией, тюрьмами и судами. Однако некоторые общины дай имели свои собственные аспекты классовой, политической структуры и землевладения, которые значительно отличались от других групп. Также во времена династии Мин восемь дай туси (вождей) контролировали регион, каждый из которых имел свою экономическую и политическую власть. [ 4 ] Хотя буддизм присутствует в Юньнани, по крайней мере, с седьмого века, даи обратились в буддизм Тхеравады в пятнадцатом и шестнадцатом веках. [ 5 ] [ 6 ]

Цин и современный Китай

[ редактировать ]

Династия Цин сохранила системы Юань и Мин в неизменном виде, но с некоторыми отличиями. Цин имел больше экономической власти в регионе и регулярно отправлял в этот район чиновников для прямого надзора и контроля. Эта устоявшаяся система была полностью заменена китайским правительством только в 1953 году. 1953 год также ознаменовал конец древней правящей семьи, существовавшей со времен Королевства Цзинхун. Последний король, Чао Хмоам Гам Ле (Дао Шисюнь по-китайски), затем стал заместителем главы префектуры Сишуанбаньна. [ 4 ]

Первоначальные территории Тай Люэ включали оба берега реки Меконг в Сипсонгпанне . Согласно Тай Люэ, на восточном берегу было пять городов-государств и шесть на западе, которые вместе с Цзинхуном сформировали двенадцать дивизий рисовых полей, причем все двенадцать имели еще 32 небольшие провинции. Это были:

На западном берегу — Рунг, Ха, Сае, Лу, Онг, Луанг, Хун, Фан, Чианг Чонг, Хай, Чианг Ло и Манг; На восточном берегу — Ла, Банг, Хинг, Панг, Ла, Ван, Фонг, Юань, Банг и Чианг Тонг (современный Луанг Прабанг ). (Эти имена транскрибируются в соответствии с их тайским произношением, а не с их произношением Тай Лю (Дай). Если транскрибировать в соответствии с их произношением Тай Лю, они будут следующими: Хунг, Ха, Сае, Лу, Онг, Лонг, Хун, Пан, Ченг. Чонг, Хай, Ченг Ло, Манг, Ла, Банг, Хинг, Панг, Ла, Ван, Понг, Ён, Банг и Ченг Тонг)

Некоторые части этих тай лю либо добровольно переселились, либо были насильно изгнаны из этих городов-государств около одной-двухсот лет назад, прибыв в страны современной Бирмы , Лаоса и Таиланда .

Основной пищей народа дай является рис. Люди дай в районе Дэхун в основном едят японский рис.

Бамбуковый рис — известная закуска народа Дай. Его готовят, помещая клейкий рис в ароматную бамбуковую трубку, замачивая его в воде на 15 минут и запекая на огне. [ нужна ссылка ] Пурпурный рис с ананасом также является известным блюдом Дай.

Сырые, свежие, кислые и пряные – вот характеристики кухни Дай. Люди дай верят, что употребление кислой пищи может сделать их глаза яркими, улучшить пищеварение, а также помочь облегчить жар. Сладкое способно снять усталость. Острый может повысить аппетит. Кислота считается самым вкусным вкусом в кухне Дай, а все блюда и закуски в основном кислые, например, кислые побеги бамбука, кислая свинина. [ нужна ссылка ]

Или читайте в Таиланде

[ редактировать ]
Ват Ронг Нге — храм Тай Люэ в районе Пуа , провинция Нан.

В Таиланде Тай Люэ встречаются во многих провинциях верхних регионов Северного Таиланда ; эти провинции:

Фестиваль

[ редактировать ]

Праздники народа дай в основном связаны с религиозной деятельностью. Основные фестивали включают фестиваль закрытия дверей, фестиваль открытия дверей и фестиваль брызг воды.

Закрытие фестиваля зафиксировано 15 сентября по календарю Дай (середина июля по григорианскому календарю). Праздник открытия дверей, время которого зафиксировано в календаре Дай 15 декабря (середина октября по григорианскому календарю). Во время двух фестивалей в один и тот же день все люди пойдут в буддийский храм для проведения ритуальных мероприятий. Люди будут предлагать Будде еду, цветы и монеты. Три месяца между праздником закрытия дверей и праздником открытия — это время «закрытия» в году, самое религиозное время в году.

Фестиваль брызг воды — традиционный праздник народа дай, означающий Новый июньский год. Время — конец июня или начало июля по календарю Дай (середина апреля по григорианскому календарю). Он проводится примерно через 10 дней после фестиваля Цинмин и символизирует «самый красивый день». Праздник обычно длится три дня. Ранним утром во время фестиваля жители деревни Дай пошли в буддийский храм, чтобы очистить фигуру Будды. После церемонии в буддийском храме юноши и девушки поливают друг друга водой. Затем группы людей маршировали вокруг, окропляя пешеходов в знак благословения. Они представляют собой благословения.

Культура

[ редактировать ]

Даи – преимущественно буддисты Тхеравады . Буддизм Дай также терпел многие добуддийские анимистические верования и практики. Даи были анимистами до того, как буддизм стал популярным, и их вера в природных духов сохраняется. [ 5 ] До недавнего времени в каждой деревне Дай был по крайней мере один буддийский храм , тогда как в более крупных деревнях было от двух до пяти храмов. Многие из их буддийских храмов были разрушены во время Культурной революции . [ 5 ] Родители обычно отправляли своих сыновей (от 7 до 18 лет) в буддийские монастыри, чтобы они стали послушниками и получили монашеское образование. Мальчики остаются в монастырях на три и более лет, обучаясь письму, чтению и практике веры. После этого большинство мальчиков и молодых людей возвращались в светское общество, а некоторые из них оставались в монастырях, чтобы стать полностью рукоположенными монахами . Эта система образования привела к высокому уровню грамотности и знанию письма Дай среди мужчин Дай, который сегодня превышает 80 процентов. [ 4 ]

Небольшое меньшинство дай исповедует ислам . Эти конкретные Даи часто называют « Парши Дай» или « Дай Хуэй» . Хуэйские (китайские мусульманские) купцы из Дали и других частей Юньнани поселились в Сишуанбаньне в начале девятнадцатого века. Эти поселенцы ассимилировались и вступили в брак с местными жителями, что в конечном итоге привело к созданию уникальной дайской и китайско-исламской культуры. Нынешние парши Даи имеют материальную культуру, идентичную их буддийским коллегам. Они говорят на одном языке, носят похожую одежду, имеют схожие обычаи, ритуалы и диету. [ 7 ]

Литература и наука

[ редактировать ]

Даи исторически имели богатый набор астрономических и литературных произведений. У дай есть собственный календарь, который начинается с 638 года, и имеется множество астрономических книг по расчету солнечных и лунных затмений (большинство из которых написано письмом дай). Исторические документы, легенды, рассказы, стихи, басни и детские рассказы также многочисленны. [ 4 ]

Традиционные деревни Дай в основном расположены на бамбуковых равнинах возле рек и ручьев. Дома дай обычно строятся на сваях, а некоторые имеют квадратную форму. Некоторые дома двухэтажные: верхний этаж служит жилым помещением, а нижний — складом. Нижний этаж иногда может быть без стен. [ 4 ]

Экономика

[ редактировать ]

В результате проживания в субтропическом регионе многие даи живут за счет выращивания риса , кофе , каучука , чая , сахара и многих видов фруктов . У Дай также есть высокоразвитая ремесленная промышленность, которая включает ткачество , маслобойку, виноделие и обработку бамбука . С 1980-х годов туризм стал источником дохода для дай в Сишуанбаньна благодаря строительству аэропортов в Цзинхонге и Мангши. Рост инфраструктуры и уровня жизни в регионе привел к тому, что даи ассимилировались в основную китайскую экономику лучше, чем другие меньшинства. [ 4 ]

Брак и женские роли

[ редактировать ]

Исторически браки заключались в основном между представителями одного социального или экономического класса, а среди вождей была распространена полигамия. Общество дай традиционно было патриархальным, женщины имели низкий статус и не могли наследовать собственность. Девочки (от 7 до 8 лет) отвечали за уход за детьми младшего возраста и домашние обязанности. Когда они стали старше, в их обязанности входила работа на рисовых полях по удалению сорняков, уборке урожая, посадке растений и т. д. Сегодня женщины и молодежь дай имеют больше свобод, чем в прошлом, и некоторые женщины (имеющие доступ к образованию) начали профессиональную карьеру, например, преподаванием или медсестрой. [ 4 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Этнические группы» . China.org.cn. Архивировано из оригинала 24 июля 2008 г. Проверено 17 октября 2008 г.
  2. ^ Хаймэй Шен. Общество риска, трудности народной религии и опыт современности: духи-хранители в этническом обществе Манди Дайлюэ в Сишуанбаньне. Архивировано 6 ноября 2020 г. в Wayback Machine . Китай: Международный журнал, Том. 11, № 2
  3. ^ Комиссия по справочнику Юньнани , изд. Хроники провинции Юньнань, том 59, Хроника языков и символов меньшинств. [ Справочник провинции Юньнань, том 59: Справочник по орфографии языков меньшинств ]. Куньмин: Yunnan People's Press.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 361, 362. ISBN.  1-57958-468-3 .
  5. ^ Jump up to: а б с Хейс, Джеффри (июль 2015 г.). «Дай Религия и фестивали» . факты и подробности . Проверено 16 ноября 2019 г.
  6. ^ Кантвелл, Кэти (2010). Буддизм: основы . Нью-Йорк: Рутледж . стр. 148 . ISBN  978-0-415-40880-6 . Среди народа меньшинства дай Сишуанбаньна... Тхеравада была основана в пятнадцатом веке.
  7. ^ Ма, Чуанг (2016). «Изменения в кругу смешанных браков паши дай (мусульмане в обществе дай): пример из деревни Хуэй в Маньлуане». Ин Ронг, Гуй (ред.). Мусульмане Хуэй в Китае . Левен: Издательство Левенского университета. стр. 87–95. ISBN  978-94-6270-066-6 .

Цитируемые работы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 04d859b3f156cad5699a91bb9d07d30a__1718760120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/0a/04d859b3f156cad5699a91bb9d07d30a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dai people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)