Люди Туцзя
![]() Девушка Туцзя в традиционном платье | |
Общая численность населения | |
---|---|
8 353 912 (перепись 2010 г.) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() ( Хунань · Хубэй · Гуйчжоу · Чунцин ) | |
Языки | |
Мандаринский китайский Туцзя (традиционный) | |
Религия | |
Преимущественно народная религия Нуо |
Туцзя 家族 ( Северная Туцзя : Bifjixkhar / Bifzixkar , IPA : /bi˧˥ dʑi˥ kva˨˩/ tsi˥ kva˨˩ / , Южная Туцзя: Mongrzzir , /mõ˨ dzi˨se˩/ ; pi˧˥ / ; пиньинь : Тоджиазу Wade–Giles: ; 3 -разделять 1 -цу 2 ) являются этнической группой и с общей численностью населения более 8 миллионов человек являются восьмым по величине официально признанным этническим меньшинством в Китайской Народной Республике . Они живут в горах Улин , на границах Хунань , Хубэй , Гуйчжоу провинций и Чунцин муниципалитета .
Эндоним означает « Бизика коренные жители». По-китайски Туцзя буквально означает «местные семьи», в отличие от хакка ( 客家 ; Кедзя ), чье имя буквально означает «гостевые семьи» и подразумевает миграцию. [2]
Происхождение [ править ]
Хотя существуют разные версии их происхождения, Туцзя могут проследить свою историю на протяжении двенадцати столетий, а, возможно, и дальше, от древнего народа Ба, населявшего территорию вокруг современного Чунцина около 2500 лет назад. Королевство Ба достигло зенита своего могущества между 600 и 400 годами до нашей эры, но было разрушено Цинь в 316 году до нашей эры.
После того, как в древних документах Туцзя упоминался под разными именами, он появился в исторических записях примерно с 14 века.
Династии Мин и Цин [ править ]
Вожди Туцзя туси достигли зенита своей власти при династии Мин (1368–1644), когда императорский двор предоставил им сравнительно высокий статус. Они добились этого благодаря своей репутации поставщиков жестоких, высокодисциплинированных бойцов, которых император нанимал для подавления восстаний других меньшинств. Во многих случаях они помогали защищать Китай от внешних захватчиков, таких как вокоу («японские» пираты), опустошавшие побережье в 16 веке.
Маньчжуры династия вторглись и завоевали Мин в 1644 году и основали Великую империю Цин, известную в Китае как Цин . С подозрением относясь к местным правителям, цинские императоры всегда старались заменить ханьских чиновников маньчжурскими чиновниками, где только могли. В начале 18 века двор Цин наконец почувствовал себя в достаточной безопасности, чтобы установить прямой контроль и над территориями меньшинств. Этот процесс, известный как гайтугуилиу (буквально «смена местного [правителя», возвращение к основному руслу [центрального правления]»), осуществлялся по всему Юго-Западному Китаю постепенно и, в целом, мирно. Суд применил метод кнута и пряника : щедрые пенсии для послушных вождей в сочетании с огромной демонстрацией военной силы на границах их территорий.
Большинство территорий Туджа вернулись под контроль центра в период 1728–1735 годов. Хотя правление правительства Цин было более упорядоченным по сравнению с правлением вождей, многие крестьяне Туцзя возмутились попытками двора Цин навязать им национальную культуру и обычаи. С ослаблением центрального правления Цин произошли многочисленные крупномасштабные восстания, кульминацией которых стало жестокое восстание тайпинов .
Новейшая история [ править ]

После падения Цин Туцзя оказались в ловушке между различными конкурирующими военачальниками . все больше и больше земель отдавалось под выращивание высокодоходного опиума По настоянию богатых землевладельцев , и бандитизм процветал. После основания Китайской Народной Республики в 1949 году районы Туцзя перешли под контроль коммунистов, и бандитизм был быстро искоренен. « Большой скачок вперед» привел к массовому голоду в общинах Туцзя.
Туцзя были официально признаны одним из 55 этнических меньшинств в январе 1957 года, и впоследствии был создан ряд автономных префектур и округов . [3]
Член Госсовета Дай Бинго , один из высокопоставленных чиновников Китая по внешней политике, является самым видным Туцзя в китайском правительстве. [4]
Культура [ править ]
Сегодня традиционные обычаи Туцзя можно встретить только в самых отдаленных районах.
Туцзя известны своими способностями к пению и сочинению песен, а также своей традицией танца Байшоу (摆手舞), 500-летнего коллективного танца, в котором используются 70 ритуальных жестов, олицетворяющих войну, сельское хозяйство, охоту, ухаживание и другие аспекты жизни. традиционная жизнь. Они также известны своей парчой с богатым узором , известной как ксиланкапу , продуктом, который в прежние времена регулярно фигурировал в их дани китайскому двору. К весеннему празднику они готовят лепешки из клейкого риса ручной работы, называемые чиба-кейк . Они собираются вокруг костра, чтобы спеть народные песни и съесть жареную чибу. [5]
Что касается религии, большинство туцзя поклоняются тотему белого тигра, хотя некоторые туцзя в западной провинции Хунань поклоняются тотему черепахи.
Язык [ править ]
Туцзя — китайско-тибетский язык , который обычно считается изолированным внутри этой группы. Он имеет некоторое грамматическое и фонологическое сходство с Нуосу , хотя его словарный запас сильно отличается. [6]
Сегодня насчитывается не более 70 000 носителей языка туцзя , большинство из которых проживают в северных частях Сянси-Туцзя и Мяо автономной префектуры в северо-западной провинции Хунань .
Подавляющее большинство туцзя используют разновидности китайского языка , главным образом юго-западный мандарин ; некоторые говорят на хмонгических языках . Осталось немного носителей туцзя, говорящих только на одном языке; почти все они двуязычны и говорят на каком-то диалекте китайского языка. Сейчас дети учат китайский язык с детства, и многие юные Туцзя предпочитают использовать китайский язык при общении между собой. Среди свободно говорящих на туцзя китайские заимствования и даже структуры предложений более распространены.
Распространение [ править ]
По провинциям [ править ]

Пятая национальная перепись населения 2000 года зафиксировала 8 028 133 туцзя в Китае.
- Провинциальное распространение Туцзя
Провинция | Туцзя · Население | % от общего числа |
---|---|---|
Себя | 2,639,534 | 32.88% |
Хубэй | 2,177,409 | 27.12% |
Гуйчжоу | 1,430,286 | 17.82% |
Чунцин | 1,424,352 | 17.74% |
Гуандун | 135,431 | 1.69% |
Чжэцзян | 55,310 | 0.69% |
Сычуань | 41,246 | 0.51% |
Фуцзянь | 29,046 | 0.36% |
Другой | 95,519 | 1.19% |
В Чунцине туцзя составляют 4,67% от общей численности населения; в провинции Хунань — 4,17%; в Гуйчжоу — 4,06%; в Хубэе — 3,66%; и в Гуандуне - 0,16%.
По округу [ править ]


- Распределение Туцзя на уровне округа
(Включает только округа или их эквиваленты, в которых проживает >0,5% населения Туцзя Китая.)
Провинция | Префектура | Графство | Туцзя · Население | % населения Туцзя Китая |
---|---|---|---|---|
Чунцин | Такой же | Юян | 462,444 | 5.76% |
Себя | Чжанцзяцзе | ВОЗ | 399,906 | 4.98% |
Хубэй | Энши | Личуань | 388,035 | 4.83% |
Себя | Чандэ | Шимен | 387,480 | 4.83% |
Гуйчжоу | Тонгрен | Яньхэ Туцзя, автономный округ | 383,499 | 4.78% |
Чунцин | такой же | Шижу | 348,790 | 4.34% |
Себя | Сянси | Юншунь | 342,570 | 4.27% |
Себя | Чжанцзяцзе | Юндин | 319,330 | 3.98% |
Гуйчжоу | Тонгрен | Дэцзян | 300,432 | 3.74% |
Хубэй | Энши | Сяньфэн | 276,394 | 3.44% |
Хубэй | Энши | Энши | 270,753 | 3.37% |
Чунцин | Такой же | Цяньцзян | 261,327 | 3.26% |
Себя | Чжанцзяцзе | Санчжи | 260,092 | 3.24% |
Себя | Сянси | Луншань | 251,007 | 3.13% |
Гуйчжоу | Тонгрен | Иньцзян | 233,802 | 2.91% |
Хубэй | Энши | Бадонг | 212,424 | 2.65% |
Хубэй | Ичан | Чангян | 211,129 | 2.63% |
Чунцин | Такой же | Сюшань | 197,570 | 2.46% |
Хубэй | Ичан | Уфэн | 174,546 | 2.17% |
Хубэй | Энши | Цзяньши | 173,984 | 2.17% |
Гуйчжоу | Тонгрен | Синан | 160,089 | 1.99% |
Себя | Сянси | Баоцзин | 148,291 | 1.85% |
Хубэй | Энши | Хэфэн | 142,805 | 1.78% |
Хубэй | Энши | Сюаньэнь | 140,837 | 1.75% |
Себя | Сянси | Цзишоу | 103,242 | 1.29% |
Себя | Хуайхуа | Юаньлин | 102,636 | 1.28% |
Хубэй | Энши | Лайфэн | 93,471 | 1.16% |
Гуйчжоу | Тонгрен | Цзянкоу | 77,791 | 0.97% |
Чунцин | Такой же | Пэншуй | 74,591 | 0.93% |
Гуйчжоу | Тонгрен | Тонгрен | 70,286 | 0.88% |
Себя | Сянси | Фэнхуан | 64,727 | 0.81% |
Себя | Сянси | Гучжан | 47,162 | 0.59% |
Гуйчжоу | Цзуньи | Учуань | 46,253 | 0.58% |
Себя | Хуайхуа | Сюпу | 45,900 | 0.57% |
Себя | Чжанцзяцзе | Улинъюань | 41,910 | 0.52% |
Себя | Сянси | Роскошь | 40,643 | 0.51% |
Другой | — | — | 771,985 | 9.62% |
для выделенные Автономные районы , Туцзя
Знаменитый Туцзя [ править ]
- Чжуодяо Куан , биостатистик
- Он Лонг
- Дай Бинго
- Лан Сия , актриса
- Лео Ли
- Ляо Госюнь
- Жэнь Чжэньхэ , губернатор Ганьсу
- Шан Чунсонг
- Шен Мэнчен
- Тянь Тао , тяжелоатлет-олимпийец
- Чжоу Сяньван , мэр Уханя
- Чжоу Ивэй , актер
- Чжан Цзюй , музыкант
- Хуан Юнъюй , художник
- Сян Сюань
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ «Данные переписи населения Китая 2010 года» . Архивировано 27 ноября 2012 года . Проверено 1 августа 2015 года .
- ^ Происхождение Туцзя [Происхождение Туцзя]. Синьхуа . Архивировано из оригинала 3 сентября 2006 года.
- ^ Макларен, Энн Э. (2008). Исполнение «Горя: свадебный плач в сельском Китае» . Издательство Гавайского университета. п. 158. ИСБН 978-0-8248-3232-2 .
Народ Туцзя получил от Народной Республики статус «меньшинства».
- ^ Лин, Ли (2012). О правах меньшинств . Paths International Ltd. с. 149. ИСБН 978-1-84464-214-4 .
Хуэй Лянъюй (Хуэй) был избран заместителем премьер-министра Государственного совета, а Дай Бинго (Туцзя) — членом Государственного совета.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Особая закуска Весеннего праздника: традиция Туцзя готовить сибу, клейкий рисовый пирог» . Ютуб .
- ^ Краткое введение в язык туцзя.
Источники [ править ]
- Браун, MJ (2001). «Этническая классификация и культура: случай туцзя в Хубэе, Китай», Asian Ethnicity 2 (1): 55–72.
- Браун, MJ (2004). «Они пришли со связанными за спиной руками» – принудительная миграция, смена личности и государственная классификация в провинции Хубэй. Тайвань — китайский? (стр. 166–210). Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Браун, MJ (2007). «Этническая идентичность, культурные различия и процессы изменений - переосмысление взглядов на стандартизацию и ортопраксию». Современный Китай . 33 (1): 91–124. Публикации Сейджа.
- ---- 2002. «Агентство местного самоуправления: манипулирование идентичностью Туцзя», Современный Китай .
- Чен, Дж. (1992). Горцы Центрального Китая: история 1895–1937 гг . Нью-Йорк: М. Е. Шарп.
- Дун, Л. (1999). Ба фэн Ту юнь - Туцзя вэньхуа юаньлю цзеси (Ба Маннерс, Ту Чарм - Анализ истоков культуры Туцзя : Ухань Дасюэ Чубанше ).
- Донг Л., Браун М.Дж., Ву X. (2002). Туджа. Энциклопедия мировых культур – Приложение . К. Эмбер, М. Эмбер и И. Скоггард (ред.), Нью-Йорк: Macmillan Reference USA, стр. 351–354.
- Хуан Б. (1999). «Туцзяцзу Цзуюань Яньцзю Цзунлунь» («Обзор исследований происхождения предков Туцзя»). In Tujia zu lizhi wenhua lunji (Коллоквиум по истории и культуре Туцзя), под редакцией Хуан Байцюань и Тянь Ваньчжэн. 25–42. Эньши, Хубэй: Хубэй Минцзу Сюэюань.
- Ли, С. (1993). Чуандун Юшуй Туцзя (Туцзя реки Юшуй в Восточном Чэнду: Чэнду Чубанше).
- Пэн Б., Пэн X. и др. (1981). Журнал Университета Цзишоу, выпуск № 2 по гуманитарным наукам: специальный выпуск по этнографии Туцзя [на китайском языке]. Цзишоу: Университет Цзишоу.
- Ши К. (2001). «Этническая принадлежность как политическая целесообразность: клановое конфуцианство в этническом Туцзя-Мяо Юншунь», Asian Ethnicity 2 (1): 73–88.
- Саттон, Д. (2000). «Создание мифов на этнической границе: культ небесных царей Западной Хунани, 1715–1996», Modern China 26 (4): 448–500.
- Саттон, Д. (2003). «Насилие и этническая принадлежность на колониальной границе Цин: обычное и статутное право в Мяо Пале восемнадцатого века». В: Современные азиатские исследования 37 (1): 41–80. Издательство Кембриджского университета.
- Саттон, Д. (2007). «Ритуал, культурная стандартизация и ортопраксия в Китае: пересмотр идей Джеймса Л. Уотсона». В: Современный Китай 33 (1): 3–21. Публикации Сейджа.
- Тянь, Д., Хэ, Т., Чен, К., Ли, Дж., Се, З., Пэн, X. (1986 ) .
- Ву, X. (1996). «Изменения внешней политики вождей в районе Трех ущелий в конце династий Мин и начале Цин [1630–1660-е годы]». В: Этнический форум , (3): 88–92. (Хунань, Китай)
- Ву, X. (1997). «Способ добывания еды Туцзя на западе Хубэя во времена династии Цин». В: Журнал Хубэйского института национальностей , (2): 33–35. (Хубэй, Китай)
- Ву, X. (1997). «На танц-танце». В: Журнал китайской классики и культуры , (2): 22–29. (Пекин, Китай)
- Ву, X. (2003). «Еда, этноэкология и идентичность в префектуре Эньши, Хубэй, Китай». (Докторская диссертация, Университет Альберты, 388 страниц).
- Ву, X. (2003). «Превращение отходов в ценные вещи»: маркетинг папоротника, кудзу и осмунды в префектуре Эньши, Китай. В: Журнал развивающихся обществ , 19(4): 433–457.
- Ву, X. (2004). «Этническая еда» и региональная идентичность: рестораны Хэчжа в Эньши. В: Food and Foodways , 12 (4): 225–246.
- Ву, X. (2005). «Новогодний ужин и полынная трапеза: фестивальная еда как этнические маркеры в Эньши». В: Современный Китай , 31(3): 353–380.
- Ву, X. (2006). «Кукуруза, переход к экосистеме и этническая принадлежность в префектуре Эньши, Китай». В: История Восточной Азии , 31 (1): 1–22.
- Ву, X. (2010). «Национальное меньшинство Туцзя». Бергская энциклопедия мирового платья и моды .
- Е, Д. (1995). Туцзяюй яньцзю (Исследования языка Туцзя, Хунань: Хунань Чу Вэньхуа Чжунсинь, Цзишоу Дасюэ).