Jump to content

Книга пяти колец

Книга пяти колец
Автор Миямото Мусаси
Оригинальное название Книга пяти колец
Жанр Кендзюцу и боевые искусства
Дата публикации
1645

«Книга пяти колец» ( 五輪書 , Го Рин но Шо ) — это текст о кендзюцу и боевых искусствах в целом, написанный японским фехтовальщиком Миямото Мусаси около 1645 года. Было сделано множество переводов, и он привлек широкое внимание на Востоке. Азии и во всем мире. Например, некоторые зарубежные бизнес-лидеры считают, что обсуждение конфликтов имеет отношение к их работе . Современный Хёхо Нитен Ичи-рю использует его как руководство по технике и философии.

Го Рин но Шо написанное кандзи , . Мусаси стремился стать таким же великим мастером японской каллиграфии, как и фехтования.

Мусаси устанавливает «серьезную» тему во всем тексте. Например, он неоднократно отмечает, что технические излишества чрезмерны, и противопоставляет беспокойство о таких вещах принципу, согласно которому любая техника — это просто метод уничтожения противника. Он также постоянно подчеркивает, что понимание, выраженное в книге, важно для боя любого масштаба, будь то дуэль один на один или массовое сражение . За описаниями принципов часто следуют наставления «тщательно исследовать это» на практике, а не пытаться изучить их, просто читая.

Миямото Мусаси в расцвете сил, владеющий двумя боккенами .

Мусаси описывает и пропагандирует стиль фехтования двумя мечами ( нитодзюцу ): то есть владение и катаной , и вакидзаси , в отличие от более традиционного метода владения катаной двумя руками. Однако он явно описывает владение двумя мечами только в разделе, посвященном борьбе со многими противниками. В рассказах о его многочисленных дуэлях редко упоминается сам Мусаси, владеющий двумя мечами, хотя, поскольку это в основном устные предания, их подробности могут быть неточными. Мусаси утверждает в томе, что следует тренироваться с длинным мечом в каждой руке, тем самым тренируя тело и улучшая способность использовать два клинка одновременно.

Пять книг [ править ]

Миямото Мусаси убивает гигантское существо из «Книги пяти колец».

Го Рин Но Шо — это учение, которое Мусаси проповедовал своим ученикам в своем додзё . Хотя идеи взяты из других источников, текст преимущественно плодотворен. Пять «книг» относятся к идее о том, что существуют разные элементы битвы, точно так же, как существуют разные физические элементы в жизни, как это описано в буддизме , синтоизме и других восточных религиях. Пять книг ниже представляют собой описания Мусаси точных методов или техник, описываемых такими элементами.

Термин « Школа Ити» относится к «Нитен Но Ичи Рю» или «Ни-Тен Ичи Рю», что буквально переводится как «Два Неба, Одна Школа». Альтернативные переводы включают: «Два меча, один дух» и «Два меча, одна сущность». Перевод «Два меча, один дракон» считался неверным толкованием кандзи-слова Рю . [ нужна ссылка ]

  • Глава «Книги Земли» служит введением и метафорически обсуждает боевые искусства, лидерство и обучение как строительство дома.
  • Глава «Книги воды» описывает стиль Мусаси, Ни-тен ичи-рю , или «Два небес, один стиль». В нем описаны некоторые базовые техники и фундаментальные принципы.
  • В главе «Книги огня» говорится о пылу битвы и обсуждаются такие вопросы, как различные типы времени.
  • Глава «Книги ветра» представляет собой что-то вроде каламбура, поскольку японский иероглиф «ветер» может также означать «стиль» (например, боевых искусств). В нем обсуждаются недостатки различных современных школ боя на мечах, которые Мусаси считает.
  • Глава «Книги Пустоты» представляет собой короткий эпилог, описывающий в более эзотерических терминах мысли Мусаси (вероятно) под влиянием дзэн о сознании и правильном мышлении.

Книга Земли [ править ]

Книга Земля, [1] согласно «Го Рин Но Шо», это прямо относится к стратегии, которой Мусаси учил в школе Ичи. Говорят, что это способ отличить Путь посредством «фехтования на мечах» или «мастерства фехтования». Идея стратегии будет поощряться к очень проницательному изучению и стратегии:

Знайте самые маленькие и самые большие вещи, самые поверхностные и самые глубокие вещи. Как если бы это была прямая дорога, прочерченная на земле... Эти вещи невозможно объяснить подробно. Из одной вещи узнайте десять тысяч вещей. Когда вы достигнете Пути Стратегии, не будет ничего, чего вы не могли бы увидеть. Вы должны усердно учиться.

Овладев стратегией и расчетом времени, перечисленными в пяти книгах, Мусаси утверждает, что люди смогут победить десять человек так же легко, как и одного, и спрашивает: «Когда вы достигнете этой точки, не будет ли это означать, что вы непобедимы?"

Стратегии, перечисленные в этой дисциплине или книге, относятся к ситуациям, требующим различного оружия и тактики, например, оружия в помещении. Мусаси утверждает, что использование на глефу, , похожих нагинаты и копий предназначено исключительно для боевых действий, тогда как длинный меч и сопровождающий его короткий меч можно использовать в большинстве ситуаций, например, верхом на лошади или в ожесточенном бою.

Мусаси также отмечает, что этому ружью нет равных на поле боя, пока не столкнутся мечи, и тогда оно станет бесполезным. Он отмечает, что у пистолета был недостаток: он не мог видеть пулю и корректировать прицеливание, как если бы это было с луком. Он пишет: «Лук тактически силен в начале боя, особенно в боях на болотах, так как из копейщиков можно быстро стрелять. Однако он неудовлетворителен при осаде или когда противник находится на расстоянии более сорока ярдов. По этой причине в настоящее время существует мало традиционных школ стрельбы из лука. Этот вид искусства малопригоден».

Один из принципов Нитен Ичи-рю заключается в том, что нужно владеть многими навыками обращения с оружием. Мусаси указывает, что во время боя не следует злоупотреблять одним оружием — это так же плохо, как и плохое использование оружия, поскольку противнику становится легко найти слабое место в его стиле после бесчисленного количества применений одного и того же оружия.

Выбор времени, как объяснил Мусаси, является основным принципом стратегии, перечисленным на Земле . Идея тайминга, объясненная в книге, заключается в том, что человек должен быть в состоянии адаптировать свою стратегию к таймингу с помощью своих навыков, то есть нужно знать, когда атаковать, а когда не атаковать.

В «Книге пяти колец» он пишет о времени:

В танцах, а также в музыке на дудке или струнных инструментах важен расчет времени, поскольку они находятся в ритме только в том случае, если выбран правильный расчет времени. Тайминг и ритм также участвуют в военном искусстве, стрельбе из лука и ружья и верховой езде. Во всех навыках и способностях есть время... Время есть во всей жизни воина, в его расцвете и упадке, в его гармонии и разладе. Точно так же время существует и на Пути торговца, в взлете и падении капитала. Все вещи влекут за собой время подъема и падения. Вы должны уметь это распознать. В стратегии существуют различные временные соображения. С самого начала вы должны знать подходящий и неприменимый тайминг, и среди больших и малых вещей, быстрых и медленных таймингов найти подходящий тайминг, сначала увидев тайминг на расстоянии и фоновый тайминг. Это главное в стратегии. Особенно важно знать фоновый тайминг, иначе ваша стратегия станет неопределенной.

Книга Земли заканчивается девятью основными принципами – «почвой», на которую должен опираться самурай. Они бывают «практическими» или «мирскими», каждая из которых призвана помочь в развитии понимания стратегии (в то время как другие книги посвящены тактике и движению). Эти правила предназначены для его учеников и дополнены 21 «духовным принципом», которым могут следовать все, которые можно найти в Доккодо (последний труд Мусаси). Принципы: [ нужна ссылка ]

  1. «Не думай нечестно».
  2. «Путь в обучении».
  3. «Познакомьтесь со всяким искусством».
  4. «Знай пути всех профессий».
  5. «Различайте приобретение и потерю в мирских делах».
  6. «Развивайте интуитивное суждение и понимание всего».
  7. «Воспринимайте то, чего нельзя увидеть».
  8. «Уделяйте внимание даже мелочам».
  9. «Не делайте ничего, что бесполезно».

Книга Воды [ править ]

Книга воды касается стратегии , духовности и философии. Значение воды по отношению к жизни – гибкость . Вода демонстрирует естественную гибкость, изменяясь, чтобы соответствовать границам, которые ее содержат, в поисках наиболее эффективного и продуктивного пути. Также человек должен обладать способностью меняться в соответствии со своей собственной ситуацией, чтобы легко переключаться между дисциплинами, методами и вариантами при получении новой информации. Человек должен овладеть многими аспектами жизни, позволяющими ему обладать балансом и гибкостью.

Духовное значение стратегии, о котором пишет Мусаси, касается вашего темперамента и духовности в разгаре битвы или при ее подготовке. Будучи буддистом, большая часть того, что написано в разделе, касающемся духовности, относится к принципам спокойствия, умиротворения и духовного равновесия:

В стратегии ваше духовное состояние не должно отличаться от нормального. И в бою, и в повседневной жизни вы должны быть решительны, но спокойны.

Этот баланс относится к тому, что можно рассматривать как инь и ян внутри одного человека. Мусаси не одобряет чрезмерное знакомство или чрезмерное использование одного оружия, поскольку это будет рассматриваться как раскрытие духовности врагу. Идея состоит в том, что идеально сбалансированный дух — это также идеально сбалансированное физическое присутствие, он не создает слабостей и не раскрывает их врагу.

Мусаси отмечает, что во время битвы следует воспользоваться духовностью и балансом. Поскольку маленькие люди знают духовность больших людей, они могут таким образом замечать различия и слабости друг друга. Это кажется простым, но говорят, что оно меняется, когда человек находится на поле битвы, поскольку тогда нужно уметь как регулировать свой духовный баланс в соответствии с окружающей средой, так и воспринимать баланс других, чтобы соответствующим образом воспользоваться преимуществом.

Точно так же, как дух человека должен быть уравновешен, различные техники должны быть отточены до идеально сбалансированного поведения. Что касается стойки, так же как и баланса внутри солдата, Мусаси отмечает, что стойка является важной частью стратегии или боя: примите стойку с поднятой головой, не свешиваясь вниз, не глядя вверх и не скручивая. Это часть того, что Мусаси называет вклиниванием .

Что касается чьего-либо взгляда, он отмечает, что человек должен быть способен воспринимать то, что находится вокруг него, не заметно двигая глазными яблоками, что, как говорят, является навыком, для совершенствования которого требуется огромное количество практики. Он отмечает, что это снова одна из самых важных частей стратегии, а также возможность видеть близкие вещи, например, технику врага. Он также используется для восприятия объектов, находящихся далеко, например, прибывающих войск или врагов, поскольку это предвестник битвы. Затем человек может изменить свои действия в соответствии с тем, что он видит.

Отношение к фехтованию [ править ]

  1. Верхний
  2. Середина
  3. Ниже
  4. Правая сторона
  5. Левая сторона

Пять позиций фехтования называются пятью классификациями зон нападения на человеческое тело. Это области, которые известны своими преимуществами при нанесении удара по врагу, и стратег, как говорят, думает о них в ситуациях, когда по какой-либо причине он не может нанести по ним удар, и соответствующим образом приспосабливается.

Ваше отношение должно быть большим или маленьким в зависимости от ситуации. Решающее значение имеют позиции Верхнего, Низшего и Среднего. Отношения Левой и Правой Стороны непостоянны. Если над головой или сбоку имеется препятствие, следует использовать левое и правое положение. Решение использовать «Влево» или «Вправо» зависит от места.

Поскольку каждая из них рассматривается как позиция, можно предположить, что Мусаси хочет практиковать каждую «позу», чтобы вы не стали чрезмерно полагаться на одну из них, что Мусаси неоднократно отмечает как нечто худшее, чем плохая техника.

«Нет позиции» относится к тем стратегам, которые не используют «Пять позиций» и предпочитают просто обходиться без позиций длинного меча, чтобы полностью сосредоточиться на технике, а не сосредотачиваться как на технике, так и на пяти позициях. . Это похоже на риск, а не на создание шансов.

Позиция «Существующее – Несуществующее» смешивает Пять Настроек с Настройкой «Нет Отношения», что означает, что пользователь длинного меча использует методы и принципы обоих в тот момент, который является наиболее подходящим.

«In-One Timing» относится к технике выжидания момента, пока в обороне противника не будет найдена подходящая брешь, в которую можно будет нанести противнику один смертельный удар. Хотя говорят, что это сложно, Мусаси отмечает, что мастера этой техники обычно являются мастерами пяти подходов, потому что они должны чувствовать слабости. Ходят слухи, что Мусаси опозорил бывшего мастера меча, применив такую ​​технику с боккеном , но нет никаких описаний, в которых упоминается время «в одном». [ нужна ссылка ]

«Время в животе два» означает имитацию атаки с последующим нанесением удара по врагу, отступающему от атаки, ударом в живот с правильным расчетом времени либо в два движения, либо в две секунды. Хотя эта техника кажется относительно простой, Мусаси называет ее одной из самых сложных для правильного расчета времени.

«Нет замысла, нет концепции» означает, что слова и действия спонтанно совпадают . Помимо этого философского подхода к смыслу, технику относительно просто объяснить: если вы находитесь в тупике с противником, используя силу удара, вы толкаете свое тело и используете дисциплины, изложенные в Книге Пустоты , чтобы сбить его с ног. враг закончился.

Это самый важный метод удара. Его часто используют. Вы должны усердно тренироваться, чтобы понять это.

Техника «Разрез текущей воды» актуальна для боя с противником аналогичного уровня владения мечом. Мусаси отмечает, что при быстрой атаке человек всегда будет в тупике, поэтому, как и в стоячей воде, нужно рубить длинным мечом как можно медленнее. В начале применения этой техники оба бойца будут искать бреши в защите друг друга. Когда противник пытается либо оттолкнуть меч, либо поспешить назад, чтобы высвободить его, вы должны сначала расширить все свое тело и свой разум. Двинув сначала своим телом, а затем мечом, вы сможете нанести мощный и широкий удар, движение которого, кажется, отражает естественный поток воды. Легкость и уверенность будут достигнуты, если постоянно практиковать эту технику.

«Непрерывный удар» относится к ситуации, когда вы снова сталкиваетесь с тупиковой ситуацией в поединке, когда ваши мечи сцеплены вместе. Мусаси советует использовать непрерывные движения, чтобы порезать им голову, тело и ноги одним движением, когда ваш меч выскочит из их рук.

«Удар огня и камня» означает столкновение мечей. Не поднимая меча, рубите как можно сильнее. Это означает быструю резку руками, телом и ногами.

«Разрез красных листьев» относится к сбиванию с ног длинного меча врага в духе удара «Нет замысла, нет концепции». [ нужна ссылка ]

Книга Огня [ править ]

Книга Огня относится к методам борьбы, отличным от конкретных боевых приемов, перечисленных в Книге Воды . Оно имеет более широкий охват с точки зрения подсказок для оценки ситуации, а также конкретных ситуативных инструкций.

Он отмечает очевидные преимущества доспехов и подготовленности перед дуэлью или боем применительно к одному человеку или целой группе людей:

Как один человек может победить десять человек, так и тысяча человек может победить десять тысяч. Однако вы можете стать мастером стратегии, тренируясь в одиночку с мечом, чтобы вы могли понять военные хитрости врага, его силу и ресурсы и понять, как применять стратегию, чтобы победить десять тысяч врагов.

Зависимость от местоположения согласно Го Рин Но Шо имеет решающее значение. Вы должны находиться в таком месте, где искусственные объекты, такие как здания, башни, замки и т.п., не загораживают вам обзор, а также стоять лицом или в таком положении, где солнце или луна не влияют на ваше зрение. Это сделано исключительно для того, чтобы ваше видение было сосредоточено только на враге, и, таким образом, вы больше концентрировались на хитростях врага. Мусаси также, кажется, отмечает старую стратегию Хай Граунд :

Вы должны смотреть на врага сверху вниз и занимать позицию немного выше.

Другие виды тактики, о которых рассказывает Мусаси, — это способ поставить врага в невыгодное положение. Заставить себя занять недоминантную сторону солдата — один из способов, потому что левая сторона трудна для солдата-правши. Другие недостатки, такие как вытеснение противника в плацдармы, болота, рвы и другую труднопроходимую местность, заставляют противника быть неуверенным в своем положении.

Эти вещи невозможно ясно объяснить словами. Вы должны изучить то, что здесь написано. По этим трем способам предотвращения вы должны оценить ситуацию. Это не значит, что вы всегда атакуете первым; но если враг атакует первым, вы можете увести его в обход. В стратегии вы эффективно побеждаете, когда упреждаете врага, поэтому вам нужно хорошо тренироваться, чтобы добиться этого.

Кен Но Сен (Атака) – наиболее очевидный метод упреждения врага, поскольку лобовое столкновение заставляет обе стороны остановиться. Хотя это не упоминается, Мусаси, должно быть, хорошо осознавал, что этот метод также, скорее всего, приведет к более высокому количеству смертей, чем другие, из-за огромной массы врагов, поскольку тогда на одного солдата или солдата может напасть более одного врага. .

Как следует из названия, Тай Но Сен (Ожидание инициативы) создан для очень оппортунистических и решительных сражений между сторонами. Основная идея состоит в том, чтобы симулировать слабость, чтобы открыть слабое место или ахиллесову пяту в силах противника, а затем перегруппироваться, чтобы использовать такую ​​дыру, атакуя глубоко внутри отряда противника. Хотя об этом не упоминается, скорее всего, речь идет об убийстве офицера высшего ранга как о попытке убрать тактический центр группы солдат. Этот метод особенно полезен для Мусаси или других, если прямое нападение на генерала будет сигнализировать об окончании битвы после его поражения.

написано лишь небольшое количество текста О Тай Тай Но Сен (Сопровождение и предупреждение) . Хотя это и очень запутанно, идея Тай Тай Но Сен заключается в том, чтобы обойти засаду или быструю атаку врага, перехватив инициативу и атакуя в полную силу. Мусаси сам признает, что это сложно объяснить.

Хотя существуют и другие методы, в основном это ситуационные методы, связанные с пересечением пересеченной местности и боем на такой пересеченной местности. Несмотря на то, что он занимает два или более абзацев, большая часть информации представляет собой здравый смысл и касается осторожности и предотвращения таких ситуаций.

Идея расчета времени, как и в случае с отдельными битвами, известна как наиболее важная часть атаки, наряду с навыками участников. Однако тип расчета времени в этом случае несколько отличается от расчета времени, указанного в «Основной книге» , поскольку этот вариант расчета времени требует рассмотрения различных физических факторов, влияющих на врага во время битвы, например, определения того, уменьшается или возрастает сила внутри противника. группа десантников.

Идея топтания меча — очень простая техника. Первоначальные атаки, используемые в начале сражения, могут быть очень эффективными, подавляя атаку врага до того, как она начнется, используя форму атаки, а затем атакуя под завесой порохового дыма и стрельбы из стрел. В индивидуальном порядке это относится к атаке меча противника, его поломке, выводу его из игры и технике управления им посредством прямого контакта лезвия с лезвием.

Как упоминает Мусаси в своем философском стиле, есть причина для краха. Мусаси отмечает, что, поскольку внутри врага наблюдается коллапс, например, его численность уменьшается, нужно наблюдать за такими событиями и использовать их с пользой.

Он отмечает, что строй противника может пасть, если он потеряет ритм. Было известно, что в таких боях барабанщики барабанили под марш своих однополчан; а если ритм терялся, то это приводило к «коллапсу, когда их ритм нарушается».

Книга Ветра [ править ]

Хотя большая часть информации, представленной в предыдущих книгах, полезна и может быть применима и сегодня, эта книга в первую очередь посвящена конкретным деталям других стратегий, существовавших в то время. Более общий урок из этой книги заключается в том, что важной частью понимания своего пути является как можно более точное понимание пути своего противника.

Мусаси отмечает, что, хотя большинство школ имеют секретные и древние стратегии, большинство форм являются производными от других боевых искусств. Их сходства и различия развивались под воздействием ситуативных факторов, таких как дуэли в помещении или на открытом воздухе, а также стиля, адаптированного к школе. Он указывает, что его оценка может быть односторонней, поскольку единственная школа, к которой он интересовался, была его собственной, и в некотором смысле он не видит параллелей со своим собственным творчеством и творчеством. Однако он по-прежнему признает, что без базового понимания этих альтернативных техник невозможно изучить Ни Тен Ичи Рю , вероятно, по причинам, связанным с поиском ошибок в других техниках и исправлением их внутри себя в Ни Тен Ичи Рю .

Основное различие, которое отмечает Мусаси между школой Ити и другими стратегами и школами, заключается в том, что другие школы не учат «более широкому» значению стратегии. Существует стратегия, превосходящая фехтование на мечах: «Некоторые мировые стратеги занимаются только фехтованием на мечах и ограничивают свои тренировки владением длинным мечом и владением телом». В книге много параграфов, посвященных техникам других школ, и большая часть текста перечисляет способы, которыми другие школы не соответствуют идеалам, о которых он сам пишет в « Книге пяти колец» , таким как работа ног, зрение и чрезмерная уверенность или чрезмерное знакомство с оружием.

Книга Пустоты [ править ]

Несмотря на краткость, книга о пустоте философски описывает природу как человеческого знания, так и других вещей. Книга Пустоты прямо говорит о «Том, чего нельзя увидеть».

Зная то, что существует, вы можете знать то, чего не существует.

Книга Ничто , по мнению Мусаси, является истинным смыслом стратегии Ни Тен Ичи Рю . Это кажется очень эзотерическим по своей природе, потому что он подчеркивает, что люди должны научиться воспринимать то, что они не могут понять или постичь. Он отмечает, что в этой Пустоте можно постичь то, что мы делаем и видим, например, путь воина, боевые искусства и Ни Тен Ичи Рю . В то же время в Пустоте вещи, которые мы не делаем и не видим (которые он называет Духом ), являются частью информации, которую мы воспринимаем на сознательном уровне, но с которой не имеем физического отношения. Спорно, имеет ли Мусаси в виду религиозную духовность или же он на самом деле объясняет, как прожить жизнь и обрабатывать мысли.

В пустоте добродетель и нет зла. Мудрость существует, принцип существует, Путь существует, дух — это ничто.

В приведенной выше цитате Мусаси говорит о «добродетели и отсутствии зла». Это может означать «добро и изгнание зла» или «цель и несуществование добра и зла», и точное значение остается предметом споров.

Поскольку Мусаси опирается на классическую буддийскую теорию пяти элементов, Пустота в данном случае относится к Шуньяте (на пали), что иногда переводится как «Пустота» или «эфир». Пустота, как таковая, также пуста от ощущения себя (анатта), добра и зла, желания и нежелания, и является духовной динамикой, которая образует отправную точку к сатори, просветлению. Пустота и создание условий, позволяющих ей возникнуть, являются общей темой в практике медитации дзен-буддизма, которая повлияла на точку зрения автора.

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Книга пяти колец Миямото Мусаси (перевод с японского Виктора Харриса), Лондон: Эллисон и Басби , 1974.

Ссылки и дополнительная литература [ править ]

  • Де Ланге, Уильям (2014). Миямото Мусаси: Жизнь в оружии . Издания «Плавающий мир». ISBN  978-1-891640-629 .
  • Де Ланге, Уильям (2010). Настоящий Мусаси: Бушу денрайки . Издания «Плавающий мир». ISBN  978-1-891640-56-8 .
  • Де Ланге, Уильям (2011). Настоящий Мусаси: Букоден . Издания «Плавающий мир». ISBN  978-1-891640-60-5 .
  • Де Ланге, Уильям (2016). Настоящий Мусаси: Сборник . Издания «Плавающий мир». ISBN  978-1-891640-86-5 .
  • Мур, Дж. С. (2014). Под солнцем: История Миямото Мусаси . Понимание Apple Press. ISBN  978-1-5028-0491-4 .
  • Токицу, Кендзи (2004). Миямото Мусаси: его жизнь и сочинения . Shambhala Publications, Inc. ISBN  978-1-59030-045-9 .
  • Миямото, Мусаси (1974). Книга пяти колец в переводе Виктора Харриса. Лондон: Эллисон и Басби ; Вудсток, Нью-Йорк: The Overlook Press .
  • Токицу, Кендзи (2004). Миямото Мусаси: его жизнь и сочинения . Бостон: Shambhala Publications Inc.

Книга пяти колец неоднократно издавалась на английском языке. Перевод Томаса Клири является наиболее широко доступным и неоднократно переиздавался. Перевод Уильяма Скотта Уилсона предназначен для практикующих японское классическое фехтование. Перевод Д.Э. Тарвера позиционируется как мотивационная книга с коммерческим уклоном. Среди других опубликованных переводчиков - Стивен Ф. Кауфман и Кенджи Токисту (2010).

  • Миямото Мусаси (переводчик Томас Клири), Книга пяти колец: классический текст о японском способе владения мечом , 2005, Бостон: Публикации Шамбалы. ISBN   978-1-59030-248-4 .
  • Книга пяти колец: графический роман автора манги Шона Майкла Уилсона и японского художника Чи Куцувада, 2012, Shambhala Publications, Бостон, США. Графический роман, основанный на переводах Уильяма Скотта Уилсона. ISBN   978-1611800128 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1949a3aa18562d4271b576cd9fefac70__1717526160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/70/1949a3aa18562d4271b576cd9fefac70.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Book of Five Rings - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)