Миямото Мусаси
![]() | Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема заключается в следующем: статья содержит значительные орфографические, грамматические, форматирующие и стилистические ошибки. ( июнь 2024 г. ) |
Миямото Мусаси | |||
---|---|---|---|
![]() Современный портрет Миямото Мусаси (период Эдо) | |||
Рожденный | Синмэн Бенносукэ в. 1584 г. Провинция Харима или провинция Мимасака , Япония | ||
Умер | 13 июня 1645 г. Провинция Хиго , Япония | ( 1645-06-13 ) ||
Родное имя | Миямото Мусаси | ||
Другие имена | Нитен Дораку Синмен Мусаси-но Ками Фудзивара-но Харунобу; | ||
Резиденция | Япония | ||
Стиль | Хёхо Нитен Ити-рю Кендзюцу (二天流), Энмей-рю (元明流), (二天流) | ||
Дети | Микиноске (приемный) Куротаро (приемный) Иори (приемный) Ёэмон (приемный) | ||
Известные студенты | Такемура Ёэмон ; Терао Магонодзё ; Тэрао Мотомэносукэ ; Фурухаси Содзаэмон ; | ||
Японское имя | |||
Кандзи | Миямото Мусаси | ||
|
Миямото Мусаси ( Miyamoto Musashi ) , урожденный Синмэн Такэдзо ( Shinmen Musashi , ок. 1584 — 13 июня 1645) , [1] также известный как Миямото Бенносукэ и под своим буддийским именем . Нитен Дораку [2] был японским фехтовальщиком , стратегом, художником и писателем, прославившимся благодаря историям о своем уникальном искусстве владения двумя клинками и непобедимом рекорде в 62 дуэлях (следующие — 33 Ито Иттосай ). Мусаси считается кенсеем (святым мечом) Японии. [3] Он был основателем Нитэн Ичи-рю , или Нито Ичи-рю, стиля фехтования, а в последние годы своей жизни написал «Книгу пяти колец» ( 五輪の書 , Го Рин Но Шо ) и «Доккодо» (獨行道, «Путь») . одиночества ).
Оба документа были переданы Терао Магонодзё , самому важному из учеников Мусаси, за семь дней до смерти Мусаси. «Книга пяти колец» посвящена прежде всего характеру его школы Нитэн Ити-рю в конкретном смысле, то есть его собственному практическому боевому искусству и его общему значению; С другой стороны, «Путь одиночества» раскрывает лежащие в его основе идеи, а также философию его жизни в нескольких коротких афористических предложениях.
Считается, что Мусаси был другом генерала сёгуната Токугава по имени Мизуно Кацунари и вместе с ним сражался в битве при Сэкигахаре , осаде Осаки и восстании Симабара в составе армии Токугава.
Учебный центр Миямото Мусаси Будокан , расположенный в Охара-тё ( Мимасака ), префектура Окаяма , Япония , был построен в честь его имени и легенды.
Биография [ править ]
Подробности ранней жизни Миямото Мусаси трудно проверить. Сам Мусаси просто утверждает в «Книге пяти колец» , что родился в провинции Харима . [4] Нитен Ки (ранняя биография Мусаси) поддерживает утверждение, что Мусаси родился в 1584 году: «[Он] родился в Бансю , в Тенсё 12 [1584], года Обезьяны». [5] Историк Камико Тадаси, комментируя текст Мусаси, отмечает: «Мунисай был отцом Мусаси... он жил в деревне Миямото, в округе Ёсино [ провинции Мимасака ]. Мусаси, скорее всего, родился здесь». [6]
Мусаси называет свое полное имя и титул в «Книге пяти колец» как Синмэн Мусаси-но-Ками Фудзивара-но Харунобу (新免武蔵守藤原玄信). [7] Его отец, Синмэн Мунисай (新免無二斎), был опытным мастером боевых искусств и мастером меча и дзютте (также дзютте ). [6] Мунисай, в свою очередь, был сыном Хираты Сёгена (平田将監), вассала Синмен Ига-но Ками , владыки замка Такаяма в округе Ёсино провинции Мимасака. [8] Лорд Шинмэн полагался на Хирату, и поэтому ему было разрешено использовать имя Синмэн. Что касается «Мусаси», Мусаси-но Ками был придворным титулом, что делало его номинальным губернатором провинции Мусаси. « Фуддзивара » — это линия, от которой Мусаси заявлял свое происхождение. [9]
Мусаси Экзема развилась еще в младенчестве, и это отрицательно сказалось на его внешности. [10] Другая история утверждает, что он никогда не мылся, потому что не хотел быть застигнутым врасплох безоружным. [11]
По словам Го Рин Но Шо , Мусаси показал, что его первая дуэль произошла, когда ему было еще 13 лет, против фехтовальщика по имени Арима Кихей, который практиковал боевые искусства Касима Синто-рю , созданные Цукахарой Бокудэном ; Мусаси одержал победу. Второй поединок случился, когда Мусаси было 16 лет, когда он одержал очередную победу над фехтовальщиком по имени Тадашима Акияма , уроженцем провинции Тадзима . Его третий поединок состоялся, когда ему был 21 год, в Киото , где он победил нескольких учеников знаменитой школы боя на мечах. [ нужна ссылка ]
Путешествия гг . 1599-1613
В 1599 году Мусаси покинул свою деревню, по-видимому, в возрасте 15 лет (согласно Тосакуси , «Регистру региона Сакусю», хотя Тандзи Хокин Хикки говорит, что в 1599 году ему было 16 лет, что согласуется по времени с возраст указан в первой дуэли Мусаси). [12] Имущество его семьи, такое как мебель, оружие, генеалогия и другие записи, осталось его сестре и ее мужу Хирао Ёэмону. Он проводил время, путешествуя и участвуя в дуэлях .
Говорят, что в 1600 году Мусаси участвовал в битве при Сэкигахаре . Долгое время преобладало мнение, что Мусаси участвовал в битве Сэкигахара на стороне Западной армии из-за того, что клан Синмэн был давним вассалом клана Укита . Однако недавние исследования современных японских историков, таких как Масахидэ Фукуда и Ватанабэ Даймон, о Мусаси показали, что Мусаси и его отец, Синмэн Мунисай, фактически встали на сторону Восточной армии во время войны, основываясь на исторических записях о том, что Мунисай больше не служил Укита. клана, а в клановых записях клана Курода , союзника Токугавы Иэясу во время войны, было записано имя Синмен Мунисай среди своих вассалов, участвовавших в войне. [13] [14] Даймон, цитировавший «Документ клана Мацуи» , высказал мнение, что представление о том, что Мусаси сражался на проигравшей стороне Западной армии, как в Сэкигахаре, так и при осаде Осаки 14 лет спустя, было основано только на легендарном романтизме о том, что Мусаси был ронином. Хотя первичные исторические записи указывают на то, что Мусаси всегда сражался на стороне Токугавы, который вышел победителем в обоих конфликтах. [15] Главный обсуждаемый вопрос заключался в том, сражался ли Мусаси в битве в Сэкигахаре с основными силами Восточной армии под командованием Токугавы, или он сражался в Исигакибару на театре военных действий западной провинции под командованием командующего Восточной армией Курода Ёситака. [16] Даймон больше склонялся к мнению, что Мусаси сражался в Исигакибару, а не в Сэкигахаре, согласно историческому отчету « Передача военного искусства мастеру Бушу Генсину ». [13] Между тем, Фукуда отметил, что имя Мунисай появилось в записях клана Курода под категорией « Когофудай », или вассалов клана Курода, поступивших на службу до 1586 года. Основываясь на этом факте, Фукуда пришел к выводу, что вполне естественно, что Мунисай и Мусаси были на стороне Токугавы во время войны, как и клан Курода, которому они служили. [13]
Кроме того, японский писатель-историк Кенго Томинага предложил теорию, согласно которой Мусаси во время кампании Сэкигахара не сражался в главной битве при Сэкигахаре, а вместо этого сражался под командованием Курода Ёситака против сторонников Исиды Мицунари из западных провинций в битве при Исигакибару, префектура Оита . [17]
В декабре 1608 года сообщалось, что Мусаси встретился с Мизуно Кацунари, генералом Токугава. Мусаси научил Кацунари секретным приемам владения мечом. [18]

В 1611 году Мусаси изучил дзадзэн в Мёсин-дзи Кюсю после битвы Сэкигахара. Мусаси представил Нагаоке Садо чиновника лорда даймё по имени Хосокава Тадаоки . Иногда при невыясненных обстоятельствах Мусаси вызывал на дуэль фехтовальщик по имени Сасаки Кодзиро . Мусаси согласился на вызов, и их бой был назначен на 13 апреля, год спустя, на острове Ганрюдзима, заполненном зрителями, желающими посмотреть поединок. Кодзиро был известен тем, что был вооружен нодачи . [19] [20]
Говорили, что Мусаси намеренно опоздал к обещанному часу, пока вырезал деревянный боккен ножом из весла во время путешествия на остров на лодке. По прибытии Кодзиро, потерявший терпение в ожидании, затем насмехался над Мусаси за его опоздание, на что Мусаси спокойно ответил дальнейшими подшучиваниями. [19] [21] Затем началась дуэль, которая вскоре закончилась, поскольку Мусаси сумел мгновенно убить Кодзиро, когда Мусаси раздробил ему череп вертикальным ударом, направленным в голову. [19]
Служба в армии сёгуната [ править ]
в 1614 году, во время осады Осаки Считалось, что , Мусаси участвовал в армии Токугавы под командованием личного друга Мусаси, Мизуно Кацусигэ , также известного как Кацунари. Сообщается, что Мусаси несли знамя Кацунари. [22] а также выступал в качестве телохранителя Мизуно Кацутоши, сына Кацунари. [23] Говорили, что позднее, во время восстания Симабара, Мусаси однажды сказал командующему армией Токугава, что он служил под командованием Мизуно Кацунари во время осады Осаки и очень хорошо знал военную систему. [24] Миямото Микиносуке , приемный сын Мусаси, также служил под началом Кацунари во время этой битвы. [25]
В 1633 году Мусаси начал жить у Хосокавы Тадатоси , даймё замка Кумамото , который переехал в феодальное владение Кумамото и Кокуру, чтобы тренироваться и рисовать. [26] Хотя в этот период он участвовал в очень небольшом количестве дуэлей, одна из них произошла в 1634 году по приказу лорда Огасавары, в которой Мусаси победил специалиста по копью по имени Такада Матабей . Мусаси официально стал вассалом лордов Хосокова из Кумамото в 1640 году. В записях Нитен Ки «[он] получил от лорда Тадатоши: 17 вассалов, стипендию в 300 коку , звание Окумигашира 大組頭 и замок Тиба в Кумамото в качестве своего место жительства». [27]

В 1638 году Мусаси якобы участвовал в подавлении восстания Симабара . В журнале « Мунэкю (Кацунари)-сама », представляющем собой сборник рассказов Кацунари Мизуно после выхода на пенсию в 1639 году, есть история об армии Мизуно во время восстания Симабара, когда человек по имени Миямото Мусаси вошел в лагерь генерала. Огасавара Нагацугу и Мусаси сказали: « В прошлый раз (при осаде Осаки) ( Мизуно Кацунари ) клан Хьюга-но-Камидоно имел это, и я очень хорошо знал военную систему » . [24] Мусаси продолжает: « Он великий генерал, с которым никто не может сравниться». . [29]
Дальнейшая жизнь [ править ]
труд под названием « Хёхо Сандзю Го» («Тридцать пять инструкций по стратегии») Во втором месяце 1641 года Мусаси написал для Хосокавы Тадатоси . Эта работа перекликалась и легла в основу более поздней «Книги пяти колец» . В этом году его приемный сын Хирао Ёэмон стал магистром оружия феодального владения Овари. В 1642 году Мусаси перенес приступ невралгии , предвещавший его будущее плохое здоровье.
В 1643 году он удалился в пещеру под названием Рейгандо в качестве отшельника, чтобы написать «Книгу пяти колец» . Он закончил ее во втором месяце 1645 года. На двенадцатый день пятого месяца, предчувствуя свою близкую смерть, Мусаси завещал все свое мирское имущество, отдав рукописный экземпляр « Книги пяти колец» младшему брату Тэрао Магонодзё, своего ближайшего родственника. ученик. Он умер в пещере Рейгандо около 13 июня 1645 года ( 2 Сёхо , 19-й день 5-го месяца ). Хёхо -сенси дэнки описали его смерть:
В момент своей смерти он сам воскрес. Он затянул пояс и надел вакидзаси. Он сел, подняв одно колено вертикально, держа меч в левой руке и трость в правой. Он умер в этой позе в возрасте шестидесяти двух лет. Главные вассалы лорда Хосокавы и других офицеров собрались и тщательно провели церемонию. Затем по приказу владыки они установили гробницу на горе Ивато.
Миямото Мусаси умер в 1645 году, предположительно, от рака легких . [30]
Хронология [ править ]
Следующая хронология биографии Мусаси в хронологическом порядке (основана на наиболее точной и наиболее широко распространенной информации).
Дата | Возраст | возникновение |
---|---|---|
1578 | −6 | Родился брат Мусаси, Широта. |
1584 | 0 | Родился Миямото Мусаси. |
1591 | 6–7 | Мусаси взял и вырастил буддист своим дядей . |
1596 | 11–12 | Мусаси сражается с Аримой Кихей в Хирафуку, префектура Хёго . |
1599 | 14–15 | Дуэли с человеком по имени Тадасима Акияма в северной части префектуры Хёго . |
1600 | 16 | Предполагается, что участвовал в битве при Сэкигахаре (21 октября) в составе Западной армии. Однако недавние исследования показали, что он служил в Восточной армии вместе со своим отцом. Участвовал ли он на самом деле в бою, в настоящее время под вопросом. |
1604 | 19–20 | На счету Мусаси три матча с кланом Ёсиока в Киото . (1) Матч с Ёсиокой Сейджуро в провинции Ямасиро , за городом в Рендай Мур (к западу от горы Фунаока, Кита-ку, Киото ). (2) Матч с Ёсиокой Дэншичиро за пределами города. (3) Матч с Ёсиокой Матаситиро за городом у сосны Итидзё-дзи . |
Посещает Кофуку-дзи , Нара и в конечном итоге сражается с Окузоином Доэем, буддийским священником, обученным в стиле Ходзоин-рю . [31] | ||
1605–1612 | 20–28 | Снова начинает путешествовать. |
1607 | 22–23 | Мунисай (отец Мусаси) передает свое учение Мусаси. |
Поединки с кусаригамы мастером Сишидо (фехтовальщиком) в западной части префектуры Миэ . | ||
1608 | 23–24 | Дуэли Мусо Гонносукэ , мастера пятифутового посоха в Эдо . |
1610 | 25–26 | Сражается с Хаяси Оседо и Цудзикадзе Тенмой в Эдо . |
1611 | 26–27 | Начинает практиковать дзадзэн- медитацию . |
1612 | 28 | Дуэль с Сасаки Кодзиро происходит 13 апреля на Ганрюдзиме (Ганрю или остров Фуна) у побережья Симоносеки , в которой Кодзиро терпит поражение. |
На короткое время открывается школа фехтования. | ||
1614–1615 | 30–31 | Предполагается, что он присоединился к войскам Токугава Иэясу в Зимней и Летней кампаниях под командованием Мизуно Кацусигэ (8 ноября 1614 — 15 июня 1615) в замке Осака , но никаких значительных вкладов не зафиксировано. |
1615–1621 | 30–37 | Приходит на службу к Огасаваре Таданао в провинции Харима в качестве руководителя строительства. |
1621 | 36–37 | Дуэли Мияке Гунбея в Тацуно, Хёго . |
1622 | 37–38 | Устанавливает временную резиденцию в замковом городе Химэдзи , Хёго . |
1623 | 38–39 | Путешествие в Эдо . |
Усыновляет сына по имени Иори . | ||
1626 | 41–42 | Приёмный сын Микиносуке совершает сэппуку , следуя традиции Дзюнси . |
1627 | 42–43 | Снова путешествует. |
1628 | 43–44 | Встречается с Ягю Хёгоносукэ в Нагое , провинция Овари . |
1630 | 45–46 | Поступает на службу к лорду Хосокаве Тадатоши . |
1633 | 48–49 | Начинает широко заниматься искусством. |
1634 | 49–50 | Поселяется на короткое время в Кокуре , префектура Фукуока, с сыном Иори в качестве гостя Огасавары Тадазане . |
1637–1638 | 53–54 | Сыграл важную роль в восстании Симабара (17 декабря 1637 г. - 15 апреля 1638 г.) и является единственным документальным свидетельством того, что Мусаси участвовал в бою. Был сбит с лошади камнем, брошенным одним из крестьян. |
1641 | 56–57 | Пишет Хёхо Сандзю-го . |
1642 | 57–58 | Страдает тяжелыми приступами невралгии . |
1643 | 58–59 | Мигрирует в Рейгандо , где живет отшельником . |
1645 | 61 | Заканчивает Го Рин Но Шо / Книга пяти колец . Умирает от предположительно рака легких. |
Личная жизнь [ править ]
Говорили, что Мусаси практиковал путь воина и стратегию ведения войны, что повлекло за собой овладение многими формами искусства, помимо владения мечом, такими как чайная церемония (садо), труд, письмо и живопись, - всем этим Мусаси преследовал на протяжении всего времени. его жизнь. [32]
В записях о жизни Мусаси редко упоминаются его отношения с женщинами, и часто, когда они это делают, Мусаси регулярно изображается отвергающим сексуальные домогательства в пользу сосредоточения на своем искусстве фехтования. [33] [34] [35] Альтернативные интерпретации рассматривают его отсутствие интереса как признак гомосексуализма . [36] Напротив, во многих легендах Мусаси фигурирует на свиданиях с женщинами, некоторые из которых также отражают мнение, что в конечном итоге он решил отказаться от физических или эмоциональных вложений, чтобы глубже понять свою работу. [37]
Этот преобладающий культурный взгляд на Мусаси несколько противоречит старым текстам, таким как Добо гоэн (1720 г.), в которых рассказывается о его близости с куртизанкой Кумои в его среднем возрасте. [38] В Бушу Денрайки подробно рассказывается, что Мусаси стал отцом дочери от куртизанки. Неизвестно, были ли эта куртизанка и Кумои одним и тем же человеком. [33] Слух также связывал Мусаси с ойраном Ёсино Таю . [39]

Ни-Тен Ичи Рю [ править ]
с двумя мечами, Мусаси создал и усовершенствовал технику кендзюцу называемую нитенъити (二天一, «два неба как одно») или нитоити (二刀一, «два меча как один») или « Нитэн Ити-рю » (конген-буддист) . Сутра называет два неба двумя хранителями Будды ). В этой технике фехтовальщик использует и одновременно большой меч, и «меч-компаньон», то есть катану с вакидзаси . [40]
Возможно, его вдохновили двуручные движения храмовых барабанщиков, хотя вполне возможно, что эта техника была выкована боевым опытом Мусаси. Техникам джитте его научил отец - джитте часто использовался в бою в паре с мечом; джитте . парировал и нейтрализовал оружие врага, пока меч наносил удары или практикующий сражался с врагом Сегодня стиль фехтования Мусаси известен как Хёхо Нитен Ити-рю . [41]
Мусаси также был экспертом в метании оружия. Он часто метал свой короткий меч, и Кэндзи Токицу считает, что методы сюрикэнов для вакидзаси были секретными техниками Нитэн Ичи Рю. [42]
В книге Мусаси упоминает, что использование двух мечей в стратегии одинаково полезно для тех, кто использует этот навык для индивидуальных дуэлей или крупных сражений. Идея использования меча двумя руками — это идея, против которой выступает Мусаси, поскольку в движении двумя руками нет плавности: «Если держать меч обеими руками, трудно свободно владеть им влево и вправо, поэтому мой Метод заключается в том, чтобы носить меч в одной руке». Он также не согласен с идеей использования меча двумя руками на лошади и/или езды по нестабильной местности, например, илистым болотам, рисовым полям или в толпе людей.
Чтобы изучить стратегию Ни-Тен Ичи Рю, Мусаси утверждает, что, тренируясь с двумя длинными мечами, по одному в каждой руке, можно преодолеть громоздкий характер использования меча в обеих руках. Хотя это и сложно, Мусаси соглашается, что бывают случаи, когда длинный меч приходится использовать двумя руками, но достаточно умелому человеку он не понадобится.
После достаточно умелого использования двух длинных мечей мастерство владения длинным мечом и «мечом-компаньоном», скорее всего, вакидзаси, значительно возрастет: «Когда вы привыкнете владеть длинным мечом, вы обретете силу Пути. и хорошо владей мечом».
можно увидеть, Короче говоря, из выдержек из «Книги пяти колец» что реальная стратегия Ни-Тэн Но Ичи Рю заключается в том, что не существует настоящего железного метода, пути или типа оружия, специфичного для этого стиля. Ни-Тен Но Ичи Рю:
Вы можете победить с помощью длинного оружия, но вы также можете победить и с коротким оружием. Короче говоря, Путь школы Ити – это дух победы, каким бы ни было оружие и каковы бы ни были его размеры.
Религия [ править ]
Даже с раннего возраста Мусаси отделял свою религию от занятий фехтованием. , подобные приведенному ниже Выдержки из «Книги пяти колец» , демонстрируют философию, которая, как полагают, оставалась с ним на протяжении всей его жизни:
Есть много способов: конфуцианство, буддизм, элегантность, посадка риса или танец; эти вещи не встречаются на пути воина. [43]
Однако мнение о том, что Мусаси не любил синтоизм , неверно, поскольку он критикует стиль фехтования Синто-рю , а не синтоистскую религию. Мусаси В «Доккодо» его позиция в отношении религии разъясняется далее: «Уважай Будду и богов, не рассчитывая на их помощь». [44]
Как художник [ править ]

В последние годы своей жизни Мусаси сказал в своей «Книге пяти колец» : «Когда я применяю принцип стратегии к различным искусствам и ремеслам, мне больше не нужен учитель ни в одной области». Он доказал это, создав признанные шедевры каллиграфии и классической живописи тушью . Его картины характеризуются умелым использованием чернил и экономией мазков кисти. Он особенно овладел школой пейзажей «сломанных чернил», применяя ее к другим сюжетам, таким как его «Кобокумейкузу » (« Соропут, сидящий на засохшей ветке»; часть триптиха , двумя другими участниками которого были « Хотэй , идущий» и «Воробей на бамбуке»). «), его «Хотэй, наблюдающий за петушиным боем» , и его «Розанзу» («Дикие гуси среди камыша»). Книга пяти колец пропагандирует занятия каллиграфией и другими видами искусства как средство обучения военному искусству. [45]
Мусаси также известен как талантливый суми-э, написавший несколько картин, таких как: «Сорокопут, сидящий на мертвом дереве» ( Кобоку Мэйгекидзу , 枯木鳴鵙図) и «Дикие гуси среди камыша» ( Розанзу , 魯山図). [ нужна ссылка ]
В японской и мировой культуре [ править ]
Миямото Мусаси Будокан [ править ]

20 мая 2000 года по инициативе сэнсэя Тадаси Чихары. [47] Миямото Мусаси Будокан [48] состоялось открытие. [1] Он был построен в Охара-Чо в провинции Мимасака , родине самураев . Внутри здания повсюду помнят жизнь и путь Миямото Мусаси. Посвященный боевым искусствам, Будокан является источником всех официальных традиционных японских школ сабли и кендо . Практически, исторически и культурно это место соединения боевых дисциплин в самом сердце традиционной Японии, посвященной Мусаси.
Инаугурация Миямото Мусаси Будокан увековечила побратимские отношения, установленные 4 марта 1999 года между жителями Охара-Чо (японская провинция Мимасака) и жителями Глейзе . Он был оформлен в присутствии сэнсэя Тадаси Тихары, гаранта и десятого в линии Миямото Мусаси, несущего мандат от мэра Охара-Чо, и в присутствии мэра Глейзе Элизабет Ламуре . [49] [50] Это мероприятие было продлено во время полномочий нового мэра Охара-Чо Фукуды Ёсиаки официальным приглашением из Японии и последующим визитом мэра Глейзе на инаугурацию Миямото Мусаси Будокан 10 мая 2000 года в присутствии личности и японские власти.
Памятники [ править ]
- Лион-Япония Мемориал Япония-Франция Хэйхо Нитен Ити Рю ( Глейзе ).
- Лион-Япония Мемориал Япония-Франция Хэйхо Нитен Ити Рю ( Жарниу ).
В популярной культуре [ править ]
![]() |
Во времена Мусаси существовали художественные тексты, напоминающие комиксы , и при обсуждении его жизни трудно отделить факты от вымысла. Были написаны художественные произведения о Мусаси или с его участием. Эйдзи Ёсикавы Новеллизация (первоначально ежедневный газетный сериал 1930-х годов) оказала большое влияние на последовательные художественные изображения (включая мангу «Бродяга» Такехико Иноуэ ) и часто ошибочно принимается за фактическое описание жизни Мусаси. В 2012 году писатель Шон Майкл Уилсон и японский художник Чи Куцувада опубликовали попытку создать более исторически точную мангу под названием «Книга пяти колец: графический роман» , основанную на исследованиях и переводах Уильяма Скотта Уилсона.
Onimusha , серия видеоигр от Capcom , показывает Мусаси как секретного игрового персонажа в Onimusha Blade Warriors .
В видеоигре 1994 года Live A Live и ее римейке 2022 года Мусаси выступает в роли босса в японской главе «Сумерки Эдо».
Видеоигра 2008 года Рю га Готоку Кензан! основывалось на его жизни и личности.
Он также появился в манге «Боец Баки» как возрожденный клон самого себя с нетронутой настоящей душой как один из сильнейших бойцов в серии, и использовал свой стиль владения двумя мечами в большинстве боев, в которых он был показан.
В карточной игре Magic: The Gathering есть карта, основанная на нем, Иссине, «Два небеса как одно», названная в честь его двух мечей как одной техники.
В видеоигре For Honor 2017 года герой «Арамуса» во многом вдохновлен Мусаси. Персонаж — ронин, владеющий двумя мечами.
Аниме «Онимуша» 2023 года было основано на одноименной франшизе видеоигр и произведено Netflix. В сериале изображена вымышленная версия стареющего Мусаси, который отправляется в путешествие, чтобы победить сверхъестественные силы зла, используя Перчатку Они.
Галерея [ править ]
- «Миямото Мусаси на берегу Исагавы в провинции Кавати встречает замечательного человека, который показывает ему лупу», из серии «Тридцать шесть знаменитых битв» Утагавы Куниёси , 1847 год.
- «Мечник Миямото Мусаси, вооруженный двумя деревянными мечами, сражается со старым мастером Цукахарой Бокуденом, который защищается, используя две деревянные крышки кастрюль», картина Утагава Куниёси, ок. 1845-46 гг.
- Статуя Хосокавы Тадатоши в Суйзен-дзи Джоджу-эн.
- Статуя битвы Мусаси и Кодзиро
- Миямото Мусаси убивает рыбу-акулу (Ямадзаме) в горах на границе провинции Этидзэн , автор Утагава Куниёси.
См. также [ править ]
- Ягю Муненори
- Гошо Мотохару
- Ходзё Акиноками
- Сасаки Кодзиро
- Они встретили Сохо
- Терао Магонодзё
- Эйдзи Ёсикава
- бизнес
- Мимасака
- Охара-чо
- Миямото Мусаси Будокан
- Станция Миямото Мусаси
- Философия войны
- Список военных писателей
Приложение [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Токицу, Кендзи (1998). Миямото Мусаси: японский мастер меча 17 века: человек и работа, миф и реальность; Миямото Мусаси: японский мастер меча 17 века: человек и работа, миф и реальность . Желаемые издания. стр. 19, 20. ISBN 978-2907653541 . OCLC 41259596 . ,
- ^ Тойота Масатака «Нитен Ки (Хроника двух небес)», в Горин но Шо , изд.
- ^ Миямото Мусаси, перевод С.Ф. Кауфмана (1994), Книга пяти колец , Tuttle Publishing.
- ^ Миямото Мусаси «Го Рин Но Шо», в Горин но Шо , изд. Камико Тадаси (Токио: Токума-шотен, 1963), 13.
- ^ Тойота, с. 239
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Миямото, с. 18 и след.
- ^ Миямото, 13.
- ^ Миямото, с. 17 и след.
- ^ Мусаси, Миямото (2018). Полное собрание сочинений Мусаси: полные переводы полного собрания сочинений Миямото Мусаси – величайшего самурая Японии . Александр Беннетт. Ла Вернь: Издательство Tuttle. ISBN 978-1-4629-2027-3 . OCLC 1076236783 .
- ^ Мусаси, Миямото (2006). Розмари Брант (ред.). Книга пяти колец: классический текст стратегии самурайского меча . Нью-Йорк: Barnes & Noble. ISBN 978-0-7607-8457-0 . Перевод Асикаги Ёсихару
- ^ Харрис, Виктор, с. 10, Миямото, стр. 16 и далее. Последняя сноска Камико гласит: «За всю свою жизнь Мусаси ни разу не женился, не постригся и не вошел в ванну».
- ^ Кэндзи Токицу (2004). Миямото Мусаси: его жизнь и сочинения . Шамбала.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ватанабэ Даймон (2023). был «Битва при Сэкигахаре пленника Миямото Мусаси ... , Востоку?» или Западу, и ли у него хозяин?] . К какой стороне он принадлежал Май 2024 г.
Юмекаси Харада, «Правдивая история Миямото Мусаси» (Аси Сёбо, 1984); Масахидэ Фукуда «Летняя осада Миямото Мусаси» («Рекиси Кенкю» № 400, 1994 г.), Масахидэ Фукуда, «Доказательство восточной сэкигахара» Мусаси; Армия» (Сборник научных статей Миямото Мусаси, Рекикен, 2003); Эйдзи Ёсикава, «Миямото Мусаси, 6 томов» (Дайниппон Юбэнкай Коданся, 1936-39)
- ^ Экономический университет Осаки, выпуски 282–284 (на японском языке, Экономический университет Осаки, 2005 г., стр. 55. Проверено 25 мая 2024 г. ).
- ^ Ватанабэ Даймон. «Почему так мало исторических материалов о Миямото Мусаси? Думаем о причине » . yahoo.co.jp/expert (на японском языке). Несанкционированное воспроизведение запрещено. © LY Corporation Проверено 2 июня 2024 г.
- ^ Кенго Томинага (Кенго Томинага) (1972) Верный Миямото Мусаси (на японском языке), стр. 29. Проверено 10 июня 2024 г.
- ^ Верный Миямото Мусаси (на японском языке) Хякусен Сёбо, 1972. стр. 29. Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ «Миямото Мусаси Окудэн (Ёмидзуно Хината но ками)» (коллекция городской библиотеки Одавары), «Хейдо Кагами» (Исторический музей замка Коти, коллекция Ямаути Бунко)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лоури, Дэйв (1986). Боккен: Искусство японского меча . Публикации Охары. стр. 21–27. ISBN 978-0-89750-104-0 .
- ^ Уилсон, Уильям Скотт (2004). Одинокий самурай: Жизнь Миямото Мусаси . Токио: Коданша Интернэшнл. п. 19. ISBN 978-4770029423 .
- ^ Уилсон, Уильям Скотт (2004). Одинокий самурай: Жизнь Миямото Мусаси . Токио: Коданша Интернэшнл. п. 19. ISBN 978-4770029423 .
- ^ Уильям де Ланге (2019). Осада замка Осака . Уильям де Ланге . Проверено 26 мая 2024 г.
- ^ Уильям де Ланге (2019). «Мизуно Кацунари (1564–1651)» . Автомобили.eu . Уильям де Ланге . Проверено 22 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Масахидэ Фукуда (2011). «[Вклад 17] Миямото Мусаси и Мизуно Кацунари 'Летняя кампания Миямото Мусаси в Осаке' 1/2» (на японском языке) Проверено 27 мая 2024 г. .
- ^ Кендзи, Токицу (2006). "Введение". Миямото Мусаси: его жизнь и сочинения . Публикации Шамбалы. п. 95. ИСБН 9780834824881 .
- ^ «Искусство Миямото Мусаси» . Додзё Миямото Мусаси . 2009 . Проверено 12 августа 2020 г.
- ^ Тойота, с. 250
- ^ «Миямото Мусаси - Мусаси» . Миямото Мусаси додзё , 2009 г. , дата обращения 13 августа 2020 г. .
- ^ Уодзуми Такаси (2002 ( на Миямото Мусаси: Японский путь японском языке, стр. 93, 95, 111. ISBN) . 4831510114 . Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Альмо, Лейф. «Мусаси Миямото – Легенда» . Кендо.com . Сканднет АБ. Архивировано из оригинала 26 декабря 2017 года . Проверено 4 марта 2017 г.
- ^ Кагита, Тюбей. «Серп-копье Ходзоинрю (7) | СодзюцуДЕ» . www.sojutsu.de . Проверено 5 мая 2021 г. Впервые опубликовано в городском журнале Нара «Убусуна» 8 июля 2009 года.
- ^ «Древняя мудрость для современной жизни: пять уроков из «Пути воина» Миямото Мусаси - объективный стандарт» . theobjectivestandard.com . 28 мая 2020 г. Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б К. Грофф, Дэвид (2016). Пять колец: искусство стратегии Миямото Мусаси . Продажа книг. п. 21. ISBN 978-0785834007 .
- ^ Томас Ф., Клири (2000). Классика стратегии и консультирования: Гром в небе . Шамбала. п. 269. ИСБН 978-1570627286 .
- ^ Уильям Скотт, Уилсон (2013). Одинокий самурай: Жизнь Миямото Мусаси . Публикации Шамбалы. п. 78. ИСБН 978-1590309872 .
- ^ Токицу, Кендзи (2004). Миямото Мусаси: его жизнь и сочинения . Шамбала. п. 222. ИСБН 978-1590300459 .
- ^ «Миямото Мусаси» . Накасендовей .
- ^ Уильям Скотт, Уилсон (2013). Одинокий самурай: Жизнь Миямото Мусаси . Публикации Шамбалы. п. 79. ИСБН 978-1590309872 .
- ^ Даунер, Лесли (2002). Женщины кварталов удовольствий: Тайная история гейш . Бродвейские книги. ISBN 978-0767904902 .
- ^ Ратти, Оскар; Уэстбрук, Адель (2011). Тайны самураев: Боевые искусства феодальной Японии . Издательство Таттл. п. 241. ИСБН 978-1-4629-0254-5 .
- ^ Институт Нитен. «Жизнь Миямото Мусаси» . Институт культуры Нитен . Проверено 15 января 2019 г.
- ^ Хякутаке-Уоткин, Колин; Масаюки, Имаи; Нориказу, Ивата. «Хёхо.com» . Архивировано из оригинала 15 июня 2004 года.
- ^ Миямото, с. 57.
- ^ «獨行道» . Архивировано из оригинала 18 декабря 2008 года.
- ^ Уодзуми Такаши (25 июля 2019 г.). «Мастер фехтования Миямото Мусаси: человек, стоящий за Книгой пяти колец» . Ниппон.com . Архивировано из оригинала 5 марта 2020 года.
- ^ «Будокан» . Школа Миямото Мусаси . 2009 . Проверено 12 августа 2020 г.
- ^ «10-е, Тадаси Чихара, хёхо нитен ичирю мусаси сейтанночи» (PDF) 11 апреля 2020 г.
- ^ «Додзё Миямото Мусаси» . www.dojo-miyamoto-musashi.com .
- ^ «Репортаж – Додзё – Франция3 – Школа Миямото Мусаси» . Февраль 1999 года.
- ^ «Мемориал Хэйхо Нитен Ичи Рю» . 2018.
Эссе [ править ]
- Токицу, Кендзи (2004). Миямото Мусаси: его жизнь и сочинения . Shambhala Publications, Inc. ISBN 978-1-59030-045-9 .
- Тернбулл, Стивен Р. (1990). Одинокий самурай и боевые искусства . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 978-0-85368-967-6 .
- Уилсон, Уильям Скотт (2004). Одинокий самурай . Коданша Интернэшнл. ISBN 978-4-7700-2942-3 .
- Де Ланге, Уильям (2010). Настоящий Мусаси: Бушу денрайки . Издания «Плавающий мир». ISBN 978-1-891640-56-8 .
- Де Ланге, Уильям (2011). Настоящий Мусаси: Букоден . Издания «Плавающий мир». ISBN 978-1-891640-60-5 .
- Де Ланге, Уильям (2016). Настоящий Мусаси: Сборник . Издания «Плавающий мир». ISBN 978-1-891640-86-5 .
- Де Ланге, Уильям (2014). Миямото Мусаси: Жизнь в оружии . Издания «Плавающий мир». ISBN 978-1-891640-629 .
Свидетельство [ править ]
- Ивами Тосио Харукацу сокэ (11-й преемник Миямото Мусаси), «Учение Мусаси – прежде всего философия: перевод на английский язык». Архивировано 20 июля 2011 г. в Wayback Machine , Dragon n°7, январь 2005 г., изд. Матис; Оригинальный текст на французском языке: L'enseignement de Musashi est d'abord une philosophie.
- Ивами Тосио Харукацу сокэ (11-й преемник Миямото Мусаси), «Принципы Мусаси» . Архивировано 20 июля 2011 г. в Wayback Machine , Dragon n°13, январь 2006 г., изд. Матис; Оригинальный текст на французском языке: Les principes de Musashi . Архивировано 20 июля 2011 года в Wayback Machine.
Первоисточники [ править ]
- Хёдокё (Зеркало пути стратегии)
- Хёхо Сандзюго Кадзё (Тридцать пять инструкций по стратегии)
- Хёхо Сидзюни Кадзё (Сорок две инструкции по стратегии)
- Доккодо (Путь, по которому нужно следовать в одиночку)
- Го Рин Но Шо (Книга пяти колец; отсылка к пяти кольцам дзен-буддизма). Переведено на английский Виктором Харрисом как «Книга пяти колец» , Лондон: Эллисон и Басби , 1974; Вудсток, Нью-Йорк: The Overlook Press.
Художественная литература [ править ]
- Шон Майкл, Уилсон (2014). Мусаси (графический роман) . Шамбала. ( Манга / историческая фантастика )
- Шон Майкл, Уилсон (2012). Книга пяти колец: графический роман . Шамбала. ( Манга / историческая фантастика )
- Иноуэ, Такэхико (1998). Бродяга . Виз Коммуникации. ( Манга / историческая фантастика )
- Ёсикава, Эйдзи (1995) переиздание Kodansha International). ( 978-4-7700-1957-8 . ( Историческая фантастика )
- Мур, Дж. С. (2014). Под солнцем: История Миямото Мусаси . Понимание Apple Press. ISBN 978-1-5028-0491-4 .
Внешние ссылки [ править ]


- miyamotomusashi.eu
- Миямото Мусаси Додзё (на французском языке)
- Некоторые работы Миямото Мусаси ( ссылка на архив )
- Воин-самурай и дзен-буддизм (сайт Музея азиатского искусства, Сан-Франциско)
- Полные тексты на английском языке Миямото Мусаси.
- Миямото Мусаси; его искусство фехтования и Книга пяти колец
- Профиль на сайте Shambhala Publications
- Миямото Мусаси, Доккодо: Путь, по которому я иду, принадлежит только мне (2023) Sour Street Publishing
- Миямото Мусаси
- 1580-е годы рождения
- 1645 смертей
- Японские каллиграфы 17 века.
- Японские философы 17 века.
- Авторы-художники
- Японские буддисты
- Японские дуэлянты
- Японские писатели научно-популярной литературы
- Японские военные писатели
- Японские художники
- Японские фехтовальщики
- Кендо
- Основатели школы боевых искусств
- Авторы боевых искусств
- Самурай
- Мастера боевых искусств 17 века