Они встретили Сохо
Они встретили Сохо | |
---|---|
![]() | |
Заголовок | Роши |
Персональный | |
Рожденный | |
Умер | 27 января 1645 г. Эдо , Япония | (71 год)
Религия | буддизм |
Национальность | японский |
Школа | Риндзай |
Такуан Сохо ( 沢庵 宗彭 , 24 декабря 1573 — 27 января 1645) — японский буддийский прелат в периоды Сэнгоку и раннего Эдо японской истории. Он был важной фигурой в Риндзай школе дзен -буддизма . Известный своей каллиграфией , поэзией, чайными церемониями , ему также широко приписывают изобретение маринованного редиса такуан .
Биография
[ редактировать ]Такуан Сохо родился как второй сын Акибы Цунанори, самурая и старшего вассала клана Ямана в городе Идзуси , в провинции Тадзима (современный Тойоока, Хёго ). Когда ему было восемь лет, клан Ямана потерпел поражение от сил Оды Нобунаги во главе с Хасибой Хидэёси , сделав его отца ронином . В 1582 году Такуан поступил в храм Сёкё-дзи в Изуси в качестве послушника, а в 1586 году его отправили в храм Сёкё-дзи, также в Изуси, для дальнейшего обучения. В 1591 году Маэно Нагаясу , хозяин замка Изуси в тот период, пригласил Каору Сотаду, ученика -дзи, Дайтоку Сюноку Соэна управлять Сокё-дзи, и Такуан стал его учеником. Когда Каору был переведен обратно в Дайтоку-дзи в 1594 году, Такуан сопровождал его в Киото . Там он также учился непосредственно у Сюноку Соэна в храме Санген-ин. В 1599 году, когда Исида Мицунари построил мемориальный храм своей матери в замке Саваяма , Сюноку и Такуан переехали в Саваяму и остались там до следующего года. Однако после падения замка после Битва при Сэкигахаре и смерть Исиды Мицунари, Такуан сбежал. Ему удалось найти тело казненного Исиды Мицунари и помочь в его похоронах в Санген-ин в Киото. После смерти своего наставника Каору Сотады Такуан переехал в Сакаи в провинции Идзуми . Он взял имя «Такуан» в 1604 году, до этого момента использовав несколько имен, присвоенных различными его учителями.
В 1607 году Такуан вернулся в Дайтокудзи и в 1609 году был назначен его 154-м главным настоятелем. Однако он уехал всего через несколько дней после длительного путешествия, заявив, что не искал и не хотел брать на себя ответственность. Во время своих путешествий Такуан собирал средства для ремонта Дайтоку-дзи и других храмов дзэн. В 1620 году он вернулся в свой родной город Идзуси, где храм Сукё-дзи недавно был восстановлен новым даймё , домена Идзуси Койде Ёсихидэ.
При сёгунате Токугава правительство ввело строгие правила в отношении буддийских храмов, а в случае с влиятельными храмами, такими как Дайтоку-дзи, стремилось ослабить или разорвать их отношения с императорским двором . В частности, в случае Дайтокудзи по традиции жрецы назначались императорским указом, но теперь сёгунат заявил, что такие назначения должны быть сначала одобрены сёгуном в Эдо . В 1627 пурпурные монахам старшим священства . вручил одежды году император Го-Мизуноо Дайтокудзи Сёгунат немедленно объявил это действие незаконным и приказал Киото Сёсидай конфисковать мантии. Такуан вместе со старшим духовенством Дайтоку-дзи и Мёсин-дзи выразили протест против этого действия и были арестованы. Их судили за подстрекательство к мятежу в замке Эдо на глазах у сёгуна Токугавы Хидэтада , а Такуан был сослан в Каминояма в провинции Дэва . В 1632 году, после смерти Хидэтады, была объявлена всеобщая амнистия. Такуан вернулся в Дайтоку-дзи и был принят на аудиенции, устроенной Ягю Мунэнори и Тенкай в Киото Токугава Иэмицу , который был очень впечатлен интеллектом и проницательностью Такуана. По приглашению Иэмицу он вернулся в Эдо, где прочитал множество лекций Иэмицу, который в конечном итоге отменил «Указ о пурпурных одеждах» в 1641 году, вернув Дайтоку-дзи его первоначальные почести. Тем временем Иэмицу приказал построить храм Токай-дзи в Синагаве на окраине Эдо в 1639 году специально для Такуана, чтобы он мог воспользоваться советом Такуана в любое время.
Такуан умер в Эдо в 1645 году. За несколько минут до своей смерти он написал кандзи « сон » ( юмэ 夢) и положил кисть. Он также оставил после себя завещание, в котором говорилось, что «надгробие строить нельзя» и что его следует похоронить без каких-либо церемоний в безымянной могиле. Его ученики сразу же установили надгробия в храме Токай-дзи (東海寺), а также в храме Сукё-дзи (宗鏡寺) в Изуси. Его могила в Токай-дзи была объявлена Национальным историческим памятником в 1926 году. [ 1 ]
Наследие
[ редактировать ]Такуан консультировал и подружился со многими людьми из всех социальных слоев. Некоторые из них включали:
- Ито Иттосай ( мастер Кендзюцу , основатель Итто-рю )
- Микогами Тензен ( мастер Кендзюцу , преемник Ито Иттосая)
- Ягю Мунэнори ( даймё и мастер кендзюцу , глава стиля фехтования Ягю Синкаге-рю ). Сочинения Такуана лорду Ягю Мунэнори и Микогами Тензену обычно изучаются современными мастерами боевых искусств.
- Исида Мицунари ( даймё )
- Курода Нагамаса ( христианский даймё )
- Го-Мизуноо (отрекшийся от престола японский император )
- Токугава Иэмицу ( сёгун )
На Такуана практически не повлияла его популярность и знаменитая репутация. Известный своим острым остроумием и целостным характером, Такуан приложил все усилия, чтобы привнести дух дзен-буддизма во многие и разнообразные аспекты японской культуры , такие как японское искусство фехтования , садоводство , суми-э , сёдо и садо .
Его собрание сочинений насчитывает шесть томов и более 100 опубликованных стихов, включая его самый известный трактат « Освобожденный разум» . Его влияние пронизывает творчество многих современных представителей дзэн-буддизма и боевых искусств . Ему приписывают изобретение желтого маринованного редиса дайкон , который носит название « такуан ».
Из трёх эссе, вошедших в «Освобождённый разум» , два были письмами.
- Фудочишинмёроку, «Таинственная летопись непоколебимой мудрости», написанная Ягю Мунэнори , главе школы фехтования Ягю Синкаге и учителю двух поколений сёгунов.
- Тайаки, «Анналы меча Тайя», написанные, возможно, Муненори или, возможно, Оно Тадааки, главе школы фехтования Итто и официальному наставнику семьи сёгуна и его приближенных. [ 2 ]
Мораль Такуана стала объектом резкой критики. Брайан Д. Виктория в «Дзен на войне» утверждает, что Такуан является одним из главных виновников дзэн-буддизма, создавшего религию, до неузнаваемости буддийскую. Это потому, что Такуан неоднократно ссылается на пустоту противников, которых можно убить без последствий. Виктория понимает, что Такуан нарушил первую серьезную буддийскую заповедь «Не убий». Эта ревизионистская точка зрения противоречива. [ 3 ]
Вымышленные выступления
[ редактировать ]Он показан как персонаж Бродяга « манги », которая во многом основана на Эйдзи Ёсикавы столь же успешной книге «Мусаси» .
Режиссер и сценарист Ёсиаки Кавадзири в своем популярном анимационном фильме «Свиток ниндзя» создал одного из главных героев Дакуана как дань уважения Такуану Сохо.
В режиссера Хироши Инагаки трилогии «Самурай» ( «Самурай I: Мусаси Миямото» , «Самурай II: Дуэль в храме Итидзёдзи» и «Самурай III: Дуэль на острове Ганрю» ) Такуана играет Куроэмон Оноэ и изображает наставника Миямото Мусаси .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Культурное наследие онлайн» . Агентство по делам культуры . Проверено 4 мая 2011 г.
- ↑ Такуан Сохо, перевод Уильяма Скотта Уилсона, «Свободный разум – Сочинения мастера дзен мастеру меча» , стр. 3.
- ^ Гейне, С. (2007). Дзен-кожа, дзен-костный мозг: встанет ли настоящий дзен-буддизм ? Издательство Оксфордского университета. п. 140;167. ISBN 978-0195326772 .