Пассаддхи
Часть серии о |
Тхеравада Буддизм |
---|
Пассаддхи — это палийское существительное (санскрит: прасрабхи , тибетский: ཤིན་ཏུ་ སྦྱང་བ་, тибетский Уайли: шин ту сбьянг ба), которое переводится как «спокойствие», «спокойствие», «отдых» и «безмятежность». [1] Соответствующий глагол — пассамбхати (успокоиться, замолчать). [2]
В буддизме к пассаддхи означает спокойствие тела, речи, мыслей и сознания на пути просветлению . Как часть культивируемых умственных факторов, пассаддхи предшествует восторгу ( пити ) и сосредоточению ( самадхи ).
Пассадхи считается благотворным фактором в следующих канонических контекстах:
- семь факторов просветления ( самбоджджхангас )
- медитативные погружения ( джханани )
- трансцендентное зависимое возникновение ( локуттара - патиччасуппада )
Канонические ссылки
[ редактировать ]В различных буддийских канонических схемах успокоение тела, речи и различных психических факторов связано с радостью ( памоджья , памуджджа ), восторгом ( пити ) и удовольствием ( сукхам ) и приводит к концентрации, необходимой для освобождения от страданий.
Медитативное успокаивающее
[ редактировать ]Успокаивание ( passambhayaṃ ) телесных и умственных формирований является кульминацией каждой из первых двух тетрад наставлений по медитации в Палийского канона знаменитой Анапанасати-сутте :
[1] | Делая длинный вдох, он различает: «Я делаю длинный вдох»... | Дигхам ва ассасанто дигхам ассасамити паджанати .... |
[2] | Или коротко дыша, он различает: «Я коротко дышу»... | Рассам ва ассасанто рассам ассамити паджанати …. |
[3] | Он тренирует себя: «Я буду вдыхать, чувствуя все тело…» | Саббакаяпатисамведи ассассиссамити сикхати .... |
[4] | Он тренирует себя: «Я буду дышать успокаивающей телесной конструкцией…» | Пассамбхайам каясанкхарам ассасиссамити сиккхати …. |
[5] | Он тренирует себя: «Я буду вдыхать с восторгом...» | Питипатисамведи ассассиссамити сикхати .... |
[6] | Он тренирует себя: «Я буду вдыхать, чувствуя удовольствие...» | Сукхапатисамведи ассассиссамити сикхати .... |
[7] | Он тренирует себя: «Я буду вдыхать, чувствуя к мысленным вымыслам...» | Читтасанкхарапатисамведи ассассиссамити сиккхати .... |
[8] | Он тренирует себя: «Я буду дышать успокаивающими умственными вымыслами...» [3] | Пассамбхайам читтасанкхарам ассасиссамити сиккхати .... [4] |
Сати, Памоджья, Вити, Пассаддхи, Сукхо
[ редактировать ]одновременно возникает возникновение следующих благотворных психических состояний В ряде дискурсов с развитием внимательности ( сати ) и началом первой джханы :
- pāmojja или pāmujja («радость» или «радость»)
- пити («восторг» или «радость»)
- пассаддхи («спокойствие» или «безмятежность» или «спокойствие»)
- сухо («счастье» или «удовольствие»).
Установив осознанность, человек преодолевает Пять помех ( панча ниварани ), порождает радость, восторг, удовольствие и успокаивает тело ( кайо пассамбхати ); такое телесное спокойствие ( пассаддхакайо ) приводит к более высоким состояниям концентрации ( самадхи ), как указано в этой записанной на Пали беседе, приписываемой Будде :
Видя, что [эти пять препятствий] были оставлены внутри себя он радуется. Рад, он приходит в восторг. В восторге его тело успокаивается. Его тело спокойно, он чувствителен к удовольствиям. Ощущая удовольствие, его ум становится сконцентрированным. [5] | Мы служили панча ниваране пахине аттани саманупассато памоджджам джайати. Памудитасса пити джаяти. Питиманасса кайо пассабхати. Пассаддхакайо сукхам, чтобы знать. Сухино читтам самадхияти. [6] |
С другой стороны, при правильном усилии и ограничении чувств пання полностью реализуется джханы («мудрость», «проницательность»), и возникают факторы :
Когда оскверняющие качества ума оставлены и яркие качества ума выросли, и человек входит и остается в кульминации и изобилии проницательности [paññā] , познав и осознав это для себя здесь и сейчас, возникает радость, восторг, безмятежность [ пассаддхи ], внимательность, бдительность и приятное/счастливое пребывание. [7] | Санкилесика чева дхамма пахийиссанти. Водания дхамма абхивадхиссанти. Панньяпарипурим вепуллаттанча диттхева дхамме саям абхиння сачикатва упасампаджа вихариссанти. Памуджжанцева бхависсати пити ча пассаддхи ча сати ча сампаджаннянка сухо ча вихаро. [8] |
Фактор просвещения
[ редактировать ]Пассаддхи — пятый из семи факторов просветления ( самбоджджханга ), ведущих к избавлению от страданий. Среди факторов просветления безмятежность ( пассадхи ) предшествует восторгу ( пити ) и ведет к сосредоточению ( самадхи ), как далее описано Буддой в Анапанасати-сутте :
- «У человека, восторженного сердцем, успокаивается тело и ум. Когда тело и ум монаха, восторженного сердцем, успокаиваются, тогда пробуждается безмятежность как фактор пробуждения. Он развивает ее, и для него она идет кульминации своего развития.
- «У того, кто спокоен — его тело успокоено — ум становится сосредоточенным. Когда ум того, кто спокоен — его тело успокоено — становится сосредоточенным, тогда пробуждается концентрация как фактор пробуждения. Он развивает ее, и для ему оно достигает кульминации своего развития». [9]
Джаничское достижение
[ редактировать ]Таблица: Рупа джхана |
Описывая последовательные шаги человека через погружение ( джханани ), Будда выделяет шесть последовательных «успокоений» ( пассаддхи ):
- С первой джханой речь ( вача ) успокаивается.
- Во второй джхане приложенная и устойчивая мысль ( витакка - вичара ). успокаивается
- С третьей джханой восторг ( пити ) успокаивается.
- вдох и выдох ( ассаса-пассаса ). С четвертой джханой успокаивается
- С прекращением восприятия и чувства восприятие и чувство ( саннья - ведана ). успокаиваются
- С прекращением умственного брожения ( асава вожделение, ненависть и заблуждение ( рага-доша-моха ). ) успокаиваются [13]
Состояние архатства
[ редактировать ]Пассаддхи — это «поддерживающее условие» для «уничтожения язв» ( асава-кхайе ), то есть достижения Арахатства . Более конкретно, описывая набор поддерживающих условий, которые перемещают человека от сансарного страдания (см. «Взаимозависимое возникновение ») к разрушению язв, Будда описывает следующую последовательность состояний:
- страдание ( дуккха )
- вера ( саддха )
- joy (pāmojja, pāmujjaрадость
- rapture (pītiвосторг
- спокойствие ( пассадхи )
- счастье ( сукха )
- концентрация ( самадхи )
- знание и видение вещей такими, какие они есть ( ятхабхута-няна-дассана )
- разочарование в мирской жизни ( ниббида )
- бесстрастие ( вирага )
- свобода, освобождение, освобождение, избавление ( вимутти )
- знание разрушения язв ( асава-кхайе-нана ) [14]
В палийской литературе эта последовательность, позволяющая человеку превзойти мирские страдания, называется «трансцендентально-зависимым возникновением» ( локуттара- патиччасамуппада ). [15]
Абхидхаммическое здоровое состояние
[ редактировать ]В « Абхидхаммы Питаки » Дхаммасангани в первой главе идентифицируются 56 состояний сознания материального мира, которые являются полезными, включая «легкость чувств и мыслей», о которых текст подробно рассказывает:
- Что в этом случае означает покой чувств (kayāpassaddhi)?
- Безмятежность, самообладание, которое наблюдается в этом случае, умиротворение, умиротворение, спокойствие скандх чувства , восприятия и синтеза — это и есть безмятежность чувства, которая тогда существует.
- Что в этом случае означает спокойствие мысли (читтапассаддхи)?
- Безмятежность, самообладание, которое наблюдается в этом случае, успокоение, умиротворение, спокойствие скандхи интеллекта — это и есть безмятежность мысли, которая тогда существует. [16]
Постканонические палийские тексты
[ редактировать ]Пассаддхи упоминается в Висуддхимагге и других палийских комментариях ( аттхакатха ).
Питательные вещества спокойствия
[ редактировать ]В Висуддхимагге факторы просветления ( бодджханги ) обсуждаются в контексте навыков развития погружения ( джхана ). [17] В частности, Висуддхимагга рекомендует для развития умения «сдерживать ум в случае, когда его следует сдерживать» (например, когда он «возбужден из-за чрезмерной энергичности и т. д.»), следует развивайте спокойствие ( пассаддхи ), концентрацию ( самадхи ) и невозмутимость ( упеккха ). [18] С этой целью Висуддхимагга определяет семь вещей, из которых возникает телесное и умственное спокойствие:
- «использование превосходной еды»
- «жить в хорошем климате»
- «поддерживать приятную позу»
- «держаться середины»
- «избегание агрессивных людей»
- «воспитание людей, спокойных телом»
- «решительность в отношении этого [спокойствия]». [19]
См. также
[ редактировать ]- Джхана (медитативное погружение)
- Патиччасамуппада (Взаимозависимое возникновение)
- Двенадцать Нидан (12 причин)
- Они не заканчивают
- Семь факторов просветления
- Бодхипакхия дхамма (качества, способствующие просветлению)
- Парами (Совершенства)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Рис Дэвидс и Стид (1921-25), с. 447, запись «Пасаддхи» (получено 9 июля 2007 г.).
- ^ Например, Рис Дэвидс и Стед (1921-25), стр. 447, записи «Пасаддхи» (получено 9 июля 2007 г.) и «Пассамбхати» (получено 14 июля 2007 г.) этимологически оба слова происходят от «pa + śrambh ». Причастие прошедшего времени пассамбхати — пассаддха , а причастие настоящего времени — пассамбхайам .
- ^ Анапанасати Сутта ( MN 118) на английском языке (Таниссаро, 2006).
- ^ Анапанасати Сутта ( MN 118) на пали (SLTP, без даты). Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Саманьяпхала Сутта ( DN 2) на английском языке (Таниссаро, 1997). Тот же стих есть в Поттхапада Сутте (DN 9) (Таниссаро, 2003).
- ^ Sāmaññnaphalasuttaṃ ( DN 2) на пали (SLTP, nd-c), пар. 61. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine ; и Poṭṭhapadasuttaṃ (DN 9) на пали (SLTP, nd-b), пар. 33. Архивировано 21 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Поттапада Сутта (DN 9) (Таниссаро, 2003).
- ^ Poṭṭhapadasuttaṃ (DN 9) на пали (SLTP, nd-b), пар. 33. Архивировано 21 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ MN 118 (Таниссаро, 2006).
- ^ Бодхи, Бхикку (2005). По словам Будды . Сомервилл: Публикации мудрости. стр. 296–8 ( СН 28:1–9). ISBN 978-0-86171-491-9 .
- ^ «Суттантапинаке Айгуттараникайо § 5.1.3.8» . МеттаНет-Ланка (на пали). Архивировано из оригинала 5 ноября 2007 г. Проверено 6 июня 2007 г.
- ^ Бхикку, Таниссаро (1997). «Самадханга Сутта: Факторы концентрации (АН 5.28) » Доступ к Инсайту . Проверено 6 июня 2007 г.
- ^ SN 36.11 (Таниссаро, 1998 ; Ньянапоника, 1983) ; и, аналогично, AN 9.6.7, озаглавленный «Passaddhisuttaṃ – Спокойствие [Сутта]» (Упалаванна, без даты). Что касается отсутствия нематериальных джхан в этой последовательности, Ньянапоника (1983), н . 5 , говорится:
- «В разделе об «успокоении» ( патипассаддха ) не упоминаются четыре нематериальных погружения ( арупаджхана ). Согласно [Комментарию], они подразумеваются в «прекращении восприятия и чувств» (для достижения которых они являются состояние)."
- ^ SN 12.23 (Бодхи, 1980, 1995).
- ^ Бодхи (1980, 1995) утверждает, что параканоническая Неттипакарана предоставляет этот ярлык для вторичной последовательности SN 12.23.
- ^ Рис Дэвидс (1900), стр. 1-4 (состояния сознания xxxix и xl), 23, стихи 40 и 41. Судя по второму абзацу этого отрывка и использованию в третьем абзаце слова citta , очевидно, что Рис Дэвидс использует здесь слово «интеллект» для обозначения того, что в кхандхи модели традиционно называют винняной .
- ^ Буддхагхоша и индуизм (1999), IV: 42-66, стр. 127-1
- ^ Буддхагхоша и Прасанна (1999), с. 131.
- ^ Буддхагхоса и Нанамоли (1999), стр. 132 (квадратные скобки включены в оригинальный текст). По словам Риса Дэвидса и Стеда (1921–25), op. цит. подобная информация находится в Вибханге - Аттхакатхе 282.
Источники
[ редактировать ]- Бодхи, Бхиккху (пер., ред.) (1980). Трансцендентальное зависимое возникновение: перевод и толкование Упаниша-сутты (Колесо № 277/278) ( SN 12.23) Канди: Буддийское издательское общество . Получено 11 июля 2007 г. из «Access to Insight» (1995) по адресу http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/bodhi/wheel277.html .
- Буддхагхоса , Бхадантачария и Бхиккху Нанамоли (пер.) (1999). Путь очищения: Висуддхимагга . Сиэтл, Вашингтон: BPS Pariyatti Editions. ISBN 1-928706-00-2 .
- Ньянапоника Тхера (пер.) (1983, 1998). Рахогата Сутта: Уединенное ( СН 36.11). Получено 9 июля 2007 г. из «Доступа к Insight» по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn36/sn36.011.nypo.html .
- Рис Дэвидс, CAF (пер.) (1900). Буддийское руководство по психологической этике или буддийской психологии, четвёртое столетие до н. э., представляющее собой перевод, теперь сделанный впервые, с оригинального пали первой книги Абхидхамма-Пицаки, озаглавленной «Дхамма-Сангани» (Сборник положений или Явления) . Ланкастер: Общество палийских текстов . Перепечатка в настоящее время доступна в Kessinger Publishing. ISBN 0-7661-4702-9 .
- Рис Дэвидс, Т.В. и Уильям Стед (редакторы) (1921–5). Палийско-английский словарь Общества палийских текстов . Чипстед: Общество палийских текстов . Общая онлайновая поисковая система для этого словаря доступна по адресу http://dsal.uchicago.edu/dictionaries/pali/ .
- Серия Шри-Ланки Будды Джаянти Типитака (SLTP) (nd-a). Анапанасатисуттам (на пали ) ( МН 118). Получено 13 июля 2007 г. из "Mettanet - Lanka" по адресу http://www.metta.lk/tipitaka/2Sutta-Pitaka/2Majjhima-Nikaya/Majjhima3/118-anappanasati-p.html .
- Серия Шри-Ланки Будды Джаянти Типитака (SLTP) (nd-b). Саманьяпхаласуттам (на пали ) ( DN 9). Получено 14 июля 2007 г. из "Mettanet - Lanka" по адресу http://www.metta.lk/tipitaka/2Sutta-Pitaka/1Digha-Nikaya/Digha1/09-potthapada-p.html .
- Серия Шри-Ланки Будды Джаянти Типитака (SLTP) (nd-c). Саманьяпхалассуттам (на пали ) ( DN 2). Получено 14 июля 2007 г. из "Mettanet - Lanka" по адресу http://www.metta.lk/tipitaka/2Sutta-Pitaka/1Digha-Nikaya/Digha1/02samannaphala-p.html .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1997). Саманьяпхала Сутта: Плоды созерцательной жизни ( ДН 2). Получено 14 июля 2007 г. из «Доступа к Insight» по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/dn/dn.02.0.than.html .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1998). Рахогата Сутта: Один ( СН 36.11). Получено 9 июля 2007 г. из «Access to Insight» по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn36/sn36.011.than.html .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (2003). Поттхапада Сутта: О Поттхападе ( DN 9). Получено 14 июля 2007 г. из «Доступа к Insight» по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/dn/dn.09.0.than.html .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (2006). Анапанасати Сутта: Осознанность дыхания ( МН 118). Получено 9 июля 2007 г. из «Access to Insight» по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.118.than.html .
- Упалаванна, сестра (nd). Ангуттара Никайя, [Наваканипата], 006. Кхемавагго – Раздел об умиротворении ( AN 9.6). Получено 10 июля 2007 г. из "Mettanet - Lanka" по адресу http://www.metta.lk/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara6/09-navakanipata/006-khemavaggo-e.html .