К.Н. Джаятиллеке
К.Н. Джаятиллеке | |
---|---|
Рожденный | 1 ноября 1920 г. Коломбо , Британский Цейлон |
Умер | 23 июля 1970 г. Канди , Доминион Цейлон | ( 49 лет
Занятие | Автор, философ , профессор |
Национальность | Шри-Ланка |
Альма-матер | Королевский колледж , Цейлонский университет , Кембриджский университет |
Жанр | Философия , буддийские исследования |
Супруг | Пэт Джаятиллеке |
Дети | Анджани Карунаратне Нандини Карунамуни |
Часть серии о |
буддизм |
---|
Кулатисса Нанда Джаятиллеке (1 ноября 1920 г. - 23 июля 1970 г.) был всемирно признанным авторитетом в области буддийской философии, чья книга « Ранняя буддийская теория познания» была описана в «Философской энциклопедии» как «выдающаяся философская интерпретация учения Будды». [1]
Биография
[ редактировать ]Джаятиллеке родился 1 ноября 1920 года в Коломбо , Британский Цейлон . После завершения среднего образования в Королевском колледже в Коломбо он продолжил изучение пали и санскрита в Цейлонском университете, получив диплом с отличием первой степени. Он продолжил свое образование в Кембриджском университете , чтобы получить прочные знания в западной философии. Он получил уникальную подготовку в области восточной и западной мысли и аналитический подход к философии, что дало ему основу, которая питала его работу на протяжении всей его карьеры. Джаятиллеке был научным сотрудником Наффилда в области гуманитарных наук, членом Всемирной академии искусств и наук [1] , научным сотрудником Хей-Уитни-Фулбрайта, редактором различных философских журналов, а также был профессором и заведующим кафедрой философии в Цейлонский университет с 1963 года до своей смерти в 1970 году.
Взносы
[ редактировать ]Джаятиллеке наиболее известен как автор книги « Ранняя буддийская теория познания» , возможно, величайшей книги, написанной шриланкийцем в 20 веке. [2] произведение, которое было описано как «шедевр», [3] и как «выдающийся вклад в историю индийской философии». [1] [4] [5] В этой книге прослеживается зарождение идей теории познания в добуддийской индийской мысли и их развитие в раннем буддизме. Он состоит из всестороннего исследования природы знания и вопросов, касающихся средств и пределов познания. [2] [3] В книге предпринята попытка выработать общую методологию ответа на вопросы, возникающие в контексте глубоких и сложных философских дискуссий. [3] и попытки показать, что Будда был эмпириком и верификатором, отрицавшим осмысленность метафизических высказываний. Джаятиллеке описывает свою книгу как «попытку раскрыть эпистемологические основы палийской канонической мысли с новой точки зрения и в свете нового материала». Его основные утверждения заключались в том, что ранний буддизм имеет эмпиристское мировоззрение, отводит значительное место аналитическому подходу в философии и не противоречит открытиям современной науки. Джаятиллеке был учеником Людвига Витгенштейна и учителем известного буддийского учёного Давида Калупаханы .
Работа
[ редактировать ]Джаятиллеке попытался систематически разработать эмпирический взгляд на буддийскую теорию познания и представить буддизм через идиому, язык и методологию современного философа таким образом, чтобы он стал непосредственно актуальным для современного мира и помог в разрешение философских споров и проблем современного человека. [3] Он подчеркнул, что неправильно считать Будду простым философом- рационалистом и что Будда отстаивал ценность аналитического разума, а не спекулятивного разума. Он представил три важных элемента «новой точки зрения», с которой он обсуждал мысль Палийского канона, - эмпиристский взгляд, аналитический подход и научную позицию. В своей книге Джаятиллеке приводит четыре способа исследования философских вопросов, которые раскрывают аналитический подход в буддизме:
- вопрос, который следует объяснить категорически
- вопрос, на который следует ответить встречным вопросом
- вопрос, который следует оставить в стороне
- вопрос, который следует объяснить аналитически [6]
Джаятиллеке с большим уважением относился к современным научным открытиям и считал перерождение гипотезой, поддающейся научной проверке. Помимо его основных работ в области эпистемологии, существует ряд других работ. Наиболее значимыми из них являются «Буддизм и расовый вопрос». [7] и принципы международного права в буддийской доктрине. [8] Послание Будды [9] был опубликован посмертно и содержит материалы, над которыми он работал на момент своей смерти.
Публикации
[ редактировать ]- 1957 г. «Недавняя критика буддизма» в журнале The University of Ceylon Review , vol. хв. нет. 3 и 4, июль-октябрь.
- 1963 Ранняя буддийская теория познания. Издатель: Джордж Аллен и Анвин.
- 1967 г. Принципы международного права в буддийской доктрине Recueil des cours, том 120 (1967-I), стр. 441–567.
- 1967 Дхамма, человек и закон. Лейден.
- 1958 г. «Буддизм и расовый вопрос» с Г. П. Маласекером (английское и французское издания) Автор рецензии: Эндрю В. Линд «Философия Востока и Запада», Vol. 8, № 1/2 (апрель – июль 1958 г.). Издание ЮНЕСКО.
- 1975 г. Редактор «Послания Будды» : доктор Ниниан Смарт. Издатель: Джордж Аллен и Анвин, 1974 г. Буддийское издательское общество, 1975 г. (посмертная работа).
- Несколько публикаций серии «Колесо», опубликованных Буддийским издательским обществом, Канди, Шри-Ланка: [10]
- Буддизм и наука (Колесо №3)
- Буддизм и мир (Колесо № 41)
- Знания и поведение (Колесо № 50)
- Аспекты буддийской социальной философии (колесо № 128/129)
- Выживание и карма с точки зрения буддизма (колесо № 141/143)
- Грани буддийской мысли: шесть эссе (колесо № 162/164)
- Этика с буддийской точки зрения (Колесо № 175/176)
- Значение Весака (Колесо № 178)
- Отношение буддистов к другим религиям (колесо № 216)
- Современная актуальность буддийской философии (Колесо № 258)
- Грани буддийской мысли: Сборник эссе , Буддийское издательское общество, Канди, 2009 г. (Содержит все эссе и статьи Джаятиллекеса, включая те, которые ранее были опубликованы в «Послании Будды» ).
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Энциклопедия философии, том. Я (Новое Ваше, 1967) с420.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джаятиллеке, К.Н. Ранняя буддийская теория познания. Джордж Аллен и Анвин, 1963 год https://archive.org/details/EarlyBuddhistTheoryOfKnowledge
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д де Сильва MWP. Мемориал покойному профессору К.Н. Джаятиллеке. Философия Востока и Запада, Том 21, номер 2 (апрель 1971 г.)
- ^ Ниниан Смарт, обзор ранней буддийской теории познания Джаятиллеке, в Mind 75, вып. 299 (июль 1966 г.), 454.
- ^ Джордж Чаталян (Гарвард) Джаятиллеке о концепции бессмысленности в Палийских Никаях. Философия Востока и Запада, том XVIII, №№ 1 и 2, январь апрель 1968 г.
- ^ В Палийском каноне эти четыре типа вопросов встречаются, например, в «Паньха-сутте» ( AN 4.42; см., например, Thanissaro, trans., 1992).
- ^ Буддизм и расовый вопрос Г. П. Маласекера, К. Н. Джаятиллеке Автор обзора: Эндрю В. Линд Философия Востока и Запада, Vol. 8, № 1/2 (апрель – июль 1958 г.), стр. 68–69.
- ^ Джаятиллеке, К.Н. Принципы международного права в буддийской доктрине / К.Н. Джаятиллеке. Recueil des Cours, том 120 (1967-I), стр. 441–567.
- ^ Джаятиллеке, К.Н. Послание Будды. Буддийское издательское общество. 1975 (Посмертное произведение)
- ^ Буддийское издательское общество, а/я 61 54, Сангхараджа Мавата Канди, Шри-Ланка.