Дзадзэн
Дзадзэн | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Дзадзэн | ||
Упрощенный китайский | дзадзэн | ||
Буквальный смысл | сидячая медитация | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит | медитировать | ||
Китайские иероглифы | Дзадзэн | ||
Корейское имя | |||
хангыль | дзадзэн | ||
Ханджа | Дзадзэн | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | дзадзэн | ||
Нисколько | Дзадзэн | ||
|
Часть серии о |
Дзен-буддизм |
---|
Дзадзэн — медитативная дисциплина, которая обычно является основной практикой дзен-буддийской традиции . [1] [2]
Обобщенный японский термин для медитации — 瞑想 ( мейсо ); [3] однако дзадзэн неофициально использовался для включения всех форм сидячей буддийской медитации. Термин цзоччан можно найти в ранних китайских буддийских источниках, таких как Дхьяна-сутры . Например, знаменитый переводчик Кумараджива (344–413) перевел работу под названием «Цуочан сан мей цзин» ( «Руководство по самадхи сидячей медитации» ), а китайский Тяньтай мастер Чжии (538–597 гг. н. э.) написал несколько очень влиятельных работ по сидячей медитации. . [4] [5]
Значение и метод дзадзэн варьируются от школы к школе, но в целом это тихий тип буддийской медитации, выполняемой в позе сидя, например в позе лотоса . Практика может выполняться различными методами, такими как отслеживание дыхания ( анапанасати ), мысленное повторение фразы (которая может быть коаном , мантрой , хуатоу или нянфо ) и своего рода открытое наблюдение, при котором человек осознает все, что он делает. наше внимание привлекает (иногда называемое шикантадза или бесшумное освещение). Повторение хуатоу, короткой фразы для медитации, является распространенным методом в китайском чане и корейском соне . Между тем, нянфо, практика молчаливого повторения имени Будды Амитабхи , распространена в традициях, находящихся под влиянием практики Чистой Земли , и ей также обучали такие мастера Чань, как Цзунми . [6]
В японской буддийской школе Риндзай дзадзэн обычно сочетается с изучением коанов . Японская школа Сото меньше или совсем не использует коаны , отдавая предпочтение подходу, известному как сикантадза, при котором у ума вообще нет объекта. [7]
Упражняться
[ редактировать ]Пять видов дзадзэн
[ редактировать ]Капло цитирует Хакууна Ясутани лекции для начинающих. В четвертой лекции Ясутани перечисляет пять видов дзадзэн:
- бомпу , развивающий медитативную концентрацию для улучшения самочувствия;
- гедо , практики, подобные дзадзэн, из других религиозных традиций;
- сёдзё , « маленького транспортного средства »; практики
- дайдзё , дзадзэн, направленные на постижение истинной природы;
- Сайджодзё , сикантаза . [8]
Сидя
[ редактировать ]В дзэнских храмах и монастырях практикующие традиционно сидят вместе в зале для медитации, обычно называемом дзэндо , причем каждый сидит на подушке, называемой дзафу. [2] который сам можно положить на низкую плоскую циновку, называемую забутон . [2] Практикующие школы Риндзай сидят лицом друг к другу, спиной к стене, а практикующие школы Сото сидят лицом к стене или занавеске. [9] Прежде чем занять свое место и после подъема в конце периода дзадзэн, практикующий дзэн выполняет поклон гассё своему месту и второй поклон товарищам-практикующим. [10] Начало периода дзадзэн традиционно объявляется тремя звонками в колокольчик ( сидзёсё ), а конец периода — один или два звонка в колокольчик ( хозэнсё ). Длительные периоды дзадзэн могут чередоваться с периодами кинхин (медитация при ходьбе). [11] [12]
Поза
[ редактировать ]Поза дзадзэн — сидя со скрещенными ногами и сложенными руками, с прямым, но устойчивым позвоночником. [13] Руки сложены в простую мудру над животом. [13] Во многих практиках практикующий дышит из хары ( центра тяжести в животе), веки полуопущены, глаза не открыты ни полностью, ни закрыты, так что практикующий не отвлекается на внешние предметы и не отворачивается от них. стимулы.
Ноги сложены в одном из стандартных стилей сидения: [2]
- Кеккафуза (полный лотос)
- Ханкафуза (полулотос)
- Бирманская (поза со скрещенными ногами, при которой лодыжки сведены вместе перед сидящим)
- Сэйдза (поза на коленях с использованием скамейки или дзафу )
Современные практикующие нередко практикуют дзадзэн, сидя на стуле. [2] иногда с клином или подушкой поверх него, чтобы человек сидел под наклоном, или помещая клин за поясницу, чтобы сохранить естественный изгиб позвоночника.
Самадхи
[ редактировать ]Начальные этапы обучения дзадзэн напоминают традиционную буддийскую медитацию саматха . Учащийся начинает с концентрации на дыхании в точке хара/танден. [14] с осознанием дыхания ( анапанасмрити ) такие упражнения, как подсчет дыхания ( сусокукан 数息観) или просто наблюдение за ним ( дзуизокукан 随息観). Мантры также иногда используются вместо счета. Практику обычно следует продолжать одним из этих способов до тех пор, пока не будет достигнута адекватная « однонаправленность » ума, составляющая начальный опыт самадхи . На этом этапе практикующий переходит к практике коанов или сикантадза.
Хотя Ясутани роси утверждает, что развитие дзёрики ( 定力 ) ( санскритская самадхибала ), силы концентрации, является одной из трёх целей дзадзэн, [15] Догэн предупреждает, что целью дзадзэн не является развитие бездумной концентрации. [16]
Коан самоанализ
[ редактировать ]В школе Риндзай после развития осознанности практикующий теперь может сосредоточить свое сознание на коане как объекте медитации. Хотя практика коанов обычно ассоциируется со школой Риндзай, а Сикантадза — со школой Сото , многие общины дзэн используют оба метода в зависимости от учителя и учеников.
Сикантаза
[ редактировать ]Дзадзэн считается сердцем японской практики сото- дзен -буддизма . [1] [17] Цель дзадзэн — просто сидеть , то есть приостановить все осуждающее мышление и позволить словам, идеям, образам и мыслям пройти мимо, не вовлекаясь в них. [7] [18] Практикующие не используют какой-либо конкретный объект медитации. [7] вместо этого оставаясь, насколько это возможно, в настоящем моменте, осознавая и наблюдая за тем, что происходит вокруг них и что происходит в их сознании. В своем «Сёбогэндзо » Догэн говорит: «Сидя неподвижно, думайте о том, чтобы не думать. Как вы думаете о том, чтобы не думать? Недумать. Это искусство дзадзэн». [19]
См. также
[ редактировать ]- Анго – концепция японского буддизма
- Цзин Цзо – практика медитации
- Кейсаку – буддийский ритуальный инвентарь
- Кинхин – буддийская медитативная практика.
- Сэссин – период интенсивной медитации.
- Суйзен - странствующие медики, которых можно узнать по играющим на флейте
- Цзуован – даосская техника медитации.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уорнер, Брэд (2003). Хардкор-дзен: панк-рок, фильмы о монстрах и правда о реальности . Публикации мудрости . п. 86 . ISBN 086171380X .
- ^ Jump up to: а б с д и «Инструкции дзадзэн» . Дзен-горный монастырь . 30 декабря 2012 года . Проверено 1 апреля 2015 г.
- ^ Сюндзи Хосака «Буддизм и йога» Токио Сёсэки, 2004. https://ja.wikipedia.org/wiki/Медитация
- ^ Ямабе, Нобуёси; Суэки, Фумихико (2009). Сутра о концентрации сидячей медитации (Тайсё, том 15, номер 614), стр. xiv-xvii. Беркли: Центр буддийских переводов и исследований Нумата.
- ^ Суонсон, Пол Л. «Взгляд Чань и Чжи-куан Тянь-тай Чжи на «дзен» и практику Лотосовой сутры» (PDF) . Проверено 25 августа 2023 г.
- ^ Джонс, Чарльз Брюэр (2021). Чистая земля: история, традиции и практика . Боулдер, Колорадо: Шамбала. ISBN 978-1-61180-890-2 .
- ^ Jump up to: а б с Уорнер, Брэд (2003). Хардкор-дзен: панк-рок, фильмы о монстрах и правда о реальности . Публикации мудрости . стр. 189–190 . ISBN 086171380X .
- ^ Капло, Филип (1989). Три столпа дзэн: учение, практика и просветление . Нью-Йорк: Anchor Books. стр. 48–53. ISBN 0-385-26093-8 .
- ^ Капло, Филип (1989). Три столпа дзэн: учение, практика и просветление . Нью-Йорк: Anchor Books. п. 10(8). ISBN 0-385-26093-8 .
- ^ Уорнер, Брэд . «Как сидеть дзадзэн» . Догэн Сангха Лос-Анджелес. Архивировано из оригинала 16 марта 2015 года . Проверено 1 апреля 2015 г.
- ^ Хейне, Стивен ; Райт, Дейл С., ред. (2007). Дзен-ритуал: Исследования теории дзен-буддизма на практике: Исследования теории дзен-буддизма на практике . Издательство Оксфордского университета . п. 223. ИСБН 9780198041467 .
- ^ Маэдзуми, Хакую Тайдзан ; Глассман, Берни (2002). О практике дзен: тело, дыхание, ум . Публикации мудрости . стр. 48–49. ISBN 086171315X .
- ^ Jump up to: а б Сузуки, Сюнрю (2011). Дзен-разум, разум начинающего . Публикации Шамбалы . п. 8. ISBN 978-159030849-3 .
- ^ Эйхэй Догэн ; Тайген Дэн Лейтон ; Сёхаку Окумура ; Джон Дайдо Лури (16 марта 2010 г.). Обширные записи Догэна: перевод Эйхэй Короку . Саймон и Шустер. стр. 348–349. ISBN 978-0-86171-670-8 .
- ^ Филип Капло, Три столпа дзэн .
- ^ Карл Билефельдт (16 августа 1990 г.). Руководство Догэна по дзен-медитации . Издательство Калифорнийского университета. стр. 137–. ISBN 978-0-520-90978-6 .
- ^ Дешимару, Тайсен (1981) Путь истинного дзэн, Американская ассоциация дзэн, ISBN 978-0972804943
- ^ Сузуки, Сюнрю (2011). Дзен-разум, разум начинающего . Публикации Шамбалы . стр. 15–16. ISBN 978-159030849-3 .
- ^ «Сотан Тацугами Роси Догэн» . веб-сайт Stanford.edu . Проверено 29 августа 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Остин, Джеймс Х (1999). Дзен и мозг: к пониманию медитации и сознания . Массачусетский технологический институт Пресс. ISBN 0262011646 .
- Буксбазен, Джон Дайшин (2002). Дзен-медитация на простом английском языке . Публикации мудрости . ISBN 0861713168 .
- Танахаши, Кадзуаки (2004). За пределами мышления: Руководство по дзен-медитации . Публикации Шамбалы . ISBN 1590300246 .
- Харада, Секкей (1998). Сущность дзэн: беседы о Дхарме в Европе и Америке . Коданша. ISBN 4770021992 .
- Хамфрис, Рождество (1991). Концентрация и медитация: Руководство по развитию ума . Книги Элементов. ISBN 1852300086 .
- Лори, Джон Дайдо (2007). Поиск точки покоя: Руководство для начинающих по дзен-медитации . Публикации Шамбалы . ISBN 978-1590304792 .
- Лури, Джон Дайдо ; Лейтон, Тайген Дэниел (2004). Искусство просто сидеть: основные сочинения по дзэн-практике сикантадза . Публикации мудрости . ISBN 086171394X .