Jump to content

Дзадзэн

Дзадзэн
Китайское имя
Традиционный китайский Дзадзэн
Упрощенный китайский дзадзэн
Буквальный смысл сидячая медитация
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu Pinyinzuòchán
Wade–Gilestso4ch'an2
IPA[tswô ʈʂʰǎn]
Hakka
Pha̍k-fa-sṳchhosàm
Yue: Cantonese
Jyutpingzo6sim4
Southern Min
Hokkien POJchōsiân
Middle Chinese
Middle ChinesedzwaHdzyen
Вьетнамское имя
Вьетнамский алфавит медитировать
Китайские иероглифы Дзадзэн
Корейское имя
хангыль дзадзэн
Ханджа Дзадзэн
Транскрипции
Revised Romanizationjwaseon
Японское имя
Кандзи дзадзэн
Нисколько Дзадзэн
Транскрипции
Romanizationzazen
Кодо Саваки практикует дзадзэн

Дзадзэн — медитативная дисциплина, которая обычно является основной практикой дзен-буддийской традиции . [1] [2]

Обобщенный японский термин для медитации — 瞑想 ( мейсо ); [3] однако дзадзэн неофициально использовался для включения всех форм сидячей буддийской медитации. Термин цзоччан можно найти в ранних китайских буддийских источниках, таких как Дхьяна-сутры . Например, знаменитый переводчик Кумараджива (344–413) перевел работу под названием «Цуочан сан мей цзин» ( «Руководство по самадхи сидячей медитации» ), а китайский Тяньтай мастер Чжии (538–597 гг. н. э.) написал несколько очень влиятельных работ по сидячей медитации. . [4] [5]

Значение и метод дзадзэн варьируются от школы к школе, но в целом это тихий тип буддийской медитации, выполняемой в позе сидя, например в позе лотоса . Практика может выполняться различными методами, такими как отслеживание дыхания ( анапанасати ), мысленное повторение фразы (которая может быть коаном , мантрой , хуатоу или нянфо ) и своего рода открытое наблюдение, при котором человек осознает все, что он делает. наше внимание привлекает (иногда называемое шикантадза или бесшумное освещение). Повторение хуатоу, короткой фразы для медитации, является распространенным методом в китайском чане и корейском соне . Между тем, нянфо, практика молчаливого повторения имени Будды Амитабхи , распространена в традициях, находящихся под влиянием практики Чистой Земли , и ей также обучали такие мастера Чань, как Цзунми . [6]

В японской буддийской школе Риндзай дзадзэн обычно сочетается с изучением коанов . Японская школа Сото меньше или совсем не использует коаны , отдавая предпочтение подходу, известному как сикантадза, при котором у ума вообще нет объекта. [7]

Упражняться

[ редактировать ]

Пять видов дзадзэн

[ редактировать ]

Капло цитирует Хакууна Ясутани лекции для начинающих. В четвертой лекции Ясутани перечисляет пять видов дзадзэн:

  • бомпу , развивающий медитативную концентрацию для улучшения самочувствия;
  • гедо , практики, подобные дзадзэн, из других религиозных традиций;
  • сёдзё , « маленького транспортного средства »; практики
  • дайдзё , дзадзэн, направленные на постижение истинной природы;
  • Сайджодзё , сикантаза . [8]
Молодой мастер Сюань Хуа сидит в полном лотосе.

В дзэнских храмах и монастырях практикующие традиционно сидят вместе в зале для медитации, обычно называемом дзэндо , причем каждый сидит на подушке, называемой дзафу. [2] который сам можно положить на низкую плоскую циновку, называемую забутон . [2] Практикующие школы Риндзай сидят лицом друг к другу, спиной к стене, а практикующие школы Сото сидят лицом к стене или занавеске. [9] Прежде чем занять свое место и после подъема в конце периода дзадзэн, практикующий дзэн выполняет поклон гассё своему месту и второй поклон товарищам-практикующим. [10] Начало периода дзадзэн традиционно объявляется тремя звонками в колокольчик ( сидзёсё ), а конец периода — один или два звонка в колокольчик ( хозэнсё ). Длительные периоды дзадзэн могут чередоваться с периодами кинхин (медитация при ходьбе). [11] [12]

Поза дзадзэн — сидя со скрещенными ногами и сложенными руками, с прямым, но устойчивым позвоночником. [13] Руки сложены в простую мудру над животом. [13] Во многих практиках практикующий дышит из хары ( центра тяжести в животе), веки полуопущены, глаза не открыты ни полностью, ни закрыты, так что практикующий не отвлекается на внешние предметы и не отворачивается от них. стимулы.

Ноги сложены в одном из стандартных стилей сидения: [2]

Современные практикующие нередко практикуют дзадзэн, сидя на стуле. [2] иногда с клином или подушкой поверх него, чтобы человек сидел под наклоном, или помещая клин за поясницу, чтобы сохранить естественный изгиб позвоночника.

Начальные этапы обучения дзадзэн напоминают традиционную буддийскую медитацию саматха . Учащийся начинает с концентрации на дыхании в точке хара/танден. [14] с осознанием дыхания ( анапанасмрити ) такие упражнения, как подсчет дыхания ( сусокукан 数息観) или просто наблюдение за ним ( дзуизокукан 随息観). Мантры также иногда используются вместо счета. Практику обычно следует продолжать одним из этих способов до тех пор, пока не будет достигнута адекватная « однонаправленность » ума, составляющая начальный опыт самадхи . На этом этапе практикующий переходит к практике коанов или сикантадза.

Хотя Ясутани роси утверждает, что развитие дзёрики ( 定力 ) ( санскритская самадхибала ), силы концентрации, является одной из трёх целей дзадзэн, [15] Догэн предупреждает, что целью дзадзэн не является развитие бездумной концентрации. [16]

Коан самоанализ

[ редактировать ]

В школе Риндзай после развития осознанности практикующий теперь может сосредоточить свое сознание на коане как объекте медитации. Хотя практика коанов обычно ассоциируется со школой Риндзай, а Сикантадза — со школой Сото , многие общины дзэн используют оба метода в зависимости от учителя и учеников.

Сикантаза

[ редактировать ]

Дзадзэн считается сердцем японской практики сото- дзен -буддизма . [1] [17] Цель дзадзэн — просто сидеть , то есть приостановить все осуждающее мышление и позволить словам, идеям, образам и мыслям пройти мимо, не вовлекаясь в них. [7] [18] Практикующие не используют какой-либо конкретный объект медитации. [7] вместо этого оставаясь, насколько это возможно, в настоящем моменте, осознавая и наблюдая за тем, что происходит вокруг них и что происходит в их сознании. В своем «Сёбогэндзо » Догэн говорит: «Сидя неподвижно, думайте о том, чтобы не думать. Как вы думаете о том, чтобы не думать? Недумать. Это искусство дзадзэн». [19]

См. также

[ редактировать ]
  • Анго – концепция японского буддизма
  • Цзин Цзо – практика медитации
  • Кейсаку – буддийский ритуальный инвентарь
  • Кинхин – буддийская медитативная практика.
  • Сэссин – период интенсивной медитации.
  • Суйзен - странствующие медики, которых можно узнать по играющим на флейте
  • Цзуован – даосская техника медитации.
  1. ^ Jump up to: а б Уорнер, Брэд (2003). Хардкор-дзен: панк-рок, фильмы о монстрах и правда о реальности . Публикации мудрости . п. 86 . ISBN  086171380X .
  2. ^ Jump up to: а б с д и «Инструкции дзадзэн» . Дзен-горный монастырь . 30 декабря 2012 года . Проверено 1 апреля 2015 г.
  3. ^ Сюндзи Хосака «Буддизм и йога» Токио Сёсэки, 2004. https://ja.wikipedia.org/wiki/Медитация
  4. ^ Ямабе, Нобуёси; Суэки, Фумихико (2009). Сутра о концентрации сидячей медитации (Тайсё, том 15, номер 614), стр. xiv-xvii. Беркли: Центр буддийских переводов и исследований Нумата.
  5. ^ Суонсон, Пол Л. «Взгляд Чань и Чжи-куан Тянь-тай Чжи на «дзен» и практику Лотосовой сутры» (PDF) . Проверено 25 августа 2023 г.
  6. ^ Джонс, Чарльз Брюэр (2021). Чистая земля: история, традиции и практика . Боулдер, Колорадо: Шамбала. ISBN  978-1-61180-890-2 .
  7. ^ Jump up to: а б с Уорнер, Брэд (2003). Хардкор-дзен: панк-рок, фильмы о монстрах и правда о реальности . Публикации мудрости . стр. 189–190 . ISBN  086171380X .
  8. ^ Капло, Филип (1989). Три столпа дзэн: учение, практика и просветление . Нью-Йорк: Anchor Books. стр. 48–53. ISBN  0-385-26093-8 .
  9. ^ Капло, Филип (1989). Три столпа дзэн: учение, практика и просветление . Нью-Йорк: Anchor Books. п. 10(8). ISBN  0-385-26093-8 .
  10. ^ Уорнер, Брэд . «Как сидеть дзадзэн» . Догэн Сангха Лос-Анджелес. Архивировано из оригинала 16 марта 2015 года . Проверено 1 апреля 2015 г.
  11. ^ Хейне, Стивен ; Райт, Дейл С., ред. (2007). Дзен-ритуал: Исследования теории дзен-буддизма на практике: Исследования теории дзен-буддизма на практике . Издательство Оксфордского университета . п. 223. ИСБН  9780198041467 .
  12. ^ Маэдзуми, Хакую Тайдзан ; Глассман, Берни (2002). О практике дзен: тело, дыхание, ум . Публикации мудрости . стр. 48–49. ISBN  086171315X .
  13. ^ Jump up to: а б Сузуки, Сюнрю (2011). Дзен-разум, разум начинающего . Публикации Шамбалы . п. 8. ISBN  978-159030849-3 .
  14. ^ Эйхэй Догэн ; Тайген Дэн Лейтон ; Сёхаку Окумура ; Джон Дайдо Лури (16 марта 2010 г.). Обширные записи Догэна: перевод Эйхэй Короку . Саймон и Шустер. стр. 348–349. ISBN  978-0-86171-670-8 .
  15. ^ Филип Капло, Три столпа дзэн .
  16. ^ Карл Билефельдт (16 августа 1990 г.). Руководство Догэна по дзен-медитации . Издательство Калифорнийского университета. стр. 137–. ISBN  978-0-520-90978-6 .
  17. ^ Дешимару, Тайсен (1981) Путь истинного дзэн, Американская ассоциация дзэн, ISBN   978-0972804943
  18. ^ Сузуки, Сюнрю (2011). Дзен-разум, разум начинающего . Публикации Шамбалы . стр. 15–16. ISBN  978-159030849-3 .
  19. ^ «Сотан Тацугами Роси Догэн» . веб-сайт Stanford.edu . Проверено 29 августа 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5b27a5de62eb569da6070458d7a74f9b__1717036080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/9b/5b27a5de62eb569da6070458d7a74f9b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zazen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)