Сатори
![]() |
Часть серии о |
Дзен-буддизм |
---|
![]() |
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Сатори ( яп . 悟り ) — японский буддийский термин, обозначающий пробуждение , «понимание; понимание». [1] Оно происходит от японского глагола сатору . [2] [3]
В дзен-буддийской традиции сатори означает глубокий опыт кэнсё . [4] [5] «видеть свою истинную природу ». Кен означает «видение», сё означает «природа» или «сущность». [4]
Сатори и кэнсё обычно переводятся как просветление , слово, которое также используется для перевода бодхи , праджни и состояния будды .
Определение
[ редактировать ]Сатори означает опыт пробуждения («просветления») или постижения истинной природы реальности. [3] [6] Часто это считают опытом, который невозможно выразить словами. [6] Хотя термин сатори происходит от японского глагола «знать» ( сатору ), он отличается от философской концепции знания, поскольку представляет собой преодоление различия между тем, кто знает, и знанием. [3]
Д.Т. Судзуки , японский автор книг и эссе по буддизму, дзэн и син, имевших влияние на Западе, описывал «...заглядывание в свою природу или открытие сатори»; [7] и сказал: «Это приобретение новой точки зрения в наших отношениях с жизнью и миром японские ученики дзэн обычно называют сатори ( у по-китайски). На самом деле это другое название Просветления ( ануттара-самьяк-самбодхи )» . . [8] [примечание 1]
Сатори и кэнсё
[ редактировать ]
Сатори часто используется как синоним кэнсё . [4] Кеншо относится к восприятию природы Будды или пустоты . Хотя эти термины имеют одно и то же значение, обычно сатори используется для обозначения полного, глубокого опыта просветления (например, Будды), тогда как кэнсё используется для обозначения первого опыта просветления, который еще можно расширить. [10]
В отличие от этого первого прозрения, дайго-теттей используется для обозначения «глубокого» или длительного осознания природы существования. [4]
Важность
[ редактировать ]По данным DT Suzuki,
Сатори — это существования дзэн смысл , без которого дзэн не является дзэн. Поэтому все ухищрения, дисциплинарные и доктринальные, направлены на сатори . [11]
Этот взгляд типичен для Риндзай , который делает упор на сатори . Школа Сото отвергает этот акцент и вместо этого делает упор на «тихое просветление» посредством практики дзадзэн .
Реализация сатори
[ редактировать ]В японском буддизме сатори — это «первый шаг» или вступление к состоянию будды :
Выражения Чань относятся к просветлению как к «видению своей собственной природы». Но даже этого недостаточно. Увидев свою внутреннюю природу, вам необходимо еще больше углубить свой опыт и довести его до зрелости. Вам следует снова и снова испытывать опыт просветления и подкреплять его постоянной практикой. Хотя Чань говорит, что во время просветления ваше мировоззрение такое же, как у Будды, вы еще не полный Будда. [12]
Ум ученика должен быть подготовлен тщательным изучением с использованием коанов и практикой медитации для концентрации ума под руководством учителя. Коаны — это короткие анекдоты устного обмена между учителями и учениками, обычно принадлежащие к династии Сун , посвященные буддийским учениям. Школа Риндзай использует классические сборники коанов, такие как «Барьер без ворот» . Барьер без врат был собран китайским мастером дзэн начала XIII века Умэнь Хуикаем .
Вумен шесть лет боролся с коаном «собака Чжаочжоу», назначенным ему Юэлином Шигуанем (月林師觀; японский: Гацурин Сикан) (1143–1217), прежде чем достичь кэнсё . После того, как Юэлин подтвердила его понимание, Вумен написал следующее просветляющее стихотворение: [13]
Гром под ясным голубым небом
Все существа на земле открывают глаза;
Все под небом склоняется вместе;
Гора Сумеру вскакивает и танцует.
См. также
[ редактировать ]- Катарсис
- Крещение
- Гнозис
- Грок
- Пик опыта
- Самадхи
- поколение сатори
- Сикэн Харамицу дайкоумё
- Сотапанна или вход в поток
- Десять быков
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сатори» . Джишо . Архивировано из оригинала 6 октября 2014 г. Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Сузуки 1994a , с. 88.
- ^ Jump up to: а б с Динер, Майкл (1994). Энциклопедия восточной философии и религии: буддизм, индуизм, даосизм, дзэн . Ингрид Фишер-Шрайбер, Стефан Шумахер, Герт Вернер (1-е изд.). Бостон: Шамбала. п. 308. ИСБН 0-87773-433-Х . OCLC 18051472 .
Сатори: яп.; Дзенский термин, обозначающий опыт пробуждения (просветления). Это слово происходит от глагола сатору, «знать»; однако это не имеет ничего общего со «знанием» в обычном или философском смысле, поскольку в опыте просветления нет различия между знающим и познаваемым.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Капло 1989 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Динер, Майкл (1994). Энциклопедия восточной философии и религии: буддизм, индуизм, даосизм, дзэн . Ингрид Фишер-Шрайбер, Стефан Шумахер, Герт Вернер (1-е изд.). Бостон: Шамбала. п. 180. ИСБН 0-87773-433-Х . OCLC 18051472 .
Семантически кэнсё имеет то же значение, что и сатори , и эти два термина часто используются как синонимы. Тем не менее, принято использовать слово сатори , когда говорят о просветлении Будды или патриархов дзэн, и использовать слово кэнсё , когда говорят о начальном опыте просветления, который все еще требует углубления.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Киоун, Дэмиен (2003). Словарь буддизма . Стивен Ходж, Чарльз Брюэр Джонс, Паола Тинти. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 256. ИСБН 0-19-860560-9 . OCLC 59361180 .
Сатори... В японском дзен-буддизме интуитивное постижение природы реальности, которое выходит за рамки концептуального мышления и не может быть выражено посредством «слов и букв».
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Сузуки 1994b , с. 259.
- ^ Сузуки 1994b , с. 229.
- ^ Макрей 2003 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Динер, Майкл (1994). Энциклопедия восточной философии и религии: буддизм, индуизм, даосизм, дзэн . Ингрид Фишер-Шрайбер, Стефан Шумахер, Герт Вернер (1-е изд.). Бостон: Шамбала. п. 180. ИСБН 0-87773-433-Х . OCLC 18051472 .
Семантически кэнсё имеет то же значение, что и сатори , и эти два термина часто используются как синонимы. Тем не менее, принято использовать слово сатори , когда говорят о просветлении Будды или патриархов дзэн, и использовать слово кэнсё , когда говорят о начальном опыте просветления, который все еще требует углубления.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Сузуки 1994a , с. [ нужна страница ] .
- ^ Шэн Йен 2006 , с. 54.
- ^ «Опыт просветления Умен Хуйкая на IMERE.org» . www.imere.org . Архивировано из оригинала 14 июня 2021 г. Проверено 06 марта 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Капло, Филип (1989). Три столпа дзэн: учение, практика и просветление . Нью-Йорк: Anchor Books. ISBN 978-0-385-26093-0 .
- Макрей, Джон Р. (2003). Видеть сквозь дзен: встреча, трансформация и генеалогия в китайском чань-буддизме . Университетской пресс-группы Ltd. ISBN 978-0-520-23798-8 .
- Сузуки, Д.Т. (1994a) [1934]. Введение в дзэн-буддизм . Гроув Пресс. ISBN 978-0-8021-3055-6 .
- Сузуки, DT (1994b). Очерки дзен-буддизма . Гроув Пресс. ISBN 978-0-8021-5118-6 .
- Шэн Йен (2006). Барабан Дхармы: жизнь и сердце практики Чань . Бостон и Лондон: Шамбала. ISBN 978-1-59030-396-2 .