Банкей Ётаку
Банкей Ётаку | |
---|---|
![]() | |
Заголовок | Дзен-мастер |
Персональный | |
Рожденный | 1622 |
Умер | 1693 |
Религия | буддизм |
Школа | Риндзай |
Старшая должность | |
Учитель | Умпо Дзендзё |
Предшественник | Доша Чоген |
Банкей Ётаку ( 盤珪永琢 , 1622–1693) был японским мастером Риндзай -дзэн и настоятелем Рёмон-дзи и Нёхо-дзи. Он был крупным деятелем дзэн периода Эдо и наиболее известен своим упором на минималистский внезапный метод дзэн, который просто опирается на нерожденный ум Будды. Он стал хорошо известен в Японии благодаря своим публичным выступлениям на разговорном японском языке, которые были популярны среди непрофессионалов. [1]
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Банкей Ётаку родился в 1622 году в провинции Харима в семье самурая, ставшего знахарем, по имени Суга Досэцу. Его детское имя было Мучи. Мать Банкея носила фамилию Ногучи, и о ней мало что известно, кроме того, что общество того времени превозносило ее как «Майю, породившую трех Будд», причем Майя была матерью исторического Будды Шакьямуни. У Банкея было четыре брата и четыре сестры. Его старший брат Масаясу был опытным врачом, а его второй старший брат был последователем буддийской школы Чистой Земли. Поэтому мать Банкея сравнивали с Майей, Масаясу с Якуши — Буддой врачевания, второго старшего брата — с Буддой Амидой, а самого Банкея — с Буддой Шакьямуни. [2] Банкей был бунтующим и озорным ребенком, хотя и проявлял недюжинный интеллект. Когда Банкею было 11 лет, умер его отец, и в следующем году он пошел в школу.
Начало поиска
[ редактировать ]Здесь его научили многим конфуцианским текстам. В то время Банкей был молод и полон вопросов, а конфуцианская классика, которой его учили, сильно его смущала. Однажды учитель прочитал первую строчку из « Великого учения »: «Путь великого учения лежит в прояснении светлой добродетели». Банкей вступил в горячую перепалку со своим учителем, умоляя их понять, что это значит. Банкей чувствовал, что удовлетворительных ответов не было дано.
Этот пробел в понимании Банкея породил множество сомнений и вопросов, и поэтому он использовал почти любую возможность расспросить других об их знаниях. Он умолял конфуцианских и буддийских ученых и посещал различные религиозные собрания в поисках ответов. Однако все это оказалось для него бесполезным. Он настолько обезумел в своей потребности найти ответы, что школа больше не была для него приоритетом, и в 1633 году его выгнали из семейного дома. Друг семьи, Юкан Накахори, разрешил Банкею остановиться в хижине неподалеку. Будучи немного эксцентричным , Банкей выгравировал на деревянной планке надпись «Практикуй эрмитаж » и поместил ее возле своей маленькой хижины.
Буддийское обучение
[ редактировать ]Вполне вероятно, что Банкей начал практиковать син-буддизм в это время . Известно, что когда Банкею было 15 лет, он обучался в храме Сингон , где, по-видимому, приобрел некоторую основу в изучении сутр . Однако Банкей не был удовлетворен подходом Сингона и ушел в следующем году. В 16 лет он отправился из Хамады в Ако, чтобы встретиться со священником Риндзай Дзэн по имени Умпо Дзэндзё в Дзуйодзи. Банкей, не теряя времени даром, обратился к Умпо и умолял его объяснить значение яркой добродетели, на что Умпо посоветовал, что единственный путь к такому пониманию может быть проложен через практику дзадзэн . Банкей был заинтригован этим советом и был рукоположен в монахи в Дзуйо-дзи под руководством Умпо. Именно здесь он получил свое буддийское имя Ётаку (что означает «долгая полировка драгоценного камня разума»).
Когда Банкею исполнилось 19 лет, вскоре после этого он покинул Дзуйо-дзи и путешествовал по Киото , Осаке и Кюсю в поисках ответа на свой вопрос. Во время своих путешествий он ночевал в храмах или ночевал в дикой местности, роясь как нищий. В 1645 году, в возрасте 24 лет, Банкей вернулся в Цзуйо-дзи не умнее, чем в тот день, когда он уехал. В это время Умпо сообщает ему, что ответ, который он ищет, можно найти только внутри, а не через посредника. Банкей ушел вскоре после своего возвращения, построил неподалеку хижину и жил отшельником . Он часами сидел, практикуя дзадзэн. Он отказался от телесного комфорта и не имел в это время другой цели, кроме полного понимания вещей. Он практиковал таким образом много лет, но в конце концов из-за пренебрежения своим телом он заболел туберкулезом . Он обратился за советом к врачу, который прогнозировал смерть.
Осознание нерожденного
[ редактировать ]Именно во время этого предсмертного опыта Банкей осознал Нерожденного , позже заявив об этом опыте:
Я почувствовал странное ощущение в горле. Я плюнул в стену. Масса черной мокроты размером с мыльную ягоду скатилась по боку... Вдруг, как раз в этот момент... Я понял, что именно ускользало от меня до сих пор: В нерожденном все прекрасно решено . [3]
После этого прорыва его сомнения и вопросы прекратились, а его физическое состояние улучшилось. Окрепнув, он вернулся в Умпо, чтобы поделиться своим опытом. Умпо подтвердил свое просветление и отправил его на дальнейшее подтверждение своего понимания Гудо Тошоку , другому мастеру Риндзай.
Подтверждение и пробуждение
[ редактировать ]В возрасте 26 лет Банкей отправился в префектуру Гифу в Дайсен-дзи, где Гудо был настоятелем . Однако, когда он прибыл, Гудо посещал другой свой храм в сельской местности. Поэтому Банкей посетил храмы других учителей дзэн в этом районе, ни в одном из которых не было священников, обладающих надлежащим пониманием, чтобы подтвердить его понимание. Прожив год в сельской местности недалеко от Дайсен-дзи, Банкей снова вернулся в Умпо. В 1651 году Банкей услышал, что Чань прибыл мастер в Нагасаки по имени Доша Чоген . Умпо посоветовал ему пойти к мастеру Чань, и Банкей отправился в Кофуку-дзи , где в настоящее время находился монах, надеясь наконец получить подтверждение своего просветления. Во время их первой встречи Доша подтвердил понимание Банкея, но также сообщил ему, что оно неполное. Банкей поначалу обиделся на это и отказался принять это. В конце концов он решил остаться в храме, чтобы наблюдать за действиями Доши, впечатленный мастером. [4]
Хотя Банкей жил среди других монахов в храме, он отказывался читать с ними сутры на китайском языке. В 1652 году, медитируя с прихожанами, Банкей пережил окончательное пробуждение. Доша подтвердил это на следующий день, заявив, что Банкей наконец уладил Великое Дело. Вскоре Доша решил подтвердить просветление Банкея, но когда Доша начал писать свой удостоверяющий документ, Банкей взял его из его рук и разорвал. Банкею не требовались документальные подтверждения своего просветления. [4] Позже в своей жизни Банкей скажет, что, по его мнению, Доша не полностью повзрослел к моменту своего пробуждения. [4]
Банкей также отказался от руководящей должности в Кофуку-дзи, предпочитая свою скромную жизнь работе на кухне. В следующем году Банкей ненадолго вернулся в Хариму, а затем уехал в Ёсино в префектуре Нара, чтобы снова жить отшельником. В горах Ёсино Банкей, живя там в молчаливом уединении, написал несколько буддийских песнопений, относящихся к Нерождённому. Он также выступал с публичными лекциями о Нерожденном перед крестьянами и мирянами. [4]
Позже путешествия и деятельность
[ редактировать ]Позже в своей жизни он постоянно путешествовал по разным местам. Он несколько раз останавливался в Мёсин-дзи и даже некоторое время исполнял обязанности настоятеля в 1672 году. [5] Домом Банкея был его монастырь Рюмон-дзи, построенный для него Кёгоку Такатойо (1655–1694). [5] Он также основал еще два монастыря: Нёходзи в Сануки ( Сикоку ) и Корин-дзи в Эдо (район Азабу). [5]
Учения
[ редактировать ]Банкей, пожалуй, наиболее известен своим учением о нерожденном (японский: фусё 不生). Нерожденный (также фусё фумецу 不生不滅 , «нерожденный и бессмертный», или «нет сотворения и нет уничтожения»). [6] ) происходит от санскритского термина анутпада (нерождение, невозникновение, нерожденность, непроизведение, отсутствие происхождения). [Интернет 1] [Интернет 2] Индийская традиция рассматривает термин «анутпада» как аспект высшей истины, пустоты , поскольку пустота не возникает и не прекращается, она не рождается и никогда не умирает. [7] [8] Этот термин также используется в Ланкаватара-сутре , где он приравнивается к пустоте. [9] [примечание 1] По мнению Д.Т. Судзуки, «анутпада» не является противоположностью «утпады», а превосходит противоположности. Это видение истинной природы существования , [11] видение того, что «все объекты лишены самосущности». [12]
Согласно учению Банкея, Нерожденный — это Ум Будды , который «плавно управляет всем и вся». [13] Этот Ум Будды Банкей описывает в своих проповедях как «нерожденный и чудесно просветляющий (реймэй 霊明)», каким он является до мысли, и именно посредством него мы способны видеть, слышать, распознавать и различать все вещи без «рождение» любого намерения сделать это. [14] Банкей сравнивает эту функцию с ярким зеркалом, которое отражает без сознательного намерения. [15] По мнению Банкея, все, что требуется, — это с верой признать это:
«...все, что вам нужно сделать, это признать с глубокой верой и осознанием, что без вашей мысли или прибегания к какому-либо умению или проницательности, все индивидуально распознается и выделяется само по себе. И все потому, что чудесно просвещающий Будда Ум нерожден и плавно управляет всем и вся». [16]
Банкей учил, что для достижения Нерожденного не требуется никаких особых приспособлений или методов, кроме как с верой принять его: «Если сознание Будды ясно осознано, этого достаточно. Вам больше ничего не нужно делать — ни практики, ни наставлений, ни изучения дзадзэн или коанов. . Ничего подобного. Ты будешь свободен от забот, обо всем позаботятся, просто оставаясь такими, какие ты есть». [17]
Поскольку Нерожденное — это врожденное естественное состояние, которое всегда присутствует, нет необходимости использовать какие-либо особые техники, слова или методы; нужно просто отпустить иллюзию, порожденную эгоистичным желанием, дуалистическими мыслями и фиксациями (нэн). [18] Чтобы освободиться от них, не требуется никаких изобретений или умственной борьбы. Суть, скорее, заключается в том, чтобы «не пытаться ни предотвратить, ни попытаться поощрить дальнейшее мышление», а также «просто верить в то, что мысли изначально не существуют, а лишь возникают и временно прекращаются в ответ на то, что вы видите и слышите, без всякого вмешательства». любую реальную субстанцию». [19] [20] [примечание 2]
Точно так же Банкей учил:
«Вы должны осознать, что ваши мысли эфемерны и нереальны, и, не цепляясь за них и не отвергая их, просто позвольте им приходить и уходить сами по себе. Они подобны образам, отраженным в зеркале. Зеркало чистое, яркое и отражает что бы ни было перед ним помещено, но изображение не остается в зеркале. Ум Будды в десять тысяч раз ярче любого зеркала и, кроме того, удивительно просветляющий, все мысли бесследно исчезают в его свете». [21]
Банкей назвал учителей дзэн, которым требовались «устройства», чтобы направлять людей, занимающихся «устройствами дзэн». [22] Банкей сказал, что его учение отличается от других, поскольку оно не опирается на техники, а просто прямо указывает на высшее: «В отличие от других мастеров во всем мире, в своем обучении я не ставлю перед собой какую-то конкретную цель, например, реализацию просветления или изучение коанов. полагаюсь ли я на слова будд и патриархов, я просто указываю на вещи прямо, так что не за что держаться, и поэтому никто с готовностью не примет [то, чему я учу]». [23] Банкей пренебрежительно называл коаны «старой макулатурой». [24] Как отмечает Хаскель, Банкей рассматривал метод коан как безнадежно надуманную и искусственную технику. [25]
Влияние
[ редактировать ]Хакуин , почти современник Банкея, решительно осуждал то, что он называл «бездействием Дзэн», которое он ассоциировал с Банкеем. [26]
По мнению Д.Т. Судзуки , Банкей — один из важнейших японских мастеров дзэн, наряду с Догэном и Хакуином , а его «Нерожденный дзэн» — одно из самых оригинальных разработок за всю историю дзэнской мысли. [27]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ См. также следующее из Палийского канона : «Есть, монахи, нерожденное, несостоявшееся, несотворенное, необусловленное. Если бы, монахи, там не было таких нерожденных, несостоявшихся, несотворенных, необусловленных, вы не смогли бы найти здесь спасения от рожденного, ставшего, сотворенного и обусловленного. Но поскольку существует нерожденное, несостоявшееся, несотворенное, необусловленное, то вы знаете способ избежать рожденного, ставшего, сотворенного и обусловленного». [10]
- ^ Это напоминает медитацию випассана Кришнамурти. и неизбирательное осознание
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уодделл, Норман. Нерожденный: жизнь и учение мастера дзен Банкея , 1622–1693, px North Point Press, 21 января 2020 г.
- ^ "Анекдоты мастеров банковского дзен" (1998: 5) Институт исследования дзен-культуры
- ^ Уодделл. 10, 11
- ^ Jump up to: а б с д Дюмулен, Генрих. Дзен-буддизм: Япония, с. 313. World Wisdom, Inc, 2005.
- ^ Jump up to: а б с Дюмулен, Генрих. Дзен-буддизм: Япония, с. 314. World Wisdom, Inc, 2005.
- ^ Рёен 1999 , с. 297.
- ^ Ренард 2010 , с. 157 и 160.
- ^ Бхаттачарья 1943 , с. 49.
- ^ Сузуки 1999 .
- ^ https://suttacentral.net/ud8.3/en/anandajoti
- ^ Сузуки 1999 , с. 123-124.
- ^ Сузуки 1999 , с. 168.
- ^ Хаскель, Питер (1984). Банкей Дзен. Переводы из «Записей Банкея» , с. 85. Нью-Йорк: Гроув Вайденфельд.
- ^ Уодделл, Норман. Нерожденный: жизнь и учение мастера дзэн Банкея , 1622-1693, с. 88. Норт Пойнт Пресс, 21 января 2020 г.
- ^ Хаскель, Питер (1984). Банкей Дзен. Переводы из «Записей Банкея» , стр. 78-79. Нью-Йорк: Гроув Вайденфельд.
- ^ Хаскель, Питер (1984). Банкей Дзен. Переводы из «Записей Банкея» , с. 85. Нью-Йорк: Гроув Вайденфельд.
- ^ Уодделл, Норман. Нерожденный: жизнь и учение мастера дзэн Банкея , 1622-1693, с. 116. Норт Пойнт Пресс, 21 января 2020 г.
- ^ Рёен 1999 , с. 301-302.
- ^ Рёен 1999 , с. 302.
- ^ Хаскель, Питер (1984). Банкей Дзен. Переводы из «Записей Банкея» , с. 88. Нью-Йорк: Гроув Вайденфельд.
- ^ Уодделл, Норман. Нерожденный: жизнь и учение мастера дзэн Банкея , 1622-1693, с. 134. Норт Пойнт Пресс, 21 января 2020 г.
- ^ Хаскель, Питер (1984). Банкей Дзен. Переводы из «Записей Банкея» , с. 59. Нью-Йорк: Гроув Вайденфельд.
- ^ Хаскель, Питер (1984). Банкей Дзен. Переводы из «Записей Банкея» , с. 104. Нью-Йорк: Гроув Вайденфельд.
- ^ Хаскель, Питер (1984). Банкей Дзен. Переводы из «Записей Банкея» , с. 23. Нью-Йорк: Гроув Вайденфельд.
- ^ Хаскель, Питер (1984). Банкей Дзен. Переводы из «Записей Банкея» , введение, стр. xxxv. Нью-Йорк: Гроув Вайденфельд.
- ^ Уодделл, Норман. Дикий плющ: Духовная автобиография мастера дзен Хакуина , с. 5.
- ^ Уодделл. предисловие VII
Источники
[ редактировать ]- Печатные источники
- Бхаттачарья, Видхушекхара (1943), Гаудападакарика , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Дюмулен, Генрих (2005), Дзен-буддизм: история. Том 2: Япония , World Wisdom Books, ISBN 9780941532907
- Ренар, Филип (2010), Недуализм. Прямой путь освобождения , Котен: Uitgeverij Juwelenschip
- Рёен, Минамото (1999), Три мыслителя дзен. В: Буддийская духовность. Позже Китай, Корея, Япония и современный мир; под редакцией Такеучи Ёсинори , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Судзуки, Дайсетц Тейтаро (1999), Исследования Ланкаватара-сутры , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Уодделл, Норман (переводчик) (2000), Нерожденный: жизнь и учение мастера дзен Банкея , North Point Press, ISBN 0-86547-595-4
{{citation}}
:|first=
имеет общее имя ( справка )
- Веб-источники
- ^ «Санскритский словарь разговорного санскрита, Утпада » . Архивировано из оригинала 20 июня 2017 г. Проверено 15 февраля 2013 г.
- ^ Санскритский словарь разговорного санскрита, Анутпада
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уодделл, Норман (переводчик) (2000), Нерожденный: жизнь и учение мастера дзен Банкея , North Point Press, ISBN 0-86547-595-4
{{citation}}
:|first=
имеет общее имя ( справка )