Jump to content

Безвыборное осознание

осознание без выбора рассматривается философии , психологии и духовности как состояние непреднамеренного, полного осознания настоящего В без предпочтений , усилий или принуждения. Этот термин был популяризирован в середине 20 века индийским философом Джидду Кришнамурти ; эта концепция является центральной темой его философии. Подобные или родственные концепции ранее были разработаны в нескольких религиозных или духовных традициях. Этот термин или другие подобные ему также использовались для описания традиционных и современных медитации практик , как светских , так и религиозных. К началу XXI века осознанность без выбора как концепция или термин появилась в различных областях, включая нейробиологию , терапию и социологию , а также в искусстве. Однако подход Кришнамурти к этому предмету был уникальным и отличался как от прежних, так и от более поздних представлений.

Jiddu Krishnamurti

[ редактировать ]

Осознание отсутствия выбора — основная тема в изложении индийского философа Джидду Кришнамурти (1895–1986). [1] Начиная с 1930-х годов, он часто комментировал эту тему, которая стала постоянной темой в его творчестве. [2] Считается, что он был главным ответственным за последующий интерес как к этому термину, так и к концепции. [3]

Кришнамурти считал, что за пределами строго практических, технических вопросов наличие и действие выбора указывают на замешательство и тонкую предвзятость: человек, который воспринимает данную ситуацию непредвзято, без искажений и, следовательно, с полным осознанием, немедленно, естественно, будет действовать. согласно этому осознанию – действие будет проявлением и результатом этого осознания, а не результатом выбора. Такое действие (и качество ума) по своей сути бесконфликтно . [4]

Он не предложил никакого метода достижения такого осознания; [5] по его мнению, применение техники не может перерасти или привести к истинной безвыборности – точно так же, как непрерывное приложение усилий приводит к иллюзорной легкости, в действительности к действию привычки . [6] Кроме того, по его мнению, все методы создают потенциальный или фактический конфликт, возникающий в результате усилий практикующего специалиста по соблюдению требований. Согласно этому анализу, все практики, направленные на достижение осознания без выбора, имеют противоположный эффект: они подавляют его действие в настоящем, рассматривая его как будущий, преднамеренный результат, и, более того, обусловленный подразумеваемыми или выраженными ожиданиями практикующего. [7]

Кришнамурти заявил, что для реализации истинного отсутствия выбора необходимо просто и безвозвратно прекратить явный или неявный выбор; однако не в результате принятия решения, а через прекращение функционирования выбирающего или Я как психологической сущности . Он предположил, что к такому состоянию можно прийти через исследование, основанное на тотальной внимательности: тогда идентичность растворяется в полном, всеохватывающем внимании. [8] Поэтому он считал осознанность без выбора естественным атрибутом неэгоцентричного восприятия, которое он называл «наблюдением без наблюдателя». [9]

Соответственно, Кришнамурти советовал не следовать каким-либо доктринам , дисциплинам, учителям, гуру или авторитетам, включая самого себя. [10] Он также советовал не следовать собственным психологическим знаниям и опыту, которые он считал неотъемлемой частью наблюдателя. [11] Он отрицал полезность всех техник и методов медитации, но не самой медитации, которую он называл «возможно, величайшим» искусством в жизни; [12] и заявил, что пониманием осознанности без выбора можно поделиться посредством открытого диалога. [13]

Идеи Кришнамурти об осознании без выбора обсуждались, среди прочего, влиятельным индуистским духовным учителем Раманой Махарши (1879–1950). [14] и, после широкой публикации его книг, [15] они привлекли внимание психологов и психоаналитиков в 1950-х годах; [16] в последующие десятилетия Кришнамурти провел ряд дискуссий на эту и связанные с ней темы с практикующими психотерапевтами и исследователями в этой области. [17] Его взгляды на эту тему были включены в научные статьи по экзистенциальной терапии . [18] теория образования , [19] и исследования мира , [20] но они также обсуждались в менее формальной или структурированной обстановке. [21]

В конце 1980 года, почти через полвека после того, как он начал обсуждать эту концепцию, Кришнамурти включил эту концепцию в «Суть учения Кришнамурти», ключевое утверждение своей философии: «Свобода обретается в невыбирающем осознании нашего повседневного существования и деятельности » . [22] [23]

Другие представления

[ редактировать ]

В отличие от подхода Кришнамурти, другие формулировки обычно включают осознанность без выбора (или связанные с ней идеи и термины) как часть или как ожидаемый результат конкретных методологий и техник медитации. [24] Подобные концепции и термины появлялись или развивались в различных традиционных и современных религиозных или духовных доктринах и текстах. [25] а также в рамках светских дисциплин, таких как психотерапия , [26] реабилитационная медицина, [27] и консультирование. [28] Осознание без выбора рассматривалось в контексте философии восприятия и поведения. [29] в то время как исследования указывают на его возможную роль в производительности труда . [30] Другие исследования связали медитацию, основанную на этой концепции (среди прочих), с нейронной активностью, соответствующей повышенной внимательности, которая считается фактором благополучия и счастья. [31]

Одним из терминов, который часто используется как почти синоним , является осознанность , которая как концепция имеет сходство с осознанием без выбора или может включать его. [32] Первоначально являвшаяся частью буддийской медитативной практики , она была адаптирована и использована для современного психологического лечения . [33] и применяется как компонент программ интегративной медицины . [34]

Связанные темы можно найти в доктрине и практиках медитации (таких как Випассана ), связанных со Тхеравады школой буддизма ; [35] а также в ответвлениях 20-го века, таких как Тайская лесная традиция и движение Випассана . [36] В этих и подобных областях, например, в практике сикантадза в дзен-буддизме , [37] Осознание без выбора (или без усилий) часто считается результатом зрелого развития практики. [38]

Эта концепция была включена в дискурс трансперсонального философа Кена Уилбера (род. 1949). [39] а также независимого индийского духовного учителя Ошо (Раджниша) (1931–1990). [40] тибетского буддизма Учитель Чогьям Трунгпа (1939–1987), участвовавший в диалоге с Кришнамурти, [41] использовал этот термин для описания опыта шуньяты ( Шуньята ) – на санскрите «пустота» или « восприятие без эго». [42]

Помимо других областей, этот термин появился в разрешения споров . теории и практике [43] и нашел применение в творческой деятельности. В теории драматургии , театральной критике , [44] и актерское мастерство , [45] его использовали для обозначения спонтанного творчества и связанных с ним практик или попыток; он также появлялся в музыкальных произведениях. [46] Автор Дж. Д. Сэлинджер (1919–2010), интересовавшийся духовностью и альтернативными религиями, по общему мнению, был приверженцем идей Раманы Махарши об осознании без выбора. [47]

Вопреки сообщениям прессы, опубликованным в середине 20 века, [48] более поздний интерес к практикам, связанным с осознанием без выбора или находящимся под его влиянием, привел к однозначно благоприятным упоминаниям в популярной прессе . [49] Кроме того, опубликованы массовые были издания по этой теме, представляющие общий интерес . [50]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Было опубликовано несколько биографий Кришнамурти, например Vernon 2001 . Большинство биографий концентрируются на его жизни, а не на его идеях.
  2. ^ Паттерсон 2001 ; Вернон 2001 , стр. 206, 207; Дж. Кришнамурти 1934 , ¶ [17] .
  3. ^ Кортрайт 1997 , с. 128; Соенг 2004 , с. 76 Значок ограниченного доступа. Получено 11 января 2016 г. - через Google Книги ( электронная книга ) .
  4. ^ Дж. Кришнамурти 2001 , § «Вы не можете быть полностью осознающими, если выбираете». стр. 16–17 Значок ограниченного доступа. Получено 16 февраля 2016 г. - через Google Книги ; Джонс, 2015 , стр. 661–662; Родригес 1996 , с. 43. Сравните слепоту по невнимательности .
  5. ^ Родригес 1996 , с. 49. «Кришнамурти... отвергает систематические пути к реализации, которые содержат стадии развития».
  6. ^ Джонс 2015 , с. 670. «[Кришнамурти утверждает]… все, что практикуется механически… приводит к механическим результатам»; Дж. Кришнамурти 1953 , ¶¶ 6, 12, 17 [без номеров].
  7. ^ Кортрайт 1997 , с. 147; Джонс 2015 , с. 659; Дж. Кришнамурти 2018a , 29 мин 33 с в [официальная расшифровка ¶¶ 14, 15 ]. Проверено 25 января 2023 г.
  8. ^ Родригес 1996 , стр. 43–44, 49; Левин 2014 , стр. 357, 361–362; Джонс, 2015 , стр. 657–659.
  9. ^ Родригес 1996 , стр. 43–44, 49; Дж. Кришнамурти, 2018b , 1 час 17 минут 56 секунд в [официальная стенограмма, п. 46 ]. Проверено 27 января 2023 г.
  10. ^ Rodrigues 1996 , p. 46; J. Krishnamurti 1969 , p. 21 Значок ограниченного доступа – через Интернет-архив .
  11. ^ Дж. Кришнамурти 1969 , с. 19 Значок ограниченного доступа – через Интернет-архив .
  12. ^ Дж. Кришнамурти 1969 , с. 116 Значок ограниченного доступа – через Интернет-архив .
  13. ^ Кришна 2008 , с. 970. «[C]безвыходное осознание... можно разделить с другими исследователями в том, что он [Кришнамурти] назвал искусством диалога»; Вернон 2001 , стр. 230–231. «[Д]иалог предполагал, что вопросы должны вызывать дальнейшие вопросы, а не утверждения, и что этот процесс исследования освободит участника от ограничений мнений, что приведет к свежему пониманию».
  14. ^ Осборн 1996 , с. 70 Значок ограниченного доступа. Проверено 6 января 2016 г. - через Google Книги .
  15. ^ Jump up to: а б Лютьенс 1983 , стр. 81, 86–87; одна из таких книг имеет предисловие Олдоса Хаксли , который дает всестороннее описание идей Кришнамурти, включая осознание без выбора ( Huxley 1954 , стр. 17–18).
  16. ^ Кельман 1956 . Идеи Кришнамурти об осознании без выбора (как описано у Дж. Кришнамурти, 1954 ) находятся в центре внимания этой статьи; Маслоу 1959 , с. 54. «У Кришнамурти есть отличная фраза, чтобы описать мои данные. Он называет это «сознанием без выбора».
  17. ^ Лютьенс 1983 , стр. 206, 217.
  18. ^ Фелтэм 2005 , с. 316.
  19. ^ Левин 2014 , стр. 357, 361–362.
  20. ^ Рыба 1994 , стр. 90, 93.
  21. ^ Рэндалл 1985 , с. 83. «То, что Кришнамурти называет «сознанием без выбора». Ужасная проекция». Из очерка о музыке; Грожан 2000 , с. 93. Из выступления на поэтическом симпозиуме, взгляд Кришнамурти и его отношение к творчеству.
  22. ^ Лютьенс 1983 , с. 204. Кришнамурти сделал это заявление в октябре 1980 г. (стр. 205); он переиздан в J. Кришнамурти Онлайн (JKO), официальный архивный сайт Джидду Кришнамурти (JKO nd, «Суть учения» . Проверено 31 января 2023 г. ).
  23. Дополнительную информацию о Кришнамурти и осознании без выбора см. в «Сознании без выбора» , том 5, в его Собрании сочинений ( Кендалл Хант, 1991, ISBN   978-0-8403-6238-4 ); «Дж. Кришнамурти о безвыборном осознании, творческой пустоте и предельной свободе» Значок закрытого доступа. Статья Динеша Чандры Матура в «Диогене», опубликованная в январе 1984 г. – через SAGE Journals ; Осознание без выбора Амира Сабзевари : психологическая свобода в философии Кришнамурти ( Lambert Academic 2010, ISBN   978-3-8383-0385-7 ); Кроме того, J. Кришнамурти Онлайн содержит большое количество его работ в текстовой и других формах.
  24. ^ Кабат-Зинн 2002 , с. 71; Рисом 2010 , § «Шаг 10: Осведомленность без выбора», стр. 44–45. Значок ограниченного доступа. Проверено 5 января 2016 г. - через Google Книги .
  25. ^ Аштавакра 1993 , «Глава XV», стих 5 . «Вы не имеете выбора, само осознание и неизменно – так живите счастливо»; Кабат-Зинн 2011 , с. 289; осознание отсутствия выбора также было связано с аспектами христианских созерцательных традиций ( Söring 2003 , стр. 159, 163; Bruder 1998 , стр. 107).
  26. ^ Гермер и др. 2013 , с. 16 Значок ограниченного доступа. Проверено 6 мая 2019 г. - через Google Booksl ( электронная книга ) .
  27. ^ Carlson & Speca 2011 , «Глава 10: Углубление и расширение», стр. 137–141. Значок ограниченного доступа. Получено 10 января 2016 г. - через Google Книги ( электронная книга ) .
  28. ^ Коэн-Поузи 2010 , § «Раздаточный материал 2.8 – Присутствие: осознание без выбора», стр. 48–49 Значок ограниченного доступа. Получено 10 января 2016 г. - через Google Книги ( электронная книга ) .
  29. ^ Дренгсон 2006 , стр. 39, 44.
  30. ^ Франц 1980 , с. 521; Фриц 1976 , с. 342. Оба исследования цитируют Абрахама Маслоу об осознании без выбора и о смежных темах. идеи
  31. ^ Брюэр и др. 2011 год ; Лутц и др. 2015 .
  32. ^ Соенг 2004 , стр. 5, 54–58, 78, 83, 94–95, 98, 103; Кабат-Зинн 2011 .
  33. ^ Гермер и др. 2013 , с. 82 Значок ограниченного доступа. Получено 14 января 2014 г. - через Google Книги ( электронная книга ) . «[Мне] важно помнить, что цель осознанности — облегчить страдания, а не лишенное выбора осознание ради него самого».
  34. ^ Здоровье UW 2019 .
  35. ^ Кабат-Зинн 2011 , стр. 289, 299.
  36. ^ Шарф 2013 , аннотация текста. «[Т] форма « медитации осознанности»… которая стала популярной на Западе, является, по крайней мере частично, относительно современным явлением; ее можно проследить до бирманских буддийских реформаторских движений, которые датируются первой половиной двадцатый век». По мнению Шарфа, «традиционные буддийские практики больше ориентированы на приобретение «правильного взгляда» и должной этической проницательности, чем на «отсутствие взгляда» и непредвзятое отношение. ... Это не означает, что современные формы Практика «голого осознания» не имеет исторических предшественников».
  37. ^ Соенг 2004 , стр. 76, 127.
  38. ^ Osborne 1996 , p. 70; Sharf 1995 , pp. 230–231, 233, 242.
  39. ^ Уилбер 1988 , стр. 155, 158.
  40. ^ Ошо (Раджниш) 1978 , с. 3.
  41. ^ Дж. Кришнамурти 1996 , гл. «Что такое медитация?» стр. 236–242. Дискуссия в Сан-Диего , 15 февраля 1972 г.
  42. ^ Трунгпа 1994 , гл. «3. Осознание без выбора», стр. 87–99. Значок ограниченного доступа. Проверено 10 января 2016 г. - через Google Книги .
  43. ^ Рискин 2006 .
  44. ^ Ламонт 1970 .
  45. ^ Истин 2010 .
  46. ^ Маршалл 1978 , «[Трек] A2: Это безвыборное осознание».
  47. ^ Кинан 2010 . Сэлинджер «цитировал бы йога» по поводу этой концепции.
  48. ^ Таймс оф Индия 1954 . «Хаксли изо всех сил пытается объяснить эту идею». Из отрицательной рецензии на книгу Кришнамурти «Первая и последняя свобода» . [15]
  49. ^ Нидхэм 1968 . Цитирует Маслоу об осознании без выбора; Магида 1981 , с. С45. випассаны «Раскрывается через «безвыборное осознавание » »; Уорди 2005 . «Существует менее загроможденный разум, позволяющий осознавать отсутствие выбора и устранять суждения и мнения».
  50. ^ Алидина 2015 , стр. 110, 303; Также см. «Дорожка 14: Сидячая медитация – осознание без выбора» в сопроводительном онлайн-аудиоконтенте . Проверено 19 сентября 2017 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 70a422a189db179b00aa0f988bff2396__1722205560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/96/70a422a189db179b00aa0f988bff2396.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Choiceless awareness - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)