Сампаджання
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() ![]() |
Часть серии о |
Внимательность |
---|
![]() |
![]() |
Переводы Сампаджання | |
---|---|
Английский | ясное понимание, ясное знание, полная бдительность, полная осознанность, внимание, рассмотрение, дискриминация, понимание, осмотрительность, самоанализ |
санскрит | Сампраджанья (сампраджанья) |
Есть | сампаджання (сампаджання) |
японский | Сэйки ( Ромаджи : Сёти ) |
кхмерский | Сознание (Сампачаннхик) |
тибетский | сознательно (Уайли: она бжин, THL Фонетика: она жин) |
вьетнамский | осведомленность |
Глоссарий буддизма |
Сампаджання ( пали ; санскр .: saṃprajanya , тиб. shes bzhin ) — это термин, имеющий центральное значение для медитативной практики во всех буддийских традициях. Это относится к «умственному процессу, посредством которого человек постоянно контролирует свое тело и ум. В практике шаматхи его основная функция — отмечать возникновение расслабленности и возбуждения». [ 1 ] Оно очень часто встречается в паре «внимательность и самоанализ» или «внимательность и ясное понимание» (пали: Sati sampajañña , санскр.: smṛti saṃprajanya ).
Сампаджання по-разному переводилось на английский язык как «непрерывность», «ясное понимание», «ясное понимание». [ 2 ] «ясное знание», [ 3 ] «постоянное глубокое понимание непостоянства», [ 4 ] «полная готовность» [ 5 ] или «полное осознание», [ 6 ] «внимание, рассмотрение, различение, понимание, осмотрительность», [ 7 ] и «интроспекция». [ 1 ]
Статья в Принстонском словаре буддизма
[ редактировать ]В статье Принстонского словаря буддизма говорится;
«сампраджанья». (P. sampajañña; T. shes bzhin; C. zhengzhi; J. shōchi; K. chŏngji正知). На санскрите «ясное понимание», «осмотрительность», «самоанализ»; термин, тесно связанный с к осознанности и часто появляется в сочетании с ней (S. SM Ṛ TI, П. сати). В описаниях практики развития медитативного погружения (ДХЬЯНА) смрити относится к фактору внимательности, который привязывает ум к объекту, тогда как саампраджанья — это фактор, который наблюдает за умом, чтобы определить, является ли он отклонился от своей цели. В частности, палийские источники относятся к четырем аспектам ясного понимания, которые включают применение осознанности на практике. саттхака), а именно, будет ли действие отвечать интересам самого себя и других; его главный критерий — ведет ли оно к росту в дхарме. Второй — пригодность (P. sappaya): соответствует ли действие уместному. время, место и личные возможности; ее главный критерий — умение применять правильные средства (П. упайакошалла; С. УПАЯКАУШАЛЬЯ). В-третьих, это область медитации (гочара): а именно, все переживания должны стать темой осознанного осознания. Четвертое — это не-заблуждение (асаммоха): признание того, что то, что кажется действиями человека, на самом деле является безличной серией умственных и физических процессов; этот аспект санпраджанья помогает противодействовать тенденции рассматривать все события с личной точки зрения. Саампраджанья, таким образом, расширяет ясность мысли, порождаемую осознанностью, путем включения дополнительных факторов правильного знания (Джана) или мудрости (ПРАДЖНА)». [ 8 ]
Из Палийского канона
[ редактировать ]К ясному пониманию чаще всего обращается Будда в сочетании с практикой осознанности в Сатипаттхана-сутте :
Здесь (в этом учении) живет монах, созерцающий тело в теле, пылкий, ясно постигающий и памятующий, преодолевший в этом мире любостяжание и скорбь;
он живет, созерцая чувства в чувствах, пылкий, ясно понимая и памятуя, преодолев в этом мире корыстолюбие и печаль;
он живет созерцающим сознанием в сознании, пылкий, ясно понимающий и внимательный, преодолевший в этом мире корыстолюбие и скорбь;
он живет, созерцая мысленные предметы в мысленных предметах, пылкий, ясно постигающий и внимательный, преодолевший в этом мире корыстолюбие и скорбь. [ 9 ]
Ясное понимание развивается из внимательности к дыханию ( анапанасати ) и впоследствии присутствует в тандеме с внимательностью ко всем четырем сатипаттханам. [ 10 ] [ 9 ]
Канонический комментарий
[ редактировать ]Хотя никаи не уточняют, что Будда имел в виду под сампаджання , палийские комментарии анализируют его дальше с точки зрения четырех контекстов для понимания: [ 11 ]
- Цель (пали: саттхака ): воздержание от деятельности, не имеющей отношения к пути .
- пригодность ( саппая ): заниматься деятельностью достойно и осторожно.
- домен ( гокара ): [ 12 ] поддержание сенсорной сдержанности в соответствии с осознанностью.
- не-заблуждение ( асаммоха ): видение истинной природы реальности (см. три характеристики ).
Современный комментарий
[ редактировать ]Критическое значение для цели правильного осознания (Ньянапоника)
[ редактировать ]В переписке между бхиккху Бодхи и Б. Аланом Уоллесом бхиккху Бодхи описал дост. Взгляды Ньянапоники Тхеры на «правильную внимательность» и сампаджанню заключаются в следующем:
- ... Я должен добавить, что преп. Сам Ньянапоника не считал, что «голое внимание» отражает полное значение сатипаттханы , а представляет только одну фазу, начальную фазу медитативного развития правильного осознания. Он считал, что в правильной практике правильного осознания сати должно быть интегрировано с сампаджання , ясным пониманием, и только когда эти два компонента работают вместе, правильная внимательность может достичь своей намеченной цели. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]- Асампраджанья – отсутствие бдительности, небдительность и т. д.
- Буддийская медитация
- Внимательность
- Они не заканчивают
- Сатипаттхана
- Випассана
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уоллес, Б. Алан (2016). Сердце Великого Совершенства . Массачусетс, США: Публикации мудрости. стр. 629 (электронная книга). ISBN 978-1-61429-236-4 .
Глоссарий = самоанализ (тиб. shes bzhin, санскр. saṃprajanya). Психический процесс, с помощью которого человек контролирует свое тело и разум. В практике шаматхи его основная функция — отмечать возникновение расслабленности и возбуждения.
- ^ Комментарий (543 г. до н. э.); Паютто (1972) Словарь буддизма; Т. В. Рис Дэвидс (1921); Бодхи (2005), с. 283; и Сома (2003), стр. 60–100.
- ^ Anālayo (2006), стр. 141 и далее .
- ^ ВРИ (1996), стр. 8–11.
- ^ Сатипаттхана Сутта [Организация дискурса осознанности] Маджхима Никая 10. (Перевод с пали Таниссаро Бхиккху). dhammatalks.org. Получено с https://www.dhammatalks.org/suttas/MN/MN10.html .
- ^ Нхат Хан (1990), стр. 50–51.
- ^ Рис Дэвидс и Плейс (1921–25), с. 690, запись «Выборка».
- ^ Роберт Э. Басуэлл-младший, Лопес Дональд С. младший (2014). Принстонский словарь буддизма . Принстон, США: Издательство Принстонского университета. стр. 57190 (расположение электронной книги Kindle). ISBN 978-0-691-15786-3 .
- ^ Jump up to: а б Сатипаттхана Сутта: Основы осознанности, перевод с пали Ньянасатты Тхеры [1]
- ^ Аналайо (2006), стр. 141–2. [2]
- ^ Анализ (2006), стр. 107-1. 143–5; Бодхи (2005), с. 442, н . 34; и Физика (1996), с. 46.
- ^ В то время как три других типа сампаджання имеют стандартные английские переводы, гочара переводилась разными способами. Гочара (пали) обычно означает «пастбище» или «выпас», основанное на словах го (корова) и кара (ходьба). Так, Рис Дэвидс и Стед (1921–25), с. 254 , дает несколько буквальное определение гочара-сампанны как «пастись на поле хорошего поведения». См. также Anālayo (2006), с. 56, где, например, он отмечает: «Рассуждение в Ангуттара Никае сравнивает практику сатипаттханы с умением пастуха знать подходящее пастбище для своих коров». В этой статье перевод гочара как «домен» основан на Бодхи (2005), с. 442 и Ньянапоника (1996), стр. 49–51. Альтернативно, Сома (2003), стр. 61, 64, переводит гочара как «курорт», а Аналайо (2006), стр. 143, 145, использует буквальный перевод «пастбище».
- ^ Уоллес и Бодхи (2006), с. 4. Согласно этой переписке, преп. Ньянапоника провел свои последние десять лет, живя с Бхиккху Бодхи и находясь под его опекой. Бхиккху Бодхи называет Досточтимого Ньянапонику «моей самой близкой кальянамиттой в моей жизни монаха».
Ссылки
[ редактировать ]- Аналайо (2006). Сатипаттхана: прямой путь к реализации . Бирмингем: Публикации Windhorse. ISBN 1-899579-54-0 .
- Бодхи, Бхиккху (редактор) (2005). Словами Будды: Антология бесед из Палийского канона . Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-491-1 .
- Нхат Хан , Тич (пер. Аннабель Лэйти) (1990). Трансформация и исцеление: Сутра о четырех основах осознанности . Беркли, Калифорния: Parallax Press. ISBN 0-938077-34-1 .
- Ньянапоника Тхера (1996). Сердце буддийской медитации . Йорк-Бич, Мэн: Samuel Weiser, Inc. ISBN 0-87728-073-8 .
- Рис Дэвидс, Т.В. и Уильям Стед (ред.) (1921–5). Пали-английский словарь Общества палийских текстов . Чипстед: Общество палийских текстов . Общая онлайновая поисковая система PED доступна по адресу http://dsal.uchicago.edu/dictionaries/pali/ .
- Сома Тера (2003). Путь осознанности . Канди: Буддийское издательское общество . ISBN 955-24-0256-5 .
- Сатипаттхана Сутта [Установление дискурса осознанности] MN 10. (Перевод с пали Таниссаро Бхиккху ). dhammatalks.org. Получено с https://www.dhammatalks.org/suttas/MN/MN10.html .
- Научно-исследовательский институт випассаны (VRI) (1996). Махасатипаттхана Сутта: Великая беседа об установлении осознания . Сиэтл, Вашингтон: Американские публикации исследований випассаны. ISBN 0-09-649484-0 .
- Уоллес, Б. Алан и Бхиккху Бодхи (зима 2006 г.). Природа осознанности и ее роль в буддийской медитации: переписка между Б. Аланом Уоллесом и достопочтенным бхиккху Бодхи. Неопубликованная рукопись, Институт исследований сознания Санта-Барбары, Санта-Барбара, Калифорния.
Внешние ссылки
[ редактировать ]