Jump to content

Четыре стадии пробуждения

Четыре стадии пробуждения в раннем буддизме и тхераваде. Это четыре последовательные стадии, завершающиеся полным пробуждением ( Бодхи ) Араханта .

Эти четыре стадии — это Сотапанна (вошедший в поток), Сакадагами (однажды возвращающийся), Анагами (не возвращающийся) и Арахант. В древнейших буддийских текстах Будда изображается как относящийся к людям, находящимся на одной из этих четырех стадий, как к благородным людям ( ария-пуггала ), а к сообществу таких людей — как к благородной сангхе ( ария-сангха ). [1] [2] [3]

Учение о четырех стадиях пробуждения является центральным элементом ранних буддийских школ, включая школу буддизма Тхеравады, которая сохранилась до сих пор.

Происхождение

[ редактировать ]

В Сутта Питаке описаны несколько типов практикующих буддизм в зависимости от уровня их достижений. Стандарта — четыре, но есть и более длинные описания с большим количеством типов. Четверо — это Вошедший в Поток, Однажды возвращающийся, Невозвращающийся и Арахант.

В Висуддхимагге пять стадий являются кульминацией семи очищений. Описания детально разработаны и гармонизированы, давая одинаковую последовательность очищений перед достижением каждого из четырех путей и плодов.

Висуддхимагга подчеркивает важность паньни (санскрит: праджня), понимания анатты (санскрит: анатмам) и буддийских учений как основных средств к освобождению. Випассана (санскрит: випашьяна) играет в этом центральную роль. Проницательность подчеркивается современным движением Випассана .

Путь и плод

[ редактировать ]

«Входящий в поток» ( Сотапанна ) свободен от:

«Однажды вернувшийся» ( Сакадагамин ) значительно смягчил:

  • 4. Чувственное желание
  • 5. Я буду

«Невозвращающийся» ( Анагами ) свободен от:

  • 4. Чувственное желание
  • 5. Я буду

Арахант : свободен от всех пяти низших пут и пяти высших пут, а именно

Сутта Питака классифицирует четыре уровня в соответствии с достижениями уровней. В традициях Стхавиравады и Тхеравады, которые учат, что прогресс в понимании приходит сразу , и что «прозрение» ( абхисамайя ) не приходит «постепенно» (последовательно – анапурва )». [6] эта классификация получает дальнейшее развитие, при этом каждый из четырех уровней описывается как путь, которого необходимо достичь внезапно, за которым следует реализация плодов пути.

Таким образом, согласно толкованию Тхеравады, процесс становления Арахатом характеризуется четырьмя отчетливыми и внезапными изменениями, хотя в сутрах говорится, что путь имеет постепенное развитие, а гнозис возникает только после длительного периода, точно так же, как океан имеет постепенная полка, постепенный наклон с резким падением только после длительного растягивания. У Махасангхики было учение экакшана-читт , «согласно которому Будда знает все в одно мгновение мысли». [7] [примечание 1]

Обычный человек

[ редактировать ]

Обычный человек, или путхуджана ( пали ; санскрит : притхагджана ; т.е. притха: без и джняна: знание) попадает в ловушку бесконечного круговорота самсары . Человек перерождается, живет и умирает в бесконечных перерождениях, будь то дэва , человека, животного, мужчины, женщины, среднего рода, призрака, асуры, адского существа или различных других сущностей в разных категориях существования.

Обычное существо никогда не видело и не переживало высшую истину Дхармы и поэтому не имеет возможности найти выход из затруднительного положения. Только когда страдание становится острым или кажется бесконечным, сущность ищет «решение» и, упорствуя, находит Дхарму (окончательное решение/истину).

Четыре стадии достижения

[ редактировать ]
Четыре стадии пробуждения согласно Сутта-Питаке .
Исход Дальнейшие перерождения Заброшенные оковы
сковорода до семи,
в земном или
райские царства
  1. вид личности
    ( анатта )
  2. сомнение в Будде
  3. аскетичный или
    ритуальные правила
нижние кандалы
Сакадагами еще один,
как человек
анагамы еще один,
в чистом жилище
  1. чувственный
    желание
  2. недоброжелательность
архат никто
  1. желание
    материальное возрождение
  2. желание
    нематериальное возрождение
  3. тщеславие
  4. беспокойство
  5. невежество
высшие оковы

Сангху учеников Татхагаты (Ария Сангха) можно описать как включающую четыре или восемь типов личностей. Есть четыре [группы благородных учеников], когда путь и плод рассматриваются как пары, и восемь групп личностей, когда каждый путь и плод рассматриваются отдельно:

  1. (1) путь к входу в поток; (2) осуществление вхождения в поток;
  2. (3) путь к однажды возвращению; (4) плод единожды возвращающегося;
  3. (5) путь к невозврату; (6) плод невозврата;
  4. (7) путь к архатству; (8) плод архатства.

Входящий в поток

[ редактировать ]

Первая стадия — это стадия Сотапанны ( пали ; санскрит : шротапанна ), что буквально означает «тот, кто входит ( ападьяте ) в поток (сотас)», причем поток представляет собой надземный Благородный Восьмеричный Путь, считающийся высшей Дхармой. Также говорят, что вошедший в поток «открыл око Дхармы» (дхаммакаккху, санскрит: дхармакакшус ).

Вступивший в поток достигает архатства за семь перерождений после открытия ока Дхармы.

Потому что вступивший в поток достиг интуитивного понимания буддийской доктрины ( самьягдришти или саммадитхи , «правильный взгляд») и имеет полную уверенность или саддху в Трех Драгоценностях : Будде , Дхарме и Сангхе , и удалил санкхары, вызывающие перерождение в на более низких планах, этот человек не переродится ни на каком плане ниже человеческого (животном, прете или в аду ).

Однажды вернувшийся

[ редактировать ]

Вторая стадия - это стадия Сакадагами (санскрит: Сакридагамин ), что буквально означает «тот, кто однажды ( сакрт ) приходит ( агаччати )». Тот, кто однажды вернулся, в лучшем случае вернется в царство чувств (самым низким из них является человек, а высшим — дэвы, обладающие властью над творениями других) еще раз. И тот, кто вошел в поток, и тот, кто однажды вернулся, оставили первые три оковы. Вступивший в поток и однажды вернувшийся отличаются тем, что однажды вернувшийся в большей степени ослабил вожделение, ненависть и заблуждение. Таким образом, однажды вернувшийся имеет менее семи перерождений. У однажды вернувшихся не бывает только еще одного перерождения, как следует из названия, поскольку этого нельзя даже сказать с уверенностью о невернувшемся, который может принять несколько перерождений в пяти «Чистых Обителях». Однако у них есть еще только одно перерождение в сфере чувств, исключая, конечно, планы ада, животных и голодных духов. Вступившему в поток, отказавшемуся от первых трех оков, гарантировано просветление в течение семи жизней, в человеческом или небесном царстве.

Тот, кто вернулся один раз, — это следующий шаг; они еще больше уменьшили чувственные желания и недоброжелательность. Аналогично и, следовательно, неспособен переродиться ни в одном из низших миров.

Невозвращенец

[ редактировать ]

Третья стадия - это стадия Анагами (санскрит: Анагамин ), что буквально означает «тот, кто не (ан-) приходит ( агаччати )». Невозвращающийся, преодолев чувственность, не возвращается после смерти в человеческий мир или в какой-либо несчастный мир ниже этого. Вместо этого невозвращающиеся перерождаются в одном из пяти особых миров Рупадхату, называемых Шуддхаваса мирами , или «Чистые обители», и там достигают Нирваны ; Пали: Ниббана; некоторые из них возрождаются во второй раз в высшем мире Чистых Обителей.

Анагами отказался от пяти нижних оков из десяти, которые привязывают существа к циклу перерождений . Анагами . хорошо развит

Четвертая стадия — это стадия Араханта (санскрит: Архат ), полностью пробужденного человека. Они оставили все десять оков и после смерти (санскрит: Паринирвана , Пали: Париниббана ) никогда не переродятся ни на каком плане или в мире, полностью избежав сансары . [2] Арахант достиг пробуждения, следуя пути, указанному Буддой. В буддизме Тхеравады термин «Будда» зарезервирован для тех, кто «самопросветляется», таких как Сиддхартха Гаутама Будда, который сам открыл путь.

Примечания

[ редактировать ]
  1. Такая же позиция принята в чань-буддизме , хотя школа чань согласовывала эту точку зрения с необходимостью постепенного обучения после первоначального прозрения. [ нужна ссылка ] Это «постепенное обучение» выражается в учениях как «Пять степеней просветления» , «Десять картинок пастбища быков» , подробно описывающих шаги на Пути, «Три таинственных врата Линьджи» и « Четыре пути познания Хакуина » . Ту же позицию занимает современное движение Випассана , особенно так называемый «Новый бирманский метод» . [8]
  1. ^ Аджаан Ли Дхаммадхаро. «Что такое Тройной драгоценный камень?» . Проверено 13 августа 2016 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Сангха» . Доступ к Инсайту . Архивировано из оригинала 14 февраля 2015 года . Проверено 13 августа 2016 г.
  3. ^ «Путь к свободе: Самостоятельная экскурсия по учению Будды» . Проверено 13 августа 2016 г.
  4. ^ Басвелл и Лопес, Принстонский словарь буддизма , статья саткаядришти (P. sakkayadiṭṭhi)
  5. ^ [a] Рис Дэвидс и Стед (1921-25), стр. 660-1, запись «Саккая» (получено 9 апреля 2008 г.), определяют саккая-дитхи как «теорию души, ересь индивидуальности, предположения относительно вечность или иное существование собственной индивидуальности».
    [б] Бодхи (2000), с. 1565, СН 45.179, переводится как «взгляд на личность».
    [c] Гетин (1998), с. 73, использует «взгляд на индивидуальность»; Харви (2007), с. 71, использует «взгляды на существующую группу»; Таниссаро (2000) использует «взгляды самоидентификации»; и Уолш (1995), с. 26, использует «личность-убеждение».
  6. ^ Уордер 2000 , с. 284.
  7. ^ Гомес 1991 , с. 69.
  8. ^ Армстронг, Стив. «Практическая Дхарма Махаси Саядо» . Буддийские выродки . Архивировано из оригинала 3 мая 2016 года . Проверено 13 августа 2016 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Гомес, Луис О. (1991), «Очищение золота: метафора усилий и интуиции в буддийской мысли и практике», в книге Грегори, Питера Н. (редактор), « Внезапное и постепенное: подходы к просветлению в китайской мысли» , Дели: Издательство Мотилал Банарсидасс
  • Уордер, АК (2000), Индийский буддизм , Дели: Издательство Motilal Banarsidass.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 519799ec5075d2bdecfeb0c9e04dfd2a__1710447480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/2a/519799ec5075d2bdecfeb0c9e04dfd2a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Four stages of awakening - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)