Иддхипада
Часть серии о |
Дхармы, ведущие к пробуждению |
---|
Иддхипада ( пали ; санскр . ṛ ddhipāda ) — составной термин, состоящий из «силы» или «потенциала» ( iddhi ; ṛ ddhi ) и «основы», «основы» или «составляющей» ( pāda ). [1] В буддизме «сила», обозначаемая этим составным термином, представляет собой группу духовных сил. Таким образом, этот составной термин обычно переводится как «основа силы» или «основа духовной силы». [2] В буддийском стремлении к бодхи (пробуждению, пониманию) и освобождению соответствующие духовные силы вторичны по отношению к четырем «базовым» умственным качествам, которые достигают таких сил. Этими четырьмя основными качествами ума являются: концентрация на намерении; концентрация на усилии; концентрация на сознании; и концентрация на расследовании. Эти четыре основных качества ума используются для развития здоровых состояний ума и избавления от нездоровых состояний ума. [3]
В традиционной буддийской литературе этот набор из четырех умственных качеств является одним из семи наборов качеств, восхваляемых Буддой как способствующих просветлению ( бодхипаккхиядхамма ).
Канонический анализ
[ редактировать ]В Палийском каноне основным источником информации об иддхипаде является Самьютта -никая , гл. 51, озаглавленный «Связные беседы об основах духовной силы» ( Iddhipada-sa ṃ yutta ).
Четыре компонента
[ редактировать ]В «Заброшенном» дискурсе ( Вираддха Сутта , СН 51.2) говорится:
- «Монахи, те, кто пренебрег четырьмя основами духовной силы, пренебрегли благородным путем, ведущим к полному уничтожению страданий. Те, кто избрал четыре основы духовной силы, вступили на благородный путь, ведущий к уничтожению страданий». [4]
Четыре основы такой силы — это концентрация ( самадхи ), обусловленная:
- Намерение, цель, желание или рвение ( чанда )
- Усилие, энергия или воля ( вирия )
- Сознание или ум или мысли ( читта )
- Расследование или дискриминация ( ; санскр вима насса . мимамса ) [5]
Необходимые условия: концентрация и стремление.
[ редактировать ]большинстве канонических основы силы развиваются в тандеме с «волевыми формациями устремления» ( падхана - саангхара В дискурсов эти четыре ). [6] Например, в беседе «Концентрация благодаря желанию» ( Чандасамадхи Сутта , SN 51.13) говорится: [7]
Монахи , если бхикху обретает концентрацию, обретает однонаправленность ума, основанную на желании, это называется концентрацией благодаря желанию. Он порождает стремление к невозникновению невозникших злых нездоровых состояний; он прилагает усилия, пробуждает энергию, применяет свой ум и стремится. Он порождает стремление к отказу от возникших злых нездоровых состояний... к возникновению невозникших здоровых состояний... к поддержанию возникших здоровых состояний...; он прилагает усилия, пробуждает энергию, применяет свой ум и стремится. Это так называемые волевые образования стремления. Так это желание и эта концентрация вследствие желания и эти волевые образования устремления: это называется основой духовной силы, обладающей концентрацией благодаря желанию и волевым образованиям устремления.
В этом дискурсе аналогичным образом анализируются и последние три основы власти.
Связанные духовные силы
[ редактировать ]Что касается духовных сил, связанных с развитием этих основ, «Беседы «До»» ( Пубба Сутта , SN 51.11) утверждают: [8]
Когда четыре основы духовной силы развиты и культивированы таким образом, монах владеет различными видами духовной силы: будучи одним, он становится многими; будучи многими, он становится одним; он появляется и исчезает; он беспрепятственно проходит сквозь стену, через вал, через гору, как будто сквозь пространство; он ныряет в землю и выходит из нее, как если бы это была вода; он ходит по воде и не тонет, как по земле; сидя, скрестив ноги, он путешествует в пространстве, как птица; руками он касается и поглаживает луну и солнце, такие могущественные и могучие; он осуществляет мастерство тела вплоть до мира брахм.
См. также
[ редактировать ]- Абхиджна — шесть видов высшего духовного знания, встречающиеся в Палийском каноне .
- Бодхипакхиядхамма – семь наборов из 37 умственных качеств, способствующих просветлению.
- Четыре правильных усилия – четыре аспекта «волевых образований устремления».
- Иддхи - духовные силы, обсуждаемые в каноническом буддизме.
- Кеватта Сутта
Примечания
[ редактировать ]- ^ См., например, Рис Дэвидс и Стед (1921-25), стр. 120-1, запись «Иддхи» в [1] (получено 7 февраля 2008 г.).
- ^ Например, см. Бодхи (2000), стр. 1718-49; и Таниссаро (1997). Бодхи (2000), с. 1939, н . 246 отмечает, что постканонические палийские комментарии утверждают , что этот составной термин можно перевести либо как «основа духовной силы», либо как «основа, которая является духовной силой».
- ^ Обсуждение буддийских средств развития полезных качеств и устранения нездоровых см., например, в « Четырех правильных упражнениях» .
- ^ Бодхи (2000), с. 1718.
- ^ Приведенные здесь английские переводы основаны на: Bodhi (2000), гл. 51, стр. 1718-49; Брам (2007), с. 394; и Рис Дэвидс и Стед (1921–25), стр. 120–1, статья «Иддхи».
- ^ «Волевые формирования стремления» — перевод падхана-са ṅ кхара , сделанный Бодхи (2000) . Альтернативы включают перевод Таниссаро (1997) «фабрикации усилий». Палийский термин падхана тот же, что и в « Четырех правильных упражнениях» (пали: саммаппадхана ; санскр.: самьяк-прадхана или самьяк-прахана ) , которые являются еще одним из наборов бодхипаккхиядхаммы .
- ^ Бодхи (2000), стр. 1729-30.
- ^ Бодхи (2000), с. 1727.
Ссылки
[ редактировать ]- Бодхи, Бхиккху (пер.) (2000). Связанные беседы Будды: перевод Самьютта Никаи . Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-331-1 .
- Брам, Аджан (2007). Просто этот Момент! . Перт: Монастырь Бодхиньяна.
- Рис Дэвидс , Т.В. и Уильям Стед (ред.) (1921–5). Палийско-английский словарь Общества палийских текстов . Чипстед: Общество палийских текстов . Общая онлайновая поисковая система PED доступна по адресу http://dsal.uchicago.edu/dictionaries/pali/ .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1997). Иддхипада-вибханга Сутта: Анализ основ силы ( СН 51.20). Получено 7 февраля 2008 г. из раздела «Доступ к Insight» по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn51/sn51.020.than.html .