Jump to content

Иддхипада

Иддхипада ( пали ; санскр . ddhipāda ) — составной термин, состоящий из «силы» или «потенциала» ( iddhi ; ddhi ) и «основы», «основы» или «составляющей» ( pāda ). [1] В буддизме «сила», обозначаемая этим составным термином, представляет собой группу духовных сил. Таким образом, этот составной термин обычно переводится как «основа силы» или «основа духовной силы». [2] В буддийском стремлении к бодхи (пробуждению, пониманию) и освобождению соответствующие духовные силы вторичны по отношению к четырем «базовым» умственным качествам, которые достигают таких сил. Этими четырьмя основными качествами ума являются: концентрация на намерении; концентрация на усилии; концентрация на сознании; и концентрация на расследовании. Эти четыре основных качества ума используются для развития здоровых состояний ума и избавления от нездоровых состояний ума. [3]

В традиционной буддийской литературе этот набор из четырех умственных качеств является одним из семи наборов качеств, восхваляемых Буддой как способствующих просветлению ( бодхипаккхиядхамма ).

Канонический анализ

[ редактировать ]

В Палийском каноне основным источником информации об иддхипаде является Самьютта -никая , гл. 51, озаглавленный «Связные беседы об основах духовной силы» ( Iddhipada-sa yutta ).

Четыре компонента

[ редактировать ]

В «Заброшенном» дискурсе ( Вираддха Сутта , СН 51.2) говорится:

«Монахи, те, кто пренебрег четырьмя основами духовной силы, пренебрегли благородным путем, ведущим к полному уничтожению страданий. Те, кто избрал четыре основы духовной силы, вступили на благородный путь, ведущий к уничтожению страданий». [4]

Четыре основы такой силы — это концентрация ( самадхи ), обусловленная:

  • Намерение, цель, желание или рвение ( чанда )
  • Усилие, энергия или воля ( вирия )
  • Сознание или ум или мысли ( читта )
  • Расследование или дискриминация ( ; санскр вима насса . мимамса ) [5]

Необходимые условия: концентрация и стремление.

[ редактировать ]

большинстве канонических основы силы развиваются в тандеме с «волевыми формациями устремления» ( падхана - саангхара В дискурсов эти четыре ). [6] Например, в беседе «Концентрация благодаря желанию» ( Чандасамадхи Сутта , SN 51.13) говорится: [7]

Монахи , если бхикху обретает концентрацию, обретает однонаправленность ума, основанную на желании, это называется концентрацией благодаря желанию. Он порождает стремление к невозникновению невозникших злых нездоровых состояний; он прилагает усилия, пробуждает энергию, применяет свой ум и стремится. Он порождает стремление к отказу от возникших злых нездоровых состояний... к возникновению невозникших здоровых состояний... к поддержанию возникших здоровых состояний...; он прилагает усилия, пробуждает энергию, применяет свой ум и стремится. Это так называемые волевые образования стремления. Так это желание и эта концентрация вследствие желания и эти волевые образования устремления: это называется основой духовной силы, обладающей концентрацией благодаря желанию и волевым образованиям устремления.

В этом дискурсе аналогичным образом анализируются и последние три основы власти.

Связанные духовные силы

[ редактировать ]

Что касается духовных сил, связанных с развитием этих основ, «Беседы «До»» ( Пубба Сутта , SN 51.11) утверждают: [8]

Когда четыре основы духовной силы развиты и культивированы таким образом, монах владеет различными видами духовной силы: будучи одним, он становится многими; будучи многими, он становится одним; он появляется и исчезает; он беспрепятственно проходит сквозь стену, через вал, через гору, как будто сквозь пространство; он ныряет в землю и выходит из нее, как если бы это была вода; он ходит по воде и не тонет, как по земле; сидя, скрестив ноги, он путешествует в пространстве, как птица; руками он касается и поглаживает луну и солнце, такие могущественные и могучие; он осуществляет мастерство тела вплоть до мира брахм.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ См., например, Рис Дэвидс и Стед (1921-25), стр. 120-1, запись «Иддхи» в [1] (получено 7 февраля 2008 г.).
  2. ^ Например, см. Бодхи (2000), стр. 1718-49; и Таниссаро (1997). Бодхи (2000), с. 1939, н . 246 отмечает, что постканонические палийские комментарии утверждают , что этот составной термин можно перевести либо как «основа духовной силы», либо как «основа, которая является духовной силой».
  3. ^ Обсуждение буддийских средств развития полезных качеств и устранения нездоровых см., например, в « Четырех правильных упражнениях» .
  4. ^ Бодхи (2000), с. 1718.
  5. ^ Приведенные здесь английские переводы основаны на: Bodhi (2000), гл. 51, стр. 1718-49; Брам (2007), с. 394; и Рис Дэвидс и Стед (1921–25), стр. 120–1, статья «Иддхи».
  6. ^ «Волевые формирования стремления» — перевод падхана-са кхара , сделанный Бодхи (2000) . Альтернативы включают перевод Таниссаро (1997) «фабрикации усилий». Палийский термин падхана тот же, что и в « Четырех правильных упражнениях» (пали: саммаппадхана ; санскр.: самьяк-прадхана или самьяк-прахана ) , которые являются еще одним из наборов бодхипаккхиядхаммы .
  7. ^ Бодхи (2000), стр. 1729-30.
  8. ^ Бодхи (2000), с. 1727.
  • Бодхи, Бхиккху (пер.) (2000). Связанные беседы Будды: перевод Самьютта Никаи . Бостон: Публикации мудрости. ISBN   0-86171-331-1 .
  • Брам, Аджан (2007). Просто этот Момент! . Перт: Монастырь Бодхиньяна.
  • Рис Дэвидс , Т.В. и Уильям Стед (ред.) (1921–5). Палийско-английский словарь Общества палийских текстов . Чипстед: Общество палийских текстов . Общая онлайновая поисковая система PED доступна по адресу http://dsal.uchicago.edu/dictionaries/pali/ .
  • Таниссаро Бхиккху (пер.) (1997). Иддхипада-вибханга Сутта: Анализ основ силы ( СН 51.20). Получено 7 февраля 2008 г. из раздела «Доступ к Insight» по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn51/sn51.020.than.html .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bc913a44e1ded88c3afe687a0aab76a0__1708995360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bc/a0/bc913a44e1ded88c3afe687a0aab76a0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iddhipada - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)