Jump to content

Санкхара

(Перенаправлено из Санкхары )
Переводы
санкхара
Английский формации
волевые образования
волевая деятельность
санскрит таинство ( самскара )
Есть Санкхара ( санкхара )
Бенгальский ремонт
бирманский Подумай об этом
( MLCTS : θɪ̀ɰ̃kʰàja̰ )
китайский ХОРОШО
( Пиньинь : син )
японский ХОРОШО
( Ромаджи : гё )
кхмерский សង្ខារ
( UNGEGN : Закрыто ; ALA-LC : Закрыто )
корейский линия
( RR : Хэнг )
сингальский Эд
( самскара )
тибетский глагол
( 'ты.попался )
Тагальский ᜐᜀᜈᜃᜑᜀᜎᜀ
(выбирать)
тайский тело
( RTGS : организация )
вьетнамский ХОРОШО
(лук)
Глоссарий буддизма

Санкхара ( пали ; सङ्खार; санскрит : संस्कार или самскара ) — термин, занимающий видное место в буддизме . Это слово означает «формирования». [1] или «то, что было соединено» и «то, что соединилось».

В первом (пассивном) смысле санкхара относится к обусловленным явлениям в целом, но конкретно ко всем умственным «предрасположенностям». [2] Они называются волевыми образованиями и потому, что образуются в результате воли , и потому, что являются причинами возникновения будущих волевых действий. [3] Английский перевод санкхары в первом смысле этого слова включает «обусловленные вещи», [4] 'решения', [5] «фабрикации» [6] и «формации» (или, особенно применительно к психическим процессам, «волевые образования»). [7]

Во втором (активном) смысле слова санкхара относится к карме ( санкхара-кхандха ), ведущей к обусловленному возникновению, зависимому возникновению . [8] [9]

Согласно школе Виджнянавады , [1] Существует 51 самскара или ментальный фактор . [10]

Этимология и значение

[ редактировать ]

Санкхара — палийское слово, родственное санскритскому слову самскара . [11] Последнее слово не является ведическим санскритским термином, но широко встречается в санскрите классической и эпической эпохи во всех индийских философиях. [11] [12] [13] Самскара встречается в индуистских Упанишадах, таких как стих 2.6 Каушитаки Упанишады , 4.16.2–4 Чандогья Упанишады , 6.3.1 Брихадараньяка Упанишады , а также упоминается древнеиндийским ученым Панини и многими другими. [14] Санкхара появляется в буддийских текстах Питаки с различными значениями и контекстами, несколько отличающимися от текстов Упанишад, особенно в отношении всего, что указывает на непостоянство . [14]

Это сложная концепция, не имеющая односложного английского перевода, которая объединяет «объект и субъект» как взаимозависимые части человеческого сознания и эпистемологического процесса. [11] Оно означает «впечатление, расположение, обусловленность, формирование, совершенствование в уме, влияние на свои сенсорные и концептуальные способности», а также любую «подготовку, таинство», которое «впечатляет, располагает, влияет или обусловливает» то, как человек думает, представляет или чувствует. [11] [15] [12]

Обусловленные вещи

[ редактировать ]

В первом (пассивном) смысле санкхара относится к «обусловленным вещам» или «предрасположенностям, умственному отпечатку». [15] [11] [16] Все совокупности в мире – физические или психические сопутствующие явления, и все явления, как утверждают ранние буддийские тексты, являются обусловленными вещами. [11] Оно может относиться к любой сложной форме во Вселенной, будь то дерево, облако, человек, мысль или молекула. Все это — санкхары , как и все, что физическое и видимое в феноменальном мире, — обусловленные вещи, или совокупность психических состояний. [11] Будда учил, что все санкхары непостоянны и бессущественны. [17] [18] Эти субъективные предрасположенности, как утверждает буддийский ученый Дэвид Калупахана , «помешали Будде попытаться сформулировать предельно объективный взгляд на мир». [15]

Поскольку обусловленные вещи и склонности являются восприятиями и не имеют реальной сущности, они не являются надежными источниками удовольствия и непостоянны. [15] Понимание значения этой реальности является мудростью . Это значение слова Санкхара как «обусловленных вещей» появляется в Четырех Благородных Истинах и в буддийской теории зависимого происхождения, именно так невежество или неправильные представления о непостоянстве и безличности приводят к Танхе и перерождениям . [19] В Самьютта Никае II.12.1 представлено одно такое объяснение: [19] как и другие палийские тексты. [20]

Последними словами Будды , согласно Махапариниббана Сутте , были: «Ученики, я заявляю вам: все обусловленные вещи подвержены распаду – стремитесь неустанно к своему освобождению». (Пали: « хандадани бхиккхаве амантайами во, вайадхамма санкхара аппамадена сампадетха ти »). [21] [22]

Санкхара Кхандха

[ редактировать ]
 12 Ниданов:  
Невежество
Формации
Сознание
Имя и форма
Шесть основ чувств
Контакт
Чувство
Страстное желание
Цепляясь
Став
Рождение
Старость и смерть
 
 Пять совокупностей ( панча кхандха )
согласно Палийскому канону .
 
 
форма ( рупа )
 4 элемента
( Махабхута )
 
 
  
  контакт
( в фазе )
    
 
сознание
( винняна )

 
 
 
 
 


 
 
 
 психические факторы ( четасика )  
 
чувство
( ведана )

 
 
 
восприятие
( взгляд )

 
 
 
формирование
( санкхара )

 
 
 
 
 Источник: MN 109 (Таниссаро, 2001 г.)    |    Детали диаграммы

Во втором (активном) смысле санкхара (или санкхара-кхандха ) относится к формообразующей способности ума. Это часть доктрины обусловленного или зависимого происхождения ( патиччасамуппада ). [23] [24] В этом смысле термин Санкхара — это кармически активное воление или намерение, которое порождает перерождение и влияет на сферу перерождения. [23] Санкхара здесь является синонимом кармы и включает в себя действия тела, речи и ума. [23] [25]

Санкхара -кхандха утверждает, что живые существа перерождаются ( бхава , становятся) посредством действий тела и речи ( камма ). [26] Будда утверждал, что все волевые конструкции обусловлены неведением ( авиджа ) непостоянства и несамостоятельности . [27] [28] Именно это невежество приводит к возникновению санкхар и в конечном итоге вызывает человеческие страдания ( дуккха ). [29] Прекращение всех подобных санкхар ( сабба-санкхара-ниродха ) является синонимом пробуждения ( бодхи ), достижения нирваны. Окончание обусловленного возникновения или зависимого происхождения в кармическом смысле ( санкхары ) приводит к безусловному явлению нирваны. [30]

Поскольку неведение обуславливает волевые образования, эти образования, в свою очередь, обусловливают сознание ( винняна ). Будда уточнил:

«То, что человек намеревается, что он организует и чем он одержим: это поддержка для размещения сознания. Есть опора, есть приземление [или: утверждение] сознания. Когда это сознание приземляется и растет, в будущем происходит возобновление становления. Когда в будущем происходит создание обновленного становления, происходит будущее рождение, старение и смерть, печаль, плач, боль, страдание и отчаяние. Таково происхождение всей этой массы страданий и стресса». [31]

Психические факторы

[ редактировать ]

Ментальные факторы (санскрит: caitasika ; пали: cetasika ; тибетский Wylie: sems byung ) являются образованиями (санскрит: saṅkhāra ), совпадающими с умом (санскрит: citta ). [32] [33] [34] Их можно описать как аспекты разума, которые воспринимают качество объекта и обладают способностью окрашивать разум. [35]

Будда подчеркивал необходимость очищения склонностей, а не их полного устранения. [36]

Калупахана утверждает, что «устранение диспозиций — это эпистемологическое самоубийство», поскольку диспозиции определяют наши перспективы. Развитие личности в направлении совершенства или несовершенства зависит от предрасположенностей. [37]

Когда возникает предварительная ниббана с субстратом (т. е. ниббана живого существа), созидательное сознание (т. е. домостроителя) полностью разрушается и никаких новых образований строиться не будет. Однако санкхары в смысле сконструированного сознания, которое существует как «кармически результирующее сознание» ( випака винняна ), продолжают существовать. [38] Каждый освобожденный человек не производит новой кармы, но сохраняет особую индивидуальную личность, которая является результатом следов его или ее кармического наследия. Сам факт существования психофизического субстрата в течение оставшейся части жизни архата показывает продолжающееся воздействие кармы. [38]

Английский перевод термина Санкхара

[ редактировать ]
  • Деятельность (Аджан Сучитто)
  • Отвары (Сантикаро) [39]
  • Условия
  • Обуславливающие факторы
  • Обусловленные вещи [40]
  • Конструкции (аналогично идее социального конструкционизма )
  • Определения [5] [41]
  • Измышления [6]
  • Формации (Бхиккху Бодхи) [42]
  • Кармические образования [43]
  • Ментальные конструкции
  • Ментальные конструкции (Бханте С. Дхаммика)
  • Приготовления ( Бхиккху Катукурунде Нанананда ) [44]
  • Волевая деятельность [45]
  • Волевые установки [46]
  • Волевые формирования (Бхиккху Бодхи)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Тит Нат Хан (2015). Сердце учения Будды . Нью-Йорк: Гармония. стр. 73–74.
  2. ^ Дэвид Калупахана , «История буддийской философии». Гавайский университет Press, 1992, стр. 71.
  3. ^ «Слово санкхатам объясняется по-разному. Но вкратце оно означает что-то, что придумано, подготовлено или придумано намеренно». Катукурунде Нанананда, в «Ум успокоился: 33 лекции о ниббане», стр. 42, онлайн по адресу http://www.seeingthroughthenet.net .
  4. ^ См. Пиядасси (1999). Это также предполагает, например, Бодхи (2000), с. 46, который, говоря об одном смысле санкхары, утверждает: «В самом широком смысле санкхара включает в себя все обусловленные вещи, все, что возникло из комбинации условий».
  5. ^ Перейти обратно: а б По словам Бодхи (2000), с. 44, «определения» использовал преп. Ньянамоли в своих рукописях Маджхима Никая , которые в конечном итоге были отредактированы Бодхи. (В опубликованном томе Бодхи изменил Нанамоли , на «формации».) слово, выбранное
  6. ^ Перейти обратно: а б См., например, Таниссаро (1997b).
  7. ^ См. расширенное обсуждение в Bodhi (2000), стр. 44-47. Другие переводы, рассмотренные Бодхи, но в конечном итоге отвергнутые им, включают «конструкции» (стр. 45) и «действия» (стр. 45, специально для того, чтобы подчеркнуть каммический аспект санкхары ).
  8. ^ Уильям С. Уолдрон (2003). Буддийское бессознательное: Алая-виджняна в контексте индийской буддийской мысли . Рутледж. стр. 102–112. ISBN  978-1-134-42886-1 .
  9. ^ См., например, Бодхи (2000), с. 45:
    Санкхара происходит от префикса сам (=кон), «вместе», и глагола кароти , «делать». Существительное охватывает обе стороны активного и пассивного разделения. Таким образом, санкхары — это как вещи, которые соединяют, конструируют и соединяют другие вещи, так и вещи, которые соединяются, конструируются и соединяются.
  10. ^ «51 психическое образование» . Сливовая деревня . 23 ноября 2013 г. Проверено 30 июня 2019 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Томас Уильям Рис Дэвидс; Уильям Стед (1921). Палийско-английский словарь . Мотилал Банарсидасс. стр. 664–665. ISBN  978-81-208-1144-7 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Монье Монье-Вильямс (1872 г.). Санскритско-английский словарь . Издательство Оксфордского университета. п. 1041.
  13. ^ Стивен Филлипс (2009). Йога, карма и перерождение: краткая история и философия . Издательство Колумбийского университета. стр. 81–87. ISBN  978-0-231-14484-1 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Сурендранатх Дасгупта (1992). История индийской философии . Мотилал Банарсидасс (перепечатка, оригинал: издательство Кембриджского университета, 1922). стр. 263 со сноской 1, 272–273. ISBN  978-81-208-0412-8 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Дэвид Дж. Калупахана (1992). История буддийской философии: непрерывность и разрывы . Издательство Гавайского университета. стр. 71–72. ISBN  978-0-8248-1402-1 .
  16. ^ Гарольд Кауард (1990). Деррида и индийская философия . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 161–162. ISBN  978-0-7914-0500-0 .
  17. ^ Джонатан Уолтерс (2015). Дональд С. Лопес-младший (ред.). Буддизм на практике (Сокращенное изд.). Издательство Принстонского университета. п. 110. ИСБН  978-1-4008-8007-2 .
  18. ^ Н. Росс Рит; Эдмунд Ф. Перри (1991). Мировая теология: центральная духовная реальность человечества . Издательство Кембриджского университета. стр. 120–121 . ISBN  978-0-521-33159-3 .
  19. ^ Перейти обратно: а б Пол Уильямс; Энтони Трайб; Александр Винн (2002). Буддийская мысль: полное введение в индийскую традицию . Рутледж. стр. 65–67. ISBN  978-1-134-62324-2 .
  20. ^ Джон Клиффорд Холт (1995). Дисциплина: Канонический буддизм Винаяпитаки . Мотилал Банарсидасс. стр. 8–11. ISBN  978-81-208-1051-8 .
  21. ^ ДК Видератна. «Первые и последние слова Будды» . Академия.edu .
  22. ^ История сестры Ваджиры и Фрэнсиса. «Маха-париниббана Сутта: Последние дни Будды (DN 16) » Доступ к информации (издание BCBS) .
  23. ^ Перейти обратно: а б с Бхиккху Бодхи (2005). Связанные беседы Будды: новый перевод Самьютта Никаи . Саймон и Шустер. стр. 45–47. ISBN  978-0-86171-973-0 .
  24. ^ Уильям С. Уолдрон (2003). Буддийское бессознательное: Алая-виджняна в контексте индийской буддийской мысли . Рутледж. стр. 19–23. ISBN  978-1-134-42886-1 .
  25. ^ Уильям С. Уолдрон (2003). Буддийское бессознательное: Алая-виджняна в контексте индийской буддийской мысли . Рутледж. стр. 16–18. ISBN  978-1-134-42886-1 .
  26. ^ См., например, SN 12.2 (Таниссаро, 1997b) , где Будда утверждает: «А что такое выдумки?» Эти три измышления: измышления тела, измышления словесные, измышления ума. Это называется выдумками».
  27. ^ Уильям С. Уолдрон (2003). Буддийское бессознательное: Алая-виджняна в контексте индийской буддийской мысли . Рутледж. п. 10. ISBN  978-1-134-42886-1 .
  28. ^ Матье Буавер (1995). Пять агрегатов: понимание психологии и сотериологии Тхеравады . Издательство Университета Уилфрида Лорье. стр. 93–98. ISBN  978-0-88920-257-3 .
  29. ^ Уильям С. Уолдрон (2003). Буддийское бессознательное: Алая-виджняна в контексте индийской буддийской мысли . Рутледж. стр. 190–191, примечания 2–5, глава 1. ISBN.  978-1-134-42886-1 .
  30. ^ Уильям С. Уолдрон (2003). Буддийское бессознательное: Алая-виджняна в контексте индийской буддийской мысли . Рутледж. п. 102. ИСБН  978-1-134-42886-1 .
  31. ^ SN 12.38 (Таниссаро, 1995).
  32. ^ Гюнтер (1975), Kindle Location 321.
  33. ^ Кунсанг (2004), с. 23.
  34. ^ Геше Таши Церинг (2006), Kindle Location 456.
  35. ^ Геше Таши Церинг (2006), Kindle Location 564-568.
  36. ^ Дэвид Калупахана, Муламадхьямакакарика Нагарджуны: Философия Срединного Пути. Мотилал Банарсидасс, 2005, стр. 48.
  37. ^ Дэвид Калупахана , «История буддийской философии». Гавайский университет Press, 1992, стр. 75.
  38. ^ Перейти обратно: а б Стивен Коллинз, Самоотверженные люди: образы и мысли в буддизме Тхеравады. Издательство Кембриджского университета, 1982, стр. 207.
  39. ^ «Интервью с Ли Брэсингтон, май 2004 г.» . www.leighb.com .
  40. ^ См. Пиядасси (1999). Это также предполагает, например, Бодхи (2000), с. 46, который, говоря об одном смысле санкхары, утверждает: «В самом широком смысле санкхара включает в себя все обусловленные вещи, все, возникшее из комбинации условий».
  41. ^ По словам Нанавиры Тхеры , «слово санкхара во всех контекстах означает «нечто, от чего зависит что-то еще», то есть определение (определяющее)». ( Заметки о Дхамме: Санкхара )
  42. См. расширенное обсуждение в Bodhi (2000), стр. 44–47. Другие переводы, рассмотренные Бодхи, но в конечном итоге отвергнутые им, включают «конструкции» (стр. 45) и «деятельности» (стр. 45, специально для того, чтобы подчеркнуть кармический аспект санкхары ).
  43. ^ Вопросы Милинды . Священные книги буддистов. И.Б. Хорнер (пер.). Лондон: Лузак. 1963. {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  44. Нананананда, Катукурунде, 1988–1991, Ум успокоился: 33 лекции о Ниббане, онлайн на сайте http://www.seeingthroughthenet.net . Бхиккху Шанананда также отмечает: «В древнеиндийском обществе одним из основных значений слова санкхара былосделанные актерами и актрисами» ( http://www.seeingthroughthenet.net/files/eng/books/ms/nibbana_the_mind_stilled_I.pdf. Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine , стр. 109).
  45. ^ Гетин, с. 136
  46. ^ Радхакришнан и Мур (1957), с. 272.

Источники

[ редактировать ]
Предшественник Двенадцать Ниданов
Самскара
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 26f56385745a817323bf551fc7314271__1716879660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/71/26f56385745a817323bf551fc7314271.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saṅkhāra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)