Ведана
Переводы Ведана | |
---|---|
Английский | чувство, ощущение, чувство-тон |
санскрит | боль ( ведана ) |
Есть | боль ( ведана ) |
бирманский | Боль ( MLCTS : wedénà ) |
китайский | получить (шоу) |
японский | 受 (ты) |
кхмерский | Невзгоды ( МОЛОДОЙ : vétônéa ) |
корейский | Су |
Мой | Боль ( [сегодня] ) |
Шан | Войтон ( [woj2 ta1 naa2] ) |
тибетский | трогать་. ( Уайли : тшор ба; THL : цорва ) |
Тагальский | ᜊ᜔ᜇᜀᜈᜀ (бедана) |
тайский | жалость ( RTGS : веттана ) |
вьетнамский | 受 (получать, чувствовать) |
Глоссарий буддизма |
Часть серии о |
52 Четасика |
---|
![]() |
как в буддизме Тхеравады |
|
Ведана ( палийский и санскритский : वेदना) — древний термин, традиционно переводимый как « чувство ». [ 1 ] или «ощущение». [ 2 ] В общем, ведана относится к приятным, неприятным и нейтральным ощущениям, которые возникают, когда наши внутренние органы чувств вступают в контакт с внешними объектами чувств и связанным с ними сознанием . Ведана в психологии определяется как валентность или «гедонический тон».
Ведана в буддийском учении определяется следующим образом:
- Один из семи универсальных умственных факторов в Тхераваде Абхидхарме.
- Один из пяти универсальных умственных факторов в Махаяне Абхидхарме.
- Одно из двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения (как в традициях Тхеравады, так и Махаяны).
- Один из пяти сканд (как в традициях Тхеравады, так и Махаяны).
- Один из объектов внимания четырех основ практики осознанности .
В контексте двенадцати звеньев жажда и привязанность к Ведане приводят к страданию ; и наоборот, сосредоточенное осознание и ясное понимание веданы могут привести к Просветлению и устранению причин страдания.
Определения
[ редактировать ]Тхеравада
[ редактировать ]Бхиккху Бодхи утверждает:
- Чувство – это ментальный фактор , который ощущает объект. Это аффективный способ переживания объекта. Палийское слово «ведана» означает не эмоции (которые представляют собой сложное явление, включающее множество сопутствующих умственных факторов), а чистое аффективное качество переживания, которое может быть приятным, болезненным или нейтральным... [ 3 ]
Nina van Gorkom states:
- Когда мы изучаем Абхидхамму, мы узнаем, что «ведана» — это не то же самое, что мы подразумеваем под чувствами на обычном языке. Чувство — это нама , оно что-то переживает. Чувство никогда не возникает в одиночку; оно сопровождает читту и другие четасики и обусловлено ими. Таким образом, чувство – это обусловленная нама. Читта не чувствует, она познаёт объект, а ведана чувствует...
- Все чувства имеют функцию переживания вкуса, аромата предмета ( Аттхасалини , I, Часть IV, Глава I, 109). Аттхасалини использует сравнение , чтобы проиллюстрировать, что чувство испытывает вкус объекта, а читта и другие четасики, возникающие вместе с чувством, ощущают вкус лишь частично. Повар, приготовивший еду для короля, просто пробует еду, а затем предлагает ее королю, который наслаждается ее вкусом:
- ...и король, будучи господином, экспертом и хозяином, ест все, что ему нравится, даже в этом случае простое тестирование еды поваром похоже на частичное наслаждение объектом оставшимися дхаммами (читта и другие четасики). ), и как повар пробует часть еды, так и оставшиеся дхаммы наслаждаются частью объекта, и как король, будучи господином, знатоком и господином, ест еду в соответствии со своим удовольствием, так чувствуя, будучи господин, знаток и хозяин, наслаждается вкусом объекта, и поэтому говорят, что наслаждение или переживание является его функцией.
- Таким образом, все чувства объединяет то, что они ощущают «вкус» объекта. Читта и другие сопровождающие четасики также переживают объект, но чувство переживает его своим собственным характерным способом. [ 4 ]
Махаяна
[ редактировать ]Абхидхарма -самуччая сообщает:
- Какова абсолютно специфическая характеристика веданы? Это значит испытать. Другими словами, в любом опыте мы испытываем индивидуальное созревание любого положительного или отрицательного действия как его конечного результата. [ 5 ]
Мипхам Ринпоче утверждает: [ 6 ]
- Ощущения определяются как впечатления.
- Совокупность ощущений можно разделить на три: приятные, болезненные и нейтральные. Альтернативно их пять: удовольствие и ментальное удовольствие, боль и ментальная боль и нейтральное ощущение.
- Что касается поддержки, существует шесть ощущений, возникающих в результате контакта...
Александр Берзин описывает эти психические факторы как ощущение (тсхор-ба, санскр. vedanā) некоторого уровня счастья . Он заявляет: [ 7 ]
- Когда мы слышим слово «чувство» в буддийском контексте, оно относится только к этому: ощущению определенного уровня счастья или несчастья, где-то в спектре. Итак, на основе приятного контактного осознания — оно легко приходит на ум — мы чувствуем себя счастливыми. Счастье в том, чтобы оно продолжалось. И на основе неприятного контактного осознания — оно нелегко приходит в ум, мы, по сути, хотим от него избавиться — мы чувствуем несчастье. «Несчастье» — то же слово, что и «страдание» (ми-бде-ба, санскр. духха). Несчастье в том: я не хочу продолжать это; Я хочу расстаться с этим.
- И нейтральное контактное осознавание. Мы относимся к этому нейтрально — не хотим ни продолжать, ни прекращать…
Отношение к «эмоциям»
[ редактировать ]Ведана - это отчетливая валентность или «гедонический тон» эмоциональной психологии, неврологически идентифицированный и изолированный.
Современные учителя Бхиккху Бодхи и Чогьям Трунгпа Ринпоче разъясняют связь между веданой (часто переводимой как «чувства») и западными понятиями «эмоций».
Бхиккху Бодхи пишет:
- «Палийское слово ведана означает не эмоции (которые представляют собой сложное явление, включающее множество сопутствующих психических факторов), а чистое аффективное качество переживания, которое может быть приятным, болезненным или нейтральным». [ 3 ]
Чогьям Трунгпа Ринпоче пишет:
- «В случае [т.е. в буддийских учениях] «чувство» — это не совсем наше обычное понятие чувства. Это не то чувство, которое мы воспринимаем так серьезно, как, например, когда говорим: «Он ранил мои чувства». к которому мы так серьезно относимся, принадлежит четвертой и пятой скандхам концепции Этот вид чувства , и сознания ». [ 8 ]
Атрибуты
[ редактировать ]В целом палийский канон описывает ведану в терминах трех «модусов» и шести «классов». В некоторых дискурсах обсуждаются альтернативные перечисления, включающие до 108 видов.
Три режима, шесть классов
[ редактировать ]Рисунок 1: Палийского канона секстетов Шесть : | |||||||||||||||
смысловые основы | → |
ж и и л я н г |
→ |
с р а v я н г |
|||||||||||
"внутренний" смысл органы |
<–> | "внешний" смысл объекты |
|||||||||||||
↓ | ↓ | ||||||||||||||
↓ | контакт | ||||||||||||||
↓ | ↑ | ||||||||||||||
сознание |
|||||||||||||||
| |||||||||||||||
Источник: MN 148 (Таниссаро, 1998). Детали диаграммы |
В канонических беседах ( Сутта Питака ) Будда учит, что существует три вида веданы:
В другом месте палийского канона утверждается, что существует шесть классов веданы, соответствующих ощущениям, возникающим в результате контакта (санскр.: sparsha ; пали: phassa ) между внутренним органом чувств ( аятана ; то есть глазом, ухом, носом, языком). , тело или ум), внешний чувственный объект и связанное с ним сознание (санскр.: vijnana ; пали: viññāna ). (См. рисунок 1.) Другими словами:
- чувство, возникающее при контакте глаз, видимой формы и сознания глаз
- чувство, возникающее при соприкосновении уха, звука и слухового сознания
- чувство, возникающее при соприкосновении носа, обоняния и сознания носа
- чувство, возникающее при соприкосновении языка, вкуса и языкового сознания
- чувство, возникающее в результате контакта тела, прикосновения и телесного сознания
- чувство, возникающее в результате контакта ума ( мано ), мыслей ( дхамма ) и ума-сознания. [ 10 ]
Два, три, пять, шесть, 18, 36, 108 видов.
[ редактировать ]В некоторых беседах упоминается множество видов веданы, от двух до 108, а именно:
- два вида чувств: физические и психические
- три вида: приятный, болезненный, нейтральный
- пять видов: физическое приятное, физическое болезненное, душевное приятное, душевное болезненное, невозмутимое.
- шесть видов: по одному на каждую способность чувств (глаз, уши, нос, язык, тело, ум)
- 18 видов: исследование трех вышеупомянутых видов психических чувств (приятных, болезненных, невозмутимых), каждого с точки зрения каждого из шести вышеупомянутых чувственных способностей.
- 36 видов: вышеупомянутые 18 видов чувств для домохозяина и вышеупомянутые 18 видов для отреченного.
- 108 видов: вышеупомянутые 36 видов для прошлого, настоящего и будущего. [ 11 ]
В более широкой палийской литературе из приведенных выше перечислений постканоническая Висуддхимагга выделяет пять типов веданы: физическое удовольствие ( сукха ); физическое неудовольствие ( дуккха ); душевное счастье ( соманасса ); психическое несчастье ( доманасса ); и невозмутимость ( упекха ). [ 12 ]
Канонические фреймворки
[ редактировать ] Рисунок 2: Пять совокупностей ( панча кхандха ) согласно Палийскому канону . |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
→ ← ← |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: MN 109 (Таниссаро, 2001 г.) | Детали диаграммы |
объект концентрации | разработка |
---|---|
четыре джханы | приятное пребывание ( сукха -вихарайа ) в этой жизни ( дицхадхамма ) |
восприятие ( саннья ) света ( алока ) | знание ( ньяна ) и видение ( дассана ) |
возникновение, исчезновение, угасание чувств ( ведана ), восприятий ( саннья ) и мыслей ( витакка ) | внимательность ( сати ) и ясное понимание ( сампаджання ) |
и исчезновение пяти совокупностей цепляния ( pañc'upādāna khandha - возникновение ) | исчезновение ( кхая ) загрязнений ( асава ) [Арахатство] |
Ведана является ключевым явлением в следующих часто определяемых рамках Палийского канона:
- «пять совокупностей»
- двенадцать условий «зависимого возникновения»
- четыре «основы осознанности»
Ментальная совокупность
[ редактировать ]Ведана — одна из пяти совокупностей (санскр.: скандха ; пали: кхандха ) цепляния (санскр., пали: упадана ; см. рисунок 2 справа). В каноне, как указано выше, чувство возникает от соприкосновения органа чувств, объекта чувств и сознания.
Центральное состояние
[ редактировать ]В « Цепи обусловленного возникновения» (санскр.: pratītyasamutpāda ; пали: paṭiccasamuppāda ) Будда объясняет, что:
- Ведана возникает при контакте ( пхасса ) как своем условии.
- Ведана выступает условием жажды (пали: танха ; санскр.: тришна ). [ 13 ]
В постканонической « Висуддхимагге» V века чувство ( ведана ) идентифицируется как одновременно и неразрывно возникающее из сознания ( винняна ) и ума и тела ( намарупа ). [ 14 ] С другой стороны, хотя этот текст определяет чувство как решающую роль в жажде и его умственных последствиях, ведущих к страданию, условные отношения между чувством и жаждой не идентифицируются как одновременные или кармически необходимые. [ 15 ]
База осознанности
[ редактировать ]На протяжении всего канона встречаются упоминания о четырёх «основах осознанности» ( сатипаттхана ): тело ( кая ), чувства ( ведана ), состояния ума ( читта ) и ментальные переживания ( дхамма ). Эти четыре основы входят в число семи наборов качеств, способствующих просветлению ( бодхипаккхиядхамма ). Использование веданы и других сатипаттхан в буддийских медитативных практиках можно найти в Сатипаттхана-сутте и Анапанасати-сутте .
Практики мудрости
[ редактировать ]Каждый вид веданы сопровождается соответствующей основной тенденцией или навязчивой идеей ( анусайя ). В основе приятной веданы лежит тенденция к вожделению, к неприятной — тенденция к отвращению, а к ни приятной, ни неприятной — тенденция к невежеству . [ 16 ]
В Каноне утверждается, что медитация с концентрацией ( самадхи ) на ведане может привести к глубокому осознанию ( сати ) и ясному пониманию ( сампаджання ) (см. Таблицу справа). [ 17 ] Благодаря этому развитию человек может непосредственно ощутить внутри себя реальность непостоянства ( аничча ) и природу привязанности ( упадана ). Это, в свою очередь, может в конечном итоге привести к освобождению ума ( ниббане ).
Альтернативные переводы
[ редактировать ]Альтернативные переводы термина ведана:
- Feeling (Nina van Gorkom, Bhikkhu Bodhi , Alexander Berzin)
- Ощущение некоторого счастья (Александр Берзин)
- Чувство-тон (Герберт Гюнтер)
- Сенсация (Эрик Кунсанг)
См. также
[ редактировать ]- Аффект (психология)
- Шадаятана (санскр.; пали: saḷāyatana ) — шесть чувственных основ.
- Сатипаттхана (пали; санскр.: smrtyupasthāna ) — основы осознанности
- Скандха (санскр.; пали: кхандха ) — совокупности
- Валентность (психология)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Обычно ведана считается, что не включает в себя полноценные «эмоции». См. ниже раздел «Чувства», а не «эмоции» .
- ↑ См., например, Рис Дэвидс и Стед (1921–25), с. 648, запись о «Ведане» (получено 9 января 2008 г. из «Чикагского университета» по адресу http://dsal.uchicago.edu/cgi-bin/philologic/getobject.pl?c.3:1:2277. pali ), который изначально определяет это палийское слово просто как «чувство, ощущение».
- ^ Jump up to: а б Бодхи, Бхиккху (6 ноября 2012 г.). Бхиккху Бодхи (2003), с. 80 . ISBN 9781938754241 .
- ^ Горком (2010), Определение чувства
- ^ Гюнтер (1975), Kindle Locations 329-331.
- ^ Кунсанг (2004), с. 21.
- ^ «Обзор природы Будды» . Studybuddhism.com .
- ^ Трунгпа (2001), с. 32.
- ^ См., например, SN 36.5, Даттхабба Сутта (Ньянапоника, 1983). В Висуддхимагге 460 есть похожее, но другое тройное перечисление: полезное ( кусала ), нездоровое ( акусала ) и неопределенное ( авьяката ) (Рис Дэвидс и Стеде, 1921–25, там же ).
- ^ См., например, Чачакка Сутту ( MN 148), в которой Будде приписываются следующие слова:
- «Следует знать шесть классов чувств». Так было сказано: В отношении того, что было сказано? В зависимости от глаза и форм возникает сознание в глазу. При контакте как необходимом условии возникает чувство, зависящее от уха и звуков. Возникает сознание в ухе. Встреча трех — это контакт. При контакте как необходимом условии возникает чувство, зависящее от носа и ароматов. Встреча трех — это контакт. необходимое условие есть В зависимости от языка и вкусов возникает сознание на языке. три — это контакт. При контакте как необходимом условии возникает чувство, в зависимости от интеллекта и идей возникает сознание в интеллекте. Встреча трех — это контакт. При контакте как необходимом условии возникает чувство. «Следует знать шесть классов чувств». Так было сказано...». (Таниссаро, 1998.)
- ^ Два практически идентичных дискурса, которые просто ссылаются на различное количество ведан, - это MN 59 (Thanissaro, 2005b) и SN 36.19 (Thanissaro, 2005c). Эти различные виды веданы изложены в SN 36.22 (Таниссаро, 2005a). См. также Hamilton (2001), стр. 43–6.
- ^ Визм. 461 (Rhys Davids & Stede, 1921-25, стр. 648, статья о «Ведане». См. также эту статью относительно различия между «модусами» и «типами»).
- ^ См., например, SN 12.1 и далее .
- ^ Явно, на языке Абхидхаммы , Висуддхимагга (XVII, 201-228) определяет, что состояния ( нидана ) сознания, ума-тела, шести чувств, контакта и чувств связаны ( паччайа ) сознанием, взаимность, поддержка, камма-результат, питание, объединение и присутствие. (Обратите внимание, что чувство не связано диссоциацией со своими предшественниками.)
- ^ В частности, Vsm XVI, 238 определяет единственную связь между чувством и стремлением быть «решающей опорой».
- ^ Чачакка Сутта («Шесть подходов по шесть», MN 148). См., например, следующее высказывание, приписываемое Будде (пер. Таниссаро, 1998) :
- «В зависимости от глаза и форм в глазу возникает сознание. Встреча тройки – контактная. При контакте как необходимом условии возникает то, что ощущается либо как удовольствие, боль, либо как ни удовольствие, ни боль. Если, затронутый чувством удовольствия, человек наслаждается им, приветствует его или остается привязанным к нему, тогда его одержимость страстью становится одержимой. Если при прикосновении к чувству боли человек печалится, печалится и сокрушается, бьет себя в грудь, приходит в отчаяние, тогда его одержимость сопротивлением становится одержимой. Если, затронутый чувством ни удовольствия, ни боли, человек не распознает в том виде, в каком оно есть на самом деле, возникновение, исчезновение, очарование, недостаток или бегство от этого чувства, тогда его одержимость невежеством становится одержимой... .'
- ^ AN 4.41: о пали см. SLTP (nd); английские переводы см. в Nyanaponika & Bodhi (1999), стр. 88-89, Thanissaro (1997a), Upalavanna (nd).
Источники
[ редактировать ]- Берзин, Александр (2006), Первичные умы и 51 психический фактор
- Бодхи, Бхиккху (редактор) (2000). Всеобъемлющее руководство по Абхидхамме: Абхидхамматтха Сангаха Ачарии Ануруддхи . Сиэтл, Вашингтон: BPS Pariyatti Editions. ISBN 1-928706-02-9 .
- Бхиккху Бодхи (2003), Подробное руководство по Абхидхамме , Pariyatti Publishing.
- Далай-лама (1992). Смысл жизни , переведенный и отредактированный Джеффри Хопкинсом, Бостон: Мудрость.
- Гюнтер, Герберт В. и Лесли С. Кавамура (1975), Разум в буддийской психологии: перевод книги Е-шес гьял-мтшана «Ожерелье ясного понимания», издательство Dharma Publishing. Киндл издание.
- Кунсанг, Эрик Пема (переводчик) (2004). Ворота к знаниям, Vol. 1 . Североатлантические книги.
- Nina van Gorkom (2010), Cetasikas , Zolag
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1997). Патичча-самуппада-вибханга сутта: анализ взаимозависимого возникновения , доступ к пониманию
- Гамильтон, Сью (2001). Идентичность и опыт: конституция человека согласно раннему буддизму . Оксфорд: Лузак Восточный. ISBN 1-898942-23-4 .
- Ньянапоника Тхера (пер.) (1983). Даттхабба Сутта: Быть известным ( SN 36.5). Получено 8 июня 2007 г. из « Access to Insight » по адресу: http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn36/sn36.005.nypo.html .
- Ньянапоника Тхера и Бхиккху Бодхи (пер.) (1999). Числовые беседы Будды: Антология сутт из Ангуттара Никаи . Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество . ISBN 0-7425-0405-0 .
- Рис Дэвидс , Т.В. и Уильям Стед (ред.) (1921–5). Пали-английский словарь Общества палийских текстов . Чипстед: Общество палийских текстов. Общая онлайновая поисковая система PED доступна по адресу http://dsal.uchicago.edu/dictionaries/pali/ .
- Серия Шри-Ланки Будды Джаянти Типитака (SLTP) (nd). Самадхибхаванасуттам ( АН АН 4.1.5.1, на пали ). Получено 8 июня 2007 г. из «MettaNet-Lanka» по адресу: http://www.metta.lk/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara2/4-catukkanipata/005-rohitassavaggo-p.html .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1997a). Самадхи Сутта: Концентрация ( АН 4.41). Получено 8 июня 2007 г. из «Access to Insight» по адресу: http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an04/an04.041.than.html .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1997b). Саттаттхана Сутта: Семь Основ ( СН 22.57). Получено 8 июня 2007 г. из «Доступа к Insight» по адресу: http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn22/sn22.057.than.html .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1998). Чачакка Сутта: Шесть секстетов ( МН 148). Получено 8 июня 2007 г. из «Доступа к Insight» по адресу: http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.148.than.html .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (2004). Ведана Сутта: Чувство ( СН 25.5). Получено 8 июня 2007 г. из «Доступа к Insight» по адресу: http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn25/sn25.005.than.html .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (2005a). Аттхасата Сутта: Объяснение ста восьми ( SN 36.22). Получено 31 марта 2008 г. из раздела «Доступ к Insight» по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn36/sn36.022.than.html .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (2005b). Бахуведания Сутта: Многое нужно пережить ( MN 59). Получено 31 марта 2008 г. из раздела «Доступ к Insight» по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.059.than.html .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (2005c). Исцеляющая сутта: С исцелением ( СН 36.19). Получено 31 марта 2008 г. из раздела «Доступ к Insight» по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn36/sn36.019.than.html .
- Трунгпа, Чогьям (2001). Взгляд на Абхидхарму . Бостон: Шамбала. ISBN 1-57062-764-9 .
- Упалаванна, сестра (nd). Самадхибхаванасуттам – Развитие концентрации ( АН АН 4.5.1). Получено 8 июня 2007 г. из «MettaNet-Lanka» по адресу: http://www.metta.lk/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara2/4-catukkanipata/005-rohitassavaggo-e.html .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ньянапоника Тхера (изд., пер.) (1983). Созерцание чувств: группировка дискурсов о чувствах (Ведана-Самьютта) (Колесо, № 303/304). Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество . Транскрипция Джо Креа (1995). Получено 8 июня 2007 г. из «Доступа к Insight» по адресу: http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/nyanaponika/wheel303.html .