Миддха
Переводы Миддха | |
---|---|
Английский | оцепенение спать сонливость |
санскрит | Миддха (миддха) |
Есть | Миддха (миддха) |
бирманский | Миддха |
китайский | Сон(Т) / Сон(S) спать (Т) / спать (С) |
кхмерский | Друзья ( UNGENGEN : mettheak ) |
корейский | спать, спать ( RR : сумён, мён ) |
тибетский | спать ( Уайли : gnyid; THL : да ) |
Глоссарий буддизма |
Часть серии о |
52 Четасика |
---|
![]() |
как в буддизме Тхеравады |
Миддха ( санскрит : मिद्ध; пали : मिद्ध; тибетский фонетический: nyi ) — буддийский термин, который переводится как «оцепенение», «сонливость», «сон» и т. д. В традиции Тхеравады миддха определяется как болезненное состояние, при котором характеризуется громоздкостью, отсутствием энергии и сопротивлением полезная деятельность. [ 1 ] В традиции Махаяны миддха определяется как умственный фактор, который заставляет ум уходить внутрь, терять способность различать полезные и нездоровые действия и вообще отказываться от деятельности. [ 2 ] [ 3 ]
Миддха идентифицируется как:
- Один из четырнадцати нездоровых психических факторов в учении Тхеравады Абхидхармы.
- Один из четырех изменчивых психических факторов в учении Махаяны Абхидхармы.
- Одно из пяти препятствий медитации (в сочетании с тхиной )
Пояснения
[ редактировать ]Тхеравада
[ редактировать ]Бхиккху Бодхи объясняет:
- Торпор – болезненное состояние психических факторов. Его особенность – громоздкость. Его функция – удушать. Это проявляется в виде унылости, кивков и сонливости. Его непосредственная причина та же, что и у лени (thina). [ 1 ]
Аттхасалини (II, Книга I, Часть IX, Глава II, 255) говорит о лени и оцепенении: «Отсутствие стремления, трудности из - за неспособности – вот смысл». Затем мы читаем следующие определения лени и апатии:
- Соединение «ленивость-оцепенение» представляет собой лень плюс оцепенение; для которого лень имеет отсутствие или противодействие стремлению как характеристику, разрушение энергии как функцию, погружение связанных состояний как проявление; оцепенение имеет своей характеристикой громоздкость, закрытие дверей сознания как функцию, сжатие при захвате объекта или сонливость как проявление; и оба имеют бессистемное мышление, не пробуждая себя от недовольства и лени (или снисходительности) как непосредственной причины. [ 4 ]
Нина ван Горком объясняет:
- Когда есть лень и апатия, нет ни энергии, ни энергии для выполнения даны, соблюдения шилы, прослушивания Дхаммы, изучения Дхаммы или развития спокойствия, нет энергии, чтобы осознавать реальность, которая появляется сейчас. [ 4 ]
Махаяна
[ редактировать ]«Абхидхарма -самуччая» сообщает:
- Что такое сонливость (миддха)? Сделав причину сонливости своей отправной точкой, ум согласуется с позитивным, негативным, безразличным, своевременным, несвоевременным, уместным и неуместным. Сонливость связана с замешательством, заблуждением. Его функция — стать основой для уклонения от того, что должно быть сделано. [ 2 ]
Мипхам Ринпоче утверждает:
- [Миддха] заставляет сознание пяти чувственных дверей уходить внутрь без какого-либо различия относительно того, что является добродетельным или недобродетельным, уместным или неуместным, своевременным или несвоевременным. Оно относится к категории бреда и образует опору проигрышной деятельности. [ 3 ]
Александр Берзин поясняет:
- Сон (миддха; тибетский: gnyid) — часть наивности ( моха ). Сон — это отход от сенсорного познания, характеризующийся физическим ощущением тяжести, слабости, усталости и умственной темноты. Это заставляет нас отказаться от нашей деятельности. [ 5 ]
Альтернативные переводы
[ редактировать ]- Сонливость (Герберт Гюнтер)
- «Сон» (Эрик Пема Кунсанг, Александр Берзин)
- Торпор (Бхиккху Бодхи, Нина ван Горком)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бхиккху Бодхи (2003), с. 84
- ^ Jump up to: а б Гюнтер (1975), Адреса Kindle 1009–1011.
- ^ Jump up to: а б Кто (2004), с. 28.
- ^ Jump up to: а б Горком (2010), Определение лени, оцепенения и сомнения
- ^ Берзин (2006)
Источники
[ редактировать ]- Берзин, Александр (2006), Первичные умы и 51 психический фактор
- Бхиккху Бодхи (2003), Подробное руководство по Абхидхамме , Pariyatti Publishing.
- Гюнтер, Герберт В. и Лесли С. Кавамура (1975), Разум в буддийской психологии: перевод книги Е-шес гьял-мтшана «Ожерелье ясного понимания», издательство Dharma Publishing. Киндл издание.
- Кунсанг, Эрик Пема (переводчик) (2004). Ворота к знаниям, Vol. 1 . Североатлантические книги.
- Nina van Gorkom (2010), Cetasikas , Zolag