Jump to content

Пять препятствий

В буддийской традиции пять препятствий ( сингальский : පඤ්ච නීවරණ , латинизированный: pañca nīvarana ; пали : pañca nīvaranani ) определяются как психические факторы , которые препятствуют прогрессу в медитации и повседневной жизни. [1] В традиции Тхеравады эти факторы определяются как препятствия на пути к джханам (стадиям концентрации) в медитативной практике. В традиции Махаяны пять препятствий определяются как препятствия для медитации саматхи (спокойствия). Современные учителя медитации прозрения определяют пять препятствий как препятствия для медитации осознанности .

Пять препятствий таковы: [2] [3] [4] [5]

  1. Сенсорное желание ( кама чханда ): поиск удовольствия посредством пяти чувств: зрения, звука, обоняния, вкуса и физического ощущения.
  2. Недоброжелательность ( вьяпада ; также пишется бьяпада ): чувство враждебности, негодования, ненависти и горечи.
  3. Леность и оцепенение ( thīna - middha ): вялое действие с небольшими усилиями или концентрацией или вообще без них.
  4. Беспокойство и беспокойство ( уддхачча - куккучча ): неспособность успокоить ум и сосредоточить свою энергию.
  5. Сомнение ( вичикичча ): отсутствие убежденности или веры в свои способности.

Этимология

[ редактировать ]

По словам Гиля Фронсдала, палийский термин «ниварана» означает «покрытие». Фронсдал утверждает, что эти препятствия скрывают: ясность нашего ума и нашу способность быть внимательными, мудрыми, сконцентрированными и целенаправленными. [1]

По словам Риса Дэвидса, палийский термин ниварана (санскрит: ниварана ) относится к препятствию или помехе только в этическом смысле и обычно обозначается пятью. [6]

В палийской литературе

[ редактировать ]

В Палийском каноне

[ редактировать ]

В Палийского Канона несколько Самьютта Никае бесед сопоставляют пять препятствий с семью факторами просветления ( бодджханга ). [а] Например, согласно SN 46.37, Будда заявил:

Монахи , есть эти пять препятствий, препятствий, искажений ума и ослабителей мудрости. Какие пять? Чувственное желание... недоброжелательность... лень и оцепенение... беспокойство и раскаяние... сомнение...

Есть, монахи, эти семь факторов просветления: отсутствие препятствий, отсутствие препятствий, отсутствие искажения ума; когда они развиваются и культивируются, они приводят к реализации плодов истинного знания и освобождения. Какие семь? Фактор просветления осознанности... невозмутимость... [7] [б]

Аналайо подчеркивает:

Преодоление препятствий, практика сатипаттханы и установление факторов пробуждения действительно являются, согласно некоторым палийским дискурсам, ключевыми аспектами и отличительными чертами, общими для пробуждений всех будд прошлого, настоящего и будущего. [8]

Аналайо далее поддерживает это, указывая, что во всех дошедших до нас санскритских и китайских версиях Сатипаттхана -сутты последовательно идентифицируются только пять препятствий и семь факторов просветления дхаммы в разделе созерцания ; созерцание пяти совокупностей , шести основ чувств и Четырех Благородных Истин не включено ни в одну или несколько из этих непалийских версий. [8]

Что касается достижения понимания и преодоления Пяти препятствий, согласно Сатипаттхана-сутте, Будда провозгласил:

Как, монахи, живет монах, созерцая объекты ума в объектах ума пяти препятствий?

Здесь, монахи, когда присутствует чувственное желание, монах знает: «Во мне есть чувственное желание», а когда чувственное желание отсутствует, он знает: «Во мне нет чувственного желания». Он знает, как происходит возникновение невозникшего чувственного желания; он знает, как происходит отказ от возникшего чувственного желания; и он знает, как возникает невозникновение в будущем оставленного чувственного желания. [9]

Каждое из оставшихся четырех препятствий рассматривается аналогичным образом в последующих параграфах.

Будда приводит следующие аналогии в Саманьяпхала Сутте ( ДН 2, «Плоды созерцательной жизни»):

[Когда] когда эти пять препятствий не оставлены в себе, монах рассматривает это как долг, болезнь, тюрьму, рабство, дорогу через пустынную страну. Но когда эти пять помех в себе оставлены, он рассматривает это как отсутствие долгов, хорошее здоровье, освобождение из тюрьмы, свободу, безопасное место. [10]

Аналогично, в Сангарава - сутте ( СН 46.55) Будда сравнивает чувственное желание с поиском ясного отражения в воде, смешанной с лаком , куркумой и красителями; злоупотребление кипятком; ленивость и оцепенение с водой, покрытой растениями и водорослями; беспокойство и беспокойство с водой, взбалтываемой ветром; и сомнение в воде, которая «мутна, неспокойна, мутна, помещена во тьму». [11] [12]

Из постканонической палийской литературы

[ редактировать ]
метод
подавление
путь
искоренение
чувственный
желание
первой джхане основанная на
о телесной нечистоте
невозвратный или
архатство [с]
недоброжелательность основанная на первой джхане
это метта
невозвращающийся
лень и
оцепенение
восприятие света архатство
беспокойство
и беспокоиться
спокойствие (не заканчивается) архатство и
невозвращающийся
сомневаться определение явлений
( дхаммававаттхана )
вход в поток
Методы палийского комментария
и пути ухода от препятствий.

Согласно экзегетику первого века нашей эры Вимуттимагге , пять препятствий включают в себя все десять оков : чувственное желание включает в себя любую привязанность к страсти; недоброжелательность включает в себя все нездоровые состояния ненависти; а лень и оцепенение, беспокойство и беспокойство и сомнение включают в себя все нездоровые состояния увлечения. Вимуттимагга далее различает, что «ленивость» относится к психическим состояниям, тогда как «вялость» относится к физическим состояниям, возникающим в результате еды, времени или психических состояний; если оцепенение является результатом еды или времени, то его уменьшают с помощью энергии; в противном случае его удаляют медитацией. Кроме того, Вимуттимагга выделяет четыре типа сомнений:

Согласно комментарию Буддхагхосы пятого века н.э. к Самьютта Никае ( Сараттхаппакасини ), человек может на мгновение избежать препятствий через джханическое подавление или через прозрение , в то время как, как также утверждается в Вимуттимагге , человек искореняет препятствия посредством достижения одного из четырех стадии просветления (см. табл. 1). [д]

Пять ментальных факторов, которые противодействуют пяти препятствиям, согласно традиции Тхеравады: [4]

  1. витакка («прикладная мысль», «грубое исследование») противодействует ленивости (вялости и сонливости).
  2. вичара («устойчивая мысль», «точное исследование») противодействует сомнению (неуверенности)
  3. Пити (восторг, благополучие) противодействует недоброжелательности (злобе)
  4. сукха (нечувственное удовольствие) противодействует беспокойству-беспокойству (возбуждению и тревоге)
  5. экаггата (однонаправленность, однонаправленное внимание) противодействует сенсорному желанию.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Например, в главе 46 Самьютта Никаи , Боджджханга-самьютта , беседы с 46.31 по 46.40 основаны на этом сопоставлении ( Bodhi (2000) , стр. 1589–94).
  2. ^ Бодхи (2000) опускает средние пять факторов просветления, поскольку все семь факторов просветления ранее идентифицировались несколько раз в тексте Бодхи.
  3. ^ Упатисса (1995) , с. 316, утверждает, что чувственное желание «уничтожается Путем Невозврата». В контексте комментариев к сутте SN 46.55, Бодхи (2005) , с. 440, н . 14, говорится, что чувственное желание «искореняется на пути арахатства (поскольку камаччанда здесь интерпретируется достаточно широко, чтобы включать желание любого объекта, а не только чувственное желание)».
  4. ^ Относительно комментария Сараттхаппакасини см. Бодхи (2005) , стр. 440, н . 14 Относительно комментария Вимуттимагги см. Upatissa (1995) , p. 316

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Аналайо, Бхиккху (2006). Сатипаттхана: прямой путь к реализации . Бирмингем: Виндхорс. ISBN  1-899579-54-0 .
  • Бодхи, Бхиккху, тр. (2000). Связанные беседы Будды: новый перевод Самьютта Никаи . Бостон: Публикации мудрости. ISBN  0-86171-331-1 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Бодхи, Бхиккху, изд. (2005). Словами Будды: Антология бесед из Палийского канона . Бостон: Публикации мудрости. ISBN  0-86171-491-1 .
  • Брахмавамсо, Аджан (1999). «Пять препятствий» . Budsas.org . Буддийское общество Западной Австралии . Проверено 4 ноября 2021 г.
  • Фронсдал, Гил (2008). Онлайн-курс: Серия «Пять препятствий» (аудио). Аудио Дхарма . Проверено 4 ноября 2021 г.
  • Рис Дэвидс, TW ; Стед, Уильям, ред. (1925). Палийско-английский словарь Общества палийских текстов . Чипстед: Общество палийских текстов . Общая онлайновая поисковая система PED доступна по адресу [1] .
  • Таниссаро Бхикку (1997). «Саманьняпхала сутта: плоды созерцательной жизни» . Доступ к информации . Центр буддийских исследований Барре . Проверено 4 ноября 2021 г.
  • Тхера, Ньянасатта, тр. (1994). «Сатипаттхана сутта: основы осознанности» . Доступ к информации . Центр буддийских исследований Барре . Проверено 4 ноября 2021 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Тралег Кьябгон (2001). Сущность буддизма . Публикации Шамбалы.
  • Упатисса, Арахант (1995). Путь Свободы (Вимуттимагга) . Перевод Эхары, NRM; Тера, Сома; Тера, Хеминда. Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество . ISBN  955-24-0054-6 .
  • Уоллес, Б. Алан (2006). Революция внимания . Публикации мудрости.
  • Уолш, Морис О'К. (1985). Самьютта Никая: Антология (Часть III) . Центр буддийских исследований Барре . Проверено 4 ноября 2021 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 235ae9505ab1449cf3109309ea853e32__1717482900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/32/235ae9505ab1449cf3109309ea853e32.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Five hindrances - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)