Пять препятствий
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
В буддийской традиции пять препятствий ( сингальский : පඤ්ච නීවරණ , латинизированный: pañca nīvarana ; пали : pañca nīvaranani ) определяются как психические факторы , которые препятствуют прогрессу в медитации и повседневной жизни. [1] В традиции Тхеравады эти факторы определяются как препятствия на пути к джханам (стадиям концентрации) в медитативной практике. В традиции Махаяны пять препятствий определяются как препятствия для медитации саматхи (спокойствия). Современные учителя медитации прозрения определяют пять препятствий как препятствия для медитации осознанности .
Пять препятствий таковы: [2] [3] [4] [5]
- Сенсорное желание ( кама чханда ): поиск удовольствия посредством пяти чувств: зрения, звука, обоняния, вкуса и физического ощущения.
- Недоброжелательность ( вьяпада ; также пишется бьяпада ): чувство враждебности, негодования, ненависти и горечи.
- Леность и оцепенение ( thīna - middha ): вялое действие с небольшими усилиями или концентрацией или вообще без них.
- Беспокойство и беспокойство ( уддхачча - куккучча ): неспособность успокоить ум и сосредоточить свою энергию.
- Сомнение ( вичикичча ): отсутствие убежденности или веры в свои способности.
Этимология
[ редактировать ]По словам Гиля Фронсдала, палийский термин «ниварана» означает «покрытие». Фронсдал утверждает, что эти препятствия скрывают: ясность нашего ума и нашу способность быть внимательными, мудрыми, сконцентрированными и целенаправленными. [1]
По словам Риса Дэвидса, палийский термин ниварана (санскрит: ниварана ) относится к препятствию или помехе только в этическом смысле и обычно обозначается пятью. [6]
В палийской литературе
[ редактировать ]В Палийском каноне
[ редактировать ]В Палийского Канона несколько Самьютта Никае бесед сопоставляют пять препятствий с семью факторами просветления ( бодджханга ). [а] Например, согласно SN 46.37, Будда заявил:
Монахи , есть эти пять препятствий, препятствий, искажений ума и ослабителей мудрости. Какие пять? Чувственное желание... недоброжелательность... лень и оцепенение... беспокойство и раскаяние... сомнение...
Есть, монахи, эти семь факторов просветления: отсутствие препятствий, отсутствие препятствий, отсутствие искажения ума; когда они развиваются и культивируются, они приводят к реализации плодов истинного знания и освобождения. Какие семь? Фактор просветления осознанности... невозмутимость... [7] [б]
Аналайо подчеркивает:
Преодоление препятствий, практика сатипаттханы и установление факторов пробуждения действительно являются, согласно некоторым палийским дискурсам, ключевыми аспектами и отличительными чертами, общими для пробуждений всех будд прошлого, настоящего и будущего. [8]
Аналайо далее поддерживает это, указывая, что во всех дошедших до нас санскритских и китайских версиях Сатипаттхана -сутты последовательно идентифицируются только пять препятствий и семь факторов просветления дхаммы в разделе созерцания ; созерцание пяти совокупностей , шести основ чувств и Четырех Благородных Истин не включено ни в одну или несколько из этих непалийских версий. [8]
Что касается достижения понимания и преодоления Пяти препятствий, согласно Сатипаттхана-сутте, Будда провозгласил:
Как, монахи, живет монах, созерцая объекты ума в объектах ума пяти препятствий?
Здесь, монахи, когда присутствует чувственное желание, монах знает: «Во мне есть чувственное желание», а когда чувственное желание отсутствует, он знает: «Во мне нет чувственного желания». Он знает, как происходит возникновение невозникшего чувственного желания; он знает, как происходит отказ от возникшего чувственного желания; и он знает, как возникает невозникновение в будущем оставленного чувственного желания. [9]
Каждое из оставшихся четырех препятствий рассматривается аналогичным образом в последующих параграфах.
Будда приводит следующие аналогии в Саманьяпхала Сутте ( ДН 2, «Плоды созерцательной жизни»):
[Когда] когда эти пять препятствий не оставлены в себе, монах рассматривает это как долг, болезнь, тюрьму, рабство, дорогу через пустынную страну. Но когда эти пять помех в себе оставлены, он рассматривает это как отсутствие долгов, хорошее здоровье, освобождение из тюрьмы, свободу, безопасное место. [10]
Аналогично, в Сангарава - сутте ( СН 46.55) Будда сравнивает чувственное желание с поиском ясного отражения в воде, смешанной с лаком , куркумой и красителями; злоупотребление кипятком; ленивость и оцепенение с водой, покрытой растениями и водорослями; беспокойство и беспокойство с водой, взбалтываемой ветром; и сомнение в воде, которая «мутна, неспокойна, мутна, помещена во тьму». [11] [12]
Из постканонической палийской литературы
[ редактировать ]метод подавление | путь искоренение | |||
---|---|---|---|---|
чувственный желание | первой джхане основанная на о телесной нечистоте | невозвратный или архатство [с] | ||
недоброжелательность | основанная на первой джхане это метта | невозвращающийся | ||
лень и оцепенение | восприятие света | архатство | ||
беспокойство и беспокоиться | спокойствие (не заканчивается) | архатство и невозвращающийся | ||
сомневаться | определение явлений ( дхаммававаттхана ) | вход в поток | ||
Методы палийского комментария и пути ухода от препятствий. |
Согласно экзегетику первого века нашей эры Вимуттимагге , пять препятствий включают в себя все десять оков : чувственное желание включает в себя любую привязанность к страсти; недоброжелательность включает в себя все нездоровые состояния ненависти; а лень и оцепенение, беспокойство и беспокойство и сомнение включают в себя все нездоровые состояния увлечения. Вимуттимагга далее различает, что «ленивость» относится к психическим состояниям, тогда как «вялость» относится к физическим состояниям, возникающим в результате еды, времени или психических состояний; если оцепенение является результатом еды или времени, то его уменьшают с помощью энергии; в противном случае его удаляют медитацией. Кроме того, Вимуттимагга выделяет четыре типа сомнений:
- сомнение в себе является препятствием для спокойствия ;
- сомнение относительно Четырех Благородных Истин и трёх миров является помехой для прозрения ;
- сомнение относительно Трех Драгоценностей является препятствием как для спокойствия, так и для прозрения;
- сомнение относительно мест и людей является помехой «недоктринальным» вещам;
- сомнение в отношении Беседов является помехой уединению. [13]
Согласно комментарию Буддхагхосы пятого века н.э. к Самьютта Никае ( Сараттхаппакасини ), человек может на мгновение избежать препятствий через джханическое подавление или через прозрение , в то время как, как также утверждается в Вимуттимагге , человек искореняет препятствия посредством достижения одного из четырех стадии просветления (см. табл. 1). [д]
Пять ментальных факторов, которые противодействуют пяти препятствиям, согласно традиции Тхеравады: [4]
- витакка («прикладная мысль», «грубое исследование») противодействует ленивости (вялости и сонливости).
- вичара («устойчивая мысль», «точное исследование») противодействует сомнению (неуверенности)
- Пити (восторг, благополучие) противодействует недоброжелательности (злобе)
- сукха (нечувственное удовольствие) противодействует беспокойству-беспокойству (возбуждению и тревоге)
- экаггата (однонаправленность, однонаправленное внимание) противодействует сенсорному желанию.
См. также
[ редактировать ]- Пять воров (в сикхизме)
- Пять недостатков и восемь противоядий
- Пять заповедей
- Джхана
- Парамита (шесть или десять добродетелей)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Например, в главе 46 Самьютта Никаи , Боджджханга-самьютта , беседы с 46.31 по 46.40 основаны на этом сопоставлении ( Bodhi (2000) , стр. 1589–94).
- ^ Бодхи (2000) опускает средние пять факторов просветления, поскольку все семь факторов просветления ранее идентифицировались несколько раз в тексте Бодхи.
- ^ Упатисса (1995) , с. 316, утверждает, что чувственное желание «уничтожается Путем Невозврата». В контексте комментариев к сутте SN 46.55, Бодхи (2005) , с. 440, н . 14, говорится, что чувственное желание «искореняется на пути арахатства (поскольку камаччанда здесь интерпретируется достаточно широко, чтобы включать желание любого объекта, а не только чувственное желание)».
- ^ Относительно комментария Сараттхаппакасини см. Бодхи (2005) , стр. 440, н . 14 Относительно комментария Вимуттимагги см. Upatissa (1995) , p. 316
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Фронсдал 2008 , Пять препятствий: Введение; 13 октября 2008 г.
- ^ Фронсдал (2008) , Введение.
- ^ Тралег Кьябгон (2001) , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Уоллес (2006) , стр. 158–159.
- ^ Брахмавамсо (1999) .
- ^ Рис Дэвидс и Стид (1925) , стр. 376.
- ^ Бодхи (2000) , стр. 1591–92.
- ^ Jump up to: а б Аналайо (2006) , стр. 239–40.
- ^ Тера (1994) .
- ^ Таниссаро Бхиккху (1997) .
- ^ Бодхи (2000) , стр. 1611–15.
- ^ Уолш (1985) , стр. 73–75.
- ^ В Упате (1995) , стр. 91–92.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Аналайо, Бхиккху (2006). Сатипаттхана: прямой путь к реализации . Бирмингем: Виндхорс. ISBN 1-899579-54-0 .
- Бодхи, Бхиккху, тр. (2000). Связанные беседы Будды: новый перевод Самьютта Никаи . Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-331-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Бодхи, Бхиккху, изд. (2005). Словами Будды: Антология бесед из Палийского канона . Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-491-1 .
- Брахмавамсо, Аджан (1999). «Пять препятствий» . Budsas.org . Буддийское общество Западной Австралии . Проверено 4 ноября 2021 г.
- Фронсдал, Гил (2008). Онлайн-курс: Серия «Пять препятствий» (аудио). Аудио Дхарма . Проверено 4 ноября 2021 г.
- Рис Дэвидс, TW ; Стед, Уильям, ред. (1925). Палийско-английский словарь Общества палийских текстов . Чипстед: Общество палийских текстов . Общая онлайновая поисковая система PED доступна по адресу [1] .
- Таниссаро Бхикку (1997). «Саманьняпхала сутта: плоды созерцательной жизни» . Доступ к информации . Центр буддийских исследований Барре . Проверено 4 ноября 2021 г.
- Тхера, Ньянасатта, тр. (1994). «Сатипаттхана сутта: основы осознанности» . Доступ к информации . Центр буддийских исследований Барре . Проверено 4 ноября 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Тралег Кьябгон (2001). Сущность буддизма . Публикации Шамбалы.
- Упатисса, Арахант (1995). Путь Свободы (Вимуттимагга) . Перевод Эхары, NRM; Тера, Сома; Тера, Хеминда. Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество . ISBN 955-24-0054-6 .
- Уоллес, Б. Алан (2006). Революция внимания . Публикации мудрости.
- Уолш, Морис О'К. (1985). Самьютта Никая: Антология (Часть III) . Центр буддийских исследований Барре . Проверено 4 ноября 2021 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кунсанг, Эрик Пема (2004). Ворота к знаниям . Том. 1. Североатлантические книги.
- Мипхам, Сакьонг (2003). Превращение разума в союзника . Книги Риверхеда.
- Тирадхаммо, Аджан (2014). Работа с пятью препятствиями . США: Публикации Аруно.
- Тхера, Ньянапоника (1993). Пять психических препятствий и их преодоление (PDF) . Публикация «Колесо» № 26. Канди: Буддийское издательское общество .
- Трангу Ринпоче, Кхенчен (1993). Практика спокойствия и прозрения: Руководство по тибетской буддийской медитации . Публикации Шамбалы.
- Е-шес ргьял-мтшан (1975). Разум в буддийской психологии: перевод книги Е-ше Гьял-Мтшана «Ожерелье ясного понимания» . Перевод Герберта В. Гюнтера и Лесли С. Кавамуры. Издательство Дхарма. ISBN 9780913546079 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]![]() | в этой статье Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( Ноябрь 2021 г. ) |
- Аджан Дхиравамсо (2008), Пять помех [видео разговора о Дхамме]. Серпантин: Монастырь Бодхиньяна . Получено 8 декабря 2008 г. с https://www.youtube.com/watch?v=6xpcD0Y3x7Y.
- Борьба с пятью помехами, Саялай Сусила
- Каковы пять препятствий?