Анагамы
Переводы Анагамин | |
---|---|
Английский | Невозвращенец |
санскрит | Анагамин ( IAST : Анагамин ) |
Есть | В Анагами |
китайский | Не вернуться или Анагами ( Пиньинь : бухуан или Анахан ) |
японский | Не вернуться или Анагами ( римское : фуген или анагон ) |
корейский | Возврат или Анахам ( RR : Бульхван или Анахам ) |
тибетский | не вернусь Уайли : Я имею в виду нет. THL : разрыв венгерской стены |
Тагальский | Анагами |
тайский | Анаками ( RTGS : анахами ) |
вьетнамский | Невозврат или Ана-хам |
Глоссарий буддизма |
Часть серии о |
буддизм |
---|
В буддизме ( — анагамин санскрит ; пали : анагами , букв. «невозвращающийся»). [1] — частично просветленный человек, разорвавший первые пять оков , сковывающих обычный ум. Анагамины — третьи из четырех стремящихся .
Анагамин после смерти перерождается не в человеческом мире, а в небесах Чистых Обителей , где обитают только анагамины . Там они достигают полного просветления ( арахатства ).
Требования для того, чтобы стать анагамином
[ редактировать ]Анагамин ; 五下分結) , свободен от пяти нижних цепей или оков (санскрит: pañcāvarabhāgīya-saṃyojana ; пали: pañcorambhāgiyāni-saṃyojanāni которые заключаются в следующем:
- Вера в Атмана или себя (санскрит: саткая-дришти или свакая-дришти ; пали: саккая -дитхи ; 有身見)
- Привязанность к обрядам и ритуалам (санскрит: шилаврата-парамарша-дришти ; пали: силаббата-парамаса-дитхи ; 戒禁取見)
- Скептическое сомнение (санскрит: vicikitsā ; пали: vicikicchā ; 疑)
- Чувственная жажда ( камарага ; жадность желания)
- Недоброжелательность или отвращение ( vyāpāda или byāpāda ; 瞋恚) [2]
Остальные пять высших оков (санскрит: pañca-ūrdhvabhāgiya-saṃyojana ; пали: pañcuddhambhāgiyāni-saṃyojanāni ; 五上分結), от которых анагамин еще не свободен:
- Тяга к тонкоматериальному существованию (первые 4 джханы ) ( rūparāga ; 色貪)
- Тяга к нематериальному существованию (последние 4 джханы) ( арупарага ; бесформенная жадность)
- Тщеславие или гордость ( мана ; 慢)
- Беспокойство (санскрит: ауддхатья ; пали: уддхакка ; 掉挙)
- Невежество (санскрит: авидья ; пали: авиджа ; 無明)
Камарага и вьяпада , от которых они свободны, также можно интерпретировать как стремление к становлению и нестановлению соответственно.
Анагамины находятся на промежуточной стадии между сакридагамином и архатом . Архат наслаждается полной свободой от десяти оков , в то время как ум анагамина остается очень чистым.
Пять типов анагамина
[ редактировать ]Палийские Пуггалапаннатти и санскритские тексты Махапраджняпарамиташастра и Сарвастивадин-Вайбхашика Абхидхарма описывают пять классов анагамина . Когда анагамин перерождается в Чистых Обителях , происходит один из пяти следующих сценариев: [3] [4]
- Архатства он достигнет сразу после перерождения или в течение первой половины жизни в Чистых Обителях. Такое существо называется «тот, кто достигает Ниббаны в первой половине жизни» (санскрит: антарапаринирвайин ; пали: антара-париниббайи ).
- Архатства он достигнет во второй половине своей жизни в Чистых Обителях или в момент смерти. Такое существо называется «тот, кто достигает Ниббаны, пройдя половину жизни» (санскрит: упападьяпаринирваин ; пали: упахачча-париниббайи ).
- Он прилагает усилия до достижения архатства. Такое существо называется «тот, кто достигает Ниббаны с усилием» (санскрит: сабхисамскарапаринирваин ; пали: сасанкхара-париниббайи ).
- Он не прилагает никаких усилий, но достигает архатства. Такое существо называется «тот, кто достигает Ниббаны без усилий» (санскрит: анабхисамскарапаринирваин ; пали: асанкхара-париниббайи ).
- Прежде чем достичь архатства, он пересекает пять небес Чистых Обителей в порядке от низшего к высшему. Такое существо называется «тот, кто идет вверх по течению к высшим богам» (санскрит: urdhvasrotas ; пали: uddhamsota-akanittha-gāmī )».
Анагамины в литературе
[ редактировать ]Несколько фигур, появляющихся в литературе, достигают состояния анагамина . Некоторые из этих людей включают в себя:
- Брамин Бавари
- Домохозяин Уггата [5]
- Странствующий аскет Субхадда
- Монах Пуккусати
- Монахиня Нанда [6]
- Мирянка Матикамата
- Мирянин Читта
- Мирянин Висакха [7]
- Домохозяин Сандхана
- Брахман Унабха
- Гхатикара Гончар, [8] мирской последователь Будды Кашьяпы [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рис Дэвидс и Стед (1921-25), стр. 31, 95, записи для «Anāgāmin» (получено 17 ноября 2018 г. по адресу https://dsalsrv04.uchicago.edu/cgi-bin/app/pali_query.py?qs= An%C4%81g%C4%81min&searchhws=yes ) и «Агамин» (по адресу https://dsalsrv04.uchicago.edu/cgi-bin/app/pali_query.py?qs=%C4%80g%C4%81min&searchhws=yes ). ).
- ^ «Бьяпада» . Pali Text Society Пали-английский словарь . Проверено 17 ноября 2018 г.
- ^ «Анагамин, он же: Анагамин, Анагамин; 4 определения» . Библиотека мудрости . 24 августа 2019 г. Проверено 25 октября 2019 г.
- ^ «Анагами» . Буддийский словарь палийских имен собственных . Проверено 25 октября 2019 г.
- ^ Басуэлл, Роберт Э. младший; Лопес, Дональд С. младший (2013). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400848058 .
- ^ Мингун Саядо (1990). «40». Великая Хроника Будд . Мьянма: Организация Типитака Никая Сасана.
- ^ И Дау Мья (2019). Дхаммапада: стихи и истории Издательство Париятти. ISBN 9781681721200 .
- ^ «MN 81 Гхатикара Сутта: Гхатикара Гончар» .
- ^ Карашима, Сейси; Воробьева-Десятовская, Маргарита И., ред. (2015). «Антология Авадана из Мерва, Туркменистан» (PDF) . Буддийские рукописи из Центральной Азии: Санкт-Петербургские санскритские фрагменты (СПФСФ) . 1 . Токио: Институт восточных рукописей РАН; Международный научно-исследовательский институт передовой буддологии; Университет Сока . Проверено 25 октября 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Томас Рис Дэвидс и Уильям Стед (ред.) (1921–5). Пали-английский словарь Общества палийских текстов . Чипстед: Общество палийских текстов . Общая онлайновая поисковая система PED доступна по адресу http://dsal.uchicago.edu/dictionaries/pali/ .