Атман (буддизм)
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( декабрь 2023 г. ) |
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() ![]() |
Часть серии о |
Восточная философия |
---|
![]() |
Атман ( / ˈ ɑː t m ə n / ), атта или аттан в буддизме представляет собой концепцию «я» и встречается в обсуждении в буддийской литературе концепции «не-я» ( Анатта ). [ 1 ] Большинство буддийских традиций и текстов отвергают идею постоянного, неизменного атмана (я, души). [ 2 ] [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Родственные слова ( санскрит : आत्मन् ) ātman , ( пали ) atta , древнеанглийский æthm и немецкий Atem происходят от индоевропейского корня *et-men (дыхание). Это слово означает «сущность, дыхание, душа». [ 4 ]
Атман и атта относятся к «истинному я» человека, постоянному я человека, абсолютному внутри, «мыслителю мыслей, чувствующему ощущений», отделенному от меняющегося феноменального мира и за его пределами. [ 5 ] [ 6 ] Термин Атман является синонимом Тума , Атумы и Аттана в ранней буддийской литературе, заявляют Рис Дэвид и Уильям Стед, все в смысле «я, душа». [ 7 ] В буддийских канонах Атман (принадлежащий душе, имеющий и Атта связаны с такими терминами, как Ниратта (Нир+аттан, бездушный) и Аттания душу, имеющий природу души). [ 8 ]
Ранний буддизм
[ редактировать ]«Атман» в раннем буддизме проявляется как «все дхаммы не-Я (ан-атта)», где атта ( атман ) относится к метафизическому «Я», утверждает Питер Харви, которое представляет собой «постоянное, существенное, автономное Я или Я». . [ 9 ] Эта концепция относится к добуддийским Упанишадам индуизма , где проводится различие между личным «Я», дживатманом (непостоянным телом, личностью) и Истинным Я, Атманом . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Ранняя буддийская литература исследует обоснованность концепций Упанишад о «я» и «Я», а затем утверждает, что каждое живое существо обладает непостоянным «Я», но настоящего Высшего «Я» не существует. [ 13 ] Буддийские тексты Никайи отрицают существование чего-либо, называемого Атманом, которое является субстанциальным абсолютом или сущностью живого существа, и эта идея отличает буддизм от брахманических (протоиндуистских) традиций. [ 14 ]
Будда утверждал, что невозможно найти постоянное, неизменное «Я». [ 15 ] [ 16 ] С точки зрения Будды, утверждает Уэйман, « это мое атта , или это мое Я, значит находиться во власти неправильного воззрения». [ 17 ] Все обусловленные явления подвержены изменениям, и поэтому их нельзя считать неизменным «Я». [ 16 ] Вместо этого Будда объясняет воспринимаемую непрерывность человеческой личности, описывая ее как состоящую из пяти скандх без постоянной сущности (Я, души). [ 18 ] [ 19 ]
Пудгалавада
[ редактировать ]Из ранних индийских буддийских школ только школа Пудгалавады отклонилась от этого основного учения. нет Пудгалавадины утверждали, что, хотя атмана , существует пудгала или «личность», которая не тождественна скандхам и не отличается от них . [ 19 ]
природа Будды
[ редактировать ]Природа Будды — центральное понятие восточноазиатской (китайской) мысли Махаяны . [ 20 ] Это относится к нескольким связанным терминам, [ примечание 1 ] особенно Татхагатагарбха и Будда-дхату . [ примечание 2 ] Татхагатагарбха означает «чрево ушедшего» (ср. просветленный), тогда как Будда-дхату буквально означает «царство Будды» или «субстрат Будды». [ примечание 3 ] упоминаются В нескольких ключевых текстах татхагатагарбха или Будда-дхату как «атман», «Я» или сущность, хотя эти тексты также содержат предостережения против буквального толкования. Некоторые ученые отметили сходство между Татхагатагарбхи текстами и существенным монизмом, присущим традиции атмана/Брахмана. [ 22 ]
Доктрина Татхагатагарбхи в самом раннем виде, вероятно, появилась примерно во второй половине III века нашей эры, и ее можно проверить в китайских переводах первого тысячелетия нашей эры. [ 23 ]
Махаяна Махапаринирвана Сутра
[ редактировать ]В отличие от традиции мадхьямики, Махапаринирвана-сутра использует «позитивный язык» для обозначения «абсолютной реальности» . По словам Пола Уильямса, Махаянская Махапаринирвана Сутра учит основной сущности, «Я» или «Атману». [ 24 ] Это «истинное Я» — это природа Будды ( Татхагатагарбха ), которая присутствует во всех чувствующих существах и осознается пробужденными. Большинство ученых считают, что доктрина Татхагатагарбхи в Махапаринирвана-сутре, утверждающая «сущностную природу» каждого живого существа, эквивалентна «Я». [ примечание 4 ] и это противоречит доктринам Анатты в подавляющем большинстве буддийских текстов, что побуждает ученых утверждать, что Сутры Татхагатагарбхи были написаны для пропаганды буддизма среди небуддистов. [ 26 ] [ 27 ]
По словам Салли Б. Кинг, Махаянская Махапаринирвана-сутра не представляет собой серьезного новшества. [ 28 ] Его наиболее важным нововведением является соединение термина буддхадхату с татхагатагарбхой . [ 28 ] По мнению Кинга, сутра довольно бессистемна. [ 28 ] что сделало его «плодотворным для последующих учеников и комментаторов, которым пришлось создать свой собственный порядок и довести его до текста». [ 28 ] Сутра говорит о природе будды столь разными способами, что китайские учёные составили список типов природы будды, которые можно найти в тексте. [ 28 ] Одно из таких утверждений:
Хотя он и сказал, что все явления [дхармы] лишены Самости, это не значит, что они полностью/истинно лишены Самости. Что это за Я? Любое явление [дхарма], которое является истинным [сатья], реальным [таттва], вечным [нитья], суверенным/автономным/самоуправляемым [айшварья] и чья основа/основа неизменна [ашрайа-авипаринама], называется « Я' [атман]. [ 29 ]
В Махапаринирвана-сутре Будда также говорит о «утверждающих атрибутах» нирваны: «Вечном, Блаженстве, Самости и Чистости». [ 30 ] Махаяна Махапаринирвана Сутра объясняет:
«Я» означает Будду; «Вечный» означает Дхармакаю; «Блаженство» означает Нирвану, а «Чистое» означает Дхарму. [ 31 ]
Эдвард Конзе коннотативно связывает сам термин «татхагата» (обозначение, которое Будда применил к себе) с понятием реального, истинного «я»:
Подобно тому, как татхата обозначает истинную реальность вообще, так и слово, которое развилось в Татхагата, обозначало истинное «я», истинную реальность внутри человека. [ 32 ]
Вполне возможно, утверждает Йоханнес Бронкхорст, что «первоначальный буддизм не отрицал существование души [Атман, Аттан]», хотя устойчивая буддийская традиция утверждает, что Будда избегал разговоров о душе или даже отрицал ее существование. [ 33 ] Хотя в ранней буддийской литературе может существовать двойственное отношение к существованию или несуществованию «я», добавляет Бронкхорст, из этих текстов ясно, что поиск самопознания не является буддийским путем к освобождению, а отказ от самопознания — таковым. [ 34 ] Это позиция, противоположная ведическим традициям, которые признавали познание себя «главным средством достижения освобождения». [ 34 ]
«Самость» как метод обучения
[ редактировать ]По словам Пола Уильямса, Махапаринирвана-сутра использует термин «Я», чтобы привлечь на свою сторону небуддийских аскетов. Он цитирует сутру: [ 35 ]
Природа Будды на самом деле не является личностью. Ради [руководства] живыми существами я описываю это как «я». [ 36 ]
В более поздней Ланкаватара-сутре говорится, что татхагатагарбху можно принять за личность, но это не так. [ 37 ]
Ратнаготравибхага
[ редактировать ]Ратнаготравибхага Уттаратантра (также известная как направлено на то , ), другой текст, составленный в первой половине 1-го тысячелетия нашей эры и переведенный на китайский язык в 511 году нашей эры, указывает на то, что учение доктрины Татхагатагарбхи чтобы склонить разумные существа к отказу от «самолюбия». «( атма-снеха ) – считается в буддизме моральным дефектом. [ 38 ] [ 39 ] VI века В китайском переводе Татхагатагарбхи говорится, что «У Будды есть шиво (Истинное Я), которое находится за пределами бытия и небытия». [ 40 ] Однако Ратнаготравибхага утверждает, что «Я», подразумеваемое в доктрине Татхагатагарбхи, на самом деле является «не-Я». [ 41 ] [ 42 ]
Текущие споры
[ редактировать ]Спор о доктринах «я» и «не-я» продолжался на протяжении всей истории буддизма. [ 43 ] По мнению Йоханнеса Бронкхорста , возможно, что «первоначальный буддизм не отрицал существования души», хотя устойчивая буддийская традиция утверждает, что Будда избегал разговоров о душе или даже отрицал ее существование. [ 44 ] Французский писатель-религиовед Андре Миго также утверждает, что первоначальный буддизм, возможно, не учил полному отсутствию «я», указывая на свидетельства, представленные буддийскими и палийскими учеными Жаном Пшилуски и Кэролайн Рис Дэвидс, о том, что ранний буддизм обычно верил в «я», создавая буддийские школы, признающие существование «я» не еретического, а консервативного, придерживающегося древних верований. [ 45 ] Хотя в ранней буддийской литературе может существовать двойственное отношение к существованию или несуществованию «я», Бронкхорст предполагает, что эти тексты ясно указывают на то, что буддийский путь освобождения состоит не в поиске самопознания, а в отворачивании от того, что можно ошибочно считать как самого себя. [ 46 ] Это позиция, противоположная ведическим традициям, которые признавали познание себя «основным средством достижения освобождения». [ 46 ]
В тайском буддизме Тхеравады, например, утверждает Пол Уильямс , некоторые буддийские учёные современной эпохи говорят, что «нирвана действительно является истинным Я», [ Эта цитата нуждается в цитировании ] в то время как другие тайские буддисты с этим не согласны. [ 47 ] Например, Движение Дхаммакая в Таиланде учит, что ошибочно относить нирвану к категории анатты (не-я); вместо этого нирвану учат быть «истинным я» или дхаммакаей . [ 48 ] Учение Движения Дхаммакая о том, что нирвана — это атта , или истинное «я», было раскритиковано как еретическое в буддизме в 1994 году преподобным. Паютто , известный ученый-монах, который заявил, что «Будда учил ниббане как несамостоятельности». [ 49 ] [ 50 ] Настоятель одного из крупных храмов Движения Дхаммакая Луанг Пор Сермчай из Ват Луанг Пор Содх Дхаммакаярам утверждает, что взглядов на абсолютное отсутствие «я» обычно придерживаются ученые, а не практикующие буддийскую медитацию. Он указывает на опыт выдающихся лесных монахов-отшельников, таких как Луанг Пу Сод и Аджан Мун, в поддержку идеи «истинного я». [ 50 ] [ 51 ] Подобные интерпретации «истинного я» были выдвинуты ранее 12-м Верховным Патриархом Таиланда в 1939 году. По словам Уильямса, интерпретация Верховного Патриарха перекликается с сутрами Татхагатагарбхи . [ 52 ]
Несколько выдающихся учителей тайской лесной традиции также описывали идеи, противоположные абсолютному несамостоятельности. Аджан Маха Буа , известный мастер медитации, описал читту (ум) как неразрушимую реальность, не подпадающую под анатту. [ 53 ] Он заявил, что «не-я» — это просто восприятие, которое используется, чтобы отвлечь человека от увлечения концепцией «я», и что как только это увлечение пройдет, от идеи «не-я» также необходимо отказаться. [ 54 ] Американский монах Таниссаро Бхиккху из тайской лесной традиции описывает утверждения Будды об отсутствии «я» как путь к пробуждению, а не как универсальную истину. [ 55 ] Таниссаро Бхиккху утверждает, что Будда намеренно отложил вопрос о том, существует ли «я» или нет, как бесполезный вопрос, и что цепляние за идею о том, что «я» вообще не существует, на самом деле помешало бы просветлению. [ 56 ] Бхиккху Бодхи написал возражение Таниссаро, написав: «Причина, по которой учение анатты может служить стратегией освобождения, заключается именно в том, что оно служит исправлению неправильного представления о природе бытия и, следовательно, онтологической ошибки». [ 57 ]
Буддийские ученые Ричард Гомбрич и Александр Винн утверждают, что описания не-я, данные Буддой в ранних буддийских текстах, не отрицают существование «я». Гетин пишет, что анатту часто неправильно переводят как означающую «не иметь себя», но на самом деле это означает «не иметь себя». [ 58 ] Винн говорит, что ранние буддийские тексты, такие как Анатталакхана Сутта, не отрицают существование личности, заявляя, что пять совокупностей , которые описываются как несамостоятельные, являются не описаниями человеческого существа, а описаниями человеческого опыта. [ 59 ] Винн и Гомбрич утверждают, что утверждения Будды об анатте изначально были учением о «не-я», которое в более поздней буддийской мысли превратилось в учение о «не-я». [ 59 ] [ 58 ] Таниссаро Бхиккху указывает на Ананда Сутту ( СН 44.10 ), где Будда хранит молчание, когда его спрашивают, существует ли «я» или нет. [ 60 ] как основная причина спора. [ 61 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]![]() | В этой статье нечеткий стиль цитирования . ( декабрь 2023 г. ) |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Будда-дхату, ум, Татхагатагарбха , Дхарма-дхату, таковость (татхата). [ 21 ]
- ^ Санскрит; Дж.П. Буссё , «природа Будды».
- ^ Трейнор 2004 , с. 207: «священная природа, которая является основой для того, чтобы [существа] стали буддами».
- ^ Уэйман и Уэйман не согласились с этой точкой зрения и заявляют, что Татхагатагарбха не является ни «я», ни разумным существом, ни душой, ни личностью. [ 25 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Томас Уильям Рис Дэвидс; Уильям Стед (1921). Палийско-английский словарь . Мотилал Банарсидасс. п. 22. ISBN 978-81-208-1144-7 .
- ^ Джон К. Плотт и др. (2000), Глобальная история философии: осевой век, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120801585 , с. 63, Цитата: «Буддийские школы отвергают любую концепцию Атмана. Как мы уже заметили, это основное и неистребимое различие между индуизмом и буддизмом».
- ^ [a] Анатта . Архивировано 10 декабря 2015 г. в Wayback Machine , Британская энциклопедия (2013), Цитата: «Анатта в буддизме, учение о том, что у людей нет постоянной, лежащей в основе души. Концепция анатты, или анатмана, является отходом от индуистской веры в атман («самость»»);
[b] Стивен Коллинз (1994), Религия и практический разум (редакторы: Фрэнк Рейнольдс, Дэвид Трейси), State Univ of New York Press, ISBN 978-0-7914-2217-5 , стр. 64; Цитата: «Центральное место в буддийской сотериологии занимает учение о не-я (пали: анатта, санскрит: анатман, противоположная доктрина атмана занимает центральное место в брахманической мысли). Если очень коротко, то это [буддийское] учение, которым обладают люди. нет души, нет «я», нет неизменной сущности».
[c] Дэ-Сук Су (1994), Корееведение: новые тихоокеанские течения, University of Hawaii Press, ISBN 978-0824815981 , с. 171;
[d] Кэти Джавоно (2013), Совместима ли буддийская доктрина «отсутствия самости» со стремлением к нирване? Который «безграничный». Архивировано 6 февраля 2015 г. в Wayback Machine , Philosophy Now;
[e] Дэвид Лой (1982), Просветление в буддизме и Адвайта Веданта: Нирвана и мокша — одно и то же?, International Philosophical Quarterly, Volume 23, Issue 1, стр. 65–74;
[f] К.Н. Джаятиллеке (2010), Ранняя буддийская теория познания, ISBN 978-8120806191 , стр. 246–249, начиная с примечания 385;
[g] Бруно Нагель (2000), Рой Перретт (редактор), «Философия религии: индийская философия», Routledge, ISBN 978-0815336112 , с. 33 - ^ Атман. Архивировано 4 марта 2016 г. в этимологическом словаре Wayback Machine , Дуглас Харпер (2012).
- ^ Харви 1995 , с. 51.
- ^ Стивен Коллинз (1990). Бескорыстные люди: образы и мысли в буддизме Тхеравады . Издательство Кембриджского университета. п. 4. ISBN 978-0-521-39726-1 .
- ^ Томас Уильям Рис Дэвидс; Уильям Стед (1921). Палийско-английский словарь . Мотилал Банарсидасс. стр. 22–23, 305, 503. ISBN. 978-81-208-1144-7 .
- ^ Томас Уильям Рис Дэвидс; Уильям Стед (1921). Палийско-английский словарь . Мотилал Банарсидасс. стр. 23, 284 (Джива), 369, 503. ISBN 978-81-208-1144-7 .
- ^ Харви 1995b , с. 17.
- ^ Харви 1995b , стр. 17–19.
- ^ Чарльз Джонсон (2014). Основные Упанишады . Книги Кшетры (переиздание), оригинал: ОУП (1931). стр. 706–717. ISBN 978-1-4959-4653-0 .
- ^ [а] Майкл Дэниелс (2013). Харрис Л. Фридман (ред.). Справочник Уайли-Блэквелла по трансперсональной психологии . Гленн Хартелиус. Джон Уайли и сыновья. п. 26. ISBN 978-1-118-59131-4 . , Цитата: «Работая с высшим сознанием и учась понимать свою высшую природу и цель, Ассаджиоли (1991, 1993) считает, что человек контактирует и выражает Высшее Я (Трансперсональное Я или Духовное Я), эквивалентное Атману ( универсальное Я или Душа индуистских Упанишад)";
[б] Юджин Ф. Горски (2008). Теология религий: Справочник по межрелигиозным исследованиям . Паулист Пресс. п. 90. ИСБН 978-0-8091-4533-1 . ;
[с] Форрест Э. Бэрд (2006). Классика азиатской мысли . Пирсон Прентис Холл. п. 6. ISBN 978-0-13-352329-4 . - ^ Харви 1995b , стр. 17–28.
- ^ Питер Харви (2013). Бескорыстный ум: личность, сознание и нирвана в раннем буддизме . Рутледж. стр. 1–2, 34–40, 224–225. ISBN 978-1-136-78336-4 .
- ^ Бизнес 1994 , с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б Харви 1995 , с. 52.
- ^ Уэйман 1997 , с. 531.
- ^ Бизнес 1994 , стр. 69–72.
- ^ Перейти обратно: а б Фишер-Шрайбер, Эрхард и Динер 2008 , с. 27.
- ^ Люстхаус 1998 , с. 83.
- ^ Люстхаус 1998 , с. 84.
- ^ Джейми Хаббард, Абсолютное заблуждение, Совершенное состояние будды , Гавайский университет Press, Гонолулу, 2001, стр. 99–100.
- ^ Уильямс 1989 , с. 104.
- ^ Уильямс 1989 , стр. 98–99.
- ^ Уильямс 1989 , с. 107.
- ^ Уильямс 1989 , стр. 104–105, 108.
- ^ Мерв Фаулер (1999). Буддизм: верования и практики . Сассекс Академик Пресс. стр. 101–102. ISBN 978-1-898723-66-0 . , Цитата: «Некоторые тексты литературы Татхагатагарбхи , такие как Махапаринирвана Сутра, на самом деле относятся к атману , хотя другие тексты стараются избегать этого термина. Это было бы прямым противоречием общим учениям буддизма об анатте . различия между общей индийской концепцией атмана и популярной буддийской концепцией природы Будды часто размыты до такой степени, что писатели считают их синонимами».
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кинг 1991 , с. 14.
- ^ Ямамото и Пейдж 2007 , с. 32.
- ^ Доктор. Кошо Ямамото, Махаянизм: критическое изложение Махаяны Махапаринирвана Сутры , Каринбунко, Убе-Сити, Япония, 1975, стр. 141, 142
- ^ Ямамото и Пейдж 2007 , с. 29.
- ^ Эдвард Конзе, Совершенство мудрости в 8000 строках , Публикации Шри Сатгуру, Дели, 1994, стр. XIX
- ^ Джон Бронкхорст (1993). Две традиции медитации в Древней Индии (PDF) . Мотилал Банарсидасс. п. 74, сноска 187. ISBN. 978-81-208-1114-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Йоханнес Бронкхорст (2009). Буддийское учение в Индии . Публикации мудрости. п. 25. ISBN 978-0-86171-811-5 .
- ^ Уильямс 1989 , с. 100.
- ^ Йору Ван, Лингвистические стратегии в даосском чжуанцзы и чань-буддизме: другой способ говорить. Рутледж, 2003, с. 58.
- ^ Питер Харви, Мистика сознания в беседах Будды. В изд. Карела Вернера «Йог и мистик». Керзон Пресс 1989, с. 98.
- ^ Уильямс 1989 , стр. 109–112.
- ^ Кристофер Бартли (2015). Введение в индийскую философию: индуистские и буддийские идеи из первоисточников . Академик Блумсбери. п. 105. ИСБН 978-1-4725-2437-9 .
- ^ Уильямс 1989 , с. 102.
- ^ Уильямс 1989 , с. 112.
- ^ С. К. Хукхэм (1991). Будда внутри: доктрина Татхагатагарбхи согласно интерпретации Шентонга Ратнаготравибхаги . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 96. ИСБН 978-0-7914-0357-0 .
- ^ Потпреча Чолвиярн. Ниббана как истинная реальность за пределами дебатов . Ват Луанг Фор Сод. п. 45. ИСБН 978-974-350-263-7 .
- ^ Йоханнес Бронкхорст (1993). Две традиции медитации в Древней Индии . Мотилал Банарсидасс. стр. 99 со сноской 12. ISBN. 978-81-208-1114-0 .
- ^ Миго, Андре (1954). «XV. Великий ученик Будды: Шарипутра. Его роль в истории буддизма и в развитии Абхидхармы» . Вестник Французской школы Дальнего Востока . 46 (2): 492. doi : 10.3406/befeo.1954.5607 .
- ^ Перейти обратно: а б Йоханнес Бронкхорст (2009). Буддийское учение в Индии . Публикации мудрости. п. 25. ISBN 978-0-86171-811-5 .
- ^ Уильямс 2008 , стр. 125–7.
- ^ Маккензи 2007 , стр. 100–5, 110.
- ^ Маккензи 2007 , с. 51.
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс 2008 , с. 127-128.
- ^ Seeger 2009 , стр. 13, сноска 40.
- ^ Уильямс 2008 , с. 126.
- ^ стр. 101–103 Маха Бува, Арахаттамагга, Арахаттапхала: путь к архатству - сборник бесед Достопочтенного Ачарии Маха Бувы о его пути практики, перевод Бхиккху Силаратано, 2005, http://www.forestdhammabooks.com/ книга/3/Arahattamagga.pdf В архиве 27 марта 2009 г. в Wayback Machine (проверено 16 марта 2009 г.)
- ^ УВЕ СТОЭС (22 апреля 2015 г.), Танассаро Бхиккху , заархивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. , получено 30 сентября 2017 г.
- ^ «Я и не-я: буддийское учение об Анатте», Таниссаро Бхиккху. Access to Insight (Legacy Edition), 30 ноября 2013 г., http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/selvesnotself.html. Архивировано 4 февраля 2013 г. на Wayback Machine.
- ^ Бхиккху, Таниссаро. « «Нет себя». » . Трехколесный велосипед: Буддийский обзор . Архивировано из оригинала 19 августа 2018 г. Проверено 19 августа 2018 г.
- ^ Бодхи, Бхиккху (январь 2017 г.), «Анатта как стратегия и онтонология», Исследование Дхаммы , Буддийское издательское общество , стр. 25, ISBN 978-1-68172-068-5
- ^ Перейти обратно: а б Гомбрич, Ричард Фрэнсис (2009). Что думал Будда (PDF) . Равноденствие Паб. стр. 69–70. ISBN 978-1845536145 .
- ^ Перейти обратно: а б Винн, Александр (2009). «Ранние доказательства доктрины отсутствия себя?» (PDF) . Оксфордский центр буддийских исследований : 59–63, 76–77. Архивировано (PDF) из оригинала 2 июня 2017 г. Проверено 23 апреля 2017 г.
- ^ «Ананда Сутта: Ананде» . www.accesstoinsight.org . Архивировано из оригинала 10 мая 2017 г. Проверено 14 мая 2017 г.
- ^ «Введение в Авьяката Самьютта: (Необъявленное-связанное)» . www.accesstoinsight.org . Архивировано из оригинала 8 мая 2017 г. Проверено 14 мая 2017 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]![]() |
- Фишер-Шрайбер, Ингрид; Эрхард, Франц-Карл; Динер, Майкл С. (2008), Лексикон буддизма. Мудрость, религия, психология, мистика, культура и литература , Ашока
- Харви, Питер (1995), Введение в буддизм. Учения, история и практика , Cambridge University Press
- Харви, Питер (1995b), Самоотверженный разум , Curzon Press
- Калупахана, Дэвид Дж. (1994), История буддийской философии , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited.
- Кинг, Салли Б. (1991), Природа Будды , SUNY Press
- Люстхаус, Дэн (1998), буддийская философия, китайский язык. В: Энциклопедия философии Routledge: Индекс , Тейлор и Фрэнсис.
- Маккензи, Рори (2007), Новые буддийские движения в Таиланде: к пониманию Ват Пхра Дхаммакая и Санти Асоке , Routledge, ISBN 978-1-134-13262-1
- Сигер, Мартин (2009), «Пхра Паютто и дебаты о самой идее Палийского канона в тайском буддизме», Обзор буддийских исследований , 26 (1): 1–31, doi : 10.1558/bsrv.v26i1.1
- Трейнор, Кевин (2004), Буддизм: Иллюстрированное руководство , Oxford University Press
- Уэйман, Алекс (1997), «Безличность» буддизма. В: Алекс Уэйман, «Развязывание узлов в буддизме: избранные эссе» , Motilal Banarsidass Publ.
- Уильямс, Пол (1989), Буддизм Махаяны: основы доктрины , Routledge, ISBN 9781134250561
- Уильямс, Пол (2008), Буддизм Махаяны: основы доктрины , Routledge, ISBN 978-1-134-25056-1
- Ямамото, Кошо; Пейдж, Тони (2007) [1973], Сутра Махаяны Махапаринирваны (PDF)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ходж, Стивен (2012). «Текстовая передача Махаяны Махапаринирвана-сутры» (PDF) . Университет Гамбурга. Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2013 г.
- Пейдж, Тони, изд. (2007). Махаяна Махапаринирвана Сутра . Перевод Кошо Ямамото. Лондон: Публикации Нирваны.
- Винн, Александр (2010). «Атман и его отрицание» . Журнал Международной ассоциации буддийских исследований . 33 (1–2): 103–171.