Jump to content

Протоиндоевропейский корень

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с индоевропейского корня )

Корнями несущие реконструированного праиндоевропейского языка (ПИЕ) являются базовые части слов, лексическое значение , так называемые морфемы . Корни PIE обычно имеют словесное значение, например, «есть» или «бегать». Корни никогда не встречались в языке одни. Полные изменяемые глаголы, существительные и прилагательные были сформированы путем добавления дополнительных морфем к корню и потенциального изменения гласной корня в процессе, называемом аблаут .

Корень состоит из центральной гласной , которой предшествует и после которой следует хотя бы по одной согласной . Был определен ряд правил, определяющих, какие согласные могут встречаться вместе и в каком порядке. Современное понимание этих правил состоит в том, что согласные с наивысшей звучностью ( *л, *р, *у, *н [а] ) находятся ближе всего к гласной, а те, у которых самая низкая звучность, например взрывные, находятся дальше всего. Есть некоторые исключения из этих правил, такие как скопления шипов .

Иногда новые корни создавались в PIE или его ранних потомках в результате различных процессов, таких как расширение корня (добавление звука в конец существующего корня) или метатеза .

Словообразование

[ редактировать ]

Обычно корень плюс суффикс образуют основу , а добавление окончания образует слово. [1]

Например, *bʰéreti «он несет» можно разделить на корень *bʰer- «нести», суффикс *-e- « несовершенный вид » и окончание *-ti «настоящее время, третье лицо единственного числа ». [2]

Суффикс иногда отсутствует, что интерпретируется как нулевой суффикс . [3] Слова с нулевым суффиксом называются корневыми глаголами и корневыми существительными . Пример: *h₁és-mi / *h₁és-∅-mi «Я есть». [4] Помимо этой базовой структуры, существует носовой инфикс , который функционирует как маркер настоящего времени, и редупликация , префикс с рядом грамматических и словообразовательных функций. [5]

Конечные глаголы

[ редактировать ]

Глагольные суффиксы, включая нулевой суффикс, передают грамматическую информацию о времени и виде — двух грамматических категориях, которые четко не различаются. Несовершенный (настоящее, дуративный) и совершенный вид ( аорист , пунктуальный) общепризнаны, в то время как некоторые другие аспекты остаются спорными. Два из четырех наклонений , сослагательное и оптатив , также образуются с помощью суффиксов, что иногда приводит к формам с двумя последовательными суффиксами: *bʰér- e - e -ti > *bʰérēti «он бы понес», с первым *e является маркером настоящего времени, а второй маркером сослагательного наклонения. [6] Редупликация может обозначить настоящее и совершенное . [5]

Глагольные окончания передают информацию о грамматическом лице , числе и залоге . Повелительное наклонение имеет свои окончания. [7]

Существительные и прилагательные

[ редактировать ]

Существительные обычно происходят от корней или основ глаголов посредством суффиксации или другими способами. (Некоторые примеры см . в морфологии протоиндоевропейского существительного .) Это справедливо даже для корней, которые часто переводятся как существительные: *ped- , например, может означать «ступать» или «ногой», в зависимости от ступень аблаута и окончание. Однако некоторые основы существительных, такие как *h₂egʷn-o- «ягненок», не происходят от известных глагольных корней. [8] В любом случае значение существительного определяется его основой, независимо от того, состоит ли она из корня и суффикса или нет. Остается окончание, которое передает регистр и число. [9]

Прилагательные также образуются путем суффиксации (обычно глагольных) корней. Примером может служить *ǵn̥h₁-tó-s «рождённый, произведенный» от корня *ǵenh₁- «рождать, производить». Окончания такие же, как и у существительных. [10]

Инфинитивы и причастия

[ редактировать ]

Инфинитивы являются отглагольными существительными и, как и другие существительные, образуются с помощью суффиксов. Неясно, действительно ли какой-либо из суффиксов инфинитива, реконструированных из дочерних языков ( *-dʰye- , *-tu- , *-ti- и другие), действительно использовался для выражения инфинитива в PIE. [11]

Причастия - это отглагольные прилагательные, образованные суффиксами *-ent- ( активное причастие несовершенного вида и аористическое причастие), *-wos- (причастие совершенного вида) и *-mh₁no- или *-m(e)no- ( медиопассивное причастие) и другими. [12]

Форма корня

[ редактировать ]

В своей базовой форме корень PIE состоит из одной гласной, которой предшествуют и следуют согласные. За очень немногими случаями корень полностью характеризуется своими согласными, а гласная может меняться в зависимости от перегиба или словообразования. Таким образом, корень *bʰer- может также появляться как *bʰor- с долгой гласной как *bʰēr- или *bʰōr- или даже неслоговым как *bʰr- в разных грамматических контекстах. Этот процесс называется аблаутом , а различные формы — ступенями аблаута. Пять степеней аблаута - это е-степень, о-градация, удлиненная е- и о-градация, а также нулевая ступень без гласной. [13]

В лингвистических работах *e используется для обозначения различных степеней абляута, в которых может появляться гласная. Некоторые реконструкции также включают корни с *a в качестве гласной, но существование *a как отдельной гласной оспаривается; [14] см. индоевропейский абляут: а-сорт . Гласная с обеих сторон окружена одной или несколькими согласными; [15] предыдущие согласные — начало , последующие — кода .

Начало и код должны содержать хотя бы одну согласную; корень не может начинаться или заканчиваться гласной абляута. Следовательно, простейшие корни имеют начало и коду, состоящие из одной согласной. Такие простые корни встречаются часто; примеры: *deh₃- «дать», *bʰer- «нести», *dʰeh₁- «ложить», *dʰew- «бежать», *h₁ed- «есть», *h₂eḱ- «острый», *ped- «ходить», *sed- «сидеть» и *wes- «одеваться». Корни также могут иметь более сложное начало и коду, состоящую из группы согласных (несколько согласных). К ним относятся: *dʰwes- «дышать», *h₁rewdʰ- «красный», *h₂erh₃- «пахать», *h₃reϵ- «прямо», *leyٵ- «связывать», *prews- «замораживать», * srew- «течь», *swep- «спать» и *wleykʷ- «смачивать». Максимальное количество согласных, кажется, пять, как в *strengʰ- «переплетать». [15]

Ранние ученые PIE реконструировали ряд корней, начинающихся или заканчивающихся гласной. [16] Последний тип всегда имел долгую гласную ( *dʰē- «ставить», *bʰwā- «растить», *dō- «давать»), в то время как это ограничение не действовало для корней, начинающихся с гласной ( *ed- « есть», *aٵ- «водить машину», *od- «нюхать»). Теория гортани может объяснить такое поведение, реконструируя гортанный звук, следующий за гласной ( *dʰeh₁- , *bʰweh₂- , *deh₃- , что приводит к долгой гласной) или предшествующий ей ( *h₁ed- , *h₂eٵ- , *h₃ed- , что приводит к краткая гласная). Эти реконструкции подчиняются указанным правилам. [17]

Иерархия звучности

[ редактировать ]

Когда начало или код корня содержит группу согласных, согласные в этой группе должны быть упорядочены в соответствии с их звучностью . Гласная составляет пик звучности, и звучность должна постепенно повышаться в начале и постепенно падать в коде.

Корни PIE различают три основных класса согласных, расположенных от высокой к низкой звучности: [18]

  1. Негубные , соноры *l, *r, *y, *n обозначаемые собирательно как *R .
  2. Губные соноры *w, *m , обозначаемые совместно как *M .
  3. Мешающие средства, обозначаемые совместно как *C . К ним относятся три подгруппы:
    • Взрывные звуки (безголосые *p *t *ḱ *k *kʷ , звонкие *b *d *ǵ *g *gʷ и с придыханием *bʰ *dʰ *ǵʰ *gʰ *gʷʰ ), обозначаются коллективно как *P .
    • Свистящие s * .
    • Гортань * h₁ *h₂ *h₃ , совместно обозначаемая как *H .

Применяются следующие правила: [18]

  • Согласный, расположенный ближе к главной гласной, должен иметь более высокую звучность, чем согласный, расположенный дальше. Таким образом, согласные в начале должны следовать порядку *CMR и обратному порядку *RMC в коде, что дает *CMReRMC как полную форму корня. Корни с другим порядком звучности, например **mter- или **resl- , не допускаются.
  • Только один член каждого класса звучности может появляться в начале или коде. Таким образом, такие корни, как **wmek- , **lekt- или **peyl-, не допускаются.

Гортани также могут встречаться в коде перед сонорной, как в *peh₂w- «маленький». [18]

Блокировать кластеры

[ редактировать ]

Мешающий слот начала или кода может сам состоять из нескольких мешающих звуков. Здесь также в кластере может оказаться только один член каждой подгруппы помех; кластер не может содержать несколько гортанных или взрывчатых веществ. [18]

Правила расположения внутри группы мешающих звуков несколько иные и не вписываются в общую иерархию звучности:

  • им предшествует *s . Только глухие взрывные звуки встречаются, если в начале [19]
  • Гортань может появиться до или после любого препятствия, отличного от другой гортани. Примеры: *keh₂p- «схватить», *peth₂- «летать», *h₂sews- «сушить», *sh₂ew- «лить, дождь», *h₁ger- «пробуждаться» и *th₂ews- «просыпаться». молчать". [2] [15]

В нескольких корнях встречается явление, называемое s-mobile , когда некоторые потомки включают в себя добавленную *s, а в других формах она отсутствует. Кажется, не существует какой-то конкретной закономерности; иногда формы с *s и без него даже встречаются рядом в одном языке. [15]

Дальнейшие ограничения

[ редактировать ]

PIE соблюдал общее межъязыковое ограничение, запрещающее одновременное появление двух похожих согласных в корне слова. В частности, не известны примеры корней, содержащих два простых звонких взрывных звука ( **ged- ) или два скользящих звука ( **ler- ). Несколько примеров корней с двумя фрикативными или двумя носовыми звуками ( *h₂eh₃- «жечь», *nem- «давать, брать» и т. д.) можно реконструировать, но они также были редки. Исключением, однако, были звонкие придыхательные и глухие взрывные звуки, которые относительно часто встречались одновременно (например, *dʰegʷʰ- «гореть», *peth₂- «летать»). В частности, корни с двумя звонкими придыхателями встречались более чем в два раза чаще, чем можно было ожидать случайно. [15] [20]

Дополнительное ограничение запрещало корни, содержащие как звонкий придыхательный, так и глухой взрывной звук ( **tebʰ- ), если только последний не встречается в группе начальных слов после *s (например, *stebʰ- «застывать»). [15] В сочетании с обилием корней типа *DʰeDʰ было высказано предположение, что такое распределение является результатом ограниченного процесса ассимиляции голоса в период до PIE, когда глухая остановка ассимилировалась со звонким придыханием, если в пределах или перед ней следовал другой звук. корень. [20]

Исключения

[ редактировать ]

Скопления шипов представляют собой последовательности дентальных ( *t, *d, *dʰ ) плюс велярных взрывных звуков ( *k, *g, *gʰ и т. д.). [21] Их роль в фонотаксисе PIE неизвестна. Корни типа *dʰgʷʰey- «погибнуть», очевидно, нарушают фонотаксические правила, но довольно распространены.

Некоторые корни невозможно восстановить с помощью абулаторного *e , например *bʰuh₂- «расти, становиться». Такие корни можно рассматривать как обобщенные нулевые степени неподтвержденных форм, таких как **bʰweh₂- , [22] и, таким образом, следовать фонотаксическим правилам. [23]

Некоторые корни, такие как *pster- «чихать» или *pteh₂k- «пригибаться», похоже, не подчиняются этим правилам. [18] Это может быть связано с неполным пониманием фонотактики PIE или с неправильными реконструкциями. *pster- , например, мог бы вообще не существовать в PIE, если бы индоевропейские слова, обычно восходящие к нему, были звукоподражаниями . [24]

Лексическое значение

[ редактировать ]

Значение реконструированного корня традиционно соответствует значению глагола; термины корень и глагольный корень почти синонимы в грамматике PIE. [ нужна ссылка ] Это связано с тем, что, за исключением ограниченного числа так называемых корневых существительных , корни PIE в подавляющем большинстве участвуют в глагольном флексии посредством хорошо установленных морфологических и фонологических механизмов. Их значения не всегда напрямую реконструируются из-за семантических сдвигов , которые привели к расхождениям в значениях рефлексов в засвидетельствованных дочерних языках . [25] Многие существительные и прилагательные произошли от глагольных корней через суффиксы и абляут. [26]

Тем не менее, существовали некоторые корни, не имевшие первичного глагольного происхождения. Помимо вышеупомянутых корневых существительных, важнейшими из них были так называемые корни Каланда , имевшие прилагательное значение. Такие корни обычно образовывали протерокинетические прилагательные с суффиксом *-u- , тематические прилагательные в *-ró- и составные основы в *-i- . Они включали как минимум *h₁rewdʰ- «красный», *h₂erϵ- «белый», *dʰewb- «глубокий» и *gʷreh₂- «тяжелый». [27]

Глагольные корни по своей сути были либо несовершенными, либо совершенными. Чтобы образовать глагол из собственного корня, окончания глагола присоединялись непосредственно к корню, с тематической гласной или без нее. [5] «Другой» аспект, если бы он был необходим, представлял бы собой так называемую «характеризованную» основу, [28] как подробно описано в протоиндоевропейском глаголе . Охарактеризованные несовершенные основы часто различаются у разных потомков, но без какой-либо связи между определенными формами и различными ветвями индоевропейского языка, что позволяет предположить, что ряд аспектов слились воедино до того, как PIE разделился. [29]

Создание новых корней

[ редактировать ]

Корни иногда создавались заново внутри PIE или его ранних потомков. Были замечены различные методы.

Корневые расширения

[ редактировать ]

Расширения корня — это добавление одного или двух звуков, часто взрывных, к концу корня. Эти расширения, похоже, не меняют значения корня и часто приводят к различным формам корня у разных потомков. Источник и функция этих расширений неизвестны. [15]

Для *(s)tew- 'толкать, ударять, толкать' мы можем реконструировать: [15]

Сонорантный метатезис

[ редактировать ]

Когда корень содержит сонорант, нулевая оценка неоднозначна относительно того, следует ли ставить сонорант перед гласной абляута или после нее. Ораторы иногда анализировали такие корни «неправильно», и это приводило к тому, что некоторые корни создавались из существующих путем изменения положения сонорного звука. [30]

Пример такой пары корней, оба означающих «увеличивать, увеличивать»:

  • *h₂ we g- > готское wahsjan «расти», древнегреческое αὔξω ( aúxō ) «увеличивать».
  • *h₂ ew g- > готское aukan «увеличиваться, расти», латинское augeō «увеличиваться», литовское áugti «расти».

Другой пример касается корня «небо», который образовал производное от вриддхи : таким образом [30]

  • *d ye w- > древнегреческое Ζεύς ( Зевс ), латинское diēs «день», санскритское dyú «небо, день».
  • *d ey w- > латинское dīvus «божественный», древнепрусское deiwis , санскритское devá «божество».

Бэк-формации

[ редактировать ]

Иногда общеупотребительные слова становились шаблоном для нового корня, образованного от слова, отличного от корня, из которого слово было первоначально образовано. Например, аблаутирующее существительное *h₂óy-u ~ *h₂y-éw- «время жизни» образовалось как производное от корня u-основы *h₂ey- . [31] Альтернативный косой стебель *h₂yéw- был затем переосмыслен как e-степень нового корня, который образовал новую s-основу среднего рода *h₂yéw-os ~ *h₂yéw-es- , образование, которое создается только из корней. [32]

См. также

[ редактировать ]
  • Lexikon der indogermanischen Verben ( «Лексикон индоевропейских глаголов» на немецком языке), лексикон глагольных корней PIE.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Звездочка * указывает на то , что форма непосредственно не засвидетельствована, а реконструирована на основе другого языкового материала.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бругманн, Карл ; Дельбрюк, Бертольд (1886). Очерк сравнительной грамматики индоевропейских языков .
  • Бак, Карл Дарлинг (1988). Словарь избранных синонимов в основных индоевропейских языках: вклад в историю идей (переиздание). Издательство Чикагского университета. ISBN  0-226-07937-6 .
  • Купер, Адам (2011). «Остановить совместное возникновение в протоиндоевропейском корне: новая перспектива». Материалы 39-го собрания Северо-Восточного лингвистического общества .
  • Де Ваан, Мишель (2008). Этимологический словарь латыни и других курсивных языков . Брилл. ISBN  978-90-04-16797-1 .
  • Фортсон, Бенджамин В. IV (2004). Индоевропейский язык и культура . Издательство Блэквелл. ISBN  1-4051-0316-7 .
  • Джасанофф, Джей (2003). Хеттский и индоевропейский глагол . Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-928198-Х .
  • Кёблер, Герхард (1980). ( словарь Индоевропейский на немецком языке).
  • Мэллори, Джеймс Патрик ; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Рутледж. ISBN  1-884964-98-2 .
  • Мейер-Брюггер, Михаэль ; Фриц, Матиас; Майрхофер, Манфред (2003). Индоевропейская лингвистика . Вальтер де Грюйтер. ISBN  3-11-017433-2 .
  • Покорный, Юлий (1959). Индоевропейский этимологический словарь . Французские и европейские публикации. ISBN  0-8288-6602-3 .
  • Ринге, Дон (2006). Лингвистическая история английского языка, часть 1: от протоиндоевропейского к протогерманскому .
  • Рикс, Хельмут (2001). Лексикон индоевропейских глаголов . Доктор Людвиг Райхерт Верлаг. ISBN  3-89500-219-4 .
  • Уоткинс, Калверт (2000). Словарь индоевропейских корней американского наследия: второе издание . Хоутон Миффлин. ISBN  0-395-98610-9 .
  • Водтко, Дагмар С.; Ирслингер, Бритта; Шнайдер, Кэролин (2008). Существительные в индоевропейском лексиконе . Издательство Зимнего университета. ISBN  978-3-8253-5359-9 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4097c4a3f01a3e8a35d23ebe72731919__1708847220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/19/4097c4a3f01a3e8a35d23ebe72731919.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Proto-Indo-European root - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)