Североевропейская гипотеза
Североевропейская гипотеза представляла собой лингвистическую и археологическую теорию, которая пыталась объяснить распространение индоевропейских языков в Европе и некоторых частях Азии путем размещения первоначальной родины ( Urheimat ) в южной Скандинавии или на Северо-Германской равнине . [1] Эта гипотеза, выдвинутая Карлом Пенкой , Германом Хиртом , Густавом Коссинной и другими, имела некоторый успех в конце 19-го и начале 20-го века и была поддержана нацизмом , [2] но сегодня большинство ученых, склонных отдавать предпочтение курганской гипотезе , считают ее устаревшей . [примечание 1]
Обзор
[ редактировать ]По мнению Пенки, первого, кто предложил нордическую урхеймат, первобытные индоевропейские люди должны были быть оседлыми земледельцами, выходцами с севера, сформировавшимися без внешнего вмешательства со времен палеолита . [2] Наличие термина для обозначения меди (* айес ) в реконструированном протоиндоевропейском словаре ограничило бы родину (Urheimat) в культуре позднего неолита или энеолита . Терминами в пользу северного местоположения могут быть, среди прочего, те, которые обозначают бук ( bhāghos ) и море (* mori ). [2] Другие, такие как Коссинна, конкретно отождествляли энеолитическую культуру шнуровой керамики (около 2900–2300 гг. до н. э., но в то время известную как культура боевых топоров или, по-немецки, Streitaxtkultur и датируемую примерно 2000 г. до н. э.) с прото- Индоевропейцы. [5]
По мнению Бетчера, самый первый период формирования будущих протоиндоевропейских народов начался в позднем палеолите, когда глобальное потепление, последовавшее за вюрмским оледенением , позволило охотникам -собирателям, поселившимся в ледниковых убежищах, вновь заселить Северную Европу, теперь безо льда. Они породили такие археологические проявления, как гамбургская культура и культура Федермессера . В этих районах севера распространены бореальные явления, описанные, по-видимому, в некоторых индоевропейских мифах. [6] Эти группы охотников и рыболовов составляют основу следующей маглемозийской культуры (приблизительно 9000–6500 гг. до н.э.). Повышение уровня моря в Северной Европе вызвало затопление части территорий, занимаемых маглемозийцами ( доггерлендами ), и оттеснило их на юг. Наследники этой культуры развили культуры Эртебёлле и Эллербека. [7] Беттчер сравнивает их деятельность с деятельностью викингов последующих тысячелетий. Их описывают как развивающееся общество воинов, которое занимается торговлей и пиратством, поднимаясь вверх по рекам, совершая набеги на земли, занятые дунайскими земледельцами южных равнин, подчиняя их и становясь их лидерами.
Слияние этих двух популяций породило так называемую культуру воронкообразных (4200–2600 гг. до н.э.), распространившуюся от Нидерландов до северо-западной Украины , [8] который был первоначальной средой обитания первых индоевропейцев. По мнению Жана Одри , «неолитическая культура Фуннельбекеров хорошо согласуется с традиционным образом индоевропейских народов, подтвержденным лингвистической палеонтологией: в этой культуре одновременно присутствуют разведение и растениеводство, лошадь, повозка и боевой топор , укрепления и знаки иерархически организованного общества». [9] Тогда первая индоевропейская культура представляла собой синтез культуры Эртебёлле и заключительных этапов культуры линейной керамики . [10] Это доисторическое слияние двух разных популяций могло бы объяснить некоторые общие мифы индоевропейской мифологии , которые изучал Жорж Дюмезиль , такие как Похищение сабинянок в Риме и война между асирами и ванами в скандинавской мифологии , которые показали бы союз групп воинов и групп производителей/фермеров.
Более поздние культуры, такие как культура шаровидных амфор и культура шнуровой керамики , будут представлять собой экспансию индоевропейцев (или индогерманцев согласно этой гипотезе) от их первоначальных мест на Северо-Европейской равнине в сторону России ( культура Среднего Днепра , Фатьяново- Балановская культура [11] ) и Азии ( кобанская культура [12] ). Подобные перемещения нордического населения могли распространиться из Северной Европы в Западную и Южную Европу, включая Анатолию ( Трою ), [11] ) между бронзовым веком и железным веком .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ См.:
- Мэллори: «Курганское решение привлекательно и было принято многими археологами и лингвистами, частично или полностью. Это решение, которое можно встретить в Британской энциклопедии и Большом энциклопедическом словаре Ларусса ». [3]
- Стражный: «Самое популярное предложение — это понтийские степи (см. Курганную гипотезу)…». [4]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Гордон Чайлд 1926 , с. 178.
- ^ Перейти обратно: а б с Вильяр 1997 , с. 42-47.
- ^ Мэллори 1989 , с. 185.
- ^ Стражный 2000 , с. 163.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , стр. 127–128.
- ^ Бетчер 1999 , с. 28.
- ^ Бетчер 1999 , с. 68.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 596.
- ^ Одри 1981 .
- ^ Бетчер 1999 , с. 148.
- ^ Перейти обратно: а б Гордон Чайлд 1926 , с. 177.
- ^ Гордон Чайлд 1926 , с. 177-178.
Источники
[ редактировать ]- Беттчер, Карл-Хайнц (1999), Рериг (редактор), Происхождение Европы: колыбель Запада 6000 лет назад (на немецком языке), ISBN 3861102005
- Гордон Чайлд, Вир (1926). Арии: исследование индоевропейского происхождения .
- Одри, Жан (1981). Индоевропейцы . Университетские издательства Франции. ISBN 978-2130383710 .
- Мэллори, JP (1989). В поисках индоевропейцев: язык, археология и миф . Темза и Гудзон. ISBN 9780500050521 .
- Мэллори, Япония ; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Фицрой Дирборн. ISBN 978-1-884964-98-5 .
- Вильяр, Франциско (1991). Индоевропейцы и происхождение Европы: язык и история (на испанском языке). Мадрид: Гредос. ISBN 84-249-1471-6 . Трад. это.: Вильяр, Франциско (1997). Индоевропейцы и происхождение Европы . Болонья: Мельница. ISBN 88-15-05708-0 .