Привычки

В скандинавской ваны мифологии ( / ˈ v ɑː n ɪər / ; [1] Древнескандинавское :, единственное число Ванр ) — группа богов, связанных с плодородием, мудростью и способностью видеть будущее. Ваниры — одна из двух групп богов (вторая — асы ) и тезка места Ванахеймр ( древнескандинавский «Дом ванов»). После войны асов и ванов ваны стали подгруппой асов. Впоследствии членов ванов иногда также называют членами асов.
Ваны засвидетельствованы в « Поэтической Эдде» , составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников; « Прозаическая Эдда» и «Хеймскрингла» , написанные в 13 веке Снорри Стурлусоном ; и в поэзии скальдов . Ваниры упоминаются только в этих древнескандинавских источниках.
Все источники описывают бога Ньёрда и его детей Фрейра и Фрейю как членов ванов. В эвгемеризованном сестра прозаическом отчете в Хеймскрингле добавляется, что Ньёрда , имя которой не указано, и Квасир были ванами. Кроме того, Хеймскрингла сообщает историю о визите короля Свейгдира в Ванахеймр, где он встречает женщину по имени Вана, и у них двоих рождается ребенок по имени Ванланди (чье имя означает «Человек из страны ванов»).
Боги Хеймдалль и Улл , хотя и не засвидетельствованы как Ванир, предположительно являются потенциальными членами этой группы. В «Прозаической Эдде» указано имя для кабанов «Ван-дитя». Ученые предположили, что ваны могут быть связаны с небольшими кусочками золотой фольги, найденными в Скандинавии на некоторых строительных площадках от периода миграции до эпохи викингов , а иногда и в могилах. Они размышляли о том, представляли ли ваны первоначально доиндоевропейские божества или индоевропейские боги плодородия , и выдвинули теорию формы богов, почитаемой языческими англосаксами .
Этимология
[ редактировать ]Многочисленные теории были предложены для этимологии Ванира . Ученый Р.И. Пейдж говорит, что, хотя у этого слова нет недостатка в этимологии, существует соблазн связать это слово с древнескандинавским vinr («друг») и латинской Венерой («богиня физической любви»). [2] Ванир иногда переводят на английский язык как Уэйнс (единственное число Уэйн ). [а]
Сертификаты
[ редактировать ]Поэтическая Эдда
[ редактировать ]
В «Поэтической Эдде » ваны как группа конкретно упоминаются в поэмах «Völuspá» , «Vaftrúðnismál» , «Skirnismál» , «Thrymskvida» , «Alvíssmál » и «Sigrdrífumál» . В «Völuspá» строфа описывает события асиро -ванирской войны , отмечая, что во время войны ваны сломали стены твердыни асов и что ваны были «неукротимы, топча равнину». [3]
В Vafþrúðnismál Гагнрад с (замаскированный бог Один ) вступает в остроумную игру йотуном Вафрудниром . Гагнрад спрашивает Вафруднира, откуда пришел бог Ванов Ньёрд , поскольку, хотя он и правит многими хофами и хорграми , Ньёрд не был воспитан среди асов. Вафруднир отвечает, что Ньёрд был создан в Ванахейме («доме ванов») «мудрыми силами», и подробно описывает, что во время войны асов и ванов Ньёрд был обменян в качестве заложника. Кроме того, когда наступит конец света ( «Рагнарек» ), Ньёрд «вернётся к мудрому Ваниру». [4]
Alvissmál состоит из обмена вопросами и ответами между гномом Альвиссом и богом Тором . В стихотворении Альвисс приводит термины, которые различные группы, в том числе ваны, используют для обозначения различных предметов. Альвисс приписывает ванам девять терминов; один для Земли («Пути»), Неба («Ткач Ветров»), облаков («Воздушные змеи»), штиля («Тишина ветров»), моря («Волна»), огонь («Лесной огонь»), дерево («Жезл»), семя («рост») и эль («Пена»). [5]
В поэме «Тримсквида» говорится, что бог Хеймдалль обладает предвидением, «как и ваны». [6] Сигрдрифумал сообщает, что ваны владеют «священным медом ». В стихотворении валькирия Сигрдрифа передает мистические знания о рунах герою Сигурду . Сигрдрифа отмечает, что руны когда-то вырезались на различных существах, божествах и других фигурах, а затем сбривались и смешивались со «священным медом ». Этим медом владеют асы, эльфы , человечество и ваны. [7]
В «Скирнисмале » прекрасная йотунн Герд бога Фрейра , посланника впервые встречает Скирнира , и спрашивает его, из эльфов ли он, из асов или из «мудрых ванов». Скирнир отвечает, что он не принадлежит ни к одной из трех групп. [8] Позже в стихотворении Скирниру удается угрожать Герду (чтобы Герд принял привязанность Фрейра), и Герд предлагает Скирниру хрустальную чашу, полную меда, отмечая, что она никогда не думала, что полюбит одного из ванов. [9]
Проза Эдда
[ редактировать ]
Ваниры упоминаются в «Прозаическая Эдда» книгах Gylfaginning и Skáldskaparmál . В главе 23 «Gylfaginning » восседающая на троне фигура Хай рассказывает, что Ньёрд вырос в Ванахейме . Хай говорит, что во время асиро-ванирской войны ваны отправили Ньёрда в качестве заложника к асам, а асы послали к ванам бога Хёнира . Отправка Ньёрда в качестве заложника привела к мирному соглашению между асиром и ваном. [10]
В главе 35 представлена информация о богине Фрейе , в том числе о том, что одно из ее имен — « Дис из Ваниров». В той же главе Хай рассказывает, что богиня Гна ездит на коне Хофварпнире , и что этот конь обладает способностью ездить по воздуху и по морю. [11] Хай продолжает, что «однажды некоторые ваны увидели ее путь, когда она ехала по воздуху», и что неназванный один из этих ванов говорит в стихах (источник которых не указан):
- «Что там летает?
- Какие там тарифы?
- или движется по воздуху?» [12]
Гна отвечает:
- «Я не летаю
- хотя я живу
- и двигаться по воздуху
- на Хофварпнире
- тот, кому Хамскерпир достался
- с Гардрофой ». [12]

В главе 57 « Скальдскапармала » бог Браги объясняет происхождение поэзии. Браги говорит, что истоки поэзии лежат в войне асов и ванов. Во время мирной конференции, призванной положить конец войне, асы и ваны заключили перемирие, плюнув в чан. Когда они ушли, боги решили, что его не следует выливать, а лучше сохранить как символ их мира, и так из содержимого они сделали человека; Квасир. Позже Квасир убит гномами , и из его крови Мед Поэзии . сделан [13]
В главе 6 даны поэтические имена Ньёрда, в том числе «потомок вана или вана». В качестве ссылки приводится стихотворение скальда XI века Торда Сьярекссона , в котором Ньёрд описывается как Ванр. В главе 7 поэтические имена Фрейра перечислены , включая имена, указывающие на его связь с ванами; «Бог ванов», «потомок ванов» и «ван». [14] Фрейю также неоднократно упоминают как Ванра. В главе 20 перечислены некоторые имена Фрейи, в том числе «Ван-божество» и «Ван-леди», а в главе 37 приведены скальдические стихи, в которых Фрейя упоминается как «Ван-невеста». [15] имена свиней В главе 75 приведены , в том числе «Ван-ребенок», имя, общее с Фрейром . [16] [17]
Мировые крендели с солью
[ редактировать ]
Хеймскринглы « Книга Сага об Инглингах» (глава 4) представляет собой эвгемеризованное описание войны асов и ванов . В качестве мирного соглашения обе стороны согласились обменять заложников. Вани отправили Ньёрда и Фрейра к асам, а асы, в свою очередь, отправили Хёнира и Мимира к ванам .
Получив Мимира , ваны послали «самого умного из них», Квасира . В Ванахейме ваны сделали Хёнира вождём. Однако всякий раз, когда Хёнир появлялся на собраниях или собраниях, где ваны спрашивали его мнение по трудным вопросам, он отвечал: «Пусть решают другие». Ваны заподозрили, что асы обманули их при обмене заложниками, поэтому схватили Мимира, отрезали Мимиру голову и отправили ее асам. [18]
В той же главе описывается, что, пока Ньёрд жил среди ванов, его жена (неназванная) была его сестрой, и у пары было двое детей: Фрейр и Фрейя. Однако «среди асов было запрещено жениться на столь близком родственнике». По назначению Одина Ньёрд и его сын Фрейр стали и были жрецами жертвоприношений признаны богами среди асов. Фрейя была жрицей при жертвоприношениях, и «именно она первой научила асов магии, которая практиковалась среди ванов». [18]
В главе 15 записано, что король Свейгдир женился на женщине по имени Вана в «Ваналанде», расположенном в Швеции . У них родился ребенок, которого они назвали Ванланди (древнескандинавский «Человек из страны ванов»). [19] [20]
Археологические данные
[ редактировать ]
Небольшие кусочки золотой фольги, украшенные изображениями фигур, датируемых периодом миграции и ранней эпохой викингов (известные как «gullgubber »), были обнаружены в различных местах Скандинавии , в одном случае их было почти 2500. Кусочки фольги находили в основном на участках зданий и лишь изредка в могилах.
Фигуры иногда одиночные, иногда животные, иногда мужчина и женщина с листвой ветки между ними, обращенные друг к другу или обнимающие друг друга. Человеческие фигуры почти всегда одеты и иногда изображаются с согнутыми коленями. Ученый Хильда Эллис Дэвидсон говорит, что было высказано предположение, что фигуры участвуют в танце и что они могли быть связаны со свадьбами и связаны с ванами, представляющими идею божественного брака, как, например, в Поэтической Эдды. стихотворении «Скирнизмал» ; встреча бога ванов Фрейра и его возлюбленной Герд. [21]
Научный прием
[ редактировать ]Историки и структуралисты
[ редактировать ]Большая часть дискуссий среди ученых по теме ванов исторически сводилась к вопросу о том, являются ли ваны отражением предполагаемой исторической встречи между разными народами в древнем прошлом ( истористы ) или продолжением протоиндоевропейской мифологии. где такое повествование могло существовать по сложным социальным причинам ( структуралистам ) среди ранних индоевропейских народов, а затем распространиться на их потомков. Известные сторонники историцистской позиции включают Карла Хельма , Эрнста Альфреда Филиппсона , Лотте Моц и Лотте Хедеггер, тогда как известные сторонники структуралистской точки зрения включают Жоржа Дюмезиля , Яна де Вриса и Габриэля Турвиль-Петре . Структуралистская точка зрения в целом получила наибольшую поддержку среди ученых, хотя и с оговорками, в том числе среди Йенса Петера Шьёдта , Маргарет Клунис Росс и Томаса Дюбуа . [22] [б]
Как и ванская богиня Фрейя, ваны как группа не встречаются за пределами Скандинавии. Традиционно, вслед за Вёлуспой и Прозаической Эддой , исследования ванов были сосредоточены на войне асов и ванов, ее возможной основе в войне между народами, а также на том, возникли ли ваны как божества отдельного народа. Некоторые ученые сомневались, что они были известны за пределами Скандинавии; однако есть свидетельства того, что бог Фрейр — это тот же бог, что и германское божество Инг (реконструированное как протогерманское * Ингваз ), и что, если это так, то засвидетельствовано, что он был известен среди готов . [23]
Членство, эльфы, корабельная символика, «поле мертвых» и ванитация.
[ редактировать ]Хильда Эллис Дэвидсон предполагает, что все жены богов, возможно, изначально были членами ванов, отмечая, что многие из них, по-видимому, изначально были детьми йотнара . [21] Дэвидсон дополнительно отмечает, что «именно Ваниры и Один, кажется, подвергаются наиболее враждебному обращению в христианских рассказах о мифологических персонажах». [24]
Джозеф С. Хопкинс и Хаукур Торгейрссон, опираясь на предложения археолога Оле Крамлина-Педерсена и других, связывают ванов с погребальными обычаями среди северогерманских народов , предлагая раннюю германскую модель корабля на «поле мертвых», которая может быть представлен как полем загробной жизни Фрейи Фолквангром , так и древнеанглийским Неорхнавангом (таинственный первый элемент которого может быть связан с именем отца Фрейи, Ньёрда). [25]
Ричард Норт предполагает, что толкование латинских vanitates («тщеславие», «идолы») вместо «богов» в древнеанглийских источниках подразумевает существование *uuani ( реконструированного родственника древнескандинавского Vanir ) в дейранском диалекте и, следовательно, что боги, которых Эдвин из Нортумбрия и северные англы, которым поклонялись в дохристианской англосаксонской Англии, скорее всего, были * уани . Он комментирует, что они, вероятно, «объединяли не только имя, но и оргиастический характер [древнеисландских] ванов ». [26]
Аларик Холл приравнял ванов к эльфам . [27]
«Некролог Ванира» Рудольфа Симека.
[ редактировать ]В статье 2010 года, основанной на более раннем предложении Лотте Мотц , Рудольф Симек утверждает, что ванир изначально был не чем иным, как общим термином для таких божеств, как Асы , и что его использование в качестве имени для отдельной группы божеств было изобретением Снорри. которого он идентифицирует как автора «Прозаической Эдды» . По словам Симека, ваны, таким образом, являются «плодом воображения 13-20 веков». Симек заявляет, что он «считает, что мы имеем здесь дело не с ошибками, а с преднамеренным изобретением со стороны Снорри». [28]
Аргумент Симека получает некоторую поддержку со стороны Фрога и Джонатана Ропера (2011), которые анализируют небольшой корпус поэтических обычаев Ванира . Авторы предполагают, что это подразумевает, что ванир был «подвешенным архаизмом», использовавшимся в качестве метрической альтернативы асу , но с оговоркой, что «эти наблюдения, однако, не следует рассматривать как разгадку загадки ванара ». [29] В сборнике статей в честь Симека Фрог (2021) заявляет о поддержке предложения Симека. [30]
Однако предложение Симека было отвергнуто несколькими учеными, в том числе Клайвом Толли. [31] Лешек П. Слупецкий, [32] Йенс Петер Шёдт, [33] и Терри Ганнелл. [34] Толли утверждает, что этот термин, должно быть, возник в историческом использовании и что «предположение о том, что Снорри является основным источником ванов, является своего рода искажением фактов » . Толли продолжает:
- «Факты дают возможность интерпретировать ванов как класс существ с сплоченной функциональностью, как я пытался показать. В свою очередь, поскольку можно показать, что эта функциональность отражает проблемы, широко распространенные в сравнительных религиоведение, есть хорошие Причина сохранения важности ванов как отдельной группы божественных существ, я бы даже осмелился предположить, что ваны — отнюдь не второстепенные персонажи в скандинавском пантеоне, как полагают Симек и другие, — . скорее всего, были вовлечены в этот процесс наиболее интимные и центральные аспекты человеческого существования, как показывает мой анализ их функций.
- Вполне возможно, именно по этой причине христианские миссионеры, такие как святой Олаф, стремились искоренить их, оставив нам так мало информации. Если бы, как Вулуспа намекает , ваны были «сладким ароматом», любимцами женщин, возможно, у нового мускулистого и мужественного христианства был бы еще больший стимул обеспечить их упадок, как культ, взращенный хранителями дом будет серьезной угрозой для распространения новой религии». [35]
Слупецкий утверждает, что ваны оставались отличными от асов – за исключением Фрейи и Фрейра, которых он следует за Прозаической Эддой , считая, что они родились после того, как Ньёрд стал заложником среди асов, и, таким образом, считает их асами – и, следовательно, что Рагнарек "[ не имеет] никакого значения для их мира». [36]
По словам Йенса Петера Шьёдта,
- «Даже если термина Ванир не существовало в языческие времена, это существенно не меняет того факта, что в дохристианской скандинавской мифологии мы имеем дело с двумя группами богов, которые иногда пересекаются, тогда как в другие времена они четко различаются, точно так же, как этого следует ожидать от антропоморфной мифологии. Было бы неправильно искать связность в любой мифологии. Как я более подробно рассмотрел в другом месте, то, что мы можем реально надеяться реконструировать, не является последовательной мифологической или теологической системой, как это кажется. Это скорее идеальная мечта ученых, находящихся под сильным влиянием богословия более старого типа, а скорее набор вариантов, которые могут быть частью глубокой структуры, хотя и с внутренними противоречиями между различными мифологическими комплексами и различными «незавершенными концами». В реальном мире, среди реальных людей, такая согласованность, как правило, отсутствует».
Шёдт в ответ на статью Симека говорит:
- «Тогда вывод в отношении статьи Симека будет заключаться в том, что даже если он прав насчет ванов, нам все равно было бы лучше, если бы у нас было обозначение богов, которых мы традиционно считали принадлежащими к группе ванов. И, возможно , тогда Ванир , несмотря на все связанные с ним неопределенности, по-прежнему будет наиболее удобным термином». [37]
Терри Ганнелл предполагает, что Ваниры
- «Тем не менее, повторяющиеся закономерности в повествованиях подразумевают, что в устных традициях Норвегии и Исландии люди, похоже, рассматривали религиозную деятельность, связанную с «ванирами» (с их центром в Швеции), как отличающуюся по своей природе от той, которая встречается в других местах. Также, похоже, предполагалось, что между ванами и ландшафтом существует более тесная связь, чем существовала между асами и природной средой».
Ганнелл заключает, что
- «Это свидетельство придает вес аргументу о том, что, несмотря на недавние аргументы об обратном, религия, связанная с богами ванов и асов, имела разную природу и происхождение». [34]
Современное влияние
[ редактировать ]Ваниры фигурируют в стихотворении « Om vanerne » Оленшлегера (1819). [38] Некоторые германские неоязычники называют свои верования Ванатру (что означает «те, кто чтит ванов»). [39]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Это происходит, например, в переводе Генри Адамса Беллоуза « Поэтической Эдды» , ср. Беллоуз 1923 , с. 10.
- ^ Дополнительное обсуждение этой темы см. Дюмезиль 1959 , Дюмезиль 1973 и Толли 2011 , стр. 22.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ванир» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Страница 1990 , с. 27.
- ^ Ларрингтон 1999 , с. 7.
- ^ Ларрингтон 1999 , с. 46.
- ^ Беллоуз 1923 , стр. 186–187, 189–193.
- ^ Ларрингтон 1999 , с. 99
- ^ Ларрингтон 1999 , с. 169
- ^ Ларрингтон 1999 , с. 64
- ^ Ларрингтон 1999 , с. 67
- ^ Фолкс 1995 , с. 23.
- ^ Бьок 2005 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б Бьок 2005 , с. 44.
- ^ Фолкс 1995 , стр. 61–62.
- ^ Фолкс 1995 , с. 57.
- ^ Фолкс 1995 , с. 86-89.
- ^ Фолкс 1995 , с. 164.
- ^ Симек 1993 .
- ^ Jump up to: а б Холландер 2007 , с. 8.
- ^ Маккиннелл 2005 , с. 70.
- ^ Холландер 2007 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Дэвидсон 1988 , с. 121.
- ^ Шьёдт 2014 , стр. 20.
- ^ Гранди 1998 , с. 65.
- ^ Дэвидсон 1969 , с. 132.
- ^ Хопкинс и Хаукур 2011 .
- ^ Норт 1998 , стр. 177–178.
- ^ Холл 2007 , стр. 26, 35–36; цитируется по Толли 2011 , с. 23.
- ^ Симек 2010 , с. 18.
- ^ Frog & Roper 2011 , стр. 30, 35–36.
- ^ Лягушка 2021 , стр. 167–169.
- ^ Толли 2011 .
- ^ Слупецкий 2011 , стр. 13.
- ^ Schjødt 2016 , стр. 22.
- ^ Jump up to: а б Ганнелл 2018 , стр. 113–114.
- ^ Толли 2011 , стр. 20–22.
- ^ Слупецкий 2011 , стр. 11.
- ^ Schjødt 2016 , стр. 31–32.
- ^ Оленшлегер, AG (1819 г.). «О привычках». Боги Севера ; цитируется Симеком 2007 , стр. 352.
- ^ Харви 2000 , с. 67.
Библиография
[ редактировать ]- Беллоуз, Генри Адамс (Пер.) (1923). Поэтическая Эдда . Нью-Йорк: Американо-скандинавский фонд.
- Бьок, Джесси (Пер.) (2005). Прозаическая Эдда . Классика пингвинов . ISBN 0-14-044755-5 .
- Дэвидсон, HR Эллис (1969). Скандинавская мифология . Пол Хэмлин .
- Дэвидсон, Хильда Родерик Эллис (1988). Мифы и символы в языческой Европе: ранние скандинавские и кельтские религии . Издательство Манчестерского университета . ISBN 0-7190-2579-6 .
- Дюмезиль, Жорж (1959). «Боги Асов и Боги Ваниров». Боги немцев: очерк формирования скандинавской религии . Мифы и религии (на французском языке). Полет. 39 (ред. Ред.). Париж: Presss Universitaires de France . стр. 3–39. ОСЛК 1719020 .
- Дюмезиль, Жорж (1973). «Боги: Асы и Ваниры». В Эйнаре Хаугене (ред.). Боги древних северян . Публикации Центра сравнительного фольклора и мифологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Том. 3. Перевод Джона Линдоу . Беркли: Издательство Калифорнийского университета . стр. 3–25. ISBN 978-0520020443 .
- Фолкс, Энтони (Пер.) (1995). Эдда . Обыватель . ISBN 0-460-87616-3 . .
- Фрог и Ропер, Джонатан (2011). « Противостояние Ваниру: ответ на «Некролог Ванира» Симека » (PDF) . Информационный бюллетень RMN (2). Хельсинкский университет: 29–37. Архивировано (PDF) из оригинала 23 марта 2022 года . Проверено 25 июня 2022 г. ISSN-L: 1799–4497.
- Лягушка (2021). «Асы: некролог». У Сабины Хайди Вальтер; Регина Джакнис; Юдит Мёрер-Бонгардт; Йенс Эйке Шналль (ред.). В Res, artes et religio: Очерки в честь Рудольфа Симека . Лидс: Кисмет Пресс. стр. 141–175.
- Гранди, Стефан (1998). «Фрейя и Фригг». В Биллингтоне, Сандра и Грин, Миранда (ред.). Концепция Богини . Рутледж . ISBN 0-415-19789-9 . .
- Ганнелл, Терри (2018). Пернилле Германн; Стивен А. Митчелл; Йенс Петер Шёдт; Эмбер Дж. Роуз (ред.). «Блотгиджур, Годар, Мими, инцест и повозки: устные воспоминания ванов» . Древнескандинавская мифология — сравнительные перспективы. Эд. Пернилле Херманн, Стивен А. Митчелл и Йенс Петер Шьёдт с Эмбер Дж. Роуз . Древнескандинавская мифология – сравнительные перспективы. Гарвардский университет: 113–137.
- Холл, Аларик (2007). Эльфы в англосаксонской Англии: вопросы веры, здоровья, пола и идентичности . Англосаксонские исследования. Том. 8. Вудбридж, Саффолк / Рочестер, Нью-Йорк: Boydell Press . ISBN 978-1843832942 .
- Харви, Грэм (2000). Современное язычество: слушая людей, говоря о Земле . Нью-Йорк Пресс . ISBN 0-8147-3620-3 .
- Хопкинс, Джозеф С. и Хаукур, Торгейрссон (2011). «Корабль в поле» (PDF) . Информационный бюллетень RMN (3). Хельсинкский университет: 14–18. Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 20 июня 2012 г. ISSN-L: 1799–4497.
- Холландер, Ли Милтон (Пер.) (2007). Хеймскрингла: История королей Норвегии . Издательство Техасского университета . ISBN 978-0-292-73061-8 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2023 года . Проверено 27 июня 2022 г.
- Ларрингтон, Кэролайн (Пер.) (1999). Поэтическая Эдда . Оксфордская мировая классика. Оксфорд. ISBN 0-19-283946-2 . .
- Маккиннелл, Джон (2005). Встреча с Другим в скандинавских мифах и легендах . Д.С. Брюэр . ISBN 1-84384-042-1 .
- Норт, Ричард (1998). Языческие боги в древнеанглийской литературе . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-55183-8 .
- Пейдж, Род-Айленд (1990). Скандинавские мифы . Издательство Техасского университета . ISBN 0-292-75546-5 .
- Шьёдт, Йенс Петер (2014). «Новые взгляды на богов ванов в дохристианской скандинавской мифологии и религии». В Тимоти Р. Тангерлини (ред.). Скандинавские мифологии: интерпретации, пересечения и институты . стр. 19–34.
- Симек, Рудольф (1993). Словарь северной мифологии . Кембридж [Англия]: Д.С. Брюэр. ISBN 9780859915137 .
- Симек, Рудольф (2007). Словарь северной мифологии . Перевод Анжелы Холл. Д.С. Брюэр. ISBN 978-0-85991-513-7 .
- Симек, Рудольф (2010). «Ваны: Некролог» (PDF) . Информационный бюллетень RMN (1). Хельсинкский университет: 10–19. Архивировано (PDF) из оригинала 15 августа 2015 года . Проверено 20 июня 2012 г. ISSN-L: 1799–4497.
- Слупецкий, Лешек П. (2011). «Ваны и рагнарук » (PDF) . Информационный бюллетень RMN (3). Хельсинкский университет: 11–13. Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 20 июня 2012 г. ISSN-L: 1799–4497.
- Толли, Клайв (2011). «В защиту ванов» (PDF) . Информационный бюллетень RMN (2). Хельсинкский университет: 20–37. Архивировано (PDF) из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 20 июня 2012 г. ISSN-L: 1799–4497.
Внешние ссылки
[ редактировать ]