Балторн
Бёльёрн (также Бёлёрн ; древнескандинавский : Бёлторн [ˈbɔlˌθorn] , «Злой шип») — ётунн в скандинавской мифологии и отец (или дедушка) Бестлы , которая сама является матерью Одина , Вили и Ве . [ 1 ]
Фигура упоминается в « Поэтической Эдде» , составленной в 13 веке на основе более ранних традиционных источников, и « Прозаической Эдде» , составленной исландцем Снорри Стурлусоном в 13 веке. Ученые отметили, что упоминание в «Поэтической Эдде» может означать, что он является отцом мудрого существа Мимира .
Имя
[ редактировать ]Название засвидетельствовано в двух вариантах. Бёльторн используется в Gylfaginning («Обольщение Гюльфи» ), тогда как Bölþor встречается в Hávamál («Высказывания Высшего»). [ 1 ]
Древнескандинавское . имя Бёлёрн переводится как «Злой шип» [ 2 ] [ 1 ] Вариант формы Bölþor не имел бы ясного значения для средневековых скандинавов. [ 1 ]
Сертификаты
[ редактировать ]В «Хавамале» («Изречениях Высшего») Белтор получает единственное упоминание о « Поэтической Эдде» . [ 3 ]
Девять волшебных песен, которые я [выучил?] от знаменитого сына .
О Белторе, отце Бестлы,
И я напился драгоценного меда,
Вылито из [кем? чтобы?] Одрерир.- Хавамаль , пер. Дж. Линдоу , 2002.
Gylfaginning («Обольщение Гюльфи» ) упоминает в «Прозаической Эдде» , что Бёльторн — великан и отец Бестлы. [ 3 ]
Он женился на женщине по имени Бестла, дочери великана Бёлтхорна. У них было трое сыновей; первого звали Один, второго Вили, третьего Ве.
- Снорри Стурлусон, Gylfaginning , пер. Дж. Линдоу , 2002.
Теории
[ редактировать ]Часто утверждается, что фигура Бёльторна воплощает традиционные отношения с дядей по материнской линии - образец, встречающийся как в германских мифах, так и в легендах. [ 2 ] [ 3 ] По словам Орчарда , римский историк Тацит (I в. н.э.) «уже отметил важность этой конкретной семейной связи в германском обществе, и в литературных источниках имеются многочисленные примеры близости мужских фигур со своими дядями по материнской линии». [ 2 ] Например, средневековая исландская пословица гласит: «Мужчины больше всего похожи на своих дядей по материнской линии». Линдоу комментирует: «Конечно, из всех богов Один оказался больше всего похож на гиганта». [ 3 ]
Различные ученые также отмечали, что неназванный человек (сын Белторна и Бестлы брат ) в Хавамале может быть мудрым существом Мимиром . [ 4 ] [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]- Бёльверкр , одно из имён Одина.
- Список гигантов в скандинавской мифологии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Линдоу 2002 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б с Орчард 1997 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б с д Линдоу 2002 , с. 77.
- ^ Беллоу 1923, стр. 92.
- ^ Пухвель 1989 , с. 218.
Ссылки
[ редактировать ]- Беллоуз, Генри Адамс (1923). Поэтическая Эдда . Американо-скандинавский фонд .
- Фолкс, Энтони, пер. (1987). Прошлое (изд. 1995 г.). Обыватель. ISBN 0-460-87616-3 .
- Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд . Касселл. ISBN 978-0-304-34520-5 .
- Пухвель, Яан (1989). Сравнительная мифология . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-3938-2 .
- Линдоу, Джон (2002). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-983969-8 .