Древнескандинавская философия
Кине , родня ,
сам умрешь тем же;
Я знаю одну вещь, которая не умирает никогда,
слава всех благородных умерших.
Древнескандинавская философия была философией ранних скандинавов . [ б ] [ с ] [ д ]
Подобно образцам мышления других ранних германских народов , древнескандинавская философия лучше всего засвидетельствована в « Поэтической Эдде» , особенно в «Хавамале» , поэме, приписываемой Одину , ведущему божеству в скандинавской мифологии . В нем подчеркивалось, что счастья можно достичь, только проживая добродетельную жизнь, особенно такую, которая характеризуется взаимосвязанными добродетелями мудрости, самоконтроля и личной независимости. [ 3 ]
Происхождение
[ редактировать ]Некоторые исследователи полагают, что древнескандинавская философия имела в основном местное происхождение и развивалась в относительной изоляции, независимо от внешних влияний. Вероятно, по своей природе и происхождению он имел сходную природу и происхождение со образами мышления других германских народов . [ 2 ]
Ученые, такие как Гудмундур Финнбогасон и Свейнбьорн Джонсон , отметили поразительное сходство между древнескандинавской философией и древнегреческой философией , в частности философией Гомера и Аристотеля . [ 4 ] Эти сходства, по-видимому, являются результатом независимого развития, а не внешнего влияния. [ 5 ]
Источники
[ редактировать ]
Важнейшим источником древнескандинавской философии является « Поэтическая Эдда» . [ с ] который состоит из ряда стихотворений, посвященных мифологии , героическим легендам и моральным учениям. По мнению Ли М. Холландера , « Поэтическая Эдда» так же важна для понимания этических взглядов скандинавов и других германских народов, как Веды для понимания индийской философии и труды Гомера для понимания древнегреческой философии. [ 6 ]
Важной частью « Поэтической Эдды» в отношении философии является ее первая поэма « Вёлуспа» . В нем говорится о зарождении и судьбе человечества и его мира. [ 7 ]
Другая важная часть « Поэтической Эдды» — « Хавамал» . [ д ] стихотворение о социальном поведении, приписываемое Одину , богу войны и мудрости и ведущему божеству в скандинавской мифологии . [ 8 ] Он считается самым важным источником по древнескандинавской философии. [ с ] [ а ] и получил название « Никомахова этика Севера». [ 4 ]
Саги дают много информации о древнескандинавской философии жизни. [ 9 ]
Темы
[ редактировать ]Лучше уж усадьбу, хоть и лачугу;
мужчина — хозяин дома;
истекать кровью сердце того, кто должен просить
его мясо для каждого приема пищи
Подобно древнегреческой философии, древнескандинавская философия была независима от влияния религиозных догм и подчеркивала, что человеческая природа является основой, на которой должны опираться столпы моральной философии. [ 4 ] Цель жизни – счастье , которого можно достичь, только проживая добродетельную жизнь . [ 3 ]
Добродетели, подчеркиваемые в древнескандинавской философии, включают независимость, уверенность в своих силах, верность, скромность, гостеприимство, щедрость, сострадание, смелость и, самое главное, мудрость . [ 3 ] [ и ] Независимость достигалась не только материально, но также проявлялась через независимость мыслей и действий. [ 9 ] Полная независимость может быть достигнута только через мудрость, [ 12 ] и, как и в аристотелевской этике , мудрость можно приобрести только через опыт. [ 13 ] Важным источником опыта были путешествия. [ ж ] Автор « Хавамал» отмечает, что богатство временно, а мудрость вечна. [ 12 ] Богатство считается «самым непостоянным другом». [ 7 ] Высшим выражением независимости была способность действовать в соответствии с мудростью. [ 14 ]
Автор «Хавамаля» подчеркивает, как и Аристотель, что человек по своей сути является социальным существом и что он не может полностью раскрыть свой потенциал в изоляции. [ г ] Эта глубокая потребность в общении часто отмечается в древнескандинавской литературе . Человек должен был быть верным другом и не должен был дружить с друзьями своих врагов. [ 15 ] Была особо подчеркнута важность выполнения своих личных обязанностей. [ 9 ]
Ключевой особенностью счастливого человека была его способность хорошо отдыхать. Это похоже на высказывания Аристотеля. В соответствии с древнескандинавской философией было глупо лежать по ночам без сна, думая о своих проблемах, поскольку это лишало человека возможности справиться с проблемой на следующий день. [ 3 ]
Несмотря на принадлежность к культуре воинов , древнескандинавская философия подчеркивает, что даже хромые, безрукие, глухие и слепые занимают особое место в обществе. [ ч ]
Древнескандинавская философия была сильно фаталистической , поскольку ни один человек не мог в конечном итоге избежать своей судьбы. Эта вера распространялась на все классы общества, от королей до рабов . Этот фатализм побуждал их жить жизнью, полной мужества и силы духа . Этот дух хорошо воплощен в 77-й строфе « Хавамаля» : [ а ] в котором подчеркивается, что единственное, что долговечно в мире, — это благородное имя, которое человек обретает, проживая жизнь, наполненную благородными делами. [ 10 ]
Наследие
[ редактировать ]Несмотря на возможную христианизацию Скандинавии и принятие ею христианской этики , столпы древнескандинавской философии остаются жизненно важными для многих скандинавов . [ 16 ] [ не удалось пройти проверку ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Самая суть древнескандинавской философии жизни воплощена в этой часто цитируемой и вызывающей восхищение строфе…» [ 10 ]
- ^ «[Древняя] Скандинавия... обладала отчетливой моральной философией, которая довольно четко отражалась в жизни простого человека, а также в обычном праве того времени». [ 1 ]
- ^ Перейти обратно: а б с «Хотя доступные источники древнескандинавской философии, кроме Хавамаля, немногочисленны, они достоверно полны. Саги содержат много прямых и еще более косвенных свидетельств основных положений этой философии, а также примеров ее влияния в повседневной жизни. и эддическая поэзия является самым прямым и надежным доказательством того, что викинги придерживались философии жизни, специфичной по своему содержанию и явной в формальном изложении». [ 2 ]
- ^ Перейти обратно: а б «На одном уровне с «Видением Сивиллы» по интересу и значимости находится еще одно эддическое стихотворение, «Изречения Высшего» (Хавамал), которое называют скандинавской книгой пословиц. В основном это собрание мудрых заповедей, кратко выраженных здесь. мы находим наиболее прямое и наиболее полное изложение древнескандинавской философии жизни». [ 7 ]
- ^ Важность требования независимости и мудрости для достижения счастья особенно выражена в строфе 8 Hávamál . [ 11 ]
- ^ В строфе 18 «Хавамаля» говорится, что человек, который всегда остается дома, станет тупым и ограниченным, а человек, который много путешествует, приобретет мудрость. [ 5 ]
- ^ В строфе 50 «Хавамаля» говорится, что судьба одинокого человека подобна судьбе одиноко стоящей ели , а в строфе 47 подчеркивается, что Один считал себя богатым, когда нашел друга. [ 5 ]
- ↑ Об этом говорится в 71 строфе Hávamál . [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джонсон 1938 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б Джонсон 1938 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джонсон 1938 , стр. 32–33.
- ^ Перейти обратно: а б с Джонсон 1938 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б с Джонсон 1938 , с. 32.
- ^ Бек 1933 , с. 179.
- ^ Перейти обратно: а б с Бек 1933 , с. 180.
- ^ Перейти обратно: а б Джонсон 1938 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с Джонсон 1938 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б с Бек 1933 , с. 182.
- ^ Джонсон 1938 , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б с Джонсон 1938 , с. 31.
- ^ Джонсон 1938 , стр. 27–28.
- ^ Джонсон 1938 , с. 35.
- ^ Бек 1933 , с. 181.
- ^ Бек 1933 , с. 183.
Библиография
[ редактировать ]- Бек, Ричард (апрель 1933 г.). «Вклад Исландии в мировую литературу» . Ежеквартальный журнал . 23 (3). Университет Северной Дакоты : 175–184.
- Джонсон, Свейнбьорн (октябрь 1938 г.). «Древнескандинавские и древнегреческие идеалы». Этика . 49 (1). Издательство Чикагского университета : 18–36. дои : 10.1086/290042 . JSTOR 2988773 . S2CID 145493657 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баушац, Пол К. (1982). Колодец и дерево: мир и время в раннегерманской культуре . Нью-Йорк: Издательство Массачусетского университета . ISBN 9780870233524 .
- Бек, Ричард (1959). «Проблемы древнескандинавской философии жизни». Американское скандинавское обозрение . 23 (8). Американо-скандинавский фонд : 6–7.
- Бредсдорф, Томас (2001). Хаос и любовь: философия исландских семейных саг . Музей Тускуланум Пресс.
- Финнбогасон, Гудмундур (1929). «Жизнь Хавамаля и Аристотеля» [Аристотель и философия Хавамаля]. Крещения (на исландском языке). 103 . Исландское литературное общество : 84–103.
- Оуэн, Фрэнсис (1960). «Идеалы и модели мышления». Германский народ . Нью-Йорк: Bookman Associates. стр. 153–166.
- Филпоттс, Берта (1931). Эдда и Сага . Нью-Йорк: Генри Холт .
- Уинтерборн, Энтони (2004). Когда норны заговорили: время и судьба в германском язычестве . Нью-Йорк: Издательство Университета Фэрли Дикинсон . ISBN 9780838640487 .
- «Скандинавский пэр Гомера» . Американское скандинавское обозрение . 11 (11). Американо-скандинавский фонд : 630–631. Ноябрь 1923 года.