Jump to content

Дёккальфар и Льосальфар

Эльвалек ( Эльфийская игра или танцующие феи ) (1866) Августа Мальмстрема

В скандинавской мифологии Дёккальфар ( «Тёмные эльфы»). [ а ] и Льосальфар («Светлые эльфы») [ б ] два противоположных типа эльфов ; темные эльфы обитают под землей и имеют темный цвет лица, в то время как светлые эльфы живут в Альфхейме и « прекраснее солнца на вид ». Ljósálfar и Dökkálfar засвидетельствованы в Прозаической Эдде , написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном , и в поздней древнескандинавской поэме «Храфнагальд Один» . Ученые выдвинули теории о происхождении и значении дуалистической концепции.

Сертификаты

[ редактировать ]

Проза Эдда

[ редактировать ]

В «Прозаической Эдде » Дёккальфар и Льосальфар описаны в главе 17 книги Gylfaginning . В этой главе Ганглери король Гильфи ( переодетый ) спрашивает восседающую на троне фигуру Хай , какие еще «главные центры» есть на небесах за пределами источника Урдарбруннр . Ганглери отвечает, что на небесах есть много прекрасных мест, в том числе место под названием Альфхейм (древнескандинавский «Дом эльфов» или «Мир эльфов»). Хай говорит, что лёсальфары живут в Альфхейме, в то время как доккальфары живут под землей и выглядят (и особенно ведут себя) совсем не так, как лёсальфары. Хай описывает Льосальфаров как «прекраснее солнца на вид», в то время как Дёккальфары «чернее смолы». [ 1 ] [ 2 ]

В продолжении главы 17 Ганглери спрашивает, что защитит прекрасный зал Гимле , ранее описанный как «самый южный край неба», когда огни Сурта «сожгут небо и землю» ( Рагнарек ). Хай отвечает, что на самом деле существуют другие небеса. Первый, называемый Андлангр , говорит он, находится «к югу от нашего неба и над ним», и «мы верим», что Гимле расположен на третьем небе, «еще выше этого», Видблайнн . Хай добавляет, что «мы считаем, что в настоящее время эти места населяют только светлые эльфы». [ 2 ] [ 3 ]

Магия ворона Одина

[ редактировать ]

встречается Дополнительное упоминание о доккальфаре в поздней древнескандинавской поэме «Храфнагальдр Одинс» Одина (« Ворон »), строфа 25. [ 4 ]

Теории и интерпретации

[ редактировать ]

Поскольку эта концепция записана только в Gylfaginning и поздней поэме «Hrafnagaldr Oðins» , неясно, возникло ли различие между двумя типами эльфов у Снорри, или он просто пересказал уже разработанную концепцию.

Вопрос христианского влияния

[ редактировать ]

Эта подклассификация, возможно, возникла в результате христианского влияния путем импорта концепций добра и зла и ангелов света и тьмы. Энн Хольцмарк : Эту точку зрения высказала [ с ] хотя и с некоторой оговоркой, поскольку дуализм «добро-зло» не ограничивается христианским мышлением. [ д ] Помимо некоторых дополнительных наблюдений, подтверждающих эту гипотезу, [ и ] Хольцмарку приписывают демонстрацию того, что Снорри заимствовал из христианских писаний, в частности, что «описание Снорри Видблайнна [третьего неба, населенного светлыми эльфами] почти наверняка было под влиянием (и, возможно, основано на) рассказа об ангелах в « Элюцидариусе» . " [ 8 ] [ ж ]

Несогласные с мнением о том, что темные и светлые эльфы были более поздним изобретением, такие как Рудольф Симек и Габриэль Турвиль-Петре , скорее считают, что «темные» и «светлые» аспекты одних и тех же существ по своей сути не являются маловероятными, поскольку культы смерти и плодородия часто являются тесно связаны. [ 9 ] [ 10 ]

Поскольку « Прозаическая Эдда» описывает доккальфаров как подземных они могут быть карликами под другим именем. жителей, по мнению ряда ученых, таких как Джон Линдоу , [ 11 ] [ 12 ]

В Прозаической Эдде также однозначно упоминаются сварталфары («черные эльфы»), [ 12 ] но есть основания полагать, что это также относится просто к карликам. [ г ]

Следовательно, Линдоу и другие комментаторы отметили, что, возможно, не было никакого различия между темными эльфами и черными эльфами теми, кто придумал и использовал эти термины. [ ч ] Лотте Моц об эльфах смешивает и, следовательно, с самого начала приравнивает «темных эльфов» и «черных эльфов». Статья [ 14 ]

Троица братьев Гримм

[ редактировать ]

Джейкоб Гримм [ 15 ] предположил, что протоэльф ( ursprünglich ), вероятно, был «светлым, белым, добрым духом», в то время как гномы, возможно, были задуманы как «черные духи» при относительном сравнении. Но «два класса существ стали смешиваться», и возникла необходимость ввести термин «светлые эльфы» ( ljósálfar , или hvítálfar — «белые эльфы»). [ 16 ] для обозначения «собственно эльфов». Это был аналог «темных эльфов» ( dökkálfar , или svartálfar — «черные эльфы»). [ 17 ] [ я ]

Предпочитая ее двойственности, Гримм постулировал наличие трех видов эльфов ( светлых эльфов , темных эльфов , черных эльфов ), присутствующих в скандинавской мифологии. [ 18 ]

Но «трехстороннее разделение» Гримма (как его называет Шиппи) столкнулось с «проблемой» в заявлении Снорри о том, что темные эльфы были абсолютно черными, поскольку это привело бы к «первому сокращению», согласно которому «темные эльфы = черные эльфы». В качестве решения Гримм «объявляет заявление Снорри ошибочным» и выдвигает гипотезу, что «темные эльфы» на самом деле были не «темными», а скорее «тусклыми» или «бледными». [ 15 ] [ 19 ] И признавая, что «такой трилогии все еще [не хватает] убедительных доказательств», [ 20 ] проводит параллели с белым, коричневым и черным подземельем в померанской легенде, [ 20 ] и белые, бледные и черные войска духов приходят, чтобы забрать души в сказке о Соломоне и Маркофе . [ 20 ] [ 21 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. Древнескандинавский : Dƫkkálfar , единственное число Dƫkkálfr
  2. ^ Фея Сингулярного Света
  3. ^ «Энн Хольцмарк отметила, что свое представление о светлых и темных эльфах он, вероятно, почерпнул из христианского учения о «белых» и «черных» ангелах», [ 5 ] «Но не все эльфы добрые, от синонима , лат . andi Божьи ангелы находятся на небесах, а дьяволы в аду, те, которых группа последователей Сатаэля привела с собой, когда он был погружен в бездну, Elucidarius 1869, p. 12"; перевод: Но не все эльфы добры, и от синонимов [исел.] andi , лат. Spiritus , оно приобрело смысл дихотомии «добрых и злых духов», Снорри называет их liósálfar и dokkálfar. Такая же дихотомия реализована и в христианском учении об ангелах: ангелы Божии на небесах и ангелы дьявола в аду, т. е. стадо последователей, которых Сатанаил привел с собой, когда он был погружен в бездну, Елюцидарий , 1869, стр.12" [ 6 ]
  4. Таким образом, Гримм и Хольцмарк описали «ангелов» как параллельное явление, по крайней мере, в своем предварительном тезисе, Гримм допускает, что «другие мифологии также создали» этот дуализм, а Хольцмарк предполагает, что дихотомия, присущая схожим исландским ( andi ) и латинским языкам. термины ( Spiritus ), возможно, перешли на «эльфов».
  5. ^ Например: «Оба типа существ описаны на языке, который иначе используется для обозначения ангелов и дьяволов», перевод: Оба типа существ [ liósalfar и døkkalfar ] описаны на языке, который иначе используется для обозначения ангелов и дьяволов. [ 7 ]
  6. ^ По ее собственному признанию, Хольцмарк считала объяснение третьего неба более сложным, чем второе небо Андлангра , отдавая должное Фальку за проницательность, связавшую его с андлегром или «духовным» небом Элюцидариуса . «Фальк, конечно, прав, что Андлангр создан из андлегра небес; другое имя не так-то легко понять, оно тоже осмелится быть созданным для этого случая». [ 7 ]
  7. ^ Поскольку Снорри дважды говорит, что Мир Черных Эльфов (Сварталфахеймр) населен определенными гномами. [ 13 ] Снорри говорит , что гномы, создавшие Глейпнир в Gylfaginning 34, и гном Андвари в Skáldskaparmál 39 ( Falkes 1995 , стр. 28, 100) живут в Мире Черных Эльфов.
  8. Линдоу: «Неизвестно, намеревался ли он [Снорри] провести различие между темными и черными эльфами». [ 11 ] Лассен: «Оба этих гнома (если они были разными)» [ 12 ]
  9. Фактическая формулировка Сталлибрасса в его переводе звучала так: «Пришлось прибегнуть к композиции, и собственно эльфы были названы liosâlfar » ( 2 : 444), поскольку Гримм «помогал человеку в композиции и называл настоящего âlfar liosâlfar ». Гримм 1844 , 1 :413
  1. ^ Фолкс 1995 , стр. 19–20.
  2. ^ Jump up to: а б Сигурдссон 1848 , стр. 78, 80.
  3. ^ Фолкс 1995 , с. 20.
  4. ^ Лассен 2011 , с. 94.
  5. ^ Талбот 1982 , с. 38.
  6. ^ Хольцмарк 1964 , с. 38.
  7. ^ Jump up to: а б Хольцмарк 1964 , с. 37.
  8. ^ Холл 2004 , стр. 32–33.
  9. ^ Симек 1984 ; Симек 2007 , с. 56
  10. ^ Тервиль-Питер, Габриэль , Миф и религия Севера (1964), стр. 231 apud Wilkin 2006 , стр. 66–67.
  11. ^ Jump up to: а б Линдоу 2001 , с. 110.
  12. ^ Jump up to: а б с Лассен 2011 , стр. 105–6.
  13. ^ Толкин, JRR (2012). Легенда о Сигурде и Гудрун . Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN  978-0547504711 .
  14. ^ Короткометражка 1973 года .
  15. ^ Jump up to: а б Shippey 2004 , стр. 6–8 представляет отрывок из взглядов Гримма на классы эльфов с параллельным немецким текстом и переводом Сталлибрасса.
  16. ^ Гримм (1883), Том. 2, с. 445, «Торлак. спец. 7, стр. 160 дает лиосальфарам другое имя hvitálfar (белые эльфы); я не нашел этого слова в старых писаниях».
  17. ^ (Stallybrass tr.) Гримм 1883 , 2 : 444
  18. ^ (Stallybrass tr.) Grimm 1883 , 2 : 444, «Некоторые видели в этой противоположности светлых и черных эльфов тот же дуализм, который другие мифологии установили между духами хорошими и плохими, дружелюбными и враждебными, небесными и адскими, между ангелами света и тьмы. Но не следует ли нам скорее предположить три вида скандинавских гениев: лиосальфар , докальфар , сварталфар ?"
  19. ^ (Stallybrass tr.) Гримм 1883 , 2 : 445
  20. ^ Jump up to: а б с (Stallybrass tr.) Гримм 1883 , 2 : 446
  21. ^ Хаген, Фридрих Генрих фон дер; Бюшинг, Иоганн Густав, ред. (1808), «Саломон ун Морольф» , Немецкие стихотворения средневековья , т. 1, Берлин: книжный магазин Realschule, с. 28
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 154ffcf4444fb94b194eed890678b76d__1720927860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/6d/154ffcf4444fb94b194eed890678b76d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dökkálfar and Ljósálfar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)