Дёккальфар и Льосальфар

В скандинавской мифологии Дёккальфар ( «Тёмные эльфы»). [ а ] и Льосальфар («Светлые эльфы») [ б ] два противоположных типа эльфов ; темные эльфы обитают под землей и имеют темный цвет лица, в то время как светлые эльфы живут в Альфхейме и « прекраснее солнца на вид ». Ljósálfar и Dökkálfar засвидетельствованы в Прозаической Эдде , написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном , и в поздней древнескандинавской поэме «Храфнагальд Один» . Ученые выдвинули теории о происхождении и значении дуалистической концепции.
Сертификаты
[ редактировать ]Проза Эдда
[ редактировать ]В «Прозаической Эдде » Дёккальфар и Льосальфар описаны в главе 17 книги Gylfaginning . В этой главе Ганглери король Гильфи ( переодетый ) спрашивает восседающую на троне фигуру Хай , какие еще «главные центры» есть на небесах за пределами источника Урдарбруннр . Ганглери отвечает, что на небесах есть много прекрасных мест, в том числе место под названием Альфхейм (древнескандинавский «Дом эльфов» или «Мир эльфов»). Хай говорит, что лёсальфары живут в Альфхейме, в то время как доккальфары живут под землей и выглядят (и особенно ведут себя) совсем не так, как лёсальфары. Хай описывает Льосальфаров как «прекраснее солнца на вид», в то время как Дёккальфары «чернее смолы». [ 1 ] [ 2 ]
В продолжении главы 17 Ганглери спрашивает, что защитит прекрасный зал Гимле , ранее описанный как «самый южный край неба», когда огни Сурта «сожгут небо и землю» ( Рагнарек ). Хай отвечает, что на самом деле существуют другие небеса. Первый, называемый Андлангр , говорит он, находится «к югу от нашего неба и над ним», и «мы верим», что Гимле расположен на третьем небе, «еще выше этого», Видблайнн . Хай добавляет, что «мы считаем, что в настоящее время эти места населяют только светлые эльфы». [ 2 ] [ 3 ]
Магия ворона Одина
[ редактировать ]встречается Дополнительное упоминание о доккальфаре в поздней древнескандинавской поэме «Храфнагальдр Одинс» Одина (« Ворон »), строфа 25. [ 4 ]
Теории и интерпретации
[ редактировать ]Поскольку эта концепция записана только в Gylfaginning и поздней поэме «Hrafnagaldr Oðins» , неясно, возникло ли различие между двумя типами эльфов у Снорри, или он просто пересказал уже разработанную концепцию.
Вопрос христианского влияния
[ редактировать ]Эта подклассификация, возможно, возникла в результате христианского влияния путем импорта концепций добра и зла и ангелов света и тьмы. Энн Хольцмарк : Эту точку зрения высказала [ с ] хотя и с некоторой оговоркой, поскольку дуализм «добро-зло» не ограничивается христианским мышлением. [ д ] Помимо некоторых дополнительных наблюдений, подтверждающих эту гипотезу, [ и ] Хольцмарку приписывают демонстрацию того, что Снорри заимствовал из христианских писаний, в частности, что «описание Снорри Видблайнна [третьего неба, населенного светлыми эльфами] почти наверняка было под влиянием (и, возможно, основано на) рассказа об ангелах в « Элюцидариусе» . " [ 8 ] [ ж ]
Несогласные с мнением о том, что темные и светлые эльфы были более поздним изобретением, такие как Рудольф Симек и Габриэль Турвиль-Петре , скорее считают, что «темные» и «светлые» аспекты одних и тех же существ по своей сути не являются маловероятными, поскольку культы смерти и плодородия часто являются тесно связаны. [ 9 ] [ 10 ]
Карлики
[ редактировать ]Поскольку « Прозаическая Эдда» описывает доккальфаров как подземных они могут быть карликами под другим именем. жителей, по мнению ряда ученых, таких как Джон Линдоу , [ 11 ] [ 12 ]
В Прозаической Эдде также однозначно упоминаются сварталфары («черные эльфы»), [ 12 ] но есть основания полагать, что это также относится просто к карликам. [ г ]
Следовательно, Линдоу и другие комментаторы отметили, что, возможно, не было никакого различия между темными эльфами и черными эльфами теми, кто придумал и использовал эти термины. [ ч ] Лотте Моц об эльфах смешивает и, следовательно, с самого начала приравнивает «темных эльфов» и «черных эльфов». Статья [ 14 ]
Троица братьев Гримм
[ редактировать ]Джейкоб Гримм [ 15 ] предположил, что протоэльф ( ursprünglich ), вероятно, был «светлым, белым, добрым духом», в то время как гномы, возможно, были задуманы как «черные духи» при относительном сравнении. Но «два класса существ стали смешиваться», и возникла необходимость ввести термин «светлые эльфы» ( ljósálfar , или hvítálfar — «белые эльфы»). [ 16 ] для обозначения «собственно эльфов». Это был аналог «темных эльфов» ( dökkálfar , или svartálfar — «черные эльфы»). [ 17 ] [ я ]
Предпочитая ее двойственности, Гримм постулировал наличие трех видов эльфов ( светлых эльфов , темных эльфов , черных эльфов ), присутствующих в скандинавской мифологии. [ 18 ]
Но «трехстороннее разделение» Гримма (как его называет Шиппи) столкнулось с «проблемой» в заявлении Снорри о том, что темные эльфы были абсолютно черными, поскольку это привело бы к «первому сокращению», согласно которому «темные эльфы = черные эльфы». В качестве решения Гримм «объявляет заявление Снорри ошибочным» и выдвигает гипотезу, что «темные эльфы» на самом деле были не «темными», а скорее «тусклыми» или «бледными». [ 15 ] [ 19 ] И признавая, что «такой трилогии все еще [не хватает] убедительных доказательств», [ 20 ] проводит параллели с белым, коричневым и черным подземельем в померанской легенде, [ 20 ] и белые, бледные и черные войска духов приходят, чтобы забрать души в сказке о Соломоне и Маркофе . [ 20 ] [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]- Классификации фей
- Раскол эльфов в легендариуме Дж. Р. Р. Толкина
- черные эльфы
Примечания
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ↑ Древнескандинавский : Dƫkkálfar , единственное число Dƫkkálfr
- ^ Фея Сингулярного Света
- ^ «Энн Хольцмарк отметила, что свое представление о светлых и темных эльфах он, вероятно, почерпнул из христианского учения о «белых» и «черных» ангелах», [ 5 ] «Но не все эльфы добрые, от синонима , лат . andi Божьи ангелы находятся на небесах, а дьяволы в аду, те, которых группа последователей Сатаэля привела с собой, когда он был погружен в бездну, Elucidarius 1869, p. 12"; перевод: Но не все эльфы добры, и от синонимов [исел.] andi , лат. Spiritus , оно приобрело смысл дихотомии «добрых и злых духов», Снорри называет их liósálfar и dokkálfar. Такая же дихотомия реализована и в христианском учении об ангелах: ангелы Божии на небесах и ангелы дьявола в аду, т. е. стадо последователей, которых Сатанаил привел с собой, когда он был погружен в бездну, Елюцидарий , 1869, стр.12" [ 6 ]
- ↑ Таким образом, Гримм и Хольцмарк описали «ангелов» как параллельное явление, по крайней мере, в своем предварительном тезисе, Гримм допускает, что «другие мифологии также создали» этот дуализм, а Хольцмарк предполагает, что дихотомия, присущая схожим исландским ( andi ) и латинским языкам. термины ( Spiritus ), возможно, перешли на «эльфов».
- ^ Например: «Оба типа существ описаны на языке, который иначе используется для обозначения ангелов и дьяволов», перевод: Оба типа существ [ liósalfar и døkkalfar ] описаны на языке, который иначе используется для обозначения ангелов и дьяволов. [ 7 ]
- ^ По ее собственному признанию, Хольцмарк считала объяснение третьего неба более сложным, чем второе небо Андлангра , отдавая должное Фальку за проницательность, связавшую его с андлегром или «духовным» небом Элюцидариуса . «Фальк, конечно, прав, что Андлангр создан из андлегра небес; другое имя не так-то легко понять, оно тоже осмелится быть созданным для этого случая». [ 7 ]
- ^ Поскольку Снорри дважды говорит, что Мир Черных Эльфов (Сварталфахеймр) населен определенными гномами. [ 13 ] Снорри говорит , что гномы, создавшие Глейпнир в Gylfaginning 34, и гном Андвари в Skáldskaparmál 39 ( Falkes 1995 , стр. 28, 100) живут в Мире Черных Эльфов.
- ↑ Линдоу: «Неизвестно, намеревался ли он [Снорри] провести различие между темными и черными эльфами». [ 11 ] Лассен: «Оба этих гнома (если они были разными)» [ 12 ]
- ↑ Фактическая формулировка Сталлибрасса в его переводе звучала так: «Пришлось прибегнуть к композиции, и собственно эльфы были названы liosâlfar » ( 2 : 444), поскольку Гримм «помогал человеку в композиции и называл настоящего âlfar liosâlfar ». Гримм 1844 , 1 :413
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Фолкс 1995 , стр. 19–20.
- ^ Jump up to: а б Сигурдссон 1848 , стр. 78, 80.
- ^ Фолкс 1995 , с. 20.
- ^ Лассен 2011 , с. 94.
- ^ Талбот 1982 , с. 38.
- ^ Хольцмарк 1964 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Хольцмарк 1964 , с. 37.
- ^ Холл 2004 , стр. 32–33.
- ^ Симек 1984 ; Симек 2007 , с. 56
- ^ Тервиль-Питер, Габриэль , Миф и религия Севера (1964), стр. 231 apud Wilkin 2006 , стр. 66–67.
- ^ Jump up to: а б Линдоу 2001 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б с Лассен 2011 , стр. 105–6.
- ^ Толкин, JRR (2012). Легенда о Сигурде и Гудрун . Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN 978-0547504711 .
- ^ Короткометражка 1973 года .
- ^ Jump up to: а б Shippey 2004 , стр. 6–8 представляет отрывок из взглядов Гримма на классы эльфов с параллельным немецким текстом и переводом Сталлибрасса.
- ^ Гримм (1883), Том. 2, с. 445, «Торлак. спец. 7, стр. 160 дает лиосальфарам другое имя hvitálfar (белые эльфы); я не нашел этого слова в старых писаниях».
- ^ (Stallybrass tr.) Гримм 1883 , 2 : 444
- ^ (Stallybrass tr.) Grimm 1883 , 2 : 444, «Некоторые видели в этой противоположности светлых и черных эльфов тот же дуализм, который другие мифологии установили между духами хорошими и плохими, дружелюбными и враждебными, небесными и адскими, между ангелами света и тьмы. Но не следует ли нам скорее предположить три вида скандинавских гениев: лиосальфар , докальфар , сварталфар ?"
- ^ (Stallybrass tr.) Гримм 1883 , 2 : 445
- ^ Jump up to: а б с (Stallybrass tr.) Гримм 1883 , 2 : 446
- ^ Хаген, Фридрих Генрих фон дер; Бюшинг, Иоганн Густав, ред. (1808), «Саломон ун Морольф» , Немецкие стихотворения средневековья , т. 1, Берлин: книжный магазин Realschule, с. 28
Ссылки
[ редактировать ]- Ранее: Снорри Стурлусон . Перевод Фолкса, Энтони Обыватель . 1995. ISBN 0-460-87616-3 .
- Гримм, Якоб (1844). «XVII. Вихте и Эльба» . Тевтонская мифология . Том 1 (2-е изд.). Геттинген: Дитрих. стр. 408–440.
- —— (1883). «XVII. Тьмы и эльфы» . Тевтонская мифология . Том. 2. Перевод Сталлибрасса, Джеймса Стивена. В. Свон Зонненшайн и Аллен. стр. 439–517.
- Холл, Аларик (2004), Значения эльфа и эльфов в средневековой Англии (PDF) (докторская диссертация, Университет Глазго)
- Хольцмарк, Энн (1964). «Очерки по мифологии Снорри» . Сочинения, опубликованные Норвежской академией наук в Осло . Историк-филос. класс, новая серия, 4 (на норвежском языке). II . Осло: Университетское издательство.
- Лассен, Аннет (2011). Храфнагалдур Одиннс (PDF) . Перевод Фолкса, Энтони Общество викингов северных исследований. п. 94. ИСБН 978-0903521819 .
- Линдоу, Джон (2001). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-515382-0 .
- Моц, Лотте (1973). «Об эльфах и гномах» . Наследие: Журнал исследований скандинавского фольклора . 29–30.
- Сигурдссон, Йон , изд. (1848). Эдда Снорри Стурлусона . sumptibus Legati Arnamagnæani. стр. 78 , 80. (издание цитируется Фолксом для нумерации глав)
- Шиппи, Т.А. (2004). «Светлые эльфы, темные эльфы и другие: эльфийская проблема Толкина» . Толкиенские исследования . 1 :1–15. дои : 10.1353/tks.2004.0015 .
- Симек, Рудольф (1984). Лексикон германской мифологии . Штутгарт: А. Кренер. ISBN 3520368013 .
- —— (2007). Словарь северной мифологии . Анджела Холл (пер.). Д.С. Брюэр . ISBN 978-0-85991-513-7 .
- Талбот, Аннелиза (1982). «Уход бога плодородия». Фольклор . 93 (1): 31–46. дои : 10.1080/0015587X.1982.9716218 .
- Уилкин, Питер (2006), «Скандинавское влияние на эльфов и гномов Толкина» , в Ди Лауро, Фрэнсис (ред.), Сквозь темное стекло: сборник исследований , Sydney University Press, стр. 61–, ISBN 1920898549
- —— (2008). «Скандинавское влияние на эльфов и гномов Толкина» . Сиднейские исследования религии . [ постоянная мертвая ссылка ]