Кельтские священные деревья
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2012 г. ) |
Многие виды деревьев, встречающихся у кельтских народов, считаются священными, либо как символы, либо из-за лечебных свойств , либо потому, что они считаются обителью определенных духов природы. Исторически и в фольклоре уважение к деревьям различается в разных частях кельтского мира. На острове Мэн фраза «волшебное дерево» часто относится к бузине . [1] средневековая валлийская поэма «Кад Годдеу» («Битва деревьев») Считается, что содержит кельтские знания о деревьях, возможно, относящиеся к кранн-огаму , ветви огамного алфавита, где имена деревьев используются в качестве мнемонических средств.
Список деревьев
[ редактировать ]Дуб
[ редактировать ]Дуб занимает видное место во многих кельтских культурах . Древний географ Страбон (I век нашей эры) сообщал, что важная священная роща и место встреч галатийских кельтов Малой Азии, Друнметон , была заполнена дубами. В часто цитируемом отрывке из «Естественной истории» (I век нашей эры) Плиний Старший описывает праздник в шестой лунный день, когда друиды забирались на дуб, срезали ветку омелы и приносили в жертву двух белых быков в рамках праздника. обряд плодородия. Британцы, находящиеся под римской оккупацией, поклонялись богине дуба Дарон, чье имя увековечено в речушке в Гвинеде . Согласно псевдоисторической «Книге вторжений» Лебора Габалы , священным дубом ранней Ирландии был дуб Мугны, вероятно, расположенный в Дунманогое или недалеко от него, южный графство Килдэр. Священные ассоциации дубов пережили христианизацию, так что основание святой Бригитты находилось в Силле Дара, «церкви дуба», монашеское т.е. Дерри ; см. также Дарроу , дару, от dair magh, «дубовая равнина». В валлийской традиции Гвидион и Мат используют цветок дуба и метлу, чтобы вылепить прекрасную Блодуведд . Когда Ллеу Ллау Гиффес собирается быть убитым Гроном Пебиром , любовником его жены, он убегает в форме орла на волшебный дуб. В британских сказках дуб является одним из трёх основных магических деревьев наряду с ясенем и шипом .
В протокельтском языке слово «дуб» было * * daru и * * derwā ; Староирландский и современный ирландский, дайр ; шотландский гэльский, дарач ; Мэнкс, Дараг ; Валлийский, дервен, дар ; Корнуолл Дероуэн ; Бретон, дервенн . [2]
Пепел
[ редактировать ]Ясень также занимает важное место в ирландской мифологии. Рябина, рябина или оживлённое дерево занимают особое место в шотландском фольклоре. [3]
В истории Ирландии есть несколько зарегистрированных случаев, когда люди отказывались рубить ясень, даже когда дров было мало, из-за страха, что их собственные хижины сгорят в огне. Сам ясень можно было использовать в первомайских обрядах ( Белтейн ). В староирландском слове nin ясень также дает свое название букве N в огамическом алфавите. Вместе с дубом и шипом ясень является частью волшебной трилогии сказок. Семенные стручки ясеня можно использовать в гадании , а древесина обладает силой отгонять фей, особенно на острове Мэн. В гэльской Шотландии детям давали вяжущий сок дерева как лекарство и защиту от колдовства. Некоторыми известными ясенями были Дерево Уиснеха , Ветка Дати и Дерево Торту . Французская поэтесса, использовавшая бретонские источники, Мария де Франс (конец XII века), написала лай о ясене. Протокельтское слово «ясень» было * * onnos ; Старый ирландский, нин ; ирландский, фуинсог ; шотландский гэльский, fuinnseann ; Мэнкс, унджин ; валлийский, оннен ; Корнуолл, удача ; Бретон, удачи . [4]
Яблоко
[ редактировать ]Семечковые плоды и яблони ; имеют множество функций в кельтской мифологии, легендах и фольклоре это эмблема плодородия, а иногда и средство к бессмертию. Жезлы друидов делались из дерева либо тиса , либо яблони. Бриттский Авалон в артурийской традиции в некоторых средневековых повествованиях, приписывающих валлийское происхождение, переводится как Insula Pomorum ; «Яблочный остров». Одно из толкований названия волшебного ирландского острова Эмейн Аблах – «Эмейн Яблок». В Ольстерском цикле душа Ку Рои была заключена в яблоке, находившемся в желудке лосося , появлявшегося раз в семь лет. Однажды Кухулину удалось спастись, следуя по пути свернувшегося яблока. выросла яблоня На могиле трагической возлюбленной Эйлинн . В ирландской сказке «Эхтра Кондла» («Приключение Конле») Конле , сына Конна, кормит любовница феи яблоком , которое поддерживает его едой и питьем в течение месяца, не уменьшаясь; но это также заставляет его тосковать по женщине и прекрасной стране женщин, куда его заманивает возлюбленная. В ирландской истории из Мифологический цикл , Ойдхед Хлинн Туирианн , первое задание, данное Детям Туирианна, — добыть Яблоки Гесперид (или Хисбернии). Афалленнау (по-валлийски «яблони») — валлийская повествовательная поэма XII века, посвященная Мирддину Уиллту . Бретонский псевдосвятой Конорин возродился посредством яблока. Протокельтское слово было * * aballā ; Староирландский, uball , ubull ; Современный ирландский, ubhal , úll ; шотландский гэльский ubhall ; Мэнкс, оойл ; Валлийский, афал ; Кукуруза. аваль ; Брет. Аваль . [5]
Хейзел
[ редактировать ]И древесина, и съедобные орехи лещины сыграли важную роль в ирландских и валлийских традициях. Листья и орехи лещины находят в ранних британских курганах и колодцах, особенно в Эшилле, Норфолк . В топониме Фордруима, раннего названия Тары, он описывается как приятный ореховый лес. В огамном алфавите ранней Ирландии буква С обозначалась орехом [OIr. колл]. По словам Роберта Грейвса, он также представляет собой девятый месяц староирландского календаря, с 6 августа по 2 сентября. Посвященным членам Фианны приходилось защищаться, вооружившись только ореховой палкой и щитом; однако в фенийских легендах орешник без листьев считался злым, истекающим ядовитым молоком и домом стервятников. Древесина орешника, считавшаяся сказочным деревом как в Ирландии, так и в Уэльсе, была священной для поэтов и, таким образом, была табуированным топливом в любом очаге. Глашатаи несли ореховые жезлы как знаки власти. Ведьмы жезлы часто изготавливаются из ореха, как и волшебные палочки, используемые для поиска подземных вод. В Корнуолле лещина использовалась в Millpreve , волшебные камни-гадюки . В Уэльсе отвергнутому любовнику дарили веточку орешника.
Еще более почитаемыми, чем древесина орешника, были его орехи, часто называемые «орехами мудрости», например, эзотерического или оккультного знания. Орешники мудрости росли в истоках семи главных рек Ирландии, а девять росли над колодцем Коннлы и колодцем Сегайс , легендарным общим источником рек Бойн и Шеннон . Орехи падали в воду, образуя пузыри мистического вдохновения, или их съедал лосось . Считалось, что количество пятен на спине лосося указывает на количество съеденных им орехов. Лосось мудрости, пойманный Фионном Мак Камхейлом, съел лесные орехи. Очень похожие сказки, рассказанные Талиесином, сохранились в бриттской традиции. Следы фундука были обнаружены в подвесной чаше с тремя цепями в «кельтском» стиле, обнаруженной в постримском захоронении, датированном 650 годом нашей эры в Лондоне. [6]
Имя ирландского героя Мак Куилла означает «сын орешника». У.Б. Йейтс считал, что орешник — распространенная ирландская форма древа жизни . Протокельтский язык был * * Collos ; Староирландский и современный ирландский колл ; Шотландский гэльский, calltunn , calltuinn ; Мэнкс, может ; Валлийский, Коллен ; Корнуолл, Колледж ; Бретонский, kraoñklevezenn . [7]
Возраст
[ редактировать ]Ольха . , кустарник или дерево семейства березовых, имеет особое значение в кельтской традиции Ольха обычно растет на влажной почве с небольшими свисающими сережками. Ольха особенно ассоциируется с Браном ; в «Кад Годдеу» , «Битва деревьев», Гвидион угадал имя Брана по веткам ольхи в руке. Ответ на старую загадку Талиесина: «Почему ольха фиолетовая?» «Потому что Бран носил фиолетовое». Ольха Брана может быть символом воскресения. Имя мальчика Гверн , сына Матолуха и Бранвен , означает «ольха». Топоним Фернмаг (анг. Фарни) означает «ольховая равнина».
В Ирландии к ольхе относились с благоговением, по-видимому, потому, что при спиливании древесина меняла цвет с белого на красный. Когда-то вырубка ольхи была наказуема, и ее избегают до сих пор. Считалось, что ольха обладает силой гадания, особенно при диагностике болезней. Ольху можно было использовать в фе — стержне для измерения трупов и могил в дохристианской Ирландии. Буква F, третья согласная в огамическом алфавите, была названа в честь ольхи. Протокельтское слово было * * werna ; Старый ирландский папоротник ; Современный ирландский язык – страхног ; Шотландский гэльский, feàrna ; Мэнкс, Фарни ; Валлийский, gwernen ; Корнуолл, Гвернен ; Бретон, гверненн . [8]
Старейшина
[ редактировать ]Бузина , имеющая гроздья белых цветов и красные или черноватые ягодообразные плоды, имеет множество ассоциаций со сказочным миром в устных традициях последних столетий в кельтских странах. На острове Мэн, где бузина растет в изобилии и называется трамманом, ее обычно называют «волшебным деревом». Считалось, что в Ирландии многие отдельные бузинные деревья населены феями или демонами. Староирландский — тромм ; Современный ирландский Тром ; шотландский гэльский, троман, дроман ; Валлийский, Исгавен ; Корнуолл, Скавен ; Бретон, скавенн . [9]
Тис
[ редактировать ]Вечнозеленый тис с темно-зелеными ядовитыми игольчатыми листьями и красными ягодами обычно символизировал смерть в классической древности. [10] Его до сих пор часто сажают на христианских погостах и кладбищах.
В одной из Конхобара мак Нессы резиденций в Эмайн Маха , Кребруад , есть девять комнат, облицованных красным тисом. Агномен Каэра , девушки-лебедя, — Ибормейт [тисовая ягода].
Фергус , несчастный брат Найалла Нойгиаллаха (из Девяти заложников) в «Эчтра Мак нЭхах Муигмедойн» («Приключение сыновей Эохайда Мугмедона»), сигнализирует о своем бесплодии, когда он спасает из горящей кузницы только «засохшую древесину» тиса, которая не будет гореть. Староирландские слова, обозначающие тис, — ibar ; Современный ирландский, iúr ; шотландский гэльский, iubhar ; Мэнкс, евро ; Валлийский, Ивен ; Корниш, Юэн ; Бретон, ивиненн . [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маккиллоп, Джеймс (1998). «Сказочное дерево». Словарь кельтской мифологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1998. Oxford Reference Online. Издательство Оксфордского университета
- ^ Маккиллоп, Джеймс (1998). «Дуб» Словарь кельтской мифологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1998. Oxford Reference Online. Издательство Оксфордского университета
- ^ Маккиллоп, Джеймс (1998). 'Пепел.' Словарь кельтской мифологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1998. Oxford Reference Online. Издательство Оксфордского университета
- ^ Маккиллоп, Джеймс (1998). 'ясень'. Словарь кельтской мифологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1998. Oxford Reference Online. Издательство Оксфордского университета
- ^ Маккиллоп, Джеймс (1998). 'яблоко.' Словарь кельтской мифологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1998. Oxford Reference Online. Издательство Оксфордского университета
- ^ Могила человека , Лондонский музей.
- ^ Маккиллоп, Джеймс (1998). 'орех.' Словарь кельтской мифологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1998. Oxford Reference Online. Издательство Оксфордского университета
- ^ Маккиллоп, Джеймс (1998). 'ольха.' Словарь кельтской мифологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1998. Oxford Reference Online. Издательство Оксфордского университета
- ^ Маккиллоп, Джеймс (1998). 'бузинное дерево'. Словарь кельтской мифологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1998. Oxford Reference Online. Издательство Оксфордского университета
- ^ Эндрюс, В. (ред.) (1897) «Древности и раритеты церкви», Уильям Эндрюс и компания, Лондон, 1897; стр. 256-278: «У древних тис, как и кипарис, считался эмблемой смерти.
- ^ Маккиллоп, Джеймс (1998). 'тис.' Словарь кельтской мифологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1998. Oxford Reference Online. Издательство Оксфордского университета