Jump to content

Бригид Килдэр

(Перенаправлено с Святой Бригитты )


Бриджит
Святая Бригита Ирландская в витражах в церкви Святой Марии Розария в Конге , Ирландия
Девственник
Рожденный в. 451
Гэльский Ирландия
Умер в. 525
Килдэр , Королевство Ленстер , Ирландия
Почитается в Католическая церковь
Англиканское сообщество
Восточная Православная Церковь [ 1 ]
Праздник 1 февраля
Атрибуты крест Бригитты ; посох настоятельницы; пламя или лампа; корова или гуси [ 2 ]
Покровительство Килдэр; Ирландия; целители; поэты; кузнецы; работники животноводства и молочной промышленности [ 2 ]

Святая Бригида Килдэрская или Святая Бригида Ирландская ( ирландский : Naomh Brid ; классический ирландский : Brighid ; латынь : Brigida ; ок. 451–525 ) — святая покровительница (или «святая мать») Ирландии и одна из трех ее национальных святые наряду с Патриком и Колумбой . Согласно средневековым ирландским житиям , она была настоятельницей важного аббатства Килдэр ( Килл Дара ), [ 3 ] а также несколько других монастырей монахинь. О ней мало документированных исторических фактов, а ее жития представляют собой в основном анекдоты и рассказы о чудесах, некоторые из которых представляют собой христианизацию рассказов о героях из ирландской мифологии . [ 2 ] Они говорят, что Бригид была дочерью вождя ирландского клана и порабощенной христианки и воспитывалась в доме друида , прежде чем стать посвященной девственницей . Она является покровительницей многих вещей, включая поэзию, обучение, исцеление, защиту, кузнечное дело, животноводство и молочное производство. В ее честь вечный огонь в Килдэре на протяжении веков горел .

Некоторые историки предполагают, что Бригид — это христианизация кельтской богини Бригид . - Праздник святого 1 февраля, и традиционно он включает в себя плетение крестов Бригитты и многие другие народные обычаи. Первоначально это был дохристианский праздник Имболк , отмечавший начало весны. С 2023 года это государственный праздник в Ирландской Республике . [ 4 ] Этот праздник разделяет Дар Лугдач , который, как гласит традиция, был ее учеником, близким товарищем и преемником.

Святая имеет то же имя, что и богиня Бригид , происходящее от протокельтского * brigantī «высокий, возвышенный» и в конечном итоге происходящее от протоиндоевропейского * bʰerϵʰ- . На староирландском ее имя писалось Бригит. [ 5 ] и произносится [ˈbʲrʲiɣʲidʲ] . В современном ирландском языке ее также называют Брид . [ 5 ] На валлийском ее зовут Ffraid (иногда мутировавшая в Fraid ), например, в нескольких местах под названием Llansanffraid , «церковь Святой Бригитты». Ее также называют «Марией Гаэльской » . [ 6 ] и «Святая Мать Ирландии». [ 7 ] Менее распространенное имя - «Бриджит Фогхарт » в честь ее традиционного места рождения. [ 8 ]

Историчность

[ редактировать ]

Ведутся споры о том, была ли Бриджит реальным человеком. О ней мало исторических фактов, а ранние жития «представляют собой в основном анекдоты и истории о чудесах, некоторые из которых глубоко укоренены в ирландском языческом фольклоре». [ 2 ] У нее то же имя и многие из тех же атрибутов, что и у кельтской богини Бригид , и с ней связано множество сверхъестественных событий и народных обычаев. [ 9 ] как и святая, богиня в ирландских мифах связана с поэзией, исцелением, защитой, кузнечным ремеслом и домашними животными. По словам Санаса Кормаика и Лебора Габала Эренна , Кроме того, праздник святого приходится на традиционный гэльский праздник Имболк . [ 10 ] : 60–61  Некоторые ученые предполагают, что этот святой представляет собой христианизацию богини; другие - что она была реальным человеком, чьи мифы приобрели атрибуты богини. Историк средневекового искусства Памела Бергер утверждает, что христианские монахи «взяли древнюю фигуру богини- матери и привили ее имя и функции к ее христианскому аналогу». [ 11 ] Дайти Охогайн и другие предполагают, что святой был главным друидом в храме богини Бригид, отвечал за преобразование его в христианский монастырь, и что после ее смерти имя и характеристики богини стали ассоциироваться со святой. [ 10 ] [ 12 ] [ 13 ]

Собор Килдэр , построенный на месте первоначального аббатства, которое, как говорят, было основано Бриджит.

Источники

[ редактировать ]

Среди самых древних рассказов о святой Бригитте - два староирландских гимна; первый - святого Ултана Ардбракканского (умер около 657 г. ), Бригит Бе Битмайт («Всегда превосходная женщина Бриджит»), также известный как «гимн Ултана», [ 14 ] а второй - «Гимн Брокана», сочиненный святым Броканом Клоэном (умер около 650 г. ) по просьбе Ултана, который был его наставником. [ 15 ] Два ранних жития святой Бригиты в хиберно-латинской прозе, Vita Sanctae Brigitae I и II, были написаны в VII–VIII веках, первое, возможно, святым Алераном (умер в 665 году), лектором Клонарда, второе - Когитосом. , монах из Килдэра. [ 16 ] Староирландская прозаическая жизнь «Бету Бригте » была написана в 9 веке. [ 17 ] Позднее было составлено несколько житий святого на латыни и ирландском языке. Житие III в гекзаметровых стихах иногда приписывают святому Целану Инишкальтрскому VII–VIII веков. [ 18 ] но, скорее всего, он был написан святым Донатом , ирландским монахом, который стал епископом Фьезоле в 824 году. [ 19 ] В прологе Доната это относится к более ранним Житиям Святого Ултана (см. его гимн выше), Святого Алерана (см. «Житие I») и Анонимуса. [ 20 ] Латинское стихотворение объемом 34 гекзаметра о святой Бригитте ранее было написано ирландским римским священнослужителем Колманом ок. 800 .

Дискуссия о датах анналов и точности дат, касающихся Святой Бригиты, продолжается. [ 21 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Из-за легендарности самых ранних рассказов о ее жизни среди многих светских ученых и христиан ведутся споры о правдивости ее биографий.

Годом ее рождения обычно называют 451 или 452 год нашей эры. [ 22 ] Одна из традиций гласит, что Бригид родилась в Фогхарте. [ 22 ] (к северу от Дандолка ), в Конайле-Мюртхаймне , части королевства Улайд . Другая традиция гласит, что она родилась в Уммерасе, недалеко от Килдэра. [ 2 ] Все ранние источники говорят, что она была одной из фотаиртов , народа, проживавшего в основном в Ленстере . [ 10 ] В трех биографиях ее мать упоминается как Бройкех, рабыня, крещенная Святым Патриком . Они называют ее отцом Дубтаха, вождя Ленстера. [ 23 ]

говорится В Вите , что жена Дубтаха заставила его продать мать Бригид друиду, когда она забеременела. [ 10 ] Возможно, это было вдохновлено библейской историей об Аврааме и Агари . [ 24 ] В отчетах 8-го века друид называется Мейтгейном. [ 10 ] Там говорится, что Бройкех родила Бригид на рассвете, на пороге, когда приносила молоко в дом друида. Эта пограничность кажется пережитком друидских знаний. [ 10 ] Таким образом, Бригид родилась в рабстве. Легенды о ее ранней святости включают в себя рвоту, когда друид пытался ее накормить из-за своей нечистоты; Вместо этого приходит белая корова с красными ушами, чтобы поддержать ее. [ 23 ] Отчим-друид Бригид изображается в рассказах несколько сочувственно. Он видит, что Бригид особенная, он беспокоится о ее благополучии и в конце концов освобождает ее и ее мать. [ 24 ]

Когитос сказала, что свою юность она провела, работая на ферме; сбивали масло, пасли стада и собирали урожай. [ 10 ]

Говорят, что когда Бригид подросла, она творила чудеса, в том числе исцеляла и кормила бедных. Согласно одной из сказок, однажды в детстве она раздала весь материнский запас сливочного масла. Затем масло было пополнено в ответ на молитвы Бриджит. [ 25 ] : 13  Примерно в десять лет ее вернули в качестве домашней прислуги к отцу, где ее благотворительность побудила ее пожертвовать его имущество бедным. [ 26 ]

В обеих самых ранних биографиях Дубтах настолько раздосадован Бригид, что отвез ее на колеснице к королю Ленстера , чтобы продать ее. Пока Дубтах разговаривал с королем, Бригид отдала украшенный драгоценностями меч своего отца нищему, чтобы тот обменял его на еду, чтобы прокормить свою семью. Царь признал ее святость и убедил Дубтаха даровать дочери свободу. [ 27 ]

Религиозная жизнь

[ редактировать ]
Святая Бригитта автора Патрик Джозеф Туохи

Говорят, что Бригид была «покрыта покрывалом» или стала посвященной девственницей либо через Святого Мак Кайя, епископа Круахан-Бри-Эйля , [ 28 ] или святым Мелом Ардагским в Маг Тулахе (нынешнее баронство Фартуллах, графство Уэстмит ), который дал ей полномочия настоятельницы .

Согласно традиции, около 480 года Бригид основала монастырь в Килдэре ( Силл Дара , «дубовая церковь»). [ 29 ]

Бригид с первоначальной группой из семи товарищей приписывают организацию общинной освященной религиозной жизни для женщин в Ирландии. [ 30 ] Она основала два монастыря; один для мужчин, другой для женщин. Бригид стала первой настоятельницей Килдэра и пригласила Конлета ( Конлаэда ), отшельника из Коннелла , помочь ей; он стал первым епископом Килдэра . Часто говорилось, что она передала Конлету каноническую юрисдикцию, но архиепископ Хили говорит, что она просто «выбрала человека, которому Церковь передала эту юрисдикцию», а ее биограф сообщает нам, что она выбрала святого Конлета, «чтобы управлять церковью вместе с себя". На протяжении веков Килдэром управляла двойная линия аббатов-епископов и настоятельниц-епископов. [ 31 ] аббатиса Килдэр считается настоятельницей монастырей Ирландии. [ 20 ] Ее преемникам всегда оказывались епископские почести. [ 32 ] Ораторское искусство Бриджид в Килдэре стало центром религии и образования и превратилось в город-собор. [ 20 ]

Бриджит приписывают основание школы искусств, в том числе работы с металлом и освещением, которой руководил Конлет. Килдэра Скрипторий составил Книгу Килдэра , получившую высокую оценку Джеральда Уэльского (Giraldus Cambrensis), но исчезнувшую во время Реформации . По словам Гиральдуса, ничто из того, что он когда-либо видел, вообще не могло сравниться с книгой, каждая страница которой была великолепно иллюминирована, а переплетение работы и гармония красок оставляли впечатление, что «все это дело рук ангельских, а не человеческое мастерство». [ 20 ]

Согласно «Триасу Тауматурги», Бригид провела время в Коннахте и основала множество церквей в Эльфинской епархии . Говорят, что она посетила Лонгфорд, Типперэри, Лимерик и Южный Ленстер. [ 33 ] Ее дружба со Святым Патриком отмечена в следующем абзаце из Книги Армы : «inter Sanctum Patricium Brigitanque Hibernesium columnsas amicitia caritatis inerat tanta, ut unum cor consiliumque haberent unum. Christus per illum illamque virtutes multas peregit» («Между Святым Патриком» и святой Бригитты, столпа ирландского народа, была такая великая дружба милосердия, что у них было одно сердце и один разум. Через него и через нее Христос совершил много великих дел».) [ 20 ] Однако, учитывая, что «историческая» Бригид родилась в 451 году, а святой Патрик умер около 461 года, это маловероятно.

Монах Ультан из Ардбракана , написавший житие Бригид, рассказывает историю о том, как Дарлугдах , любимая ученица Бригид, влюбилась в юношу и, надеясь встретиться с ним, выскользнула из постели, на которой спали она и Бригид. Однако, осознавая свою духовную опасность, она помолилась о руководстве, затем положила горящие угли в свои туфли и надела их. «Таким образом, огнем, — писал Ультан, — она тушила огонь, и болью гасила боль». [ 34 ] Затем она вернулась в постель. Бригид притворилась спящей, но знала об уходе Дарлугдаха. На следующий день Дарлугдах рассказал Бригид о том, что произошло накануне вечером. Бриджит заверила ее, что она «теперь в безопасности от огня страсти и огня ада в будущем», а затем исцелила ноги своей ученицы. [ 34 ] Имя Дарлугдач (также пишется Дар Лугдач или Дар Лугдача) означает «дочь бога Луга ». [ 12 ] : 41 

Святая Бригитта, уносимая ангелами, на картине Джона Дункана (1913)

Бригид совершил Говорят, что последний обряд перед ее смертью святая Ниннид Чистая Рука. Сообщается, что после этого его правую руку заключили в металл, чтобы она никогда не была осквернена, и отсюда и произошел его эпитет. [ 20 ] Традиция гласит, что она умерла в Килдэре 1 февраля. Год ее смерти обычно относят к 524 или 525 году. [ 22 ] [ 2 ] [ 35 ]

После смерти Бригид Дарлугдач стала второй настоятельницей Килдэра. Дарлугдах была настолько предана своему наставнику, что, когда Бригид умирала, Дарлугдах выразила желание умереть вместе с ней, но Бригид ответила, что Дарлугдах умрет в первую годовщину ее (Бригид) смерти. [ 34 ] Католическая церковь назначила 1 февраля днем ​​памяти обоих святых. [ 34 ]

XVI века Фреска Лоренцо Лотто в часовне Суарди, изображающая Бригид, превращающую воду в пиво (слева) и исцеляющую слепого (справа).

Томас Чарльз-Эдвардс писал, что сила Бригид выражается в «помощи» чудесам: исцелении, кормлении голодных и спасении слабых от насилия. В отличие от святого Патрика, «большинство ее чудес были скромными делами для людей низкого ранга», и она «никогда не диктовала курс династической политики». [ 24 ]

Дайти Охогайн писал, что слияние языческой богини и христианского святого можно увидеть в некоторых чудесах, где Бригид умножает пищу, дарит крупный рогатый скот и овец, управляет погодой и ассоциируется с огнем или термальными источниками. [ 10 ]

По словам Брайана Райта, чудеса Бригид, описанные Когитосом, в основном касаются исцеления; благотворительность; коровы, овцы и молочные продукты; урожай; огонь; фертильность/беременность; и ее девственность/святость. [ 36 ]

  • Одна из самых известных историй — о Бригид, которая просила у короля Ленстера землю. Она сказала королю, что место, где она стоит, идеально подходит для монастыря. Рядом был лес, где можно было собирать дрова и ягоды, неподалеку было озеро, дающее воду, а земля была плодородной. Король посмеялся над ней и отказался дать ей землю. Бригид молилась и просила Бога смягчить сердце короля. Затем она улыбнулась королю и сказала: «Дашь ли ты мне столько земли, сколько покроет мой плащ?» Король подумал, что она шутит, и согласился. Она велела четырем своим сестрам взять плащ, но вместо того, чтобы положить его на газон, каждая сестра, повернувшись лицом к разной точке компаса, начала быстро бежать. Плащ разросся во все стороны и покрыл многие акры земли. «О, Бриджит!» - сказал испуганный король, - что ты делаешь? «Я, или, вернее, мой плащ предназначен для того, чтобы покрыть всю вашу провинцию, чтобы наказать вас за вашу скупость к бедным». «Позовите своих девиц обратно. Я дам вам приличный участок земли». Святую удалось убедить, и если король в будущем будет держать свои кошельки покрепче, ей достаточно будет только намекнуть на свой плащ, чтобы образумить его. Вскоре после этого король стал христианином, начал помогать бедным и приказал построить монастырь. [ 37 ] [ 38 ] Эта история, вероятно, была вдохновлена ​​историей Дидоны . [ 10 ]
  • После того как Бригид пообещала Богу целомудренную жизнь, ее братья были недовольны потерей выкупа за невесту . Когда она несла груз мимо группы бедных людей, некоторые начали над ней смеяться. Мужчина по имени Бацене сказал ей: «Прекрасный глаз в твоей голове будет обручён с мужчиной, нравится тебе это или нет». В ответ Бригид ткнула пальцем в глаз и сказала: «Вот этот красивый глаз для тебя. Я считаю маловероятным, что кто-нибудь попросит у тебя слепую девушку». Братья пытались спасти ее и смыть кровь из раны, но воды не нашлось. Бригид сказала им: «Положите мой посох на этот дерн перед собой», и после того, как они это сделали, из земли потек поток. Тогда она сказала Бацене: «Скоро у тебя в голове лопнут два глаза», и случилось так, как она сказала. [ 23 ] Эта история, вероятно, была вдохновлена ​​преданиями Святой Люси . [ 10 ]
  • мужчина по имени Дубтах Макку Лугайр Когда Бригид достигла брачного возраста, к ней пришел свататься . Поскольку Бригид предложила свою девственность Богу, она сказала мужчине, что не может принять его, но что ему следует пойти в лес за своим домом, где он найдет красивую девушку, на которой сможет жениться. Все, что он сказал родителям девушки, было бы им приятно. Мужчина последовал ее указаниям, и пророчество Бригид сбылось. [ 23 ]
Святая Бригитта, изображенная в Нюрнбергской хронике.
  • Считалось, что Бриджид, которая была опытной молочницей и пивоваром, превращала воду в пиво. [ 27 ]
  • Говорят, что молитвы святой Бригиты успокаивали ветер и дождь. [ 39 ]
  • В одной из историй Бригид защитила женщину от дворянина, который доверил ей на хранение серебряную брошь, но затем тайно бросил ее в море. Он обвинил ее в краже, зная, что может взять ее в рабство, если судья вынесет решение в его пользу. Женщина сбежала и нашла убежище в общине Бригид. Случайно один из ее рыбаков поймал рыбу, которая, когда ее разрезали, проглотила брошь. Дворянин освободил женщину, признался в своем грехе и поклонился Бригид. [ 27 ] Это также ирландская версия широко распространенной истории; другая версия рассказывается о святом Мунго /Кентигерне. [ 10 ]
  • Когда Бриджит ехала к врачу по поводу головной боли, она остановилась в доме пары из Ленстера, у которой было две немые дочери. Дочери путешествовали с Бриджит, когда ее лошадь вздрогнула, из-за чего она упала и задела голову о камень. Прикосновение крови Бригид исцелило девочек от немоты. [ 27 ]
  • Говорят, что Бригид сохранила целомудрие монахини при необычных обстоятельствах. Лиам де Паор (1993) [ 40 ] и Коннолли и Пикард (1987) в своих полных переводах Cogitosus дают по существу тот же перевод. [ 40 ] : 211  рассказ о служении Бригид монахине, которая не сдержала обет целомудрия и забеременела. В переводе 1987 года: «Одна женщина, принявшая обет целомудрия, пала из-за юношеского желания удовольствий, и ее чрево раздулось от ребенка. Бригид, проявив самую мощную силу своей невыразимой веры, благословила ее, в результате чего ребенок исчезнуть, не родившись и без боли. Она верно вернула женщине здоровье и покаяние». Brigid Alliance, американская неправительственная организация, которая помогает людям, желающим сделать аборт, была названа в честь святой Бригитты в связи с этим чудом. [ 41 ] [ 42 ]
  • На берегу реки Инни Бриджит получила в подарок яблоки и сладкий терн. Позже она вошла в дом, где многие прокаженные просили у нее эти яблоки, которые она охотно предлагала. Женщина, подарившая подарок Бригид, разгневалась на это, сказав, что она не отдавала подарок прокаженным. Бригид разгневалась на женщину за то, что она утаила прокаженных, и прокляла свои деревья, чтобы они больше не приносили плодов. Другая женщина дала Бригид тот же подарок, и Бригид снова отдала их нищим прокаженным. Эта женщина просила благословить ее и ее сад. Бриджит сказала, что на побегах большого дерева в саду будет двойной плод, и это сбылось. [ 23 ]

Почитание

[ редактировать ]
Крест Святой Бригитты или Невеста Кросога

Бригид почитается 1 февраля в календарях Католической церкви Ирландии , а также Англиканской церкви Ирландии , Англиканской церкви , [ 43 ] и епископальная церковь . [ 44 ]

Она является покровительницей Ирландии (и одной из трех ее национальных святых), а также целителей, поэтов, кузнецов, работников животноводства и молочной промышленности и других. [ 2 ]

Говорят, что Бригид была похоронена у главного алтаря первоначального собора Килдэр , а над ней воздвигнута гробница. [ 20 ] «украшенный драгоценными камнями и драгоценными камнями и венцами из золота и серебра». [ 45 ]

В конце XII века Джеральд Уэльский писал, что девятнадцать монахинь по очереди поддерживали в Килдэре постоянный огонь в честь Бригид, и что этот огонь горел со времен Бригид. [ 22 ] Он сказал, что его окружает живая изгородь, через которую никому не разрешается переступать. [ 2 ] По словам Джеральда, каждая из девятнадцати монахинь по очереди охраняла огонь всю ночь, но каждую двадцатую ночь Бригид, как говорят, возвращалась, чтобы поддерживать огонь: «Девятнадцатая монахиня кладет поленья возле огня и говорит: «Бриджит, охраняй свой огонь». , это твоя ночь». И таким образом огонь там остается, а утром дрова, как обычно, сгорели и огонь все еще горит». [ 22 ] Было высказано предположение, что этот вечный огонь изначально был частью храма богини Бригиты. [ 22 ]

День Святой Бригитты

[ редактировать ]

Праздник Святой Бригитты приходится на 1 февраля. Когитос, писавший в конце VII века, первым упомянул праздник Святой Бригиты, отмечаемый в Килдэре в этот день. [ 10 ] Это также была дата Имболка , сезонного фестиваля, который, как полагают, имеет дохристианское происхождение. [ 10 ] [ 7 ] Имболк — один из четырех гэльских сезонных фестивалей, наряду с Бельтайном (1 мая), Лугнаса (1 августа) и Самайн (1 ноября). [ 46 ]

Обычаи Дня Святой Бригитты подробно не записывались до начала современной эпохи. Кресты Бригитты традиционно изготавливаются в день ее праздника. Это трех- или четырехлучевые кресты, сплетенные из камыша . Их вешают над дверями и окнами для защиты от огня, молнии, болезней и злых духов. [ 47 ]

Говорят, что в канун дня Святой Бригиты Бригид посещала добродетельные семьи и благословляла жителей. [ 7 ] Люди оставляли на ночь предметы одежды или полоски ткани снаружи, чтобы Бригид благословила их. Считалось, что они обладают силой исцеления и защиты. [ 7 ] Бриджит символически приглашали в дом, и ей часто застилали постель. В некоторых местах член семьи, который представлял Бриджит, трижды обходил дом с тростником. Затем они трижды постучали в дверь, прежде чем их приветствовали. [ 47 ]

В Ирландии и некоторых частях Шотландии девушки и молодые женщины выставляли напоказ куклу, изображающую Бригид. Известный как Brídeóg («маленькая Бригид»), переведенный на английский язык как «Бридхоге» или «Бидди», он был сделан из тростника или тростника и покрыт кусочками ткани, цветами или ракушками. [ 7 ] В некоторых районах роль Бригид брала на себя девушка. В сопровождении других девушек она ходила по домам с «короной Бригитты», с «щитом Бригитты» и «крестом Бригитты», все из которых были сделаны из тростника. [ 47 ]

Святые колодцы часто посещают в День Святой Бригитты, особенно колодцы, посвященные ей. [ 47 ]

Парады в честь Дня Святой Бригитты возобновились в городе Киллорглин , графство Керри, где ежегодно проводится «Фестиваль Дня Бидди». Мужчины и женщины в изысканных соломенных шляпах и масках посещают трактиры с Brídeóg , чтобы отогнать злых духов и принести удачу в наступающем году. [ 48 ]

Реликвии

[ редактировать ]
Реликварий Святой Бригитты в старой церкви Святого Петра в Страсбурге.

Около 878 года из-за набегов викингов мощи Бригид якобы были перевезены в Даунпатрик и перезахоронены в гробнице святого Патрика и святого Колумбы . Говорят, что мощи трех святых были найдены в 1185 году Джоном де Курси , а 9 июня следующего года он торжественно перезахоронил их в Даунском соборе . [ 20 ] Говорят, что они оставались в соборе Дауна до 1538 года, когда реликвии были осквернены и уничтожены во время правления лорда Грея , за исключением головы Бригид, которая была спасена некоторыми священнослужителями, которые отвезли ее во францисканский монастырь Нойштадт в Австрии. В 1587 году он был подарен церкви Общества Иисуса в Лиссабоне императором Рудольфом II . [ 49 ] [ 50 ] это Igreja de São Roque (Церковь Святого Роха), где до сих пор почитается лобная часть ее черепа. [ 50 ] Однако затылочная часть черепа могла попасть в Португалию уже в 13 веке и сохранилась в Игрежа Сан-Жуан Батиста (церковь Святого Иоанна Крестителя), на Лумиаре ( недалеко от аэропорта Лиссабона ), где она почитается 2 Февраль (а не 1 февраля, как в Ирландии). [ 51 ] Согласно местной традиции последней церкви, голову святой Бригиты должны были нести королю Португалии Динишу в 1283 году трое ирландских рыцарей, отправлявшихся в Арагонский крестовый поход . Памятная надпись на северном фасаде церкви, выполненная буквами XVI века, гласит: «Здесь, в этих трех гробницах, покоятся три ирландских рыцаря, которые принесли голову святой Бригиты Девы, уроженки Ирландии, чьи реликвии сохранились. в этой часовне. В память об этом служители Алтаря того же святого приказали сделать это в январе 1283 года нашей эры». [ 52 ] Фактически, только с середины 16 века эта церковь приняла имя Святой Бригиды, когда была построена и посвящена ей новая приделка. [ 53 ]

В 1884 году Фрэнсис кардинал Моран , архиепископ Сиднея , получил реликвию зуба святого из приходскую церковь Св. Мартина Турского в Кельне в Германской империи и передал ее сестрам Бригидинам в Мельбурне . Кардинал Моран писал об обстоятельствах, при которых он получил этот зуб, в письме Преподобной Матери этого монастыря от 13 марта 1906 года:

Я проделал весь путь в Кельн по возвращении из Рима в 1884 году, когда меня назначили архиепископом Сиднея, чтобы заполучить часть драгоценных реликвий святой Бригитты, хранившихся там более тысячи лет. В настоящее время его почитают в приходской церкви Св. Мартина, к которой в старину был пристроен знаменитый ирландский монастырь… Реликвия — это, если я правильно помню, зуб святого. В Кельне мне было очень трудно сохранить часть этой реликвии. Сначала ему было категорически отказано. Пастор церкви Св. Мартина заявил, что его прихожане немедленно взбунтуются, если узнают, что в их приходское сокровище посягают. Затем мне пришлось обратиться за помощью к влиятельному канонику Кельнского собора , которому я помогал в некоторых его литературных занятиях, и он очень хотел добыть желанную реликвию. Один из его аргументов был несколько забавным: это был первый случай, когда ирландский архиепископ далекого Сиднейского престола обратился к Кельну с просьбой об услуге. Это был новый христианский мир, взывавший к старому за долю его священного богатства. Во всяком случае, наша просьба была успешной, и я унес с собой часть кости, должным образом заверенную, которую теперь вы, добрые сестры, имеете привилегию охранять и почитать… [ 54 ]

В 1905 году сестра Мэри Агнес из монастыря милосердия Дандолк отнесла предполагаемый фрагмент черепа в Святой Бриджит [ sic церковь ] в Килкерри. В 1928 году отцы Тимоти Трейнор и Джеймс МакКэрролл запросили еще один фрагмент для церкви Св. Бригитты в Киллестере , просьба была удовлетворена епископом Лиссабона Антониу Мендесом Белу . [ 55 ]

Город Арма имел несколько ассоциаций со Святой Бригидой. В двенадцатом веке в городе было два креста, посвященных Бригитте, хотя, согласно Monasticon Hibernicum , предполагаемые мощи святой, покоящейся в Арме, были потеряны в результате случайного пожара в 1179 году. В семнадцатом веке в Арме также была улица под названием Бригид расположена недалеко от церкви Бригид в районе, называемом «Приход Бригид». [ 56 ]

Старая церковь Святого Петра в Страсбурге также содержит (неуказанные) мощи Святой Бригиты, привезенные канониками Святого Михаила в 1398 году, когда они были вынуждены покинуть свое затопленное аббатство Хонау-Рейнау , основанное ирландскими монахами. [ 57 ] : 39 

Иконография

[ редактировать ]
Витраж, изображающий Святую Бригитту, держащую лампу.

В литургической иконографии и скульптуре Святая Бригитта часто изображается держащей крест Святой Бригитты , посох , используемый настоятелями , и лампу. Ранние агиографы изображают жизнь и служение Бригид как охваченные огнем. По словам Патрика Уэстона Джойса , традиция гласит, что монахини ее монастыря поддерживали там горящий вечный огонь. [ 33 ] Ее также часто изображают с коровой, а иногда и с гусями. [ 2 ] Лейтмотивы, некоторые из которых заимствованы из апокрифов, например история о том, как она вешает свой плащ на солнечный луч, связаны с чудесными сказками ее жития и фольклора. » Когитоса около 650 года В «Vita Sanctae Brigidae Бригид изображена обладающей способностью умножать такие вещи, как масло, бекон и молоко, даровать овец и крупный рогатый скот, а также управлять погодой. [ 58 ] : 86 

Растительные мотивы, связанные со Святой Бригитой, включают белую Lilium candidum, широко известную со времен средневековья как Лилия Мадонны из-за ее связи с Девой Марией , и ветреницу коронарную , называемую «анемоной Бригид» с начала 19 века. [ 59 ] Heleborus niger augustifolius также известен как «Рождественская роза Святой Бригитты». [ 60 ] Килдэр, церковь дуба Quercus petraea , связана с деревом, священным для друидов .

Топонимы

[ редактировать ]

Ирландия

[ редактировать ]

Килбрайд («Церковь Бригитты») - одно из наиболее широко встречающихся топонимов Ирландии. 45 Килбрайдов расположены в 19 из 32 графств Ирландии: Антрим (2), Карлоу, Каван, Даун, Дублин, Голуэй, Килдэр, Килкенни (3). , Лаойс, Лонгфорд, Лаут, Мэйо (5), Мит (4), Оффали (4), Роскоммон (2), Уотерфорд, Уэстмит (2), Уэксфорд (4) и Уиклоу (8), а также два Килбриди в Типперэри, Килбридия и Тобербрида в Клэр, Тобербридия в Килкенни, Брайдсвелл Коммонс в Дублине, Брайдстаун и Темплбриди в Корке и Рэтбрайде и Брайдсчерч в Килдэре. [ 61 ] Ряд топонимов произошли от Cnoic Bhríde («Холм Бригид»), например, Нокбридж в Лауте и Нокбрайд в Каване. [ нужна ссылка ]

Существует множество традиций, связывающих святого с Уэльсом, а посвящения и фольклор встречаются по всей стране. Таким образом, деревни часто называют либо в честь церкви, либо в честь Ллана , связанного с Бриджит. К ним относятся деревня, замок и приход Сент-Брайдс в Пембрукшире (недалеко от залива Сент-Брайдс ), церкви и деревни Сент-Брайдс-супер-Эли и Сент-Брайдс-Майор в долине Гламорган , церковь и деревня Сент-Брайдс. Незервент в Монмутшире и церковь Св. Брайдса в Ньюпорте , деревня Ллансанфрайд Глан Конви в Конви, Ллансантфрайд в Кередигионе, а также деревни Ллансантфрайд-им-Мечейн и Ллансантфрайд в Поуисе .

Шотландия

[ редактировать ]

В Шотландии Ист-Килбрайд и Западный Килбрайд названы в честь Бригид. Ланбрайд , недалеко от Элгина , Шотландия, считается пиктским, означающим «Церковь Бригитты». В Ториглене, на юге Глазго, находится приход Святой Бригитты. [ 62 ]

В гебридской мифологии и фольклоре одной из самых выдающихся фигур, представленных в этномузыковеда Маргарет Фэй Шоу культовой книге «Народные песни и фольклор Южного Уиста» 1955 года , является святая Бригида Килдэрская, о которой записано множество местных историй, песен и обычаев. [ 63 ]

На Флит-стрит в лондонском Сити стоит церковь Святой Невесты , существенно перестроенная с момента ее основания в 600-х годах (7 век).

Остров Мэн

[ редактировать ]

На острове Мэн , где распространено имя «Бриши», мэнская форма имени, приход Брайда в честь святого назван .

В другом месте

[ редактировать ]
Бригида Килдэр, Гросс-Сен-Мартен, Кельн

Популярность Святой Бригиты сделала имя Бригид (или его варианты, такие как Бриджит, Бриди и Бри) популярным в Ирландии на протяжении веков. Один писатель заметил, что когда-то в истории «в каждой ирландской семье были Патрик и Бриджит». [ 66 ]

В гаитянском Вуду святая Бригитта (наряду с богиней Бригидой и Марией Магдалиной ) почитается как лоа смерти Маман Бригитта , супруга барона Самеди . [ 67 ] : 14 

[ редактировать ]
Картина Святой Бригитты в часовне Святого Патрика, Гластонбери.

Сент-Бриджит уже давно связана с Гластонбери . Места, на которых она изображена, включают Гластонбери-Тор , где над одной стороной входа можно увидеть каменную резьбу, изображающую ее доящую корову. [ 68 ] Она также появляется на фреске, украшающей интерьер часовни Святого Патрика на территории аббатства Гластонбери, изображающей святую с веретеном, чашей с огнем и коровой на заднем плане. [ 69 ]

также задокументировал, Уильям Малмсберийский что «поэтому чрезвычайно распространено сообщение о том, что и святой Индракт, и святая Бригитта, немаловажные жители Ирландии, раньше приезжали в это место. Вернулась ли Бригид домой или умерла в Гластонбери, недостаточно установлено, хотя она оставила здесь некоторые из своих украшений; то есть ее ожерелье, сумка и принадлежности для вышивания, которые до сих пор демонстрируются в память о ее святости и эффективны в лечении различных болезней». [ 70 ]

Бенедиктинский монах Джон Гластонберийский писал в середине четырнадцатого века, что часовня, раскопанная в Беккери, была названа в ее честь; «Святая Бригитта прожила несколько лет на острове недалеко от Гластонбери, называемом Бекери или Маленькая Ирландия, где находилась молельня, освященная в честь святой Марии Магдалины. Она оставила там некоторые знаки своего присутствия — кошелек, воротник, колокольчик и ткацкие принадлежности, которые выставлены и почитаются там из-за ее святой памяти, — и вернулась в Ирландию, где вскоре почила в Господе и был похоронен в городе Даун. Часовня на этом острове теперь посвящена в честь святой Бригитты; на его южной стороне есть отверстие, через которое, по верованию простого народа, всякий, пройдя, получит прощение всех своих грехов». [ 70 ]

Курган Невест в Бекери также связан с Святой Бриджид, и в 2004 году сестры Бригадины, Мэри и Рита Минехан, принесли вечный огонь Бригид (восстановленный в 1993 году) из Соласа Брде в Килдэре во время церемонии Гластонберийской конференции богини на Кургане Невесты. ' [ 71 ]

[ редактировать ]

Вымышленная версия Святой Бригиты, исполняющей желания, появляется в 2024 фантастической романтической комедии Netflix года « Ирландское желание» .

  1. ^ 14 февраля / 1 февраля. https://www.holytrinityorthodox.com/htc/orthodox-calendar/
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Фармер, Дэвид. Оксфордский словарь святых (пятое издание, исправленное). Издательство Оксфордского университета, 2011. стр. 66–67, 467–470.
  3. ^ Джестис, Филлис Г. (2004). Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 140–. ISBN  9781576073551 . Проверено 1 февраля 2013 г. Бригида Ирландская, или Килдэрская, почиталась с раннего средневековья наряду с Патриком и Колумбой как одна из трех национальных христианских святых-покровителей Ирландии. К концу седьмого века были написаны по крайней мере две латинские биографии, описывающие ее как дочь дворянина, которая решила посвятить свою девственность Богу, приняла постриг христианской монахини и стала лидером общины религиозных женщин. или, возможно, как женщин, так и мужчин. Конечно, к VII веку в Килдэре существовал важный двойной монастырь, который считал ее своим основателем.
  4. ^ «День Святой Бригитты: новый государственный праздник Ирландии, первый, названный в честь женщины» . 20 января 2022 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Святая Бригитта Ирландская | Биография и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 1 января 2020 г.
  6. ^ Вудс, Р.Дж., Христианская духовность: присутствие Бога на протяжении веков ( Мэрикнолл, Нью-Йорк : Orbis Books , 2006), стр. 123 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Хаттон, Рональд (1996). Станции Солнца: история ритуального года в Великобритании . Издательство Оксфордского университета. стр. 134–138.
  8. ^ «Бригид Фаугарт – Фестиваль» . www.brigidoffaughart.ie . Проверено 30 января 2024 г.
  9. ^ Монаган, П. , Энциклопедия кельтской мифологии и фольклора (Нью-Йорк: Facts on File, Inc. , 2004), стр. 59–60.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Оган, Даит . Миф, легенда и романтика: энциклопедия ирландской народной традиции . Prentice-Hall Press, 1991. стр. 60–61 .
  11. ^ Бергер, Памела (1985). Скрытая богиня: превращение Защитницы зерна из богини в святую . Бостон: Beacon Press. п. 73 . ISBN  9780807067239 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Райт, Брайан. Бригид: Богиня, Друидесша и Святая . The History Press, 2011. стр. 36–37.
  13. ^ Ленц, Р. , и Гейтли, Э., Христос на полях ( Оссининг, Нью-Йорк : Orbis Books , 2003), с. 121.
  14. ^ Дэвид Хоулетт, Староирландский гимн «Бригит Бе Битмайт» , Перития: Журнал Средневековой академии Ирландии 22–23, 2011–2012, стр. 182–187; ср. https://www.vanhamel.nl/codecs/Brigit_bé_bithmaith и http://triasthaumaturga.blogspot.com/2012/02/the-hymn-in-praise-of-saint-brigid-by.html
  15. ^ Древний ирландский гимн святого Броган-Клоена в честь святой Бригиты , Irish Ecclesiastical Record , том 4, февраль 1868 г., стр. 221-237; Уитли Стоукс, Goidelica: Старые и ранне-среднеирландские глоссы, Проза и стихи , 1872, стр. 137-146 (гимн Ултана см. на стр. 133-137); ср. https://www.vanhamel.nl/codecs/N%C3%AD_car_Brigit , https://www.vanhamel.nl/codecs/Preface_to_Broccán%27s_hymn и http://triasthaumaturga.blogspot.com/2012/02/the- гимн-во-хвале-святой-Бригид-оф.html
  16. ^ См. https://www.vanhamel.nl/codecs/Vita_prima_sanctae_Brigitae и https://www.vanhamel.nl/codecs/Vita_sanctae_Brigitae_(Cogitosus) ; оспаривается приоритет той или иной Жизни; Также постулировалась более ранняя, утраченная Жизнь, ср. https://www.vanhamel.nl/codecs/Vita_sanctae_Brigitae_(lost) .
  17. ^ «Бету Бригте • КОДЕКС: онлайн-база данных и электронные ресурсы для кельтских исследований» . codecs.vanhamel.nl . Проверено 18 декабря 2022 г.
  18. ^ http://omniumsanctorumhiberniae.blogspot.com/2013/07/saint-coelan-of-inis-cealtra-july-29.html ; см. Людвиг Билер , «Недавние исследования ирландской агиографии», Studies , vol. 35, 1946, с. 537.
  19. ^ http://sip.mirabileweb.it/title/vita-sanctae-brigidae-91-vita-metrica91-(has-ego-d-title/24614 и http://triasthaumaturga.blogspot.com/2012/02/ ; см. Д.Н. Киссане, Uita metrica Sanctae Brigidae: критическое издание с введением, комментариями и указателями , Труды Королевской ирландской академии, том 77, 1977, стр. 57–192.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Флад, Уильям Генри Грэттан (1907). « Святая Бригита Ирландская ». Католическая энциклопедия . Том. 2.
  21. ^ См. А. П. Смит, «Самые ранние ирландские анналы: их первые современные записи и самые ранние центры записи», Труды Королевской ирландской академии lxxii C (1972), стр. 1–48. Дэниел Маккарти: Хронология святой Бригиты Килдэрской. , в Перитии , xiv (2000), стр. 255–81.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бернс, Пол (1998). Жития святых Батлера: новое полное издание: февраль . Бернс и Оутс . стр. 1–4.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и «Бету Бригте» . celt.ucc.ie.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Чарльз-Эдвардс, Томас . «Культы ранних ирландских святых и их сторонники». Эриу , том. 54, 2004, стр. 84–85, 88–89.
  25. ^ Уоллес, Мартин (1995). Маленькая книга кельтских святых . Белфаст : Appletree Press. ISBN  978-0-86281-456-4 . OCLC   60232845 .
  26. ^ "Святая Бригита Ирландии", CNA
  27. ^ Перейти обратно: а б с д «Святая Бригита Ирландская» . Монастырская матрица . Архивировано из оригинала 19 марта 2021 года . Проверено 24 ноября 2014 г.
  28. ^ О'Донаван, Дж. (1856). Анналы Королевства Ирландии . Том. 5. Дублин: Ходжес, Смит и Ко. с. 1249.
  29. ^ «История города Килдэр» . Местная история Килдэра .
  30. ^ «Святая Бригита Ирландская» . Католическое информационное агентство . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года.
  31. ^ «Множество средневековых источников настаивают на том, что она была рукоположена в епископа, и этот статус разделяли ее преемницы на посту настоятельницы Килдэра до тех пор, пока в 1152 году церковная иерархия Ирландии не была радикально пересмотрена». Каллан М. «Самый безопасный город-убежище»: Епископ Бриджит. В: Священные сестры: пол, святость и власть в средневековой Ирландии. Издательство Амстердамского университета; 2019, стр.85
  32. ^ Селлнер, Эдвард (2006). Мудрость кельтских святых . Бог Уок Пресс. ISBN  0-9706511-3-9 . OCLC   63178559 .
  33. ^ Перейти обратно: а б «Святая Бригита (или Бригитта) — чудеса Ирландии» . www.libraryireland.com . Проверено 9 января 2022 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д Олден, Томас (1888). «Дарлугдач» . Словарь национальной биографии . Том. 14. с. 63.
  35. ^ « Наша покровительница , сестры Бригидины» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2015 года.
  36. ^ Райт, Бригид: Богиня, Друидесша и Святая , с. 233.
  37. ^ «История святой Бригитты» . Гласневин, Дублин, Ирландия: GNS Святой Бригитты, 14 ноября 2012 г. Архивировано из оригинала 27 января 2013 г. . Проверено 13 мая 2020 г.
  38. ^ «Плащ Святой Бригитты: легендарные вымыслы ирландских кельтов» . www.libraryireland.com .
  39. ^ «Дикие ирландские женщины: Святая Бригитта – Мария Гэлская | Ирландская Америка» . 29 января 2018 г.
  40. ^ Перейти обратно: а б Лиам, Де Паор (1996). «Житие святой Бригиты Богородицы Когитос». Мир Святого Патрика: христианская культура апостольской эпохи Ирландии . Пресса Четырех Судов. ISBN  1-85182-144-9 . OCLC   939625666 .
  41. ^ «Часто задаваемые вопросы» .
  42. ^ Благотворительный праздничный подарок The New York Times (требуется подписка)
  43. ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
  44. ^ «Бриджит Килдэрская, монашеская, ок. 523 г.» . Епископальная церковь . Проверено 20 июля 2022 г.
  45. ^ «Очерки древней истории, религии, образования, искусства и управления Ирландией» . Труды Королевской Ирландской академии . 16 : 242. 1930 . Проверено 18 января 2019 г.
  46. ^ Рой, Консидер-Харон; Мари-Клер, Лаплас; Филипп, Саварик; Мишель, Фостер (2008). Ирландское празднование: праздничный и трагический подтекст . Cambridge Scholars Press. п. 2. ISBN  978-1-4438-0667-1 . OCLC   435375422 .
  47. ^ Перейти обратно: а б с д Данахер, Кевин (1972) Год в Ирландии: обычаи ирландского календаря . Mercier Press, стр. 20–25, 97–98.
  48. ^ Келлехер, С. (27 июля 2019 г.). «Традиция Мид-Керри Бидди получает официальное государственное признание» . Керриман . Проверено 21 апреля 2021 г.
  49. ^ Мерфи, Денис (январь 1895 г.). «Святая Бригита Килдэрская» . Журнал Археологического общества графства Килдэр и прилегающих районов : 169–176.
  50. ^ Перейти обратно: а б де Кампос, Маноэль (1588). Торжественный прием, состоявшийся в Лиссабоне, они связывают со святыми мощами, которые были прочитаны в церкви Сан-Роке-да-Компанья-де-Иесв в 0.25. Янейро 1588 года . Антонио Рибейро.
  51. ^ Череп Святой Бригитты . 14 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 г. - на YouTube.
  52. ^ «Святая Бригита Ирландская» . Католик онлайн . Проверено 16 июля 2017 г. ; см. Габриэлу Мораиш, Лиссабон хранит древние тайны. Святая Бригида, кельтская богиня в Лумиаре , Лиссабон: Só Livros Lda., «Os Vicentes», № 7, 2011, с. 31–38, и Мигель Аларкао, Uma Santa e Três Cavaleiros: a Propósito da Igreja Paroquial do Lumiar , REAP (Revista de Estudos Anglo-Portugueses)-JAPS (Журнал англо-португальских исследований) 28, 2019, стр. 57-75.
  53. ^ «Приходская церковь Лумиар-Игрежа-де-Сан-Жуан-Баптиста» . База данных СИПА . Проверено 19 октября 2021 г.
  54. ^ Атертон, Д.В.; Пейтон, член парламента «Святая Бригитта: Святые колодцы, образцы и реликвии» (PDF) .
  55. ^ «Святая Бригита Килдэрская» . Викторианский путь . Проверено 16 июля 2017 г.
  56. ^ Патерсон, TGF (1945). «Кресты Бригитты в графстве Арма». Ольстерский журнал археологии . 8 : 43–48. JSTOR   20566478 .
  57. ^ Фурманн, Дж. П., Ирландские средневековые монастыри на континенте ( Вашингтон, округ Колумбия : Католический университет Америки , 1927), стр. 1927. 39.
  58. ^ О Риордайн, Джон Дж. (1997). Музыка того, что происходит: кельтская духовность: взгляд изнутри . Колумбия Пресс. ISBN  1-85607-174-Х . OCLC   749527200 .
  59. ^ Гейтманн, Харриет. «Добро пожаловать в Сад Весны и Осени», House Beautiful , том. 62, 1927, с. 418
  60. ^ "Рождественская роза Святой Бригитты", The Garden , vol. 23, 7 апреля 1883 г., с. 317
  61. ^ «База данных географических названий Ирландии» . Logainm.ie .
  62. ^ Ториглен Святой Бригитты
  63. ^ Барнс, Лили (27 июня 2019 г.). «Фотографии женщин Южного Уиста - Дом Канны», сделанные Маргарет Фэй Шоу . Национальный фонд Шотландии . Проверено 8 марта 2020 г.
  64. ^ Вайзер-Александер, К. (июль 2020 г.). «Сент-Бриджит, Канзас» . Легенды Канзаса .
  65. ^ Остров Святой Бригитты. Составной справочник СКАР по Антарктиде
  66. ^ Де Блакам, Хью. «Об имени Бригид» . Ирландские имена от древних до современных . Проверено 16 июля 2017 г.
  67. ^ Фонсека, Энтони Дж., изд. (19 июня 2014 г.). Энциклопедия зомби: Ходячие мертвецы в популярной культуре и мифах . Издательство Блумсбери США. ISBN  978-1-4408-0389-5 . OCLC   890530793 .
  68. ^ Джонс, Кэти (1990). Богиня в Гластонбери . Диана Гриффитс. Гластонбери: Ариадна. ISBN  1-872983-00-6 . OCLC   60026361 .
  69. ^ Карли, Джеймс Патрик (2001). Гластонберийское аббатство и традиция Артура . Д.С. Брюэр. ISBN  0-85991-572-7 . OCLC   491459558 .
  70. ^ Перейти обратно: а б Скотт, Джон (июль 1983 г.). Карли, Джеймс П. (ред.). «Ранняя история Гластонбери: издание, перевод и исследование книги Уильяма Малмсберийского De antiquitate Glastonie ecclesie » . Зеркало . 58 (3): 819–820. дои : 10.2307/2849009 . ISSN   0038-7134 . JSTOR   2849009 .
  71. ^ "О нас" . Друзья Кургана невесты .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a031a37a075f4e89bdb27bd1486e51ff__1721397900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/ff/a031a37a075f4e89bdb27bd1486e51ff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Brigid of Kildare - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)