Дубхач Макку Лугайр
Дубхач Макку Лугайр | |
---|---|
Национальность | ирландский |
Занятие | Поэт |
Известный | Ассоциация со Святым Патриком |
Дубтах Макку Лугайр (эт. пятый век), [ 1 ] легендарный ирландский поэт и юрист, предположительно живший во времена миссии Святого Патрика в Ирландии и во времена правления Лоегера Мак-Нейла , верховного короля Ирландии, главным поэтом которого и Брегоном служил Дубтах. Говорят, что в отличие от короля и его друидов он с готовностью принял новую религию. Это событие сыграло важную роль в хиберно-латинских и ирландских источниках, поскольку представляет собой интеграцию коренных ирландских знаний с христианской верой.
Биография
[ редактировать ]Король Логер, завидуя могуществу святого Патрика, отдал приказ, чтобы, когда он в следующий раз явится в Тару, никто не должен вставать со своего места, чтобы оказать ему честь. На следующий день была Пасха, и это был также большой пир с Логайром и его двором. В разгар празднества, «двери были закрыты, как в случае с Господом, среди них появился Святой Патрик с пятью своими спутниками. Никто не поднялся при его приближении, кроме Дубтаха, с которым впоследствии был юный поэт по имени Фиакк . При этом святой благословил Дубтаха, который первым уверовал в Бога в тот день. В «Троечастном житии» святого Патрика говорится, что Дубтах тогда был крещен и конфирмован. Джослин добавляет, что с тех пор он посвятил Богу поэтические дары, которые раньше использовал для восхваления ложных богов. [ 2 ]
Когда он какое-то время проповедовал Евангелие в Ленстере , его посетил святой Патрик. Их встреча произошла в Домнах-мар-Криатаре, ныне Донахмор , недалеко от Гори , графство Уэксфорд , и святой Патрик спросил, есть ли среди его «учеников» кто-нибудь, кто был бы «материалом для епископа, чьи качества перечислены в Книге». из Армы ». Дубтах ответил, что не знает никого из своих людей, кроме Фиакка Прекрасного. В этот момент было замечено приближение Фиакка. Предвидя его нежелание принять эту должность, святой Патрик и Дубтах прибегли к хитрости. Святой сделал вид, что собирается сам постричь Дубтаха, но Фиакк, подойдя вперед, умолял, чтобы его приняли вместо него, и соответственно он был пострижен и крещен, и ему «присвоили степень епископа». [ 2 ]
Эдвард О'Рейли в своих книгах «Ирландские писатели » ошибочно приписывает Дубтаху «изящный гимн… сохранившийся в календаре Оэнгуса ». Одна из рукописей этой работы действительно написана почерком писца по имени Дубтах, но он был совершенно другим человеком, чем Макку Лугир. Другое стихотворение, начинающееся со слов «Тара, дом, в котором жил сын Конна», найденное в « Книге прав » и также присвоенное ему О'Рейли, считается сочинением Бенена или Бенигнуса . есть стихотворение Но в Книге Прав , присвоенное ему по имени. Он относится к «качествам истинно образованного поэта» и состоит из тридцати двух строк, начинающихся со слов «Никто не имеет права на посещение или продажу его стихов». [ 2 ]
Есть также три других его стихотворения, сохранившиеся в Ленстерской книге . Они были опубликованы вместе с переводом О'Карри в его «Материалах рукописи ирландской истории» . Они связаны с войнами и триумфами Энны Кенселаха и его сына Кримтанна , обоих королей Ленстера . О том, что эти стихи были написаны после его обращения в христианство, свидетельствует следующее: «Это мною было впервые построено молельное здание и каменный крест». Наибольший интерес в этих стихотворениях представляет отрывок, в котором он говорит: «Это я вынес суждение между Логером и Патриком». В пояснении к этому поясняется: « Этот приговор был вынесен Нуаду Дергу , сыну Найла [брата Лоэгайра], который убил Одрана , возничего Патрика». [ 2 ]
Эта история рассказана во введении к « Сенчус Мору» . По приказу Лоэгера Одран, один из последователей Святого Патрика, был убит Нуаду, чтобы проверить, будет ли святой следовать своему собственному учению о прощении обид. Святому Патрику, подавшему апелляцию о возмещении ущерба, было разрешено выбрать судью, и он выбрал Дубтаха, который оказался в затруднительном положении как христианин, применяющий языческий закон. «Тогда Патрик (цитируя Св. Матфея 10:20) благословил свои уста, и благодать Святого Духа сошла на его высказывания», и в коротком стихотворении, сохранившемся в « Сенчус Мор» , он произнес решение, что «Нуаду должен быть предан смерти за свое преступление, но его душа должна быть прощена и отправлена на небеса». Это (как утверждается) было «средним курсом между прощением и возмездием». После этого предложения «Патрик попросил жителей Ирландии» прийти в одно место и провести с ним конференцию. Результатом стало назначение комитета из девяти человек для пересмотра законов. В его состав входили три короля, три епископа и три профессора литературы, поэзии и права. Главным среди последних был Дубтах. [ 3 ]
Его обязанностью стало дать историческую ретроспективу, и при этом Дубтах продемонстрировал «все суждения истинной природы, которые говорил Святой Дух, начиная с первого оккупации этого острова и до принятия веры. Слово Божие в писаном законе, в Новом Завете и в совести верующих было подтверждено в законах брехонов Патриком, духовенством и вождями Ирландии. Это Сенчус Мор ». Оно было завершено в 441 году нашей эры и, как предполагается, было вызвано пересмотром римских законов Феодосием младшим . Дубтах придал ему метрическую форму для облегчения запоминания, и, соответственно, старые части имеют грубый размер. Работа была известна под разными названиями: «Закон Патрика» , «Нойфис » или «Знание девяти» , но в более общем смысле — как « Сенчус Мор» . [ 4 ]
Агиографические традиции
[ редактировать ]Дубхтах помещен в агиографии вместе со своим племянником святым Фиакком из Слетти и юристом Эрком при дворе Логера, когда Патрик посетил Тару . В отчете О'Рейли говорится:
Когда святой Патрик пришел в Тару и проповедовал перед королем Логером, нам говорят, что единственным, кто встал при приближении святого и почтительно приветствовал его, был Дубтах, королевский поэт, который первым принял христианскую веру в этом место; и, как говорит Жоселин, «будучи крещен и утвержден в вере, он обратил свою поэзию, которую в расцвете своих занятий он использовал во славу ложных богов, к гораздо лучшему использованию; изменив свое мышление и стиль, он сочинил более изящные стихи во славу Всемогущего Творца и Его святых проповедников».
Потомки Дубхтаха и Фиакка, которые, как говорится в предании, обратились в веру, были благословлены этим проявлением уважения. Позже сообщается, что он присутствовал при том, когда Патрик сделал Фиакка епископом.
Легенда о Маре
[ редактировать ]Дубтах вынес приговор королю Логеру за убийство возничего Патрика, святого Одрана . Результатом этого стал пересмотр законов языческих ирландцев, чтобы привести их в соответствие с христианскими ценностями. Дубхтач был одним из девяти, кто пересмотрел законы. То, что соответствовало христианству, было сохранено, а то, что не соответствовало христианству, было вырезано.
Сохранившиеся стихи
[ редактировать ]Сохранились четыре стихотворения, приписываемые Дубхтачу; один в Книге прав , три в Ленстерской книге . Эдвард О'Рейли дает полный отчет об этом в своей книге «Ирландские писатели» , XXX кв.; д. год 433. [ 5 ]
Семья
[ редактировать ]Дубтах может быть связан с Мо Лаиссе Макку Лугайром, чей праздник указан как 16 сентября в Мартирологе Таллахта и Фелира Кенгуссо . Оба мартиролога утверждают, что его церковь была найдена среди Уи Фаршеллан , недалеко от Маунтрата , графство Лаойс. [ 6 ]
Потомки
[ редактировать ]Дубхтах, согласно более поздней традиции, стал будущим мужем святой Бригитты . Она отказала ему, но помогла ему найти невесту. Он указан как отец нескольких сыновей, всех святых и основателей церквей, главным образом в Ленстере . В их число входил Фахтна из Килтума , в баронстве Фор, графство Уэстмит , другими сыновьями были Триан, Сен-Габран , Сент-Эйгель , Монинн, Лонан и Сен-Молез Мак Лугайр . Его внучка, Дедива (также называемая Эдитуа, или Деди, или Дейди, или Дейге, или Дейдиу, или Деага, или Медива), дочь Триана, была предполагаемой матерью святых и поэтов, в том числе святого Сенана из Ларагабрина , сына Финтана, святого Диармайда Справедливого , сын Лугны, Святой Кайлин , сын Ниаты, Святой Фелим из Килмора, сын Карилла, Святой Дэй , сын Карилл, Святая Фемия , дочь Карилла, Святого Манчина , сына Коллана Кораннского и Сенчана Торпеиста , еще одного вождя олламов Ирландии , последний сын которого соответствует традиции олламов, происходящих обычно из семей, которые имели традицию производства олламов. .
Примечания
[ редактировать ]- ^ также Мокку Лугайр ; Дубтах Макку Лугир и в более поздних документах Мак Хуи Лугайр Олден 1888 , с. 83
- ^ Jump up to: а б с д Олден 1888 , с. 83.
- ^ Олден 1888 , стр. 83–84.
- ^ Олден 1888 , с. 84.
- ^ Труды Иберно-Кельтского общества за 1820 год . Том. Я. Дублин: Иберно-кельтское общество. 1820 год . Проверено 11 июня 2010 г.
- ^ Чарльз-Эдвардс, "Дубтач Макку Лугайр"
Ссылки
[ редактировать ]Вторичные источники
[ редактировать ]- Чарльз-Эдвардс, ТМ (2004). «Дубтач Макку Лугайр ( поддержка эт . 432)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/8125 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Ирландские писатели Эдвард О'Рейли
- Словарь христианской биографии и литературы до конца шестого века ,
- Маккоун, Ким (1986). «Дубтах Макку Лугайр и псевдоисторический пролог к Сенчу Мар ». Перития . 5 : 1–35. дои : 10.1484/J.Peri.3.126 .
- Ирландский биографический словарь , стр. 494–95, Кембридж, 2009 г.
- Ширман, Джон Фрэнсис (1874). «Loca Patriciana. № V. Друиды, Дубтах Мак Уи Лугайр и его сыновья». Журнал Королевской исторической и археологической ассоциации Ирландии .
- Лучший, Ричард Ирвин; Лоулор, Хью Джексон, ред. (1931). Мартиролог Таллахта: Из книги Ленстера и MS. 5100–4 в Королевской библиотеке Брюсселя . Харрисон и сыновья.
- Атрибуция
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Олден, Томас (1888). « Дубтач Макку Лугир ». Стивен , Лесли (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 16. Лондон: Smith, Elder & Co., стр. 83–84.
- Ашера Работы , vi. 400–1
- Карри» « Материалы рукописи , страницы 482–93.
- Eccl Ланигана . Хист. я. 273–303
- О'Рейли Ирландские писатели , страницы xxvii–viii.
- Календарь Оэнгуса , стр. 8, xiii.
- Книга прав , страницы xxxiv, 236–8.
- Хогана Vita Patricii , страницы 104–6.
- Сенчус Мор, изд. Роллс. страницы 5–16.
Первоисточники
[ редактировать ]- Муирчу, Вита С. Патриции (Жизнь святого Патрика), изд. Билер
- Корус Бесне , изд. Бинчи, Д.А. , изд. (1978). Свод ирландского права . 6 томов. Дублин: ДИАС . ISBN 1-85500-108-Х .
- Трехсторонняя жизнь Святого Патрика
- Псевдоисторический пролог к Сенчас Мар
- Первая жизнь святой Бригитты
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кэри, Джон (1990). «Два закона по решению Дубтаха». Кембриджские средневековые кельтские исследования . 19 : 1–18.
- Чарльз-Эдвардс, ТМ (2004). «Дубтах Макку Лугайр (доп. эт. 432)». Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/8125 . (требуется подписка)