Феодосий 2
Эта статья требует дополнительных цитат для проверки . ( июнь 2017 г. ) |
Феодосий 2 | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||
Римский император | |||||
Правление | 1 мая 408 - 28 июля 450 | ||||
Предшественник | Аркадий | ||||
Преемник | Марчан | ||||
Западный Императоры | Honorius (408–423) Valentinian III (425–455) | ||||
Рожденный | 10 апреля 401 | ||||
Умер | 28 июля 450 (в возрасте 49 лет) | ||||
Погребение | |||||
Супруг | Алия Евдоция | ||||
Проблема |
| ||||
| |||||
Династия | Теодосиан | ||||
Отец | Аркадий | ||||
Мать | Алия Едоксия | ||||
Религия | Никена христианство |
Феодосий 2 | |
---|---|
Права , император Римской империи | |
Почитаемый в | Восточная православная церковь |
Праздник | 29 июля |
Теодосий II ( греческий : θεοΔόσιος Theodosios ; 10 апреля 401 - 28 июля 450 г.) был римским императором с 408 по 450. Он был провозглашен августами как младенец и управлял , Аркадию, управляется единственным императором Восточной империи после смерти своего отца единственным императором Восточной империи после смерти своего отца, Аркадию, Аркадию Аркадия и правил единственным императором Восточной империи . в 408 году. Его правление было отмечено обнародованием Кодекса по законодательству теодосий и строительством теодосиана Стены Константинополя . Он также председательствовал в начале двух великих христологических противоречий, несорианства и эутихианства .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Феодосий родился 10 апреля 401 года как единственный сын императора Аркадия и его жены Элия Едоксии . [ 4 ] 10 января 402 года, в возрасте 9 месяцев, он был провозглашен Со-а- Агустами своим отцом, [ 5 ] Таким образом, становясь самым молодым, чтобы носить имперский титул до этого момента . 1 мая 408 года его отец умер, а семилетний мальчик стал императором восточной половины Римской империи.
Правление
[ редактировать ]Раннее правление
[ редактировать ]Правительство сначала управлялось Праторийским Антемамия , под руководством которого были построены теодосийские стены Константинополя.
По словам Теофана Исповедника и Прокопиуса , сасанианским королем Яздегером I Аркадиус был назначен (399–420) взят как вражду к Персии. [ 6 ] Хотя эта история считается неубедительной, Антиох , евнух персидского происхождения, стал репетитором и влиянием на Феодосию. Позже он также стал Praepositus sarri Cubiculi, но Теодосий уволил его, когда он достиг своего взрослой жизни.
В 414 году старшая сестра Феодосия Пульшерия пообещала вечную девственность вместе со своими сестрами. Она была провозглашена Августа и выступила в качестве опекуна своего брата. Опека закончилась, когда он достиг своего большинства, но предполагается, что его сестра продолжала оказывать влияние на него до его брака. В июне 421 года Феодосий женился на Аелие Эудоцию , женщине афинского происхождения. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] У них была дочь по имени Лициния Евдоксия , другая по имени Флакцилла, и, возможно, сын по имени Аркадиус.
В 423 году западный император Хонорий , дядя Феодосия, умер, и Primicerius Notariorum Joannes был провозглашен императором. Сестра Гонория Галла Плацидия и ее маленький сын Валентиниан , которые ранее бежали в Константинополь, чтобы избежать враждебности Хонория, обратились за восточной помощью, чтобы претендовать на трон Валентиниана, и после некоторого обсуждения в 424 Феодосия открыла войну против Джоаннеса. 23 октября 425 года Валентиниан III был установлен в качестве императора Запада с помощью Магистерской Хелион , а его мать играла влиятельную роль. Чтобы укрепить связи между двумя частями империи, дочь Теодосия Лициния Едоксия была обручена Валентиниан. Позже 29 октября 437 года она вышла замуж за Валентиниана и стала императрицей западной части империи.
Феодосия часто рассматривают как древние, так и современные историки как постоянно подталкиваемые его сестра, жена и евнухи, особенно хризафий среди них. [ 12 ] В более поздние десятилетия своей жизни Кризафиус выступил на известность как один из любимых императоров. Он предпочитал промофизитную политику, повлиял на внешнюю политику в отношении гуннов и был возмущен Пульчерой, генералом Зенолом и древними писателями. [ 13 ] По словам Теодора Лектора , Феодосий был настолько непредубежден в своем окружении, что случайно подписал записку своей сестры, продав свою жену Эудоцию в рабство.
Тем не менее, некоторые ученые утверждают, что, вопреки враждебным древним источникам, Теодосия больше контролировал свое правительство. [ 14 ] Другие считают, что правительство контролировалось в основном гражданскими чиновниками, а не конкретным человеком. [ 15 ] Среди древних и средневековых писателей монофизиты имели благоприятное мнение о Теодосии. [ 16 ]
Университетский и юридический кодекс
[ редактировать ]В 425 году Теодосий основал Университет Константинополя с 31 стулом (15 на латыни и 16 на греческом). Среди предметов были закон, философия, медицина, арифметика, геометрия, астрономия, музыка и риторика. Вполне вероятно, что его жена Эудоция поощряла его в этом вопросе и стояла за установлением университета; Она родилась в Афинах, где Афинская школа неоплатония была последним великим центром языческого, классического обучения. Евдоция была известна своим большим интеллектом.
В 429 году Теодосий назначил комиссию для сбора всех законов со времен правления Константина I , и создал полностью формализованную систему права. Этот план остался незаконченным, но работа Второй комиссии, которая встретилась в Константинополе, была назначена для сбора всего общего законодательства и привлечения их в курсе, была завершена; Их коллекция была опубликована как «Кодекс» Теодосиан в 438 году. Кодекс закона Теодосия II, обобщающий эдикты, обнародованные со времен Константина, сформировал основу для закона императора Юстиниана I , корпуса Юрис Цивиралис , в следующем столетии.
Известный "яблочный инцидент"
[ редактировать ]
Евдоция достигла вершины своего влияния с императором с 439 до 441, период, когда сестра императора Пульчерия была отстранена в пользу его жены. Сила Евдоции была отменена определенным фригианским яблоком в истории, переданной историком шестого века Джоном Малаласом из Антиохии. Малалас писал, что однажды император отправился в церковь, когда человек представил императора «яблоко огромным за пределы любого преувеличения». Император поблагодарил мужчину с 150 Solidi и быстро отправил яблоко своей жене в качестве настоящего. Евдоция решила отдать яблоко Паулинусу, другу как ее, так и императоре. Полин, не зная, где Евдоция получил яблоко, подумал, что оно подходит только императору, и дал его ему. Феодосий был подозрительным и спросил Евдосию, что она сделала с яблоком. «Я съела это», - ответила она, а затем Феодосий попросил ее подтвердить ее ответ с присягой, что она и сделала. Затем Теодосий подарил ей огромное яблоко. Император был в ярости и подозревал дело между Евдосией и Полинусом; У него был казнен друга на всю жизнь Полинуса, и Эудоциа попросила быть изгнанным в Иерусалим. Разделение в конечном итоге произошло между имперской парой около 443 года, с созданием Eudocia в Иерусалиме, где она предпочитала монашеской Монофизитизм .

Войны с гунами, вандалами и персами
[ редактировать ]Ситуация между римлянами и сасанидами ухудшилась в 420 году из -за персидского преследования христиан, и Восточная империя объявила войну против сасанидов (421–422); Война закончилась нерешительным тупиком, когда римляне были вынуждены принять мир в качестве угрожающих Константинополя . [ 17 ] [ 18 ] Мир был организован в 422 году без изменений в статус -кво . Более поздние войны Теодосия были в целом менее успешными.
Восточная империя страдала от набегов гун . В начале правления Феодосия II римляне использовали внутренние разногласия, чтобы преодолеть вторжение Улдина в Балканы. Римляне укрепили свои укрепления и в 424 году согласились заплатить 350 фунтов золота, чтобы побудить гуннов оставаться в мире с римлянами. В 433 году с ростом Аттилы и Бледы для объединения гуннов, оплата удвоилась до 700 фунтов.
Феодосий занялся делом Запада после того, как установил Валентиниан III в качестве своего западного коллеги. Когда в 439 году римская Африка упала на вандалы , как восточные, так и западные императоры отправили силы в Сицилию , намереваясь начать атаку на вандалов в Карфагене, но этот проект потерпел неудачу. Видя границы без значительных сил, Хунс и Сасанид -Перса атаковали, и экспедиционные силы должны были быть отозваны. В течение 443 года две римские армии были побеждены и уничтожены гунными. Анатолий договорился о мирном соглашении; Хунс ушел в обмен на унизительные уступки, в том числе ежегодную дань 2100 римских фунтов (ок. 687 кг) золота. [ 19 ] В 447 году Хунс прошел через Балканы, разрушив среди других город Сердика ( София ) и достигнув Атиры ( Бююксекмек ) на окраине Константинополя. В 449 году восточная римская попытка убить Аттилу не удалась, однако отношения между ними не ухудшились.
Богословские споры
[ редактировать ]
Феодосий часто пытался разрешить доктринальные противоречия относительно природы Христа . Во время визита в Сирию Феодосий встретил монаха Несториуса , известного проповедника. Несториус был назначен архиепископом Константинопольского в 428 году и стал вовлеченным в спор о христологии между двумя группами. Одна группа назвала Деву Марию Теотокос («родитель Бога»), основанная на том, что Бога рождается человеком во Христе, а другая отвергли название, основанное на том, что Бог вечный и, следовательно, не может быть рожден. Компромисс Несториуса, название Кристотокоса («Главник Христа»), был отвергнут; Его обвинили в разделении божественной и человеческой природы Христа, что привело к «двум Христам», в доктрине, позже называемой несторианинизмом . Несториуса решительно противостоял архиепископу Кирилу из Александрии и в конечном итоге потерял поддержку Теодосия. По просьбе Несториуса Император созвал первый Совет Эфеса в 431 году, чтобы Несториус оспаривал обвинения Кирилла в ересью. Совет был разделен между кириллицами и несторианцами, а Феодосий в конечном итоге предпочитал кириллианцев. Совет подтвердил название Теотокос и осудили Несториуса, который вернулся в свой монастырь в Сирии и в конечном итоге был изгнан в отдаленный монастырь в Египте.
Константинополитические аббаты Eutyches возродили богословский спор почти двадцать лет спустя, утверждая монофизитное мнение о том, что божественная и человеческая природа Христа были одним. Eutyches был осужден архиепископом Флавианским из Константинополя, но поддерживаемым влиятельным Диоскарусом Александрии , преемником Кирилла. Второй совет Эфеса в 449 году восстановил эутихи и свергнул Флавиан. Халценианцы выступили против этого решения, когда Папа Лео я назвал Совет «синодом грабителя». Феодосий поддержал результат, но он был отменен Советом Чалкедона после его смерти в 450 году.
Смерть
[ редактировать ]
Феодосий умер 28 июля 450 г. [ 20 ] в результате падения с лошади. 25 ноября его сестра Пульчерия вышла замуж за недавно избранного императора Марсиана , домашнего прихода под влиятельным генералом ASPAR . Евнух -хризафий был казнен вскоре после этого новой имперской парой. [ 21 ]
Как и Константин I и несколько его преемников, он был похоронен в церкви Святых Апостолов , в порфирском саркофаге , который был описан в 10 -м веке Константином VII в De Ceremoniis . [ 22 ]
Святой правой вещание Феодосии II Младший отмечен в Восточной Православной Церкви 29 июля. [ 23 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Вейцманн, Курт (1977). Возраст духовности: поздний антикварный и ранний христианин AR . Метрополитен Музей искусств . С. 28–29. ISBN 978-0-87099-179-0 .
- ^ Lenaghan, J. (2012). «Портретный глава императора, Теодосий II (?). Неизвестное происхождение. Пятый век» . Последние статуи древности . LSA-453.
- ^ Rösch 1978 , с. 163–164.
- ^ Plre p 2 ,
- ^ Chronicon Paschale 402 .
- ^ Алиреза Шапур Шахбази , «Византийские иранские отношения» , Энциклопедия Ираника , 15 декабря 1990 года.
- ^ Дункан, Алистер (1974). Благородное наследие: Иерусалим и христианство, портрет церкви воскресения . Лонгман. п. 28. ISBN 0-582-78039-X Полем
В 438 году императрица Эудоция, жена Феодосия II, посетила Иерусалим. По возвращении в Константинополь, пожертвовав на строительство новых церквей, она была перемещена в суде своей невесткой из-за ее греческого происхождения. Остается только одна часть ее церквей.
- ^ Морган, Робин (1996). Сестричество является глобальным: антология международного женского движения . Феминистская пресса. п. 270 ISBN 1-55861-160-6 Полем
Греческие женщины также были видны в византийский период. В 421 году император Теодосия II женился на языческой афинской женщине, Афинаиса; После крещения она стала Eudocia.
- ^ Малер, Хелен А. (1952). Императрица Византии . Трус-макканн. п. 106. OCLC 331435 .
Афинаис, дочь афинского ученого, Леонтия. Перед свадьбой она получила бы в Священном крещении имя его матери, возвышенной императрицы Евдоксии, но из -за греческого происхождения Афины имя будет произносится на Евдоцию.
- ^ Cheetham, Nicolas (1981). Средневековая Греция . Издательство Йельского университета. п. 12 ISBN 0-300-10539-8 Полем
Еодоция доминировала, что она очень гордится своим эллинским происхождением и культурой ...
- ^ Cuming, GJ ; Бейкер, Дерек; Церковное историческое общество (1972). Популярное мнение и практика: том 8 исследований в истории церкви . Кубок Архив. п. 13 ISBN 0-521-08220-x Полем
Сама Эудоция, дочь языческого афинского философа, приняла новую веру в настроение полного принятия. Очень осознавая ее эллинское наследие, как показало ее знаменитое рассмотрение граждан Антиохии,
- ^ Келли, «Глава 1 Переосмысление Феодосия», в Келли (ред.) Теодосии II: Переосмысление Римской империи в поздней античности, стр. 2–6
- ^ Lee, AD (2013). От Рима до Византии по н.63 до 565: трансформация древнего Рима Эдинбург: издательство Эдинбургского университета, с. 97–98
- ^ Elton, H, «Имперская политика в Суде Феодосия II», в Каине (ред.), Сила религии в поздней древности: сила религии в поздней древности (Aldershot, Ashgate, 2009), 133–142
- ^ Harries, J (2013) «Глава 2 Мужчины без женщин: консистория Теодосия и бизнес правительства», в Келли (ред.) Теодосии II: Переосмысление Римской империи в поздней античности, стр. 67–89
- ^ Watts, E (2013) «Глава 11 Теодосии II и его наследие в антихальценовской общей памяти», в Келли (ред.) Теодосии II: переосмысление Римской империи в поздней античности, стр. 269–283
- ^ Уоррен Т. Бетголд, История византийского государства и общества , Стэнфордское университетское издательство, 1997, ISBN 0-8047-2630-2 , с. 90
- ^ G. Greatrex, римская восточная граница и персидские войны, часть II, 363–630 гг . 36
- ^ Bury, JB, История более поздней Римской империи Vol. 1, Dover, New York, 1958, с. 271f
- ^ Теодор Лектор II, 64.
- ^ Chronicon Paschale 450.
- ^ А.А. Васильев (1848). «Имперский порфирский саркофаги в Константинополе» (PDF) . Дамбартон Оукс Бумаги . 4 : 1, 3–26. doi : 10.2307/1291047 . JSTOR 1291047 .
- ^ "ФЕОДОСИЙ II, ИМПЕРАТОР - Древо" . drevo-info.ru (in Russian) . Retrieved 15 July 2022 .
Источники
[ редактировать ]- Келли, Кристофер (2013). Феодосия II: Переосмысление Римской империи в поздней древности . Кембридж: издательство Кембриджского университета.
- Миллер, Фергус (2006). Греческая Римская империя: сила и вера при Теодосии II . Беркли: Университет Калифорнийской прессы.
- Элтон, Хью (2009). «Императорская политика в Суде Теодосия II», в Эндрю Каине (Эд), Сила религии в поздней древности: сила религии в поздней древности (Aldershot, Ashgate, 2009), 133–142.
- Острогорский, Джордж (1956). История византийского государства . Оксфорд, Англия: Василий Блэквелл.
- Мейендорф, Джон (1989). Императорское единство и христианские подразделения: Церковь 450–680 г. н.э. Церковь в истории. Тол. 2. Crestwood, NY: Семинарная пресса Святого Владимира. ISBN 978-0-88-141056-3 .
- P. Jaillette, J.-M. S. Crogiez-Pétrequin , Перевод, введение и примечания , Brepols Publishers, 2009, ISBN 978-2-503-51722-3
- Василики Лимберис, Божественная наследница: Дева Мария и создание христианского Константинополя (Лондон: Routledge, 1994) имеет значительный раздел о Феодосия II и его сестре Пульчерии.
- Каспари, Максимилиан Отто Висмарк (1911). Чишхушолме, Хью (ред.). Британская Тол. 26 (11 -е изд.). Издательство Кембриджского университета. . В
Стоукс, Джордж Томас (1911). . В Уэсе, Генри ; Пирси, Уильям С. (ред.). Словарь христианской биографии и литературы до конца шестого века (3 -е изд.). Лондон: Джон Мюррей.
- «Теодосий II» в Оксфордском словаре Византия , издательство Оксфордского университета , Нью -Йорк и Оксфорд, 1991, с. 2051. ISBN 0195046528
- Rösch, Gerhard (1978). Onoma Basilia's: Исследования официального использования имперских названий в поздних выходах и ранних византийских временах . Византина и неогрика Виндобонентензия (на немецком языке). Издатель Австрийской академии наук. ISBN 978-3-7001-0260-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Правление Теодосия II (глава Дж. Б. Бери о более поздней Римской империи) истории
- Теодосийский кодекс: разделы, касающиеся религиозных обрядов (английский)
- Джордж Лонг, "Кодекс Теодосиан"
- Натан, Джеффри, «Теодосий 2 (408-450 гг. Н.э.)» ( Архив ). Римские императоры .
- Феодосий 2
- Теодосийская династия
- Смерть в результате несчастного случая на лошадях
- 401 Рождение
- 450 смертей
- Древние детские монархи
- Древние законодатели
- Христиане 5-го века
- Римские императоры 5-го века
- Византийские императоры 5-го века
- Восточные римские консулы 5-го века
- Сыновья византийских императоров
- Восточные православные королевские святые
- Восточные православные Святые
- Христианские монархи
- Военные святые
- Христианские королевские святые
- Христианские святые 5-го века