Евтихий
Евтихий ( древнегреческий : Εὐτυχης ; ок. 380 – ок. 456) [ нужна ссылка ] или Евтихий Константинопольский [1] был пресвитером и архимандритом в Константинополе . Впервые он стал известен в 431 году на Первом Эфесском соборе за свое яростное сопротивление учению Нестория . [2] На Константинопольском Синоде 448 г. и Халкидонском соборе 451 г. Евтихий был осужден за принятие столь же крайней, хотя и противоположной точки зрения. Однако сам он отверг бы такую интерпретацию своей мысли.
Жизнь
[ редактировать ]Евтихий был архимандритом монастыря за стенами Константинополя, где правил более 300 монахов. Он пользовался большим уважением и был крестным отцом Хрисафия, влиятельного евнуха при дворе Феодосия II. [3]
Споры
[ редактировать ]
Несторий Константинопольский патриарх утверждая , , что Марию не следует называть «Богородицей» ( Богородица по-гречески буквально «Богоносица»), [4] был объявлен еретиком; Утверждается, что, оспаривая это утверждение патриарха Нестория, Евтихий заявил, что Христос был «слиянием человеческих и божественных элементов». [4] вызвав его собственное осуждение как еретика через семнадцать лет после Первого Эфесского собора на Константинопольском синоде 448 года нашей эры, а затем снова в 451 году на Халкидонском соборе . [ нужен лучший источник ]
По мнению Нестория, все человеческие переживания и атрибуты Христа должны быть отнесены к «человеку», как личному субъекту, отличному от Бога-Слова, хотя и соединенному с Богом-Словом с момента зачатия. Отцы Константинопольского Синода утверждали, что в противовес этому Евтихий перевернул утверждение в противоположную крайность, утверждая, что человеческая природа и божественная природа соединились в единую природу Христа без всякого изменения, поглощения или смешения: природу воплотившегося Слово . Хотя это соответствовало более позднему учению Кирилла Александрийского, Евтихия обвиняли в том, что он пошел дальше Кирилла в отрицании того, что Христос был « единосущен нам, людям», тем самым он намеревался не отрицать полную человечность Христа, но подчеркивать Его уникальность.
Однако в сохранившихся актах Синода 448 года, в которых Евтихий представляет свою собственную защиту, он сам отвергает такое понимание своей мысли, и учение, ставшее известным как «евтихианство», представляется только враждебными сторонами как интерпретация последствий его мышление. [5] В обзоре судебного разбирательства против Евтихия, которое они рассматривают как своего рода имперский показательный процесс, направленный против радикальных сторонников Кирилла, историки Патрик Т.Р. Грей и Джордж А. Беван утверждают, что «то, что сказал сам [Евтихий], не дает нам никаких оснований видеть он был кем угодно иным, как энергичным поборником позднекириллианской позиции», то есть миафизитизма . [6]
Карьера
[ редактировать ]Евтихий отрицал, что человечность Христа была ограниченной или неполной, и эта точка зрения, которую некоторые считали схожей с александрийской доктриной. (Однако это категорически отвергается коптской церковью, которая считает Евтихия еретиком.) [7] В любом случае энергия и неосторожность, с которой Евтихий отстаивал свои взгляды, привели к тому, что его неправильно поняли. Он был обвинен в ереси Домном II Антиохийским и Евсевием, епископом Дорилея, на синоде под председательством Флавиана в Константинополе в 448 году. Его объяснения были признаны неудовлетворительными, собор низложил его со священнической должности и отлучил от церкви. [2]
Однако в 449 году Второй Эфесский собор был созван Диоскором Александрийским , у которого сложилось впечатление, что Евтихий отрекся от монофизитства . Впечатленный присутствием большого числа египетских монахов, собор не только восстановил Евтихия на его посту, но и свергнул Евсевия, Домна и Флавиана, его главных противников. Решение собора противоречило мнению римского епископа Льва , который, отступив от политики своего предшественника Целестины , очень решительно написал Флавиану в поддержку учения о двух природах и одной личности. [2]
император Феодосий II Тем временем умер . Его преемник Маркиан женился на сестре Феодосия Пульхерии . В октябре 451 года Маркиан и Пульхерия созвали собор ( четвертый вселенский ), заседавший в Халкидоне , на котором присутствовал Диоскор и на котором он был осужден. Там Эфесский синод назывался «разбойничьим синодом», на котором, как говорили, Диоскор угрожал епископам смертью, если они не согласятся с ним. Протоколы предыдущего синода были аннулированы и, в соответствии с более миафизитским направлением учения Кирилла Александрийского, было объявлено, что две природы соединены во Христе (без какого-либо изменения, поглощения или смешения) и «сошлись вместе, чтобы образовать одно». человек и одна ипостась». Евтихий умер в изгнании, но о его дальнейшей жизни ничего не известно. [2]
Тех, кто не одобрял Халкидонский собор, позже обвиняли в том, что они «монофизиты», и сегодня они известны как « восточные православные » — фраза, которая сегодня применима к таким церквям, как Коптская церковь , Армянская православная церковь и Сирийская православная церковь . Их несправедливо обвиняли в согласии с Евтихием о «единой природе» во Христе и в отрицании двойственного единосущия Христа (Отцу и нам, людям); однако восточные православные церкви предпочитают, чтобы их называли «миафизитами», и выступают против учения Евтихия. Это подтвердилось в мае 1973 года, когда покойный коптский папа Шенуда III посетил Рим и написал христологическое заявление вместе с Папой Павлом VI.
Память о Евтихии поддерживалась халкидонцами, такими как Лев I , который использовал термин « евтихиан » как уничижительное описание нехалкидонитов, которые, в свою очередь, обвиняли халкидонитов в том, что они «несториане» и диофизиты . [8]
Примечания
[ редактировать ]- ^ "Евтихий" . Британская энциклопедия , 1 января. 2022 год
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Чисхолм 1911 года .
- ^ Чепмен, Джон. «Евтихий». Католическая энциклопедия. Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1909. 21 января 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Великие ереси» . Католические ответы . Архивировано из оригинала 9 июля 2007 г. Проверено 3 июля 2007 г.
- ^ Грей, Патрик Т.Р. (2021). Претендуя на мантию Кирилла: Кирилл Александрийский и дорога на Халкидон . Лувен: Питерс. п. 155. ИСБН 978-9042942578 .
- ^ Беван, Джордж А.; Грей, Патрик Т.Р. (2009). «Суд над Евтихием: новая интерпретация» . Византийская газета . 101 (2): 648–49. дои : 10.1515/BYZS.2008.016 . S2CID 191441341 .
- ^ Святой Диоскор, 25-й Папа Александрийский в Коптском синаксарии.
- ^ Коэн, Сэмюэл (25 января 2022 г.). «Eutychianorum Furor! Ересиологическое сравнение и изобретение евтихиан в христологической полемике Льва I» . Запутанные религии . 11 (4). дои : 10.46586/er.11.2020.9434 . ISSN 2363-6696 . S2CID 246332371 .
Ссылки
[ редактировать ]- Г. А. Беван и ПТР Грей, «Суд над Евтихием: новая интерпретация», Byzantinische Zeitschrift 101 (2009), 617–57.
- Коэн, Сэмюэл (2020). «Eutychianorum Furor! Ересиологическое сравнение и изобретение евтихиан в христологической полемике Льва I». Запутанные религии . 11 (4). doi : 10.46586/er.11.2020.9434. ISSN 2363-6696.
- Адольф Гарнак , История догмы , iv. пассим
- Ф. Луфс , Dogmnegeschichte (4-е изд., 1906), 297 и сл.
- Мейендорф, Джон (1983). Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы (переработанное 2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. ISBN 9780823209675 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450-680 гг. н.э. Церковь в истории. Том. 2. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780881410563 .
- Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- Р.Л. Оттли , Доктрина воплощения , ii. 97 и далее.
- Статья в Herzog-Hauck, Realencyk. для прот. Теол. , с полной библиографией.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Евтихий ». Британская энциклопедия . Том. 9 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 958. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в