Римско-Сасанидская война 421–422 гг.
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2024 г. ) |
Римско-Сасанидская война 421–422 гг. | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть римско-персидских войн | |||||||||
![]() Римско-сасанидская граница | |||||||||
| |||||||||
Воюющие стороны | |||||||||
Восточная Римская империя |
Сасанидская империя Лахмиды | ||||||||
Командиры и лидеры | |||||||||
Ардабур Анатолий |
Bahram V Подробнее Нарсе Аль-Мундхир I |
Римско -Сасанидская война 421–422 годов была конфликтом между Восточной Римской империей и сасанидами . Поводом к войне стало преследование христиан со стороны сасанидского царя Бахрама V , ставшее ответом на нападения христиан на зороастрийские храмы; [ а ] христианский император Восточной Римской империи Феодосий II объявил войну и одержал несколько побед, но в конце концов две державы согласились подписать мир на статус-кво .
Фон
[ редактировать ]В 421 году Бахрам V стал преемником своего отца Йездигерда I , который незадолго до своей смерти начал преследование христиан в отместку за нападения на зороастрийские храмы христиан во время его правления; Бахрам продолжил это преследование, во время которого многие погибли. Среди них был Джеймс Интерцис , политический советник Йездигерда, который обратился в зороастризм , но затем снова обратился в христианство .
Преследуемые христиане бежали на римскую территорию и были приняты константинопольским епископом Аттиком , который сообщил императору о гонениях. Император Восточной Римской империи Феодосий II находился в то время под глубоким влиянием своей религиозной сестры Пульхерии и все больше и больше интересовался христианством.
В отношениях Рима и Сасанидов уже были некоторые разногласия. Персы наняли нескольких римских золотоискателей, но теперь отказались отправить их обратно; кроме того, Сасаниды захватили собственность римских купцов.
По этим причинам, когда персидские послы достигли римского двора, чтобы потребовать возвращения беглецов, Феодосий предпочел нарушить мир и объявить войну, вместо того чтобы вернуть их.
Конфликт
[ редактировать ]Главнокомандующим римской армии был Ардабур , который, кстати, происходил из иранского племени аланов . Ардабуру нужно было собрать много войск для своего похода. Поэтому Феодосий позволил некоторым паннонским остготам поселиться во Фракии , чтобы защищать провинцию от гуннов , в то время как фракийские римские войска были отправлены на Восток.
Ардабур отправил Анатолия в Персармению , где он присоединился к мятежникам, в то время как Ардабур вошел на персидскую территорию и опустошил Арзанен . Генерал армии Сасанидов Нарсес вступил в бой с Ардабуром, но потерпел поражение и был вынужден отступить. Нарсес планировал напасть на Месопотамию , римскую провинцию, оставшуюся без охраны, и двинулся туда, но Ардабур предвидел замысел своего врага и перехватил его там.
Ардабур получил подкрепление [ 4 ] крепость Нисибис и осадил . Бахрам заключил союз с арабами-лахмидами Аламундара ( Аль-Мундхир I из Хиры ), которые, однако, были рассеяны римлянами. Тем временем король гуннов Руа напал на епархии Дакии и Фракии и даже угрожал Константинополю ; в то же время большая персидская армия двинулась к Нисибису. Чтобы избежать войны на два фронта, Феодосий отозвал тогда Ардабур.
Осада Феодосиополя
[ редактировать ]Согласно римскому церковному источнику, [ 5 ] Сасаниды осаждали Феодосиополь в течение 30 дней, с тысячами воинов и даже осадными машинами (которые в источнике называют гелеполем ). Согласно этому источнику, римляне не пытались помочь осажденным, но Сасаниды были убеждены снять осаду, когда епископ города Евномий приказал метателю камней, названному в честь апостола Фомы , убить меньшего царя Сасанидская армия.
Несмотря на очевидную религиозную тематику этого рассказа, этот отрывок важен, поскольку свидетельствует о неудачном нападении Сасанидов на Феодосиополь. Это мог быть Феодосиополь в Армении , и в этом случае осада должна быть датирована 421 годом, пока Нарсес находился в Месопотамии , или Феодосиополь в Осроене , и в этом случае нападение должно быть датировано после отступления римлян из Нисибиса. [ 6 ]
Мирный договор
[ редактировать ]Мирный договор, положивший конец войне (422 г.), был заключен магистром Гелио . Оно вернуло все к положению до войны ( status quo ante bellum ). Обе стороны согласились отвергнуть арабских перебежчиков другой стороны. [ 7 ] а также гарантировать свободу религии на своих территориях. [ 8 ]
Рассказывают, что Акакий, епископ Амиды , приказал переплавить освященное золото и серебро своей церкви, чтобы добыть сумму, достаточную для покупки 7000 персидских пленников, оказавшихся на невольничьем рынке из-за войны, которых он затем отправлены на свободу на родину в знак христианской щедрости по отношению к персидским гонителям. [ 9 ] Если эта история правдива, отмечает Гиббон , [ 10 ] это облегчило бы заключение мира.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «...в 419 или 420 году серия христианских нападений на магианские храмы огня спровоцировала сасанидское правительство на жестокое преследование христиан, что, в свою очередь, привело к войне между двумя империями в 421–422 годах. Инциденты, спровоцировавшие преследования описаны в персидских христианских мученических актах, сохранившихся на сирийском языке, и в соответствующем отчете у Феодорита. Первоначальная реакция персидского царя, услышав это, была на удивление снисходительной. епископ Абда Ормизд-Ардаширский или один из его священников разрушил храм, он послал за ним, пожаловался «в умеренных выражениях» и приказал восстановить храм... Когда подвижник Нарсай был арестован за разрушение храма Царь даже предложил отказаться от этого дела, если Нарсай просто откажется от своего поступка. Абда отказался восстановить храм, а Нарсай отказался отказаться от своего действия. При этом оба были казнены. В этот момент король исчерпал свое терпение и начал всеобщее преследование церкви ». [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Декер 2022 , с. 234.
- ^ Словарь войн «В некоторых незначительных сражениях в Месопотамии силы Бахрама потерпели поражение, и король согласился на условия мира, по которым христианство допускалось на всей территории Персидской империи. В свою очередь, римляне согласились терпеть зороастризм, религию Персии».
- ^ Гаддис 2005 , с. 196-197.
- ^ Среди которых был отряд, в который был зачислен безвестный воин Маркиан , император в 450 г., который, однако, заболел в Ликии и не принял участия в войне (Феофан, AM 5943).
- ^ Феодорит, Т.37.6-10.
- ^ Доджон, с. 258, н. 50.
- ^ Малх , фрагмент 1.4-7.
- ^ Хр. Арб. , 16.
- ^ Эдвард Гиббон, Упадок и падение Римской империи (Современная библиотека, 1932), гл. XXXII., с. 1179
- ^ Гиббон, Там же.
Библиография
[ редактировать ]- Стивен Уильямс, Джерард Фрилл, Рим, который не пал: выживание Востока в пятом веке , Рутледж, 1999, ISBN 0-415-15403-0 , с. 31.
- Уоррен Т. Тредголд, История византийского государства и общества , Stanford University Press, 1997, ISBN 0-8047-2630-2 , с. 90.
- Гэддис, Майкл (2005). Нет преступления для тех, у кого есть Христос: религиозное насилие в христианской Римской империи . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-24104-5 . 196-197
Наиболее полное описание войны сохранилось у Сократа Схоластика , Historia Ecclesiastica VII.18, но некоторые отрывки включены Феодоритом в его Historia Ecclesiastica . Английские переводы этих разделов присутствуют в:
- Майкл Х. Доджон, Сэмюэл Н.К. Лью, Джеффри Грейтрекс, Римская восточная граница и персидские войны, Часть 2 , CRC Press, 2002, ISBN 0-203-99454-X , с. 38-41.
- Декер, Майкл Дж. (2022). Сасанидская империя в войне. Персия, Рим и возникновение ислама . Вестхолм Паблишинг, ООО. ISBN 978-1-59416-692-1 .