Теодорит
Феодорит Кирский | |
---|---|
Рожденный | в. 393 Антиохия , Небеса, Сирия , Римская империя |
Умер | в. 458 Кирр , Сирия Прима , Восточная Римская империя |
Почитается в | Церковь Востока Халдейская католическая церковь |
Феодорит Кирский или Киррский ( греч . Θεοδώρητος Κύρρου ок . 393 г. н. э. – ок. 458/466 г.) был влиятельным богословом Антиохийской школы , библейским комментатором и христианским епископом Кирра ; (423–457).
Он сыграл ключевую роль в нескольких спорах византийской церкви V века, которые привели к различным экуменическим актам и расколам. Он писал против Кирилла Александрийского , 12 анафем посланных Несторию , и не осуждал Нестория лично до Халкидонского Собора . Его сочинения против Кирилла были включены в « Трёхглавый спор» и осуждены на Втором Константинопольском соборе . Некоторые халкидонские и восточно-сирийские христиане считают его блаженным. [а]
Биография
[ редактировать ]Согласно Тиллемону , он родился в Антиохии в 393 году и умер либо в Кирре («примерно в двух днях пути к востоку от Антиохии », или в восьмидесяти римских милях), либо в монастыре близ Апамеи (в пятидесяти четырех милях к юго-востоку). Антиохии) около 457 г.
Следующие факты о его жизни почерпнуты главным образом из его Посланий и его «Истории религии» ( Philotheos historia ). Он был ребенком зажиточной антиохийской пары, которая уже много лет была бездетной. Ободренный тем, что его мать была излечена от серьезного заболевания глаз и обращена к трезвой жизни Петром Галатянином , подвижником, жившим в незаселенной местности, [3] Родители Феодориты обратились за помощью к местным святым людям, так как она была бездетна двенадцать лет. В течение многих лет их надежды питались, но не оправдались. В конце концов рождение Феодорита было обещано отшельником по имени Македоний Ячменедок при условии его посвящения Богу, откуда и произошло имя Феодорит («дар Божий»). [4]
Феодорит получил обширное религиозное и светское образование. Фактические свидетельства, данные нам Феодоритом, позволяют предположить, что его образование было исключительно религиозным. Он еженедельно посещал Петра Галата, был наставлен Македонием и другими подвижниками и в раннем возрасте стал чтецом среди духовенства Антиохии. Хотя он говорит о Диодоре Тарсийском и Феодоре Мопсуестийском как о своих учителях, это маловероятно, хотя он, несомненно, был воспитан в их богословской традиции. Однако он также явно получил обширное классическое образование, что неудивительно для ребенка зажиточных родителей в городе, который долгое время был центром светского образования и культуры. Среди его корреспондентов были софисты Эрий и Исокасий. Он понимал как сирийский, так и греческий, но не был знаком ни с ивритом, ни с латынью. [5] В своих письмах он цитирует Гомера , Софокла , Еврипида , Аристофана , Демосфена и Фукидида . [6] Когда ему было двадцать три года и оба родителя умерли, он разделил свое состояние между бедняками (Epist. cxiii; PG, LXXXIII, 1316) и стал монахом в монастыре Ницерте недалеко от Апамеи. [7] Там он прожил около семи лет.
В 423 году он ушел, так как был назначен епископом Кирра, управляя епархией площадью около сорока квадратных миль и охватывающей 800 приходов, но с незначительным городом в качестве своего главного города. Феодорит, поддерживаемый лишь призывами близких отшельников, сам подвергаясь личной опасности, ревностно охранял чистоту учения. Он обратил более 1000 маркионитов в своей епархии. [8] кроме того, много ариан и македонцев ; [9] более 200 экземпляров » Татиана « Диатессарона он удалил из церквей; и он воздвигал церкви и снабжал их реликвиями .
Его филантропические и экономические интересы были обширны и разнообразны: он стремился обеспечить помощь людям, угнетенным налогами; он разделил свое наследство между бедняками; на свои епископские доходы он построил бани, мосты, залы и акведуки; он созвал риторов и врачей и напомнил чиновникам об их обязанностях. Преследуемым христианам Персидской Армении он посылал письма поддержки, а карфагенянину Селестиаку , бежавшему от власти вандалов , он предоставил убежище.
Несторианский спор
[ редактировать ]Феодорит занимает видное место в христологических спорах, вызванных Кириллом Александрийским . Феодорит разделил прошение Иоанна I Антиохийского к Несторию утвердить термин Богородица («Богородица»), [5] и по просьбе Иоанна написал против Кирилла анафемы .
Возможно, он подготовил антиохийский символ , который должен был обеспечить истинное понимание императором Никейского символа веры , и он был членом и представителем депутации из восьми человек из Антиохии, вызванной императором в Халкидон . На осуждение Нестория он не мог согласиться. Иоанн, примирившийся с Кириллом по повелению императора, стремился подчинить Феодорита, закрепившись за его епархией .
Феодорит был полон решимости сохранить мир Церкви, стремясь принять формулу, избегающую безоговорочного осуждения Нестория, и к концу 434 г. усердно стремился к примирению между восточными церквями. Но Кирилл отказался пойти на компромисс, и когда он начал атаку (437 г.) на Диодора Тарсийского и Феодора, Иоанн встал на их сторону, а Феодорит взял на себя защиту антиохийской партии ( ок. 439 г.). [5] Домн II , преемник Иоанна, взял его своим советником. После смерти Кирилла на епископства были назначены приверженцы антиохийского богословия. Ириней , друг Нестория, при содействии Феодорита стал епископом Тира, несмотря на протесты Диоскора , преемника Кирилла, который теперь особенно восстал против Феодорита; и добился приказа суда о заключении Феодорита в Кирре.
Теодорит теперь составил « Эранист» (см. Ниже). Напрасны были его усилия в суде по самооправданию обвинений Диоскура, а также встречного обвинения Домна Евтихия аполлинаризма против . Суд исключил Феодорита из Второго Эфесского собора в 449 году из-за его неприязни к Кириллу. Здесь из-за его 151-го послания против Кирилла и защиты Диодора и Феодора он был осужден без слушания и отлучен от церкви , а его сочинения было направлено на сожжение. Даже Домнус дал свое согласие.
Феодорит был вынужден покинуть Кирр и удалиться в свой монастырь в Апамее. Он обратился с апелляцией к Льву Великому , но только после смерти Феодосия II в 450 г. он обратился с просьбой об отмене приговоров, вынесенных против него императорским указом. Ему было приказано участвовать в Халкидонском соборе , что вызвало яростное сопротивление. Он был первым, кто принял участие только как обвинитель, хотя и среди епископов. Затем он был вынужден (26 октября 451 г.) друзьями Диоскура произнести анафему над Несторием. Его поведение показывает (хотя и запрещено делать подобные заявления), что он сделал это с учетом своей предыдущей оговорки; а именно, без применения, кроме учения о двух сыновьях во Христе и отречения от Богородицы . После этого он был объявлен православным и реабилитирован.
Единственное, что известно о нем после Халкидонского собора, — это письмо Льва, поручающее ему охранять Халкидонскую победу ( PG , lxxxiii. 1319 sqq.). , вместе с Диодором и Феодором, ненавидели его не меньше, Миафизиты чем самого Нестория, и считали его еретиком. После Халкидона он жил в Кирре до своей смерти, которая могла произойти в 460 году. [10] [11]
Полемика из трех глав привела к осуждению его сочинений против Кирилла на Втором Константинопольском соборе (553 г.).
Работает
[ редактировать ]Экзегетический
[ редактировать ]Наиболее значительные труды Феодорита — экзегетические .
Хронологию состава этих произведений можно составить, изучая ссылки в последних работах на более ранние. Комментарий к « Песни Песней» , написанный, когда он был молодым епископом, хотя и не ранее 430 года, предшествует Псалмам ; комментарии к пророкам были начаты Даниилом , затем Иезекиилем , а затем малыми пророками . Следующее, что касается Псалмов , было завершено до 436 г.; и те, что касаются Исайи , Иеремии и Посланий Павла (включая Послание к Евреям ), до 448 года. Последними экзегетическими работами Феодорита были толкования трудных отрывков из Октаникия и Квестиона, касающихся книг Самуила , Царств и Паралипоменон , написанных около 452 года до 452 года. 453.
За исключением комментария к Исаии (фрагменты сохранились в катенах ) и к Галатам 2.6-13, до нас дошли экзегетические сочинения Феодорита. Экзегетический материал к Евангелиям под его именем в катенах, возможно, взят из других его произведений, а в его комментариях к Октаниху встречаются иностранные вставки .
Его представление ортодоксальной доктрины состоит из сочетания отрывков из Священного Писания.
Библейские авторы для Феодорита являются лишь выразителями Святого Духа , хотя и не теряют своих индивидуальных особенностей. Неизбежное несовершенство переводов, утверждает он, затрудняет понимание. Не зная иврита , Феодорит использует сирийский перевод, греческие версии и Септуагинту .
В принципе его экзегеза грамматико-историческая; и он критикует вторжение собственных идей автора. Его цель — избежать односторонности как буквальности, так и аллегории . Поэтому он протестует против приписывания «Песни Песней» Соломону и тому подобных людей как унижения Святого Духа. Скорее следует сказать, что Писание часто говорит «образно» и «загадками». В Ветхом Завете все имеет типологическое значение и пророчески воплощает уже христианское учение. Божественное озарение дает правильное понимание после апостольского внушения и исполнения Нового Завета . Ценной, но не обязательной является экзегетическая традиция церковных учителей. Феодорит любит выбирать лучшее из различных перед ним толкований, предпочтительно Феодоровских, и дополнений из своего собственного. Его мысли и высказывания ясны и просты; и его заслуга состоит в том, что он спас экзегетическое наследие Антиохийской школы в целом для христианской церкви.
догматический
[ редактировать ]Многие из догматических сочинений Феодорита погибли; однако пятеро выжили.
Его главная христологическая работа — « Eranistes etoi polymorphos» ( «Нищий или многообразный» , или, возможно, «Коллекционер» ) в трёх диалогах, в которых монофизиты описываются как нищие, передающие свои доктрины, собранные обрывками из различных еретических источников, а он сам — как ортодоксальный. Произведение перемежается пространными флорилегиями (сборниками святоотеческих цитат), что может быть причиной его сохранения. Эти флорилегии свидетельствуют о значительной учености Феодорита: 238 текстов взяты из 88 произведений, в том числе доникейских писателей, таких как Игнатий, Ириней и Ипполит, а также богословов, таких как Афанасий и каппадокийские отцы. Такое использование флорилегии знаменует новый этап в развитии доктрины, поскольку оно создает новый авторитет христианского богословия: авторитет «Отцов». [12] [13]
Два произведения, «О Святой и Животворящей Троице» и «О воплощении Господнем» , сохранились благодаря приписыванию его оппоненту Кириллу Александрийскому . [12] [14] [15]
Еще одна сохранившаяся работа Феодорита - это его «Опровержение анафем» , отвержение двенадцати анафем, произнесенных против него Кириллом Александрийским, которое сохранилось в защиту Кирилла. [16] Он обнаруживает аполлинарианство в учении Кирилла и отвергает «слияние в одну» двух природ Единородного, равно как и разделение на двух сыновей ( Епист. Cxliii). Вместо «союза по ипостасям » он принял бы только такое, которое «проявляет существенные свойства или виды природ». Человек, соединенный с Богом, родился от Марии ; Между Богом- Логосом и формой слуги необходимо провести различие.
Еще одна сохранившаяся работа — Expositio rectae fidei . Это сохранилось среди сочинений Иустина Мученика. Однако и Лебон (1930), и Селлерс (1945) независимо признали в ней работу Теодорита, вероятно, еще до начала христологических споров. [17]
лишь незначительные фрагменты (ср. Епист. 16) защиты Феодорита Диодора и Феодора (438-444). Сохранились [18]
Много утраченных работ. Феодорит упоминает, что писал против Ария и Евномия : [19] вероятно, один труд, к которому были приложены три трактата против македонян. Кроме того, существовало два сочинения против аполлинарианцев, а от Opus adversus Marcionem ничего не сохранилось.
Бог неизменен и в становлении человеком, две природы разделены во Христе, и Бог-Логос всегда бессмертен и бесстрастен. Каждая природа после соединения оставалась «чистой», сохраняя свои свойства, исключая всякое превращение и смешение. Из двадцати семи речей в защиту различных положений первые шесть согласуются по данному содержанию с Феодоритом. Несколько выдержек из пяти речей о Златоусте сохранились у Фотия (кодекс 273).
Апологетический, исторический
[ редактировать ]Среди апологетических сочинений был « Ad quaestiones magorum» (429–436), ныне утерянный, в котором Феодорит оправдывал ветхозаветные жертвоприношения как альтернативу египетскому идолопоклонству . [20] и разоблачил басни о волхвах , поклонявшихся стихиям ( Церковная история, т. 38).
De Providentia , или Десять бесед о провидении , состоит из апологетических рассуждений, доказывающих божественное провидение с точки зрения физического порядка (главы I-IV), а также морального и социального порядка (главы VI-X). Скорее всего, они были доставлены культурной греческой общине Антиохии где-то между 431 и 435 годами. В отличие от большинства проповедей, они представляют собой аргументированные аргументы, лекции, а не проповеди на библейские тексты.
Книга Graecarum Affectionum Curatio или Лечение греческих болезней с подзаголовком « Истина Евангелия, доказанная греческой философией», состоящая из двенадцати книг, была попыткой доказать истинность христианства на основе греческой философии и в отличие от языческих идей и практик. Таким образом, это одна из последних написанных апологий, поскольку в эпоху доминирования христианства необходимость в извинениях постепенно отпала. Истина самостоятельна там, где она не затенена заблуждением, и утверждает себя как сила жизни; философия является лишь предчувствием этого. Эту работу отличает четкость аранжировки и стиля. [21]
« Церковная история Феодорита», начинающаяся с возникновением арианства и завершающаяся смертью Феодора в 429 году (несмотря на то, что она была завершена в 449–450 годах), сильно отличается по стилю от историй Сократа Схоластика и Созомена . Он содержит множество источников, которые иначе были бы утеряны, особенно письма об арианских спорах; однако книга чрезвычайно предвзята: еретики постоянно очерняются и описываются как пораженные «арианской чумой». Повествование более сжато, чем у других историков, и Теодорит часто связывает документы вместе, оставляя между ними лишь краткие комментарии. Оригинальный материал антиохийской информации появляется главным образом в последних книгах.
Источники Феодорита являются спорными. По мнению Валесия, это были главным образом Сократ и Созомен; Тщательное исследование Альберта Гульденпеннинга поставило на первое место Руфина , а рядом с ним Евсевия Кесарийского , Афанасия , Созомена, Сабина , Филосторгия , Григория Назианзена и, менее всего, Сократа. Н. Глубоковский считает Евсевия, Руфина, Филосторгия и, возможно, Сабина.
По просьбе высокопоставленного чиновника по имени Спораций Феодорит составил « Сборник еретических сообщений» ( Haereticarum fabularum compendium ), включавший ересиологию (книги I-IV) и «Сборник божественных догматов» (книга V), который, помимо Оригена и , De principiis богословский труд Иоанна Дамаскина являются единственным систематическим представлением богословия греческих отцов .
История монахов Сирии
[ редактировать ]« История религии», также известная как «История монахов Сирии» , с приложением о божественной любви , содержит биографии тридцати (десяти ныне живущих) аскетов, представленных в качестве религиозных образцов. Это документ, имеющий огромное значение для понимания сложности роли ранних монашествующих как в обществе, так и в церкви; он также примечателен тем, что представляет модель аскетического авторитета, которая резко противоречит « Жизни Антония» Афанасия .
Из 30 монахов, перечисленных в «Истории монахов Сирии» , последние 10 монахов жили в то время, когда Феодорит писал книгу, в V веке. [22]
- Иаков Нисибисский (ум. 337–38)
- Юлиан Сабас (ум. 367)
- Марциан (ум. 380 г.)
- Евсевий Теледский ( эт. 350-е)
- Публий (эт. 350-е)
- Симеон Старший (эт. 370-е)
- Палладий Антиохийский (эт. 370-е)
- Афрахат (410 г. н.э.)
- Петр Галат (ок. 403 г. )
- Феодосий (405 г. н. э.)
- Римлянин (400 г. н.э.)
- Зенон Отшельник (ум. 410-е гг.)
- Македоний Сирийский (ум. 420)
- Месима (конец IV века)
- Асепсимас (конец 4 века)
- Браун (ум. 410 с)
- Авраам (ум. 420 г.)
- Евсевий Асихинский (ум. 430-е гг.)
- Саламанес
- Мужья (ок. 430 г.)
- Джеймс из Киррестики
- Талассий , Лимней , Иоанн
- Зебинас , Полихроний , Асклепий
- Симеон Столпник
- Барадат
- Талелей
- Марана и Кира
- Домнина Сирийская
Письма
[ редактировать ]По сравнению с более чем 500 письмами, известными Никифору Каллисту в четырнадцатом веке, до двадцатого века дожило лишь около половины этого числа. Сохранились три коллекции, хотя между ними есть некоторое совпадение. 179 писем были отредактированы Дж. Сирмондом в семнадцатом веке. писем из рукописи, найденной им в монастыре Патмос К ним Я. Саккелион добавил еще 47 опубликованных им в 1855 году. [23] В соборных записях сохранилось 36 грамот. Эти письма дают представление о сельском христианстве на севере Сирии, а также дают представление об отношениях епископов; можно увидеть намеки на развитие христологических вопросов между Эфесским и Халкидонским соборами; есть утешительные и хвалебные письма; во всем раскрывается щедрая и чуткая душа пастыря. [12]
Английский перевод сохранившихся писем входит в книгу « Никейские и постникейские отцы» (2 сер., III, 250–348). [24]
Лингвистический интерес
[ редактировать ]В нескольких работах Феодорит продемонстрировал интерес к лингвистическим проблемам, связанным с переводами священных текстов и богословских произведений, уделяя особое внимание литературному обмену между двумя языками, греческим и сирийским. [25] [26] Сам Феодорит принадлежал к сильно эллинизированному городскому ландшафту римской Сирии . [27] но его арамейское происхождение, [28] знание арамейского языка (у греков называемого сирийским ) позволило ему отметить некоторые особенности языка его предков. Зная о региональных различиях арамейских диалектов, он записал, что « осренцы, сирийцы, жители Евфрата, палестинцы и финикийцы — все говорят на сирийском языке, но со многими различиями в произношении ». [29] Региональная (провинциальная) дифференциация арамейских диалектов Феодоритом включала явное различие между «сирийцами» (как носителями арамейского языка в собственно Сирии , к западу от Евфрата ) и «осроенами» как носителями арамейского языка в Осроене (восточный регион с центром в Эдессе ), тем самым показывая, что диалект «сирийцев» (носителей арамейского языка в собственно Сирии), как известно, имел несколько иное произношение, чем диалект «осроенцев» (носителей эдесского арамейского языка). [30] [31]
Переводы
[ редактировать ]- Переводы некоторых сочинений Феодорита можно найти в «Никейских и постникейских отцах» .
- Двуязычное издание «Эранистов » было опубликовано издательством Oxford University Press в 1974 году.
- Феодорит Кирский. О божественном провидении , перевод и аннотации Томаса П. Халтона , 1988 ( Древние христианские писатели , 49) ISBN 9780809104208
- Феодорит Кирский. Лекарство от языческих недугов , перевод и введение Томаса П. Халтона, 2013 г. (Древние христианские писатели, 67) ISBN 9780809106066
- Эттлингер, Г.Х., 2003. Теодорет: Эранистес, ФК , Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки.
- Петруччионе, Джон Ф. и Р. К. Хилл, 2007. Теодорит Кирский. Вопросы о Октанихе , греческий текст и английский перевод, Вашингтон, округ Колумбия, Издательство Католического университета Америки .
- RC Hill опубликовал переводы на английский язык « Комментария к псалмам» (2000, 2001), « Комментария к песням песней» (2001) и « Комментария к посланиям святого Павла» (2001).
- Иштван Пастори-Купан, Теодорит Кирский (Routledge, 2006), включает полные переводы книг «О Троице» , «О воплощении» , а также отрывки из «Лекарства от греческих болезней» и «Сборника еретических мифов» . [32]
- Двуязычные издания (греческий текст с параллельным французским переводом) некоторых из упомянутых выше текстов были опубликованы в последние годы в Sources Chrétiennes .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Восточно -православный протопресвитер Михаил Помазанский неоднократно называет его «Блаженным». [1] Иеромонах Серафим Роуз также называет Феодорита «Блаженным» в своей книге «Место блаженного Августина в Православной Церкви» , объясняя природу термина «Блаженный» в Русской Православной Церкви , ссылаясь на то, как оба св. Августина и Иеронима также называют «Блаженными», несмотря на то, что они входят в календарь православных святых . [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Православное догматическое богословие
- ^ Роуз, Серафим (1983). Место блаженного Августина в Православной Церкви . Платина, Калифорния: Братство Святого Германа Аляскинского. п. 33.
- ^ Теодорит, История религии , 9.
- ^ Теодорит, История религии , 13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Баур, Златоуст. «Теодорит». Католическая энциклопедия Том. 14. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1912. 8 февраля 2019 г.
- ^ Young & Teal 2004 , с. 323.
- ^ Это свидетельство предполагается, потому что, когда позже его лишили кафедры, он просит разрешения вернуться в этот монастырь, объясняя, что он находится в 75 милях от Антиохии и в 20 милях от его епископского города. ( Эпизод 119). Янг и Тил 2004 , с. 324
- ^ Чисхолм 1911 .
- ^ Young & Teal 2004 , с. 324.
- ^ 457 - традиционная дата, 466 удерживала поле зрения в течение нескольких десятилетий (Э. Хонигманн (1953)), но теперь предлагается 460 (Й. Азема (1984).
- ^ Лаут 2004 , с. 349.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лаут 2004 , с. 350.
- ^ Young & Teal 2004 , стр. 333–338.
- ^ В девятнадцатом веке А. Эрхард показал, что эти две работы, хотя и приписываемые Кириллу, на самом деле представляют доктринальные взгляды Теодорита; некоторые фрагменты, цитаты, приведенные под именем Феодорита, доказывают, что на самом деле это произведения Феодорита, а не Кирилла. Янг и Тил 2004 , с. 328
- ^ К тому же относятся главы xiii-xv, xvii и краткие части других глав фрагментов, которые Жан Гарнье ( Auctarium ) включил под названием «Пентология Теодорита о воплощении» , а также три из пяти фрагментов, упомянутых Мариусом Меркатором. к пятой книге какого-то сочинения Феодорита. Это полемика против арианства и аполлинарианства.
- ^ PG , cxxvi. 392 кв.м.
- ^ Young & Teal 2004 , с. 328.
- ^ Glubokovskij ii. 142
- ^ ( Послание cxiii, cxvi)
- ^ Qquestion [ так в оригинале ? ] 1, Лев., ПГ , lxxx. 297 кв.м.
- ^ «Платон и Теодорет, христианское присвоение платонической философии и эллинское интеллектуальное сопротивление :: Древняя философия :: Издательство Кембриджского университета» . Кембридж.орг . Проверено 14 октября 2013 г.
- ^ Прайс, РМ (1985). «История монахов Сирии» Феодорита Киррского . Цистерцианские исследования 88. Каламазу, Мичиган: Цистерцианские публикации.
- ^ М. Моника Вагнер, «Глава византийской эпистолографии, письма Теодорита Кира», Dumbarton Oaks Papers , 4 (1948), стр. 126
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Теодорит ». Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Гино 1993 , с. 60-71.
- ^ Леманн 2008 , с. 187-216.
- ^ Миллар 2007 , с. 105-125.
- ^ Каниве 1957 , с. 27.
- ^ Петруччионе и Хилл 2007b , с. 343.
- ^ Брок 1994 , с. 149.
- ^ Тейлор 2002 , с. 302.
- ^ Кубок Шеперда 2006 .
Источники
[ редактировать ]- Брок, Себастьян П. (1994). «Греческий и сирийский язык в позднеантичной Сирии» . Грамотность и власть в древнем мире . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 149–160, 234–235. ISBN 9780521587365 .
- Каниве, Пьер (1957). История апологетического предприятия в V веке . Париж: Кровь и гей.
- Каниве, Пьер (1977). Сирийское монашество по Феодориту Кирскому . Париж: Бошен. ISBN 9782701000763 .
- Грильмайер, Алоис (1975) [1965]. Христос в христианской традиции: от апостольского века до Халкидона (451 г.) . Том. 1 (2-е исправленное изд.). Атланта: Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664223014 .
- Гино, Жан-Ноэль (1993). «Кто такой «сириец» в комментариях Теодорита Кира?» . Студия Патристика . 25 :60–71. ISBN 9789068315196 .
- Леманн, Хеннинг Дж. (2008). «Какой родной язык был у Феодорита? - Вопрос открытый или закрытый?» . Исследователи Библии в Сирии 4-го и 5-го веков: места обучения, боковые огни и сирийцы . Орхус: Издательство Орхусского университета. стр. 187–216. ISBN 9788779343900 .
- Лаут, Эндрю (2004). «Иоанн Златоуст Феодориту Киррскому» . Кембриджская история раннехристианской литературы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 342–352. ISBN 9780521460835 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450-680 гг. н. э. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство семинарии Св. Владимира. ISBN 9780881410563 .
- Миллар, Фергюс (2007). «Феодорит Киррский: сириец в греческой одежде?» . От Рима до Константинополя: исследования в честь Аверил Кэмерон . Левен: Издательство Peeters. стр. 105–125. ISBN 9789042919716 .
- Пастори-Купан, Иштван (2006). Феодорит Кирский . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781134391769 .
- Петруччионе, Джон Ф.; Хилл, Роберт С., ред. (2007а). Феодорит Кирский: Вопросы по Восьмикнижию . Том. 1. Вашингтон: COA Press. ISBN 9780813214993 .
- Петруччионе, Джон Ф.; Хилл, Роберт С., ред. (2007б). Феодорит Кирский: Вопросы по Восьмикнижию . Том. 2. Вашингтон: COA Press. ISBN 9780813215013 .
- Тейлор, Дэвид ГК (2002). «Двуязычие и диглоссия в позднеантичной Сирии и Месопотамии» . Двуязычие в древнем обществе: языковой контакт и письменное слово . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 298–331. ISBN 9789004264410 .
- Янг, Фрэнсис; Тил, Эндрю (2004). От Никеи до Халкидона: Путеводитель по литературе и ее предыстории (2-е изд.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Феодорит Кирский» . Инициатива «Перекресток».
- Работы Теодорита в CCEL
- Греческая опера «Омния» Минне Патрологии Греки с аналитическими указателями и согласованиями, сделанными по всем произведениям.
- Иштван Пастори-Купан: Двойной трактат Феодорита Кира о Троице и о воплощении: Антиохийский путь в Халкидон (докторская диссертация)
- Работы Теодорита в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 390 рождений
- 450 смертей
- Отцы Церкви
- Ассирийская церковь Востока
- Христианский антигностицизм
- Сирийские епископы V века
- Древние христиане участвовали в спорах
- Апамея, Сирия
- Комментаторы Библии
- несторианство
- Люди из Кирра
- Византийские историки V века
- Участник Эфесского Собора.
- Участник Халкидонского Собора.