Jump to content

Маркионизм

(Перенаправлено с Маркионита )

Маркионизм раннехристианская дуалистическая система верований , зародившаяся в учении Маркиона Синопского в Риме около 144 года нашей эры. [1] Маркион был раннехристианским богословом . [2] евангелист , [2] и важная фигура в раннем христианстве . [2] [3] Он был сыном епископа Синопа в Понте . Около середины II века (140–155) он отправился в Рим, где присоединился к сирийскому гностику Сердо . [4]

Маркион проповедовал, что доброжелательный Бог Евангелия, пославший Иисуса Христа в мир как спасителя, был истинным Высшим Существом , отличным от злонамеренного Демиурга или бога-творца , отождествляемого с еврейским Богом Ветхого Завета и противостоящего ему . [2] [3] [5] Он считал себя последователем апостола Павла , которого он считал единственным истинным апостолом Иисуса Христа . [2] [3]

Канон Маркиона , возможно, первый христианский канон , когда-либо составленный, состоял из одиннадцати книг: Евангелия , которое представляло собой сокращенную версию Евангелия от Луки , и десяти посланий Павла . [2] [3] [6] Канон Маркиона отверг весь Ветхий Завет, а также все другие послания и евангелия того, что впоследствии стало каноном Нового Завета из 27 книг , который при его жизни еще не был составлен. [2] [3] [7] [8] Послания Павла занимают видное место в марионитском каноне, поскольку Маркион считал Павла единственным истинным апостолом Христа. [2] [3] [8]

Маркионизм был осужден его противниками как ересь и выдвинут против него ранними отцами церкви , в частности Тертуллианом в его пятикнижном трактате Adversus Marcionem ( «Против Маркиона» ) примерно в 208 году. [2] [3] Сочинения Маркиона утеряны, хотя они широко читались и, множество рукописей . должно быть, существовало [2] [3] Несмотря на это, многие ученые утверждают, что можно реконструировать и вывести большую часть древнего маркионизма на основе того, что более поздние критики, особенно Тертуллиан, говорили о Маркионе. [2] [3] [9]

Согласно Тертуллиану и другим писателям раннего протоортодоксального христианства , движение, известное как маркионизм, началось с учения и Маркиона от церкви около 144 года. Сообщается, что Маркион был богатым судовладельцем, сыном епископа Синопы Понтийского отлучения , Малая Азия . Он прибыл в Рим ок. 140, вскоре после восстания Бар-Кохбы . Организация продолжалась на Востоке в течение нескольких столетий спустя, особенно за пределами Византийской империи, в районах, где позже будет доминировать манихейство . [ нужна ссылка ]

Раскол внутри маркионизма

[ редактировать ]

Во время правления императора Коммода (180–192 гг.) Маркионизм разделился на различные мнения с разными лидерами; среди которых был Апеллес , которого Родо описывает так: «...гордясь своим образом жизни и своим возрастом, признает один принцип, но говорит, что пророчества исходят от противоположного принципа, будучи приведен к этой точке зрения откликами некоего девица по имени Филумена, одержимая демоном». Однако «другие, среди которых были Потит и Василик, придерживались двух принципов, как и сам Маркион. Другие считают, что существует не только две, но и три природы. Из них Синерос был лидером и главным». [10]

В начале III века отколовшаяся группа маркионитов была основана Ассирийцем Препоном , который утверждал, что существует промежуточная духовная сущность между добрыми и злыми богами. [11]

Посылка маркионизма состоит в том, что многие учения Христа несовместимы с действиями Бога Ветхого Завета . Сосредоточив внимание на евангельских традициях Павла , Маркион чувствовал, что все другие концепции Евангелия, и особенно любая связь с религией Ветхого Завета, противоречат и отступают истине от нее. Далее он рассматривал аргументы Павла относительно закона и Евангелия , гнева и благодати, дел и веры, плоти и духа, греха и праведности , смерти и жизни как суть религиозной истины. Он приписывал эти аспекты и характеристики двум принципам: праведному и гневному Богу Ветхого Завета , который в то же время тождественен творцу мира, и второму Богу Евангелия, который есть только любовь и милосердие. [12]

Маркиониты считали, что Бог еврейской Библии был непоследовательным, ревнивым, гневным и склонным к геноциду, и что созданный им материальный мир был дефектным и являлся местом страданий; Бог, создавший такой мир, — неумелый или злонамеренный демиург .

В Боге [Ветхого Завета] он видел существо, характером которого было суровое правосудие, а следовательно, гнев, сварливость и немилосердие. Закон, управляющий природой и человеком, казался ему соответствующим характеристикам этого Бога и явленному им закону, и этот Бог является творцом и господином мира ( κοσμοκράτωρ [английская транслитерация: космократор/космократор]). Как закон, управляющий миром, негибок, но, с другой стороны, полон противоречий и порой жесток, и как закон Ветхого Завета демонстрирует те же черты, так и Бог творения был для Маркиона существом, которое соединил в себе все градации качеств от справедливости до злонамеренности, от упрямства до непоследовательности». [13]

По верованиям марионитов, Иисус был не еврейским Мессией , а духовной сущностью, посланной Монадой , чтобы раскрыть правду о существовании, тем самым позволив человечеству избежать земной ловушки демиурга. Маркион называл Бога «Чужим Богом» или «Чужим Богом» в некоторых переводах, поскольку это божество ранее не взаимодействовало с миром и было совершенно неизвестно. также Неизвестный Бог эллинизма См . и проповедь в Ареопаге .

Различные популярные источники причисляют Маркиона к гностикам , но, как говорится в Оксфордском словаре христианской церкви (3-е изд.) , «очевидно, что он мало симпатизировал их мифологическим спекуляциям » (стр. 1034). В 1911 году Генри Уэйс заявил:

Современный богослов отвернулся бы от мечтаний валентинианства с молчаливым презрением; но он не мог отказаться от обсуждения вопроса, поставленного Маркионом, о том, существует ли такое противоречие между различными частями того, что он считает словом Божьим, что все они не могут исходить от одного и того же автора.

Основное различие между маркионитами и гностиками заключалось в том, что гностики основывали свое богословие на тайной мудрости (как, например, Валентиний , который утверждал, что получил тайную мудрость от Теуда , который получил ее непосредственно от Павла), которой они утверждали, что обладают, тогда как Маркион основывал свою теологию на содержании Посланий Павла и записанных высказываниях Иисуса — другими словами, на аргументе из Священного Писания, где Маркион определял, что является Священным Писанием, а что нет. Кроме того, считается, что христология маркионитов была преимущественно докетической и отрицала человеческую природу Иисуса. Возможно, это произошло из-за нежелания маркионитов поверить в то, что Иисус был сыном и Бога-Отца, и демиурга . Ученые раннего христианства расходятся во мнениях относительно того, следует ли классифицировать Маркиона как гностика: Адольф фон Гарнак не классифицирует Маркиона как гностика, [14] тогда как GRS Mead делает это. [15] Гарнак утверждал, что Маркион не был гностиком в строгом смысле слова, потому что Маркион отвергал тщательно продуманные мифы о творении и не претендовал на обладание особым откровением или тайным знанием. Мид утверждал, что марионизм имеет определенные точки соприкосновения с гностицизмом, поскольку он считает, что создатель материального мира не является истинным божеством, отказ от материализма и утверждение трансцендентного , чисто доброго духовного царства в противоположность злому физическому царству, вера в Иисуса. был послан «Истинным» Богом для спасения человечества, центральная роль Иисуса в раскрытии требований спасения, вера Павла в передачу этой «мудрости» и ее докетизм . Согласно в Британской энциклопедии 1911 года: статье о Маркионе [16]

Это была не просто школа для образованных, не раскрывающая тайн для избранных, но стремившаяся заложить фундамент христианской общины на чистом Евангелии , на подлинных институтах Христа . Однако чистое Евангелие, как обнаружил Маркион, повсюду в христианских кругах его времени было более или менее искаженным и искаженным. Таким образом, его предприятие привело к реформированию христианского мира . Эта реформация должна была избавить христианский мир от ложных иудейских доктрин путем восстановления концепции Евангелия Павла , причем Павел был, по мнению Маркиона, единственным апостолом , который правильно понял новое послание спасения , переданное Христом. Таким образом, по мнению самого Маркиона, основание его церкви, к которой его сначала побудило сопротивление, равносильно реформации христианского мира через возвращение к Евангелию Христа и Павла; кроме этого ничего нельзя было принять. Это само по себе показывает, что ошибочно причислять Маркиона к гностикам . Дуалистом он , конечно, был, но не гностиком.

Маркионизм показывает влияние эллинистической философии на христианство и представляет моральную критику Ветхого Завета с точки зрения платонизма . По мнению Гарнака, секта, возможно, побудила других христиан ввести формальное изложение верований в свою литургию (см. Символ веры ) и сформулировать канон авторитетного Священного Писания собственный , тем самым в конечном итоге создав нынешний канон Нового Завета .

Что же касается главного вопроса, знал ли он или предполагал существование письменного Нового Завета Церкви в каком бы то ни было смысле, то в этом случае утвердительный ответ весьма маловероятен, потому что, если бы это было так, он был бы был вынужден совершить прямую атаку на Новый Завет Церкви, и если бы такая атака была сделана, мы бы услышали о ней от Тертуллиана. Маркион, напротив, рассматривает католическую церковь как церковь, «следующую Завету Бога-Творца», и направляет всю силу своей атаки против этого Завета и против фальсификации Евангелия и посланий Павла. Его полемика, несомненно, была бы гораздо менее простой, если бы он выступал против Церкви, которая, располагая Новым Заветом рядом с Ветхим Заветом, ipso facto поместила последний под покровительство первого. На самом деле позиция Маркиона по отношению к католической церкви понятна во всей силе своей простоты только при условии, что церковь еще не имела в своих руках никакой «litera scripta». Нови Завети ». [17]

Считается, что Маркион навязал суровую мораль своим последователям, некоторые из которых пострадали от преследований. В частности, он отказался повторно принять тех, кто отрекся от своей веры под римскими гонениями; см. также Лапси (христианин) .

Маркионитовый канон

[ редактировать ]
Учение Маркиона. Март Сандер (смешанная техника, 2014)

Тертуллиан утверждал, что Маркион был первым, кто отделил Новый Завет от Ветхого Завета . [18] Говорят, что Маркион собрал Священные Писания из еврейской традиции и сопоставил их с высказываниями и учениями Иисуса в работе, озаглавленной « Антитезис» . [19] Помимо Антитезы , Завещание маркионитов также состояло из Евангелия Христова , которое представляло собой версию Евангелия от Луки, предложенную Маркионом и которую маркиониты приписывали Павлу, и которое во многих отношениях отличалось от версии, которая сейчас считается канонической. [20] Кажется, в нем отсутствовали все пророчества о пришествии Христа, а также повествование о Младенчестве и крещении, и в целом стихи были более краткими. В него также вошли десять посланий Павла в следующем порядке: Галатам , 1 Коринфянам , 2 Коринфянам , Римлянам , 1 Фессалоникийцам , 2 Фессалоникийцам , Лаодикийцам , Колоссянам , Филимону , Филиппийцам . [21]

Маркион Синопский

В Апостоликон Маркиона не вошли пастырские послания и Послание к Евреям . Согласно Мураторианскому канону , в него входили марионитское псевдо-Павлово послание к александрийцам и послание к лаодикийцам . [22] Содержание этого послания маркионита к лаодикийцам неизвестно. Некоторые ученые приравнивают его к Посланию к Ефесянам, поскольку последнее изначально не содержало слов «в Ефесе», а также потому, что это единственное непастырское послание Павла, отсутствующее в Маркионитском каноне, что позволяет предположить, что лаодикийцы были просто ефесянами под другим именем. . [23] Послание к Александрийцам не известно ни из какого другого источника; Сам Маркион, похоже, никогда об этом не упоминал.

Объединив эти тексты, Маркион отредактировал, возможно, первый канон Нового Завета , который он назвал Евангелием и Апостоликоном, что отражает его веру в писания Иисуса и апостола Павла соответственно. Реконструкция содержания Евангелиона и Апостоликона на английском языке, засвидетельствованная в святоотеческих источниках, была опубликована Джейсоном Дэвидом Бедуном в 2013 году. [24]

Прологи к посланиям Павла (которые не являются частью текста, а представляют собой короткие вводные предложения, которые можно найти в современных учебных Библиях). [25] ), найденный в нескольких старых латинских кодексах , в настоящее время широко считается написанным Маркионом или одним из его последователей. Гарнак делает следующее утверждение: [26]

Мы действительно давно знали, что маркионитские чтения проникли в церковный текст Посланий Павла, но теперь, в течение семи лет, мы знаем, что Церкви действительно приняли маркионитские предисловия к Посланиям Павла! Де Брюйне сделал одно из лучших открытий позднейшего времени, доказав, что те предисловия, которые мы читаем сначала в Кодексе Фулденсис , а затем в ряде более поздних рукописей, являются маркионитскими и что церкви не заметили раздвоенного копыта.

И наоборот, несколько ранних латинских кодексов содержат антимаркионитские прологи к Евангелиям.

Сравнение

[ редактировать ]
Маркионитовый канон
(ок. 130–140)
Современный канон
(ок. 4 века)
Раздел Книги Раздел Книги
Евангеликон Евангелия
( Евангелие )
( не существует ) ( никто ) Действия
Апостоликон Послания Павла
( не существует ) ( никто ) Католические послания
( не существует ) ( никто ) Апокалипсисы
1. Содержание неизвестно; некоторые ученые приравнивают его к Посланию к Ефесянам.

Реакция ранних христиан на Маркиона

[ редактировать ]

По замечанию Оригена ( Комментарий к Евангелию от Матфея 15,3), Маркион «запрещал аллегорические толкования Священного Писания». Тертуллиан оспорил это в своем трактате против Маркиона. [ нужна ссылка ]

Тертуллиан вместе с Епифанием Саламинским также обвинил Маркиона в том, что он отложил в сторону евангелия Матфея, Марка и Иоанна и использовал Луку только . Тертуллиан процитировал Луки 6:43–45 («хорошее дерево не приносит плохих плодов»). [27] и Луки 5:36–38 («никто не отрывает куска от новой одежды, чтобы залатать старую одежду, и не вливает молодое вино в ветхие мехи »), [28] выдвигая теорию о том, что Маркион намеревался восстановить подлинное учение Иисуса. Ириней утверждал,

Спасение [Маркиона] будет достигнуто только теми душами , которые изучили его учение ; тело же, как взятое из земли, неспособно участвовать в спасении . [29]

Тертуллиан также подверг критике эту точку зрения в «De Carne Christi» . [ нужна ссылка ]

Поликарп , по словам Ириная в его сочинении «Adversus Haereses» , имел встречу с Маркионом:

И сам Поликарп ответил Маркиону, встретившему его однажды, и спросил: «Знаешь ли ты меня?» «Я знаю тебя, первенец сатаны».

Ипполит сообщил, что призрачный (и докетистский) Христос Маркиона «раскрылся как человек, хотя и не человек», и на самом деле не умер на кресте. [30] Однако Эрнест Эванс, редактируя эту работу, отмечает:

Возможно, это не было собственным убеждением Маркиона. Это, конечно, была точка зрения Гермогена (ср. Тертуллиан, Adversus Hermogenem ) и, вероятно, других гностиков и маркионитов, которые считали, что неразрешимость этого вопроса объясняет многие несовершенства мира. [ нужна страница ]

Исламские счета

[ редактировать ]

Арабское , которые, по-видимому , название маркионизма, marqiyūniyya , подтверждается несколькими историческими источниками Золотого века ислама показывают, что скудная марионитская община продолжала существовать на Ближнем Востоке вплоть до десятого века. Например, христианский писатель Фома из Марги утверждает, что в конце восьмого века митрополит Гелана и Дайлама Шувхалишо путешествовал по отдаленным частям своей епархии, проповедуя «среди язычников, маркионитов и манихеев». [31] Подобным же образом мусульманский библиограф X века Ибн ан-Надим заходит так далеко, что утверждает, что маркиониты «многочисленны в Хорасане » и что там «они практикуют открыто, как манихеи ». [32] Хотя информация о хорасанитских маркионитах не содержится ни в одном другом историческом источнике, Ибн ан-Надим, тем не менее, также цитирует «надежного информатора» ( thiḳa ), «который, по его словам, видел маркионитские книги и который сообщил, что их почерк напоминал манихейский. ." [33] [34]

Те средневековые мусульманские писатели, которые специализировались на изучении иностранных религий, часто точно излагали марионитское богословие. Например, аль-Масуди (ум. 956) утверждает, что маркиониты учили «двум принципам, добру и злу, а справедливость является третьим (принципом) между ними». [35] которые, по мнению де Блуа, являются явными отсылками к вере маркионитов в «доброго бога, злую материю и справедливого бога». [34] В большинстве случаев исламские ссылки на маркионизм на самом деле являются ссылками на то, что было названо «неомаркионизмом», ответвление секты, которая, по-видимому, существовала в Хорасане в десятом веке. [34] Классические мусульманские мыслители отвергали все виды марионитского богословия как отклонения от истины, а некоторые мыслители, такие как Ибн аль-Малахими (ок. 1050 г.), полемизировали против них, как другие делали это против никейского христианства . [34] Это, однако, не помешало многим из тех же мыслителей изучать маркионитов с антропологической или социологической точки зрения, как это видно из расширенного упоминания Ибн аль-Малахими об обычаях маркионитов. [34]

Дальнейшая стипендия

[ редактировать ]

В книге «Утраченное христианство» Барт Эрман противопоставляет маркионитов и эбионитов как полярные концы спектра по отношению к Ветхому Завету . [36] Эрман признает, что многие идеи Маркиона очень близки к тому, что сейчас известно как « гностицизм », особенно его неприятие еврейского Бога , его неприятие Ветхого Завета и его неприятие материального мира, а также его превознесение Павла как главный апостол. Существовали раннехристианские группы, такие как эвиониты , которые не принимали писания Павла как часть своего канона. Эрман утверждает, что Маркион, вероятно, «ненавидел евреев и все еврейское». [37]

Роберт М. Прайс считает канон Павла единым собранием посланий, несмотря на проблему, вызванную отсутствием знаний о том, как они были собраны, когда они были собраны, кто их собрал и отправил их копии в различные церкви. [38] Прайс исследовал несколько исторических сценариев и пришел к выводу, что Маркион был первым человеком в зарегистрированной истории, который, как известно, собрал сочинения Павла и разослал их копии различным церквям в качестве канона. Он резюмирует:

Но первым собирателем посланий Павла был Маркион. Никто другой, о котором мы знаем, не был бы хорошим кандидатом, особенно, по существу, вымышленные Лука, Тимофей и Онисим. И Маркион, как показывают Беркитт и Бауэр, прекрасно отвечает всем требованиям. [39]

Дэвид Тробиш утверждает, что доказательства, обнаруженные при сравнении древнейших рукописей посланий Павла, доказывают, что несколько посланий ранее были собраны в антологию, которая была опубликована отдельно от Нового Завета, и в целом эта антология затем была включена в Новый Завет. Тробиш также утверждает, что Павел сам собирал свои письма для публикации. [40]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ 115 лет и 6 месяцев от распятия Иисуса , согласно Adversus подсчетам Тертуллиана в Marcionem , XV.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Эрман, Барт Д. (2005) [2003]. «На полярных концах спектра: раннехристианские эбиониты и маркиониты» . Утраченные христианства: битвы за Писание и веры, которых мы никогда не знали . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . стр. 95–112. дои : 10.1017/s0009640700110273 . ISBN  978-0-19-518249-1 . LCCN   2003053097 . S2CID   152458823 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Данн, Джеймс Д.Г. (2016). « Апостол еретиков»: Павел, Валентин и Маркион» . В Портере, Стэнли Э .; Юн, Дэвид (ред.). Павел и Гносис . Политические исследования. Том. 9. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 105–118. дои : 10.1163/9789004316690_008 . ISBN  978-90-04-31668-3 . LCCN   2016009435 . S2CID   171394481 .
  4. ^ История христианской церкви , Том II: Доникейское христианство. 100–325 гг. н.э. Маркион и его школа, ФИЛИП ШАФФ [1]
  5. ^ БеДун, Джейсон (2015). «Новый Маркион» (PDF) . Форум . 3 (осень 2015 г.): 165. Архивировано из оригинала (PDF) 25 мая 2019 г. Проверено 23 декабря 2023 г.
  6. ^ Эрман, Барт Д. (2005). Неверное цитирование Иисуса: история того, кто изменил Библию и почему . Нью-Йорк: HarperOne. п. 33 . ISBN  978-0-06-085951-0 .
  7. ^ «Церковная история Евсевия» . Ccel.org. 01.06.2005 . Проверено 25 января 2013 г.
  8. ^ Jump up to: а б Эрман, Барт Д. Неверное цитирование Иисуса . стр. 33–34.
  9. ^ Эрман, Барт Д. Неверное цитирование Иисуса . п. 163.
  10. ^ Евсевий Кесарийский, Церковная история , Книга V. Глава xiii.
  11. ^ Ипполит, Опровержение всех ересей , книга 7, гл. 19
  12. ^ Адольф фон Гарнак , История догмы , том. 1, гл. 5, с. 269
  13. ^ Гарнак, там же. , стр.271
  14. ^ Статья об Адольфе фон Гарнаке
  15. ^ GRS Mead , Фрагменты забытой веры: некоторые короткие очерки среди гностиков первых двух столетий (Лондон, 1906), с. 246.
  16. ^ фон Гарнак, Адольф (1911). «Марсион» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 191–693.
  17. ^ Гарнак, Происхождение Нового Завета , приложение 6, стр. 222–23.
  18. ^ McDonald & Sanders, редакторы, The Canon Debate , 2002, глава 18 Эверетта Фергюсона, стр. 310, цитируя De praescriptione haereticorum Тертуллиана 30: «Поскольку Маркион отделил Новый Завет от Ветхого, он обязательно следует за тем, что он отделил, поскольку только в его власти было разделить то, что прежде было соединено, поскольку оно было соединено до его разделения, факт его последующего разделения доказывает также последовательность действий человека, осуществившего разделение». Страница 308, примечание 61 добавляет: «[Вольфрам] Кинциг предполагает, что именно Маркион обычно называл свою Библию testamentum [завещание по-латыни]».
  19. ^ Презентация Библиотеки Гностического общества Маркиона Антитезы
  20. ^ Маркионитской исследовательской библиотеки Презентация Евангелия от Маркиона
  21. ^ «Самая первая Библия» . theveryfirstbible.org . Проверено 4 ноября 2021 г.
  22. ^ Мид 1931.
  23. ^ Адриан Козад. «Книга седьмая Апостоликона: Послание апостола Павла к Лаодикийцам» (PDF) . Маркионитовая научная библиотека . Мелисса Катлер . Проверено 6 июля 2018 г.
  24. ^ БеДун, Джейсон (2013). Первый Новый Завет: библейский канон Маркиона . Полбридж Пресс. ISBN  978-1-59815-131-2 .
  25. ^ «Происхождение Нового Завета – Эфирная библиотека христианской классики» . Ccel.org. 22 июля 2005 г. Проверено 31 июля 2012 г.
  26. ^ «Происхождение Нового Завета – Эфирная библиотека христианской классики» . Ccel.org. 22 июля 2005 г. Проверено 31 июля 2012 г.
  27. ^ Эрнест Эванс (08 декабря 2001 г.). «Тертуллиан «Против Маркиона» 1,2» . Тертуллиан.орг . Проверено 25 января 2013 г.
  28. ^ Тертуллиан (22 июня 2002 г.). « Против Маркиона» 4.11.9» . Перевод Эрнеста Эванса. Тертуллиан.орг . Проверено 25 января 2013 г.
  29. ^ Против ересей , 1.27.3
  30. ^ Тертуллиан Adversus Marcionem («Против Маркиона») , переведенный и отредактированный Эрнестом Эвансом
  31. ^ Фома из Марги, Книга правителей , сирийский текст, изд. Бадж, Лондон, 1893 г., с. 261
  32. ^ Указатель, изд. Таджаддуд, с. 402
  33. ^ Указатель, изд. Таджаддуд, с. 19
  34. ^ Jump up to: а б с д и де Блуа, ФК, «Маркиюния», в: Энциклопедия ислама, второе издание , под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс.
  35. ^ аль-Масуди, Танбих , 127.
  36. ^ Интервью Деборы Колдуэлл (17 февраля 2011 г.). «Интервью с Бартом Эрманом об утраченном христианстве» . Beliefnet.com . Проверено 25 января 2013 г.
  37. ^ Эрман, Барт Д. (2003). Утраченные христианства: битвы за Писание и веры, которых мы никогда не знали . США: Издательство Оксфордского университета . стр. 103, 111. ISBN.  978-0-19-514183-2 .
  38. ^ « Эволюция канона Павла Роберта Прайса» . Depts.drew.edu. Архивировано из оригинала 14 января 2013 г. Проверено 25 января 2013 г.
  39. ^ Прайс, Роберт (2012). Удивительный колоссальный апостол . Подписные книги. ISBN  978-1-56085-216-2 . [ нужна страница ]
  40. ^ Тробиш, Дэвид (2001). Сборник писем Павла . Публикации «Тихая вода». ISBN  978-0-96639667-6 . [ нужна страница ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bde3ea718f459cf85812ce7a730830ed__1719497400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/ed/bde3ea718f459cf85812ce7a730830ed.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marcionism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)